Пояснительная записка 3 Планируемые результаты реализации программы 5 icon

Пояснительная записка 3 Планируемые результаты реализации программы 5



НазваниеПояснительная записка 3 Планируемые результаты реализации программы 5
Дата конвертации05.04.2013
Размер90.96 Kb.
ТипПояснительная записка
источник



Структура программы

  1. Пояснительная записка 3

  2. Планируемые результаты реализации программы 5

  3. Основные разделы программы 6

  4. Методические рекомендации 7



Пояснительная записка

Программа ориентирована на реализацию общеинтеллектуального и духовно-нравственного направлений в воспитании и развитии детей. Программа предназначена для учащихся первого класса и рассчитана на 54 часа (по 4 часа аудиторных и 2 часа внеаудиторных в месяц).

В основе программы лежат идеи начального литературного образования В.А.Левина, Л.Е.Стрельцовой, Н.Д.Тамарченко, Н.А.Чураковой и других. Цель и задачи определяются психологическими закономерностями художественного развития в дошкольном и младшем школьном возрасте. Художественное образование в начальной школе, построенное исходя из этих закономерностей:

  • Учитывает личностные достижения дошкольного художественного развития ученика и опирается на них;

  • Обеспечивает полноценное восприятие искусства младшими школьниками

  • Ориентируется на задачи дальнейшего художественного образования, подготавливая художественное развитие в подростковом и юношеском возрасте. (Левин В.А.)

Способы занятия дошкольников с книгой игровые и коммуникативные: игровое непосредственное переживание, чтение как общение с читающим взрослым, игра в школу, где чтение выступает как школьный вид занятий. Изменение позиции свидетельствует о том, что теперь эмоционально-непосредственные переживания обогащаются способностью осознавать их, отличать художественные черты, вызванные художественным произведением, от эмоций реальной жизни. В своем творческом опыте первоклассник открывает авторскую позицию. Левин В.А. отмечает, что совершив это открытие, читатель оказывается способным видеть в стихотворении, рассказе или сказке результат целенаправленного авторского труда.

^ Цель программы

  • Создать условия необходимые для перехода младшего школьника от дошкольного игрового восприятия художественных ценностей к к общению с искусством, т.е. изменение внутренней позиции ребенка от художественно-игровой к художественно-коммуникативной.

Задачи:

  • Обеспечить удовлетворение потребности детей в чтении, в общении со взрослым посредством книги;

  • Обогатить эмоциональный опыт новыми разнообразными читательскими переживаниями;

  • Обеспечить опыт игры с элементами художественной формы (пример, со звукописью или интонацией, рифмой или сравнением)

Программ предоставляет учителю возможность варьировать состав читаемых с детьми произведений при соблюдении логики построения программы (от игры с искусством к общению художественными средствами). Нужно отметить, что редко кто из первоклассников настроен, готов играть осваиваемым материалом. У педагога появляется возможность компенсировать недостатки в развитии воображения, общения и мотивации учения, возникшие в дошкольном возрасте. Основная форма организации занятий – коллективная игра с нежесткими условными, подвижными заданиями, допускающими множество правильных решений.

Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий:

Личностные универсальные учебные действия:

  • осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»

  • проявление познавательных мотивов

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественно культурой

  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им

  • выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения

  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • принимать и сохранять учебную задачу

  • планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

  • адекватно воспринимать словесную оценку учителя

  • различать способ и результат действия

  • оценивать правильность выполнения действия по результату

  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

Познавательные универсальные учебные действия:

  • осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя

  • строить речевое высказывание в устной форме

  • оформлять свою мысль в устной речи по типу рассуждения.

  • Формулировать проблемы с помощью учителя

  • воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений

  • знакомиться с книгой с опорой на иллюстрацию, заглавие, фамилию автора

  • узнавать сюжет по иллюстрациям

  • отличать поэтический текст от прозаического

  • включаться в творческую деятельность под руководством учителя

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающие с его собственной

  • формулировать собственно мнение и позицию

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

  • задавать вопросы

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

^ Планируемые результаты реализации программы:

Воспитательные результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни)

^ Ученик научится: читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения; ориентироваться в книге по названию, иллюстрациями; создавать иллюстрации по содержанию.

^ Ученик получит возможность научиться: отличать прозаический текст от поэтического; распознавать особенности построения фольклорных форм (прибаутки, колыбельные песенки, считалки, загадки, скороговорки, заклички); сравнивать, сопоставлять различные тексты, опираясь на представление о фольклорной и авторской литературе, средствах художественной выразительности (олицетворение, звукописи, рифме); работать в группе, создавая инсценировки по фольклорным произведениям.

^ Воспитательные результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом)

^ У ученика будут сформированы: учебно-познавательный интерес к фольклорным текстам; опыт игры с элементами художественной формы.

Ученик получит возможность для формирования: обогащения эмоционального опыта новыми разнообразными читательскими переживаниями; ценностного отношения к знаниям, общению, чтению, книге, своему собственному миру.

^ Основные разделы программы:

АБВГдейка. Чтение стихов и сказок о звуках речи и буквах, о словах и письменности: Я.Аким, В. Берестов, Е.Благинина, Г.Виеру, Б.Заходер, В.Лунин, С.Маршак, С.Михалков, А.Пудваль, Т.Рождественская, Г.Сапгир, И.Токмакова, С.Черный, А.Шибаев, Ю.Энтин, Г.Юдин, Г.Юрмин, М.Яснов и др.

Лепка и рисование иллюстраций к произведениям. Сочинение своих историй, где персонажами выступают звуки речи, буквы, слоги, слова и т.п.

^ Чудесный короб. Детский игровой фольклор. Общее представление о фольклоре. Отсутствие автора, устная передача, практически-игровой характер малых фольклорных жанров. Малые фольклорные жанры: прибаутка, колыбельная песенка, считалка, загадка, скороговорка, закличка. Литературные стихотворения-шутки, колыбельные песенки, считалки, загадки, скороговорки, заклички.

^ Лукошко сказок. К.Чуковский, С.маршак, Саша Черный, А.Веденский, Ю.Владимиров, Д.Хармс, Е.Благинина, А.Барто, С.Михалко, Б.Заходер,В.Берестов, Г.Остер, И.Токмакова, О.Григорьев, Ю.Мориц и др. Общее представление о жанрах: рассказ, сихотворение. Практическое различение. Первичное представление об олицетворении, выразительность звукописи, понятие о рифме.


^ Методические рекомендации

Приобщение младшего школьника к искусству обеспечивается тем, что ученик последовательно включается в деятельность: чтение и решение учебно-художественных задач.

Рекомендации по организации занятий:

  1. Речевые разминки.

Речевые разминки могут решать следующие задачи:

  • развитие артикуляционного аппарата;

  • формирование умений слушать вопрос, отвечать на него в соответствии с целью высказывания, строить собственный вопрос;

  • формирование умений участия в диалоге;

  • развитие умений понимать жесты, мимику, воспроизводить различные жест, разыгрывать небольшие пантомимические сценки.

  1. Организация восприятия художественных произведений

формы деятельности:

  • совместное «чтение»-слушание художественных произведений, разнообразных по форме и настроению и увлекающихся детей и взрослого;

  • «чтение»-игра (считалки, дразнилки, скороговорки, загадки, песенки и др.);

  • «чтение»-рассматривание;

  • индивидуальное чтение (для тех, кто уже умеет читать);

  • слушание аудиозаписей или чтения наизусть;

3. Решение учебно-художественных задач

  • учебно-художественные игры (игра с запретами, игры с художественными средствами, инсценирование, драматизация, этюды мимические и др.);

  • задания, способствующие повторному переживанию прочитанного (сделай рисунок к прочитанному, вылепи героя сказки и т. п.)

4. Типовые задачи, решаемые на 2-3 этапах занятия:

  • Ознакомление с образцами детского игрового фольклора, разучивание и воспроизведение их в игровой ситуации.

  • Опредмечивание содержания игровых стихотворений в другом изобразительном материале (иллюстрирование, лепка, инсценировка).

  • Наблюдение за звуковым составом слова в связи с предметом изображения, узнавание моментов звукописи в тексте стихотворения.

  • Наблюдение за концевыми созвучиями (рифмами) в стихотворении.

  • Наблюдение за характером словесных повторов, их количеством, местом.

  • Наблюдение за простейшим сюжетом эпической кумулятивной сказки. Определение последовательности появления персонажей. Изображение цепочки персонажей и последовательности событий с помощью схемы.

  • Определение главного персонажа сказки, его роли в событиях. Выявление моментов, в которых действие переходит от одного персонажа к другому.

  • Опредмечивание персонажей и событий в ином художественном материале (иллюстрация, диафильм, инсценировка)

  • наблюдение за строением игровых стихотворных текстов путем сравнения их друг с другом внутри одного жанра и разных жанров.

  • Сравнение текстовигровых стихотворений и иллюстраций к ним с целью выявления сходства и различия в словесном и изобразительном описании действия, предмета, события.

4. Организация работы с книгой

Формы деятельности:

  • Рассматривание книги;

  • Работа с выставкой книг.

Алгоритм рассматривания книги:

Сначала рассматривают обложку книги. На первой странице выделяются ведущие надписи (фамилия автора, заглавие) и иллюстрации. Надписи прочитываются. Осознается их смысл (возбуждаются все возможные ассоциации, например: знаком автор или нет; если знаком, то какие его книги помнишь ). Рассматривается иллюстрация. Сопоставляется содержание надписи и иллюстрации, ассоциации расширяются и уточняются (решается вопрос: может ли быть в этой книге знакомое и нужное произведение).

Для подтверждения предположения книга перелистывается и рассматривается постранично. На страницах выделяются иллюстрации и крупные надписи -заглавия, если они есть. Устанавливается — одно в книге произведение или несколько.

Отыскивается произведение знакомое или нужное. Иллюстрации к этому произведению рассматривается детально.

5. Подведение итогов.





Похожие:

Пояснительная записка 3 Планируемые результаты реализации программы 5 iconLl планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения предметных программ начального общего образования являются одним из важнейших механизмов реализации...
Пояснительная записка 3 Планируемые результаты реализации программы 5 iconПояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися ооп планируемые результаты
Программа формирования экологической культуры,здорового и безопасного образа жизни
Пояснительная записка 3 Планируемые результаты реализации программы 5 iconПояснительная записка 7
Планируемые результаты освоения обучающимися ос-новной образовательной программы начального общего
Пояснительная записка 3 Планируемые результаты реализации программы 5 icon1. Пояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

Пояснительная записка 3 Планируемые результаты реализации программы 5 iconПояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

Пояснительная записка 3 Планируемые результаты реализации программы 5 iconПояснительная записка. 3 13
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Пояснительная записка 3 Планируемые результаты реализации программы 5 iconОглавление Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования 4
Пояснительная записка 3 Планируемые результаты реализации программы 5 iconОглавление Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования 4
Пояснительная записка 3 Планируемые результаты реализации программы 5 iconПояснительная записка Организация режима пребывания детей в школе
Планируемые результаты освоения общеобразовательной программы дошкольного образования
Пояснительная записка 3 Планируемые результаты реализации программы 5 iconОглавление Раздел Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования с. 6
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы