Литературное чтение 1-4 классы общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения Пояснительная записка «Литературное чтение» icon

Литературное чтение 1-4 классы общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения Пояснительная записка «Литературное чтение»



НазваниеЛитературное чтение 1-4 классы общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения Пояснительная записка «Литературное чтение»
Дата конвертации25.11.2012
Размер389.84 Kb.
ТипДокументы
источник



ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ


1-4 классы


ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

с русским языком обучения


Пояснительная записка

«Литературное чтение» — комплексный раздел обучения русскому языку, обеспечивающий полноценное литературное образование и формирование техники чтения.

Литературное чтение является ведущей идеей обучения и стержневым содержанием литературного образования.

Цель обучения — знакомство с литературой и детской книгой, обеспечение общего и литературного развития, совершенствование навыка чтения, формирование способов и приёмов работы над текстом и книгой, необходимой культуры коммуникации, реализации творческих способностей, гарантирующих возможность осуществления самостоятельной квалифицированной читательской деятельности при переходе к изучению системного курса литературы в средних классах.

^ Специфика курса обучения заключается в комплексной подготовке, объединяющей совершенствование навыка чтения, освоение приемов смыслового и художественно-эстети­ческого содержания книги и самостоя­тельное знакомство с миром книг на основе сформированных читательских умений.

^ Содержание обучения составляет детская литература во всем объеме доступного младшему школьнику круга чтения и комп­лекс знаний, умений и навыков, обеспечиваю­щих все стороны читательской подготовки.

^ Система нравственно-эстетических представлений, чувств задается отбором ли­тературных произведений, тематикой чте­ния, методами работы.

Культура речевой коммуникации и разви­тие свободной творческой деятельности формируется в специально разработанных учебных ситуациях.

^ Круг детского чтения по годам обучения представлен концентрически с учетом до­ступности тематики, жанров, авторского раз­нообразия типов изданий, характера литера­туры — отечественной и зарубежной, создан­ной на русском языке или переводной.

^ Учебный материал для каждого класса составляют произведения и книги разной возрастной направленности:

    • Произведения, хорошо знакомые детям по дошкольному опыту. Они предназначены для детального изучения, освоения приёмов работы с текстом. Узнаваемость содержания позволяет сосредоточить внимание на отработке определенных умений без ущерба для эмоционально-образного восприятия произведения. Например, песенки-потешки, сказка «Гуси-лебеди», рассказы о детях Л.Толстого, В.Осеевой и т. д.

    • Произведения, предназначенные для младшего школьного возраста, составляют основное содержание литературного чтения. Здесь на первый план выступает эмоционально-образное освоение содержания на основе сформированных читательских умений. Например, произведения С. Маршака, Н. Носова, Е.Пермяка, В.Бианки, и др.

    • Произведения, изучение которых предполагается в средней школе. Они вводятся для ознакомительного (опережающего) чтения, которое позволяет индивидуализировать обучение и обогатить читательский опыт. Например, повести В. Короленко, М. Твена, стихотворения М.Лермонтова и т. д.. С такими произведениям учащиеся, как правило, знакомятся на уроках внеклассного чтения.

^ По жанрово-видовым особенностям учебный материал представлен в разных аспектах. При этом задаётся система последовательного освоения жанров от класса к классу. Первоклассники практически раз­личают сказку, рассказ, стихотворение. Вто­роклассники знакомятся с особенностями прибауток, считалок, загадок, сказок о живот­ных, получают представления о литературной сказке, осваивают грамотный подход к чте­нию рассказа, учатся различать рифму в сти­хотворении. Третьеклассники читают и ана­лизируют бытовую сказку, игровой фольклор, получают азы осознания повести, лирических произведений. Четвероклассники знакомятся с колыбельной поэзией, анализируют волшеб­ную сказку, учатся читать очерки, словарные статьи и т. д.

Организация учебного материала для уроков внеклассного чтения предполагает освое­ние круга чтения во всей широте, доступной данному возрасту, но с приоритетом опреде­ленных направлений. 1 класс — сказки и рас­сказы; 2 класс — научно-художественная сказка, произведения о природе; 3 класс — повести, литературная сказка; 4 класс — ис­торическая книга, приключения и путешест­вия, поэзия.

^ Авторский состав и характер литера­туры представлен в программе как базисная система, на основе которой осуществляется подбор произведений в учебные материалы при соблюдении следующих положений:

- Обязательной составляющей и повторяющейся из года в год является представление классики русской и зарубежной литературы в именах А.С.Пушкина, Л.Н. Толстого, Ш.Перро, бр. Гримм, Г.Х.Андерсена;

- Основной авторский состав – это имена и произведения писателей, которые являются знаковыми для литературы определенного периода. Эти имена могут варьироваться от класса к классу при соблюдении их ценностной и доступной возрасту составляющей. Например, Н.В.Гоголь, Ф.И.Тютчев, Н.А.Некрасов, С.А.Есенин, А.П.Чехов, Д.Н. Мамин-Сибиряк, К.И.Чуковский, А.Н.Толстой. С.Я.Маршак, М.М.Пришвин, В.В.Бианки, Н.Н.Носов и т.д. Зарубежная литература, например, В. Гауф, З.Топелиус, Р.Киплинг, А.А.Милн и др.

- Фоновый (вариативный) компонент, куда входят отдельные произведения, представляющие нравственно-эстетическую ценность в лучших образцах литературы ХІХ-ХХІ вв. Это произведения, которые характеризуют то или иное литературное направление. Например, Д. Хармс, Е.Чарушин, В.Драгунский, Г.Цыферов, Л.Яхнин и др. Из зарубежной литературы, например, С.Лагерлеф, Я. Бжехва. Д. Родари, Т Янсонн и др.

При формировании учебного круга чтения учитывается детская литература Украины на русском языке в именах и произведениях. Например, В.Орлов, П.Сынгаевский, В. Бахревский, А.Потапова. Г.Почепцов, Е.Чеповецкий и др.

Приоритет при отборе авторов и произведений составляет группа писателей, при знакомстве с которыми младшему школьнику показывается единство литературного процесса украинской и русской литературы. Например, роль В.А.Жуковского в жизни Т.Г. Шевченко, деятельность В.И.Даля, «казака Луганского», переводы А.Н.Плещеева произведений Т.Г. Шевченко; - переводы произведений украинских поэтов ХХ века С.Я.Маршаком. Украина в жизни и творчестве писателей ХІХ-ХХ века: В.М.Гаршина, Н.Н.Носова, В.Катаева, Я.Тайца, К.И.Чуковского (Николая Васильевича Корнейчукова), посвятившего ряд работ творчеству Т.Г. Шевченко.

Распределение произведений по годам обучения осуществляется с ориентировкой на наиболее значимые образцовые произведения, доступные определенной возрастной группе.

^ Совершенствование навыка чтения осуществляется системно на материале фольклора и произведений детской литературы, содержание которых по замыслу авторов нацелено на отработку речевых произносительных навыков, на освоение языка и художественных особенностей текста. Процесс совершенствования навыка чтения определяется применением методов и приемов, направленных на формирование навыка чтения: словарная работа, выборочное чтение, постановка учебной задачи перед чтением, целенаправленное перечитывание, чтение по ролям и в лицах, применение комбинированного чтения «учитель – ученик», «ученик-учитель» и т.д.

^ Формирование практических приёмов освоения текста и литературоведческих представлений происходит в процессе чтения и анализа произведений, которые представляют собой образцы с заданными конструктивными и художественными особенностями. Постепенно вводится краткий комментарий, который уточняет представления об изучаемом факте или явлении и имеет пояснительный или инструктивный характер.

^ Литературоведческая пропедевтика носит ознакомительный характер. Аналитические умения основываются на литературоведческих представлениях и являются ориентиром для практических действий. Элементы терминологии вводятся и осваиваются на практическом уровне различения, сопоставления, выбора. Например, выделение рифмы, стихотворного текста. Различение элементов сказочного повествования в процессе чтения произведения: зачин, повторы, концовка. Различение при чтении скороговорки и загадки и т.д.

^ Литературное чтение и литературные беседы являются основной организационной формой работы. Чтение, анализ произве­дения, знакомство с книгой сопровождаются комментарием с привлечением информации о времени создания произведения или книги, истории из жизни писателя, его литературного окружения, о событиях истории и культуры, которые связаны с книгами, писателями, про­изведениями и т. д. Эти формы работы строят­ся на основе выразительного чтения, культу­ры взаимодействия более опытного читателя со своими собеседниками и использования всех методов изучения произ­ведения и книги, доступных младшим школь­никам.

В комплекс методов, обеспечивающих эф­фективное освоение программы обучения, входит весь арсенал методов, накопленный отечественной методической наукой: эмоционально-понятийный метод, метод объяснительного чтения, литературно­го чтения, чтения-рассматривания и творче­ского чтения. Их последовательное введение и разумное сочетание определяется уровнем и характером подготовки учащихся, специ­фикой учебного материала книг и произведе­ний, замыслом урока, творческим подходом учителя к реализации программы.

Учитель является активным участником и чтения, и беседы. Он задает образец чита­тельской деятельности: выразительно чита­ет вслух, пересказывает, декламирует, рассуждает, участвует в инсценировках, расска­зывает о книгах. Он же поддерживает ту часть читательской деятельности, которую детям выполнять не по силам.

Литературные чтения и беседы предполага­ют тесную взаимосвязь с другими видами ис­кусств: театром, кино, живописью, музыкой, телевидением и предусматривают организа­цию и проведение литературных экскурсий, посещение театра, встречи с писателями, ху­дожниками, артистами, музыкантами. Весь курс обучения рассчитан на тесную взаимо­связь и сотрудничество школы и библиотеки.

Понятие «квалифицированный чита­тель» характеризует результат подготовки учащихся по курсу обучения. Это читатель, который владеет всем набором знаний, уме­ний и навыков, позволяющих ему осуществ­лять самостоятельный выбор, чтение книг сообразно общепринятой культуре, поставленной цели и выходить на коммуникацию и творческую деятельность.

Программа и методика работы обеспечива­ют полноценную деятельность ребенка-читателя с первого дня обучения за счет взаимодействия с учителем, который берет на себя ту часть читательской деятельности, что не может полноценно воспроизводить ребенок в силу несовершен­ства техники чтения. Комплекс методических и организационных средств позволяет придать завер­шенность и полноценность читательской де­ятельности на каждом году обучения и подготовить квалифицированного читателя, действующего самостоятельно.

^ Уровень самостоятельной читательской деятельности, характеризующий квалифици­рованного читателя, на каждом году обучения представлен в специальном разделе, завершаю­щем программу.

^ Оценка результатов обучения носит доб­рожелательный и положительный характер. Оценке подлежит весь комплекс освоенных читательских умений. В связи с тем, что осу­ществление читательской деятельности зави­сит от сформированности навыка чтения, то все другие умения оцениваются в соотноше­нии с уровнем навыка чтения. Если ребенок выполняет читательскую деятельность во всем объеме формируемых умений, но на уровне, сообразном его умению читать, то его деятель­ность как читателя оценивается только поло­жительно. Учитывается наличие желания и стремления обращаться к книгам, действовать с книгами. Отметка выставляется с учетом приоритета в пользу ученика.

^ Контрольное тестирование по литературному чтению является только составляющей в общей оценке читательской деятельности учащихся.

Самостоятельная внеурочная читательская деятель­ность учащихся оценке в виде отметки не подлежит.

^ Индивидуализация обучения осуществляется, прежде всего, за счет введения вариатив­ных домашних заданий и организации уроков внеклассного чтения, где вся методика ориентирована на осознание каж­дым учеником своих читательских возмож­ностей, предпочтений, интересов и совершенствования самостоятельной читательской де­ятельности.

^ Практическая реализация программы обучения ориентирована на ведущий компо­нент читательской подготовки младшего школьника — сформированность навыка чте­ния, поскольку этот уровень дает возможность осуществлять самостоятельную читательскую деятельность определенного характера.

^ Периодизация обучения выстроена с уче­том принципа концентризма. Для каждого периода определена ведущая система умений, которая соответствует своеобразию читатель­ских навыков, а именно:

в подготовительный период техника чте­ния от нулевого уровня до чтения вслух с тем­пом 40 слов в минуту при устойчивом слого­вом чтении с переходом на комбинированный способ СГ + ЦС (слогами+ целыми словами) определя­ет самостоятельное освоение текста на факти­ческом уровне и возможность знакомства с литературой на основе слушания и чтения-рас­сматривания (1 класс);

в основной период становление чтения вслух це­лыми словами с темпом от 40 до 60 слов в ми­нуту с преобладанием темпа чтения про себя над темпом чтения вслух определяет воз­можность самостоятельного освоения содер­жания текста на смысловом уровне (1—2 классы);

темп чтения 60—90 слов в минуту вслух и освоение продуктивного способа чтения про се­бя дает возможность овладевать отдельными приемами углубленного понимания текста и выбором книг в соответствии с ситуативными читательскими предпочтениями, осуществ­лять самостоятельное чтение книг без непо­средственного участия старшего (2—3 классы);

в завершающий период сформированность темпа чтения 80—110 слов в минуту вслух и освоение системного продуктивного способа чтения про себя дают возможность перехо­дить к углубленному пониманию текста и це­ленаправленному самостоятельному выбору и чтению книг по заданию и интересам (3— 4 классы).

Переход от одного этапа к дру­гому определяется программными требованиями с учетом того, что процесс становления знаний, умений и навыков носит подвижный характер. Чита­тельские навыки имеют личностно-ориентированный характер и прямо зависят от книжно­го окружения, культурообразующей среды в школе и дома.

^ Циклы знаний, умений и навыков, круг чтения представлены в программе в целом и по классам. Такой подход позволяет учителю видеть перспективу развития определенных знаний и умений, строить обучение не только в соответствии с параметрами, заданными для каждого класса, но и сообразно с реальным продвижением учащихся, сознательно пере­ходить от одного периода к другому, обеспечи­вая полноценное развитие читательских навы­ков.

^ Планирование работы по чтению строится с учетом времени, отводимого на обучение грамоте и чтению, и сообразуется с законо­мерностями формирования читательских на­выков.

1 класс — в период обучения грамоте (22— 23 недели) на знакомство с детскими книгами отводится 15 минут от урока обучения чте­нию — всего 8 часов. В период после букваря (7—12 недель) на чтение отводится 4 часа в неделю — в целом от 24 до 48 часов, с учетом вариативного компонента.

2 класс — на чтение отводится 3,5 часа в не­делю. Планируется 119 часов в течение 34 учебных недель, с учетом вариативного компонента.

^ 3 и 4 классы — на чтение отводится 3 часа в неделю в течение 34 учебных недель, всего — соответственно 102 часа, с учетом вариативного компонента.

Планирование материала содержания программы учитывает тот факт, что литературное чтение как система берет свое начало в период обучения грамоте. Обучение грамоте - это комплексный раздел, который решает три основных задачи: становление механизма чтения и письма; введение в систему регламентированной литературной речи; освоение пропедевтических курсов чтения и знакомства с литературой и книгой, грамотного письма и языковой пропедевтики, устной речи на основе элементов теории речи. Таким образом, закономерно, что курс литературного чтения является сквозным с первого дня обучения ребенка в школе. Подготовка квалифицированного читателя предполагается наряду с постановкой механизма чтения одновременно и системную работу в области становления читательского кругозора, освоения приемов работы с тестом художественного произведения. В период обучения грамоте предусмотрен курс внеклассного чтения, где реализуется подготовка ребенка в этих областях наряду с подготовкой по этим же направлениям при работе по букварю. Подготовительный этап литературного чтения в 1 классе является закономерной и необходимой составляющей общей программы. Он является реализацией единой системы литературного образования в начальной и средней школе.


^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 КЛАСС

Содержание учебной деятельности


Государственные требования к учебным достижениям

^ Круг чтения

Знакомство с фольклором и литературой XIX и XXвв, современной детской книгой. Общее представление о жанровом разнообразии: фольклорные и литературные песенки, загадки, стихотворения, рассказы.

Знакомство с произведениями на русском языке из русской и украинской литературы, отдельными произведениями зарубежной детской классики. Читательский кругозор в объеме 30-40 книг-произведений( авторов)

Освоение связи: автор — произведение.

Представление о темах детского чтения: о родине, о старших, о детях, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве.

Знакомство с книгами-произведениями, книгой-сборником, книж­кой-игрушкой, рекомендательным плакатом.

Знакомство с рекомендательным пла­катом, организующим игровую дея­тельность с книгой.

Знакомство с простейшей записью книги на библиотечную карточку

Знает учебный круг чтения, различая по предъявлению знакомую книгу (произведение) от незнакомой.

Умеет находить и читать

фамилию, имя и от­чество писателя в книге.

Умеет различать книги рассказов, стихов и сказок по ярко выраженным показателям: иллюстрациям, загла­вию, характеру представления текста.

Умеет соотносить книгу с одной из тем детского чтения, опираясь на иллюстрации.



^ Навык чтения

Способ чтения — комбинированное чтение целыми словами и слогами с переходом на устойчивое чтение целыми словами.

Формирование темпа чтения до 30 - 40 слов в минуту вслух и умение читать про себя с темпом не ниже темпа чтения вслух.

Правильность — чтение слов без ошибок на пропуск, замену и перестановку.

Сознательность — понимание слова в процессе прочтения, формирование умения фиксировать внимание на незнакомых словах.

Выразительность — умение предвидеть конец простого предложения и интонировать его завершение в опоре на знак препинания.

Умеет сознательно читать и понимать простое предложение в темпе соответствующем способу чтения (комбинированному, целыми словами).

^ Освоение произведения и книги, литературоведческая пропедевтика

Формирование умения знакомиться с книгой перед чтением и соотносить читаемый текст с иллюстрациями.

Формирование умения находить в книге необходимое произведение и до­читывать его до конца

Формирование умения слушать и чи­тать текст с заданной целевой установ­кой.

Формирование умения пользоваться перечитыванием и выборочным чте­нием как способом уточнения понима­ния произведения

Формирования умения участвовать в пересказе произве­дения, который ведет учитель (ответы на вопросы, пересказ эпизода).

Знакомство с картинным планом, с эпизодом как частью текста. Формирование умения соотносить за­данное заглавие с выделенным эпизодом.

Практическое различение жанров на основе ярко выраженных формально-со­держательных показателей («говоря­щее» заглавие, иллюстрации, тип расположения текста и т. п.): сказка, стихотворение, рассказ

Формирование представления о систе­ме эпизодов; о событии как содержа­тельной основе произведения

Формирование умения различать и на­зывать персонажи произведения

Общее представление о номинативной и образно-эмоциональной функции языка в произведении. Практическое знакомство с многозначностью слова в контекстной речи.

Общее представление об авторе как создателе произведения.

Умеет знакомиться с книгой и произведением, выделяя иллюстрации, прочитывая заглавие и фамилию автора.

Уме­ет отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произ­ведения в режиме свободных высказываний.

Умеет читать и понимать текст на фактическом уровне, отвечая на вопросы: о ком прочитал, где происходило действие, когда?

Умеет различать рассказ и сказку на основе языковых особенностей зачина сказки и особенностей сказочных героев. Умеет отличать стихотворный текст от прозаического, опираясь на чувства ритма и рифмы.



^ Речевая и творческая деятельность

Формирование умения выразительно читать отдельные эпизоды текста пос­ле его анализа и предварительной подготовки под руководством учителя.

Участие в коллективном чтении произведения.

Свободные высказывания — ответы на вопрос «Чем понравился (не понра­вился) герой?».

Формирование умения разгадывать за­гадки на основе сравнения с реальны­ми предметами.

Формирование умения участвовать в постановке «живой» картинки по прос­лушанному произведению, простейшей драматизации. Формирование умения участвовать в коллективном разучива­нии стихов при хоровом проговаривании и по опорным картинкам.

Участие в выступлении перед аудито­рией на уроке-утреннике.

Общее представление о литературных играх.

Участие в составлении тематической книжной выставки

Умеет участвовать в «живой картинке», исполняя определенную роль.

Умеет декламировать стихи при хоровом проговаривании, слыша и повторяя интонации ведущего (учителя).

Знает наизусть отдельные стихотво­рения.

^ Гигиена чтения

Знакомство с правилами гигиены чте­ния

Умеет правильно располагать книгу при чтении.

2 КЛАСС

Содержание учебной деятельности


Государственные требования к учебным достижениям

^ Круг чтения

Знакомство с фольклором и литературой XIX и XXвв., произведениями современных авторов: потешный фольклор, загадки, сказки народные и литературные, басни, стихотворения, маленькие повести. Знакомство с русской, украинской литературой на русском языке, зарубежной (переводной) литературой с приоритетом литературы XXв.

Представление о круге детского чте­ния (читательский кругозор): 50 — 75 книг- произведений (авторов).

Направленность тематики: семья, школа, отношения между сверстниками, человек и природа.

Освоение связей: писатель — произве­дения, книги — тема.

Практическое освоение: потешный фольклор, прибаутки, считалки, загадки, сказки о животных (народные и литературные), научно-художествен­ные сказки, стихотворения, рассказы.

Знакомство с изданием «избранное» и журналом для детей. Освоение книги-произведения, книги-сборника. Освоение рекомендательного плаката.

Знает учебный круг чтения, различает и классифицирует книги по авторам (книги одного автора), по темам (книги на одну тему)

Умеет находить в книге

сведения об авторе и произведении, используя справочные службы на обложке и титульном листе (фамилия, имя, отчество автора, подзаголовочные данные)

Умеет выбирать книгу из ряда книг, опираясь на заданные показатели: тему, жанр, фамилию писателя, заглавие, характер произведений.

Умеет ориентироваться на рекомендательный плакат при выборе книг организации деятельности с книгой.

Умеет записывать основные сведения о книге (фамилия автора, заглавие) на библиотечную карточку

^ Навык чтения

Способ чтения — устойчивое чтение целыми словами.

Формирование темпа чтения — 60-65 слов в минуту вслух и чтение про себя с превышением темпа чтения вслух не менее чем на 7 -12 слов.

Правильность — орфоэпическое чтение слов без ошибок, классифицируемых как искажения на основе неправомерной догадки.

Сознательность — предугадывание в процессе прочтения смысла слова с ориентировкой на словосочетание, умение выделять в тексте слова, которые незнакомы или непонятны.

Выразительность — сознательное интонирование любого типа простого предложения, формирование умения читать громко или тихо, быстро или медленно согласно смысловой и конструктивной заданности текста.

Умеет читать текст, правильно интонируя предложения в опоре на знаки препинания, осознавая в процессе прочтения смысловую нагрузку предложения.


^ Освоение произведения и книги, литературоведческая пропедевтика

Умение знакомиться с книгой перед чтением, соотносить прочитанный текст с иллюстрациями для уточнения образной системы повествования.

Умение прочитывать произведение из выбранной книги

Формирование умения читать текст с заданной целевой установкой и полу­чать нужную информацию в результа­те прочтения.

Умение пользоваться по заданию учителя перечитывани­ем и выборочным чтением как средст­вом последовательного анализа.

Формирование умения откликаться на эмоционально-образное содержание текста.

Представление: шутка и юмор в произведении.

Формирование умения выделять в научно-художественной сказке сведе­ния из реальной жизни и особенности художественных образов персонажей

Формирование умения участвовать в коллективном полном пересказе текс­та — пересказывать эпизод.

Формирование умения пересказывать текст по картинному плану.

Умение выделять эпизоды в соответст­вии с заданными заглавиями

Общее представление о жанре как со­вокупности определенных характерис­тик, касающихся как формальной, так и содержательной стороны произведе­ния.

Практическое различение малых фольклорных жанров: потешка-песенка, загадка, скороговорка, считалка.

Практическое различение на основе ярко выраженных языковых отличий (специфическая лексика, ритм и рифма) стихотворения, рассказа, сказки.

Формирование представления о теме и идее произведения: отвечать на вопросы: «О чем читали? О ком чи­тали?» с учетом эмоциональной заданности произведения и оценки героя. Формирование умения осмыслять за­главие, отвечать на вопрос «Почему так названо произведение? ».

Формирование представления о сюжете: умение представлять содер­жании как определенную систему со­бытий

Формирования представления о композиции: умение ориентироваться в последовательности эпизодов повествования.

Формирование представления о персонаже (характере): умение различать и называть все персонажи произведения, выделять глав­ного героя

Формирование представления о языке произведения: умения ориентироваться на отдельные изобрази­тельно-выразительные средства языка при чтении и анализе произведения

Формирование представление об авторе произведения : умения ориентироваться на автора как создателя определенных произведений, связь личности автора и его творчества.

Знакомства с эпизодами из жизни автора в печатных источниках, предисловия и послесловия к книгам.

Умеет дочитывать до конца произведение, которое предложено для чтения.

Умеет отвечать вопрос, который задан перед чтением как целевая установка.

Умеет пользоваться по заданию учителя выборочным чтением

Умеет называть чувства, которые возникали при знакомстве с произве­дением: страшно, грустно, весело и т. д.

Умеет по предложенной серии картин составлять кар­тинный план в соответствии с последовательностью повествования.

Умеет практически различать и называть произведения, где явно проявляется все жанровые особенности: скороговорка, загадка, песенка, читалка.

Умеет соотносить произведение с одной из тем, заданных в предъявляемом перечне.

Умеет называть персонаж и место действия так, как они обозначены в произведе­нии.

Умеет охарактеризовать персонаж на основе слов, заданных учителем.

Умеет под руководством учителя различать и находит отдельные образные выражения.

Умеет расшифровывать инициалы (имя и отчество) автора, обращаясь к книгам автора.

Умеет читать предисловие и обращение к читателям, данное в книгах.


^ Речевая и творческая деятельность

Формирование умения выразительно читать текст после его анализа. Формирование умения участвовать в коллективном чтении и декламации.

Формирование умение участвовать в беседе по прочитанному произведению: следить за ходом беседы, откликаться на вопросы и содержательно отвечать на них.

Формирование умения ставить вопрос по содержанию прочитанного текста.

Формирование умения читать произ­ведение по ролям, участвовать в инсценировании, драматизации.

Формирование умения разгадывать за­гадки на основе рассуждений.

Умение разучивать стихи по опорным картинкам и опорным словам. Формирование умения декламировать стихи перед аудиторией.

Знакомство с разными видами литера­турных игр. Умение принимать участие в литературных играх.

Умение принимать участие в составле­нии книжных выставок

Умеет читать эпизод, участвуя в коллективном чтении.

Умеет участвовать в беседе: понимать вопрос и отвечать на вопрос; различать и называть чувства и эмоции, возникшие в процессе освоения произведения

Умеет участвовать в чтении диалога, выполняя роль одного из персонажей

Умеет разгадывать загадки, опираясь на признаки, которые прямо заданы в тексте.

Знает на­изусть нескольких стихотворений.

Умеет подбирать книги по теме, жанру, автору для книжных выставок

Уметь участвовать в литературных играх

^ Гигиена чтения

Формирование умения выполнять пра­вила гигиены чтения


Умеет различать и комментировать правильное поведение при чтении книг при предъявлении системы картин, где заданы варианты такого поведения.

3 КЛАСС

Содержание учебной деятельности


Государственные требования к учебным достижениям

^ Круг чтения

Знакомство с фольклором, литературой XIX и XXвв., произведениями современных авторов: потешный и игровой фольклор, календарная поэзия, пословицы, поговорки, загадки, сказки о животных, волшебные, бытовые, басни, стихотворения, рассказы, повести. Знакомство с русской и украинской литературой на русском языке, зарубежная переводная детская книга. Читательский кругозор в объеме: 75 — 150 книг- произведений (авторов).

Освоение связей: тема — писатели — книги, произведения.

Направленность тематики: детство, отношения между взрослыми и детьми.

Практическое освоение: игровой фольклор и календарная поэзия, пословицы, литературная сказка, стихотворение, повесть.

Освоение книги-произведения, книги-сборника, избранного. Знакомство со словарем, прикладной книгой, периодикой, рекомендательной картотекой (списком книг).

Знает учебный круг чтения, различает и классифицирует книги и произведения на основе сочетания двух-трех признаков: тема, автор, жанр,

Умеет выбирать книгу в соответствии с заданной темой, ситуативными читательскими предпочтениями и ориентировкой на доступность книги для прочтения.

Умеет получать сведения о писателе на основе прочитанных книг, предисловий и послесловий к его книгам.

Умеет пользоваться информацией рекомендательного плаката для вы­полнения домашних заданий.

Умеет расшифровывать сведения о книге по библиотечной карточке (автор, заглавие, подзаголовок, год издания) и записать сведения о книге на библи­отечную карточку.

^ Навык чтения

Способ чтения — чтение целыми словами.

Формирование темпа чтения — 75-80 слов в минуту вслух с переходом на продуктивное чтение про себя с темпом, превышающим темп чте­ния вслух не менее чем на 12-20 слов.

Правильность — устойчивое орфоэпиче­ское чтение, сознательный контроль над пра­вильностью чтения вслух и исправление иска­жений путем перечитывания.

Сознательность — устойчивое чтение по догадке при осмыслении словосочетания, сознательное выделение слов, которые требу­ют уточнения по смыслу.

Выразительность — формирование уме­ния сознательно интонировать в процессе чте­ния разные типы сложных предложений, ос­воение умения регулировать темп и громкость чтения в соответствии со смысловой ситу­ацией.

Умеет читать текст, осознавая в процессе прочтения смысловую нагрузку предложения в целом и ориентируясь на смысловую связь предложений.

^ Освоение произведения и книги, литературоведческая пропедевтика

Формирование умения различать в книге информацию научного содержа­ния(деловые) и художественные тексты, опи­раясь на справочно-информационный и иллюстративный аппарат книги.

Умение делать предположение о содержании произведения до его чтения, опираясь на внешние показа­тели содержания: автор, заглавие, ил­люстрации.

Формирование умения читать объем­ные произведения, которые требуют многократного обращения к книге для чтения с продолжением.

Умение читать текст с заданной целевой установкой на последующий ана­лиз текста.

Умение обращаться к перечитыванию и выборочному чтению для доказа­тельной аргументации при анализе текста.

Формирование умения предугадывать в процессе чтения последующее разви­тие событий на основе особенностей характера и поведения ( поступка)героев.

Формирование умения различать эмоционально-нравственную направленность произведений по сюжету, ярко выраженной эмоциональной окраске повествования.

Умение определять характер повествование: грустное, веселое, забавное, грустное, печальное, торжественное.

Формирование умения читать науч­но - художественные произведения: группировать, объединять сведения научного характера и анализировать художественные образы персонажей

Представление о полном и кратком пересказе и плане произведения как содержательном перечне событий.

Умение участвовать в коллективном пересказе.

Формирование умения последователь­но выделять и озаглавливать эпизоды.

Формирование умения аннотировать произведение с учетом жанра, события, характера героя и эмоционально-нравственной направленности произведения

Формирование представления о жанре как системе закономерностей, позволяющей осознавать эмоционально-образную мысль, заложенную в произведении. Практическое различения лирических произведений: пейзажная лирика, сюжетная.

Формирование представлений о теме и идее произведения: умения выявлять тему и идею произведения отвечая на вопросы: « ^ О ком читали? О чем читали?» с примене­нием формулировок тем детского чте­ния и положительной или отрицатель­ной оценкой поступка героя

Формирование представления о сюжете: умение выделять случай, определяющий смысловую, нравственную направленность произведения.

Формирования представления о композиции: умения осваивать произведение, различая и вычленяя последовательность эпизодов, различая эпизоды по степени смыс­ловой нагрузки, определяя главное события повествования.

Формирование представление о герое ( характере): умение характеризовать героя на основе сведений, которые сообщаются в произведении: портрет, история жизни, поступок, отношения к нему других персонажей.

Формирование представления о языке произведения: умения осваивать особенности языка произведения: ориентировать­ся на эмоциональную, образную, изобразительную особенность языка при чтении и анализе произведения.

Формирование общего представления: сравнение, метафора, эпитет, гипербола, метонимия, ирония (без введения терминологии)

Формирование представления об авторе произведения: умение выявлять отношение автора к герою по прямым характе­ристикам, заданным в тексте.

Освоение эпизодов из биографии писателя.

Умеет различать художественную литературу от научной (деловой) посредством обращения к справочно- иллюстративному аппарату книги (титульные данные, подзаголовок, прикнижная аннотация, особенности иллюстрирования).

Умеет читать объемные произведения, следя за развитием сюжета по заданной целевой установке.

Умеет, отвечая на вопрос пользоваться выборочным чтением для доказательной аргументации.

Умеет опознавать произведение по характеру повествования, соотнося свои впечатления с перечнем заданных характеристи: веселое, грустное,. торжественно и т.д.

Умеет различать в научно-художественном произведения сюжетную линию (случай) и сведения научного характера.

Умеет участвовать в коллективном пересказе - пересказывая отдельные эпизоды.

Умеет выделять эпизод в произведении и систему эпизодов в сказочном повествовании.

Умеет пользоваться аннотацией при знакомстве с произведением.

Умеет практически различать рассказ и повесть в тех случаях, когда на это указывают внешние показатели: заглавие, подзаголовок, наличие глав.

Умеет выделять соотносить произведение с одной из тем детского чтения, давая оценку поступку героя в форме свободного высказывания.

Умеет характеризовать героя по поступку.

Умеет находить по заданию учителя прямые характеристики героя: описания внешности, сведения о возрасте, особенности жизни, речь, поведение, высказывания персонажей о герое.

Умеет по заданию учителя находить образные слова и выражения, прямо и ярко характеризующие героя, его поступок, действие.

Умеет по заданию учителя находить сведения об авторе в предисловиях и послесловиях к книгам, справочных изданиях для младших школьников.

^ Речевая и творческая деятельность

Умение рассказывать о книге до ее чтения, опираясь на внешние показа­тели содержания: автор, заглавие, ил­люстрации, титульные данные.

Уме­ние быть участником коллективного чте­ния и декламации.

Формирование умения участвовать в беседе по прочитанному произведе­нию: следить за общей направленностью беседы, за ходом рассуждения, слушать ответы, выступать, дополнять ответы и рассуждения примерами из прочитан­ной книги.

Формирование умения рассказывать о герое и книге по заданной схеме. Умение выразить в свободном выска­зывании оценочное суждение о герое и книге.

Освоение приемов разучивания стихов по логическим опорам, вопросам. Умение декламировать стихи перед аудиторией.

Умение участвовать в инсценировании и драматизации.

Умение играть в литературные игры. Формирование умения составлять литературные игры.

Умение оформлять карточки на прочитанные книги



Умеет составить краткий рассказ о книге и авторе, опираясь справочно-иллюстративный аппарат книги и знание произведений данного автора.

Умеет выразительно читать отдельные эпизоды текста после его анализа и предварительной подготовки.

Умеет выступать в роли чтеца при коллективном чтении.

Умеет быть участником беседы о книге и произведении

Умеет выступать с декламацией стихов.

Знает несколько стихотворений из круга учебного чтения и выбранных самостоятельно.

Умеет принимать участие в инсценировании в качестве актера.

Умеет играть в литературные игры.

Умеет составить литературную игру (задачу) по аналогии с видом освоенным на практике .

^ Гигиена чтения

Умение выполнять правила гигиены чтения

Умеет выполнять правила гигиены чтения в учебной деятельности.

4 КЛАСС


Содержание учебного материала


Требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся

^ Круг чтения

Знакомство с фольклором, отдельными произведениями античной литературы и литературы, созданной до XIX в. в современных пересказах для детей. Знакомство с литературой XIX и XX вв. и книгами современных писателей: потешный и игровой фольклор, загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки, басни, стихотворения, рассказы, повести, романы; историческая, приключенческая, биографическая, прикладная книга.

Знакомство с произведениями русских писателей и писателей Украины на русском языке, произведениями зарубежных писателей в переводах на русский язык и оригинале.

Представление о круге детского чте­ния (читательский кругозор): 150— 250 книг (авторов).

Освоение связей: писатели — темы — книги, произведения.

Направленность тематики: отечество, мы и мир вокруг нас.

Практическое освоение: колыбельные песни, волшебная сказка, стихотворения, очерк; литературный комментарий.

Освоение книги-произведения, книги-сборника, избранного, собрания сочинений, периодики, толкового словаря русского языка.

Знакомство с энциклопедией, биографической книгой; источниками библиографических сведений (картотеки, отдельные сайты в Интернете).


Знает учебный круг чтения, представляет структуру круга чтения в разнообразии тем, жанров, авторов, книг, произведений; различает, классифицирует книги и произведения в свободном режиме на основании, одного, двух, трех и четырех признаков.

Умеет рассказывать о книге до ее чтения, опираясь на внешние показатели содержания: автор, заглавие, иллюстрации, титульные данные.

Умение находить сведения об авторе, пользуясь разными изданиями его книг.

Умеет находить сведения об авторе изцелевых источников: справочники, собрания сочинений, биографические произведения.

Умеет выбирать книгу в соответст­вии с темой и личными читательскими предпочтениями.

Знает систему библиографических источников для поиска книг: тематическая и алфавитная картотеки, отдельные библиографические службы в Интернете.

^ Навык чтения

Способ чтения — продуктивное чтение целыми словами.

Формирование темпа чтения: 90 - 110 слов в минуту вслух с пе­реходом на ведущий вид чтения про себя с темпом не ниже 110-140 слов в минуту.

Правильность — безошибочное чтение с сознательным контролем над чтением вслух и про себя.

Сознательность — чтение по догадке с осознанием смысла фразы, умение предопределять смысл непонятного слова в опоре на об­щую смысловую заданность фразы.

Выразительность — способность инто­нировать все типы предложений, умение из­менять темп и громкость чтения согласно смысловой ситуации.

Умеет выразительно читать текст, правильно интонируя все типы простых и сложных предложений, ориентируясь на смысловые связи предложений.


^ Освоение произведения и книги, литературоведческая пропедевтика

Формирование умения целенаправлен­но пользоваться справочно-информационным и иллюстративным аппаратом книги при чтении текстов учебного, на­учного характера и художественных произведений.

Умение последовательно читать произ­ведения, которые требуют длительно­го времени для прочтения.

Формирование умения предугадывать в процессе чтения дальнейшее разви­тие событий на основе специфики жан­ра и особенностей характера поведе­ния героев.

Умение воспринимать эмоционально-нравственную направленность произведения, опираясь на особенности описания событий, образную заданность чувств и переживаний, описания природы (пейзаж). Умение выражать свои чувства и отношения к событиям и героям.

Умение читать научно-художественные произведения, различая научную информацию и образную систему.

Формирование умения пользоваться в процессе чтения дополнительными источниками для уточнения понимания текста.

Формирование умения кратко пересказывать текст.

Умение принимать участие в коллективном составлении плана произведения.

Умение аннотировать произведение с учетом жанра, события, характера героя и эмоционально-нравственной на­правленности произведения.

Формирование представление о жанре: определять содержательную направленность волшебной сказки , опираясь на развитие событий, ориентируясь на особенности жанра.

Практическое различение сказок: волшебной, о животных, бытовой.

Формирование представление о теме и идее: умения отвечать на вопросы «О ком читали? О чем читали?» с учетом жанровых особенностей, эмоциональной направленности произведения и нравственной оценки поступков ведущих героев.

Формирование представления о сюжете: умение следить за развитием событий повествования.

Формирование представления о композиции: освоение содержания произведения в системе - завязка, кульминация, развязка.

Представление о герое (характере): умение характеризовать персонаж по его поступку и характеристикам, данным в тексте.

Умение группировать персонажи по их поступкам и действиям (положительные — отрицательные).

Формирование представления о языке произведения:

практика освоения: сравнение, эпитет, метафора, гипербола, метонимия, ирония (без введения терминологии).

Формирование умения использовать отдельные особенности эмоциональных, изобразительных, выразительных средств языка при анализе произведения, как доказательный аргумент суждений.

Формирование представления об авторе: умения собирать и привлекать сведения об авторе при чтении и анализе произведения.

Формирование умения выявлять отношение автора к герою по прямым характеристикам, заданным в тексте

Знакомство с монографическим подходом изучения творчества писателя.

Умеет читать с самостоятельно выб­ранной целевой установкой.

Умеет читать объемные произведения, следя за развитием сюжета, делая оценочные вывод о произведении и герое в свободном режиме.

Умеет выражать свои чувства по отношению к событиям и героям произведения.

Умеет читать и грамотно осваивать научно-художественные произведения.

Умеет целенаправленно читать справочную литературу.

Умеет выборочно пересказывать.

Умеет под наблюдением учителя последовательно выделять эпизоды повествования, озаглавливать отдельные части повествования.

Умеет аннотировать произведение в свободном режиме и системно в опоре на план изложения.

Умеет различать структурные элементы волшебной сказки.

Умеет называть тему произведения, давать оценку прочитанному произведению в свободном режиме высказываний.

Умеет характеризовать героя в свободном режиме высказывания, опираясь на поступок и имеющиеся в тексте характеристики.

Умеет по заданию учителя выделять в тексте прямые и срытые сравнения, определения.

Умеет выделять отдельные сведения из биографии писателя и ссылаться и привлекать их в беседе по содержанию прочитанного произведения.

^ Речевая и творческая деятельность

Умение самостоятельно готовиться к выразительному чтению отдельных эпизодов текста.

Формирование умения участвовать в беседе по прочитанным книгам, дополняя выступления и рассуждения, привле­кая все имеющиеся сведения и факты, как из прочитанной книги, так и опира­ясь на предыдущий читательский опыт.

Умение рассказывать о книге, привлекая сведения всех справочно-информационных служб книги и свой читательский опыт.

Умение рассказывать о герое и книге по заданному плану

Умение рассказывать о своих читательских предпочтениях.

Формирование умения самостоятельно выбирать произведение и декламиро­вать его.

Умение участвовать в театральных по­становках, в литературных играх типа «литературный турнир».

Формирование умения вести коллек­тивный дневник чтения


Умеет выразительно читать текст после целенаправленной самостоятельной подготовки

Умеет участвовать в беседе, выступая, слушая и дополняя собеседников.

Умеет рассказывать о прочитанной книге в свободном режиме высказываний.

Умеет рассказать о герое в свободном режиме высказываний.

Знает несколько стихотворений из учебного и свободного круга чтения.

Умеет принимать участие в инсценировках и драматизации, выполняя роль актера.

Умеет составлять по прочитанным книгам простейшие литературные иг­ры типа викторины.

Умеет оформлять карточку на прочитанную книгу

Умеет вести отдельные записи в дневнике чтения

^ Гигиена чтения

Умение выполнять правила гигиены чтения и сохранности книжного фонда в учебной и не учебной деятельности

Умеет выполнять правила гигиены чтения в учебной деятельности и внеучебной деятельности.


РЕЗУЛЬТАТЫ

^ ОСВОЕНИЯ КУРСА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

(ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ)

1 класс

Положительное отношение к книге и чтению.

Самостоятельное целенаправленное рас­сматривание книг.

Слушание произведений в чтении учите­ля.

Самостоятельное чтение отдельных про­изведений и книг под наблюдением учителя.

Фактическое понимание текста.


2 класс

Систематическое самостоятельное учеб­ное чтение вне класса со второго полугодия, понимание содержания текста.

Выбор книги по заданной теме и произве­дения для чтения, доступного по объему.


3 класс

Систематическое самостоятельное учеб­ное чтение вне класса, понимание содержа­ния текста с элементами углубленного пони­мания.

Выбор книги с учетом личностных пред­почтений. Понимание содержания текста.

Эпизодическое самостоятельное чтение книг в связи с ситуативными интересами.


4 класс

Систематическое самостоятельное учеб­ное чтение вне класса, понимание содержа­ния текста с переходом на углубленное пони­мание.

Самостоятельное чтение книг по интере­сам и с учебными целями.

Выбор книги с учетом личностных пред­почтений, с учебными целями.


^ ОСВОЕНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ)

1класс

Ориентировка в круге чтения: книга- произведение, книга сборник произведений. Тематика чтения в полном объеме, ограниченным возрастными особенностями, где ведущими являются произведения и книге о ребятах и их делах. Виды, жанры произведений и книг: общее представление о жанрово-видовом разнообразии книжной продукции. Чтение сказок, стихотворений, коротких рассказов.

Книга как соединение творчества писателя и художника: иллюстрации как показатель содержания.

Умение пользоваться чтением как учебным умением по заданию учителя, различать.

Освоение информационных, библиографических средств: книжная выставка.

2 класс

Ориентировка в круге чтения: автор - произведения, книги, тема - авторы - произведения, книги. Тематика чтения в полном объеме, ограниченным возрастными особенностями, где ведущими являются произведения и книги о природе. Виды и жанры произведений и книг: общее представление о жанрово-видовом разнообразии книжной продукции. Научно-художественные произведения как источник сведений о реальном мире природы, техники и т.д. Чтение рассказов.

Книга как соединение творчества писателя и художника, одноименные книги в разных изданиях. Книга как приспособление для чтения - предпочтение определенных изданий для самостоятельного чтения.

Умение пользоваться чтением как учебным умением по заданию учителя и по ситуативному интересу

Освоение информационных, библиографических средств: справочный аппарат книги, книжная выставка.

3 класс

Ориентировка в круге чтения: автор - произведения, книги, тема - авторы - произведения, книги. Автор - тема, произведения книги. Тематика чтения в полном объеме, ограниченная возрастными особенностями, где ведущими являются произведения и книги раскрывающие взаимоотношения в семье, между сверстниками. Виды и жанры произведений и книг: общее представление о жанрово-видовом разнообразии книжной продукции: избранное. Справочно-энциклопедические издания. Чтение повестей.

Умение пользоваться чтением в учебных целях и при реализации внеучебной деятельности.

Сознательный выбор книг в определенных изданиях для чтения.

Освоение информационных, библиографических средств: справочный аппарат книги, предисловия, послесловия, комментарии. Алфавитный каталог. Представление о возможностях Интернета в поиске информации о книгах.

4 класс

Ориентировка в круге чтения: автор - произведения, книги, тема - авторы - произведения, книги. Автор - темы, произведения книги. Писатели- современники. Тематика чтения в полном объеме, ограниченная возрастными особенностями, где ведущими являются произведения и книги о Родине, о подвигах, раскрывающие ценностные общественно значимые приоритеты. Виды и жанры произведений и книг: общее представление о жанрово-видовом разнообразии книжной продукции: собрание сочинений. Справочно-энциклопедические издания - разнообразия видов по разным отраслям знаний. Чтение повестей, романов для детей. Историческая, приключенческая книга, зарубежная литература.

Умение пользоваться чтением и книгой в учебных и с внеучебных целях, поиск дополнительной информации в книгах.

Представление: искусство книги.

Освоение информационных, библиографических средств: справочный аппарат книги, предисловия, послесловия, алфавитный и тематический каталог. Поиск информации о книгах в Интернете.


Джежелей О.В., керівник творчого колективу, завідувач лабораторії методичного забезпечення системної освіти «Школа-ВУЗ» Харківського національного педагогічного університету імені Григорія Сковороди, кандидат педагогічних наук, професор;

Ємець А.А., керівник науково-консультативного центру читання дитячої книги Харківського національного педагогічного університету імені Григорія Сковороди, кандидат педагогічних наук, доцент.




Похожие:

Литературное чтение 1-4 классы общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения Пояснительная записка «Литературное чтение» iconПрограмма по предмету «литературное чтение» Пояснительная записка
«литературное чтение» (авторы: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева), которая является составной частью Образовательной системы «Школа 2100»;...
Литературное чтение 1-4 классы общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения Пояснительная записка «Литературное чтение» iconРабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»
«Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального...
Литературное чтение 1-4 классы общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения Пояснительная записка «Литературное чтение» iconРусский язык 1-4 классы общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения Пояснительная записка
Цели, задачи и содержание курса русского языка в начальной школе определяются отраслью «Языки и литературы» Государственного стандарта...
Литературное чтение 1-4 классы общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения Пояснительная записка «Литературное чтение» iconДокументи
1. /литературное чтение/Пояснительная записка Литературное чтение 1кл.doc
2.
Литературное чтение 1-4 классы общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения Пояснительная записка «Литературное чтение» iconРабочая учебная программа по курсу «Литературное чтение» Автор умк о. В. Кубасова 2 «А» класс базовый уровень. Разработчик
Примерной программы начального общего образования по курсу «Литературное чтение» образовательной области «Филология» (Стандарты второго...
Литературное чтение 1-4 классы общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения Пояснительная записка «Литературное чтение» iconДокументи
1. /литературное чтение/Список произведений для заучивания наизусть.docx
2. /литературное...

Литературное чтение 1-4 классы общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения Пояснительная записка «Литературное чтение» iconРабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»
Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение" разработана на основе учебно-методического комплекта "Школа России", а...
Литературное чтение 1-4 классы общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения Пояснительная записка «Литературное чтение» iconПояснительная записка Литературное чтение 1 класс умк «Школа России» Примечание: курсивом выделен текст добавленный в стандарты из программы «Школа Россия»
Основных предметов в сис­теме подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способ­ствует...
Литературное чтение 1-4 классы общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения Пояснительная записка «Литературное чтение» iconЛитературное чтение в умк «Перспективная начальная школа»
Малаховская О. В. Литературное чтение: Тетрадь для самостоя­тельной работы №1 и №2. 1 класс
Литературное чтение 1-4 классы общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения Пояснительная записка «Литературное чтение» iconРусский язык 1 – 4 классы общеобразовательных учебных заведений с украинским языком обучения русский язык в школах с украинским языком обучения Пояснительная записка
Русский язык как предмет инвариантной части учебного плана представлен в школах (классах) с украинским языком обучения с изучением...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы