Педагогический проект icon

Педагогический проект



НазваниеПедагогический проект
и руководитель проекта
Дата конвертации01.11.2013
Размер225.51 Kb.
ТипРеферат
источник



Педагогический проект




Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в форме творческих групп



Автор и руководитель проекта:


Дудко Наталья Михайловна,


учитель начальных классов


База выполнения проекта:

2 «А», 3 «А» классы.












Май, 2009



^ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 54 г.ТОМСКА


Содержание

Постановка проблемы………………………………………………………………..….1

1. Основная часть………………………………………………………………………..5

1.1. Актуальность выбора темы………………………………………………………..5

1.2. Методологическое обоснование опыта…………………………………….……..7

1.3. Введение элементов исследовательской деятельности в структуру уроков начальной школы…………………………………………………………………………8

1.4. Результативность использования проектно-исследовательской деятельности в учебно-воспитательном процессе………………………………………………………13

1.5. Факторы успешности опыта……………………………………….………….……15

1.6. Результативность проектно-исследовательской деятельности…………………. 16

2. Заключение……………………………………………………………………………16

3. Вывод………………………………………………………………………………….16

4. Поэтапный план реализации проекта………………………………………………..17

Литература……………………………………………………………………………….19

^ Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в форме творческих групп

Постановка проблемы

Современная система образования столкнулась с беспрецедентной в своей истории задачей. Темпы и содержание происходящих вокруг изменений необычайно высоки. Современная школа должна готовить своих учеников к жизни в новом мире. Кто бы сказал нам, взрослым, образованным людям, в какой именно стране мы сейчас живём? В обществе «равных возможностей» или всеобщего падения духовности? И какого гражданина мы должны воспитывать сегодня? На что он должен ориентироваться?

Всегда, начиная с самых древнейших времён, школа была призвана воспитать человека так, чтобы он мог жить в обществе, стал удачливым и востребованным в нём.

Что сегодня важно в начальной школе кроме простейших знаний по математике и правописанию? Что нужно и можно вложить в сознание младшего школьника?

В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные. В соответствии с последними исследованиями в области социальной и педагогической психологии, творчество выступает необходимым условием успешной социализации современного человека. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения.

Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Задача образования - помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности.

Все эти качества личности формируются при выполнении учебных проектов.

На смену человеку-исполнителю должен прийти человек-творец, человек-исследователь. Что является ведущей деятельностью в творчестве? Поиск.

Всё вышеупомянутое легло в основу моей работы «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в форме творческих групп». Эта модель – одна из перспективных организационных форм, содействующих развитию проектно-исследовательской деятельности школьников.

С учётом вышеперечисленного была определена педагогическая цель: формирование и развитие исследовательского поведения учащихся, расширение и интегрирование знаний учащихся, вовлечение их в активную проектно-исследовательскую деятельность через организацию творческих групп.

^ Объектом исследования выступает обучение младших школьников приёмам исследовательской деятельности.

Предметом исследования является процесс формирования проектно-исследовательской деятельности через творческие группы.

Гипотеза: организуя творческие группы в школе 1 ступени, я сформирую первоначальные навыки проектно-исследовательской деятельности младших школьников

В соответствии с проблемой, целью и предметом исследования поставлены следующие задачи:

  • выявить педагогические приёмы, определяющие эффективность обучения учащихся исследовательской деятельности;

  • апробировать комплекс приёмов и методик обучения учащихся проектно-исследовательской деятельности с тем, чтобы создать условия для выбора учащимися разных образовательных траекторий в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;

Изучив материалы научно-методической литературы, в своей деятельности использую рекомендованную А.И. Савенковым систему тренинговых занятий, позволяющих учащимся выявлять (лучше в игровой форме) проблемы, разрабатывать гипотезы, наблюдать, классифицировать. В качестве методологии психолого-педагогического сопровождения взяла основы, предложенные А.М. Каменским и Н.Ю. Пахомовой. Н.А. Краля разработал алгоритмизированные этапы проектирования в зависимости от вида, они легли в основу структурирования занятий в творческой группе.


1. Основная часть

1.1. Актуальность выбора темы

Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но собственная исследовательская практика, бесспорно, - один из самых эффективных.

Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? где это? зачем это? какое это? Не все дети являются маленькими гениями. Но у любого ребёнка есть свои сильные стороны, свой дар, своё исследовательское поведение. А если не обращать на них внимание в детстве, – это может оставить отпечаток на всей дальнейшей жизни ребёнка: он будет чувствовать себя бездарным и пустым человеком.

Исследовательское поведение – это возрастная потребность ребёнка. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. «Детей не нужно учить любопытству. Детей можно отучить от любопытства, и мне кажется, что именно эта трагедия разворачивается в наших детских садах и школах» (Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.) Умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности, в том числе и в неодобряемые обществом.

Как известно возраст 6-12 лет - очень важный период развития ребёнка. Именно в этот период закладывается основа для подготовки детей к творческому труду.

Поэтому важно именно в начальной школе создать психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности. Без навыков исследовательской учебной деятельности сложно освоить предлагаемую основной и старшей школой программу.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, которое ставит выпускника перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

Целью учебно-воспитательного процесса нашей является создание многопрофильного учебного заведения, способного удовлетворить меняющиеся образовательные потребности учащихся и родителей и социальный заказ на образовательные услуги через:

  • создание и развитие образовательной инфраструктуры, обеспечивающей преемственность всех уровней образования: начального, основного, среднего – успешную социальную и профессиональную интеграцию выпускников школы

  • реализацию творческих способностей педагогов и учащихся на основе развития исследовательских умений и навыков

Задача развития творческих способностей моих учащихся является приоритетным направлением работы для меня на данном этапе.

Таким образом, поиск собственного стиля педагогической деятельности для решения этой задачи базировался на идее модернизации образования и учёте возрастных особенностей младших школьников. Я остановилась на проектно-исследовательской деятельности учащихся 1ступени в форме творческих групп.

Направленность педагогического руководства:

  • на способы самостоятельного постижения знаний;

  • на формирование исследовательской культуры;

  • на эмоциональное отношение к образовательному процессу;

  • на поиск дальнейшей области применения своих способностей;

Особенность введения творческих групп как раз в том, что программы мастерских не транслируются детям сверху по типу единого государственного стандарта, однозначно определившего, что нужно знать младшему школьнику, а предлагаются по выбору, в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями. Соотнесённость с принципом природосообразности – важнейшая исходная характеристика, лежащая в основе их организации.


^ 1.2. Методологическое обоснование опыта.

Итак, передо мной определилась задача – апробировать роль учителя в качестве наставника (тьютора), сопровождающего развитие проектно-исследовательской деятельности учащихся. Цель педагогической деятельности: формирование и развитие исследовательского поведения учащихся.

Реализация цели начинается с подготовительного этапа. Проведено анкетирование родителей с целью определения значимости развития исследовательского поведения детей и готовности родителей к сотрудничеству.

Оказалось, что 17 человек (74% родителей), разделяют мнение о развитии творческих способностей учащихся и выступают «за апробирование проектно-исследовательской деятельности», 12,5% родителей (3 человека) придерживаются мнения «мне всё равно, лишь бы не были перегружены дети», и такое же количество родителей (12,5% - 3человека) отстранились от анкетирования.

Анализ результатов показал, что родители понимают необходимость формирования творческих навыков учащихся. Значит, при создании творческих мастерских учитель может рассчитывать и на помощь родителей, но при этом продумать формы сотрудничества.

Чтобы найти пути и средства реализации поставленной цели, я продумала следующие вопросы, на которые требовалось дать ответы в первую очередь:

  1. На каком содержательном материале и через какие формы работы можно наиболее полно реализовать задачи? (помочь ученику сориентироваться в выборе, показать разные виды деятельности, дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха)

  2. Какими учебными и вспомогательными материалами можно обеспечить работу? (фонд библиотеки, хрестоматии, сборники, дидактические материалы и т.п.)

  3. Какие виды деятельности возможны в работе? (Например, использование методов анализа; проведение эксперимента, наблюдения; работа в паре, группе, индивидуально; логическое рассуждение)

  4. Какова доля самостоятельности ученика в работе, в чем он может проявить инициативу?

  5. Какие критерии позволят учителю и ученику оценить успехи? (наблюдение активности на занятиях; беседы с учащимися, родителями; анализ работ учащихся; тестирование)

  6. Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса (анкетирование на первом и последнем занятии, собеседование в процессе работы после выполнения каждого вида работ)

  7. Чем может завершиться для ученика занятие в группе, какова форма отчетности? (тестирование; исследовательская работа; реферат)

^ 1.3. Введение элементов исследовательской деятельности в структуру уроков начальной школы

Поэтапный план реализации проекта:

^ Первый этап (2009-2010 учебный год) – поисковый

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

Ответственный (ФИО, должность)

По мнению А.И. Савенкова программа обучения проектно-исследовательской деятельности учащихся должна начинаться с тренинговых занятий.

Тренинговые занятия по развитию информационно-аналитических умений

2009-2010

Занятия позволят учащимся овладеть специальными знаниями, умениями, навыками исследовательского поиска

Учитель

Тренинговые занятия по развитию информационно-поисковых умений

2009-2010




Например.

1). Развитие умений видеть проблемы (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон)

Задание «Посмотри на мир чужими глазам»”.

Учитель читает детям неоконченный рассказ.

«Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…»

Задание: продолжить рассказ, представив себя в роли мальчика, гуляющего во дворе с друзьями; водителем грузовика, едущего по дороге; летчиком отправляющимся в полет; мэром города; вороной, сидящей на дереве;

Задание «Тема одна – сюжетов много».

Придумайте как можно больше сюжетов на одну и ту же тему. (Например, тема «Осень», «Город», «Лес»… можно нарисовать лес осенью, улетающих птиц, работы на полях, школьников, идущих в школу и т. д.)

Задание «Составь рассказ, используя данную концовку»

«…Так я и не выучил стихотворение».

«…Сидевший в клетке попугай не обратил на это никакого внимания».

2). Развитие умений выдвигать гипотезы (уметь предвидеть события, предполагать, используя слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что если, наверное).

Задание «Давайте вместе подумаем»

Почему у белого медведя нос чёрный?

Гипотезы (предложенные детьми):

1. Может быть, чтобы быть заметным и его боялись окружающие?

2. Наверное, потому что всё время держит его по ветру, чтобы дорогу запоминать?

3. Предположим, чтобы медвежата его видели.

Упражнения на обстоятельства.

При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны? Например, соль, сахар, мобильный телефон

Задания типа “Найди возможную причину события”

Машина резко затормозила.

Молоко прокисло.

3). Развитие умений задавать вопросы

Задания для развития умения задавать вопросы уточняющие (верно ли, что; надо ли; должен ли? и восполняющие (Кто? Что? Где? Почему?)

Задание «Найди загадочное слово». Дети задают друг другу разнее вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что», «как», «почему», «зачем». Обязательное правило – в вопросе должна быть невидимая явно связь. Например: в вопросе об апельсине звучит не «Что это за фрукт?», а «Что это за предмет?».

Возможен и более сложный вариант. Один из участников загадывает слово, но сообщает всем только первую букву (звук). Участники задают ему вопросы. Например: «Это то, что находится в доме?»; «Этот предмет оранжевого цвета?»; «Используется ли этот предмет в перевозке грузов?»; «Это не животное?». Ребенок, загадавший слово, отвечает «да», «нет».

Игра «Угадай, о чем спросили»

Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него.

Например: на карточке написано «Почему совы охотятся ночью?» Ребенок отвечает «Они днём плохо видят, поэтому охотятся ночью». Всем остальным надо догадаться, каким был вопрос.

Используя тренировочную подпрограмму «практика», предлагать учащимся «пробные» самостоятельные исследования и выполнение творческих проектов.

^ Подбор литературы по заданной теме

Рассмотри выставку книг на доске. На каждой книге ты видишь номер. Выбери и запиши номера тех книг, которые рассказывают:

  • об использовании человеком науки и техники

  • об истории человечества

  • об исследователях и учёных

Ориентировка в словаре, справочной литературе

  • возьми детскую энциклопедию и запиши, на каких страницах находится информация о ____________________________________________________

  • найди по оглавлению рассказ Л. Толстого «Какая бывает роса на траве». Запиши, на какой странице заканчивается этот рассказ_________________

  • какое слово стоит в словаре В. Даля после слова мастерица ___________________

Ориентировка в тексте, ключевые слова

В книге «Введение в историю» открой стр.____ Найди ключевое слово третьего абзаца. Запиши его ____________________

^ Ответы на вопросы к тексту

  • найди статью «Растения луга». Найди в статье и запиши слова, которые следует запомнить ________________________________________________________________

  • найди статью «Вода и её свойства» В конце статьи есть вопросы для повторения. Прочитай вопрос №3. Найди на него ответ в тексте. Ответь одним предложением.

  • в разделе «Растения и животные водоёма» найди статью «Необычное? Нет, обычное»

О чём рассказывает эта статья? Определи тему ________________________________________

^ Следующий шаг – подпрограмма «практика», предлагать учащимся «пробные» самостоятельные исследования. Использование умений и навыков в нестандартной ситуации.

Такой нестандартной ситуацией становится написание рефератов. Например,

Творческая работа

ПИНГВИНЫ

К теме прилагается комплект книг

№ п/п

Список литературы

Страницы

 

Ликум А. Всё обо всём / Популярная энциклопедия для детей.

 

 

Чарушин Е. Моя первая зоология.

 

 

Животный мир / Энциклопедия. Том 2.М.:РОСМЕН

 

 

 

 

 

 

 

План

  1. Где живут пингвины? Чем эти птицы не похожи на других?

  2. Жизнь императорских пингвинов.

  3. Как пингвин разучился летать.

  4. Заключение.

Порядок работы:

  1. Внимательно прочитай план реферата.

  2. Найди в книгах страницы, на которых есть нужная информация, и сделай закладки.

  3. Каждый пункт плана – это абзац текста.

  4. Напиши краткое вступление (это ответ на первый вопрос)

  5. Подробно ответь на вопросы основной части плана.

  6. Сделай короткое заключение.

Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Подпрограмма «мониторинг» - защита исследовательских работ. Учащиеся знакомятся с разными видами презентаций результатов, овладевают умениями аргументировать собственные суждения.


^ 1.4. Результативность использования проектно-исследовательской деятельности в учебно-воспитательном процессе

На втором этапе (2010/2011 уч.год.) приступаем к формированию умений и навыков проектно-исследовательской деятельности соответственно этапам выполнения учебного проекта.

Этапы работы над проектом

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап инициирующий

Формулирую проблему, ситуацию, цель, задачи

Вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач

2 этап основополагающий

Предлагаю: организовать группы, распределить в группах роли, спланировать деятельность

Знакомлю с различными формами презентации результатов

Анализируют проблему, разбиваются на группы, распределяют роли, планируют работу, выбирают форму презентации результатов

3 этап прагматический

Консультирую, ненавязчиво контролирую, репетирую презентацию результатов

Работают самостоятельно и сообща, консультируются, собирают информацию, “добывают” недостающие знания, готовят презентацию результатов

4 тап заключительный

Обобщаю результаты, подвожу итоги, оцениваю умения обосновывать своё мнение, работать в группе на общий результат

Защищают проект, проводят рефлексию деятельности, дают оценку её результативности

5 этап итоговый

Представление готового продукта.

Рефлексия выполненной работы.

На всех этапах работы важно иметь в виду, что главный из ожидаемых нами результатов – это приобретение и развитие ребёнком новых проектно-исследовательских умений и навыков.

Остановлюсь на конкретном примере учебного проекта, который был разработан моими учащимися в 2008-2009 учебный год. (Приложение 1)

Что приобрели учащиеся при работе над проектом? Во-первых, деятельность. Каждый что-то обдумывал, предлагал, т.е. мыслительная деятельность. Была и коммуникативная деятельность – все делились своими мыслями, идеями. Была и практическая работа. Работа по выполнению проекта была групповой, такая организация подразумевала распределение ролей, выполнение работы каждым учеником и объединение усилий каждого в единый результат. Работа над проектами позволяет выработать и развить специфические умения и навыки проектирования, а именно: освоение навыков целеполагания, формулирования проблемы, планирования работы, умение ориентироваться в информационном пространстве, умение самостоятельно конструировать свои наработки, презентовать их.

К сожалению, большая часть работы, кроме первого и последнего уроков ведётся во внеурочное время (подбор материала, оформление работ, подбор технических средств, распечатка материалов и т.д.)


^ 1.5. Факторы успешности

При организации работы над проектом необходимо опираться на психолого-педагогические принципы:

  • интерес к теме должен выстраиваться с учётом имеющегося у детей учебного и житейского опыта, их возрастных особенностей и предпочтений;

  • возможности младшего школьника имеют предел, не следует планировать сложных, требующих больших временных затрат работ;

  • помнить, что проектная деятельность, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе;

  • сотрудничество: общая деятельность и согласованность действий детей и учителя, общение и взаимопонимание

Еще одна важная особенность состоит в том, что в работе над проектом складывается иной тип взаимодействия педагога с ребенком. Здесь учитель не просто передаёт определенный объем новой информации, а формирует развивающую среду.


^ 1.6. Результативность проектно-исследовательской деятельности (2011/2012 уч.год)

Исследовательский проект

“Почему погибли динозавры”

1 место научно-практическая конференция

МОУ СОШ № 54 (2009 г)

Организация такой формы познавательной деятельности (творческие группы) даёт ученику возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха, реализовать себя в иных, не учебных сферах деятельности, что чрезвычайно важно для любого ребенка, а особенно для детей, неуверенных в себе, испытывающих трудности в освоении школьных дисциплин.

Для достижения поставленных целей в деятельности групп должны использоваться различные средства обучения. При этом выбор необходимых средств осуществляется с учётом доступности, наглядности и последовательности. Прежде всего, это традиционные средства, такие как материалы учебника, справочной, энциклопедической литературы, и современные данные компьютерной сети Internet. В работе используются компьютерные технологии. Самостоятельно разрабатываются компьютерные презентации.

2. Заключение

Результативность этого этапа деятельности является для меня диагностической и определяет задачи на будущее: необходимо организовать работу таким образом, чтобы результаты предыдущей деятельности закрепить и усовершенствовать.

Данные работа доказывает и подтверждает необходимость введения творческих групп. Моя гипотеза верна.

3. Вывод

Подводя итог, отмечу, что в настоящее время в условиях личностного подхода к школьному образованию становится все более важным воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование.

Организовав проектно-исследовательскую работу в творческих группах, я смогу помочь учащимся своего класса ответить на вопрос: «Что мне интересно? Могу ли я, хочу ли я это учить, заниматься этим в дальнейшем?», помогу учащимся сделать выбор на будущее и оценить свой потенциал, чтобы услышать в ответ: «Я это делать умею, мне это интересно!»

Приложение 2 Презентация

Поэтапный план реализации проекта:

^ Нулевой этап (2008-2009 учебный год) – подготовительный

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

Ответственный (ФИО, должность)

Апробировать роль учителя в качестве наставника (тьютора), сопровождающего развитие проектно-исследовательской деятельности учащихся. Цель педагогической деятельности: формирование и развитие исследовательского поведения учащихся.

Анкетирование родителей




Учитель может рассчитывать и на помощь родителей, но при этом необходимо продумать формы сотрудничества.


Учитель

Нахождение путей и средств реализации поставленной цели.

^ Первый этап (2009-2010 учебный год) – инициирующий

По мнению А.И. Савенкова программа обучения проектно-исследовательской деятельности учащихся должна начинаться с тренинговых занятий.

Тренинговые занятия по развитию информационно-аналитических умений

2009-2010

Эти занятия позволят учащимся овладеть специальными знаниями, умениями, навыками исследовательского поиска

Учитель, учащиеся.

Тренинговые занятия по развитию информационно-поисковых умений


2009-2010

Учитель, учащиеся.

^ Второй этап (2010-2011 учебный год) – основополагающий

Формирование умений и навыков проектно-исследовательской деятельности соответственно этапам выполнения учебного проекта.




Сентябрь-январь

Приобретение и развитие ребёнком новых проектно-исследовательских умений и навыков.


Учитель, учащиеся.

^ Третий этап (2010-2011 учебный год) – прагматический

Формирование умений и навыков проектно-исследовательской деятельности




Декабрь, январь

«Добывание» недостающих знаний, подготовка презентации результатов

Учитель, учащиеся.

^ Четвертый этап (2010-2011 учебный год) – заключительный

Обобщение результатов, подведение итогов среди учащихся класса.




Март

Защита проектов, проведение рефлексии деятельности, оценка результативности.

Учитель, учащиеся.

^ Пятый этап (2010-2011 учебный год) – итоговый

Обобщение результатов, подведение итогов среди учащихся начальной школы.




Апрель

Представление готового продукта. Рефлексия выполненной работы.

Учитель, учащиеся.



Литература:

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. -М.: Академический проспект, 2000.-624 с.

  2. Загвязинский В.И., Поташник М.М. Как учителю подготовить и провести эксперимент. Методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2005.-144 с.

  3. Каменский А.М. Психологические проблемы учебно-воспитательного процесса. - СПб, 1996.-94с.

  4. Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.П. Дубенского. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. - 59 с.

  5. Савенков А.И. Игры, дающие старт исследовательской деятельности. //Директор школы, 2004, №1, с46-50.

  6. Савенков А.И. Исследования на дому. Методические рекомендации // Исследовательская работа школьников, 2002, №1 с.34-45, №2 с.73-78.

  7. Соколова Т.Е. Информационная культура младшего школьника: Учебно-методическое пособие (Вып.1-5). - Самара: Издательство «Учебная литература», 2007.

  8. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов вузов – М.:АРКТИ,2005.- 112 с.






Похожие:

Педагогический проект iconДокументи
1. /Педагогический проект на конкурс Учительгода 2010г/Доклад на защиту проекта.doc
Педагогический проект iconПоложение о районном конкурсе «Педагогический блюз» (проект)
Районный конкурс «Педагогический блюз» (далее Конкурс) проводится Управлением муниципальными учреждениями и мкоу дпо «римц»
Педагогический проект iconПедагогический проект
Александрова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы
Педагогический проект iconПедагогический проект на тему: «Здоровьесбережение дошкольников»
Актуальность. Обоснование актуальности выполнения индивидуальность целевого проекта
Педагогический проект iconОткрытый конкурс сочинений для детей/юношества
Социально-психолого педагогический проект «Вместе». Блок конкурсов «Солнце светит всем!»
Педагогический проект iconАктивизация познавательной деятельности на уроках географии через использование икт добрый день, я рада нашей встрече. Разрешите представить педагогический проект
Добрый день, я рада нашей встрече. Разрешите представить педагогический проект «Активизация познавательной деятельности на уроках...
Педагогический проект iconПедагогический проект «День народного единства»
Цель проекта: приобщение детей к истории России, формирование первичных основ национального самосознания и исторической памяти
Педагогический проект iconПедагогический проект Тема: «Знакомство с луговыми и садовыми цветами»
Интересно сравнивать цветы по окраске, по величине цветка и листьев, учит детей составлять кра
Педагогический проект iconПедагогический процесс
Педагогический процесс как динамическая педагогическая система. Педагогический процесс это специально организованное взаимодействие...
Педагогический проект iconИнформационный проект
Интернет или локальных сетях, телеконференция. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы