«Основные формы проведения массового мероприятия в библиотеке для школьников» Методические рекомендации На семинаре «Сельская библиотека – центр чтения» icon

«Основные формы проведения массового мероприятия в библиотеке для школьников» Методические рекомендации На семинаре «Сельская библиотека – центр чтения»



Название«Основные формы проведения массового мероприятия в библиотеке для школьников» Методические рекомендации На семинаре «Сельская библиотека – центр чтения»
Дата конвертации24.12.2012
Размер112.71 Kb.
ТипМетодические рекомендации
источник


«Основные формы проведения массового мероприятия в библиотеке для школьников»

Методические рекомендации

На семинаре «Сельская библиотека – центр чтения» речь пойдет о проблеме детского и юношеского чтения, о воспитании культуры чтения, литературного вкуса, расширении читательских интересов, о деятельности библиотеки по продвижению книги и чтения.

В Обращении Всероссийского Конгресса в поддержку Чтения отмечается, что «…Читающая нация вырастает из читающих детей, только читающая нация создает художественные ценности мирового уровня, только читающая нация дарит миру нобелевских лауреатов. Ни телевидение, ни Интернет не способны заменить книгу в духовной жизни нации. Страна с нечитающим населением – это страна отверточных технологий, страна – поставщик сырьевых ресурсов и дешевой рабочей силы».

Компьютерные технологии, которые все больше входят в нашу жизнь и быт, бесспорно, расширяют возможности познания для подрастающего поколения, увеличивая доступ к информации. Однако, при активном внедрение новых информационных технологий, мы вынуждены все больше говорить о проблемах детского и юношеского чтения.

Исследователи выделяют несколько обострившихся проблем, которые наблюдаются в последнее десятилетие в сфере детско-юношеского чтения: спад чтения для удовольствия (некоторые исследования показывают, что до 33% детей не любят читать); функциональная (вторичная) неграмотность; проблема массовой культуры в чтении детей и подростков (чтение боевиков и любовных романов); проблема доступа к чтению и другие.

Между тем, роль книги и чтения бесспорны в нравственном, интеллектуальном, эстетическом развитии детей и подростков, они развивают грамотность, общий культурный уровень, расширяют эмоциональный мир человека, подстегивают творческие потенции, формируют духовную основу личности. Наконец, они являются необходимым условием социализации молодежи. Поэтому сегодня, когда новые технологии делают значительные шаги в образовании, чтение становится еще более важным, чем прежде.

Далеко не последнюю роль в содействии формированию общей культуры детей и юношества играет библиотека. Сегодня библиотека – это часто и очаг культуры, и место, где помогают учиться, и наиболее доступный источник информации для учащихся. Библиотека всегда рядом, ее деятельность не скована рамками учебной программы, что, безусловно, расширяет ее возможности. И, как правило, поощрение свободного чтения, формирование мотивации к чтению являются одним из важнейших направлений библиотечной работы.

Проанализируем значение массовой работы в приобщении к чтению, рассмотрим этапы подготовки некоторых массовых мероприятий.

^ Рекомендации в помощь проведению массовой работы библиотек

Цели массовой работы – показать пользователям прелесть чтения, научить их любить книгу для того, чтобы через литературу они воспринимали "разумное, доброе, вечное"; чтобы, сделав чтение первейшей потребностью, они становились сознательными гражданами своей родины, духовно богатыми личностями. Ибо массовые мероприятия с использованием различных форм и приемов помогают читателям эмоционально воспринимать значение, смысл, содержание как литературных произведений, так явлений и событий. Мы должны доказать детям, что чтение может доставлять эстетическое наслаждение, что общение с книгой раскрывает широкие горизонты перед человеком, что книга и чтение являются неиссякаемым источником знаний и информации, что книга действительно часто является другом и советчиком.

Массовая работа в библиотеке, как правило, ведется по следующим основным направлениям: поощрение свободного чтения (чтения для удовольствия), содействие воспитательным программам, содействие учебному процессу.

Приступая к разработке программ приобщения детей и юношества к чтению, при составлении плана работы библиотекарю следует ставить четкие цели и задачи массовой работы вообще и каждого мероприятия в частности.

Например, главная цель мероприятия – приобщение к книге, поощрение свободного чтения. Для достижения этой цели необходимо: познакомить учащихся с лучшими образцами художественной литературы для детей и юношества, показать красоту родного языка, научить сопереживать героям книги, стимулировать детскую фантазию.

При проведении мероприятий в помощь учебному процессу главной целью может выступать содействие усвоению учебного материала средствами эмоционального воздействия, активизация познавательной деятельности учащихся. Задачами будут выступать: знакомство с дополнительными материалами и литературой по определенному предмету, расширение знаний школьников об изучаемых предметах.

^ Формы работы со школьниками имеют важное значение в реализации поставленных целей. В последнее время традиционные формы работы с книгой, такие как устный журнал, читательская конференция, защита читательского формуляра, диспут по книге были заменены новыми, более живыми, интерактивными формами работы: брейн-рингами, КВНами, различными играми, виртуальными путешествиями и т.п. Хотя, конечно, чтение вслух, викторины, литературно-музыкальные композиции, обзоры литературы, продолжают оставаться популярными и сейчас.

Если попытаться систематизировать массовые мероприятия по сложности проведения, по охвату читателей, по времени, затраченному на подготовку, можно выделить 3 основные группы.

1. Наиболее доступные и малотрудоемкие с точки зрения затрат времени и подготовки: чтение вслух, обзор литературы (обзор-беседа, обзор у выставки, обзор-лекция), викторина.

2. Мероприятия, требующие значительной предварительной подготовки: литературная игра (брейн-ринг, путешествие по станциям, литературное лото, литературный аукцион и т.п.), устный журнал, пресс-конференция, конкурс.

3. Мероприятия, которые помимо предварительной подготовки, требуют значительной индивидуальной работы с участниками: КВН, литературная композиция, литературный суд, литературный праздник (посиделки, литературный утренник, литературный бал), встречи в литературной гостиной, читательские конференции.

Отдельное место занимают такие сложные формы работы как клубы и кружки.

При подготовке и проведении мероприятий в библиотеке, нужно помнить, что существуют определенные педагогические требования, которые необходимо соблюдать, чтобы достичь поставленных целей:

1. Мероприятие не самоцель, а средство воспитания, т.е. должно создавать цельность настроения, вызывать переживания, направленные на формирование определенных установок.

2. Следует стремиться к вовлечению в действие широкого круга участников, чтобы каждый мог быть активен, проявить свои знания, способности и дарования. Идеальный вариант, когда все приглашенные могут принять участие.

3. Мероприятие не должно быть перегружено и затянуто.

4. При проведении необходимо предусматривать перспективу развития учащихся. Мы знаем, что когда что-то слишком просто – это неинтересно, когда очень сложно – тоже неинтересно. Излишняя простота и излишняя сложность ведут к отсутствию внимания и интереса.

5. Мероприятие должно быть захватывающим, что зависит от форм подачи материала, активности участников. Нужно помнить – чем красочнее и ярче подаваемый материал, тем сильнее будет его влияние. Не последнюю роль играет и принцип наглядности. Поэтому очень важно использовать не только живой язык, эмоциональный рассказ, метафоры, эпитеты, но и иллюстративный материал, музыку, видеоматериалы.

6. Мероприятие должно отличаться от школьного урока благодаря применению игровых и занимательных форм работы. Новые формы способствуют развитию творческой активности, интеллектуальных способностей.

7. При подготовке массовых мероприятий необходимо учитывать возрастные и психологические особенности пользователей. Например, для младших школьников характерными особенностями являются стремление познавать мир в игре, быстрая утомляемость, неумение долго концентрировать внимание, повышенная эмоциональная возбудимость, желание соревноваться со сверстниками. Это должно определять и формы работы. Здесь же можно отметить, что работа с этой возрастной категорией является, пожалуй, наиболее важной и актуальной сегодня. Именно в дошкольном и младшем школьном возрасте закладываются основы представлений о мире, жизни, формируются привычки. То, что ребенок недополучил в этом возрасте, не восполнится уже никогда.

8. Наконец, особенностью мероприятий, проводимых в библиотеке, является их тесная связь с задачами приобщения к чтению и поощрения чтения. Поэтому каждое мероприятие, какие бы темы оно не затрагивало, и в какой бы форме оно не проходило, подразумевает, в первую очередь, “рекламу“ книги и чтения.

^ Различные формы массовой работы имеют свои особенности.

Чтение вслух.

«Дети более любят слушать, нежели читать, уже и потому, что в первые два-три года самый процесс чтения еще утомляет их. Кроме того, необходимо приучить детей не только читать, но и слушать внимательно, а потом усваивать и передавать услышанное»

Чтение вслух – наиболее доступная, но немного забытая сейчас форма работы с младшими школьниками. Между тем, в США еще в 70-е годы была разработана национальная программа поддержки свободного чтения и формирования мотивации к чтению как средство борьбы с функциональной неграмотностью, в основе которой лежало именно чтение вслух. Это неудивительно, ибо чтение вслух способствует созданию у школьников образных представлений, воздействует на эмоциональную сферу восприятия. Оно помогает заинтересовать ребенка, может вызвать у него желание продолжить чтение самостоятельно. Более того, оно приучает к внимательному слушанию текста. При чтении вслух важно соблюдать определенные требования. Необходимо читать четко, внятно, не очень громко, но и не очень тихо, соблюдать паузы в тексте. Вместе с тем, это должно быть выразительное чтение, эмоционально окрашенное, способное держать внимание ребенка. Монотонное, однообразное чтение текста или чтение с запинками не будут слушать даже взрослые, каким бы интересным не было его содержание.

Иногда после чтения можно провести беседу с ребятами о прочитанном, но это вовсе не обязательно. Иногда более действенным оказывается просто чтение без комментариев, которое дает ребенку возможность самостоятельно осмыслить прочитанное. Кстати исследования называют одной из причин, которые отвращают детей от чтения, необходимость писать отзыв, отчет о прочитанном. Можно предложить нарисовать рисунки после занятия, т.к. школьники охотно рисуют.

При проведении таких занятий библиотекарь должен учитывать следующие моменты. Продолжительность чтения, учитывая возраст маленьких слушателей, должна составлять в первых-вторых классах 20-25 минут, в третьих – четвертых - 30-35 минут. Если чтение вслух сопровождается видеофрагментами, то их целесообразно показывать в конце занятия, поскольку зрительные образы оказывают более сильное эмоциональное воздействие на школьников и после них аудиторию очень трудно успокоить. Если библиотекарь во время чтения заметил нарушение дисциплины, не следует прерывать чтение и делать замечания, надо постараться привлечь внимание нарушителей, чтобы не портить эффект для всех остальных и не создавать ситуации принуждения.

Обзоры литературы – это традиционная и проверенная форма работы, которая может быть действенной, если при ее использовании соблюдать несколько правил. Первое и самое главное – обзор должен быть интересным, живым. Сухая аннотация и перечисление выходных данных не интересны даже взрослым, не говоря уже об учащихся школы. Кроме того, с различными возрастными группами следует проводить различные виды обзоров. Например, младшие школьники намного лучше воспринимают материал, если рассказ перемежать беседой, зачитывать интересные отрывки и показывать яркие иллюстрации. Поэтому наиболее приемлемым видом обзора здесь будет обзор-беседа или обзор у книжной выставки. Со старшими школьниками можно провести классический библиографический обзор, или обзор-лекцию, когда рассказ о книге сменяется интересным фактическим материалом. Главная цель обзора и в том и в другом случае – привлечь внимание к книгам, заинтересовать читателя, сделать так, чтобы он захотел взять эту книгу и прочитать ее.

Прекрасно «оживляют» обзор и привлекают внимание слушателей игровые моменты. В этом случае, перемежая подачу информации о книгах с фрагментами игр, можно добиться прекрасных результатов.

Методика проведения обзора литературы отработана. Каждый обзор должен иметь вступление, основную часть (непосредственное знакомство с книгами) и заключение. В обзоре библиотекарь должен кратко раскрыть содержание рекомендуемой литературы. Подчеркнем, что раскрыть содержание не означает пересказать его. Обзор для учащихся среднего и старшего возраста – это по сути дела, беседа или лекция на определенную тему с привлечением иллюстративного материала, в качестве которого выступают книги. Обзор должен вызвать интерес к книге или творчеству писателя, к теме чтения, вызвать у читателя желание самостоятельного знакомства с литературой.

Количество книг, которые можно использовать в обзоре может быть различным – от одной до десятка. Это зависит от цели, темы обзора, выделенного времени и возможностей библиотеки.

^ Викторины и литературные загадки – это формы работы, которые развивают память, сообразительность, дают возможность школьникам проявить себя.

Викторины – занимательные вопросы по содержанию художественного произведения, фактам биографии писателя, событиям литературной жизни, истории книги и литературы.

^ Литературные загадки – это угадывание произведения и автора по отрывку из книги, по книжной иллюстрации, по портрету писателя и т.п.

Подготовка к викторине – предварительная работа с предлагаемой литературой, организация книжной выставки, обзор у книжной выставки, заранее вывешенные вопросы.

Кстати, можно порекомендовать новые формы викторин – видеовикторина – показ фрагментов из мультфильмов и экранизаций художественных произведений, а также викторины из иллюстраций к детским книгам.

^ Литературные игры и праздники пользуются наибольшей популярностью у школьников, так как они несут в себе элементы праздничности, необычности, неформальности, они дают возможность воспринимать материал более эмоционально. А мы знаем, что часто именно эмоции определяют направление интересов личности.

К числу литературных игр можно отнести путешествия по сказкам и станциям, литературные балы и утренники, брейн-ринги, КВНы, аукционы, лото, пресс-конференции, игры по сценариям известных телеигр и множество других.

Игровые формы действенны, когда они проводятся в системе. Они могут быть следующим этапом после проведения обзора литературы или частью системы мероприятий, посвященных одной теме. Методика проведения предполагает, что библиотека объявляет заранее тему литературной игры, книги, рекомендуемые для подготовки, демонстрируются на книжной выставке, предлагаются в обзоре литературы. Срок подготовки может быть небольшим, примерно 10-15 дней.

Игры-путешествия для учащихся младших классов неплохо готовить с привлечением школьников среднего возраста, которые способны преобразиться в Незнайку, Доктора Айболита или Золушку. Если в игре присутствуют литературные герои, то эмоциональное восприятие возрастает.

^ Брейн-ринги, КВНы тоже можно проводить с маленькими читателями, но они не будут такими эффективными, потому что формы коллективной и самостоятельной работы еще сложны для них. Зато при работе со школьниками среднего и старшего возраста эти формы незаменимы. Преимущества их в том, что они предполагают элемент соревновательности, проходят в неформальной обстановке, дают возможность проявить себя и свои знания. Они способствуют приобретению опыта коллективного мышления, развивают быстроту реакции, позволяют проверить познания и начитанность целого класса.

Помимо брейн-рингов с ребятами постарше можно проводить различные игры, где самостоятельные задания перемежаются полезной и нужной информацией.

Методика подготовки и проведения литературных игр и состязаний: вначале продумывается тема, цель, форма игры, которые зависят от предполагаемой аудитории. Библиотекарь самостоятельно или вместе с учителем-предметником готовит вопросы, продумывает условия, пишет сценарий проведения игры. Затем оформляется выставка литературы, и делаются обзоры литературы. Учащимся дается время (от одной недели до месяца) на знакомство с темой и книгами. За одну - две недели до мероприятия вывешиваются красочные объявления для зрителей. Формируется состав жюри, которое, кстати, может включать школьников более старшего возраста. При проведении игры целесообразно использовать музыку для создания праздничного настроения, для заполнения пауз при подсчете очков и т.д. Если по условиям конкурса предусматриваются письменные задания, необходимо заранее позаботиться о бумаге и карандашах. Перед началом игры ведущий четко объявляет правила и условия игры, очередность ответов, время на их обдумывание. Хорошо, если есть возможность поощрить победителей. Если нет призов, можно просто вывесить плакат с результатами конкурса. Это будет приятно выигравшей команде, это поднимет престиж мероприятий, проводимых в библиотеке, это, наконец, покажет работу библиотеки как культурного центра.

Мы рассмотрели систему подготовки лишь части массовых мероприятий библиотеки. Помните, что любая работа действенна, когда она проводится в системе. Поэтому необходимо стремиться к созданию именно целостной системы приобщения к чтению учащихся всех возрастных групп. Большую помощь библиотекарю может оказывать актив библиотеки, тесное взаимодействие с учителями школ.





Похожие:

«Основные формы проведения массового мероприятия в библиотеке для школьников» Методические рекомендации На семинаре «Сельская библиотека – центр чтения» iconМетодические рекомендации по проведению Дня знаний. Глушко О. В., методист моу «Учебно-методический центр» Методические рекомендации по составлению рабочей программы педагога
Основные направления проекта «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
«Основные формы проведения массового мероприятия в библиотеке для школьников» Методические рекомендации На семинаре «Сельская библиотека – центр чтения» iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2009/2010 учебном году
Методические материалы содержат рекомендации по порядку проведения олимпиады по обществознанию, определения содержания и типов олимпиадных...
«Основные формы проведения массового мероприятия в библиотеке для школьников» Методические рекомендации На семинаре «Сельская библиотека – центр чтения» iconПравила поведения в библиотеке Цели: сформировать правила поведения в библиотеке. Место проведения : школьная библиотека, где устроена выставка детских книг. Ход классного часа
Библиотека – слово древнегреческое: biblion – книга + theke – хранилище. Сегодня мы скажем, что это слово обозначает учреждение,...
«Основные формы проведения массового мероприятия в библиотеке для школьников» Методические рекомендации На семинаре «Сельская библиотека – центр чтения» iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку в 2009/2010 учебном году
Методические материалы содержат рекомендации по порядку проведения олимпиад по немецкому языку, требования к структуре и содержанию...
«Основные формы проведения массового мероприятия в библиотеке для школьников» Методические рекомендации На семинаре «Сельская библиотека – центр чтения» iconЦентр дистанционного образования Кемеровской области Методические рекомендации для родителей
Методические рекомендации предназначены для родителей обучающихся детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных...
«Основные формы проведения массового мероприятия в библиотеке для школьников» Методические рекомендации На семинаре «Сельская библиотека – центр чтения» iconМетодические рекомендации для проведения муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2011/2012 учебном году
Настоящие методические рекомендации призваны помочь предметно-методическим комиссиям в организации, проведении и подведении итогов...
«Основные формы проведения массового мероприятия в библиотеке для школьников» Методические рекомендации На семинаре «Сельская библиотека – центр чтения» iconМетодические рекомендации по проведению II (муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку в 2011-2012гг
С приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22. 10. 2007 №285 «Об утверждении порядка проведения олимпиад...
«Основные формы проведения массового мероприятия в библиотеке для школьников» Методические рекомендации На семинаре «Сельская библиотека – центр чтения» iconМетодические рекомендации для учителя 2011 г, баласс, Москва. Пронина О. В. Уроки чтения в 1 классе по книге «Капельки солнца». Методические рекомендации для учителя. 2011 г., баласс, с-инфо, Москва
Обеспечение инвариантной части учебного плана программами, методическими пособиями и учебниками
«Основные формы проведения массового мероприятия в библиотеке для школьников» Методические рекомендации На семинаре «Сельская библиотека – центр чтения» iconМетодические рекомендации для учителей для проведения факультативных занятий в VIII-XI классах и курсов по выбору
На поддержку и углубление содержания основной учебной программы направлены следующие учебно-методические комплексы (учебные программы,...
«Основные формы проведения массового мероприятия в библиотеке для школьников» Методические рекомендации На семинаре «Сельская библиотека – центр чтения» iconБиблиотекарь: Молодцы, конечно, это библиотека! «Библио» по-гречески книга, «тека» хранилище. Книги в библиотеке не только хранят но и выдают для чтения. Библиотекарь
Цель: знакомство с библиотекой, с «Правилами пользования школьной библиотекой», с расстановкой книг в библиотеке, запись читателей...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы