Урок литературы, 11 класс Тема: Отечественная война 1812 года (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир») Цели icon

Урок литературы, 11 класс Тема: Отечественная война 1812 года (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир») Цели



НазваниеУрок литературы, 11 класс Тема: Отечественная война 1812 года (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир») Цели
Дата конвертации22.11.2012
Размер74.16 Kb.
ТипУрок
источник

Урок литературы, 11 класс

Тема: Отечественная война 1812 года (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)

Цели:

  • совместить анализ исторических событий и внутреннего состояния героев романа;

  • вызвать у учеников неприятие войны как противоестественного состояния для человека.

Задачи:

  • Наблюдая над текстом произведения, выявить авторское отношение к изображаемым картинам войны;

  • Проследить, как исторические события, изображенные в романе, воздействуют на духовный мир героев;

  • Увидеть художественные приемы, используемые писателем для создания психологических портретов героев;

  • Выяснить отношение героев романа к данному событию.

Оборудование:

1. Опорные понятия, используемые на уроке (карточки со словами учитель вывешивает на наборном полотне по ходу урока):

Мир

Война

Естественно

Противоестественно

Нравственность

Безнравственность

Истинный патриотизм

Мнимый патриотизм

Истинные герои

Мнимые герои

2. Раскладка фотографий Музея-панорамы “Бородинская битва”.

3. Иллюстрации к роману “Война и мир” художника К. И. Рудакова; фрагменты из фильма “Война и мир” С. Бондарчука; портреты исторических деятелей и героев Отечественной войны 1812 года.

4. Цитаты из романа, оформленные на отдельных листах: “Нет величия там, где нет простоты, добра и правды”, “Цель войны - убийство”.

- К концу первой половины романа-эпопеи “Война и мир” каждый из героев приходит со своим идейным, нравственным итогом. Обобщите итоги любимых героев Л. Н. Толстого накануне войны 1812 года, ориентируясь на жизненные позиции, которые определяют путь к истине (жизнь для себя, жизнь для других).

Учащиеся: (короткие выступления).

- Итак, у А. Болконского, П. Безухова, Н. Ростовой эти итоги разные, но у всех горестные: разочарование, крушение мечтаний, надежд, иллюзий. “Распадение прежних условий жизни” - так характеризует автор психологическое состояние своих героев в 1812 году. Эпитет “новый” главенствует в рассказе о душевных переживаниях героев.

Проследим на страницах романа “новое”, что открылось князю Андрею и Пьеру Безухову накануне и во время Бородинского сражения.

Ещё в первые дни войны Наташа Ростова слышала в церкви слова, оказавшие на неё глубокое впечатление: “Миром Господу помолимся”. “ Миром, все вместе, без различия сословий, без вражды, а соединенные братской любовью – будем молиться”, - думала Наташа. Это новое понятие “миром” появляется в романе вместе с началом войны. Перед героями открывается новый путь к истине – вместе с другими, вместе со всем народом.

- Как Пьер откликнулся на призыв помочь России?

- Так же, как и другие состоятельные дворяне и купцы он снаряжает 1000 человек в ополчение.

- И всё же Пьер сам едет в армию, с каким чувством?

- Им движет “чувство необходимости предпринять что-то и пожертвовать чем-то”.

- Какие приметы предстоящего сражения показывает Толстой?

- Подводы с ранеными, все были на молебствии, когда приехал Пьер, мужики-ополченцы в белых рубахах, Пьер понял наконец мысль солдата о том, что “ всем народом навалиться хотят”. Глядя на панораму Бородинского поля перед началом сражения, мы видим крест, колокольню, дымящиеся костры, массы войск, сожженную деревню, “строгое и серьезное выражение” на лицах людей, церковное шествие за иконой Смоленской Божьей матери, возимой за армией.

- Какой прием использует автор, чтобы выразить “торжественность и значительность настоящей минуты”?

- Впечатление от окружающего мира глазами героя.

- Накануне Бородинского сражения происходит последняя встреча Пьера и князя Андрея, проследим, что “новое” открылось каждому из них. Почему это было важно для Пьера?

- Болконский предвидит конечное торжество русского войска на Бородинском поле. Он чутко подметил в солдатах ту волю к победе, которая потом обнаружилась в самом сражении. Своей верой он заразил и Пьера, который “понял теперь весь смысл и все значение этой войны и предстоящего сражения”.

Теперь для Пьера лица солдат, готовящихся к бою, “осветились новым светом”. Он понял ту скрытую силу, которая объединяет и Андрея, и Пьера, и Тимохина, и стотысячное войско – это патриотизм – и только одно нужно в предстоящем сражении, чтобы это чувство было в сердце каждого.

- В чем особенность изображения Бородинского сражения, к какому приему и почему прибегает автор?

- Изображение сражения дается глазами Пьера, далекого от военной жизни, слабо разбирающегося в диспозиции, следящего не за внешним ходом событий, а постигающего внутренний дух битвы – эту силу патриотизма - “скрытую теплоту”.

- Что приводит Безухова на Бородинское поле?

- Голос совести, невозможность в роковую для всей России минуту оставаться безучастным к беде Родины. Именно здесь происходит главное событие – решается судьба его Отечества, хотя он сам до конца это не осознает – “мне интересно”.

- Проследите диалектику души Пьера во время Бородинского сражения.

Выразительное чтение фрагмента “Пьер…замер от восхищенья перед красотою зрелища”(Т. 3, ч. 2, гл. XXX).

- Ключевое слово – красота (картина мира) . Чувства героя меняются, вначале он осматривает, стараясь не мешать, затем в душе его “бессознательно-радостное возбуждение” сменяется другим чувством, после того как он увидел раненого солдата – страхом ужасом от происходящего. Его мысли перекликаются с мыслями князя Андрея: “…война…самое гадкое дело в жизни. Цель войны – убийство.”. Многократно повторяющаяся метафора “разгорающегося огня” помогает осознать герою, в чем сила и храбрость русских солдат.

- В понятии нравственность у Толстого важная составляющая - семья: во время боя чувствуется “семейное оживление”, “солдаты…приняли Пьера в свою семью”, “семейный кружок людей, находившихся на батарее”. Замените это слово толстовскими синонимами.

- ^ Единение, братство, основанное на любви к родине, на стремлении отстоять родную землю.

Выразительное чтение фрагмента “Бородинское поле после сражения” (Т. 3, Ч. 2 “, гл. XXXIX).

- С каким произведением древнерусской литературы перекликается эпизод “Бородинское поле после сражения”? Приемы, использованные автором.

- “Слово о полку Игореве”. Описание наполнено скорбью. “Страшный вид поля сражения”, “…довольно, люди. Перестаньте…Опомнитесь, что вы делаете?”. Ключевое слово эпизода – ужас (картина войны). Прием контраста позволяет убедить читателя противоестественности и трагичности произошедшего.

-Что изменилось в душе князя Андрея после Бородинского сражения?

- Тяжело раненный Князь Андрей понял: “что-то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю”. И лишь на лазаретном столе он понял, что главное – это “сострадание, любовь к братьям, любящим”.

-Кто же настоящие герои Бородинского сражения? Что изменил этот новый взгляд в душе Пьера?

- Простые солдаты - истинные герои. “Они не говорят, но делают”. И Пьер испытывает непреодолимое для него ощущение “своей ничтожности и лживости” в сравнении с правдой, простотой и силой этих людей.

Инсценирование эпизода “В салоне А. П. Шерер” (том 4, часть1, глава I).

- Какой композиционный прием использует автор? Почему?

- Антитеза. У этих людей нет истинной тревоги о судьбе родины, народа, их мнимый патриотизм ограничен запретом говорить по-французски, отказом посещать французский театр.

Наблюдение над текстом. Постановка проблемы (том 3, часть 2, главы XXIX, XXXIV, XXXV.

- Обратимся к изображению исторических личностей, в оценке деятельности которых писатель применяет главный критерий – нравственный. Кутузов и Наполеон – нравственные полюса романа. Опираясь на понятия, данные в таблице, текст романа, выявите авторское отношение к указанным историческим личностям.

 

Кутузов

Наполеон

Идея

Идея мира

Идея войны

Отношение к людям

Демократичность, доброта, справедливость

^ Властолюбие, стремление подчинить себе людей

Внешность

Непритязательная

Непривлекательная

^ Манера поведения

Естественность и простота

Позёрство

Отношение к битве

Сражение”

Игра”

Руководство сражением

Управляет “духом войска”

^ Считает себя великим стратегом

Я - реализация

Единение со всем народом

Эгоизм

^ Мотив деятельности

Защитник Отечества

Завоеватель

- Как вы понимаете утверждение литературоведа В. Ермилова: у Толстого “Кутузов – великий полководец потому, что он великий человек”.

- Объяснение в словах самого автора: “Нет величия там, где нет простоты, добра и правды”. Проявился личностный подход к роли исторического деятеля, объяснимый мировоззренческими взглядами писателя, убежденностью в том, что победа заключена в духе народа; движущей силой истории, по мнению Толстого, всегда является народ.

Вывод.

- Почему Бородинское сражение можно определить как композиционный центр романа?

- На Бородинском поле была одержана нравственная победа над врагом. Герои приходят к пониманию истины жизни: только тогда человек находит свое место в жизни, когда становится частицей народа, обретает единение с ним.




Похожие:

Урок литературы, 11 класс Тема: Отечественная война 1812 года (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир») Цели iconТема: Изображение войны 1812 года в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого и в живописи Цели
Тема: Изображение войны 1812 года в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого и в живописи
Урок литературы, 11 класс Тема: Отечественная война 1812 года (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир») Цели iconИсследовательская работа по литературе «Взаимосвязь литературы и музыки в наследии русской культуры» (Роман Л. Н. Толстого «Война и мир», опера С. С. Прокофьева «Война и мир»)
Лев Николаевич Толстой один из известнейших писателей-романистов России. Его имя вошло в историю благодаря роману-эпопее «Война и...
Урок литературы, 11 класс Тема: Отечественная война 1812 года (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир») Цели iconКонкурс для болельщиков. Подведение итогов. Правила игры: в игре участвуют две команды
Оборудование: портреты участников-героев Отечественной войны 1812 года, альбом репродукций «Отечественная война 1812 года», историческая...
Урок литературы, 11 класс Тема: Отечественная война 1812 года (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир») Цели iconТема «Отечественная война 1812 года» Цели
Англии, стоит Россия. Россия осталась для Наполеона единственным препятствием к господству над Европой. Наполеон говорил: "Русских...
Урок литературы, 11 класс Тема: Отечественная война 1812 года (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир») Цели iconПоложение виртуального фестиваля
«Две войны – две победы» (Отечественная война 1812 года и Великая Отечественная война 1941-1945 гг.)
Урок литературы, 11 класс Тема: Отечественная война 1812 года (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир») Цели iconПлан мероприятий: Выпуск стенгазет (6-11 классы) по теме «Отечественная война 1812 года». 6 «а» класс Полководцы Российской империи в Отечественной войне 1812 года

Урок литературы, 11 класс Тема: Отечественная война 1812 года (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир») Цели icon«Дубина народной войны» (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир») «Война и мир»
Судьба кампании решалась не в штабах и ставках, а в сердцах обычных людей: Платона Каратаева и Тихона Щербатого, Пети Ростова и Денисова,...
Урок литературы, 11 класс Тема: Отечественная война 1812 года (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир») Цели iconЛитература по истории sgu ru›files/nodes/9851/1812. pdf Ю. Г. Степанов дневник п. В. Победоносцева малоизвестный источник по истории войны 1812 г. Известный отечественный исследователь мемуарной литературы эпохи Отечественной войны 1812 г
План-конспект бинарного урока по истории и литературе Тема: Отечественная война 1812 г. Изображение войны 1812 г в литературе. …
Урок литературы, 11 класс Тема: Отечественная война 1812 года (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир») Цели iconУрок истории по теме: "Отечественная война 1812 года"
Герои Отечественного войны 1812 года”, художник Иванов Ю.; репродукции картин, посвященных данной теме
Урок литературы, 11 класс Тема: Отечественная война 1812 года (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир») Цели iconТема урока: Отечественная война 1812 года. 8 класс. Цели урока
Историческое значение каждого русского великого человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство — силою его...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы