Урок по истории в 7 классе с применением икт учитель истории и обществознания: Дьяков Сергей Викторович icon

Урок по истории в 7 классе с применением икт учитель истории и обществознания: Дьяков Сергей Викторович



НазваниеУрок по истории в 7 классе с применением икт учитель истории и обществознания: Дьяков Сергей Викторович
Дата конвертации10.11.2012
Размер77.25 Kb.
ТипУрок
источник

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Терновка Балашовского района Саратовской области»


Урок по истории в 7 классе

с применением ИКТ





Учитель истории и обществознания:

Дьяков Сергей Викторович


2010-2011 уч год

Цели урока:


обучающая: продолжить знакомство учащихся с событиями Смутного времени; рассказать об этапах освобождения страны от захватчиков; определить значение для России воцарения новой династии – Романовых ;


развивающая: учить сопоставительному анализу фактов и явлений с установлением их взаимосвязи; определению причинно – следственных взаимосвязей, формированию выводов по результатам анализа; переводу информации из аудиовизуального ряда в таблицу, текст и др.


воспитательная: воспитывать патриотические чувства, через раскрытие решающей роли народных масс в борьбе против интервенции и в освобождении страны, на примерах К.Минина, Д.Пожарского и И.Сусанина.


Основные понятия: народное ополчение, патриот, патриотизм, Земский собор.


Оборудование урока: презентация Microsoft PowerPoint,


«Окончание Смутного времени» ; компьютеры для проведение теста; учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России конец XVI – XVIII в», рабочая тетрадь к учебнику;


лит-ра: Л.Гумелев « От Руси к России», «Энциклопедия российской монархии» под ред. В.Бутромеева, «Начало правления Романовых» автор-сост. П.Дейниченко;


СД- диски: СГУ «История Отечества 882-1917», ЦОР «История государства и народов России» 7 класс.


Ход урока:


I. Опрос домашнего задания.


а) Как называется время конца XVI – начало XVII в. в истории России? (Смута)

Назовите причины Смуты? ( Пресечение законной династии; неурожай и голод; закрепощение крестьян; рост налогов; раскол в верхушке общества; вмешательство казаков)

Можно ли считать события XVII в гражданской войной? Свой ответ аргументируйте. ( да, т.к. началась война граждан России друг против друга)

Какие страны оказались втянутыми во внутренний конфликт? ( Швеция и Польша)

Что такое «семибоярщина»? ( власть Боярской думы во главе с Федором Мстиславским)

б) Проверка д/з в раб. тетрадях

II. Изучение нового материала.

а) Показ слайда №1 (Тема урока)

б) Показ слайда №2(План урока)

в) Показ слайда №3 ( Ситуация в стране)

Рассказ учителя. Единственной силой , способной спасти страну, был народ. Благодаря православной церкви дух народа не был сломлен. Из Троицкого монастыря рассылались грамоты о единении во имя защиты православной веры и Отечества. Передовые сыны отечества встали на защиту страны. Их духовным вождем стал патриарх Гермоген.

г) Показ слайда №4

( Чтение стиха)


^ Пастыря доброго вспомни, Россия:


Был он спаситель, молитвенник твой;


Вспомни труды и заботы святые,


Подвиг великий, бесценный, златой.


Страж Православный, Божий служитель,


Сам Патриарх Русь святую спасал;


^ Русских исконных начал охранитель,


Твердо за царский престол он стоял.


Видел святитель беду, Богом данную,


Горько скорбел и болел за народ,


Звал всех бороться за Русь Православную,


Смело идти на поляков в поход…


^ Славен, велик Патриарх Ермоген!


Память в народе о нем нерушима.


Пусть же от смут и несчастных времен


Русь Православная будет хранима!


Рассказ учителя: Страшное время пришло для Руси, ужасное время, которое россияне прозвали лихолетьем. Казалось, пришел конец Русскому государству. Ни верховной власти, ни сильного войска, ни общей казны – ничего не было. Но остался народ с его неистребимой волей отстоять Отечество. Россияне, которые осознали, что их Родине угрожает опасность, поднялись на ее защиту. Таких людей называют «патриотами» ( запись в тетради определения Патриотизм – гражданское чувство любви и преданности Родине, осознание своего долга перед ней).

Показ слайда №5 (задание на урок)

Показ слайда №6

Рассказ учителя: В 1611г патриоты стали формировать народные ополчения. Первое народное ополчение было сформировано в Рязани. Им командовал Прокопий Ляпунов. К нему присоединились «вольные казаки» под командованием Заруцкого и служилые казаки Дмитрия Трубецкого. В марте 1611 года в Москве вспыхнуло восстание против поляков. Ополченцы предприняли штурм Кремля, где вместе с польским гарнизоном отсиживалось боярское правительство. Чтобы остановить восставших, поляки подожгли город. Ополченцам пришлось отступить.

(Показ слайда №7)

Дворянское войско Ляпунова, вольных донских казаков Заруцкого и служилых казаков Трубецкого ничто не объединяло. К тому же вольные казаки не желали подчиняться дисциплине и грабили окрестности. Начались распри и ссоры, а между тем Сигизмунд III взял Смоленск и уже открыто заявил о претензиях на московский престол.

Казаки убили Ляпунова и разогнали ополченцев.


Почему казаки так повели себя?


Чтобы ответить на этот вопрос , нужно вспомнить, кто такие казаки. Казаки – это беглые крепостные крестьяне. По законам Российского государства крепостные крестьяне должны были бесплатно работать на своих владельцев – дворян и бояр. Они не хотели восстанавливать прежних крепостнических порядков. Свободные крестьяне, купцы, ремесленники, духовенство, дворяне, бояре, наоборот, были заинтересованы в восстановлении порядка в государстве, которое обеспечивало им благополучие.

(Показ слайда №8 )

Комментарий к слайду

Смута позволяла многим крепостным крестьянам убегать от своих владельцев. Казакам Смута давала возможность заниматься грабежами. Многие бояре и дворяне были заинтересованы в Смуте, т.к. самозванцы награждали своих сторонников землями с крестьянами. Иностранцам Смута позволяла заниматься грабежами в России, получать плату у различных самозванцев.


Вопрос: скажите, кого в России было больше сторонников или противников Смуты? Учтите, что большинство российского населения составляли крестьяне, меньше половины которых были крепостные. (Ответ: противников Смуты было больше)

(Показ слайда №9)

Второе ополчение было сформировано в Нижнем Новгороде. Началось все с того, что нижегородский земский староста осенью 1611г обратился к нижегородцам, призывая пожертвовать всем ради освобождения земли русской.


(чтение стихов)


^ Волжане! Православный люд!


Повсюду русских ляхи бьют!


Ужели враг непобедим?


Ужели землю отдадим?


Нет! За собой народ ведя,


Пойдем мы, жизни не щадя!


Не пощадим домов, клетей,


Ни золота ни серебра!


Весь народ отозвался на эти слова.


И понесли ему добро:


И жемчуга, и серебро,


Иконы, ризы и меха,


Одежды, платьев вороха.


Кто приводил гнедых коней,


Коров, баранов и свиней.


Кто приносил мешки зерна,


Тюки овечьего руна, -


Ну, словом, все, что несть могли,


На площадь Минину несли.


Тащили и везли.


Поволжье Минин призывал,


Он ополчение собирал…


Командовать ополчением выбрали князя Дмитрия Пожарского, храброго смелого полководца, что бился в Москве в составе Первого ополчения. Зимой 1612г его войско собралось в Ярославле, где было создано Земское правительство, а 18 августа 1612г войско Минина и Пожарского подошло к Москве.

(Показ слайда №10)


^ И эту рать в туманной мгле


По нераспаханной земле


Где колос уж давно не цвел,


К Москве, к столице он повел.


Подошел под Крымский брод


С тыла грянул на Ходкевича


Всею мощью, что была,


Далеко, до поля Девичья,


Сеча грозная дошла.


И бежал Ходкевич с ляхами,


Напрямик бежал в Литву,


Ни оружием, ни страхами


Одолеть не мог Москву.


(Показ слайда №11) раб.тетрадь зад..№4 стр11 заполнить сравнительную таблицу «Первое и Второе народные ополчения»

В конце октября 1612г. польские интервенты сложили оружие. Москва была освобождена.


^ А уж паны « благородные»,


Не дождавшись короля,


Еле двигаясь, голодные,


Выходили из Кремля.


Позабыли честь дворянскую:


По Москве ползли ползком,


И сложили гордость панскую


Перед русским мужиком.


1 ноября народное ополчение под предводительством Минина и Пожарского вступило в Кремль. В честь победы в Москве был устроен парад.

(Показ слайда №12) чтение стиха из слайда.

Рассказ учителя. Весть об изгнании поляков из Москвы воодушевила россиян. По всей стране стали возникать народные ополчения. Те, которые ранее были заинтересованы в Смуте, стали переходить на сторону ополчений. Правительство «семибоярщины» было свергнуто. Возникла проблема восстановления государственности в стране. Нужно было выбрать нового царя. С этой целью в Москве по инициативе Минина и Пожарского созвали Земский собор.

(Показ слайда№13)

В нем приняли участие 700 человек. О том, как проходили выборы, говорится в документе с.31-32 учебника.( чит.с 3го абзаца)

21 февраля 1613г. Земский собор избрал царем Михаила Федоровича Романова сына Филарета Романова. Так в России была установлена власть новой династии – Романовых. Романовым было суждено править в России более 300 лет.

(Показ слайда №14)

Есть такая легенда. Поляки задумали убить Михаила Романова,

(Показ слайда №15)

чтобы помочь своему королю в достижении русского престола. Предупрежденный об опасности, Михаил с матерью перебрались в Ипатьевский монастырь. Именно к этим дням относится подвиг русского крестьянина, сельского старосты – Ивана Сусанина, заведшего польскую шайку, которая замышляла убить царя Михаила, в дремучие леса и болота. Здесь и нашли они свою погибель. Когда стали проваливаться в болото и увязать, польский пан схватил Сусанина за шиворот.


^ Куда ты ведешь нас,


не видно ни зги, -


Сусанину с сердцем


кричали враги. –


Мы вязнем и тонем


в сугробах снега,


Нам, знать, не добраться


с тобой до ночлега.


Тяжело дыша, Сусанин ответил:


Предателя, мнили, во мне вы нашли.


И нет, и не будет на Русской земли!


В ней каждый отчизну с младенчества любит


^ И душу изменой свою не погубит.


Сотник взмахнул саблей.

Вывод: Смута поставила под вопрос существование независимого Российского государства. Патриотический порыв различных слоев российского общества привел к прекращению Смуты и воцарению новой царской династии – Романовых. Смутное время закончилось.

III Закрепление материала.

Тест на компьютере по теме «Окончание Смутного времени» (СД –диск ЦОР «История государства и народов России 7 класс»)


IV. Подведение итогов. Оценивание учащихся.


V. Дом. Задание


(Показ слайда №16)




Похожие:

Урок по истории в 7 классе с применением икт учитель истории и обществознания: Дьяков Сергей Викторович iconУрок по обществознанию «Миру нужна энергия. Энергии нужен мир» в 11 классе Экспериментальная площадка: 5,11 классы по умк «Дрофа» и«Винтана Граф». Открытый урок-обобщение ( г. Хвалынск) «ссср: от сверхдержавы к распаду» в 11 классе
Молоткова Н. Я., учитель истории и обществознания в 10 классе, экономики в 11 классе
Урок по истории в 7 классе с применением икт учитель истории и обществознания: Дьяков Сергей Викторович iconДоклад по теме: «Использование икт на уроках истории и обществознания»
Основная идея: повышение мотивации и качества знаний учащихся через использование икт на уроках истории и обществознания
Урок по истории в 7 классе с применением икт учитель истории и обществознания: Дьяков Сергей Викторович iconУчитель истории и обществознания мбоу «Баландинская сош» Мойсак Т. В
Система работы учителя истории и обществознания по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации в форме егэ
Урок по истории в 7 классе с применением икт учитель истории и обществознания: Дьяков Сергей Викторович iconЦиклограмма работы рмо учителей истории и обществознания на 2010\2011 учебный год
...
Урок по истории в 7 классе с применением икт учитель истории и обществознания: Дьяков Сергей Викторович iconНазвание работы: Урок истории 6 класс «Архитектура России 14-15 веков»
Вотякова Ольга Петровна, учитель истории и обществознания 1 кв категории моу казачинская сош, с. Казачинское, Казачинско-Ленского...
Урок по истории в 7 классе с применением икт учитель истории и обществознания: Дьяков Сергей Викторович iconПлан работы на III квартал 2012 года
Совещание учителей истории и обществознания города Торжка «2012 – год истории России: мероприятия года истории и актуальные проблемы...
Урок по истории в 7 классе с применением икт учитель истории и обществознания: Дьяков Сергей Викторович iconУрок по истории в 5 классе в рамках декады. Учитель истории Макагонова Н. В
Оборудование: учебник Вигасина А. А. и др.; контурные карты – индивидуальные карточки с заданиями на урок; презентация «Древнейшая...
Урок по истории в 7 классе с применением икт учитель истории и обществознания: Дьяков Сергей Викторович iconКонкурс проводится при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации. Информация о Конкурсе будет размещаться на официальном сайте «Ассоциации учителей истории и обществознания»
В рамках мероприятий года Российской истории, Всероссийская общественная организация «Ассоциация учителей истории и обществознания»...
Урок по истории в 7 классе с применением икт учитель истории и обществознания: Дьяков Сергей Викторович iconКалнусенко Анна Александровна учитель истории и обществознания I квалификационной категории 2011г. Изучение мыслительной деятельности учащихся средствами мониторинга на урок
Изучение мыслительной деятельности учащихся средствами мониторинга на уроках истории и обществознания на основе применения технологии...
Урок по истории в 7 классе с применением икт учитель истории и обществознания: Дьяков Сергей Викторович iconУрок по теме: «Христос и Его Крест» Урок
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы