Содержание дидактической структуры урока icon

Содержание дидактической структуры урока



НазваниеСодержание дидактической структуры урока
страница1/3
Дата конвертации31.05.2013
Размер0.55 Mb.
ТипДокументы
источник
  1   2   3
1. /ТИПЫ И ФОРМЫ УРОКОВ.docСодержание дидактической структуры урока

Содержание дидактической структуры урока


1. Актуализация прежних (опорных) знаний. Многие учителя полагают, что актуализация - это то же самое, что и опрос, “только термин новый”. Но, как отмечает М.И. Махмутов, это далеко не так. Значение самого слова “актуализация”, подчеркивает он, говорит о том, что надо сделать знания актуальными, нужными в данный момент, то есть “освежить” прежние знания и способы деятельности в памяти. Более того, актуализация означает и психологическую подготовку ученика: сосредоточение внимания, осознание значимости предстоящей деятельности, возбуждение интереса к уроку (нетрудно заметить, как вплетается в этап актуализации мотивационная структура). Практически этот этап осуществляется или в виде проведения проверочного диктанта (математического, физического и пр.), или в виде сочетания различных способов опроса (устный, письменный, фронтальный, индивидуальный и пр.), или в виде повторного разъяснения учителя, или с помощью опорных конспектов Шаталова - все эти моменты представляют методическую структуру. В то же время на этом этапе активизировались многие компоненты внутренней структуры урока: учащиеся воспроизводят известные им знания, осознают их, обобщают факты, связывают старые знания с новыми условиями, с новыми данными и т.д. Кроме того, в процессе актуализации или в результате ее часто создается проблемная ситуация и формулируется учебная проблема. Иначе говоря, на этапе актуализации применяются такие структуры, средства и приемы, какие способны подготовить ученика к осуществлению самостоятельной учебной деятельности.

2. Формирование новых понятий и способов действий. Важнейший элемент этого этапа - усвоение новых знаний и способов действий. Усвоение нового начинается с восприятия, если новое не было предъявлено на этапе актуализации; происходит процесс осознания, осмысления значения нового знания или новых способов действий. Обобщение и систематизация приводят к собственно усвоению. Именно на этапе усвоения, подчеркивает Махмутов, используются основные приемы мыслительной деятельности учащихся и развиваются познавательные умения: вычленение, сличение, анализ, синтез, выявление противоречий, постановка вопросов, формулирование проблемы, выдвижение гипотез и пр. В это же время развиваются многие составляющие учебной деятельности (планирующие, исполнительские и др. действия). Здесь учитель структурирует свою деятельность, применяя приемы преподавания, побуждения, общения и аттракции в соответствии со структурой учебной деятельности учащегося и ее мотивационным обеспечением. Таким образом, сочетание внешних и внутренних элементов структуры урока представляет собой единство деятельности учителя и учебной деятельности учащегося.

3. Применение - формирование умений и навыков. Как уже отмечалось, развитие учащегося не сводится только к усвоению. За усвоением должна идти самостоятельная переработка информации и впечатлений, в результате которой формируются умения применять усвоенные способы действий. Но самое главное - на этом этапе целенаправленно создаются условия для появления у ученика способов деятельности, которым его не обучали, когда он самостоятельно открывает для себя новое. Это возможно в тех случаях, когда учителем даются задания на применение знаний в незнакомой ситуации, когда учитель организует эвристическую беседу, самостоятельную работу творческого характера. В этих случаях, как отмечают психологи (Л.В.Занков, М.В.Зверева), возникают новообразования за счет внутренних интегративных процессов, в результате внутренней переработки внешних воздействий. Главное отличие современного урока от традиционного - в том, что он не только способствует усвоению учеником знаний, но и создает условия для его общего развития.

Типология уроков


При систематизации уроков разные авторы берут за основу различные признаки урока (применяемые на уроке методы, способы организации деятельности, основные этапы урока, цели и пр.). М.И.Махмутов предлагает типологию уроков по цели организации занятий, детерминированной общепедагогической целью, характером содержания изучаемого материала и уровнем обученности учащихся. На этом основании все уроки можно разделить на следующие типы:

1 тип - урок изучения нового материала;

2 тип - урок применения и совершенствования знаний, умений;

3 тип - урок обобщения и систематизации знаний;

4 тип - урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков;

5 тип - комбинированный урок;

По принципу проблемности уроки делятся на проблемные и непроблемные.

Различают > уроки > также > и по их форме: урок-беседа, лабораторная работа, зачет, киноурок, компьютерное занятие и др. Их относят к видам урока.

Примерная схема поурочного планирования


Можно предложить такую схему планирования урока:

Тема урока: .... Цели урока: ...Тип и вид урока: ... Методы обучения: ... Оборудование:...

1 этап: актуализация опорных знаний и способов действий. Вычленяются опорные знания, выясняется связь с прошлыми уроками, выбирается тип самостоятельной работы (репродуктивный, продуктивный, частично-поисковый) и форма обучения (индивидуальная, групповая, фронтальная), намечаются способы решения задач мотивационного обеспечения урока, продумываются формы контроля за ходом работы, отмечаются фамилии учащихся для оценивания их развития и успеваемости.

2 этап: формирование новых понятий и способов действий. Вычленяются новые понятия и способы их формирования, формулируются основная и второстепенные проблемы, выбираются тип и форма самостоятельной работы, отбирается содержание учебного материала, готовятся проблемные и не проблемные (информационные) вопросы, намечаются варианты способов решения учебных проблем, возможные подсказки их решения.

3 этап: применение знаний, формирование умений. Планируется тип и форма самостоятельной работы, готовится ее содержание (задания, упражнения, инструкции и пр.), намечаются конкретные умения и навыки для отработки (например, умение планировать, контролировать, решать типовые и другие задачи и т.д.), выбираются способы получения обратной связи (информации).

Домашнее задание:

1. Указывается, что нужно повторить к следующему уроку (фундамент для будущей актуализации).

2. Объясняется учащимся содержание их самостоятельной работы: объем, источники информации, форма отчета.

Типы и виды уроков.

Основной и ведущей формой обучения является урок как главное звено всей классно-кабинетной работы. Другие формы обучения   применяются как правило, в тесной связи с уроком   для более глубокого полноценного   решения задач обучения.

Сущность и назначение урока.

Урок представляет собой ограниченную во времени, организованную систему обучения –воспитательного индивидуального взаимодействия учителя и учащихся , в результате которого происходит усвоение детьми знаний, умений и навыков ,развитие их способностей и совершенствование опыта педагога.

Структура и типы урока, организационная деятельность учителя.

Структура урока и его тип образуются из комбинации основных элементов процесса обучения. Структурное построение урока зависит от конкретных учебно-воспитательных задач, характера предполагаемой на уроке деятельности и обучающего взаимодействия учителя с детьми.


Наиболее распространенным типом занятия является комбинированный урок.

В его структуре присутствует все основные элементы обучения. За короткий отрезок времени на таком уроке совершается полноценный завершенный цикл педагогической переработки и усвоения школьниками учебного материала. Комбинированный урок включает:

1. организационную и содержательную установку

2. проверку глубины понимания и прочности знаний учащихся

3. взаимодействие педагога и детей на основе сообщения – усвоения новых

знаний, умений, навыков.

4. закрепление изученного материала и упражнения

5. диагностику прочности усвоения знаний

6. инструктаж по выполнению домашнего задания

Если комбинированный тип урока на практике становится единственной формой обучения, а его структура, постоянно остается неизменной, в учебной работе возникает шаблон и формализм.

Урок может быть построен   и как занятие по передаче-усваению новых знаний, умений и навыков. Необходимость в нем возникает тогда, когда учителю с учащимися предстоит изучить цельный, логически завершенный учебный материал или сделать обстоятельное вступление в новую тему.


Структура такого урока включает:


1. Организацию введения в урок

2. Передачу - усвоения новых знаний(изложения новой .информации учителем или организация самостоятельной работы с компьютером, литературой и т.д.)

3. Закрепление-диагностика прочности знаний путем наблюдения учителя или контрольных бесед.

4. Инструктаж по дальнейшей работе над темой   и конкретные задания для самостоятельной работы дома, в библиотеке и т.д.

Завершения изучения целой темы требует проведения особого типа урока, посвященного закреплению знаний, отработке в специальных упражнениях умений и навыков. Его структура включает:

1. Введение и организацию урока

2. Упражнения различных видов и степени сложности по пройденному материалу

3. Демонстрация учащимися результатов проделанной работы

4. Краткая заключительная часть урока посвящается подведению итогов работы учителем


Отдельные уроки посвящаются обобщающему повторению.

Структура этого типа урока включает:

1. Введение и первоначальную организацию

2. Повторение (устный опрос, письменная работа, дискуссия )

3. Диагностика и анализ глубины и прочности знаний, рекомендации по самообразованию

4. Заключение, используемое педагогом для подведения итогов


Наконец, урок может быть посвящен контрольной работе.

Изучение нового материала, его повторение , все это предполагает всеобщую объективную проверку состояния знаний детей. Высшей формой заключительной проверки знаний является экзамен. Но и в ходе учебного процесса возникает необходимость контрольных, диагностических проверок. Для этого и применяются специальные контрольные уроки.

Структура которых включает:

1.    Вводную объяснительную часть

2.    Основную часть, собственно самостоятельную работу

3. Заключительную, для ориентировки детей в предстоящим изучении нового материала.


Возможны и другие типы и комбинации уроков. Особенность урока как формы обучения состоит в том, что урок можно преобразовывать с одного в другой например: спаренные уроки в лекцию, урок   изучения художественных текстов в семинарское занятие. Применение того или иного типа урока обусловлено возрастными особенностями детей.

Младший школьный возраст требует мобильности формы, частой смены видов деятельности, чему больше соответствует комбинированная структура урока. Старший школьник, способен к длительному трудовому усилию и систематической работе на уроках, посвященных упражнениям или усвоению новых знаний.

Опытные учителя планируют каждый урок так, чтобы на нем обязательно произошло полное усвоение учебного материала всеми учащимися.

Урок является основной системообразующей учебной формой, с которой взаимосвязаны ведущие, вспомогательные формы обучения.

Среди ведущих – школьная лекция.

Она представляет собой модификацию урока передачи-усвоения новых знаний: изложение учебного материала распределяется на два учебных часа, чем обеспечивается рассмотрение крупной темы в единстве всех ее компонентов. Лекция побуждает школьников к целостному осмыслению фактов в их логической взаимосвязи. Возрастные особенности, развитие детей позволяют широко использовать лекцию в старшем звене школы.

Самостоятельная домашняя работа как форма обучения имеет целью закрепление полученных на уроке знаний, умений, навыков, а так же усвоению доступного материала. Самостоятельная познавательная, трудовая деятельность воспитывает характер и укрепляет знания.

В ряду ведущих форм – школьный семинар. Он позволяет включить весь коллектив класса в активную самостоятельную, под руководством учителя, проработку материала. Учащиеся излагают свои точки зрения, ставят вопросы друг другу, участвуют в дискуссиях, отвечают на вопросы учителя. В заключение педагог подводит итоги обсуждения. Некоторые семинары посвящаются заслушиванию и обсуждению одного или нескольких учебных докладов, подготовленных учащимися. Семинарское занятие способствует прочному усвоению знаний, умений, навыков, т.к. требует от учащихся большой предварительной самостоятельной работы.

Ведущей формой обучения является также экзамен, который предполагает систематизацию, закрепление, выявление состояния знаний, умений и навыков учащихся. Экзамен-форма общественной проверки и признания успехов или неудач в учебной деятельности.

К сопутствующим формам познавательной деятельности относится экскурсия (природа, музей, выставка).

Экскурсия объединяет учебный процесс в школе с живой жизнью. Экскурсия не только дает пищу для ума, но и материал для многообразной последующей учебной работы.

Сопутствующая форма обучения – бригадно-лабораторное занятие.

Его использование неразрывно связано с идеями самостоятельной работы учащихся и их взаимообучение. Класс разделяется на несколько (3-4) групп, которые получают задание для самостоятельного выполнения.

Основные элементы бригадно-лабораторной формы:

1. Обсуждение учителем задания с группой

2. Самостоятельное распределение частных заданий между участниками

3. Консультации учителя в процессе работы

4. Обсуждение и оценка полученных результатов членами группы

5. Письменный или устный отчет лидера перед учителем и коллективом класса

6. Контрольное собеседование учителя с представителями рабочех групп по выбору

Бригадно-лабораторное занятие способствует интенсивному усвоению детьми умений и навыков самостоятельного учебного труда, способствует развитию их творчества и

инициативы в поисках новой информации.

К сопутствующим формам так же относится школьная учебная конференция. Докладчики получают консультации у учителя по подбору литературы. Конференция проводится в отведенное расписанием время, в течении 1-2 учебных часов. Обсуждаются 3-7 докладов, последовательно раскрывающих тему   и не превышающих по времени 5-7 мин. Учащиеся-слушатели задают докладчикам вопросы, высказывают критические суждения и дополнения.

К сопутствующим формам относится консультация   которая помогает преодолеть трудности и препятствия в освоении отдельных тем, разделов программы, а другим – оказать поддержку в углубленном изучении предмета.

К вспомогательным формам обучения школьников относятся группы выравнивания и

репетиторство. Целью этих форм обучения является подтягивание учащихся до уровня требований стандартной программы.

Факультативные занятия помогают восполнить, расширить возможности учебного процесса в целях развития индивидуальности, дарований, наклонностей и интересов детей.

Типы и формы интегрированных уроков

Интегрированное обучение подразумевает и проведение бинарных уроков и уроков с широким использованием межпредметных связей. Типы и формы этих уроков мы рассмотрим далее.

Тип урока: урок формирования новых знаний

Уроки формирования новых знаний конструируются в формах:

  • урок-лекция;

  • урок-путешествие;

  • урок-экспедиция;

  • урок-исследование;

  • урок-инсценировка;

  • учебная конференция;

  • урок-экскурсия;

  • мультимедиа- урок;

  • проблемный урок.

Структура урока сочетает этапы: организационный, постановки цели, актуализации знаний, введения знаний, обобщения первичного закрепления и систематизации знаний, подведения итогов обучения, определения домашнего задания и инструктажа по его выполнению.

Цель урока формирования знаний - организация работы по усвоению ими понятий, научных фактов, предусмотренных учебной программой.

Задачи:

  • образовательные: познакомить; дать представление; научить чтению и анализу карт, схем; активизировать познавательную активность; раскрыть типичные черты и.т.д.

  • воспитательные: воспитание чувства любви к Родине; гордости за свой край; формирование экологической культуры; эстетическое воспитание и т.д.

  • развивающие: продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры, формировать умения работы с литературой, картами, таблицами, схемами и т.д.

Следует разделять традиционный и современный уроки.

Традиционный урок решает общеобразовательную задачу - вооружить учеников знаниями и строится в основном на объяснительно-иллюстративном методе. На таком уроке широко применяются наглядные пособия, организуется наблюдение и описание увиденного.

Современный урок формирования знаний на основе сочетания разнообразных методов и средств обучения решает комплекс задач. Используются как объяснительно-иллюстративные, так и частично поисковые, исследовательские методы обучения, дискуссия, разнообразные источники знаний, программы телевидения, кинофрагменты, магнитофонные записи, мультимедийные курсы, интернет-технологии, другие технические средства обучения и контроля. Широко используются также разнообразные формы работы: групповая, фронтальная, звеньевая, парная, индивидуальная.

На таких уроках создается больше возможностей для решения познавательных задач, высказывания предложений реализации творческого потенциала, словом создаются условия для полного развития личности учащегося.

Разновидностями урока формирования новых знаний являются также: уроки формирования и совершенствования знаний, уроки закрепления и совершенствования знаний, уроки формирования нового проблемного видения. Тогда к перечисленным формам урока можно добавить семинар, заключительную конференцию, заключительную экскурсию.

Тип урока: урок обучения умениям и навыкам

Урок обучения умениям и навыкам предусматривает формы:

  • урок-практикум;

  • урок-сочинение;

  • урок-диалог;

  • урок - деловая или ролевая игра;

  • комбинированный урок;

  • путешествие;

  • экспедиция и т.д.

Структура урока включает этапы: организационный, постановки цели, проверки домашнего задания и актуализации знаний, выполнение задач стандартного типа, затем реконструктивно-вариативного типа, творческого типа, контроля сформированности умений и навыков, определения домашнего задания.

Сначала ученики занимаются воспроизводящей деятельностью. Затем выполняют задания, требующие владения обобщенными умениями и элементами переноса знаний и способов деятельности в новые ситуации. На этом этапе применяется дифференцированно-групповая форма обучения. Далее - выполнение творческих задач, а в конце урока - творческая деятельность.

Цель данного типа урока - выработать у учащихся определенные умения и навыки, предусмотренные учебной программой.

Задачи:

  • образовательные: познакомить; дать представление; выработать умение; научить владению приемами :; углубить знание о:

  • воспитательные: показать роль:; вовлечь в активную практическую деятельность; способствовать воспитанию природо - и культуроохранного, экологического сознания; создавать объективную основу для воспитания и любви к родному краю; совершенствовать навыки общения.

  • развивающие: научить работать с дополнительной литературой и другими источниками информации; готовить доклады; выступать перед аудиторией, формирование критического мышления; умения анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы.

На уроке формирования умений и навыков в качестве основных источников знаний используются учебники, сборники задач, наборы раздаточного и дидактического материала, мультимедиа, интернет-технологии. Управляя учебной деятельностью учащихся, учитель широко пользуется методами стимулирования, оперативного контроля. Здесь особенно четко реализуются корректирующие и контрольные функции урока, способствующие организации учебной деятельности школьников с наибольшей продуктивностью. Этот урок позволяет осуществлять широкую дифференциацию обучения. Учащиеся выполняют задания с учетом учебных возможностей и благодаря этому продвигаются к цели оптимальным темпом.

Конструкция урока позволяет включать учеников в различные виды парной, групповой и индивидуальной работы, которые занимают большую часть его времени. Возможно прибегать к индивидуализированной и индивидуализированно-групповой форме обучения.

Этот урок обладает большим воспитательным потенциалом, который реализуется не только за счет эффективного использования идейного содержания учебного материала, но и за счет организации рационального общения и коллективной работы, в процессе которых создаются условия для проявления учениками заботы друг о друге, оказания помощи и поддержки. Взаимный контроль, осуществляемый при этом способствует развитию самоконтроля. Так решаются развивающие задачи.

На сочетании звеньев закрепления знаний, формирования умений и навыков конструируется урок совершенствования знаний, умений и навыков. На этом уроке ученики, опираясь на предшествующие знания, развивают их, учатся их применять в разных ситуациях. Идет процесс осмысления знаний, выработки умений и навыков.

На таких уроках господствуют практические методы обучения, а по характеру познавательной деятельности преимущество отдается частично-поисковым, репродуктивным методам.

Деятельность учителя специфична. Спланировав работу учащихся заранее, он осуществляет оперативный контроль, оказывает помощь, поддержку и вносит коррективы в их деятельность.

Тип урока: применение знаний на практике

Основные формы уроков данного типа:

  • ролевые и деловые игры;

  • практикумы;

  • уроки защиты проектов;

  • путешествие;

  • экспедиция и т.д.

Структура урока подразумевает этапы: организационный, постановки цели, проверки домашнего задания и актуализации знаний, оперирования знаниями, умениями и навыками при решении практических задач, составление отчета о выполнении работы, определение домашнего задания. На этом уроке ученики, основываясь на ранее приобретенных знаниях, занимаются практической деятельностью. Сначала проверяется выполнения домашнего задания, затем разбирается теоретический материал с целью актуализации знаний. После этого ученики включаются в выполнение конструктивных заданий, имеющих ярко выраженную практическую направленность.

Например, опираясь на материалы, полученные из экскурсий, ученики составляют схему внедрения севооборота на пришкольном участке. Изучая вопросы конкретной экономики, составляют планы мероприятий по увеличению объемов продукции комбината, промышленного предприятия, опираясь на экономические законы, составляют схему экономического развития районов БАМ и т.д. Здесь предоставляются широкие возможности для реализации принципа связи обучения с жизнью, интеграции различных сфер и предметных областей.

Цель данного типа урока - применение знаний на практике.

Задачи:

  • образовательные: научить применять полученные знания на практике; оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации; закрепить умения и навыки работы с; научить отстаивать свою точку зрения; закрепить умения вычленять проблемы.

  • воспитательные: вовлечь в активную деятельность; формировать культуру, в том числе и экологическую, формировать гуманные качества личности учащихся; совершенствовать навыки общения.

  • развивающие: совершенствовать умения работы с источниками знаний; совершенствовать навыки анализа, обобщения и т.п.; умения выступать и защищать свою точку зрения; развивать творческие способности; развивать коммуникативные навыки работы в группах; развивать познавательный интерес к окружающей жизни.

Уроки применения знаний на практике строятся на сочетании парной, фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Включение учащихся в разнообразные виды коллективной работы благоприятно сказывается на формировании гуманных качеств личности. Учебная деятельность, развивающаяся под углом решения задач творческого характера, способствует их эффективному развитию.

На этих уроках, мобилизуя теоретические знания, дети включаются в экспериментальную, исследовательскую, поисковую и частично-поисковую деятельность. В этом их высокая развивающая роль. У детей формируются научные взгляды, целостное мировоззрение.

Тип урока: урок повторения,

систематизации и обобщения знаний, закрепления умений

Этот урок имеет самые большие возможности интеграции и реализации межпредметных связей.

Формы данного типа урока:

  • повторительно-обобщающий урок;

  • диспут;

  • игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина);

  • театрализованный урок (урок-суд);

  • урок-совершенствование;

  • заключительная конференция;

  • заключительная экскурсия;

  • урок-консультация;

  • урок-анализ контрольных работ;

  • обзорная лекция;

  • обзорная конференция;

  • урок-беседа.

Структура урока строится на сочетании этапов этапы: организационного, постановки цели, оперирования знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях, подведения итогов и формулирования выводов, определения и разъяснения домашнего задания.

Цель - более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации.

Такие уроки проводятся при изучении крупных тем программы или в конце учебной четверти, года. К ним можно отнести итоговые уроки.

Задачи:

  • образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме :, обобщить материал как систему знаний.

  • воспитательные: воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности.

  • развивающие: развивать пространственное мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности:, закономерности:, анализировать:, сопоставлять:, сравнивать: и т.д.

На уроке повторения и систематизации знаний учащиеся включаются в различные виды деятельности. Проводятся беседы, дискуссии, лабораторные работы, практикуется выполнение заданий, решение задач. На этих уроках, наряду с беседой включаются краткие сообщения учащихся, выступления с устными рецензиями на отдельные статьи, книги, посвященные разбираемому вопросу.

Эффективность урока зависит от того, насколько широко используются на нем различные виды репродуктивно-поисковой, частично поисковой, творческой деятельности школьников. Он не достигает своей цели, если отдается предпочтение обычной воспроизводящей деятельности. Учитель готовит задачи творческого характера, позволяющие по-новому взглянуть на ранее изученное. Развивающая функция при этом реализуется тем успешнее, чем шире используются межпредметные связи, позволяющие переносить, свертывать и систематизировать знания.

Урок повторения и обобщения знаний позволяет применять групповую форму учебной работы. Разные группы учащихся могут включаться в выполнение различных заданий с той целью, чтобы потом полнее осветить разные вопросы ранее изученного материала. При такой организации учебной работы школьники убеждаются в преимуществе коллективных форм учебной деятельности. На этих уроках восстанавливаются знания, предупреждается забывание. Их развивающая функция проявляется через способы анализа, систематизации материала. Воспитательные задачи решаются не только через методы, содержание учебного материала, но и через организацию коллективной деятельности учащихся.

Тип урока: урок контроля и проверки знаний и умений

Оперативный контроль на уроках осуществляется постоянно, но для обстоятельного контроля конструируются специальные уроки.

Формы урока:

  • урок-зачет;

  • викторина;

  • конкурсы;

  • смотр знаний;

  • защита творческих работ, проектов;

  • творческий отчет;

  • контрольная работа;

  • собеседование.

Цель урока контроля знаний и умений - осуществить контроль обучения, продолжить систематизацию знаний, выявить уровень усвоения материала, сформированности умений и навыков.

Задачи:

  • образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках темы:, обобщить материал, как систему знаний, проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности, закрепить умение работать с тестовыми заданиями.

  • воспитательные: способствовать формированию ответственного отношения к учению, готовности и мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий, проявить наибольшую активность в их выполнении; воспитать культуру учебного труда, навыков самообразования, экономного расходования времени.

  • развивающие: развить логическое мышление, память, способность к анализу и синтезу; формировать навыки самоконтроля, навыки работы в коллективе (при использовании коллективной работы).

В зависимости от используемых форм учебной работы выделяют уроки комплексного, устного и письменного контроля знаний, умений и навыков, а так же контроля программированного по электронным учебникам и пособиям. На структуре каждого из видов немного остановимся.

Урок устного контроля знаний.

Структура: организационный этап, постановки цели, проверки усвоения знаний. Умений и навыков, обобщения и систематизации знаний, оценки деятельности учащихся, определения домашнего задания.

Эти уроки строятся на сочетании разных форм учебной работы. Возможен фронтальный и индивидуальный опрос. Целесообразна парная форма обучения, при которой ученики взаимно опрашивают друг друга. В процессе индивидуальной проверки усвоения материала каждым учеником, учитель вносит коррективы в оценку учащимися своих знаний, умений и навыков.

Урок письменного контроля знаний.

Структура: организационный этап, постановки цели, деятельность учащихся по выполнению контрольных заданий.

Эти уроки строятся на индивидуальной или индивидуализированной форме учебной работы или их сочетании. На одних уроках ученики выполняют единые задания индивидуально. Нередко учителя дают учащимся индивидуализированные задания на специальных карточках.

Уроки комплексного контроля знаний

строятся на разнообразном сочетании форм учебной работы. Сначала фронтальный опрос, позволяющий определить уровень знаний отдельных учащихся и составить представление об усвоении учебного материала всем классом. Затем можно провести взаимный опрос в парах. При такой работе ученики могут взаимно проверить усвоение отдельных вопросов и приготовиться к ответу перед классом.

Дифференцированно-груповая форма обучения позволяет дать группам учащихся контрольные задания с учетом их учебных возможностей. Прибегая в ряде случаев к индивидуальной форме учебной работы учитель определяет как усвоен материал отдельными учениками. Может применяться и индивидуализированно-групповая форма, когда задание дается трем-пяти ученикам, а с основной частью класса учитель ведет фронтальную беседу и т.д.

В интегрированном обучении уроки контроля знаний, умений и навыков требуют особого сотрудничества учителей предметников по составлению интересных заданий, которые предусматривали бы тесную связь вопросов с окружающей жизнью, а ученики в результате видели бы целостность знаний, их комплексность и взаимосвязь при решении конкретных проблем в окружающем мире.

Тип урока: комбинированный урок

Комбинированный урок строится на совокупности логически не обусловленных звеньев учебного процесса. В этом его особенность. На этом уроке могут сочетаться контроль, формирование знаний, закрепление и совершенствование знаний, формирование умений и навыков, подведение результатов обучения, определение домашнего задания.

Комбинированные уроки сложно проводить в интегрированной форме, да и не нужно, т.к., как правило, на комбинированном уроке предусмотрен небольшой объем нового материала, много времени отводится на повторение, контроль. Интегрированное обучение подразумевает все-таки достаточно большой информационный блок на уроке или самостоятельную работу по решению какой-либо интегральной проблемы.

Изучение материала небольшими блоками не ведет к формированию системы знаний, слабо развивает умение выделять главное, свертывать и развертывать знания. Процесс осознанного, глубокого усвоения материала замедляется. В данном случае, при интегрированном обучении такая структура уроков тормозит организацию продуктивной учебной деятельности учащихся.

Итак, эффективность интегрированного обучения зависит от правильного, педагогически обоснованного выбора форм организации обучения, который обеспечивается глубоким и всесторонним анализом образовательных, развивающих, воспитательных возможностей каждой из них.

Реализация интеграции между предметами возможна лишь при благополучном здоровом климате в коллективе учителей, их плодотворном сотрудничестве на основе взаимопонимания и уважения.

В интегрированном обучении, при пересечении предметных областей возможно составление программ, что будет следующим этапом в работе методического объединения естественных наук школы N 16.

В классах возрастной нормы (общеобразовательного уровня) обучаются дети, умственное развитие которых соответствует их физическому возрасту. Интеллектуальные способности таких детей, как правило, соответствуют среднему уровню. Это вполне благополучные ученики. Они умеют слушать, хорошо воспринимают и запоминают учебный материал, обладают достаточно развитыми речью и мышлением. Эти дети способны быстро и своевременно концентрировать, переключать и распределять внимание.

В классах повышенного (продвинутого) уровня обучаются дети, имеющие высокую психологическую и социальную готовность к обучению в школе. Они хотят учиться, осознают важность и необходимость учения, адекватно и организованно ведут себя в различных ситуациях. У детей данной группы нет нарушений в фонематическом строе речи и звукопроизношении, речь правильна и содержательна. Они достаточно хорошо ориентируются в пространстве, обладают обширным объемом зрительного восприятия. Эти дети любознательны, активны, с интересом и желанием выполняют самостоятельные работы. Могут правильно соотнести полученные результаты с целями и задачами деятельности.

К классам этого типа относятся гимназические, лицейские, профильные классы, классы, в которых углубленно изучаются отдельные предметы. Также в нашей школе к этой категории можно отнести классы двуязычного образования (программа "Школа завтрашнего дня"), в которых идет изучение нескольких предметов на двух языках. Основными особенностями работы с этими детьми следует считать следующие:

- сокращение объемов домашнего задания из-за большой нагрузки в течение учебного дня и, как следствие, подбор таких форм уроков, которые позволяют интенсифицировать учебный процесс;

- повышенное внимание педагогов к изучению русского языка и русской литературы, истории и географии России;

- хорошо сформированные умения и навыки самостоятельной работы у учащихся этих классов;

- умение детей работать с текстовыми заданиями (в том числе с учебником), с тестами;

- подбор технологий личностно ориентированного и индивидуализированного обучения.
     В классах повышенного индивидуального внимания учатся дети с низким уровнем готовности к обучению в школе, нередко с выраженной задержкой темпа психофизического развития, часто это педагогически запущенные дети с низким уровнем интеллектуальных способностей. Для них характерны нарушения фонетического строя речи, дефекты звукопроизношения, малый словарный запас, не эмоциональность речевого общения. Эти дети медленно включаются в учебный процесс, тратят значительное количество времени на понимание цели учебной деятельности, с трудом выполняют задания, требующие проявления самостоятельности. В работе с ними практически на каждом уроке следует применять методы и приемы развития памяти и внимания, практиковать выполнение заданий по образцу, разрабатывать для них инструкционные карты и т.п.
     В классы коррекции попадают дети с задержкой в умственном развитии, направленные медико-педагогической комиссией.


КЛАССИЧЕСКИЕ ТИПЫ УРОКА:
    

вводный;
     тренировочный;
     контрольный (проверочный);
     закрепление ЗУН;
     урок самостоятельной работы;
     урок с использованием ТСО и ЭВТ;
     урок практической работы;
     комбинированный урок;
     повторительно-обобщающий урок;
     урок повторения;
     урок овладения ЗУН;
     предметный урок (характерен для начальных классов).

ТИПЫ УРОКОВ ПО С.В. ИВАНОВУ:
     вводный урок;
     урок первичного ознакомления с материалом;
     урок образования понятий, установления законов, правил;
     урок применения знаний на практике;
     урок навыков (тренировочный);
     урок повторения и обобщения;
     контрольный урок;
     смешанный или комбинированный урок.

ТИПЫ УРОКОВ ПО И.Н. КАЗАНЦЕВУ:
     урок с разнообразными видами занятий; урок в виде лекции; урок в виде беседы; урок-экскурсия;
     урок с использованием учебного кино-, видеофильма, телепередачи;
     урок самостоятельной работы учащихся в классе; лабораторные или другие практические занятия.

ТИПЫ УРОКОВ ПО В.А. ОНИЩУКУ:
     урок усвоения новых знаний;
     урок освоения новых умений и навыков;
     урок комплексного применения знаний;
     урок обобщения и систематизации знаний;
     урок проверки, оценки и коррекции ЗУН;
     комбинированный урок.

ТИПЫ УРОКОВ ПО И.П. ПОДЛАСОВУ:
     комбинированный урок;
     урок изучения новых знаний;
     урок формирования новых умений;
     урок контроля и коррекции знаний и умений;
     урок практического применения знаний и умений.

ТИПЫ УРОКОВ ПО Н.П. ГУЗИКУ:
     урок общего разбора темы и методики ее изучения;
     комбинированное семинарское занятие;
     урок обобщения и систематизации знаний;
     урок межпредметного обобщения материала;
     урок-практикум.

ТИПЫ УРОКОВ ПО О.Г. ХАЗАНКИНУ:
     урок-лекция по всей теме;
     урок решения ключевых задач;
     урок-консультация;
     урок-зачет.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКА:
     ролевые игры;
     исполнение сказочного сюжета;
     урок фантазирования;
     деловая игра;
     урок взаимообучения;
     круглый стол или конференция;
     пресс-конференция;
     урок открытых мыслей;
     урок-соревнование;
     урок-КВН;
     урок-викторина;
     игра "Следствие ведут знатоки";
     аукцион знаний;
     урок-диспут;
     урок-турнир;
     урок-эврика;
     игра "Волшебный конверт";
     межпредметный интегрированный урок;
     урок-конкурс;
     урок творчества;
     математический хоккей;
     урок-спектакль;
     смотр знаний;
     урок-игра;
     урок-зачет;
     урок-путешествие;
     урок-состязание;
     урок взаимообучения;
     урок-восхождение;
     урок-диалог;
     мозговая атака;
     урок-брифинг;
     актуальное интервью;
     имитационно-ролевое моделирование;
     моделирование мышления учащихся;
     ролевая деловая игра;
     урок-лекция:
     проблемная;
     визуальная;
     лекция вдвоем;
     пресс-конференция;
     лекция-конференция;
     лекция-провокация;
     лекция-диалог.

Достоинства классно-урочной системы:

- равномерное прохождение учебного материала в строгой логичной последовательности в рамках отведенного времени;
- четкая организованность учебной работы;

- планомерное осуществление руководства учителем образованием, воспитанием и развитием учеников;

- возможность знания друг друга учеником и учителем;

- чередование труда и отдыха способствует ритмичности и четкости работы;

- обеспечение развития каждого ученика и необходимых отношений с коллективом.

Недостатки классно-урочной системы:
-
сложность осуществления индивидуального подхода к учащимся;
- ограниченность возможности работать с учеником, имеющим высокие интеллектуальные способности;
- трудность получения своевременной обратной связи об уровне усвоения учебного материала и продвижении в умственном развитии школьников;
- ориентация учителя на ученика среднего уровня возможностей и подготовленности;
- усреднение темпа прохождения материала.

Недостатки традиционного урока:

Урок, построенный по схеме "опрос-объяснение - закрепление" не обеспечивает условий реализации принципов развивающего обучения, так как ориентирует учащихся на усвоение знаний и не гарантирует их развитие, не ориентирует их на самостоятельную познавательную деятельность.

Урок нацелен на формирование у учащихся суммы научных знаний без учета закономерностей развития мыслительной деятельности.

Преобладает целевая установка, направленная на деятельность учителя (спросить, объяснить, закрепить и т.д.), она не включает деятельность учащихся (их деятельность лишь подразумевается).

Основное внимание сконцентрировано на результате, достигнутом учащимися; протекание мыслительной деятельности, формирование умственных действий и переход их во внутренние глубокие свернутые связи, в то же время готовые к применению, остаются без должного внимания.

Дидактические требования к современному уроку:

Четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами.

Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовленности учащихся.

Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах.

Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, их оптимального воздействия на каждом этапе урока. Выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность учащихся в учении.

Реализация на уроке всех дидактических принципов, создание условий для успешного учения учащихся.

_____________________________________________________________________________

СТРУКТУРЫ УРОКОВ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
   

  Урок изучения нового материала


     1. Первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся.
     Указание на то, что учащиеся должны запомнить.
     Мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти.
     Сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.).
     Первичное закрепление материала под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов.
     Контроль результатов первичного запоминания.
     Регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе с дифференцированными заданиями.
     Внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых.
     Частное включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

Урок формирования умений и навыков
     Постановка цели урока.
     Повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой.
     Проведение проверочных упражнений.
     Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования.
     Упражнения на их освоение.
     Упражнения на их закрепление.
     Тренировочные упражнения по образцу и подобию, алгоритму, инструкции.
     Упражнения на перенос в сходную ситуацию.
     Упражнения творческого характера.
     Итог урока.
     Задание на дом.

Урок закрепления и развития ЗУН
     Сообщение учащимся цели предстоящей работы.
     Воспроизведение учащимися ЗУН, которые потребуются для выполнения предложенных заданий.
     Выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений.
     Проверка выполненных работ.
     Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
     Задание на дом (если необходимо).

Урок контроля и коррекции ЗУН
     Сообщение темы, цели и задач урока.
     Показ использования приобретенных ЗУН в жизненных ситуациях.
     Проверка знаний фактического материала, фронтальная беседа, индивидуальный опрос.
     Проверка знаний основных понятий, законов и умений объяснить их сущность, письменная работа.
     Проверка глубины осмысления знаний и степени их обобщения, самостоятельное сопоставление обобщенных таблиц, письменный опрос.
     Применение учащимися знаний, практические задания.
     Выполнение комплексных творческих работ.
     Итоги урока.
     Задание на дом.

Урок проверки знаний
     1. Организация начала урока. Создание спокойной и деловой обстановки. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность учащихся к дальнейшему изучению материала.
     Постановка задач урока. Сообщение учителя о материале, который будет проверяться и контролироваться, напоминание о соответствующих правилах и использовании их в работе. Напоминание о требовании, что учащиеся сами проверяют работы.
     Изложение контрольной или проверочной работы. Задания по объему и сложности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика.
     Подведение итогов урока. Выбор учителем хороших работ, анализ допущенных ошибок в других работах и организация работы над ошибками (иногда на это уходит следующий урок).
     Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения. Совершенствование ЗУН.

Урок обобщения и систематизации знаний
     Сообщение темы, цели и задач урока.
     Повторение и обобщение отдельных фактов, событий, явлений.
     Повторение и обобщение понятий и усвоение соответствующей системы знаний.
     Повторение и систематизация основных теоретических положений и ведущих идей науки.

Комбинированный урок, имеющий, как правило, не менее двух дидактических целей
     Организация начала урока.
     Проверка домашнего задания, постановка целей урока.
     Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических умственных умений.
     Изучение нового материала, в том числе объяснение.
     Закрепление изученного материала на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым.
     Обобщение и систематизация знаний и умений, связь их с новыми, ранее полученными и сформированными.
     Подведение итогов и результатов урока.
     Задание на дом.
     Подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).
  1   2   3




Похожие:

Содержание дидактической структуры урока iconУрок 1: "Прямая и обратная пропорциональные зависимости "
Ход урока: Структура этого урока определяется его основной дидактической целью: введением понятия, установлением свойств изучаемых...
Содержание дидактической структуры урока iconПримерная схема психолого-педагогического анализа урока
Психологическая оценка структуры урока в связи с его конкретными целями и задачами
Содержание дидактической структуры урока iconУрок русского языка во 2 классе по программе «Школа 2 100»
Основной дидактической задачей этого урока является повторение и практическое применение ране изученного материала
Содержание дидактической структуры урока iconУчебно-тематический план. 6 класс № урока Тема урока, тип урока Дата Содержание урока Приложения
Неопределённый и определённый артикли. Порядок слов в простом повествовательном предложении
Содержание дидактической структуры урока iconУчебно-тематический план. № урока Тема урока, тип урока Дата Содержание урока Приложение
Познакомиться с новыми буквами Hh, Dd, Ff, Cc, Ss, и буквосочетаниями ch, ei. Уметь приветствовать друг друга и представляться
Содержание дидактической структуры урока iconУрок можно при наличии схемы, которая даёт возможность учителю при планировании урока обратить внимание на отдельные детали и элементы этапов урока
Построение структуры урока: организация начала урока; проверка домашнего задания; объяснение нового материала; закрепление нового...
Содержание дидактической структуры урока iconУчебно-тематический план. 9 класс № урока Тема урока, тип урока Дата Содержание урока Приложения
Воспринимать на слух произведения немецких писателей, читать, сравнивать с литературным переводом стихотворения
Содержание дидактической структуры урока iconПроизводные предлоги. 7 класс. (Содержание урока приурочен ко Дню Земли.)
Содержание урока приурочен ко Дню Земли. Интегрирован материал русского языка с природоведением, историей, биологией
Содержание дидактической структуры урока iconРазработка урока музыки в 1 классе, 3 четверть Учитель: Шинкарёва А. Н. Тема урока: «Музыкальные портреты»
...
Содержание дидактической структуры урока iconПринципы организации урока исследования в контексте психологической структуры исследовательской деятельности
Принципы организации урока – исследования в контексте психологической структуры исследовательской деятельности
Содержание дидактической структуры урока iconТематическое планирование по Технологии 8 класс. № урока, Тема урока. Вид урока
Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 8 классе. Содержание предмета. Санитарно-гигиенические требования при работе в школьных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы