Духовно-нравственное воспитание в школе icon

Духовно-нравственное воспитание в школе



НазваниеДуховно-нравственное воспитание в школе
Дата конвертации12.09.2013
Размер170.45 Kb.
ТипЗадача
источник

МБОУ «Серединская средняя общеобразовательная школа»

Духовно-нравственное воспитание в школе.

Есть ли сегодня задача более важная и сложная, чем сохранение и укрепление духовно-нравственного здоровья нации и, прежде всего, детей? Утрата нравственности означает духовную смерть личности и, как следствие этого, физическое угасание человека. Если не оказать сопротивление политике разрушения и растления нравственности, то из народа с великой культурой мы превратимся в биомассу потребления. Залогом духовно-нравственного здоровья человека является чистота его сердца.

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была и будет актуальной.

Идейные ресурсы современного образования заложены в ФГОС, проекте «Наша новая школа» и новой редакции Закона об образовании. Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.

Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности. В этих документах говорится о компетентностном подходе в обучении. Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Становится иной и современная стратегия развития российской школы: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности.

Все сказанное учитывается в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования II поколения, а именно в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России». В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Предметом деятельности нашего коллектива является создание системы духовно-нравственного воспитания и просвещения молодежи на основе изучения и возрождения православных традиций национальной русской духовной культуры, формирование духовно-нравственных ориентиров, основанных на любви к ближнему и всему окружающему миру с опорой в воспитании личности на православные ценности.

Духовно-нравственному воспитанию в нашей школе придаётся большое ‎значение. Основным содержанием духовно-нравственного развития, ‎воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ‎ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от ‎поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку ‎противостоять разрушительным влияниям. Общество лишь тогда способно ‎ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая ‎система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят ‎уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным ‎культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей ‎отечественной истории. ‎

Детство – лучшая пора каждой жизни. Поэтому всё, что впитывает ребёнок в себя в эти годы очень важно. Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас, учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда переступают порог школы. Если духовное воспитание до этого велось родителями плохо или вообще не велось, то теперь важную роль в формировании взглядов ребёнка играет учитель и от него зависит воспитание духовно - нравственной личности ребёнка. Третий год в нашей школе реализуется программа духовно-нравственного и патриотического воспитания учащихся « Дорогами добра». Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.  Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы: Благочинным Шаховского церковного округа, храмом Сретенья Господня.

Цель данной работы заключается в формировании у школьников ценностных духовно-нравственных ориентаций, основанных на богатейшем культурно-историческом наследии нашей страны, опорой и основой которых традиционно являлось Православие. Мы стремимся, чтобы каждый ребенок воспринимал себя как будущего гражданина России, достойного продолжателя и хранителя ее культурных традиций. Для работы мы выделили несколько базовых направлений духовно-нравственного развития детей:

  • изучение русской истории и русской культуры; истории родного края;

  • изучение и освоение содержания православной веры и культуры;

  • художественно-эстетическое воспитание.

Как зажечь в детях любовь к Родине, родному краю, всему живому, к ближнему? Как поселить в сердце ребёнка добро и милосердие, честность и бескорыстие?

К душе человеческой есть три пути – природа, искусство, вера. Нравственное воспитание является одним из главных в учебно-воспитательном процессе.

С 2006 года на базе школы проводятся занятия Воскресной православной школы, которые ведет учитель начальных классов Зимнухова Н.П. Продолжением этих занятий был курс «Основы православной культуры» составленный по программе А.В.Бородиной. Данный курс позволил прикоснуться к источнику нравственного обогащения, дал учащимся начальные знания по русской православной культуре. Православие – традиционная и культурообразующая религия России.

На основе просветительного и культурологического подходов учащиеся познакомились:

  • с историей принятия Русью христианства;

  • с формированием русской православной культуры;

  • с сохранением православных традиций до наших дней и проявлением их в современном искусстве, литературе, фольклоре, в повседневной жизни;

  • с главными христианскими образами, сюжетами, символами;

  • с содержанием православных служб – всенощной, литургии.

Все темы рассматривались в синтезе искусств: слова, изобразительного искусства, музыки.

Наши предки стали славным русским народом и создали великую русскую культуру, которую наследуют теперь все россияне. Культура – это самая большая наследуемая нами драгоценность, к которой относятся духовные, семейные и бытовые традиции, язык, трудовые навыки, художественные произведения и т.п. духовную часть культуры нельзя купить. Она остается всеобщим достоянием. Современному человеку важно с детских лет получать знания и приближаться к своей национальной культуре как важнейшему сокровищу, позволяющему сделать жизнь интересной, полной открытий, позволит обрести профессию и поможет найти применение его способностям и талантам в родной культуре. Религиозное искусство настраивает человека на гармонию с миром, с самим собой. Всё это составляет самое драгоценное сокровище русского и других народов, проживающих в России. Эти знания помогли учащимся стать образованными и культурными людьми. Ученики получали новые знания в области традиционной культуры нашей любимой Родины. Учащиеся принимали активное участие в конкурсах творческих работ: сочинений, презентаций, поделок на православные темы, занимая призовые места (Харьков Илия, Старовойтова Юлия, Киселев Александр, Петров Михаил, Позднякова Александра, Розова Ольга). Широкие возможности для развития духовно-нравственного и патриотического воспитания открываются в курсе  «Духовное краеведение Подмосковья».  Московская область богата культурно - историческим, архитектурным наследием, духовными традициями, природными и людскими ресурсами. Краеведение предполагает комплексное изучение родного края. Важно, что курс «Духовное краеведение Подмосковья» показывает всё самое светлое, чистое и доброе, что есть во все том, что окружает нас. Главное, не пропагандировать, не вкладывать в детей определённые ответы, а оставлять за ними свободу мнения. Познанию родного края способствует все: походы, экспедиции по сбору экспонатов для музея, приведение в порядок территории церкви Сретение Господне, бывшего Левкиевского монастыря. На протяжении ряда лет поддерживаем связь с настоятелем храма Сретение Господне в д. Пески отцом Богданом и благочинным Шаховского района протоиереем Алексеем Русиным. Не последнее место в данной работе занимают паломнические поездки по святым местам. Монастыри и храмы на Руси всегда были не только местом духовного делания, но и культурными центрами. Здесь веками накапливались книги, иконы, произведения прикладного искусства, изделия народных промыслов. Монастырские и храмовые здания являлись главными архитектурными памятниками своей эпохи - особенно до XVIII века. Поэтому паломническая поездка дает прекрасную возможность познакомиться с историей, архитектурой, иконописью, ремесленными традициями России, что обычно и привлекает нас. Каждая поездка в храм – событие, открытие неизвестного, прикосновение к душе, её очищение, дети, подростки, да и мы, взрослые, узнаём очень многое и из истории христианства, и о значение веры в жизни человека. По – отечески добро, без назиданий общается батюшка с учащимися, отвечает на многочисленные вопросы. И многие затем приходят в храм, приводя уже с собой родителей. Ежегодно учащиеся школы посещают храм Сретения Господня в деревне Пески, храм Спаса Нерукотворного в деревне Ивашково, монастырь Иосифо-Волоцкий в Теряево, Спасо-Бородинский монастырь. У нас с вами есть кладезь – родная история, близкая каждому из нас. История страны становится не отвлеченной наукой тогда, когда она приобретает живые очертания реальной жизни реального человека. А кто может быть нам ближе всех и реальней, как не наши родные, не члены нашей семьи, не их жизнь. Именно через историю семьи, историю своего края легче всего постигнуть азы истории всеобщей. У нас в школе в разных классах дети составляли свои родословные, ведь жизнь всякой семьи – это составляющая жизни государства. Но, к сожалению, не во всякой семье есть интерес к ее истории. Облегчается путь изучения отечественной истории и через краеведение. Наша местность – сама по себе благодатный край для изучения истории. Сколько великих имен связано со словами Москва, Волоколамск, Можайск, Бородино и т.д. Изложение событий, давно минувших, насыщает сердца детей чувством правды и жертвенной любви, обостряет понятие долга, чести, ответственности за выбор, сознательно совершаемый в пользу добра и общего блага. В течение ряда лет школа работает по направлению «Россия, Русь, храни себя, храни!», изучая историю родного края. Формы работы самые разнообразные – это  беседы, игры нравственного и духовного содержания, просмотр слайд - фильмов, использование аудио- и  видео - записей, тематические вечера эстетической направленности,  организация выставок, встречи с интересными людьми. Наличие технических средств дает возможность вести  разнообразную работу с детьми.      Постоянно участвуем в конкурсах различных уровней, получаем дипломы и грамоты, иногда – просто участвуем.

 Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Внедрение Федерального государственного стандарта образования предусматривает использование системно-деятельностного подхода и личностно-ориентированных технологий обучения. Мы широко используем организационно - деятельностные игры. Младший школьный возраст – время, когда закладываются основы духовности личности благодаря живости, непосредственности, эмоциональности восприятия ребенком окружающего мира. Именно в этот период возможно формирование будущего зрителя, читателя, слушателя посредством включения ребенка в деятельность по освоению художественных и культурных ценностей. И в связи с этим художественно-практическая деятельность, существующая в динамике от созерцания к желанию действовать, от первичного соприкосновения с искусством к его осмысленной оценке является одним из ведущих, но недостаточным на сегодня оцененным средством развития личности ребенка. 

Все мы хотим преображения души ребёнка, используя тонкое понимание детской психологии и глубокое знание возрастной педагогики, позволяя проникнуть в самые сокровенные глубины детского сознания. Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Она способствует реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. Её преимущества: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника. В начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению деревни как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего микроклимата; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ним взаимодействовать и т.д.

Переступив порог школы, первоклассники встречаются с миром прекрасного. Они начинают новую жизнь — творческую, интересную, плодотворную. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.

С 2011-2012 учебного года курс краеведение «Моя малая Родина» реализует гражданско-патриотическое направление во внеурочной деятельности в 1 классе в рамках федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. Цель курса - способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям сельского поселения Серединское, воспитанию любви к родному краю. Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, селу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с селом. Личный жизненный опыт самого учителя и детей находит отражение в живых и увлекательных рассказах, ярких образах, наглядно иллюстрирующих доступность самых трудных истин для детского сознания: любовь к Родине, её истории и культуре, национальное самосознание, глубокий и сердечный интерес к великому могучему русскому языку. В сердце ребенка закладываются духовно-нравственные добродетели. При внимательном отношении к развитию ребенка можно использовать любой момент в игре, в наблюдении, общении, чтобы формировать в характере, уме, душе и сердце ученика доброту, послушание, скромность, терпение, внимание, дружелюбие и самое главное – любовь. Чтение сказок, рассказов, стихов делают сердце ребенка милосердным, добрым, чистым, горячим. Дети открыты на все доброе и прекрасное. Одним из действенных средств воспитания сердца, то есть духовно-нравственного и общего развития учащихся является душеполезное чтение, которое побуждает его на доброделание. Ребята с огромным интересом изучали историю своего села: основание села, место основания название, план застройки, геральдика сельского поселения, образ села в литературе и изобразительном искусстве. Проводились экскурсии по улицам села, вместе с родителями учащиеся писали сочинение на тему «Моя любимая улица», выполняли рисунки. Проведение детских православных праздников вносит свою лепту в дело воспитания духовности подрастающего поколения, поскольку в ходе праздника дети приобщаются к основам православия в доступной им форме, а это в свою очередь способствует укреплению исторических традиций, воспитанию эстетических и моральных качеств ребенка. Традиционным стали утренники и литературно-музыкальные композиции на православные темы: Святые дочери Руси, Пасха, Рождество Христова, Крещение, Введение во храм Пресвятой Богородицы и др. Проведение детских православных праздников как раз и преследует цель донести до юных душ значение Рождества и Воскресения Христова, смысл соблюдения постов и многое другое, без чего невозможно воспитание высоконравственного гражданина. Помимо прочего, православные праздники отличаются гораздо большей торжественностью, пышностью, в сравнении даже с родственными им католическими, и вся эта просветленная атмосфера детского праздника оказывает неоценимое влияние на детскую душу. Помимо воспитания духовности, проведение детских православных праздников способствует также пробуждению интереса к истории своего народа, его древним и современным верованиям. Чего стоит такой красочный и веселый праздник, как проводы Масленицы! Хотя по сути своей Масленица относится к языческим, а не православным праздникам, но этот праздник признан и почитается православной церковью как образец веры человека в торжество Жизни над Смертью.

Эффективной является работа школьного научного общества учащихся «Эрудит», которая позволяет реализовать личностно ориентированный подход, педагогику сотрудничества, поддержку одаренных детей, выстраивать индивидуальную траекторию развития личности. Исследовательские и проектные работы презентуются как в школе, привлекая других детей, так и в конкурсах различного уровня. Районные научные конференции учащихся стали трибуной для школьников, занимающихся исследовательской и проектной деятельностью. Ребята пишут исследовательские работы, с которыми выступают на самых разных уровнях: от школы до области. Ежегодно школа принимает участие в научно - практической конференции « Руси святые имена», в районном конкурсе литературно- музыкальных композиций, в районном конкурсе методических разработок по духовно- нравственному воспитанию, в проведении « Рождественских чтений», в конкурсе на лучшее украшение к Рождественским праздникам, в конкурсе проектов « Святые места Подмосковья». В этом году учащиеся нашей школы приняли участие и получили дипломы в традиционном региональном конкурсе в г. Дмитрове с исследовательскими работами: «Успенско-Левкиев монастырь-жемчужина Шаховского района» (Агаркова Анастасия ученица 6 класса) и «Церковь Сретение Господне – уникальный храм» (Мясникова Татьяна, ученица 8 класса). Для старшеклассников проводятся: круглые столы «Воспитание духовной и культурной идентичности юного гражданина», « Мир встречает Рождество» « Мы славяне - славные душой»; беседы «Христианские основы культуры России», «Православные ценности в содержании литературных произведений», «Патриотическое воспитание школьников на основе православных ценностей», познавательная программа «И свет во тьме светит», день православной молодёжи, день православной книги, день славянской письменности и культуры и др.

Большое внимание в школе уделяем этому направлению в воспитательной работе. Например, классный час с использованием мультимедийной презентации о семье ветерана ВОв Кузнецова К.П., проживавшего в нашем поселении, - «Наши земляки», «Они сражались за Родину», посвящённый ветеранам войны, труженикам тыла, наших земляков. Ценность этой работы в том, что учащиеся, встречаясь с ветеранами, записывая, собирая исторический материал, узнают много интересного, полезного, изучают историю не только по учебнику, ведь перед ними живые участники исторических событий государства, края, села.

В школе за многие годы существования сложились определённые традиции, позволяющие решать задачи духовно – нравственного воспитания:

- акции «Ветеран», «Обелиск», «Вахта памяти», «Никто не забыт, ничто не забыто» и другие.

Опорной базой, площадкой для формирования настоящих защитников Отечества, патриотов Родины являются следующие мероприятия: смотры строя и песни, военно-спортивные игры, соревнования «А, ну-ка, мальчики!», «А, ну-ка, юноши!».

- гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;

В нашей школе проводится большая работа по этому направлению: воспитывается уважение к символам и атрибутам Российского государства (учащиеся являются участниками тематических бесед и викторин по данной тематике), прививается любовь к Малой Родине, к родной школе через традиционные школьные дела. К формированию правовых знаний можно отнести:

– уроки обществознания (с 6 класса);
– изучение правил поведения в школе и общественных местах;
– школьный лекторий «Закон и порядок» (встречи с представителями правоохранительных органов, психологической службы, ГИБДД, медработниками);
– общешкольные мероприятия;
– работа Совета профилактики правонарушений среди несовершеннолетних;
– работа Совета школы;  

– социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

Участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия, справедливости и милосердия.

–      человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество;

Накануне Дня защитника Отечества проходит «Смотр строя и песни», в котором сначала принимали участие только старшеклассники, а теперь присоединяются и учащиеся среднего звена. За последние три года намного вырос уровень выступления команд, серьёзность подготовки. Во время тренировок происходит сближение, идёт работа по сплочению коллектива, уделяется внимание повышению ответственности каждого за общее дело, усиливается самосознание школьников. На «Смотр» собирается вся школа, приходят родители, приглашаются бывшие ученики, прошедшие службу в армии, ветераны.

–   наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира; Участие детей в конкурсах, олимпиадах, НОУ, где занимают призовые места.

–  семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

Классные часы и мероприятия по изучению своей семьи, составлению генеалогического дерева семьи; – совместные мероприятия посвящённые «Дню семьи», «Дню матери», бабушкам и дедушкам. Традиционным стало проведение открытых концертов учащихся эстетического отделения с присутствием родителей. Родители помогают в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов. Совместными усилиями проводятся Дни открытых дверей для будущих первоклассников, посвящения в первоклассники др.

Включение учащихся во внеклассную деятельность возможностями использования ИКТ, которая способствует развитию их творческого потенциала, эстетическому, духовно – нравственному воспитанию, совершенствованию коммуникативных навыков, становлению личности в информационно - коммуникационной среде. Для этого пользуются различные компьютерные программы, технологии в работе со своим классом, где с учащиеся готовят различные презентации о жизни классного коллектива и о каждом учащемся, выпускают тематические газеты, листовки.

–  традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности;

Во внеклассной работе, уделяя большое внимание духовно – нравственному воспитанию, учителя проводят следующие мероприятия:

  • «Праздник Рождества Богородицы»

  • «В дом приходит Рождество»

  • «Благовещенье – третья встреча весны» и др.

Это часть мероприятий, участие в которых даёт возможность решать задачи по духовно – нравственному воспитанию школьников. Активно в этой работе участвуют и родители учащихся. Ежегодно учащиеся собирают замечательный материал в виде презентации и участвуют в конкурсах и фестивалях различного уровня. «Храмы Шаховского района», «И это всё о нас» видеофильмы, «Мы за здоровый образ жизни» - мультфильм и др. Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Неоценимое воздействие на ребят оказывают проводимые мероприятия: акция « День добрых дел», посещение приюта с. Ивашково, посещение и помощь геронтологическому отделению в Серединской больнице, выступление учащихся перед больными в праздничные дни: Пасха, Рождество Христово, День Победы, День пожилого человека.

Воспитанные в безверии родители зачастую не способны привить детям высокие моральные ценности именно в силу плохой осведомленности о принципах христианской веры и понятии морали. Для них работает школьный родительский лекторий «О ценностях жизни», «Духовно- нравственное воспитание в семье», «Школа - национальное достояние России», «Взаимодействие благочиния и школы в решении задач духовного просвещения и воспитания».

В рамках работы ШМО классных руководителей проводятся тематические занятия: «Воспитание духовной и культурной идентичности юного гражданина России; « Нравственный кодекс учителя», «Духовно-нравственная культура учителя как основа развития нравственности детей».

Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут экспертные суждения (родителей, партнеров школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей.

Известная китайская пословица гласит: «Для того, чтобы сделать тысячу шагов, надо сделать первый шаг». Мы полагаем, что в нашей школе этот шаг в духовно-нравственном направлении сделан.





Похожие:

Духовно-нравственное воспитание в школе iconИз опыта работ Воспитателя первой квалификационной категории мбдоу «Детский сад №4 п. Каширин» Моисеевой Любови Федоровны Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с фольклором
Духовно-нравственное воспитание – это воспитание духа, привитие духовных качеств личности
Духовно-нравственное воспитание в школе iconДоклад на тему: «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся на уроках музыки»
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют...
Духовно-нравственное воспитание в школе iconМониторинг работы экспериментальной площадки «духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе изучения русской культуры»
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения одним из приоритетных направлений...
Духовно-нравственное воспитание в школе icon«Духовно – нравственное воспитание учащихся на уроках литературы в 5 классе с применением приемов критического мышления»
Годом Семьи, поэтому и на муниципальном, и на областном, и на государственном уровнях учителя гуманитарных дисциплин уделяют большое...
Духовно-нравственное воспитание в школе iconСценарный план родительского собрания по теме «Духовно нравственное воспитание детей»
«Основы православной культуры – актуальность духовно-нравственного воспитания в школе». – докладчик Замудрякова Н. В
Духовно-нравственное воспитание в школе iconПодпрограмма духовно – нравственного воспитания «Мир твоей души»
Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть основной ресурс социального и экономического...
Духовно-нравственное воспитание в школе iconПрограмма по внеурочной деятельности ( духовно нравственное направление ) «юный эколог»
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства...
Духовно-нравственное воспитание в школе iconПрограмма воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное воспитание»
...
Духовно-нравственное воспитание в школе iconТема «Духовно-нравственное развитие и воспитание личности: опыт и перспективы внедрения основ экологии в дисциплины естественно-научного цикла»
«Общение с природой не только доставляет эстетическое наслаждение, но и влияет на формирование мировоззрения детей, на их духовно-нравственное...
Духовно-нравственное воспитание в школе iconПлан экспериментальной площадки «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе изучения русской культуры» на второе полугодие 2012-2013 учебного года
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе изучения русской культуры»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы