Пояснительная записка к основной образовательной программе начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы села Кузьминские Отвержки Липецкого муниципального района Липецкой области icon

Пояснительная записка к основной образовательной программе начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы села Кузьминские Отвержки Липецкого муниципального района Липецкой области



НазваниеПояснительная записка к основной образовательной программе начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы села Кузьминские Отвержки Липецкого муниципального района Липецкой области
Дата конвертации01.06.2013
Размер117.27 Kb.
ТипОсновная образовательная программа
источник

Пояснительная записка к основной образовательной программе

начального общего образования

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы села Кузьминские Отвержки

Липецкого муниципального района Липецкой области.


Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт). Структура основной образовательной программы определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Основная образовательная программа начального общего образования разработана с учётом типа и вида образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса. Разработка образовательным учреждением основной образовательной программы начального общего образования осуществлялась самостоятельно с привлечением органов самоуправления, обеспечивающих государственно общественный характер управления образовательным учреждением.

Основная образовательная программа формировалась с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

• с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

• с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

• с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

• с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

• с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности;

• с моральным развитием, которое существенным образом связано характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитываются также характерные особенности для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):

• центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

• развитие целенаправленной и мотивированной активности

обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитывался существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности первой ступени общего образования.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностные результаты формируются за счёт реализации как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

• переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

• ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

• признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

• учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

• обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

• разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Основная образовательная программа начального общего образования содержит следующие разделы:

• пояснительную записку;

• планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

• учебный план;

• программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

• программы отдельных учебных предметов, курсов;

• программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

• программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

• программу коррекционной работы;

• систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Основная образовательная программа начального общего образования предусматривает:

• достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

• выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательного учреждения дополнительного образования детей;

• организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

• участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

• возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников;

• включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта) для приобретения опыта реального управления и действия.

Образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу начального общего образования, обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:

• с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса;

• с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.

Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми основной образовательной программы начального общего образования, могут закрепляться в заключённом между ними и образовательным учреждением договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.


Разделы программы

1. Пояснительная записка

2. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся содержит восемь разделов.


3. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее — планируемые результаты) являются одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу. Они представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.


4. Базисный учебный план фиксирует максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам и учебным предметам.

Базисный учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность.

Обязательная часть базисного учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.


5. Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования (далее — программа формирования универсальных учебных действий) конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, дополняет традиционное содержание образовательно- воспитательных программ и служит основой разработки программ учебных предметов, курсов, дисциплин.


^ 6. ПРОГРАММЫ ОТДЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ, КУРСОВ

6.1. Общие положения

Начальная школа — самоценный, принципиально новый этап в жизни ребёнка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу — закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка, включающую систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Необходимо также распространить общеучебные умения и навыки на формирование ИКТ- компетентности обучающихся.

6 2Основное содержание учебных предметов на ступени начального общего образования


^ 7. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в соответствии с определением Стандарта —это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программа начального общего образования.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования cформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:


^ 8. ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Цель программы

Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.


^ 9. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

9.1. Общие положения

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее — система оценки) представляет собой один из инструментов реализации Требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и направлена на обеспечение качества образования, что предполагает вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся.

Оценка на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки дают возможность педагогам и обучающимся не только освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, но и способствуют развитию у обучающихся самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.




Похожие:

Пояснительная записка к основной образовательной программе начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы села Кузьминские Отвержки Липецкого муниципального района Липецкой области iconПротокол №5 от «24» сентября 20 10 г. Руководитель образовательного учреждения / / подпись фио
А филиал муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы села Кузьминские Отвержки Липецкого муниципального...
Пояснительная записка к основной образовательной программе начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы села Кузьминские Отвержки Липецкого муниципального района Липецкой области iconМуниципальное задание на оказание муниципальных услуг бюджетным учреждением Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Кузьминские Отвержки Липецкого муниципального района Липецкого района Липецкой области
Села Кузьминские Отвержки Липецкого муниципального района Липецкого района Липецкой области
Пояснительная записка к основной образовательной программе начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы села Кузьминские Отвержки Липецкого муниципального района Липецкой области iconМесто нахождения образовательного Учреждения
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразо­­ва­тельной школы села Кузьминские Отвержки Липецкого...
Пояснительная записка к основной образовательной программе начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы села Кузьминские Отвержки Липецкого муниципального района Липецкой области icon31августа 2011 года №148 «Об утверждении основной образовательной программы начального общего образования»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Кузьминские Отвержки Липецкого муниципального...
Пояснительная записка к основной образовательной программе начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы села Кузьминские Отвержки Липецкого муниципального района Липецкой области iconСела Кузьминские Отвержки Липецкого муниципального района Липецкой области

Пояснительная записка к основной образовательной программе начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы села Кузьминские Отвержки Липецкого муниципального района Липецкой области iconМуниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы села Куймань Лебедянского муниципального района Липецкой области
Реализация общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования
Пояснительная записка к основной образовательной программе начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы села Кузьминские Отвержки Липецкого муниципального района Липецкой области iconПриказ №156 от 29. 08. 2011 «О мерах по организации питания школьников общеобразовательных учреждений Липецкого муниципального района», в целях 100 охвата детей горячим питанием
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Кузьминские Отвержки Липецкого муниципального...
Пояснительная записка к основной образовательной программе начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы села Кузьминские Отвержки Липецкого муниципального района Липецкой области iconПриказ №156 от 29. 08 2011 года о мерах организации питания школьников общеобразовательных учреждений Липецкого муниципального района, договоров с родителями и в целях достижения 100% охвата детей горячим питанием
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Кузьминские Отвержки Липецкого муниципального...
Пояснительная записка к основной образовательной программе начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы села Кузьминские Отвержки Липецкого муниципального района Липецкой области iconПриказ 1 февраля 2013г. №20/5
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Кузьминские Отвержки Липецкого муниципального...
Пояснительная записка к основной образовательной программе начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы села Кузьминские Отвержки Липецкого муниципального района Липецкой области iconПоложение о школьной форме в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе села Куймань Лебедянского муниципального района Липецкой области
Липецкой области, Уставом Муниципального бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы села Куймань Лебедянского муниципального...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы