Программа формирования icon

Программа формирования



НазваниеПрограмма формирования
Дата конвертации02.06.2013
Размер381.24 Kb.
ТипПрограмма
источник
1. /ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА/1 пояснительная записка МБОУ СОШ ь9.docx
2. /ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА/2 планируемые результаты освоения ООП.docx
3. /ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА/3 система оценки достижения планируемых результатов.docx
4. /ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА/4 программа формирования УУД.docx
5. /ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА/5 программы учебных предметов.docx
6. /ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА/6 программа ДНР.docx
7. /ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА/7 программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;.docx
8. /ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА/8 ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОН. РАБОТЫ..docx
9. /ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА/9 учебный план.docx
Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №9 (далее мбоу сош №9)станицы Новосергиевской мо крыловский район Краснодарского края (местонахождение (юридический адрес
Планируемые результаты освоения образовательной программы
Оценки представляет собой один из инструментов реализации Требований стандартов к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и выступает как неотъемлемая часть
Программа формирования ууд у обучающихся на ступени начального общего образования
Программы отдельных учебных предметов, курсов
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании»
Программа формирования
Программа коррекционной работы
Разработка учебного плана начального общего образования

653587[1]


1240485696_24[1]




Программа формирования

Экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни




img_451044557[2]





















Программа формирования экологической культуры, здоровья и здорового образа жизни обучающихся в соответствии с определением Стандарта — это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья. В названии Программы появился новый термин «экологическая культура», который требует его конкретизации как научного понятия, результата личностного развития учащихся и отдельного аспекта воспитательной работы с детьми.

В ФГОС НОО добавлены изменения, связанные с «формированием представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и

окружающей среды». В связи с этим обозначена область задач в сфере решения проблем формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни:

  • «формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;

  • формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную учебную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;

  • формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях».

В пункте «пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью)» конкретизируется механизм реализации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения, который позволит сформировать готовность детей к принятию и выполнению правил здорового образа жизни.

В структуру «Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни» включены:

  1. цель, задачи и результаты деятельности, обеспечивающей формировние основ экологической культуры, сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования, описание ценностных ориентиров, лежащих в ее основе;



  1. направления деятельности по здоровьесбережению, обеспечению безо-

пасности и формированию экологической культуры обучающихся, отра

жающие специфику образовательного учреждения, запросы участников

образовательного процесса;


  1. модели организации работы, виды деятельности и формы занятий с

обучающимися по формированию экологически целесообразного,

здорового и безопасного уклада школьной жизни, поведения; физкультурно -спортивной и оздоровительной работе, профилактике употребления психоактивных веществ обучающимися, профилактике детского дорожно -транспортного травматизма;

  1. критерии, показатели эффективности деятельности образовательного

учреждения в части формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся;

  1. методику и инструментарий мониторинга достижения планируемых

результатов по формированию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся».


Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Строго объективных критериев, дифференцирующих понятия «болезнь» и «здоровья», пока нет. Существует более 300 определений здоровья. Остановимся на определении, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Представление о здоровье как триединстве здоровья физического (соматического), психического и духовно – нравственного отражает невозможность сохранить и укрепить здоровье, заботясь только о физическом или только духовном благополучии, необходимость комплексного подхода. «Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия – постоянные, и значит заменить их ничем нельзя» (Н.Амосов). Лекарства не помогут, если сам человек нарушает нормы здорового образа жизни (ЗОЖ).

Известно, что здоровые привычки формируются с самого раннего возраста ребенка. Поэтому роль и значение семьи, семейного воспитания в этом процессе трудно переоценить. Несомненно, родители стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у младших школьников необходима совместная работа педагогов и родителей. Родителям необходимо ежедневно, изо дня в день, незаметно и неуклонно вести воспитание своего ребенка, чтобы он осознал необходимость укрепления здоровья и научился этому искусству. Чтобы успешно справиться с этой задачей, родители должны иметь определенную теоретическую и практическую подготовку в этих вопросах.

Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно – оздоровительных программ, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.

ФГОС второго поколения   определяет задачу сохранения и укрепления здоровья детей, как одну из приоритетных.

    Среди других важнейших идей ФГОС  НОО конкретизируются следующие:

  1. Определение современного национального воспитательного идеала, который обозначен в Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России.  Именно  с этим документом связано понятие –« духовное здоровье обучающихся школы 1 ступени».

  2. Достижение новых образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных), формирование которых возможно  на основе нового содержания образования  и несколько иных  способов деятельности педагога.

  3. Обеспечение условий достижения планируемых результатов (материально-технических, гигиенических, иных условий реализации основной образовательной программы начального общего образования ).

     Результатом реализации указанных условий, в соответствии с ФГОС НОО, и должно стать - создание комфортной развивающей образовательной среды. Данное понятие в концепции ФГОС определяется как образовательное пространство:

  • обеспечивающее высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей  и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание  обучающихся;

  • гарантирующее охрану и укрепление физического, психологического, духовного и социального здоровья обучающихся. Именно такое  образовательное пространство является  комфортным  по отношению к обучающимся  и педагогическим работникам.                                          

          Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых:

  • физическое,

  • психическое,

  • духовное,

  • социальное здоровье.

    Одним из факторов,  обеспечивающих достижение результатов  деятельности по сохранению и укреплению здоровья в образовательном учреждении, выступает ее научно- обоснованный характер,  последовательность,  учет возрастных и социокультурных особенностей,  информационная безопасность и практическая  целесообразность.

   Поэтому в примерной образовательной программе НОО четко обозначены цели и задачи  деятельности ОУ по данному направлению. Эта деятельность  должна:                                                                                                       

  1. сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

  2. дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

  3. сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

  4. научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

  5. сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

  6. сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

  7. обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

  8. сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

  9. научить учащихся  делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;                                                                                                             

  10. сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.    

      Очевидно, что  решение данных задач направлено   на  формирование у детей:            

  • знаний,    

  • установок,

  • личностных ориентиров   и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья. 

      Другими словами – направлено на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов образования.

      Система работы по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни  представлена в Стандарте  в виде шести взаимосвязанных блоков:

  • создание здоровьесберегающей инфраструктуры,

  • рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся,

  • эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы,

  • реализация образовательной программы ,

  • просветительская работа с родителями.

 Выглядит она следующим образом:

Структура системной работы по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования

Формирование экологической культуры,

здорового и безопасного образа жизни




Здоровье

сберегающая структура

экологическая культура

Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся

Эффективная организация физкультурно – оздоровительной работы

Реализация дополнительных образовательных программ

Просветительская работа с родителями

Каждое направление - это определенный перечень видов деятельности по выполнению поставленных задач.

  1. Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения включает:

  • соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;

  • наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;

  • организацию качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков;

  • оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;

  • наличие помещений для медицинского обслуживания;

  • наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (учителя физической культуры, медицинская сестра).

   Ответственность и контроль за реализацию этого блока возлагается на администрацию образовательного учреждения.

2) Экологическая культура включает:

1) цель, задачи и результаты деятельности, обеспечивающей формирование основ экологической культуры, сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования, описание ценностных ориентиров, лежащих в ее основе;

2)направления деятельности по здоровьесбережению, обеспечению безопасности и формированию экологической культуры обучающихся, отражающие специфику образовательного учреждения, запросы участников образовательного процесса;


3)модели организации работы, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного уклада школьной жизни, поведения; физкультурно-спортивной и оздоровительной работе, профилактике употребления психоактивных веществ обучающимися, профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;


4)критерии, показатели эффективности деятельности образовательного учреж-дения в части формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся;

5)методику и инструментарий мониторинга достижения планируемых резуль- татов по формированию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся».

3)Рациональная организация учебной  и внеучебной деятельности обучающихся,  направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:

  • соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения;

  • использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию);

  • введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;

  • строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;

  • индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования;

  • ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими специальные медицинские группы под строгим контролем медицинских работников (медицинской сестры и участкового педиатра).

  Эффективность реализации этого блока зависит от деятельности каждого педагога.

    1. Эффективная организация  физкультурно-оздоровительной работы, направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья, включает:

  • полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);

  • рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;

  • организацию занятий по лечебной физкультуре;

  • организацию часа активных движений (динамической паузы) между уроками;

  • организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

  • организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;

  • регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).

   Реализация этого направления зависит от администрации образовательного учреждения, учителей физической культуры, медицинских работников,  а также всех педагогов.

    1. Реализация дополнительных образовательных программ  предусматривает:

  • внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс;

  • проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п.;

  • создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей), разрабатывающих и реализующих школьную программу « Здоровье».

Значительный здоровьесберегающий потенциал несут в себе типические свойства УМК «Перспективная начальная школа», предполагающие:

- воспитание физической культуры: осознания ценности здорового образа жизни, понимания вреда алкоголя и наркотиков, повышения осведомленности в разных областях физической культуры, развития навыков обеспечения безопасности жизнедеятельности;

- социально-нравственное воспитание: развитие чувства сострадания и сопереживания ближнему; формирование умения различать и анализировать собственные эмоциональные переживания и переживания других людей; воспитание уважения к чужому мнению; обучение правилам поведения в обществе и семье; ознакомление с этическими нормами, их культурно-исторической обусловленностью и формирование осознанного понимания их ценности и необходимости.

В «Перспективной начальной школе» реализуется гуманистическое убеждение: обучение и развитие каждого ребенка в школе может быть успешным, если создать для них необходимые условия. Одно из основных условий - личностно-ориентированный подход к ребенку с опорой на его жизненный опыт и вариативность требований, учитывающих: уровень подготовки учащихся к школе; общие способности к обучению; уровень доступной ребенку самоорганизации; жизненный опыт.

В УМК обеспечены: отбор содержания, включающего систему заданий разного уровня трудности (с соблюдением меры трудности); сочетание различных методов, средств, форм обучения и контроля; возможность сочетания индивидуальной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе.

Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников напрямую связан с задачами урочной деятельности, одновременно решаемыми Программой здоровья. Он предусматривает поддержку всех учащихся с использованием разного по трудности и объему представления предметного содержания, а соответственно - помощи и взаимопомощи при усвоении программного материала каждым учеником. Это открывает широкие возможности для вариативности образования, реализации индивидуальных образовательных программ, адекватных развитию ребенка.

Реализуемый в комплекте принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня, формирования и развития основ культуры умственного и физического труда. Предполагается также создание условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях (утренняя гимнастика, динамические паузы, прогулки на природу).

Безусловно, заявленные позиции носят здоровьесберегающий характер, создают безопасную образовательную среду с точки зрения психологической, личностной защищенности каждого школьника.

Деятельность, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, предусматривает разные формы организации занятий:

  • интеграцию в базовые образовательные дисциплины;

  • проведение часов здоровья;

  • факультативные занятия;

  • занятия в кружках;

  • проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.;

  • организацию дней здоровья.

    1. Просветительская работа с родителями (законными представителями) включает:

  • лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.;

  • приобретение для родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;

  • организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т.п.;

  • организация выставки новинок литературы в библиотеке, информационных стендов, школьных газет, разработка соответствующей страницы сайта и т.д

В системной последовательности приобщение школы и каждого учителя к здоровьесберегающим технологиям выглядит так:



  • Как сформировать представление у учащихся начальной школы об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни?

  • Как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной, полноценной жизнью?

  • Как добиться того, чтобы учеба вызвала прилив энергии, а обучение было в радость?

Цель: создать систему мер по охране и укреплению здоровья школьника, через использование педагогических технологий и методических приемов.

Задачи:

1.Активизировать участие педагогов в эффективном использовании здоровьесберегающих технологий в школьных программах.

2. Разнообразить формы работы по формированию у учащихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья.

  1. Обеспечить оздоровительными видами деятельности режим дня школьника.

Предполагаемый результат:

  • улучшение организации и повышение качества оказания психологической помощи детям и взрослым;

  • формирование здорового жизненного стиля и высокоактивных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у младших школьников;

  • эффективность решения оздоровительных задач валеологического воспитания можно определить по динамике физического состояния вашего ребенка, по уменьшению заболеваемости, по формированию его умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми, по проявлениям сострадания, стремления помочь окружающим, по снижению уровня тревожности и агрессивности.

Контроль за реализацией мероприятий программы осуществляют исполнители в рамках должностной компетентности. Общее руководство осуществляет педагогический совет школы.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни  обучающихся на ступени начального общего образования являются:

         Закон Российской Федерации «Об образовании»;

         Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; 2.4.2. 2821-10 « Санитарно-эпидемические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

         Об организации обучения  в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);

         О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

         Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо  МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);

         Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);

         Концепция УМК «Перспективная начальная школа».

Задачи образовательных учреждений в сфере охраны здоровья учащихся закреплены в ряде законодательных и нормативных документов. Значимость данной работы обозначается двумя основными положениями, содержащимися в Законе РФ "Об образовании":

  • это гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности (ст.2);

  • это обязанность образовательного учреждения создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся (ст.51).

В Законе "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (ст.28) подчеркивается, что в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников. В Программе развития воспитания в системе образования России сказано, что сохранение здоровья учащихся является одним из основных направлений и принципов организации воспитания во всех образовательных учреждениях.

В Концепцию очередного этапа реформирования образования внесен раздел "Образование и здоровье", где изложены основные направления деятельности образовательных учреждений в этой области, в том числе и формирование здорового образа жизни обучающихся.

Для реализации экологической культуры при разработке рабочей Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни образовательным учреждениям рекомендуется опираться на понятийно-терминологический аппарат современной «Концепции общего экологического образования для устойчивого развития 2010» (далее – Концепция):


Экологическая культура – вектор общей культуры человека, определяемый экологической направленностью личности, ее экологическим мышлением, способностью и готовностью к практической деятельности в рамках экологической необходимости и права, ведению экологически грамотного, здорового образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.


Экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни – (далее – ЭЗОЖ) это способы и формы жизнедеятельности, типичные для конкретно-исторических, социально-экономических и природно-территориальных

условий, направленные на сохранение и повышение здоровья и безопасности людей, качества их среды обитания как важных факторов качества жизни, устойчивого развития территории.


Качество жизни – ключевое понятие экологического образования для устойчивого развития. Оно включает в себя и характеристику экологического качества окружающей человека среды, и влияние его на здоровье и безопасность людей,

проживающих на данной территории.


Здоровье – системный индикатор качества жизни человека. ЭЗОЖ направлен на сохранение и развитие физических, физиологических, личностных ресурсов саморегуляции, расширение диапазона адаптационных возможностей

человека и его стрессоустойчивости средствами экологически грамотного поведения, здоровьесозидающего режима дня, двигательной активности, здорового питания, рационального труда (учебы), отказа от вредных привычек.


Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа реализуется через урочную и внеурочную деятельность, в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, общественно полезные практики на

добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса.

Цель, задачи и результаты деятельности, обеспечивающей формирование основ экологической культуры,

сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, в основной

образовательной программе должны быть представлены в виде ключевых (учебных) задач.

Предусмотренные Программой направления деятельности по здоровьесбережению, обеспечению безопасности и

формированию экологической культуры обучающихся должны отражать специфику образовательного учреждения, запросы

участников образовательного процесса и обеспечивать достижение планируемых результатов Программы. Например:

организация летних оздоровительных лагерей, кружков экологического туризма, экологического театра и т.д.

Критерии, показатели эффективности деятельности образовательного учреждения в части формирования

здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся, а также методика и инструментарий

мониторинга достижения планируемых результатов по формированию экологической культуры, культуры здорового и

безопасного образа жизни обучающихся разрабатываются образовательным учреждением на основе примерной Программы

формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни5. В настоящее время такой документ

разрабатывается в РАО межведомственной группой специалистов.

C 2011 года в образовательных учреждениях Забайкалья и других регионах РФ работает опытно-экспериментальная

площадка Института содержания и методов обучения РАО. Ее основная задача – разработка вариантов проектирования

школьной Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в различных

природных и социокультурных условиях. В учебном процессе используются прошедшие апробацию региональные учебные

пособия по экологическому образованию младших школьников и УМК «Учусь учиться» (серия «Экология учебной

деятельности») для 1-4 классов. Полученные результаты будут оперативно учитываться при разработке программных,

учебных и методических материалов по этому новому направлению интеграции в системе общего образования.

Существенную помощь по реализации данной программы в соответствии с требованиями ФГОС школьные

администраторы, учителя, психологи, методисты могут получить, освоив учебное пособие для самообразования

……………………

Представление о здоровьесберегающих образовательных технологиях

Технология - это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

Технология описывает систему работы ученика как деятельность к достижению поставленной образовательной цели, и рассматривает систему работы педагога как деятельность, обеспечивающую условия для работы ученика.

Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Под здоровьесберегающими технологиями - будем понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье.

Цель современной школы - подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни.

Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами - планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.

Здоровьесберегающие технологии - предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью.

Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач некоего образовательного процесса. Это может быть образовательный процесс медико-гигиенической направленности (осуществляется при тесном контакте педагог - медицинский работник - ученик); физкультурно-оздоровительный (отдается приоритет занятиям физкультурной направленности); экологической (создание гармоничных взаимоотношений с природой) и др. Только благодаря комплексному подходу к обучению школьников могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся.

Здоровьесберегающие образовательные технологии - это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Только тогда можно сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов.

Неоспоримо, что основная задача школы - подготовить ребенка, подростка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимое образование. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый, ответственный человек бесстрастно относиться к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот, во многом риторический вопрос и стала востребованность учителями и руководителями образовательных учреждений здоровьесберегающих образовательных технологий.

Типы и классификация технологий

  • Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)

  • Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)

  • Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)

  • Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)


…………

ЭКОЛОГИЯ


Выделенные технологии могут быть представлены в иерархическом порядке по критерию субъектной включенности учащегося в образовательный процесс:

  1. Внесубъектные: технологии рациональной организации
    образовательного процесса, технологии формирования
    здоровьесберегающей образовательной среды, организация здорового
    питания (включая диетическое) и т.п.

  2. Предполагающие пассивную позицию учащегося: фитотерапия, массаж, офтальмотренажеры и т.п.

Предполагающие активную субъектную позицию учащегося
различные виды гимнастки, технологии обучения здоровью,
воспитание культуры здоровья.

Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности,

используемые в практике учителей .





Основой здоровьесберегающей технологии является соблюдение педагогом таких принципов, как:

  • Учет возрастно-половых особенностей.

  • Учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизиологических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения.

  • Структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся.

  • Использование здоровье сберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся. К ним можно отнести:

  • оптимальную плотность урока;

  • чередование видов учебной деятельности;

  • наличие физкультурной пуазы;

  • наличие эмоциональных разрядок;

  • правильная рабочая поза;

  • положительные эмоции.

Здоровьесберегающая деятельность начальной школы выглядит так:

  1. Витаминизация.

  2. Диспансеризация.

  3. Профилактические прививки.

  4. Дни и недели здоровья.

  5. Спортивные школьные праздники.

  6. Беседы о здоровье с учащимися и родителями.

  7. Оформление классных и школьных уголков здоровья.

Здоровьесберегающие технологии, применяемые в начальной школе:

  1. Соблюдение норм СанПин при проведении урочных и внеурочных мероприятий.

  2. Индивидуальность домашнего задания.

  3. Проведение перед первым уроком утренней зарядки.

  4. Проведение на уроке в момент утомления физкультминутки.

  5. Проведение гимнастики для глаз.

  6. Организация достаточной не травмоопасной двигательной активности.

  7. Частая смена видов деятельности на уроке.

  8. Развитие мелкой моторики руки.

  9. Построение учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей здоровья каждого ребёнка.

  10. Прогулка на свежем воздухе с включением подвижных игр.


Одна из задач классного руководителя – формирование у школьников системы знаний и убеждений, обеспечивающих духовное отношение к себе, к своему здоровью, к окружающему миру.

Принципы программы, на которых строится воспитание здорового образа жизни:

  1. Системный подход.

  • Человек представляет собой единство телесного и духовного. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально – волевую сферу, если не работать с душой и нравственостью ребенка.

  • Успешное решение задач валеологического воспитания возможно только при объединении воспитательных усилий школы и родителей.

  1. Деятельностный подход.

  • Валеологическая культура осваивается детьми в процессе совместной деятельности с родителями. Необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути.

  1. Принцип «не навреди!».

  • Предусматривается использование в работе только безопасных приемов оздоровления, апробированных тысячелетием опытом человечества и официально признанных.

  1. Принцип гуманизма.

  • В валеологическом воспитании признается самоценность личности ребенка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности.

  1. Принцип альтруизма.

  • Предусматривает потребность делиться освоенными ценностями валеологической культуры: «Научился сам – научи друга».

  1. Принцип меры.

  • Для здоровья хорошо то, что в меру.

Формы организации занятий:

• интеграция в базовые образовательные дисциплины;

• проведение часов здоровья;

• факультативные занятия;

• проведение классных часов;

• занятия в кружках;

• проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.;

• организацию дней здоровья.


Просветительская работа с родителями (законными представителями) включает:

- лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.;

- приобретение для родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;

- организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.


Направления организации физкультурно - оздоровительной работы:

• полноценная и эффективная работа с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);

• рациональная и соответствующая организация уроков физической культуры и занятий активно - двигательного характера на ступени начального общего образования;

• организация занятий по лечебной физкультуре;

• организация часа активных движений (динамической паузы) между 3 - м и 4 - м уроками;

• организация динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

• организация работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;

• регулярное проведение спортивно - оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).

Реализация этого блока зависит от администрации образовательного учреждения, учителей физической культуры, а также всех педагогов.

Для того, чтобы предотвратить влияние  факторов риска в школе разработана    система мер, включающая:

  1. Изучение индивидуальных особенностей каждого школьника.. Анкетирование среди школьников помогает получить информацию о том, какие предметы являются любимыми и наоборот. Вместе с детьми важно установить причины такого отношения.

Для того, чтобы выявить коммуникативные связи, которые возникают между детьми  проводится анкета «Умеете ли вы общаться?» Она дает информацию о том, как происходит общение в классе.  Она дополняется вопросами типа: что тебя не устраивает в общении с одноклассниками, с учителями, с родителями?

Классный руководитель   изучает медицинские карты своих подопечных, из которых может выявить их заболевания. С учетом этого размещает их по рабочим столам и выделяет детей, которые требуют повышенного внимания, например, инвалидов или ослабленных детей. Доводит индивидуальные особенности школьников   до тех учителей, которые   работают с ними.  

  1. Выявление перегрузок среди школьников на основе   изучения их режима дня и сведений о посещении кружков, секций, факультативов.

Для этого  проводится  анкетирование, а при необходимости и беседа. Для развитых, обладающих крепким здоровьем детей, рекомендуется посещение нескольких кружков или факультативов. Однако, и в этом случае необходим индивидуальный подход. Учитель   ведет наблюдение, как такая нагрузка влияет на утомляемость и здоровье детей. Педагоги   помнят, что затраты времени у учащихся на выполнение домашнего задания составляют: в начальной школе не более 1—2 часов, в среднем звене не более 3-х часов и в старших классах не более 4-х часов. Школьников   учат навыкам планирования своей работы и самостоятельности.

  1. Ответственность учителя за соблюдение санитарно-технических норм.

Он обязан знать их, следить за изменениями в нормативах. В его обязанности входит контроль за соблюдением данных норм (освещенность, температурный режим). Важно, чтобы мебель в классе соответствовала СанПиНам. В случае неисправности педагог   делает заявки на ремонт или замену инвентаря, а в случае необходимости излагает свои требования завучу, заместителю директора по АХЧ. Учитель, заботящийся о здоровье школьников, должен оберегать их от перегрузок, проверяя расписание.

  1. Соблюдение техники безопасности на уроках и внеурочных мероприятиях.

Для этого разработаны специальные правила. Они вывешены в кабинетах, где находятся электрические приборы, мастерские, спортивные снаряды, демонстрационные приборы и т.д. Учитель обязан добиваться того, чтобы дети знали правила техники безопасности и соблюдали их. Важнейшим условием соблюдения правил является дисциплинированность учащихся. Кроме того, педагог своим поведением и требовательностью   формирует у своих воспитанников это важное качество.   

Кратко можно суммировать основные рекомендации   по организации здоровьесберегающей деятельности в школе следующим образом.




http://letopisi.ru/images/d/db/457658.gif


Использование учителями начальной школы критериев здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика.

Критерии здоровьесбережения

Характеристика

Обстановка и гигиенические условия в классе

Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители.

Количество видов учебной деятельности

Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д.   

Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности

 

Количество видов преподавания

Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа.

Чередование видов преподавания

 

Наличие и место методов, способствующих активизации

Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества).
Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки).

Место и длительность применения ТСО

Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения.

Поза учащегося, чередование позы

Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы.

Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления

Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек.

Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке

Внешняя мотивация: оценка, похвала,  поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

Психологический климат на уроке

Взаимоотношения на уроке: учитель — ученик (комфорт — напряжение, сотрудничество — авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик — ученик (сотрудничество — соперничество, дружелюбие — враждебность, активность — пассивность, заинтересованность — безразличие).

Эмоциональные разрядки на уроке

Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие.

Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности

Момент наступления утомления и снижения учебной активности.

Критерии оценки эффективности реализации программы

Учебная деятельность

Направления мониторинга

Критерии

Показатели

Здоровьесберегающие образовательные технологии:

Личностно – ориентированное обучение.

Педагогика сотрудничества.

Технологии развивающего обучения.

Дифференцированное обучение.

Игровые технологии.


возрастные особенности познавательной деятельности детей; обучение на оптимальном уровне трудности (сложности); вариативность методов и форм обучения; оптимальное сочетании двигательных и статических нагрузок; обучении в малых группах; использование наглядности и сочетании различных форм предоставления информации; создание эмоционально благоприятной атмосферы; формирование положительной мотивации к учебе ( «педагогика успеха»);

объем учебной нагрузки — количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;

нагрузка от дополнительных занятий в школе — факультативов, индивидуальных занятий, занятий по выбору и т.п. (их частота, продолжительность, виды и формы работы);

занятие активно-двигательного характера — динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные занятия и т.п. (их частота, продолжительность, виды и формы занятий).

Воспитательная работа


Направления мониторинга

Критерии

Показатели

Диагностики

Выявление и развитие физического уровня учащихся.


Сформированность физического потенциала учащихся.


Развитость физических качеств. Уровень участия в индивидуальных и массовых спортивно – оздоровительных мероприятиях.

Количественное участие учащихся в спортивных секциях и массовых мероприятиях школы и города.

«Куда идешь?», «Участие в спортивных мероприятиях», «Зоотерапия. Флоротерапия», «Домашняя валеологизация», «Цветотерапия», «Суждения детей о ЗОЖ», «Кто вы?», «Насколько вы общительны? Робки? Контактны?

Одним из ведущих направлений методической работы учителей начальной школы является внедрение здоровьесберегающих общеобразовательные технологии  в учебный процесс. Можно выделить следующие группы здоровьесберегающих технологий, применяемых в  учебном процессе, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы:

Медико-гигиенические технологии, которые включают комплекс мер, направленных на соблюдение надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПинНов, и функционирование в школах медицинского, стоматологического кабинета для оказания каждодневной помощи школьникам, и педагогам. 

Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств. В основном данные технологии реализуются на уроках физкультуры и в работе спортивных секций.

Экологические здоровьесберегающие технологии помогают воспитывать у школьников любовь к природе, стремление заботиться о ней, приобщение учащихся к исследовательской деятельности в сфере экологии и т. п., все это обладает мощным педагогическим воздействием, формирующим личность, укрепляющим духовно-нравственное здоровье учащихся.

Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной службы и т. д. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи — сохранения, требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением интегрированных курсов с элементами ОБЖ, , а за обеспечение безопасных условий пребывания в школе отвечает директор.

Здоровьесберегающие образовательные технологии, которые следует признать наиболее значимыми из всех перечисленных по степени влияния на здоровье учащихся. Главный их отличительный признак — не место, где они реализуются, а использование психолого-педагогических приемов, методов, технологий, подходов к решению возникающих проблем.

Планируемые результаты реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования:

  1. ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

  2. начальные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

  3. первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

  4. первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

  5. знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Осознать свои способности, создать условия для их развития, способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, это те задачи, которые успешно решаются в нашей школе, при правильной организации здоровьесберегающих технологий.

В школе организована работа по созданию базы данных о показателях здоровья детей.

В начальной и средней школе педагогами освоен комплекс упражнений, которые они используют при проведении физкультминуток и гимнастики для глаз.

Преподавателями нашей школы широко используется метод проектов, как в урочное, так и внеурочное время. Планируется широкое использование интегрированных уроков, где аспекты здоровья будут рассматриваться во взаимосвязи с другими науками.

Школа ведет большую работу с родителями учащихся. На родительских собраниях им дается информация о диспансеризациях, а также о сезонных эпидемиях и инфекционных заболеваниях и путях борьбы с ними.

Планируется, что в начале каждого учебного года каждый педагог будет иметь пакет документов на тот или иной класс, в котором будет находиться подробная медико-психолого-педагогическая характеристика класса с соответствующими рекомендациями. Это позволит учителю строить учебный процесс максимально с учетом специфики здоровья учеников.

Наш педагогический коллектив осознаёт, что именно педагог может сделать для здоровья воспитанника школы гораздо больше, чем врач. Педагог не должен выполнять часть обязанностей врача или медсестры, а должен обучаться психолого-педагогическим технологиям, позволяющим ему самому работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих воспитанников и на своих уроках, и в общей программе работы школы, на деле решающей приоритетную задачу охраны здоровья всех, находящихся под её крышей.

Понятие «здоровьесберегающие технологии» как раз и интегрирует все направления работы школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся.

Главное, что приобрела школа за последнее время и что даёт основание для оптимизма в этой области, — стремление к перестройке своей работы с учётом приоритета, каковым является сохранение и укрепление здоровья учащихся.








Похожие:

Программа формирования iconПрограмма формирования культуры здорового
«здоровье» — это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение...
Программа формирования iconПрограмма формирования культуры
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом...
Программа формирования iconРабочая программа по математике Пояснительная записка
И. Аргинской (умк «Система Занкова») с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования...
Программа формирования iconРабочая программа по русскому языку для 1 класса на 2011-2012 учебный год (программа «Перспективная начальная школа»)
Умк «Перспективная начальная школа» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования...
Программа формирования iconПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Пояснительная записка Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся мбоу «сош №52»
Мма формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья школьников,...
Программа формирования iconПрограмма формирования универсальных учебных действий
Рабочая программа составлена на основе «Программы формирования универсальных учебных действий». Одно из инновационных направлений...
Программа формирования iconРабочая программа по технологии (умк: «Начальная школа 21 века») Класс 1 «Б» Учитель: Рябец Елена Николаевна
«Технология. Ступеньки к мастерству» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования...
Программа формирования iconРабочая программа по математике (умк: «Начальная школа 21 века») Класс 1 «Б» Учитель: Рябец Елена Николаевна
М.: Вентана – Граф, 2009. с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших...
Программа формирования iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом...
Программа формирования iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования cформирована с учетом...
Программа формирования iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования Цель Программы формирования ууд
Цель Программы формирования ууд – обеспечение реализации требований и содержания фгос в школе I ступени
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы