Программа коррекционной работы icon

Программа коррекционной работы



НазваниеПрограмма коррекционной работы
страница1/4
Дата конвертации02.06.2013
Размер0.53 Mb.
ТипПрограмма
источник
  1   2   3   4
1. /ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА/1 пояснительная записка МБОУ СОШ ь9.docx
2. /ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА/2 планируемые результаты освоения ООП.docx
3. /ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА/3 система оценки достижения планируемых результатов.docx
4. /ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА/4 программа формирования УУД.docx
5. /ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА/5 программы учебных предметов.docx
6. /ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА/6 программа ДНР.docx
7. /ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА/7 программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;.docx
8. /ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА/8 ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОН. РАБОТЫ..docx
9. /ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА/9 учебный план.docx
Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №9 (далее мбоу сош №9)станицы Новосергиевской мо крыловский район Краснодарского края (местонахождение (юридический адрес
Планируемые результаты освоения образовательной программы
Оценки представляет собой один из инструментов реализации Требований стандартов к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и выступает как неотъемлемая часть
Программа формирования ууд у обучающихся на ступени начального общего образования
Программы отдельных учебных предметов, курсов
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании»
Программа формирования
Программа коррекционной работы
Разработка учебного плана начального общего образования


Программа коррекционной работы

Согласно Стандарта, программа коррекционной работы создается при организации обучения и воспитания в образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья. Она направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и оказание помощи детям этой категории в освоении Образовательной программы.

Программа коррекционной работы обеспечивает:

  • выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи таким детям;

  • возможность освоения детьми с ОВЗ Образовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.

Программа коррекционной работы содержит:

  • перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий;

  • систему комплексного неихолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса, а также описание специальных условий обучения и воспитания таких детей.

  • механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей и других специалистов в области в области коррекционной педагогики;

  • планируемые результаты коррекционной работы.

Программа коррекционной работы позволяет реализовать личностно- ориентированный подход через медико-психолого-педагогическое сопровождение ребенка, способствующее достижению учащимся с ОВЗ стандарта образования. Она имеет подчиненную, вспомогательную функцию по отношению к Образовательной программе, может уточняться и корректироваться.

Предметом проектирования программы коррекционной работы является создание комплекса условий (средств, механизмов) для повышения эффективности обучения и воспитания детей с ОВЗ. К числу основных условий относятся:

  • введение системы регулярного, углубленного, комплексного и разностороннего изучения детей в процессе различных видов деятельности на уроке, во внеурочное время, в семье;

  • интеграция полученных в ходе медицинского, психологического и педагогического изучения ребенка данных, объединяемых в симптомокомплексы;

  • разработка и реализация педагогических технологий (диагностико- информационных, обучающе-образовательных, коррекционных, реабилитационных);

1









  • объединение усилий педагогов, медицинских и социальных работников в оказании всесторонней помощи и поддержки детям с ОВЗ;

  • расширение перечня педагогических, психотерапевтических, социальных и правовых услуг детям и родителям;

  • развитие системы отношений в направлении педагог-ребенок-родитель- медицинские работники.

Практическая работа по реализации программы коррекционной работы предполагает: повышение уровня медико-психолого-педагогической компетентности психологов, педагогов, родителей; разработку новых педагогических технологий, учитывающих особенности детей с ОВЗ; координацию деятельности медицинских и образовательных учреждений по осуществлению комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения. Программа коррекционной работы позволяет педагогам обеспечить возможность оптимального применения методов и приемов коррекционно-развивающей работы с учетом индивидуально-типологических особенностей детей.

Теоретико-методологическими основаниями программы коррекционной работы является взаимосвязь трёх подходов:

  • нейропсихологического, выявляющего причины, лежащие в основе школьных трудностей;

  • комплексного, обеспечивающего учет медико-психолого-педагогических знаний о ребёнке;

- междисциплинарного, позволяющего осуществлять совместно- распределённую деятельность специалистов, сопровождающих развитие ребенка, отражающую, с одной стороны, специфику решения задач коррекции нарушенного развития детей конкретным содержанием профессиональной работы медицинских работников, педагогов и психологов, а с другой - интеграцию действий формирующегося коллективного субъекта этого процесса (от осознания необходимости совместных действий к развитому сотрудничеству).

Структура и содержание программы коррекционной работы

Программа включает в себя пять модулей: концептуальный, диагностико- консультативный, коррекционно-развивающий, лечебно-профилактический, социально-педагогический.

Концептуальный модуль раскрывает сущность медико-психолого- педагогического сопровождения, его цели, задачи, содержание и формы соорга- низации субъектов сопровождения.

Диагностико-консультативный модуль составляют программы изучения ребенка различными специалистами (педагогами, психологами, медицинскими работниками, педагогами-дефектологами) и консультативная деятельность.

2


Коррекционно-развивающиий модуль на основе диагностических данных обеспечивает создание педагогических условий для ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуально-типологическими особенностями.

Лечебно-профилактический модуль предполагает проведение лечебно- профилактических мероприятий; соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима дня, питания ребенка, осуществление индивидуальных лечебно- профилактических действий.

Социально-педагогический модуль нацелен на повышение уровня профессионального образования педагогов; организацию социально-педагогической помощи детям и их родителям.

Концептуальный модуль

В программе коррекционной работы медико-психолого-педагогическое сопровождение понимается как сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого.

В основе сопровождения лежит единство четырёх функций: диагностика сущности возникшей проблемы; информация о сути проблемы и путях её решения; консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы; помощь на этапе реализации плана решения. Основными принципами сопровождения ребёнка в образовательном учреждении являются: рекомендательный характер советов сопровождающего; приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ребёнка»); непрерывность сопровождения; мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения.

Основная цель сопровождения - оказание помощи в решении проблем. За- дачи сопровождения: правильный выбор образовательного маршрута; преодоление затруднений в учёбе; решение личностных проблем развития ребёнка; формирование здорового образа жизни.

Организационно-управленческой формой сопровождения является медико- психолого-педагогический консилиум. Его главные задачи: защита прав и интере-сов ребёнка; массовая диагностика по проблемам развития; выявление групп де- тей, требующих внимания специалистов; консультирование всех участников образовательного процесса.

Диагностико-консулыпативный модуль

В данном модуле разрабатывается программа изучения ребенка различными специалистами (см. таблицу). Педагог устанавливает усвоенный детьми объем знаний, умений, навыков; выявляет трудности, которые испытывают они в обуче-нии, и условия, при которых эти трудности могут быть преодолены. Педагог отмечает особенности личности, адекватность поведения в различных ситуациях. В




сложных случаях, когда педагог не может сам объяснить причину и добиться желаемых результатов, он обращается к специалистам (психологу, дефектологу, психоневролог).

В содержание исследования ребенка психологом входит следующее:

    1. Сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей. Важно получить факты жалоб, с которыми обращаются. При этом необходимо учитывать сами проявления, а не квалификацию их родителями, педагогами или самими детьми.

    2. Изучение истории развития ребёнка. Подробный анализ собирает и анализирует врач. Психолог выявляет обстоятельства, которые могли повлиять на развитие ребенка (внутриутробные поражения, родовые травмы, тяжелые заболевания в первые месяцы и годы жизни). Имеют значение наследственность (психические заболевания или некоторые конституциональные черты); семья, среда, в которой живет ребёнок (социально неблагополучная, ранняя депривация). Необходимо знать характер воспитания ребенка (чрезмерная опека, отсутствие внима- ния к нему и другие).

    3. Изучение работ ребёнка (тетради, рисунки, поделки и т. п.).

    4. Непосредственное обследование ребёнка. Беседа с целью уточнения мотивации, запаса представлений об окружающем мире, уровня развития речи.

    5. Выявление и раскрытие причин и характера тех или иных особенностей психического развития детей.

    6. Анализ материалов обследования. Психолог анализирует все полученные о ребенке сведения и данные собственного обследования, выявляются его резервные возможности. В сложных дифференциально-диагностических случаях проводятся повторные обследования.

    7. Выработка рекомендаций по обучению и воспитанию. Составление индивидуальных образовательных маршрутов медико-психолош-педагогаческого сопровождения.

В каждом конкретном случае определяются ведущие направления в работе с ребенком. Для одних детей на первый план выступает ликвидация пробелов в знаниях учебного материала; для других - формирование произвольной деятельности, выработка навыка самоконтроля; для третьих необходимы специальные занятия по развитию моторики и т.д.

Эти рекомендации психолог обсуждает с учителем, медицинским работни- ком и родителями, осуществляя постоянное взаимодействие. Составляется комплексный план оказания ребенку медико-психолого-педагогической помощи с указанием этапов и методов коррекционной работы. Обращается внимание на предупреждение физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок, проведение своевременных лечебно-оздоровительных мероприятий.

Таблица 1.

Программа медико-психолого-педагогического изучения ребёнка

4




Изучение

Содержание работы

Где и кем выполняется работа

Меди

цинское

Выявление состояния физического и психического здоровья. Изучение медицинской документации: история развития ребенка, здоровье родителей, как протекала беременность, роды.

Физическое состояние учащегося. Изменения в физическом развитии (рост, вес и т. д.). Нарушения движений (скованность, расторможепность, параличи, парезы, стереотипные и навязчивые движения). Утомляемость. Состояние анализаторов.

Школьный медицинский работник, педагог.

Наблюдения во время занятий, в перемены, во время игр и т. д. (педагог). Обследование ребенка врачом. Беседа врача с родителями.

Психо

лого- логопе

дическое

Обследование актуального уровня психического и речевого развития, определение зоны ближайшего развития.

Внимание: устойчивость, переключае- мость с одного вида деятельности на другой, объем, работоспособность.

Мышление: визуальное (линейное, структурное); понятийное (интуитивное, логическое): абстрактное, речевое, образное.

Память: зрительная, слуховая, моторная, смешанная. Быстрота и прочность запоминания. Индивидуальные особенности. Моторика. Речь.

Наблюдение за ребенком на занятиях и во внеурочное время, (учитель).

Специальный эксперимент. (психолог).

Беседы с ребенком, с родителями.

Наблюдения за речью ребенка на занятиях и в свободное время.

Изучение письменных работ (учитель). Специальный эксперимент (логопед).







Соци- Семья ребенка. Состав семьи. Условия

ально- воспитания.

педаго- Умение учиться. Организованность, вы-

гиче- полнение требований педагогов, самостоятель-
ское ная работа, самоконтроль. Трудности в овладе-

нии новым материалом.

Мотивы учебной деятельности. Прилежа-
ние, отношение к отметке, похвале или порица-
нию учителя, воспитателя.

Эмоционально-волевая сфера. Преобла-
дание настроения ребенка. Наличие аффектив-
ных вспышек. Способность к волевому усилию,
внушаемость, проявления негативизма.

Особенности личности, интересы,
потребности, идеалы, убеждения. Наличие
чувства долга и ответственности. Соблюдение
правил поведения в обществе, школе, дома.
Взаимоотношения с коллективом: роль в
коллективе, симпатии, дружба с детьми,
отношение к младшим и старшим товарищам.
Нарушения в поведении: гиперактивность,
замкнутость, аутистические проявления,
обидчивость, эгоизм. Поведение. Уровень
притязаний и самооценка.

Посещение семьи ребенка. (учитель, соц. педагог).

Наблюдения во время занятий. Изучение работ ученика (педагог).

Анкетирование по выявлению школьных трудностей (учитель).

Беседа с родителями и учителями- предметниками.

Специальный эксперимент

(педагог, психолог).

Анкета для родителей и учителей.

Наблюдение за ребёнком в различных видах деятельности.

Коррекционно-развивающий модуль

Содержание и формы коррекционной работы учителя:

  • наблюдение за учениками в учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);

  • поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями;

  • составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ОВЗ при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального разви-тия и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребёнка.

  • составление индивидуального маршрута сопровождения учащегося (вме- сте с психологом и учителями-предметниками), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы;

  • контроль успеваемости и поведения учащихся в классе;

  • формирование микроклимата в классе, способствующего тому, чтобы каждый учащийся с ОВЗ чувствовал себя в школе комфортно;

6




  • ведение документации (психолого-педашшческие дневники наблюдения

за учащимися и др.);

  • организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие.

Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:

  • формирование УУД на всех этапах учебного процесса;

  • обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять;

  • побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;

  • установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;

  • использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;

  • максимальное использование сохранных анализаторов ребенка;

  • разделение деятельность на отдельные составные части, элементы, опера- ции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;

  • использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия.

Еще одним условием успешного обучения детей с ОВЗ является организа- ция групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно- развивающую работу, и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для учащихся с ОВЗ.

Цель коррекционио-развивающих занятий - коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей средствами изучаемого программного материала.

Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях: создание усло-вий для развития сохранных функций; формирование положительной мотивации к обучению; повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения; коррекция отклонений в развитии познаватель- ной и эмоционально-личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности; воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.

Занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно- развивающего обучения:

Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих


7




(стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.

Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух аспектах.

    1. Началу коррекционной работы должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития (совместно с психологом).

    2. Реализация коррекционно-развивающей работы требует от педагога постоянного контроля динамики изменений личности, поведения" и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка. Такой контроль позволяет вовремя вносить коррективы в коррекционно-развивающую работу.

Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через активизацию деятельности каждого ученика, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии лично- сти ребенка.

Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить про- грамму оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития.

Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких зада- ний, при решении которых возникают какие-либо препятствия. Их преодоление способствует развитию учащихся, раскрытию возможностей и способностей. Каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.

Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения таким образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса обработки информации, следовательно - механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.

Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.

Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления педагогом и психологом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия оказываются за пределами максимальной нагрузки обучающихся. Однако указанное количество недельных ча- сов (3 часа), отводимых на эти занятия в каждом классе, входит в нагрузку не каждого отдельно обучающегося соответствующего класса, а учителя. На долю же

8





каждого обучающегося приходится в неделю от 15 до 30 минут, поскольку заня- тия ведутся индивидуально или в маленьких группах (из двух-трех обучающих- ся), укомплектованных на основе сходства корригируемых недостатков.

Работа с целым классом или с большим числом детей на этих занятиях не допускается. Учащиеся, удовлетворительно усваивающие учебный материал в хо- де фронтальной работы, к индивидуальным занятиям не привлекаются, помощь оказывается ученикам, испытывающим особые затруднения в обучении. Периодически на индивидуальные занятия привлекаются также учащиеся, не усвоившие материал вследствие пропусков уроков по болезни либо из-за «нерабочих» состояний (чрезмерной возбудимости или заторможенности) во время уроков.

Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводит учитель во внеурочное время. Во время индивидуальных занятий со свободными учениками работают воспитатель, логопед, психолог, либо дети находятся на занятиях по внеурочной деятельности. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. В связи с этим, работа в часы индивидуальных и групповых занятий должна быть ориентирована на общее развитие, а не на тренировку отдельных психических процессов или способностей учащихся. Планируется не столько достижение отдельного результата (например: выучить таблицу умножения), сколько создание условий для развития ребенка.

Учет индивидуальных занятий осуществляется в классном журнале (при отсутствии страниц - в приложении к нему) так же, как по любому учебному предмету. На одной стороне заполняется список всех учащихся класса, фиксируются даты занятий и присутствующие ученики, на другой - содержание (тема) занятия с каждым учеником (группой) в отдельности (с указанием фамилии или порядко- вого номера по списку). Запись в журнале может быть оформлена следующим образом:
№ п/п

Список учащихся

Месяц

(декабрь)

Что пройдено

Что задано на дом
















Иванов А.













1.Развитие тонкой моторики ведущей руки.

5.Развитие произвольного внимания.







Кузнецов Д.













3. Форма и цвет как основные характеристики объектов окружающего мира.

9. Работа с информацией, представленной в разных формах.







Петров М.













3. Форма и цвет как основные характеристики объектов окружающего мира.

9. Работа с информацией,



  1   2   3   4




Похожие:

Программа коррекционной работы iconПрограмма коррекционной работы Введение
Программа коррекционной работы — это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении...
Программа коррекционной работы iconПрограмма коррекционной работы Введение
Программа коррекционной работы — это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении...
Программа коррекционной работы iconПрограмма коррекционной работы моу «Средняя общеобразовательная школа №1»
Программа коррекционной работы — это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении...
Программа коррекционной работы iconПрограмма коррекционной работы
Программа коррекционной работы — это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении...
Программа коррекционной работы iconПрограмма коррекционной работы
Программа коррекционной работы — это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении...
Программа коррекционной работы iconПрограмма коррекционной работы пояснительная записка
Программа коррекционной работы направлена на создание системы по организации обучения и воспитания в образовательном учреждении детей...
Программа коррекционной работы iconПрограмма коррекционной работы
Программа коррекционной работы моу «сош №5» согласно Стандарта направлена на освоение основной образовательной программы начального...
Программа коррекционной работы iconПрограмма коррекционной работы направлена на
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного...
Программа коррекционной работы iconПрограмма коррекционной работы 1-4 классы
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного...
Программа коррекционной работы iconПрограмма коррекционной работы Пояснительная записка
Программа коррекционной работы направлена на разрешение ряда проблем, возникающих при обучении и воспитании младших школьников в...
Программа коррекционной работы iconПрограмма коррекционной работы Пояснительная записка
Программа коррекционной работы направлена на разрешение ряда проблем, возникающих при обучении и воспитании младших школьников в...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы