Памятка для учителей Памятка «Психологическое сопровождение егэ» icon

Памятка для учителей Памятка «Психологическое сопровождение егэ»



НазваниеПамятка для учителей Памятка «Психологическое сопровождение егэ»
Дата конвертации10.12.2013
Размер51.82 Kb.
ТипПамятка
источник

 Памятка  для учителей

   Памятка  «Психологическое сопровождение  ЕГЭ » для учителей

   Как научиться психологически готовить себя к ответственному событию? Предлагаем Вам, уважаемые учителя, некоторые         рекомендации, которые позволяют успешно справиться с задачей, стоящей перед Вами: 

  • Постарайтесь спокойнее отнестись к требованиям руководства по поводу  подготовки  и проведения процедуры  ЕГЭ . Ваш достаточный опыт работы в школе с различными категориями учеников является залогом Вашей успешной работы  по   подготовке  учащихся  к   ЕГЭ ;

  • Регулярно обменивайтесь позитивным опытом с коллегами  по   подготовке  Ваших учащихся  к   ЕГЭ ;

  • Проявляйте интерес по поводу того, что именно волнует учащихся при  подготовке   к   ЕГЭ . Старайтесь отвечать на эти вопросы;

  • Поддерживайте самооценку учащихся, отмечая каждое удачно выполненное задание;

  • Учите детей правильно распределять свое время в процессе  подготовки   к   ЕГЭ , ориентируясь на индивидуальные особенности самого ребенка;

  • Используйте юмор во взаимодействии с учащимися. Это значительно снижает уровень тревожности и обеспечивает положительный эмоциональный комфорт;

  • Продумайте пути взаимодействия с родителями: чтобы вы могли бы сообща сделать в процессе  подготовки   к   ЕГЭ , распределив ответственность между школой и семьей;

  • Познакомьте учащихся с методикой  подготовки   к   ЕГЭ . Обратите внимание на возможность составления карточек, выписок по наиболее сложным темам, которые могут содержать ключевые моменты теоретических положений, основных формул, определений и т.п. Это поможет учащимся не только подготовиться, но и грамотно работать с текстами;

  • Посоветуйте учащимся и их родителям, какими дополнительными источниками целесообразнее пользоваться с целью успешной сдачи  ЕГЭ ;

  • Уделяйте должное внимание совместному с учащимися деловому обсуждению вопросов, связанных с правилами поведения во время процедуры  ЕГЭ .

 

 ^ ПАМЯТКА  ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Как помочь ученикам в процессе  подготовки   к   ЕГЭ 

В процессе обучения и при сдаче экзаменов большую роль играет, во-первых, знание или, точнее, понимание того, что надо делать, и, во-вторых, умение это делать. Поэтому учителям следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения, ведь не зря говорят, что нельзя научить плавать, стоя на берегу. Такие тренировки по выполнению тестовых заданий позволяют учащимся реально повысить тестовый балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик во время экзамена практически не тратит время на выполнении инструкции.

Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля. Психотехнические навыки не только повышают эффективность  подготовки  к экзаменам, позволяют наиболее успешно вести себя во время экзамена, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладеть собственными эмоциями.

            Важно репетировать еще и потому, что в психологии известен такой факт: если запоминание информации и ее воспроизведение происходят в сходных условиях, то воспроизведение будет более успешным.

            Преподаватели обычно объясняют провал на экзамене низким уровнем знаний сдающего. Да, хорошее знание материала необходимо для успеха, но это знание нужно еще продемонстрировать. Беспокойство и тревога в ситуации экзамена могут быть еще большими врагами, чем не самое блестящее знание предмета. Уверенность в себе – это слишком серьезная вещь, которую при всем желании уже невозможно сформировать в оставшееся до экзаменов время. Для развития у учащихся уверенности в себе могут проводиться длительные психологические тренинги и специальные консультации для родителей.

В ваших возможностях научить ученика справиться с излишним волнением при подготовке к сдаче экзаменов. Как это можно сделать?

1.                 Если накануне экзамена ученик постоянно думает и говорит о провале, посоветуйте ему постараться не думать о плохом. Конечно, это будет трудно. Опишите ему картину будущего легкого и удачного ответа. Пусть он почаще и сам воображает себе образ «желаемого будущего» во всех подробностях – как он, волнуясь, входит в класс, садится на место. И тут страх пропадает, все мысли ясные, ответы четко представляются уверенному в себе человеку. Расскажите учащимся, как вы оцениваете их мысли о возможном провале – они не только мешают готовиться к экзамену, создавая постоянное напряжение, но и разрешают ученику готовиться спустя рукава, ведь все равно ждет неудача.

2.                 Если все же волнение не покидает ученика, то предложите ему прием, называемый «доведение до абсурда». Главная задача – как можно сильнее напугать себя. Хорошо заниматься этим упражнением вдвоем – напугайте друг друга посильнее. Этот прием обязательно приведет вас обоих к мысли, что бояться на самом деле нечего и не все так ужасно. Кстати, если ученик поражает вас каменным спокойствием – это не так уж и хорошо. Отсутствие некоторого волнения на экзамене часто мешает хорошим ответам. 

3.                 Если учащийся заранее рассматривает экзаменаторов (тестотехников) как своих врагов, ничего хорошего из этого не выйдет. Поговорите с пессимистом, объясните ему, что все преподаватели тоже сдавали экзамены и помнят свои ощущения. Даже если тестотехник кажется хмурым и неприветливым – возможно, он просто демонстрирует свою строгость, объективность и беспристрастность.

4.                 А помните ли вы, как учили материал к экзаменам? Пользовались ли какими-то интересными приемами усвоения знаний? Если вы знаете такие секреты, обязательно поделитесь ими со своими учениками. Неплохо поспрашивать и знакомых, и учителей, работающих с вами в рамках методического объединения. Возможно, вам удастся создать для ваших выпускников своеобразную копилку приемов усвоения знаний.

5.                 Используйте при подготовке такой прием, как работа с опорными конспектами. Опорный конспект – это не переписанный бисерным почерком фрагмент учебника, это всегда схема материала. Разработайте вместе с учащимися систему условных обозначений и не жалейте времени на оформление конспекта – на большом листе, на доске. Старшеклассники хорошо усваивают содержание материала через такую простую и приятную для них деятельность.

6.                 Расслабление уменьшает внутреннее беспокойство, улучшает внимание, память. Для расслабления и снятия напряжения отлично подходят дыхательные упражнения и аутогенная тренировка. Для начала освойте эти упражнения сами (они вам тоже не помешают), а затем позанимайтесь с учащимися. Включайте эти упражнения в структуру урока, используйте их для настроя класса пред контрольными работами.
^

Ритмичное четырехфазное дыхание


Для выполнения этого упражнения достаточно удобно сесть, распрямиться и положить расслабленные руки на колени.

Первая фаза (4-6 секунд).Глубокий вдох через нос. Медленно поднимите руки вверх до уровня груди ладонями вперед. Сосредоточьте свое внимание в центре ладоней и почувствуйте сконцентрированное тепло (ощущение «горячей монетки»).

Вторая фаза. (2-3 секунды).Задержка дыхания.

Третья фаза. (4-6 секунд).Сильный, глубокий выдох через рот. Выдыхая, нарисуйте перед собой в воздухе вертикальные волны прямыми руками (на экзамене лучше заменить это упражнение модификацией без размахивания руками).

Четвертая фаза. (2-3 секунды).Задержка дыхания.

Дышите таким образом не более 2-3 минут.
^

Аутогенная тренировка

(3-5 минут)


Сядьте удобно, закройте глаза. Спина прямая, руки лежат на коленях. Сосредоточьтесь на формуле «Я спокоен». Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение, позвольте им проплывать мимо подобно облака в небе.

Мысленно повторите 5-6 раз: «Правя рука тяжелая».

Затем повторите исходную формулу: «Я спокоен».

Затем снова 5-6 раз  произнесите формулу : «Левая рука тяжелая».

Снова мысленно повторите: «Я спокоен. Я готов, я собран, я уверен в успехе!»

Для того, чтобы привести тело в исходное состояние, сожмите кисти в кулаки и откройте глаза, сделав глубокий вдох и выдох.




Похожие:

Памятка для учителей Памятка «Психологическое сопровождение егэ» iconПамятка для участников егэ «Психологическое сопровождение егэ»
Предлагаем некоторые рекомендации, которые позволят успешно справиться с задачей, стоящей перед тобой
Памятка для учителей Памятка «Психологическое сопровождение егэ» iconПамятка «Психологическое сопровождение егэ» для учителей
Как научиться психологически готовить себя к ответственному событию? Предлагаем Вам, уважаемые учителя, некоторые рекомендации, которые...
Памятка для учителей Памятка «Психологическое сопровождение егэ» iconПамятка «Психологическое сопровождение гиа, егэ» для учителей
Как научиться психологически готовить себя к ответственному событию? Предлагаем Вам, уважаемые учителя, некоторые рекомендации, которые...
Памятка для учителей Памятка «Психологическое сопровождение егэ» iconПамятка «Психологическое сопровождение егэ и гиа» для выпускников
Предлагаем некоторые рекомендации, которые позволяют успешно справиться с задачей, стоящей перед Вами
Памятка для учителей Памятка «Психологическое сопровождение егэ» iconПамятка «Психологическое сопровождение егэ» для ученика
Оцени, что больше всего тебя пугает в процедуре егэ? Составь список тех трудностей, с которыми, по твоему мнению, придется столкнуться....
Памятка для учителей Памятка «Психологическое сопровождение егэ» iconПамятка «Психологическое сопровождение егэ для учащихся»
Как научиться психологически готовить себя к ответственному событию? Предлагаем некоторые рекомендации, которые позволяют успешно...
Памятка для учителей Памятка «Психологическое сопровождение егэ» iconПамятка «Психологическое сопровождение егэ» для учащихся 11 классов
Как научиться психологически готовить себя к ответственному событию? Предлагаем некоторые рекомендации, которые позволяют успешно...
Памятка для учителей Памятка «Психологическое сопровождение егэ» iconПамятка «Психологическое сопровождение егэ»
Оцени, что больше всего тебя пугает в процедуре егэ? Составь список тех трудностей, с которыми, по твоему мнению, придется столкнуться....
Памятка для учителей Памятка «Психологическое сопровождение егэ» iconПамятка «Психологическое сопровождение егэ» для учителей Экзамены и подготовка к ним – как психологический стресс
Подготовка к экзаменам и сами экзамены для выпускников – это стресс длиною в целый год. Стресс в ситуации испытания – это нормальная...
Памятка для учителей Памятка «Психологическое сопровождение егэ» iconПамятка для родителей «Психологическое сопровождение егэ»
Как научиться психологически готовить себя к ответственному событию? Предлагаем Вам, уважаемые родители, некоторые рекомендации,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы