Методические рекомендации «Об организации внеурочной деятельности в начальной школе» icon

Методические рекомендации «Об организации внеурочной деятельности в начальной школе»



НазваниеМетодические рекомендации «Об организации внеурочной деятельности в начальной школе»
страница1/2
Дата конвертации14.09.2013
Размер473.53 Kb.
ТипМетодические рекомендации
источник
  1   2

БОУ СПО ВО «ВОЛОГОДСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Центр образовательных ресурсов и технологий

Лаборатория развития начального общего образования


  Методические   рекомендации 

«Об  организации   внеурочной   деятельности  в начальной школе»


1. Общие принципы  организации   внеурочной   деятельности 


 Внеурочная   деятельность  школьников – это совокупность всех видов  деятельности  школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.

 Внеурочная   деятельность  является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения  внеурочной   деятельности  конкретным содержанием.

Согласно требованиям ФГОС начального общего образования  внеурочная   деятельность  организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Для  организации   внеурочной   деятельности  могут быть использованы формы, отличные от учебных занятий (таблица № 1), в том числе  внеурочная   деятельность  может включать индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий и т.д.

Следует рассматривать направления  внеурочной   деятельности  как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ. Каждое из обозначенных направлений можно реализовать, используя любую из предлагаемых видов и форм  деятельности  (таблица № 1) в отдельности и комплексно (возможно комбинирование всех компонентов при разработке конкретной программы  внеурочной   деятельности ).

Конкретные программы  внеурочной   деятельности  являются составной частью основной образовательной программы образовательного учреждения. Структура программ включает: цели и задачи, ожидаемые результаты, ресурсное обеспечение, содержание работы, план мероприятий, сроки и формы контроля.

Самостоятельно составленные педагогами программы  внеурочной   деятельности  должны быть представлены в письменном виде, приняты решением педагогического совета образовательного учреждения.

Таблица №1

Направления, виды и формы  внеурочной   деятельности 

Направления

Виды

Формы

  • Спортивно-оздоровительное

  • Духовно - нравственное

  • Общеинтел-лектуальное

  • Общекуль-турное

  • Социальное

  • Игровая деятельность

  • Познавательная деятельность

  • Проблемно – ценностное общение

  • Досугово – развлекательная деятельность (досуговое общение)

  • Художественное творчество

  • Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность)

  • Трудовая (производственная) деятельность

  • Спортивно-оздоровительная деятельность

  • Туристско-краеведческая деятельность

  • другие виды

  • Кружок

  • Студия

  • Секция

  • Клуб

  • Объединение

  • Факультатив

  • Научное общество

  • Конференция

  • Слет

  • Игра

  • Соревнование

  • Турнир

  • Встреча

  • Концерт

  • Спектакль

  • Практика (полевая, социальная)

  • Экскурсия

  • Культпоход

  • Туристический поход

  • Субботник

  • Десант

  • другие формы

При отсутствии условий для реализации  внеурочной   деятельности  образовательное учреждение использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей,  организаций  культуры и спорта (в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, на договорной основе).

 Внеурочная   деятельность  является обязательной частью основной образовательной программы образовательного учреждения.

В целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность выявления и развития способностей обучающихся через систему клубов, секций, студий и кружков,  организацию  общественно-полезной  деятельности , в том числе социальной практики, используя возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей.

Содержание  внеурочной   деятельности  должно быть отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения и годовом плане воспитательной работы. Оно должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).

Планирование  внеурочной   деятельности  предполагает возможность её осуществления не только в течение учебного года, но и в каникулярный период. В период каникул используются возможности  организаций  отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей.  Внеурочные  занятия в каникулярное время не являются обязательными, они должны расширять и дополнять содержание курса, не нарушая его логику. При планировании  внеурочной   деятельности  учитывается разнообразие её видов и форм.

Работа предметных факультативов, кружков, клубов может планироваться для подгруппы в рамках одного класса (12-15 человек - факультативы «Мир  деятельности », «Здравствуй, английский!»), одного класса (кружок «Спортивные игры народов мира», «Истоки») или планироваться и осуществляться не только для учащихся конкретного класса, а с учетом возможности привлечения обучающихся параллели или начальной школы в целом (театральная студия, школьный хор). Таким образом,  внеурочная   деятельность  предполагает для каждого обучающегося индивидуальный образовательный маршрут, который разрабатывает классный руководитель и в письменном виде выдает обучающемуся и (или) его родителям (законным представителям). Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальные учебные планы  внеурочной   деятельности  могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей). Реализация плана  внеурочной   деятельности  может сопровождаться поддержкой конкретного специалиста образовательного учреждения (учитель начальных классов, воспитатель группы продленного дня, социальный педагог, психолог, специалист в области коррекционной педагогики и др.).

 Внеурочную   деятельность  могут вести учителя, классные руководители, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования, др. педагогические работники, родители обучающихся, имеющие профессиональное образование.

Часы  внеурочной   деятельности  фиксируются в отдельном журнале для кружковых занятий (журнал учета часов  внеурочной   деятельности ).

Время посещения обучающимися музыкальных, художественных школ, учреждений дополнительного образования может учитываться при реализации  внеурочной   деятельности .


2. Нормативная база  организации   внеурочной   деятельности 


  1. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1"Об образовании" (с последующими изменениями).

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 года № 69 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений" (зарегистрирован в Министерством юстиции Российской Федерации 26 июля 2006 г., регистрационный № 8110).

  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 года, регистрационный № 15785).

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 04 февраля 2011 года, регистрационный № 19707).

  5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 года N 27 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03" пункт 2.4.4. Гигиена детей и подростков Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1251-03 "Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования) Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 1 апреля 2003 года (см. Приложение № 1).

  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года,  № 233 (ред. от 10 марта 2009 года) "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей".

  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года, № 196 (ред. от 10 марта 2009 года) "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении".

  8. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 года, № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений»


3. Модель  организации   внеурочной   деятельности 

в начальной школе


Модель  организации   внеурочной   деятельности  в начальной школе зависит от условий, в которых протекает образовательный процесс: количества классов в параллели; наличия учреждений дополнительного образования, культуры и спорта; специфики работы (одна или две смены, комплектность классов).

При разработке модели  организации   внеурочной   деятельности  необходимо следовать следующим принципам:

  1. ^ Принцип учета потребностей обучающихся и их родителей. Для этого необходимо выявление запросов родителей и обучающихся, соотнесение запроса с кадровым ресурсом учреждения, особенностями программы развития.

  2. ^ Принцип преемственности, заключающийся в выборе хотя бы одного направления  деятельности , которое продолжалось бы в основной школе. Например: проектная  деятельность . Кружок «Я - исследователь» может работать на протяжении четырех лет начальной школы, иметь свою специфику исследований, и закономерно продолжен в виде клуба или научного общества в основной школе.

  3. ^ Принцип разнообразия направлений  внеурочной   деятельности , предполагающий реализацию всех пяти направлений  внеурочной   деятельности , предложенных в стандарте.

  4. ^ Принцип учета социокультурных особенностей школы, программы развития образовательного учреждения. Например, если школа работает по проблеме экологического образования и воспитания, то данное направление должно найти отражение в занятиях  внеурочной   деятельностью , начиная с начальной школы.

  5. ^ Принцип учета региональных разработок для  организации   внеурочной   деятельности . Необходимо включение в программу  внеурочной   деятельности  ОУ занятий по программе «Воспитание на социокультурном опыте» для учащихся первых классов, занятия по развитию физической культуры и здорового образа жизни. В первом классе рекомендуется  организация  кружка с условным названием « Учись учиться» или « Учиться – это здорово!», или « Я открываю учения мир», программа которого позволит формировать универсальные учебные действия не только на уроках, на предметном материале, но и различных игровых и познавательных сценариях.

  6. ^ Принцип взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта. Часть  внеурочных  занятий может быть реализована на территории учреждений дополнительного образования, библиотеки. Руководителем кружка может являться специалист системы дополнительного образования, или учреждений культуры и спорта.

  7. ^ Принцип разнообразия форм  организации   внеурочной   деятельности . В программе  внеурочной   деятельности  образовательного учреждения должны быть представлены кружки, студии, клубы, мастерские, секции, общества и др.

  8. ^ Принцип оптимального использования учебного и каникулярного периодов учебного года при  организации   внеурочной   деятельности . Часть программы  внеурочной   деятельности  может быть реализована во время каникул, выходных дней. Информация о времени проведения тех или иных занятий должна содержаться в программе кружка, студии.

  9. Принцип учета возможностей учебно-методического комплекта, (УМК) используемого в образовательном процессе.

Модель  организации   внеурочной   деятельности  (таблица №2) позволяет целостно представить возможности образовательного учреждения, определить необходимость привлечения специалистов системы дополнительного образования, культуры и спорта. Она помогает распределить часы  внеурочной   деятельности , определить, какие программы  внеурочной   деятельности  необходимо разработать в образовательном учреждении.

Таблица № 2

Модель  внеурочной   деятельности  в ОУ

1 «А»

1 «Б»

1 «В»

Кружок, клуб

(формирование УУД)

подгруппа 1 – 33 часа

Кружок, клуб

(формирование УУД)

подгруппа 2 – 33 часа

Кружок, клуб

(формирование УУД)

подгруппа 1 – 33 часа

Кружок, клуб

(формирование УУД)

подгруппа 2 – 33 часа

Кружок, клуб

(формирование УУД)

подгруппа 1 –33 часа

Кружок, клуб

(формирование УУД)

подгруппа 2 – 33 часа

Проектная\ исследовательская деятельность – 33 часа

Проектная\ исследовательская деятельность– 33 часа

Проектная\ исследовательская  деятельность – 33 часа

«Истоки» (региональный компонент, компонент ОУ)

– 33 часа

«Истоки» (региональный компонент, компонент ОУ)

– 33 часа

«Истоки» (региональный компонент, компонент ОУ)

– 33 часа

 Внеурочная   деятельность  в соответствии с УМК- 66 часов

 Внеурочная   деятельность  в соответствии с УМК- 66 часов

 Внеурочная   деятельность  в соответствии с УМК- 66 часов

Спортивные игры– 33 часа

Спортивные игры– 33 часа

Спортивные игры– 33 часа

Экскурсия – 11 часов

Турпоход – 11 часов

Полевая практика – 11 часов

Тематические дни (здоровья, защиты птиц, матери, славянской письменности, космонавтики), праздники (новый год, день победы) – 33 часа

Развивающие занятия с учащимися (консультации), испытывающими затруднения - 33 часа

Кружок по интересам 1– 33 часа

Кружок по интересам 2 - 33 часа

Спортивная секция 1 – 33 часа

Спортивная секция 2 – 33 часа

Клуб по интересам 3– 33 часа

Студия по интересам 4– 33 часа


При составлении модели  внеурочной   деятельности  необходимо учесть, что часть  внеурочных  занятий будет охватывать практически всех первоклассников (учащихся параллели). Например: спортивные игры, «Истоки», тематические дни. Эту часть может вести как один учитель, так и учитель, который ведет учебные занятия в своем классе (в 1 «А» - один педагог, в 1 «Б» - другой). Если вся параллель работает по одному УМК, то будет совпадать и  внеурочная   деятельность , заложенная авторами УМК, если нет – то эта часть  внеурочной   деятельности  будет вариативной.

Часть  внеурочных  занятий изначально предполагает выбор интересного для обучающегося вида  деятельности . Он может быть определен с учетом пожеланий родителей конкретного класса (например, экскурсия, туристический поход). Также вариативная часть  внеурочной   деятельности  представлена различными кружками (например, мягкая игрушка, оригами, авиамоделирование, юные натуралисты), клубами, студиями (театральная, ансамбль, хор), спортивными секциями. Обучающиеся получают возможность попробовать себя в различных видах  деятельности , осознать свои интересы, проявить способности. Так как детям предлагается выбор, то планировать эту часть  внеурочной   деятельности  можно или как сквозной курс на учебный год (при желании закладывая перспективу продолжения курса в дальнейшем – первый, второй, третий год обучения), или как курс, рассчитанный на четверть – тогда занятия адресованы ученикам конкретного класса, после завершения преподаватель дублирует курс в остальных классах.

В модели  внеурочной   деятельности  учитывается, что конкретные программы  внеурочной   деятельности  могут потребовать специфических условий, необходимых для их реализации.


Вариативная часть  внеурочной   деятельности  может быть представлена:

Таблица № 3




1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

1 «А»




Кружок по интересам 1 (11часов)

Студия по интересам 4

(11 часов)

Кружок по интересам 2

(11 часов)

1 «Б»




Студия по интересам 4

(11часов)

Кружок по интересам 2

(11часов)

Кружок по интересам 1

(11часов)

1 «В»




Кружок по интересам 2

(11часов)

Кружок по интересам 1

(11часов)

Студия по интересам 4

(11часов)

Все первые классы

Спортивная секция 1 – 33 часа,

Клуб по интересам – 33 часа




Спортивная секция 2 - 33 часа






Важно учесть, что часть  внеурочной   деятельности  предполагает  организацию   деятельности  школьников в каникулярное время, когда могут быть организованы как отдельные мероприятия (например, экскурсии, туристические походы, полевые практики), так и как программы кружков, факультативов.

Часть программы  внеурочной   деятельности  может быть предана школой учреждениям дополнительного образования, культуры и спорта для реализации на их базе, или на базе школы. В соглашении между учреждениями указывается регламент учета часов  внеурочной   деятельности , как части образовательной программы школы и как направления  деятельности  учреждения дополнительного образования. Программа кружка, студии является составной частью программы  внеурочной   деятельности  школы и образовательной программы учреждения дополнительного образования (культуры, спорта) по соглашению сторон. Мониторинг развития личности обучающегося осуществляется в соответствии с соглашением специалистами учреждений совместно, или же только специалистами общеобразовательного учреждения. Данные мониторинга используются в практике каждого из учреждений.


Таблица № 4

Модель  внеурочной   деятельности , осуществляемой ОУ и учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта на договорной основе

1 «А»

1 «Б»

1 «В»

Кружок, клуб

(формирование УУД)

подгруппа 1 – 33 часа

Кружок, клуб

(формирование УУД)

подгруппа 2 – 33 часа

Кружок, клуб

(формирование УУД)

подгруппа 1 – 33 часа

Кружок, клуб

(формирование УУД)

подгруппа 2 – 33 часа

Кружок, клуб

(формирование УУД)

подгруппа 1 –33 часа

Кружок, клуб

(формирование УУД)

подгруппа 2 – 33 часа

Проектная\ исследовательская деятельность – 33 часа

Проектная\ исследовательская деятельность– 33 часа

Проектная\ исследовательская  деятельность – 33 часа

«Истоки» (региональный компонент, компонент ОУ)

– 33 часа

«Истоки» (региональный компонент, компонент ОУ)

– 33 часа

«Истоки» (региональный компонент, компонент ОУ)

– 33 часа

 Внеурочная   деятельность  в соответствии с УМК- 33 часа

 Внеурочная   деятельность  в соответствии с УМК- 33 часа

 Внеурочная   деятельность  в соответствии с УМК- 33 часа

Спортивные игры– 33 часа

Спортивные игры– 33 часа

Спортивные игры– 33 часа

Экскурсия – 11 часов

Турпоход – 11 часов

Полевая практика – 11 часов

Тематические дни (здоровья, защиты птиц, матери, славянской письменности, космонавтики), праздники (новый год, день победы) – 33 часа

Развивающие занятия с учащимися (консультации), испытывающими затруднения - 33 часа



 Внеурочная   деятельность , осуществляемая на базе учреждений дополнительного образования, культуры и спорта

Кружок по интересам 1 (в соответствии с программой учреждения ДО, культуры и спорта)

Кружок по интересам 2 (в соответствии с программой учреждения ДО, культуры и спорта)

Спортивная секция 1 (в соответствии с программой учреждения ДО, культуры и спорта)

Спортивная секция 2 (в соответствии с программой учреждения ДО, культуры и спорта)

Клуб по интересам 3 (в соответствии с программой учреждения ДО, культуры и спорта)

Студия по интересам 4 (в соответствии с программой учреждения ДО, культуры и спорта)

Художественная школа (в соответствии с программой учреждения ДО, культуры и спорта)

Музыкальная школа (в соответствии с программой учреждения ДО, культуры и спорта)

Спортивная школа (в соответствии с программой учреждения ДО, культуры и спорта)
  1   2




Похожие:

Методические рекомендации «Об организации внеурочной деятельности в начальной школе» iconКнига содержит методические рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся: формы организации внеурочной деятельности, диагностика её эффективности, рекомендации по разработке программы внеурочной деятельности.
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / [Рос акад образования]; под ред. А....
Методические рекомендации «Об организации внеурочной деятельности в начальной школе» iconПриказ №156 «29» августа 2011 г. «Об утверждении программ внеурочной деятельности. Модели организации образовательного процесса, обеспечивающая реализацию внеурочной деятельности» в целях эффективной реализации фгос нового поколения в начальной школе
Утвердить программу внеурочной деятельности начального общего образования и ввести ее в действие с 1 сентября 2011 года
Методические рекомендации «Об организации внеурочной деятельности в начальной школе» iconМетодические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в оу
Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы моу «Проскуринская сош»
Методические рекомендации «Об организации внеурочной деятельности в начальной школе» iconМетодические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования основные задачи внеурочной деятельности
Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования
Методические рекомендации «Об организации внеурочной деятельности в начальной школе» iconПроект Модель организации внеурочной деятельности обучающихся в условиях внедрение фгос в начальной школе
Модель организации внеурочной деятельности обучающихся в условиях внедрение фгос в начальной школе
Методические рекомендации «Об организации внеурочной деятельности в начальной школе» iconМетодические рекомендации по организации внеурочной деятельности в ходе реализации фгос липецк 2012 ббк 74. 200. 58 М54
Охватывают все направления организации образовательного процесса
Методические рекомендации «Об организации внеурочной деятельности в начальной школе» iconМкоу «Тальменская сош №2»
Смета на приобретение оборудования для организации внеурочной деятельности в начальной школе
Методические рекомендации «Об организации внеурочной деятельности в начальной школе» iconОсновные задачи внеурочной деятельности
Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы...
Методические рекомендации «Об организации внеурочной деятельности в начальной школе» iconОсновные задачи внеурочной деятельности
Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы...
Методические рекомендации «Об организации внеурочной деятельности в начальной школе» iconМетодические рекомендации по организации внеурочной деятельности и пребыванию учащихся в образовательных учреждениях во второй половине дня внеучебная (внеурочная) деятельность школьников
Ания и социализации. В проекте государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, подготовленном Российской...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы