Рабочая программа по внеурочной деятельности я исследователь для начальной школы icon

Рабочая программа по внеурочной деятельности я исследователь для начальной школы



НазваниеРабочая программа по внеурочной деятельности я исследователь для начальной школы
страница1/3
Дата конвертации11.12.2013
Размер0.57 Mb.
ТипРабочая программа
источник
  1   2   3

c:\documents and settings\школа\мои документы\мои рисунки\изображение\изображение 024.jpg


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Обильновская общеобразовательная школа»


«Рассмотрено» Утверждаю: директор

на заседании методического совета МБОУ «Обильновская СОШ»

Протокол №________от ___________В.В. Галкина

________________2012 года ___________________2012 года


^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Я - исследователь


для начальной школы


Учитель начальных классов

Танцура О.Г.


п. Обильный 2012 год

^ Пояснительная записка


В настоящее время образовательное пространство является многомерным образованием, через которое проявляется влияние всех факторов воспитания и обучения на процесс становления, развития личности школьника, его творческих способностей, формирования желания и умения учиться. В связи с этим встаёт вопрос о необходимости осуществления компетентностного подхода в образовании. Современные подходы к определению результатов образования ставят перед учителем задачу формирования компетентностей учащихся, как необходимого условия их самореализации. Это означает, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического и прикладного характера. Важное значение для достижения этой цели имеет организация учебной деятельности исследовательского характера.

Особенно актуальна эта проблема для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе онтогенеза учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Новые подходы в образовании требуют получения универсальных результатов образования, проявляющихся, прежде всего, в личностном развитии учащихся. Ученик, владеющий исследовательским опытом, умеет наблюдать, экспериментировать, доказывать и проверять гипотезы, сотрудничать с учителем и учащимися, планировать, расширяется кругозор ….

Задача достижения новых результатов образования в начальной школе потребует от учителя серьезных изменений своей профессиональной деятельности.

Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Задача учителя- помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности. Все эти качества личности формируются при выполнении учебных проектно-исследовательских работ.

Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но собственная исследовательская практика, бесспорно, - один из самых эффективных. Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? где это? зачем это? какое это? Не все дети являются маленькими гениями. Но у любого ребёнка есть свои сильные стороны, свой дар, своё исследовательское поведение. А если не обращать на них внимание в детстве, – это может оставить отпечаток на всей дальнейшей жизни ребёнка: он будет чувствовать себя бездарным и пустым человеком.

В связи с этим значительное место в педагогической практике в современной школе возрастает значимость подготовки младшего школьника к самостоятельной исследовательской деятельности, как на уроках, так и во внеурочное время.

Именно данное направление в рамках внеурочной деятельности подготовит ребёнка к поисковой деятельности, позволит значительно расширить поле исследовательской деятельности для детей и приобрести исследовательский опыт- опыт творческого мышления. ….

В требованиях ФГОС второго поколения чётко ставится задача достижения предметных, метапредметных и личностных результатов, в том числе компетентностей исследовательского характера, начиная с младших школьников.

Кружок «Я -исследователь» разработан для учащихся с 1- 4 класс. Данный курс предназначен для учащихся, желающих заниматься учебно-исследовательской деятельностью.

Программа составлена на основе учебного пособия автора А.И.Савенкова «Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей школьников», автора методического пособия для учителей начальных классов Светланы Гин «Мир логики» и примерных программ из опыта учителей России.

Программа построена по линейно-концентрическому принципу. В планировании указано определенное количество часов в каждом классе: 1 класс- 33 ч., 2 класс – 34 ч., 3 класс – 34 ч., 4 класс – 34 часа. Общий объем часов с 1 – 4 класс составляет – 135ч.

В каждом классе предполагается пройти две содержательные подпрограммы: «тренировочные упражнения» и «исследовательская практика». В зависимости от уровня подготовки, от класса к классу, увеличивается количество часов на исследовательскую практику. В 4 классе все теоретические компоненты исследования закрепляются непосредственно на практике при выполнении исследовательской работы. Каждый год содержание и виды деятельности учащихся обогащаются, поднимаются на новый уровень.

Всё разнообразие тем исследовательской деятельности детей объединяется в основном в две группы: эмпирические (экспериментальные), теоретические.

^ Цель программы: приобщение ребёнка младшего школьного возраста к исследовательской деятельности, развитие познавательной активности, творческих способностей в процессе учебно-исследовательской деятельности.

^ 1 этап – 1 класс.

Задачи обогащения исследовательского опыта включают в себя:

- поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющих представлений;

- формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя;

- развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;

Для решения задач используется следующие методы и способы деятельности

В 1 классе проводятся самостоятельные занятия с включением заданий, направленных на овладение общелогическими умениями (сравнение, классификация, обобщение). Поэтому на уроках ребята получат представление о свойствах и признаках предмета, о сравнении и классификации, причине и следствии.

С первых занятий ребята будут знакомиться с теоретическими понятиями: исследование, открытие, исследователь, исследовательские умения, опыт, наблюдение и наблюдательность, эксперимент, гипотеза, схемы, результат, защита, доклад. В 1 классе будут практиковаться исследовательские задания: экспресс-исследование, игра – исследование, мини-исследование, мини-проект исследовательского характера, наблюдение, методика проведения исследовательской работы с учётом возрастной категории. Работа проходит под руководством учителя. Тема предлагается пока общая. Объём работы небольшой.

^ 2 этап – 2 класс.

Этап ориентирован:

- на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;

-на развитие определять тему исследователя; анализировать; сравнивать; формулировать выводы, оформлять результаты исследования;

- на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.

На данном этапе используются следующие методы и способы деятельности экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, сообщения, ролевые игры, эксперименты.

^ Поступательное развитие исследовательского опыта учеников обеспечивается расширением выполненных операционных действий при решении учебно-исследовательских задач и усложнением деятельности от фронтальной под руководством учителя к индивидуальной самостоятельной деятельности. Включение школьников в учебно-исследовательскую деятельность должно быть гибким, дифференцированным, основанным на особенностях проявления индивидуального исследовательского опыта детей.

Во 2 классе для организации исследовательской деятельности будут применяться те же исследовательские задания: экспресс-исследование, мини-исследование, мини-проект. Работа проходит в основном под руководством учителя. Тема предлагается как коллективная, так и самостоятельная. Объём работы немного увеличивается. Результатами работ могут быть и сочинения-исследования, считающей как творческой работой. Со 2 класса с детьми организуются тренировочные занятия и специальные занятия по отработке этапов исследовательской работы.

^ 3 этап – 3 и 4 класс.

На данном этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, её средствах и способах, осознание логики исследований и развитие исследовательских умений.

По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развёрнутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов.

В 3 классе на первых занятиях дети рассказывают о результатах наблюдений, опытов, которые они проводили в летнее время. На занятиях ребята расширяют свой кругозор в области окружающего мира, русского языка и математики. На этих занятиях проводятся тренинги, расширяется опыт детей по проведению наблюдений и экспериментов. Продолжается работа с текстами.

На протяжении всего этапа так же обеспечивается обогащение исследовательского опыта школьников на основе индивидуальных достижений.

В четвертом классе работа по развитию исследовательских умений детей проводится в основном в форме индивидуальной работы с детьми. При этом данная работа состоит из следующих этапов:

  • 1 этап. Выбор темы предстоящего исследования.

  • 2 этап. Формулировка проблем, которые необходимо решить в рамках предстоящего исследования. Для этого проводятся специальные тренировочные занятия и упражнения. На этом же этапе строится работа над формированием у детей умения выдвигать гипотезы.

  • 3 этап. Постановка целей и задач исследования, определение предмета и объекта исследования.

  • 4 этап. Организация непосредственной работы самого ребенка над выбранной темой. В плане работы над темой исследования выделяю следующее:

- планирование работы по исследованию;

- работа с различными источниками информации;

- проведение наблюдений, формулировка соответствующих выводов;

- проведение опытов, экспериментов, формулировка выводов;

- проведение анкет и обработка данных.

  • 5 этап. Отбор, структурирование собранного материала, составление текста выступления, подготовка презентации.

  • 6 этап. Выступление в классе.

  • 7 этап. Школьная конференция учебно - исследовательских работ младших школьников.

С учётом особенностей данного этапа как во внеурочной деятельности выделяют следующие методы и способы деятельности школьников: мини-исследования, мини-проект и работы, требующие увеличения времени на исследование, обобщение и систематизацию материала, коллективное и индивидуальное выполнение и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование, интервьюирование, эксперимент.

Тема может выполняться как коллективно, так и самостоятельно. Это будет зависеть от темы и цели исследования. Мини-исследования, мини-проекты выполняются в основном самостоятельно учащимися.

^ К 4-ому классу учащиеся должны научиться:

- принимать и сохранять цель познавательной деятельности;

- планировать свои действия в соответствии с целью исследования;

- осуществлять пошаговый и итоговый контроль своей деятельности;

- осуществлять поиск необходимой информации, используя учебник, ресурсы библиотеки, сети Интернет;

- сопоставлять информацию, представленную в разных источниках, сравнивать; обобщать;

- строить логическую цепочку рассуждений на основе анализа информационных различных источников;

- установление причинно-следственной связи изменений;

-сравнивать и классифицировать объекты по самостоятельно выбранной или заданной классификации;

- обобщать наблюдения, формулировать выводы;

- систематизировать информацию, уметь публично представить.

^ К 4-ому классу учащиеся должны иметь представление следующих понятий исследовательского характера:

- исследователь, эксперимент, гипотеза, противоречие, проблема, цель исследования, объект и предмет исследования, защита, представление, причина и следствие.

Таким образом, исследовательские умения детей младшего школьного возраста можно определить как интеллектуальные и практические умения, связанные с самостоятельным выбором и применением приёмов и методов исследования на доступном детям материале и соответствие этапам учебного исследования.

При создании данной программы можно опираться на основные этапы исследовательской деятельности ребёнка.

^ На подготовительном этапе следует напомнить о дидактической единице исследовательской деятельности – исследовательское задание. Вначале его разрабатывает учитель, а затем разрабатывают учащийся. В задании устанавливаются структура (последовательность исследования) и метод исследования, форма представления результатов.

На следующем этапе достаточно придерживаться следующих шагов:

1. Выбор темы исследования. Цель: обозначить границы исследования.

2. Постановка цели и задач исследования.

3. Планирование исследования и выбор методов

4. Поиск информации, проведение опытов, опросов, создание графиков.

5. Формирование выводов.

6. Представление результатов, анализ своей деятельности, самооценка.

На основном этапе А.И.Савенков предлагает определённые этапы, позволяющие выполнить исследовательскую работу:

1. Актуализация проблемы

2. Определение сферы исследования.

3. Выбор темы исследования.

4. Выработка гипотезы.

5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбор методов исследования).

6. Определить последовательность проведения исследования.

7. Сбор и обработка информации.

8. Анализ и обобщение полученных материалов.

9. Подготовка отчёта.

10. Доклад (защита перед сверстниками).

Более подробная поэтапная структура работы над проектом (исследованием) даётся в приложении.

В зависимости от темы и ряда условий какой-то из моментов будет доминировать, а какой-то сворачиваться (например, это можно пронаблюдать на подготовительном этапе).

Элементы исследовательской деятельности рекомендуется использовать на уроках: окружающий мир, литературное чтение, математика, русский язык, «Технология», «ИЗО».

По мере развития уровня самостоятельности на каждом этапе исследования необходимо давать определённую свободу в работе, т.к. только собственные интересы, предпочтения и цели, реализуемые в ходе исследования, будут двигать ученика к творческой, авторской позиции.

Таким образом, в процессе реализации этой деятельности осуществляется с различной степенью самостоятельности активный поиск и открытие учащихся субъективного знания с использованием доступных для детей методов исследования. Её результатом является формирование познавательных мотивов и исследовательских умений, субъективно новых для учащегося знаний и способов деятельности, личностного развития ученика.


Содержание





Пояснительная записка







Учебно-тематический план







Содержание программы







Оценка и контроль результатов реализации программы







Приложение 1







Приложение 2







Информационное обеспечение программы







^ УЧЕБНО - Тематический план



Тема занятия

^ Количество часов

всего

аудиторные

внеаудиторные

1 класс


Вводное занятие


2

2




Методы познания


24

19

5

Структура исследования


2

2




Гипотеза


1

1




Причина и следствие


1

1




Мини-исследование


2

1

1

Итоговое занятие


1

1




ИТОГО


33

27

6

2 класс


Вводное занятие


1

1




«Мини-лаборатория» на уроке


1

1




Противоречие


4

3

1

Сообщение


1

1




Работа с текстом


2

2




Как давать определения понятиям


1

1




Методы исследования


8

5

3

Систематизация материала


2

2




Тема исследования


2

2




Гипотеза


1

1




Цель и задачи исследования


1

1




План, абзац


2

2




Защита, представление работы


1

1




План исследования


2

2




Мини-исследование


4

2

2

Итоговое занятие


1

1




ИТОГО


34

28

6

3 класс


По следам наших исследований


3

3




Исследования и Окружающий мир


4

4




Исследования и Русский язык


4

4




Исследования и Математика


4

4




Экскурсия


3




3

Интернет


2




2

Учимся составлять сложный план


3

3




Работа с текстом


3

3




Учимся оформлять работу


1

1




Экспресс-исследование


2




2

Собственное мини-исследование


2

1

1

Собственный мини-проект


2

1

1

Итоговое занятие


1

1




ИТОГО


34

25

9

4 класс


Как выбрать тему собственного исследования? Определение проблемы

3

3




Планирование и проведение самостоятельного исследования


3

3




Отбор литературы и его структурирование. Выбор методов исследования

3

3




Работа в компьютерном классе


3




3

Подготовка к выступлению


3

3




Выступление. Защита работы

3


3




Экспресс-исследование


5

2

3

Мини-исследование


5




5

Мини-проект


5




5

Итоговое занятие


1

1




ИТОГО


34 часа

18

16
  1   2   3




Похожие:

Рабочая программа по внеурочной деятельности я исследователь для начальной школы iconПрограмма внеурочной деятельности для учащихся начальной школы
В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности
Рабочая программа по внеурочной деятельности я исследователь для начальной школы iconПрограмма внеурочной деятельности для учащихся начальной школы
В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности
Рабочая программа по внеурочной деятельности я исследователь для начальной школы iconРабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению юный эколог Автор-составитель: Барзылович Н. Н., учитель начальной школы моу «Новосафоновская сош»
Цель программы «Юный эколог» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы
Рабочая программа по внеурочной деятельности я исследователь для начальной школы iconПояснительная записка Рабочая программа исследовательского обучения в начальной школе составлена на основе примерной программы «Я – исследователь»
«Я – исследователь», методических рекомендаций Савенкова А. И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» и рабочей...
Рабочая программа по внеурочной деятельности я исследователь для начальной школы iconРекомендации по составлению программы внеурочной деятельности фгос
Рабочая программа внеурочной деятельности – нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания...
Рабочая программа по внеурочной деятельности я исследователь для начальной школы iconРабочая программа по внеурочной деятельности учителя начальных классов муниципального образовательного учреждения «Шеморданский лицей Сабинского района рт»
Рабочая программа по курсу «Я исследователь» составлена на основе «Программы исследовательского обучения младших школьников» А. И....
Рабочая программа по внеурочной деятельности я исследователь для начальной школы iconРабочая программа внеурочной деятельности по физической культуре 1 класс
Рабочая учебная программа предназначена для общеобразовательных учреждений, разработана для общеобразовательного 1 класса моу г....
Рабочая программа по внеурочной деятельности я исследователь для начальной школы iconРабочая программа внеурочной деятельности кружок театральной деятельности
Программа «Улыбка» реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности в 1 классе в соответствии...
Рабочая программа по внеурочной деятельности я исследователь для начальной школы iconРабочая программа по внеурочной деятельности ( 1 4 класс) (духовно-нравственное направление) Автор составитель
Программа предназначена для организации внеурочной деятельности, ориентирована на эмоционально-нравственное, творческое и интеллектуальное...
Рабочая программа по внеурочной деятельности я исследователь для начальной школы iconМетодические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в оу
Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы моу «Проскуринская сош»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы