ЗаданиЯ теоретического тура окружного этапа всероссийской олимпиады школьников icon

ЗаданиЯ теоретического тура окружного этапа всероссийской олимпиады школьников



НазваниеЗаданиЯ теоретического тура окружного этапа всероссийской олимпиады школьников
Дата конвертации15.09.2013
Размер167.79 Kb.
ТипДокументы
источник

заданиЯ теоретического тура

окружного этапа

ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ

ПО БИОЛОГИИ


9 класс


Задания части I. Задание включает 40 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. Индекс выбранного ответа внесите в матрицу ответов. Максимальное количество баллов, которое можно набрать, определяется из расчета 1 балл за каждое тестовое задание.


  1. Среди листопадных растений красной осенней окраски не имеют листья:

а) березы повислой;

б) рябины обыкновенной;

в) клена платановидного;

г) вяза шершавого.

  1. ^ Среди тканевых элементов высших растений наибольшую длину имеют:

а) клетки-волокна склеренхимы;

б) клетки-членики сосудов (ксилемы);

в) клетки столбчатого мезофилла;

г) клетки аэренхимы.

  1. ^ Ткань, представленная на рисунке поперечного среза, носит название:



а) эпидермис;

б) мезофилл;

в) аэренхима;

г) пробка.

  1. Различные типы плодов могут иметь растения, принадлежащие к семейству:

а) злаки;

б) бобовые;

в) сложноцветные;

г) розоцветные.

  1. Необходимость микоризы для развития растений, высокая специализация цветка по отношению к насекомым-опылителям, исключительно мелкие размеры семян – все эти признаки относятся к представителям семейства:

а) лилейные;

б) пасленовые;

в) орхидные;

г) бромелиевые.

  1. ^ Представленная на схеме часть жизненного цикла сосны происходит:



а) в начале лета;

б) весной;

в) в середине лета;

г) осенью.

  1. ^ Изображенный на рисунке древний лес из гигантских древовидных споровых растений представляет реконструкцию растительного сообщества:



а) девона;

б) карбона;

в) перми;

г) триаса.

  1. ^ Коричневая или оливковая окраска бурых водорослей объясняется:

а) отсутствием хлорофиллов;

б) наличием водорослевых пигментов фикобилинов;

в) обилием желтых и оранжевых пигментов, дополнительных по отношению к хлорофиллу;

г) мощным развитием покровных тканей.

  1. ^ Златоглазка относится к отряду:

а) сетчатокрылых;

б) вислокрылых;

в) веерокрылых;

г) равнокрылых;

  1. Какая рыба не встречается в природе:

а) рыба-клоун;

б) рыба-мичман;

в) рыба-тряпка;

г) рыба-рулевой.

  1. Рептилии эволюционно произошли от:

а) кистеперых рыб;

б) бесчерепных;

в) амфибий;

г) двоякодышащих рыб.

  1. Какое приспособление является адаптацией птиц к полету:

а) двойное дыхание;

б) двойная аккомодация зрения;

в) двойной прыжок;

г) раздвоенный хвост.

  1. Что не является основным принципом классификации насекомых на отряды:

а) строение крыльев;

б) строение ротового аппарата;

в) строение конечностей;

г) тип развития.

  1. ^ Среди простейших не имеет специальных органоидов для передвижения:

а) эвглена;

б) амеба;

в) инфузория;

г) трипаносома.

  1. Семейство цаплевые относятся к отряду:

а) трубконосые;

б) веслоногие;

в) голенастые;

г) фламингообразные.

  1. К насекомым с полным превращением не относятся:

а) чешуекрылые;

б) жесткокрылые;

в) прямокрылые;

г) двукрылые.

  1. Фильтрация первичной мочи происходит в:

а) почечной лоханке;

б) в дистальном отделе извитых канальцев;

в) в петле Генле;

г) в капсуле Шумлянского-Боумена.

  1. Кислород в скелетных мышцах запасается белком:

а) гемоглобином;

б) миоглобином;

в) кальмодулином;

г) альбумином.

  1. Слизь в желудке выделяется одноклеточными железами:

а) главными клетками;

б) добавочными клетками;

в) обкладочными клетками;

г) бокаловидными клетками.

  1. В коре головного мозга у человека не бывает доли:

а) зрительной;

б) лобной;

в) теменной;

г) височной.

  1. ^ Чтобы выработать условный рефлекс «свет – слюна», необходимо:

а) действовать светом и пищей одновременно;

б) сначала давать пищу, потом включать лампочку;

в) дать часть пищу, включить лампочку и дать оставшуюся пищу;

г) сначала включить лампочку, потом дать пищу.

  1. ^ Антитела образуют клетки иммунной системы:

а) В-лимфоциты;

б) плазмоциты;

в) Т-лимфоциты;

г) нейтрофилы.

  1. Подкожный жир у человека выполняет функцию:

а) усиление плавучести;

б) улучшение осанки;

в) сохранение тепла;

г) увеличение массы тела.

  1. Фоторецепторами у человека являются:

а) колбочки и палочки;

б) палочки и кувшинчики;

в) кувшинчики и колбочки;

г) колбочки и стрелочки.

  1. Для стабилизации рибосом необходимы ионы:

а) Са2+;

б) Nа+;

в) K+;

г) Mg2+.

  1. В клетках эукариот не происходит процесс:

а) уксуснокислое брожение;

б) молочнокислое брожение;

в) гликолиз;

г) β-окисление жирных кислот.

  1. ^ В эксперименте мышам ввели меченый (по 3Н) тимидин. В каких клеточных структурах будет обнаружено излучение:

а) в рибосомах;

б) в эухроматине;

в) в гетерохроматине;

г) в ядрышке.

  1. ^ Организмы, адаптированные к узким пределам выносливости экологических факторов, называются:

а) стенотопные;

б) эвритопные;

в) узкоспециализированные;

г) целеэкотопные.

  1. ^ Однослойным зародышем является:

а) нейрула;

б) бластула;

в) гаструла;

г) фистула.

  1. Одноклеточным организмам присущи формы раздражимости:

а) рефлексы;

б) тропизмы;

в) настии;

г) таксисы.

  1. ^ Лимитирующими экологическим факторами называют:

а) ограничивающие организмы по пище;

б) выходящие за границы пределов выносливости:

в) короткие по времени действия;

г) границы ареалов.

  1. ^ Первичной сукцессией является:

а) заселение горнодобывающих отвалов;

б) восстановление леса после пожара;

в) зарастание пруда;

г) угнетение биогеоценоза.

  1. Непосредственно не взаимодействуют органоиды:

а) ЭПР и аппарат Гольджи;

б) митохондрии и лизосомы;

в) микротрубочки и аппарат Гольджи;

г) ядрышко и рибосомы.

  1. ^ Тип строения биологической мембраны определяется:

а) выполняемыми функциями;

б) соотношением белков и липидов;

в) пространственным расположением молекул;

г) генетической информацией.

  1. ^ Основной целью Международной биологической программы «Геном человека» являлось:

а) лечение наследственных заболеваний;

б) изучение генотипа человека;

в) определение нуклеотидной последовательности ДНК человека;

г) развитие генной инженерии.

  1. ^ Синдром Марфана относится к группе мутаций:

а) генных;

б) анэуплоидии;

в) полиплоидии;

г) хромосомных.

  1. Каталитическую функцию могут выполнять:

а) только белки;

б) белки и ДНК;

в) белки и липиды;

г) белки и РКН.

  1. Коэнзимами не могут быть:

а) витамины;

б) нуклеотиды;

в) гормоны;

г) ионы металлов.

  1. Какие вещества не относятся к липоидам:

а) холестерин;

б) нейтральный жир;

в) миелин;

г) прогестерон.

  1. ^ Какая из приведенных ниже экосистем считается наиболее устойчивой:

а) степь;

б) поле пшеницы;

в) березовая роща;

г) саванна.


^ Задания части II. Задание включает 10 вопросов с одним вариантом ответа из четырех или пяти возможных, но требующих предварительного множественного выбора. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. Индекс выбранного ответа внесите в матрицу ответов. Максимальное количество баллов, которое можно набрать, определяется из расчета 2 балла за каждое тестовое задание.


  1. Среди суккулентов – засухоустойчивых растений, имеющих водозапасающие ткани в различных органах, имеются листовые и стеблевые. В приведенном списке растений листовыми суккулентами не являются:

I) Алоэ;

II) Филлокактус;

III) Мамиллярия;

IV) Эхиноцереус;

V) Литопс.

а) II, III, IV;

б) I, II, IV;

в) III, IV, V;

г) I, II, III.

  1. ^ Настоящие деревья имеются среди представителей следующих семейств:

I) Розоцветные

II) Березовые

III) Пальмовые

IV) Злаки

V) Бобовые.

а) I, II, V;

б) II, III, IV;

в) I, II, V;

г) I, III, V.

  1. К царству прокариот относятся:

  1. стрептококки;

  2. эхинококки;

  3. пневмококки;

IV) стафилококки;

V) диплококки.

а) I, II, III, IV, V;

б) II, III, IV;

в) I, IV, V;

г) II, IV, V.

  1. Араморфозами у млекопитающих являются:

  1. теплокровность и разнообразие конечностей;

  2. волосяной покров и дифференциацию зубов;

  3. матка и теплокровность;

IV) вскармливание детенышей молоком;

V) подкожная жировая клетчатка.

а) II, IV, V;

б) I, III, IV;

в) II, III, IV;

г) I, IV, V.

  1. ^ Обмен газов в альвеолах легких обеспечивается следующими факторами:

I) тонкой стенкой капилляров и вязкостью крови;

II) большой поверхностью альвеол и сильным током крови в капиллярах;

III) тонкими стенками альвеол и медленным током крови в капиллярах;

^ IV) тонкими стенками капилляров и большой поверхностью легких.

а) I, III;

б) III, IV;

в) II, IV;

г) I, IV.

  1. Менструальный цикл контролируется гормонами:

I) гонадотропинами и эстрагенами;

^ II) экстрагенами;

III) экстрагенами и тироксином;

IV) экстрагенами и холецистокинином.

а) I, II, III;

б) II, IV;

в) I, III;

г) III, IV.

  1. ^ Никотин, присоединяясь к тубулинам, нарушает полимеризацию микротрубочек. Это может вызывать в организме человека следующие патологические изменения:

I) «утренний» кашель курильщиков;

^ II) внематочную беременность;

III) нарушение всасывания микроворсинками;

IV) мужское бесплодие;

V) иммунологические патологии.

а) I, III;

б) II, IV, V;

в) I, II, IV;

г) I, II, III, IV, V.

  1. ^ Человек как объект генетического исследования имеет ряд ограничений. Какими методами можно изучать генетику человека:

I) генеалогический и цитогенетический;

^ II) биохимический и онтогенетический;

III) генеалогический и эволюционный;

IV) дерматоглифика и ДНК-зонды;

V) близнецовый и популяционный.

а) I, III;

б) II, IV, V;

в) I, II, IV, V;

г) I, II, III, IV, V.

  1. Синтетическая теория эволюции как современный дарвинизм является интеграцией достижений, прежде всего, генетики, дарвинизма и экологии. Какие из приведенный ниже феноменов относятся к этой теории:

^ I) изменчивость бывает определенная и неопределенная;

II) мутации являются элементарным эволюционным материалом;

III) изоляция – один из видов элементарный эволюционных факторов;

IV) популяция – основная единица эволюции вида;

^ V) естественной отбор играет творческую роль в процессе эволюции.

а) I, III, V;

б) II, III, IV;

в) I, II, IV, V;

г) I, II, III, IV, V.

  1. Агроценозы по сравнению с естественными биогеоценозами характеризуются:

I) неполноценными цепями питания;

^ II) разветвленными сетями питания;

III) нарушением круговорота веществ и энергии;

IV) обедненным видовым составом;

V) большей продуктивностью.

а) I, III, IV;

б) II, IV, V;

в) I, II, V;

г) II, III, IV, V.


^ Задания части III. Задание на определение правильности суждений. Номера правильных суждений внесите в матрицу. Максимальное количество баллов, которое можно набрать, определяется из расчета 1 балл за правильный ответ на каждое суждение.


        1. Рецепторной зоной, воспринимающей силу земного притяжения, у высших растений является корневой чехлик.

        2. У растений в открытых засушливых местообитаниях увеличиваются размеры устьиц, но снижается их число на единицу площади листа.

        3. Основная часть видоизмененного подземного побега клубня гомологична стеблю.

        4. Для всех современных голосеменных характерно участие в половом процессе спермиев, передвигающихся внутри пыльцевой трубки.

        5. Около 6 % от общего числа видов животных являются паразитами человека.

        6. Из царства животных первыми окончательно вышли на сушу рептилии.

        7. Молочные железы млекопитающих эволюционно произошли из сальных желез.

        8. У птиц, ящеров и муравьедов желудок состоит из железистого и мускулистого отделов.

        9. К возможным типам соединения костей в скелете человека относят синдесмозы, синхондрозы, синостозы и диартрозы.

        10. Реабсорбция первичной мочи происходит в капсуле Шумлянского-Боумена.

        11. Сокращение миофибрилл происходит по механизму скольжения актина и миозина с затратой АТФ.

        12. Окситоцин и вазопрессин образуются в задней доле гипофиза (в нейрогипофизе).

        13. В синтетической теории эволюции элементарными эволюционными факторами считаются только мутационный процесс, изоляция и популяционные волны.

        14. В любом биогеоценозе происходит полный круговорот вещества и энергии.

        15. Стероиды не относятся к липидам.


^ Задания части IV. Участникам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать, – 5 баллов за каждое задание. Конкурсанты должны заполнить матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.


  1. ^ Установите, к каким выделенным Н.И. Вавиловым центрам происхождения относятся следующие группы возделываемых человеком растений:

1) Рис, сахарный тростник, огурец, манго;

^ 2) Ячмень, пшеница, виноград, инжир, дыня;

3) Овес, лен, лук, капуста, свекла;

4) Кукуруза, фасоль, батат, стручковый перец;

5) Кофе, арбуз, сорго, банан.

Центры: А – средиземноморский, Б – переднеазиатский, В – индийский, Г – эфиопский; Д – мексиканский.


Растения

1

2

3

4

5

Центры происхождения



















  1. ^ Ниже представлены зубные формулы некоторых млекопитающих:

1) 3 1 3 1

3 1 2 1

2) 2 0 3 3

1 0 2 3

3) 1 0 0 3

1 0 0 3

4) 2 1 2 3

2 1 2 3

5) 0 0 3 3

3 1 3 3

Каким животным из ниже перечисленных они принадлежат: А – заяц, Б – корова, В – кошка, Г – хомяк; Д – шимпанзе.


^ Зубные формулы

1

2

3

4

5

Млекопитающие



















  1. ^ Соотнесите гормоны, образуемые в организме человека, с железами внутренней секреции. Гормоны:

1) тироксин;

2) АКТГ;

3) прогестерон;

4) мелатонин;

5) глюкагон.

Железы: А – островки Лангерганса, Б – щитовидная железа, В – яичник, Г – аденогипофиз; Д – промежуточная доля гипофиза.


Гормоны

1

2

3

4

5

Эндокринные железы


















^

Матрица ответов на задания теоретического тура



Фамилия ________________________ Шифр _____________

Имя ________________________

Регион ________________________

Класс ________________________

^ Матрица ответов

на задания теоретического тура муниципального этапа

Всероссийской олимпиады школьников по биологии

2009/10 учебного года


9 класс [максимально 90 баллов]

Часть I. [мах. 40 баллов, по 1 баллу за каждый верный ответ] ________ баллов.





1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10































11-20































21-30































31-40
































Часть II. [мах. 20 баллов, по 2 балла за каждый верный ответ] ______ баллов.





1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10
































Часть III. [мах. 15 баллов, по 1 баллу за каждый верный ответ] ________ баллов


Номера правильных предложений _____________________________________________


Часть IV. [мах. 15 баллов, по 5 баллов за каждый верный ответ] _______ баллов


Растения

1

2

3

4

5

Центры происхождения



















^ Зубные формулы

1

2

3

4

5

Млекопитающие



















Гормоны

1

2

3

4

5

Эндокринные железы


















Подпись _____________________


Проверил Ф.И.О. _____________________

Перепроверил Ф.И.О. _____________________ Итого ______________ баллов





Похожие:

ЗаданиЯ теоретического тура окружного этапа всероссийской олимпиады школьников iconЗадания окружного тура окружного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2011-2012 у г

ЗаданиЯ теоретического тура окружного этапа всероссийской олимпиады школьников iconЗадания окружного тура окружного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии 2011-2012 у г

ЗаданиЯ теоретического тура окружного этапа всероссийской олимпиады школьников iconЗадания окружного тура окружного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии 2011-2012 у г

ЗаданиЯ теоретического тура окружного этапа всероссийской олимпиады школьников iconМатрица ответов на задания теоретического тура муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2009-10 уч год

ЗаданиЯ теоретического тура окружного этапа всероссийской олимпиады школьников icon7 класс [max 45 баллов]
Ответы на задания теоретического тура муниципального этапа XXVI всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2009-10 уч год
ЗаданиЯ теоретического тура окружного этапа всероссийской олимпиады школьников iconЗаданиЯ теоретического тура окружного этапа всероссийской олимпиады школьников
На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. Индекс выбранного ответа внесите в...
ЗаданиЯ теоретического тура окружного этапа всероссийской олимпиады школьников iconЗаданиЯ теоретического тура окружного этапа всероссийской олимпиады школьников
На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. Индекс выбранного ответа внесите в...
ЗаданиЯ теоретического тура окружного этапа всероссийской олимпиады школьников iconЗаданиЯ теоретического тура окружного этапа всероссийской олимпиады школьников
На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. Индекс выбранного ответа внесите в...
ЗаданиЯ теоретического тура окружного этапа всероссийской олимпиады школьников iconПриказ №3 /од г. Сызрань
На основании приказа Западного управления министерства образования и науки Самарской области «Об участии победителей и призеров окружного...
ЗаданиЯ теоретического тура окружного этапа всероссийской олимпиады школьников iconМетодические рекомендации к проведению и проверке результатов окружного тура окружного этапа всероссийской олимпиады школьников (10 – 11 классы)
При проведении Олимпиады не рекомендуется использовать для ответов школьные атласы и любые другие справочные пособия
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы