Задания окружного тура окружного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии 2011-2012 у г icon

Задания окружного тура окружного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии 2011-2012 у г



НазваниеЗадания окружного тура окружного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии 2011-2012 у г
Дата конвертации15.09.2013
Размер196.22 Kb.
ТипДокументы
источник

Задания окружного тура окружного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии 2011-2012 у.г.

11 класс

Задание 1. Задание включает 60 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. Индекс выбранного ответа внесите в матрицу ответов.


1. Эмбриология – это наука, которая изучает:

1. Ископаемые останки организмов;

2. Причины мутаций;

3. Законы наследственности;

4. Зародышевое развитие организмов.

2. Тип питания зеленых растений:

  1. сапротрофный;

  2. миксотрофный;

  3. паразитический;

  4. автотрофный.

3. Фотосинтез – это процесс:

  1. воздушного питания;

  2. поглощения света;

  3. выделения кислорода;

  4. испарения воды.

4. Дыхание растений происходит:

  1. на свету;

  2. в темноте;

  3. при повышенной влажности;

  4. Постоянно.

5. К первичным меристемам относятся:

  1. камбий;

  2. феллоген;

  3. клетки конуса нарастания;

  4. пробка.

6. По своему происхождению почка – это:

  1. зачаточный побег;

  2. укороченный побег;

  3. филлодий;

  4. листовой примордий.

7. Цветок какого растения является зигоморфным:

  1. клевера;

  2. тюльпана;

  3. редьки;

  4. яблони.

8. Агар-агар получают из представителей отделов:

  1. бурых;

  2. красных;

  3. диатомовых;

  4. харовых.

9. Грибы образуют микоризу при помощи:

  1. спор;

  2. плодовых тел;

  3. гименофора;

  4. гиф.

10. Компонентами лишайника являются:

  1. грибы и водоросли;

  2. только грибы;

  3. только водоросли;

  4. грибы, водоросли и бактерии.

11. Бесполое поколение высших растений называется:

  1. заростком;

  2. предростком;

  3. спорофитом;

  4. листостеблем.

12. Какую теорию сформулировали немецкие ученые М. Шлейден и Т. Шванн:

  1. Эволюции;

  2. Хромосомную;

  3. Клеточную;

  4. онтогенеза.

13. Углекислый газ используется в качестве источника углерода в реакциях:

  1. Биосинтеза белка;

  2. Фотосинтеза;

  3. Синтеза липидов;

  4. Синтеза нуклеиновых кислот.

14. Запасным углеводом в животной клетке является:

  1. Крахмал;

  2. Гликоген;

  3. Хитин;

  4. целлюлоза.

15. Оболочка растительной клетки содержит:

  1. липиды;

  2. целлюлозу;

  3. хитин;

  4. крахмал.

16. Вирусы:

  1. имеют клеточное строение;

  2. способны делиться или почковаться;

  3. образуют хитиновый капсид;

  4. содержат или ДНК или РНК.

17. Прикрепление нитей веретена деления к хромосоме происходит в:

1. Интерфазе;

2. Профазе;

3.Метафазе;

4. Анафазе.

18. Удвоение хромосом способствует:

1. Возникновению мутаций;

2. Модификационной изменчивости;

3.Появлению новых комбинаций генов;

4. Передаче наследственной информации дочерним клеткам.

19. Митоз в многоклеточном организме составляет основу:

1. Гаметогенеза;

2. Роста и развития;

3. Обмена веществ;

4. Процессов саморегуляции.

20. Какую стадию эмбрионального развития животных представляет собой двуслойных зародыш, состоящий из эктодермы и энтодермы:

  1. Гаструлу;

  2. Бластулу;

  3. Нейрулу;

  4. Органогенеза.

21. У птиц, в отличие от пресмыкающихся:

  1. непостоянная температура тела;

  2. покров из рогового вещества;

  3. постоянная температура тела;

  4. развитие зародыша в яйце.

22. Двухкамерное сердце имеют:

  1. Бесчерепные;

  2. Хрящевые и костные рыбы;

  3. Земноводные;

  4. Птицы и млекопитающие.

23. Находки ископаемых остатков археоптерикса свидетельствуют о родстве:

  1. Земноводных и пресмыкающихся;

  2. Пресмыкающихся и птиц;

  3. Пресмыкающихся и млекопитающих;

  4. Птиц и млекопитающих.

24. Кожа играет наиболее существенную роль в дыхании:

  1. Водных пресмыкающихся;

  2. Хрящевых и костных рыб;

  3. Земноводных;

  4. Млекопитающих.

25. Воздушные мешки – это часть дыхательной системы:

  1. Птиц;

  2. Земноводных;

  3. Пресмыкающихся;

  4. Млекопитающих.

26. Органы кровообращения в процессе эволюции беспозвоночных впервые появляются у:

  1. Кольчатых червей;

  2. Моллюсков;

  3. Членистоногих;

  4. Круглых червей.

27. Об усложнении кровеносной системы млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися свидетельствует:

  1. Трехкамерное сердце;

  2. Четырехкамерное сердце;

  3. Появление неполной перегородки в желудочке сердце;

  4. Появление в сердце двух предсердий.

28. В связи с питанием грубой растительной пищей у лошади:

  1. Зубы острые с более толстой эмалью на передней стороне резцов;

  2. Резцы широкие и длинные, коренные зубы с большой жевательной поверхностью;

  3. Наиболее развиты клыки и четыре коренных зуба;

  4. Зубы однотипные, остробугорчатые.

29. Как называют особей, образующих один сорт гамет и не дающих расщепления признаков в потомстве:

  1. мутантными;

  2. гетерозисными;

  3. гетерозиготными;

  4. гомозиготными.

30. При дигибридном скрещивании и независимом наследовании признаков у родителей с генотипами ААВb и ааbb в потомстве наблюдается расщепление в соотношении:

  1. 9:3:3:1;

  2. 1:1:1:1;

  3. 3:1;

  4. 1:1.

31. Выберите формулировку закона гомологических рядов, открытого Н.И. Вавиловым:

1. Расщепление по каждой паре генов идет независимо от других пар генов;

2. При моногибридном скрещивании в F2 идет расщепление признаков по фенотипу 3:1;

3. Гены, расположенные в одной хромосоме, образуют одну группу сцепления;

4. Генетически близкие виды и роды характеризуются сходными рядами в наследственной изменчивости.

32. Какой пример размножения организмов характеризуется как половой?

1. Почкование у дрожжей;

2. Спорообразование у мхов;

3. Регенерация у пресноводной гидры;

4. Партеногенез у пчел.

33. Какой фактор в эволюции человека в настоящее время утратил свое значение?

1. Пространственная изоляция;

2. Наследственная изменчивость;

3. Комбинативная изменчивость;

4. Колебания численности в результате миграционных процессов.

34. С помощью какого метода было установлено наследование дальтонизма у человека?

1. Гибридологического;

2. Близнецового;

3. Генеалогического;

4. Биохимического.

35. Какова вероятность рождения детей с веснушками у супружеской пары, если генотип женщины Аа, а у мужчины – аа (А – наличие веснушек)?

1. 0%;

2. 25%;

3. 50%;

4. 75%.

36. Сколько типов гамет может образоваться в результате нормального гаметогенеза у особи с генотипом АаСс:

1. Один;

2. Два;

3. Три;

4. Четыре.

37. Конъюгация хромосом – это соединение двух гомологичных хромосом в процессе:

  1. Митоза;

  2. мейоза;

  3. оплодотворения;

  4. опыления.

38. Отбор, в результате которого сохраняются особи со средним проявлением признака, а выбраковываются особи с отклонениями от нормы, называется:

  1. Движущим;

  2. Методическим;

  3. Стихийным;

  4. Стабилизирующим.

39. Анализатор состоит из:

  1. Рецептора, преобразующего энергию внешнего раздражения в энергию нервного импульса;

  2. Проводящего звена, передающего нервные импульсы в головной мозг;

  3. Участка коры головного мозга, в котором происходит анализ полученной информации;

  4. Воспринимающего, проводящего и центрального звеньев.

40. Основная функция почек у млекопитающих животных и человека – удаление из организма:

  1. белков;

  2. сахаров;

  3. продуктов обмена веществ;

  4. непереваренных остатков.

41. Пучки длинных отростков нейронов, покрытые соединительнотканной оболочкой и расположенные вне ЦНС, образуют:

  1. нервы;

  2. мозжечок;

  3. спинной мозг;

  4. кору больших полушарий.

42. Серое вещество в головном и спинном мозге образовано:

  1. Чувствительными нейронами;

  2. Телами нейронов и их короткими отростками;

  3. Длинными отростками нейронов;

  4. Двигательными нейронами.

43. Углеводы в организме человека откладываются:

  1. В печени и мышцах;

  2. Подкожной клетчатке;

  3. Поджелудочной железе;

  4. Стенках кишечника.

44. Кости скелета человека образованы тканью:

1. Эпителиальной;

2. Соединительной;

3. Нервной;

4. Поперечнополосатой мышечной.

45. Испарение пота и расширение кровеносных сосудов, расположенных близко к поверхности кожи, приводит к:

1. Повышению артериального давления;

2. Повышению температуры тела;

3. Увеличивает скорость движения крови по сосудам;

4. Защите организма от перегревания.

46. У близоруких людей изображение фокусируется:

1. Перед сетчаткой;

2. На сосудистой оболочке;

3. На белочной оболочке;

4. За сетчаткой.

47. В каком отделе мозга у человека находится центр пищеварения?

1. Переднем;

2. Среднем;

3. Продолговатом;

4. Промежуточном.

48. Отделение слюны, возникающее при раздражении рецепторов ротовой полости, - это рефлекс:

  1. Условный, требующий подкрепления;

  2. Безусловный, передающийся по наследству;

  3. Возникший в течение жизни;

  4. Индивидуальный для каждого человека.

49. Ароморфозом является:

  1. плоская форма тела ската;

  2. покровительственная окраска у кузнечика;

  3. четырехкамерное сердце птиц;

  4. редукция пищеварительной системы у паразитических червей.

50. Движущая сила эволюции, увеличивающая неоднородность особей в популяции, - это:

  1. Мутационная изменчивость;

  2. Модификационная изменчивость;

  3. Борьба за существование;

  4. Искусственный отбор.

51. Сокращение численности и ареала амурского тигра – это пример:

  1. Биологического прогресса;

  2. Биологического регресса;

  3. Идиоадаптации;

  4. Ароморфоза.

52. Связи между организмами разных видов в экосистеме, от которых зависит их обеспеченность органическими веществами и энергией, называют:

  1. Пищевыми;

  2. Генетическими;

  3. Территориальными;

  4. Эволюционными.

53. К отрицательным последствиям создания плотин и водохранилищ на реках можно отнести:

1. Уменьшение численности хищных рыб;

2. Обогащение воды кислородом;

3. Нарушение нереста проходных рыб;

4. Снижение уровня воды.

54. Какой пример характеризует приспособленность животных к сезонным изменениям в природе?

1. Поиск акулами добычи в океане;

2. Миграция перелетных птиц;

3. Ночная активность летучих мышей;

4. Движение створок раковин моллюсков.

55. При длительном сохранении относительно постоянных условий среды в популяциях вида:

1. Возрастает число спонтанных мутаций;

2. Проявляется стабилизирующий отбор;

3. Проявляется движущий отбор;

4. Усиливаются процессы дивергенции.

56. Устойчивость биогеоценоза определяется:

1. Закономерностями наследственности и изменчивости;

2. Разнообразием видового состава;

3. Конкуренцией между микроорганизмами;

4. Популяционными волнами.

57. Энергия запасается в 36 молекулах АТФ в процессе:

  1. Гликолиза;

  2. Подготовительного этапа энергетического обмена:

  3. Брожения;

  4. Окисления одной молекулы пировиноградной кислоты.

58. В процессе биосинтеза белка молекулы иРНК переносят наследственную информацию из:

1. Цитоплазмы в ядро;

2. Одной клетки в другую;

3. Ядра к митохондриям;

4. Ядра к рибосомам.

59. Какие связи определяют первичную структуру молекулы белка?

1. Гидрофобные между радикалами аминокислот;

2. Водородные между полипептидными нитями;

3. Пептидные между аминокислотами;

4. Гидрофильные.

60. В экстренных случаях больному вводят лечебную сыворотку, которая содержит:

  1. Ослабленных возбудителей болезни;

  2. Вещества, выделяемые микроорганизмами;

  3. Готовые антитела против возбудителей данного заболевания;

  4. Мертвых возбудителей заболевания.

Задание 2. Вам предлагаются тестовые задания с тремя вариантами ответов из шести возможных. Занесите в матрицу правильные ответы, располагая цифры по порядку.


^ 1. Растения семейства Бобовые можно узнать по признакам:

1) цветок четырехчленного типа;

2) соцветие кисть;

3) цветок пятичленного типа;

4) соцветие корзинка;

5) плод стручок или стручочек;

6) плод боб.


^ 2. Какими свойствами характеризуется модификационная изменчивость?

1) имеет массовый характер;

2) имеет индивидуальный характер;

3) не наследуется;

4) наследуется;

5) ограничена нормой реакции;

6) размах изменчивости не имеет пределов.


^ 3. У реснитчатых червей под эпителиальным слоем кожно-мускульного мешка лежат слои:

1) кольцевых мышечных волокон;

2) гладких мышечных волокон;

3) поперечно-полосатых мышечных волокон;

4) смешанных мышечных волокон;

5) косых мышечных волокон;

6) продольных мышечных волокон.

^ 4. Особенности, характерные для лишайников:

1) представляют самостоятельную группу организмов;

2) занимают промежуточное положение между растениями и животными;

3) чувствительны к загрязнению окружающей среды;

4) нетребовательны к влажности, теплу, плодородию почвы;

5) микоризообразователи;

6) состоят из одинаковых клеток.


^ 5. Саморегуляция в экосистеме дубравы происходит в результате:

1) сокращения численности деревьев при их вырубке;

2) минерализации почвы дождевыми червями;

3) усыхания деревьев в результате засухи;

4) обеспеченности белок урожаем желудей;

5) полного истребления волками популяции кабанов;

6) ограниченности роста численности мышей хищниками.


^ 6. Основные функции ядра в клетке состоят в:

1) синтезе молекул ДНК;

2) окислении органических веществ с освобождением энергии;

3) синтезе молекул иРНК;

4) поглощении клеткой веществ из окружающей среды;

5) образовании органических веществ из неорганических;

6) образовании большой и малой субъединиц рибосом.


^ 7. Сходство грибов и животных состоит в том, что:

1) у них гетеротрофный способ питания;

2) у них автотрофный способ питания;

3) клетки грибов и некоторых животных содержат хитин;

4) в их клетках содержатся вакуоли с клеточным соком;

5) в их клетках отсутствуют хлоропласты;

6) их тело состоит их тканей.


^ 8. В основе биогенной миграции атомов в биосфере лежит:

1) адаптация;

2) обмен веществ;

3) раздражимость;

4) рост и развитие;

5) размножение;

6) историческое развитие.


^ 9. Каковы свойства, строение и функции полисахаридов в клетке?

1) выполняют структурную и запасающую функцию;

2) выполняют каталитическую и транспортную функцию;

3) состоят из остатков молекул моносахаридов;

4) состоят из остатков молекул аминокислот;

5) растворяются в воде;

6) не растворяются в воде.


^ 10. Биогеоценозы характеризуются:

1) разветвленными цепями питания;

2) простыми пищевыми цепями;

3) отсутствием видового разнообразия;

4) действием естественного отбора;

5) зависимостью от деятельности человека;

6) устойчивым состоянием.


^ 11. Клетки эукариотических организмов, в отличие от прокариот:

1) цитоплазму;

2) ядро, покрытое оболочкой;

3) молекулы ДНК;

4) митохондрии;

5) плотную оболочку;

6) эндоплазматическую сеть.


^ 12. Двигательные нейроны;

1) воспринимают возбуждение от вставочных нейронов;

2) передают возбуждение мышцам;

3) передают возбуждение вставочным нейронам;

4) передают возбуждение к железам;

5) передают возбуждение на чувствительные нейроны;

6) воспринимают возбуждение, возникшее к рецепторам.


^ 13. Какие из перечисленных примеров относятся к идиоадаптациям?

1) развитие образовательных тканей у растений;

2) наличие ловчих аппаратов у насекомоядных растений;

3) отсутствие хлорофилла у растений-паразитов;

4) появление триплоидного эндосперма у покрытосеменных;

5) мелкая сухая пыльца у ветроопыляемых растений;

6) железистые волоски на листьях герани.


^ 14. Искусственный отбор, в отличие от естественного:

1) проводится человеком целенаправленно;

2) осуществляется природными факторами;

3) осуществляется быстро;

4) происходит среди особей природных популяций;

5) завершается получением новых культурных форм;

6) завершается возникновением новых видов.


^ 15. Результатом эволюции является:

1) дрейф генов;

2) многообразие видов;

3) мутационная изменчивость;

4) приспособленность организмов к условиям внешней среды;

5) повышение организации живых существ;

6) борьба за существование.


Задание 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить.


  1. Семена имеются у цветковых и папоротников.

  2. Столбчатая ткань листа имеет крупные межклетники.

  3. Гаметы у мхов образуются в результате мейоза.

  4. Образование органических веществ из неорганических происходит при фотосинтезе.

  5. Бактерии в природе выполняют роль продуцентов.

  6. Сине-зеленые водоросли относятся к Эукариотам.

  7. Эвглена зеленая способна менять характер питания в зависимости от условий среды.

  8. Сцифоидные медузы утратили форму полипов.

  9. У белой планарии отсутствуют кровеносная и дыхательная системы.

  10. У свиного цепня длина тела достигает 15 метров.

  11. Известковые железы некоторых малощетинковых червей служат для защиты от хищников.

  12. Сердце моллюсков состоит из 1 желудочка и 2-х предсердий.

  13. Дыхание у насекомых осуществляется через легкие.

  14. Глаза рыб имеют хрусталик.

  15. Сердце земноводных, как и у рыб, трехкамерное.

  16. Движение задних конечностей у птиц обеспечивают более 30 мышц.

  17. В отличие от большинства млекопитающих для человека характерно наличие семи шейных позвонков и двух затылочных мыщелков.

  18. Зуб человека имеет 2 части – корень и коронку.

  19. Концы бронхиальных трубочек заканчиваются альвеолами.

  20. Деятельность сердца представляет собой ритмическую смену двух фаз сердечного цикла: сокращения предсердий и сокращения желудочков.

  21. Пластический обмен в организме направлен на биологическое окисление с высвобождением энергии.

  22. Центры условных рефлексов расположены в продолговатом мозге.

  23. Фильтрующая поверхность обеих почек человека около 5-6 м2.

  24. Все наследственные заболевания связаны с мутациями в хромосомах.

  25. Генетическая информация у всех живых организмов хранится в виде ДНК.


Задание 4. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия.


^ 1. Установите соответствие между утверждением и доказательством эволюции, которому оно соответствует.

Утверждение:

А) онтогенез человека, как и шимпанзе, начинается с зиготы;

Б) крыло птицы и лапа крота – гомологичные органы;

В) в стаде лошадей возможно появление трехпалых особей;

Г) зародыш млекопитающего имеет жаберные щели;
Д) все позвоночные в индивидуальном развитии проходят стадии бластулы, гаструлы и нейрулы;
Е) большинство организмов имеют клеточное строение.

^ Доказательства эволюции:

1) эмбриологические;

2) сравнительно-анатомические.



А

Б

В

Г

Д

Е




















^ 2. Установите соответствие между особенностью строения и функций ткани растений и их видом.

Особенности строения и функции:

А) состоят из плотно прилегающих друг к другу клеток;

Б) имеют устьица, чечевички;

В) образованы клетками удлиненной формы, сообщающимися между собой;

Г) обеспечивают защиту органов растения от неблагоприятных воздействий среды;

Д) осуществляют газообмен и транспирацию;

Е) включают сосуды и ситовидные трубки.

^ Виды тканей:

1) покровные;

2) проводящие.






А

Б

В

Г

Д

Е




















^ 3. Установите соответствие между признаком растения и семейством, к которому оно принадлежит.

Признаки:

А) число частей цветка кратно пяти;

Б) органы большинства растений содержат ядовитые вещества;

В) плоды – стручки или стручочки;

Г) чашелистики и лепестки расположены взаимноперпендикулярно;

Д) плоды – ягода или коробочка;

Е) число частей цветка кратно четырем.

Семейства:

1) крестоцветные;

2) пасленовые.






А

Б

В

Г

Д

Е





















^ 4. Установите соответствие между характеристикой клеток крови человека и их принадлежностью к определенной группе.

Характеристика:

А) не имеют постоянной формы;

Б) не содержат ядра;

В) содержат гемоглобин;

Г) имеют форму двояковогнутого диска;

Д) способны к активному передвижению;
Е) способны к фагоцитозу.

^ Группа клеток:

1) эритроциты;

2) лейкоциты.






А

Б

В

Г

Д

Е




















^ 5. Установите соответствие между внешним строением плодов и семян растений и способом их распространения.

Строение:

А) сочный околоплодник;

Б) сухой околоплодник;

В) наличие крючочков;

Г) наличие парашютиков;

Д) яркая оболочка;
Е) наличие крылаток.

Способ распространения:

1) ветром;

2) животными.






А

Б

В

Г

Д

Е

























Похожие:

Задания окружного тура окружного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии 2011-2012 у г iconЗадания окружного тура окружного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2011-2012 у г

Задания окружного тура окружного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии 2011-2012 у г iconЗадания окружного тура окружного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии 2011-2012 у г

Задания окружного тура окружного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии 2011-2012 у г iconПриказ №3 /од г. Сызрань
На основании приказа Западного управления министерства образования и науки Самарской области «Об участии победителей и призеров окружного...
Задания окружного тура окружного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии 2011-2012 у г iconМетодические рекомендации к проведению и проверке результатов окружного тура окружного этапа всероссийской олимпиады школьников (10 – 11 классы)
При проведении Олимпиады не рекомендуется использовать для ответов школьные атласы и любые другие справочные пособия
Задания окружного тура окружного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии 2011-2012 у г iconИтоги проведения школьного тура окружного этапа всероссийской олимпиады школьников в 2011-2012 учебном году в оуоош №7

Задания окружного тура окружного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии 2011-2012 у г iconЗадания для окружного тура окружного этапа олимпиады по географии (2011-2012 учебный год) 9 класс тестовый раунд – 45 минут
Выявите, какое время показывают часы в Хабаровске(IX часовой пояс), если известно, что в г. Челябинске (IV часовой пояс) в данный...
Задания окружного тура окружного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии 2011-2012 у г iconПобедители и призеры окружного этапа Всероссийской олимпиады школьников 2011-2012 учебного года

Задания окружного тура окружного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии 2011-2012 у г iconПриказ №146 о проведении школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников
Всероссийской олимпиады школьников в городе Москве в 2011-2012 учебном году» и от 30. 09. 2011 №951 «О сроках проведения на территории...
Задания окружного тура окружного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии 2011-2012 у г iconПриказ №927 «О порядке проведения школьного и окружного этапов всероссийской олимпиады школьников в городе Москве в 2011/2012 учебном году»
Москве в 2011/2012 учебном году», приказом Северного окружного управления образования от 23 сентября 2011 года №927 «О порядке проведения...
Задания окружного тура окружного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии 2011-2012 у г iconОб итогах окружного этапа всероссийской олимпиады школьников 2012-2013 учебного года

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы