Игры с блоками Дьенеша icon

Игры с блоками Дьенеша



НазваниеИгры с блоками Дьенеша
Дата конвертации11.12.2013
Размер54.57 Kb.
ТипДокументы
источник

Игры с блоками Дьенеша

Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Развивают у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение), логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение). Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.). Блоки Дьенеша предназначены для детей от трех лет.
 

Логические  блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:

а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);

б) трех цветов (красные, синие и желтые);

в) двух размеров (большие и маленькие);

г) двух видов  толщины (толстые и тонкие).

В наборе нет  ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется  четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.
 

^ Знакомство  с блоками Дьенеша

Для начала надо познакомить ребенка с блоками. Выложите перед ребенком набор и дайте ему вволю наиграться с детальками: потрогать, перебрать, подержать в ручках. Чуть позже можно предложить следующие задания:

  • Найди все  фигуры такого же цвета, как  эта (покажите, например желтую  фигуру). Затем можно попросить ребенка показать все блоки треугольной формы (или все большие фигуры и т.д.).

  • Дай мишке все синие фигуры, зайчику - желтые, а мышке – красные; затем  распределяем фигуры по размеру,  форме, толщине.

  • Какая эта  фигура по цвету (форме, размеру, толщине)?
     

Игры  и упражнения с  блоками

  1. Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.

  2. Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые).

  3. Все фигурки опять же складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.

  4. Выложите три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).

  5. Найди все фигуры, которые не такие, как эта по цвету (размеру, форме, толщине).

  6. Найди такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.

  7. Продолжи цепочку, чередуя детали по цвету: красная, желтая, красная, желтая (можно чередовать по форме, размеру и толщине).

  8. Выкладываем фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предведущей всего одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной.

  9. Выкладываем цепочку, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и т.д.).

  10. Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.

  11. Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).

  12. Каждому блоку нужно найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т.д.

  13. Выкладываем перед ребенком 8 блоков, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенку надо задавать наводящие вопросы, а отвечать можно только "да" или "нет": «Клад под синим блоком?» - «нет», «Под красным?» - «нет» (ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину). Затем клад прячет ребенок, а взрослый задает наводящие вопросы.

  14. По аналогии с предыдущей игрой про клад можно спрятать в коробочку одну из фигур, а ребенок будет задавать наводящие вопросы, чтобы узнать, что за блок лежит в коробочке.

  15. С одной стороны выкладывается 3 блока, с другой 4. Спросите ребенка, где блоков больше и как их уравнять.

  16. Выкладываем в ряд 5-6 любых фигур. Нужно построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера).

  17. Предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней фигурами. Ребенку нужно подобрать недостающие блоки.

  18. В игре в домино фигуры делятся между участниками поровну. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по-разному: фигурами другого цвета (формы, размера).

  19. Ребенку предлагается выложить блоки по начерченной схеме-картинке, например, нарисован красный большой круг, за ним синий маленький треугольник и т.д.

  20. Из блоков можно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня.

  21. Мама убирает в коробку только прямоугольные блоки, а ребенок все красные, затем мама убирает только тонкие фигуры, а ребенок – большие и т.д.

  22. Нужно распределить фигуры между мамой и ребенком таким образом, чтобы маме достались все круглые, а малышу все желтые фигуры. Блоки складываются в два обруча или очерченные веревкой круги. Но как поделить круг желтого цвета? Он должен находиться на пересечении двух кругов.

  23. Ребенку надо подбирать блоки по карточкам, где изображены их свойства.
     

  • цвет обозначается пятном

  • величина - силуэт домика (большой, маленький).

  • форма - контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный).

  • толщина - условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).
     

Ребенку показывают карточку с изображенным на нем одним  свойством или несколькими. Например, если ребенку показывается синее  пятно, то нужно отложить все  синие фигуры; синее пятно и  двухэтажный домик – откладываем  все синие и большие фигуры; синее пятно, двухэтажный домик  и силуэт круга – это синие  круги – толстые и тонкие и  т.д.

Затем задания  с карточками постепенно усложняются.

 

В данной статье приведены лишь некоторые игры с  блоками, но на самом деле их намного  больше. Также к набору с блоками прилагается инструкция на 8 страницах, где можно ознакомится с данной методикой и играми более подробно.

Можно обратиться и к методической литературе по данной тематике

1. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. (Под ред. А.А.Столяра. М., "Просвещение", 1988)

2. М. Фидлер. Математика уже в детском саду. М., "Просвещение", 1981.

3. Касабуигсий Н. И. и др. Математика "О". Минск, 1983.

4. Столяр А.А. Методические указания к учебному пособию "Математика "О". Минск. Народная асвета, 1983.

5. "Логика и математика для дошкольников" Методическое издание Е.А. Носова; Р.Л. Непомнящая. (Библиотека программы "Детство") "Санкт- Петербург". "Акцидент" 2000. 
 

Также имеются наглядные альбомы и пособия с заданиями для детей:

  1. Альбом Блоки Дьенеша для самых маленьких (2-3 года)

  2. Пособие «Удивляй-ка» (2-3 года)

  3. Альбом к блокам Дьенеша «Лепим нелепицы» (от 4-х лет)

  4. Альбом Блоки Дьенеша «Спасатели приходят на помощь» 5-8 лет.

  5. Альбом Блоки Дьенеша "Поиск затонувшего клада"(5-8 лет),

  6. Альбом Блоки Дьенеша "Праздник в стране блоков" (5-8 лет)

  7. Демонстрационный материал к счетным палочкам Кюизенера и логическим блокам Дьенеша (4 - 7 лет)
     

Помимо известных "блоков", развивающих логическое мышление, Дьенеш придумал сказочную страну "Руританию", многочисленные игры с полосками, логические игры и "26 цветочков".





Похожие:

Игры с блоками Дьенеша iconПодготовила учитель-дефектолог Кольцова Е. П., Развитие мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста в играх и упражнениях. Блоки дьенеша
В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методик, технологий, которые обеспечивают развитие логического мышления....
Игры с блоками Дьенеша iconКонспект занятия по фэмп с применением палочек Кюизенера и блоков Дьенеша в средней группе
Словарь: названия геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник)
Игры с блоками Дьенеша iconПеречень дополнительных платных образовательных услуг мосш №8
Спецкурс «Углубление и систематизация лингвистических знаний на основе повторения блоками»
Игры с блоками Дьенеша iconВведение 2 I. Копилка игр 4 Игры на знакомство 4 Игры с залом 11 Игры на поднятие эмоционального фона 31
Игра – это путь к познанию ребенком самого себя. И это понятие многогранно. Существуют разные игры. Одни развивают мышление и кругозор...
Игры с блоками Дьенеша iconЛетние Олимпийские игры. Игры I олимпиады (Афины, 1896 г.) Игры II олимпиады (Париж, 1900 г.) Игры III олимпиады (Сент Луис, 1904 г.) Внеочередные Олимпийские игры (Афины, 1906 г.) Игры IV олимпиады (Лондон, 1908 г.)
На Играх впервые приняла участие команда России, в состав которой входило 5 человек. Первую и последнюю в истории довоенных Олимпиад...
Игры с блоками Дьенеша iconКурсы по выбору могут быть представлены тремя блоками: предметные, межпредметные (интегрированные) и профориентационные
Настоящее положение определяет цели и задачи элективных курсов и порядок их проведения
Игры с блоками Дьенеша iconДокументи
1. /тренинги игры и упражнения/Занятия по развитию навыков общения.doc
2. /тренинги...

Игры с блоками Дьенеша iconПротокол №3 Положение
Педагогический совет Школы работает в тесном контакте с администрацией Школы, методическими блоками учителей-предметников и в соответствии...
Игры с блоками Дьенеша iconИгры для детей раннего возраста различных типов темперамента
Игра с лентами под медленную спокойную музыку; конструкторы; настольные игры; игра с большим мячом; игры с водой; экспериментирование...
Игры с блоками Дьенеша iconЛетние Олимпийские игры 2012
Игры XXX олимпиады) — тридцатые[3] летние Олимпийские игры, проходившие в Лондоне, столице Великобритании, с 27 июля по 12 августа...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы