Разработка урока по русскому языку во 2-ом классе на основе компетентностного подхода icon

Разработка урока по русскому языку во 2-ом классе на основе компетентностного подхода



НазваниеРазработка урока по русскому языку во 2-ом классе на основе компетентностного подхода
Дата конвертации15.09.2013
Размер115.77 Kb.
ТипРазработка урока
источник



Проектная работа


Разработка урока по русскому языку

во 2-ом классе

на основе компетентностного подхода


учителя начальных классов


МОУ Дергаевская СОШ № 23


Шишковой Марии Николаевны


Раменское

2012 год


Тема урока: «Текст»


Тип урока: систематизация знаний

Цель:

Систематизировать и закрепить знания учащихся о тексте

Задачи:

1. образовательные:

  • познакомить с новым признаком текста повествования (части нельзя поменять местами)

  • накапливать опыт построения текстов, озаглавливания их, устанавливая связь с главной мыслью

2. развивающие:

  • развивать умение отличать текст от предложений, находить текст повествование

  • развивать интерес к русским народным традициям

3. воспитательные:

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе

Предполагаемый результат: активизация творческого потенциала, увеличение самостоятельности и активности младших школьников.

^ ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Учитель.- Дорогие ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем их. Теперь садитесь и начинаем наш урок. Скажите, какое время года сейчас?

Учащиеся. - Весна.

Учитель. Давайте с хорошим весенним настроением проведем наш урок. А чтобы настроиться на весенний лад мы с вами посмотрим, как пробуждается природа.

(Презентация о весне.)

Учитель. Понравились вам картины природы?

А теперь попробуем с вами отгадать весенний кроссворд

^ 2. Актуализация знаний и постановка целей урока

(На доске кроссворд, на листе ватмана, в который, по мере отгадывания загадок дети вписывают ответы)

- Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад

- Заглянул к нам месяц … (март)


-Бел как мел, с неба прилетел. Зиму пролежал, в землю убежал.(Снег)


-Я всегда на бегу,

И везде пройти смогу.

Просочусь, прокрадусь,

Не удержишь, проберусь.

-По оврагам, по низинкам,

Меж берёзок и осинок.

Говорят что я журчу,

А я, песенки шепчу

Я Весне, первый дружок,

Зовусь весенний... (Ручеёк)


-Висит за окошком кулек ледяной,

Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька)


-Воробьи, стрижи, пингвины,

Снегири, грачи, павлины,

Попугаи и синицы:

Одним словом это - ... (Птицы.)


Учитель. – Молодцы ребята. Отгадали все загадки! А теперь посмотрите внимательно, какое слово в середине кроссворда у нас получилось?

Учащиеся. - Текст.

Учитель. Правильно. А кто знает почему именно это слово ?

Учащиеся. - Мы сегодня будем говорить о тексте.

Учитель.– Да ребята, тема нашего сегодняшнего урока – текст. Мы с вами повторим сегодня все, что знаем о тексте.

^ 3. Работа над темой урока

И первый вопрос – Что такое текст?

Учащиеся. - Это два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу. Текст можно озаглавить.

Учитель.– Давайте откроем учебник по русскому языку, 1 часть, на с.77 и проверим, правильно ли мы ответили.

(Дети читают правило на с. 77 учебника по русскому языку Т. Г. Рамзаевой, 1 часть.)

Давайте теперь вспомним, какие бывают тексты.

Учащиеся. – Текст – сообщение (повествование), текст – описание и текст – рассуждение.

Учитель.– Давайте вспомним, на какие вопросы отвечают эти тексты. Те, кто забыл, могут воспользоваться информацией на с. 77-78 учебника по русскому языку.


- Теперь положите перед собой карточки №1, № 2,№3, которые лежат на ваших партах. Прочитайте, что написано на карточках и подумайте, какая из ни лишняя.

Учащиеся. Карточка №1.

Учитель.– Почему?

Учащиеся. – Запись на карточке не является текстом.

Учитель.– Попробуйте это доказать.

– Хорошо. Отложите эту карточку в сторону. Она нам больше не понадобится.

- А сейчас внимательно прочитаем текст на карточке №3 Что интересное в этом тексте вы заметили?

Учащиеся. – Слова в тексте начинаются на одну и ту же букву.

Учитель. На какую букву начинаются слова.

Учащиеся. – На букву В.

4. Чистописание.

Учитель.-Давайте пропишем заглавную и строчную букву Вв. Вспомните, какие словарные слова на букву в вы знаете.

Учащиеся. – Воробей, ворона, ветер, вдруг, весело.

Учитель.– Давайте запишем слова ветер, воробей. Поставьте ударение, подчеркните гласную, которую надо запомнить.

^ 5. Основная тема - работа с текcтом

Учитель.– Вернемся к нашим карточкам. Найдите в них текст сообщение.

Учащиеся. Текст на карточке №2

Учитель.– Почему так решили?

Учащиеся. – Можно поставить вопрос что произошло?

Учитель.– Хорошо. А теперь попробуйте поменять местами предложения в тексте.

Учащиеся. – Не получается.

Учитель.– Это ещё один признак текста сообщения. События о которых идёт речь в тексте повествовании нельзя поменять местами. Они следуют оно за другим в определённой последовательности. Ручейки не могут побежать раньше, чем пригреет солнышко. Птиц мы не можем встретить до того, как они прилетят. Ну давайте продолжим нашу работу.

Учитель.– Найдите предложение в тексте, которое отражает главную мысль.

Учащиеся. – Весна пришла.

Учитель.– Молодцы. А как вы думаете, можно ли так озаглавить наш текст?

Учащиеся. - Да.

Учитель.– Обоснуйте свой ответ. Запишите название текста. Найдите и прочитайте, о каких явлениях в неживой природе рассказывается в тексте.

Учащиеся. –Растаял снег. Ручейками сбежала талая вода.

Учитель.– Запишите второе предложение в тетрадь. Найдите основу предложения. Определите части речи.

(Один учащийся выполняет задание у доски)


Учитель.– Продолжаем работу с текстом. Найдите и прочитайте предложение , в котором говорится о явлениях в живой природе.

Учащиеся. – Из теплых краев летят грачи.

Учитель.– Запишите предложение в тетрадь. Найдите основу предложения. Определите части речи.

(Один учащийся выполняет задание у доски) ^ ОЦЕНКА

6. Физминутка.

Потянулись, улыбнулись,

Покрутили головой,

Руки за спину, прогнулись,

Изогнулись тетивой.

Руки в боки, повороты,

Что там сзади – поглядим!

А теперь мы - самолёты!

Машем крыльями родным!

Сели – встали, сели – встали

И попрыгали легко.

Мы нисколько не устали,

Дышим ровно, глубоко.

Учитель. Отложите карточку №2. Посмотрите на текст карточки №3. Определите вид этого текста.

Учащиеся. – Текст описание.

Учитель.–Почему вы так решили?

Учащиеся. – Можно поставить вопрос Какой?

Учитель.– Попробуйте поменять местами предложения в тексте. Можно ли это сделать?

Учащиеся. – Можно.

Учитель.–Это признак текста описания.

–Кто мне скажет какие праздники отмечают весной?

Учащиеся. – ………
Учитель.–А какие народные праздники вы знаете?

Учащиеся. – ………

Учитель.- Кто из вас знает, как раньше на Руси наши предки встречали весну? Вот ^ Лера Ширшова сейчас сделает сообщение, которое она подготовила для вас.

На Руси всегда очень серьёзно относились к красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали. Чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем. Весну закликали несколько раз. В первый раз тогда ,когда снега тают, с крыш капает, прилетают птицы и начинают петь по-весеннему. Второй раз Весну звали-закликали в день весеннего равноденствия , когда день равен ночи – 22 марта. Хозяйки пекли из теста птичек - "жаворонков и раздавали их детям , и те выбегали с ними на пригорки и выкрикивали песенки-заклички.

Учитель. Ребята, а кто помнит закличку, которую мы с вами учили на уроке литературного чтения в разделе Устное народное творчество?

^ Ой, весна моя,

Ты, весняночка!

Из-за тёмных лесов,

Из-за синих морей приходи!

Солнцем, светом озари!

Жаворонки, перепёлушки,

Птички ласточки!

Прилетите к нам!

Весну ясную, весну красную

Принесите нам!

Учитель.–А закличка, которую вы сейчас вспомнили, будет являться текстом?

Учащиеся. Да.

Учитель.– Чем он необычен?

Учащиеся. – Это стихотворный текст.

Учитель.– Значит, текст может быть в стихах и прозе.

^ 7. Закрепление изученного материала

Посмотрите, какая схема у нас получилась на доске. Давайте ещё раз по схеме повторим, что мы знаем о тексте.

(Текст это несколько предложений связанных по смыслу. Текст можно озаглавить. Тексты бывают: сообщение, описание, рассуждение. Текст сообщение отвечает на вопрос Что произошло? Предложения в нём нельзя поменять местами. Текст описание отвечает на вопрос Какой? Предложения в нём можно поменять местами. Текст рассуждение отвечает на вопрос Почему?)

Учитель.– Молодцы.

Давайте вспомним, какую куклу изготавливали на Руси с приходом весны.

Учащиеся. – Веснянку.

Учитель.–Что мы знаем об этой кукле?

Учащиеся. –………

Учитель.– А где еще мы сталкивались с куклой – оберегом и даже учились ее изготавливать?

Учащиеся. –………На экскурсии в г. Коломну

Учитель.– Давайте посмотрим на экран и вспомним, как это было.

^ 8. Работа с деформированным текстом. Рефлексия.

Следующая работа очень серьёзная. Будьте особенно внимательны.

Возьмите полоски с напечатанными предложениями. Снимите скрепку. Положите их перед собой. Внимательно прочитайте все предложения. А теперь расположите их так, чтобы из предложений получился текст. А чтобы текст не рассыпался, вы будете наклеивать полоски одну на другую. Делайте это очень аккуратно. По окончании работы вас ждет сюрприз.

(Дети самостоятельно склеивают полоски так, чтобы получился текст. На обратной стороне листа должно получится изображение куклы Веснянки.)

Учитель.–…Давайте прочитаем, какой текст у нас получился.

- О чем говорится в нашем тексте?

- Как его можно озаглавить?

- Запишите название текста на своих листочках.

- Молодцы, ребята! А теперь переверните свои листочки и посмотрите, что у вас получилось на обратной стороне.

Учащиеся. – Изображение куклы Веснянки.

Учитель.- Поднимите свои листочки, повернитесь к гостям и покажите им, что у вас получилось. Свои работы вы покажите родителям, а потом принесете и вложите в свои портфолио.

- Понравился ли вам урок?

- Что понравилось больше всего?

- Что нового вы узнали на уроке?

^ 9 Домашнее задание.

Откройте свои дневники и запишите задание на дом. Повторить правила на с.77 – 78 и составить свой текст о весне.

Всем спасибо. Урок окончен


Карточки

№1 На улице весна. В реке много рыбы. Дети идут в школу. Вчера мы учили стихотворение.


№2 Весна пришла. Растаял снег. Ручейками сбежала талая вода. Из теплых краев летят грачи. Они первые наши гости.


№3 Весна – волшебное время! Воздух влажный. Вечера восхитительные. Всюду весёлые взъерошенные воробьи.















Это в…сёлая задорная кукла.


Её делали м…л…дые девушки на прихо… в…сны.


Они д…рили её дру… другу с пожеланием счастья.


Ведь эта кукла считается оберегом мол…дости и кр…соты.


Список использованной литературы

  1. В. Волина «Русский язык» учимся играя – Екатеринбург ТОО «Издательство АРГО» 1996

  2. Занимательная грамматика – М., Омега 1995

  3. Журжина Ш. В. ,Костромина Н. В. «Дидактический материал по русскому языку»

  4. Рамзаева Т. Г. «Русский язык» учебник для 2 класса

  5. .Бетенькова Н.М. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка/ Н.М. Бетенькова, Д.С. Фонин. - М.: ООО "Издательство Астрель": ООО "Издательство АСТ", 2002.

  6. Ендрихинская Р.Ф. Загадки, пословицы, поговорки, приметы к урокам природоведения. Выпуск 2: Учебное пособие. - Армавир: АГПИ, 1995.

«Рукотворная кукла»

  1. Игрослов. Русский язык: строгие правила в занимательной форме. 1-4 класс. Белорусец С.М. М.: Просвещение 2005 г.




Похожие:

Разработка урока по русскому языку во 2-ом классе на основе компетентностного подхода iconРазработка урока на основе системно-деятельностного подхода Разработка урока с использованием технологий деятельностного подхода
В рамках проведения методического месячника объявляется конкурс методических разработок теме: «Кладовая педагогического мастерства:...
Разработка урока по русскому языку во 2-ом классе на основе компетентностного подхода iconРабочая программа по русскому языку в 9 классе Дмитриевой Марины Владимировны, учителя высшей квалификационной категории
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего обра­зования (2004), Примерной программы основного образования...
Разработка урока по русскому языку во 2-ом классе на основе компетентностного подхода iconРабочая программа по русскому языку в 7 классе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку,
Примерной программы основного общего образования по русскому языку, программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений...
Разработка урока по русскому языку во 2-ом классе на основе компетентностного подхода iconРабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе Госстандарта основного общего образования по русскому языку (см. Госстандарт, Вестник образования, М. 2004 г.)
Рабочая программа по русскому языку (6 класс) составлена на основе авторской программы С. И. Львовой «Программа по русскому языку...
Разработка урока по русскому языку во 2-ом классе на основе компетентностного подхода iconКонтрольно-измерительные материалы для подготовки к гиа по русскому языку в 9 классе Пояснительная записка
Государственная итоговая аттестация по русскому языку в 9 классе состоит из трёх частей
Разработка урока по русскому языку во 2-ом классе на основе компетентностного подхода iconГрафическая визуализация как средство компетентностного подхода в обучении русскому языку
Графическая визуализация на уроках русского языка облегчает усвоение теоретического материала, позволяет учащимся упорядочить действия...
Разработка урока по русскому языку во 2-ом классе на основе компетентностного подхода iconКарта анализа урока с позиции компетентностного подхода
Цель посещения
Разработка урока по русскому языку во 2-ом классе на основе компетентностного подхода iconРазработка урока по русскому языку Класс: 2 класс Тип урока: Закрепление изученного
Закрепить умение правильно писать слова с сочетаниями чк,чн,щн,нч, учиться видеть изученную орфограмму
Разработка урока по русскому языку во 2-ом классе на основе компетентностного подхода iconАктивизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы на основе компетентностного подхода

Разработка урока по русскому языку во 2-ом классе на основе компетентностного подхода iconРабочая программа по русскому языку и литературному чтению (период обучения грамоте) и русскому языку (систематический курс) для умк «Школа России»
Программа разработана на основе Примерной программы по русскому языку федерального государственного образовательного стандарта начального...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы