Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №22 Проектная деятельность школьников в образовательной области «Технология» icon

Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №22 Проектная деятельность школьников в образовательной области «Технология»



НазваниеМуниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №22 Проектная деятельность школьников в образовательной области «Технология»
Титова
Дата конвертации16.09.2013
Размер75.36 Kb.
ТипДокументы
источник

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №22


Проектная деятельность школьников в образовательной области «Технология»

(из опыта работы)


Автор Титова

Наталья Николаевна


Анжеро-Судженск

2011

В последнее время коренным образом изменились и усложнились задачи общеобразовательной школы в плане обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. На первый план, наряду с формированием основательных естественнонаучных и политических знаний, умений и навыков, выдвигаются задачи этического и эстетического воспитания школьников, развитие у них творческих способностей, обогащения сокровищами мировой культуры, привития экологической культуры, физического развития и формирования навыков здорового образа жизни.

В современных социально-экономических условиях особое значение приобретает подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни, воспитание и развитие творческой, предприимчивой личности, ее самоопределение в будущей профессиональной карьере.

Готовность молодежи к трудовой деятельности в новых социально-экономических условиях предполагает:

  • умение думать;

  • собирать информацию;

  • анализировать;

  • принимать решения на основе высокого уровня знаний и умений, постоянной готовности к самообразованию.

Особое место в решении этой проблемы принадлежит проектной деятельности в образовательной области “Технология”, поскольку именно здесь синтезируются знания естественнонаучного и гуманитарного циклов образования, имеется возможность проявиться созидательным и творческим силам и стремлениям детей.

Учителя технологии уже более 10 лет занимаются проектами, накоплен большой опыт в этом направлении. Наши учащиеся с проектными работами успешно участвуют в школьных, городских, областных и всероссийских мероприятиях: конкурсах, выставках, олимпиадах, конференциях.

^ Метод проектов – это не новое явление в педагогике. Он применялся (с переменным успехом) в зарубежной и отечественной дидактике ещё в 30-годы.

Основная цель проектов – способствовать развитию творческой, активно действующей личности и формированию системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений учащихся.

^ Суть метода проектов заключается в выборе и выполнении какого-либо объекта труда, посильного и доступного учащемуся и разработке необходимой для этого документации.

^ Особенностью системы выполнения проектов является возможность совместной творческой работы учителя и учащегося.

Учитель учит и воспитывает своей личностью,
своими знаниями, своим отношением к миру”
/Д.С. Лихачев/

Метод проектов, с одной стороны, выступает как педагогическая технология, а с другой стороны как организация деятельности обучающихся, построенная по принципу инженерного проектирования.

Методологической основой использования метода проектов в технологическом образовании школьников являются общепедагогические и дидактические принципы:

  • связь теории с практикой;

  • научность, сознательность и активность усвоения знаний;

  • доступность, систематичность и преемственность обучения;

  • наглядность и прочность усвоения знаний.

Образовательная функция подразумевает знакомство учащихся с основными технологическими знаниями, умениями и терминологией.

Воспитательная функция состоит в развитии личностных качеств:

  • деловитости;

  • предприимчивости;

  • ответственности.

Развивающая функция состоит в осознании школьниками возможностей применять абстрактные технологические знания и умения для анализа и решения практических задач.

Проект – это самостоятельная творчески завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащихся, во время выполнения которой они продолжают пополнять свои знания и умения.

Проектная деятельность дает учащимся возможность применить свои знания на деле, помогает сориентироваться в мире профессий, формирует технологическую культуру и творческое отношение к труду, чувство гордости за свои умелые руки и умную голову.

Проекты, конечно, выполняются под руководством учителя. Главная наша задача состоит в том, чтобы создать для учащихся предпосылки для успешного творчества, организовать проектную деятельность и поэтапную проработку выбранной темы.

Уже со 2-го класса школьники знакомятся с основами проектирования. В начальной школе ученики выполняют только конкретное изделие по общей теме. А с 5-го класса начинается более серьезное знакомство с проектом.

На первом занятии по теме “Проектная деятельность” объясняю ребятам, что такое проект и этапы его выполнения. Знакомлю с целями и задачами предстоящей работы. Вместе изучаем тематику проектных заданий. Она должна быть достаточно широкой, чтобы охватить возможно больший круг разделов предмета и учесть интересы учащихся. Вместе с тем знакомлю учащихся с требованиями к изделию, пояснительной запиской, определяю порядок защиты проекта. Учащиеся знакомятся с ранее выполненными проектными работами.

В выборе темы проекта школьники иногда испытывают трудности. Тогда им на помощь приходит составленный заранее примерный перечень тематики творческих проектов, состоящий из реально выполнимых заданий. Важно, чтобы выполненное проектное изделие было востребовано.

При подборе объектов проектной деятельности учитываются основные требования:

  • подготовленность учащихся к данному виду деятельности;

  • интерес школьников к проблеме;

  • практическая направленность и значимость проекта;

  • творческая постановка задачи;

  • практическая осуществимость проекта.

Правильный выбор темы с учетом названных требований, возрастных и личностных интересов учащихся обеспечивает положительную мотивацию и дифференциацию в обучении, активизирует самостоятельную творческую деятельность при выполнении проекта. Обучающимся с низкой мотивацией к учебе можно предложить выполнение проекта с меньшим объёмом работ, где основное внимание уделяется изготовлению изделия, а поисково-исследовательский и конструкторский этапы сведены до минимума.

На следующем этапе проводятся индивидуальные консультации по проектам, определяются конкретные задания, выбор материалов и инструментов, необходимой литературы, повторяем правила техники безопасности.

Затем ученики приносят план работы над проектом, эскиз или рисунок изделия, образцы выбранных материалов. Вместе с учащимися просматриваем эскиз изделия, анализируем его конструкцию и технологию изготовления. После этого учащиеся составляют технологическую карту, делают необходимые расчеты, при необходимости консультируются у учителя. Вместе с этим приступают к практической работе по изготовлению изделия и поэтапному оформлению творческого проекта.

В зависимости от сложности проект может быть индивидуальным или коллективным.

В среднем звене проектная работа выполняется частично дома. Таким образом появляется возможность для общения детей и родителей, укрепляется взаимопонимание, поддержка в выполнении общего дела. Иногда родители помогают с правильным выбором темы проекта.

Проектная деятельность- дело хорошее, но организация её вызывает определенные трудности, как у учителя, так и у учеников. Трудностью выполнения проектов является необходимость затрат учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся.

При работе над проектом у учащихся возникает потребность использования знаний и умений по ряду других учебных дисциплин. Специфика нашего предмета такова, что ученицы должны обладать хотя бы минимумом знаний по таким дисциплинам как изобразительное искусство, черчение, математика, химия, физика. Мы касаемся этих предметов при изучении различных блоков. Таким образом, межпредметные связи играют важную роль в образовательной области “Технология” и, в частности, при выполнении творческого проекта.

^ Успешность выполнения учебного проекта окончательно выясняется на его защите.

  1. Учащиеся делают сообщения о ходе выполнения проекта,

  2. Представляют наглядный материал (изделие, документацию по его выполнению).

  3. Автор проекта делает самоанализ своей работы, выслушивает мнение других учащихся, учителя.

  4. Подводится итог обсуждению и ставится оценка.

При оценке проекта учитывается целесообразность, сложность и качество выполнения изделия, кроме того – полноту пояснительной записки, аккуратность выполнения схем, чертежей, уровень самостоятельности, степень владения материалом при защите.

^ Для улучшения организации проектной деятельности желательно оформить стенд “Уголок проектов”, где будут рассмотрены этапы выполнения проекта, приведены примеры выполнения отдельных разделов проекта, показано, как правильно оформлять проект, рассказано, что требуется при защите проекта, дана примерная тематика творческих проектов, словарь терминов.

В методе проектов привлекает его нацеленность на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, значимый результат, атмосфера делового сотрудничества учителя и учащихся – учитель помогает ученику самостоятельно добывать знания.

При этом решаются не только учебные, но и воспитательные задачи, поскольку между учащимся и учителем формируются отношения сотрудничества, свободной дискуссии.

“То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, – утверждал выдающийся психолог Л.С. Выготский, – завтра он способен выполнить самостоятельно… Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня”. Этому во многом способствует выполнение творческих проектов.

^ При выполнении творческого проекта создаются предпосылки для формирования у учащихся активной творческой деятельности, развитие эстетического вкуса, образного мышления, пространственного воображения.

Все этапы проектирования требуют индивидуальной заинтересованности обучающихся, интеллектуальной подготовки, поиска материалов, инструментов, технологического выполнения.

Так у школьников возникает дополнительная заинтересованность в получении знаний, необходимых для выполнения проекта. А для меня, как для учителя, предоставляется возможность дать обобщенную оценку знаний, умений и навыков, усвоенных школьниками на протяжении всего учебного года.

Проектный метод обучения на современном этапе выступает основным звеном в организации творческой самостоятельной работы учащихся.

Включение метода проектов в учебный процесс дает возможность учителю значительно расширить и раскрыть свой творческий потенциал, разнообразить формы проведения занятий, развить мотивационную сферу школьников.

Подход к освоению учащимися технологии проектной деятельности оправдан и педагогически эффективен. Поэтому считаю, что нам, учителям технологии, необходимо углублять и расширять это направление в своей работе.


Образцы проектов











Похожие:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №22 Проектная деятельность школьников в образовательной области «Технология» iconСправка о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Соль Илецка»
...
Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №22 Проектная деятельность школьников в образовательной области «Технология» iconСведения о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Аряш Новобурасского района Саратовской области»
Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с. Аряш Новобурасского района
Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №22 Проектная деятельность школьников в образовательной области «Технология» iconI. Общее положения Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Ершова Саратовской области»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Ершова Саратовской области», именуемая в дальнейшем...
Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №22 Проектная деятельность школьников в образовательной области «Технология» iconПриказ №153 от 04. 06. 2011. Муниципальное общеобразовательное учреждение Проскуринская средняя общеобразовательная школа о разработке образовательной программы для начальной школы в связи с подготовкой и введением фгос ноо
Муниципальное общеобразовательное учреждение Проскуринская средняя общеобразовательная школа
Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №22 Проектная деятельность школьников в образовательной области «Технология» iconУрок «Леса» по окружающему миру на семинаре учителей начальной школы Бавлинского муниципального района по теме «Проектная технология на уроках как средство развития творческих способностей у учащихся»
Образовательное учреждение: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 Бавлинского муниципального...
Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №22 Проектная деятельность школьников в образовательной области «Технология» iconМуниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №50
«Юный краевед» разработана на основании программы внеурочной деятельности по направлению «краеведение и проектная деятельность» для...
Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №22 Проектная деятельность школьников в образовательной области «Технология» iconСамооценка готовности образовательного учреждения к введению фгос ноо муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 с. Пригорное муниципального образования г. Новотроицка Оренбургской области»
Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №5
Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №22 Проектная деятельность школьников в образовательной области «Технология» iconМуниципальное задание муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Кандалакша Мурманской области на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов часть 1 раздел №1
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3»
Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №22 Проектная деятельность школьников в образовательной области «Технология» iconМуниципальное Казённое Общеобразовательное Учреждение «Овечкинская средняя общеобразовательная школа Завьяловского района» Алтайского края. Учебная программа
Учебная программа элективных курсов образовательной области «Технология» Волшебный клубок. А. П. Боркова учитель 1-ой категории Овечкино.,...
Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №22 Проектная деятельность школьников в образовательной области «Технология» iconМуниципальное задание на 2012 год и плановый период 2013/2015 гг. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Балабаново-1»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Балабаново-1» Калужской области
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы