Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников icon

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников



НазваниеДуховно-нравственное развитие и воспитание младших школьников
Дата конвертации16.09.2013
Размер48.89 Kb.
ТипДокументы
источник

Духовно-нравственное развитие и воспитание

младших школьников

При разработке образовательным учреждением собственной программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы особое внимание уделяется конкретизации задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также формам воспитания и социализации младших школьников, взаимодействию с семьёй, учреждениями дополнительного образования, общественными, традиционными, религиозными и другими общественными организациями, развитию ученического самоуправления, участию младших школьников в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных и творческих клубов.

Приведем примеры видов работы с младшими школьниками, а также тематику.

В разделе «Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека» ставятся следующие задачи :

  • формировать первоначальные представления о символах государства (флаге, гербе, гимне), применяя такие формы и виды деятельности:

  • познавательные беседы, классные часы ( для 1-го класса – «Символы нашего города», «Государственные символы РФ – моей Родины»; для 2 –го класса – «Государственный герб России»; для 3-го класса – «Государственные символы Российской Федерации», «Государственный флаг РФ»; для 4 го класса – «Символы президентской власти», «Моя родина Россия»);

  • проектная деятельность (для 2- го класса – «Коллективный проект «Герб нашего класса» с презентацией; для 3- го класса – «Флаг России на географической карте и его история»; для 4 –го класса – «Исследовательские проекты «История Российского герба», «История появления гимна России», разработка гимна класса);

  • туристско-краеведческая деятельность: экскурсии, путешествия, походы, фестивали (образовательная экскурсия «Государственные награды РФ», ознакомительная экскурсия «Мемориальные памятники родного края»);

  • творческая деятельность: конкурсы, выставки, фестивали (конкурсы рисунков «Школьная, классная, семейная символика»);

  • проблемно-ценностное общение (встречи с интересными людьми);

  • формировать представления о важнейших законах нашей страны, о правах и обязанностях гражданина России:

  • познавательные беседы, классные часы (для 1 –го класса – «Права и обязанности детей в школе», «Опасности на пути от школы до дома», «Главный закон России»; для 2 -го класса – «Азбука вежливости», «Конвенция, закон, права и обязанности», «О правилах поведении в школе»; для 3 –го класса – «Знакомство с уставом школы», «Наши обязанности», «Как вести себя в общественном транспорте»; для 4 –го класса – «Разрешение конфликтов без насилия», «Проступок, правонарушение, преступление», «Что значит быть культурным?»;

  • проектная деятельность (составление альбома о правах и обязанностях: в каждом классе усложнять структуру и содержание);

  • игровая деятельность ( для 1- го класса – игра «Добрые слова»; для 2 –го класса – «Сочини конец истории», «Обмен ролями»; для 3 –го класса – «Защита своих прав и свобод», «Наши обязанности», для 4 –го класса – «Знаешь ли ты Конституцию РФ?», игровая ситуация «В магазине», «В транспорте», «Общее мнение»);

  • проблемно-ценностное общение ( для 3 –го класса – «Право на труд и право на отдых», «Кто в семье главный?»; для 4 –го класса – «Что такое преступление?», «Дети и родители»);

  • туристско-краеведческая работа ( для 1-го класса – экскурсия по школе «Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики»);

  • социальное творчество ( коллективное творческое дело (КТД) «Охрана природы – законы и правила для детей» - для всех классов с разной степенью сложности).

  • формировать представления о национальных героях и важнейших событиях истории России, воспитывать уважение к защитникам Родины:

  • познавательные беседы, классные часы ( для 1 –го класса – «Герои Невской битвы (А.Невский)», «Полководцы во славу России (А.В.Суворов)», «Герои Отечественной войны 1812 года (М.И.Кутузов); для 2 –го класса – «Кого сегодня можно считать героем?», «Герои Куликовской битвы (Д.Донской, А.Л.Пересвет и др.)», «Во славу Отечества (Пётр 1)», «Герои Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. – защитники Брестской крепости»; для 3 –го класса – «Страницы истории (князь Владимир 1, креститель; Ермак Тимофеевич)», «Есть ли место героизму в наши дни?», «О тех, кого война огнём пытала»; для 4 –го класса – «Герои народного ополчения в борьбе с поляками в 1612 г.», «Герои Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., беседы по репродукциям картин;

  • проектная деятельность (для 3-4 –х классов – исследовательские проекты – составление «Книги памяти», сборника «Славные сыны Отечества», «Мой край во время Великой Отечественной войны», «Боевые ордена рассказывают» и др.

В разделе «Воспитание нравственных чувств и этического сознания» можно выделить актуальные задачи, используя традиционные и нетрадиционные виды и формы работы, подбирая современную тематику:

  • формировать представление о различении хороших и плохих поступков; знакомить с правилами поведения в школе, семье, общественных местах и закреплять их знание; воспитывать почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, быть выдержанным, прислушиваться к мнениям других:

  • беседы по прочитанным произведениям ( в соответствии с возрастом по классам);

  • беседы на основе целенаправленных наблюдений( по вопросам учителя) для 1-го класса – «Чему нас учат наши бабушки и дедушки», «Наши родители»; для 2 –го класса –«Дружная семья», «Счастливая семья»; для 3 –го класса – «Уважай старость»; для 4 –го класса – «Дерево семьи», «Добрый привет и добрый ответ»);

  • игровая деятельность (для 1 –го класса – игра «Правила дружбы», игровое моделирование «Незаконченный текст», викторина «Добрые слова»; для 2 –го класса- моделирование ситуаций «Встреча двух друзей на улице», «Взаимное уважение»; для 3 –го класса – игра-доказательство «Суд над пороками людей», проигрывание ситуаций «Мораль», «Случай», для 4 –го класса – диагностические ситуации «Ваши действия» или «Как бы ты поступил, если…», игра «Голос совести»);

  • творческая деятельность, конкурсы, викторины, олимпиады – для всех классов –«Нарисуй портрет Чистюли и Грязнули», конкурс вежливости, олимпиада «Самый воспитанный».

В разделе «Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни» определяются приоритетные задачи, следующие виды деятельности и тематика:

  • формировать представление о ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

  • воспитывать уважение к труду, бережное отношение к результатам труда других людей;

  • формировать представления об основных профессиях:

  • познавательные беседы, классные часы ( для 1 –го класса – «Чей труд помогает нам учиться и жить в школе?», «Чтобы всё успевать», «Храни порядок, и порядок сохранит тебя»; для 2 –го класса – «Самые древние профессии», «Важные профессиональные качества», «О происхождении профессий», для 3 –го класса – «Честные и нечестные способы зарабатывания денег», «Деньги в доме – результат труда родителей»; для 4 –го класса – «Труд и экономика», «Народное хозяйство и его составные части»);

  • творческая деятельность: конкурсы, выставки, фестивали (для всех классов по уровню сложности - «Мир профессий», «Лучший плакат на тему труда», «Природоохранительная деятельность», «Работа в мастерской»).



Литература:

.Методические рекомендации в 2-х частях/ Под ред. А.Я.Данилюка./– М., 2011.




Похожие:

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников iconПлан экспериментальной площадки «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе изучения русской культуры» на второе полугодие 2012-2013 учебного года
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе изучения русской культуры»
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников iconМониторинг работы экспериментальной площадки «духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе изучения русской культуры»
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения одним из приоритетных направлений...
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников iconПрограмма духовно- нравственного воспитания младших школьников
...
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников iconСамостоятельная работа №1 (6 ч.) Тема: «Духовно-нравственное развитие в проектной деятельности младших школьников»
Тема: «Духовно-нравственное развитие в проектной деятельности младших школьников»
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников iconСамостоятельная работа №1 (6 ч.) Тема: «Духовно-нравственное развитие в проектной деятельности младших школьников»
Тема: «Духовно-нравственное развитие в проектной деятельности младших школьников»
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников iconДоклад на тему: «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся на уроках музыки»
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют...
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников icon«Духовно-нравственное развитие в проектной деятельности младших школьников»
Тема: «Духовно-нравственное развитие в проектной деятельности младших школьников»
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников icon«Духовно-нравственное развитие в проектной деятельности младших школьников»
Тема: «Духовно-нравственное развитие в проектной деятельности младших школьников»
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников icon«Духовно-нравственное развитие в проектной деятельности младших школьников»
Тема: «Духовно-нравственное развитие в проектной деятельности младших школьников»
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников icon«Духовно-нравственное развитие в проектной деятельности младших школьников»
Тема: «Духовно-нравственное развитие в проектной деятельности младших школьников»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы