Методические рекомендации для учителя под редакцией Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской. Изучение музыки направлено на достижение следующих целей icon

Методические рекомендации для учителя под редакцией Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской. Изучение музыки направлено на достижение следующих целей



НазваниеМетодические рекомендации для учителя под редакцией Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской. Изучение музыки направлено на достижение следующих целей
страница1/2
Е.Д. Критская
Дата конвертации17.09.2013
Размер395.06 Kb.
ТипМетодические рекомендации
источник
  1   2
1. /музыка/5 кл. исправлена +.doc
2. /музыка/Календ-тем план 6класс.doc
3. /музыка/Календарно-тематический план 5 кл. исправленный.doc
4. /музыка/Нов. Календ.-темат. план 7 кл..doc
5. /музыка/Пояснительная записка новая 6 кл..doc
6. /музыка/Ресурсное обеспечение рабочей программы.doc
7. /музыка/Ресурсноеое рабочей.doc
8. /музыка/Список научно.doc
9. /музыка/нов. рабочая программа7 кл..doc
Методические рекомендации для учителя под редакцией Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской. Изучение музыки направлено на достижение следующих целей
Календарно-тематическое планирование по музыке 6 класс
Календарно-тематическое планирование по музыке 5 класс
Календарно-тематическое планирование по музыке 7 класс
Методические рекомендации для учителя под редакцией Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской. Изучение музыки направлено на достижение следующих целей
Учебное пособие для педаго­гов / Г. А. Колодницкий. М., 2000. Музыка в школе: Вып. I: Песни и хоры для учащихся на­чальных классов / сост. Г. П. Сергеева. М., 2005
Методическое пособие для учителя. М.: Просвещение, 2007. Фонохрестоматия для 7 класса (6 кассет)
Учебник по музыке и творчеству. В. В. Фадин. Музыка для учащихся 1 -7 классов. Волгоград
Программа по предмету «Музыка» для 7

Пояснительная записка

5 класс


Программа по предмету «Музыка» для 5 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство» 8-9 кл./ Е.Д. Критсккая, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: Просвещение, 2007 ).

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

  • Авторская программа «Музыка» авторов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской /Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7 классы. Искусство. 8-9- классы. – М.: Просвещение, 2007;

  • Утвержденный приказом от 13 декабря 2007 г. № 349 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, рабочие тетради, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской.

Изучение музыки направлено на достижение следующих целей:

  • становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

  • развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

  • освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе, с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

В соответствии с учебным планом в 5 классе на учебный предмет «Музыка» отводится

34 часа (из расчета 1 час в неделю).

В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образова­тельных учреждений, потребности в модернизации содержания музыкального образования, новые педагогические технологии.

В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств – литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.

Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.

Содержание данной программы раскрывается в теме года «Музыка и другие виды искусства», учебных темах каждого полугодия:

тема I полугодия - «Музыка и литература»;

тема II полугодия - «Музыка и изобразительное искусство»

Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным произведением всегда пред­полагает его рассмотрение в содружестве муз, что особенно ярко проявляется на страницах учебника и творческой тетради. Часы первого полугодия посвящены установлению связей между музыкой и литературой, а второго полугодия – связи музыки и изобразительного искусства. Учащиеся должны почувствовать, что эти три вида искусств не только не отделены друг от друга, но, напротив, связаны многими нитями, и знания одного из них помогает более глубокому восприятию и пониманию остальных.

Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.

Содержание рабочей программы предмета «Музыка» .5 класс


Раздел 1. Тема I полугодия:

«Музыка и литература» (16 часов)


Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Это, прежде всего, такие жанры, в основе которых лежит поэзия, - песня, романс, опера. Художественный смысл и возможности программной музыки (сюита, концерт, симфония), а также таких инструментальных произведений, в которых получили «вторую жизнь» народные мелодии, церковные напевы, интонации колокольных звонов.

Значимость музыки в жизни человека, благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Она нередко становится одним из «действующих лиц» сказки или народного сказания, рассказа или повести, древнего мифа или легенды. Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы ис­кусства. Интонационные особенности языка народной, профес­сиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольк­лор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. «Вторая жизнь" песни. Писатели и поэты о му­зыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, ба­лет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении.

Использование различных форм музицирования и творче­ских заданий в освоении содержания музыкальных образов. Выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы.

Раздел 2. Тема II полугодия:

«Музыка и изобразительное искусство» (18 часов)


Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. Взаимодействие трех искусств – музыки, литературы, изобразительного искусства – наиболее ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства, как опера, балет, мюзикл, а также с произведениями религиозного искусства («синтез искусств в храме»), народного творчества.

Вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный (живописный) образ, а, всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в своем воображении ту или иную музыку. Выявление сходства и различия жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения. Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Ис­торические события, картины природы, разнообразные харак­теры, портреты людей в различных видах искусства. Образ му­зыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: че­рез прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живопис­ная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искус­стве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борь­бы и победы в искусстве. Архитектура — застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская ком­позитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве.

Использование различных форм музицирования и творче­ских заданий в освоении содержания музыкальных образов.


Учебно-тематический план предмета «Музыка» (5 класс)





Разделы и темы

Кол-во

часов




I полугодие. 1 раздел

«Музыка и литература»


16

1

Что роднит музыку с литературой

1

2,3,4

Вокальная музыка

3

5,6

Фольклор в музыке русских композиторов

2

7

Жанры инструментальной и вокальной музыки

1

8

«Вторая жизнь» песни

1

9

Всю жизнь мою несу Родину в душе…

1

10,11

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

2

12

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера

1

13

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет

1

14

Музыка в театре, кино, на телевидении

1

15

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл

1

16

Мир композитора. Волшебная палочка дирижера

1




II полугодие. 2 раздел

«Музыка и изобразительное искусство»


18

1

Что роднит музыку с изобразительным искусством

1

2

Небесное и земное в звуках и красках

1

3,4

Звать через прошлое к настоящему

2

5.6

Музыкальная живопись и живописная музыка

2

7

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве

1

8

Портрет в музыке и изобразительном искусстве

1

9

Волшебная палочка дирижера.

1

10

Образы борьбы и победы в искусстве

1

11

Застывшая музыка

1

12

Полифония в музыке и живописи

1

13

Музыка на мольберте

1

14

Импрессионизм в музыке и живописи

1

15

О подвигах, о доблести и славе...

1

16

В каждой мимолетности вижу я миры…

1

17

Мир композитора. С веком наравне.

1

18

Заключительный урок – обобщение.

1

Итого




34



Содержание изучаемого курса

тема года: «Музыка и другие виды искусства»


Тема I полугодия:

«Музыка и литература» (16 часов)

Урок 1. Что роднит музыку с литературой

Интонационно - образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими видами искусства.

Выявление многосторонних связей музыки и литературы. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? Поэма, былина, сказка. Песня, романс. Роль музыки в семье искусств, ее влияние на другие искусства. Значение слов в песне. Вокализ. Сходство выразительных средств живописи и музыки: плавные изгибы линий рисунка, перекличка светотени в картине и ладовой окраски в музыке. Интонационно-образная, жанровая, стилевая основы музыки в картинах и мелодиях, музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими искусствами. Интонация как носитель смысла в музыке.

Основные понятия: Романс. Песня. Вокализ. Симфония. Концерт. Сюита. Опера. Инструментальные произведения.

Музыкальный материал:

М. Глинка, сл. Н. Кукольника «Жаворонок»

Г. Струве, сл. Н. Соловьевой «Моя Россия»

П. Чайковский. Симфония № 4

Э.Григ. Фрагменты сюиты «Пер Гюнт»

Знать/понимать: понимать взаимодействие музыки с другими видами ис­кусства на основе осознания специфики языка каждого из них.

Уметь: размышлять о знакомом музыкальном произведении, вы­сказывать суждение об основной идее. Узнавать на слух изученные произведения. Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения.


Урок 2. Вокальная музыка

Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов (лирические). Народные истоки русской профессиональной музыки.

Образ Отчизны, отношение к родной земле, значение культуры своего народа. Представление о песне как истоке и вершине музыки. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов в вокальной музыке. Песня – верный спутник человека.

Основные понятия: Мир искусства. Художник. Поэт. Писатель. Композитор. Пейзаж.

Музыкальный материал:

Осень. П. Чайковский, слова А. Плещеева

Осень. Ц. Кюи, слова А. Плещеева

П.Аедоницкий, сл. И. Шаферана «Красно солнышко»

Знать/понимать: основные жанры вокальной народной и профессиональной музыки.

Уметь: выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства. Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость.


Урок 3. Вокальная музыка

Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Основные жанры русской народной музыки (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, былины, лирические песни, частушки).

Знакомство с различными жанрами русской народной песни: формирование необходимых вокально-хоровых навыков. Особенности песенных жанров. Календарные песни. Разнохарактерные песенные жанры: трудовые, обрядовые, величальные, торжественные, хвалебные, шуточные, сатирические, игровые, хороводные, лирические песни. Песни - заклички. Взаимосвязь музыкальных, литературных и художественных образов. По содержанию песни делятся на: лирические, сатирические, героические и патриотические. По социальной направленности – на обрядовые, бытовые, колыбельные, о животных и др.

Основные понятия: Календарные песни: трудовые, обрядовые, величальные, игровые, хороводные, лирические, заклички.

Музыкальный материал:

Русские народные песни:

«А мы просо сеяли»

«Бояре, а мы…»

«Уж ты, поле мое»

Знать/понимать: основные жанры народных песен, ее особенности.

Уметь: разучивать и исполнять образцы музыкально - поэтического творчества. Распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений. Рассуждать о многообразии музыкального фольклора России. Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении. Обнаруживать, выявлять общность истоков народной и профессиональной музыки.


Урок 4. Вокальная музыка

Развитие жанров камерной вокальной музыки – романс.

Определение романса как камерного вокального произведения для голоса с инструментом, в котором раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе. Возможность возрождения песни в новом жанре – романс.

Основные понятия: Романс.

Музыкальный материал:

Горные вершины. А. Рубинштейн, слова М. Лермонтова

Горные вершины. А. Варламов, слова М. Лермонтова.

Знать/понимать: основной жанр вокальной профессиональной музыки – романс, определение: камерная музыка.

Уметь: проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость.


Урок 5. Фольклор в музыке русских композиторов

Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки.

Знакомство с произведениями программной инструментальной музыки: симфонической сюитой и симфонической миниатюрой. Вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников (русских народных сказаний, сказок разных народов и др.) Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры.

Основные понятия: Симфоническая миниатюра.

Музыкальный материал:

«Колыбельная» А. Лядов

«Кикимора». Сказание для симфонического оркестра (фраг­менты) А. Лядов

Знать/понимать: особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки.

Уметь: сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. Уметь по характерным признакам определять принадлеж­ность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — народная, композиторская, композиторская в народном стиле.


Урок 6. Фольклор в музыке русских композиторов.

Особенности восприятия музыкального фольклора своего народа и других народов мира.

Обращение композиторов к родному фольклору и к фольклору других народов. Общность и интонационное своеобразие музыкального фольклора народов России и других народов мира, их ярко выраженная национальная самобытность.

Интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной музыки народов Крайнего Севера.

Основные понятия: Симфоническая сюита.

Музыкальный материал:

Шехеразада. Симфоническая сюита (фрагменты). Н. Рим­ский-Корсаков.

Знать/понимать: интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной народной музыки.

Уметь: по характерным признакам определять принадлеж­ность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая или народная на примере опер русских композиторов.


Урок 7. Жанры инструментальной и вокальной музыки

Развитие жанров светской вокальной и инструментальной музыки. Наиболее значимые стилевые особенности классической музыкальной школы.

Представление о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой-либо литературной основой (вокализ, песня без слов, баркарола как жанр фортепианной музыки); знакомство с вокальной баркаролой. Выяснение своеобразия и выразительности песни без слов и романса – инструментальной и вокальной баркаролы. Представление учащихся о роли литературы в появлении новых музыкальных жанров и произведений. Превращение песен в симфонические мелодии.

Основные понятия: Вокализ, песня без слов, баркарола

Музыкальный материал:

Вокализ. С. Рахманинов.

Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» (фрагмент). Г. Свиридов.

Баркарола (Июнь). Из фортепианного цикла «Времена года». П. Чайковский.

«Песня венецианского гондольера» (№ 6). Из фортепиан­ного цикла «Песни без слов». Ф. Мендельсон.

Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.

Баркарола. Ф. Шуберт, слова Ф. Штольберга, перевод A. Плещеева.

Знать/понимать: жанры светской вокальной и инструментальной музыки: вокализ, песня без слов, романс, серенада.

Уметь: выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе интонационной природы музыки, музыкальных жанрах. Размышлять о музыке, анализировать, высказывать своё отношение.


Урок 8. «Вторая жизнь» песни

Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: создание музыки в народном стиле, цитирование, варьирование.

Представление о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыки: симфония, концерт, опера, кантата. Современные интерпретации классической музыки. Смысл высказывания М.И. Глинки: «Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем». Раскрытие терминов и осмысление понятий: интерпретация, обработка, трактовка. Связь между музыкой русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством, отражающим жизнь, труд, быт русского народа.

Основные понятия: Цитирование мелодии. Аранжировка. Оригинал. Обработка. Переложение. Интерпретация. Симфония - действо.

Музыкальный материал:

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (фрагмент фи­нала). П. Чайковский.

«Веснянка» украинская народная песня.

«Пер Гюнт» музыка к драме Г. Ибсена (фрагменты). Э. Григ.

Сцена «Проводы Масленицы». Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

Знать/понимать: особенности русской народной музыкальной культуры.

Уметь: исследовать интонационно - образную природу музыкального искусства. Проявлять эмоциональный отклик на выразительность и изобразительность в музыке. Наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа.


Урок 9. Всю жизнь мою несу Родину в душе…

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы.

Сопоставление образного содержания музыки, выявление контраста как основной прием развития произведения в целом. Определение средств музыкальной выразительности. Перезвоны. Звучащие картины. Значимость музыки в жизни человека, ее роли в творчестве писателей и поэтов, а также ее национального своеобразия. Музыка. Природа родной страны, судьба человека… Вдохновение композиторов, поэтов, писателей, их размышления о смысле жизни, о красоте родной земли, о душевной красоте человека и талантливых людях, которыми может по праву гордиться Отечество.

Основные понятия: «Зерно»-интонация.

Музыкальный материал:

«Перезвоны». По прочтении В. Шукшина. Симфония-дейст­во для солистов, большого хора, гобоя и ударных (фрагменты). B. Гаврилин

«Снег идет». Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, слова Б. Пастернака.

Запевка. Г. Свиридов, слова И. Северянина.

Знать/понимать: стилевое многообразие музыки 20 столетия, находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.

Уметь: сопоставлять образное содержание музыкального произведения, выявлять контраст, как основной прием развития произведения, определять средства выразительности, подчеркивающие характер музыкального произведения; размышлять о знакомом музыкальном произведении, вы­сказывать суждение об основной идее, о средствах и фор­мах ее воплощения; участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти.


Урок 10. Писатели и поэты о музыке и музыкантах.

Романтизм в западноевропейской музыке: особенности трактовки драматической и лирической сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки – прелюдия, этюд.

Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – Ф. Шопен. Музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроения, мысли, но и играет в литературе драматургическую роль, выявляя внутреннюю сущность человека, оттеняя, углубляя характеры, ситуации, события. Творчество Ф. Шопена как композитора связано с его исполнительской деятельностью. Именно Ф. Шопен утвердил прелюдию как самостоятельный вид творчества, открыл новое направление в развитии жанра этюда, никогда не отделяя техническую сторону исполнения от художественной.

Основные понятия: Прелюдия. Этюд.

Музыкальный материал:

«Этюд № 12» Ф. Шопен

«Прелюдия №7 » Ф. Шопен

«Прелюдия № 20» Ф. Шопен

«Вальс № 7» Ф. Шопен

Знать/понимать: понимать взаимодействие музыки с другими видами ис­кусства на основе осознания специфики языка каждого из них. Знать композиторов – романтиков: Ф. Шопен, жанры фортепианной музыки: этюд, ноктюрн, прелюдия.

Уметь: размышлять о знакомом музыкальном произведении, вы­сказывать суждение об основной идее, о средствах и фор­мах ее воплощении, выявлять связь музыки с другими искусствами, историей, жизнью. Узнавать на слух изученные произведения зарубежной классики.


Урок 11. Писатели и поэты о музыке и музыкантах.

Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами - классиками и романтиками. ( В.Моцарт – Ф.Шопен)

Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – В.А. Моцарт и Ф. Шопен. Реквием. Музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроения, мысли, но и играет в литературе драматургическую роль, выявляя внутреннюю сущность человека, оттеняя, углубляя, характеры, ситуации, события. Произведения В.Моцарта открывают бесконечное многообразие чувств, полны многогранных реальных характеров.

Основные понятия: Канон.

Музыкальный материал:

«Откуда приятный и нежный тот звон». Хор из оперы «Волшебная флейта». В.-А. Моцарт

Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт

Маленькая ночная серенада (рондо). В.-А. Моцарт

Dona nobis pacem. Канон. В.-А. Моцарт

Знать/понимать: понимать взаимодействие музыки с другими видами ис­кусства на основе осознания специфики языка каждого из них, что музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроений, мыслей, но и играет драматургическую роль, не только в литературе, но и в жизни. Знать жанры музыки: реквием, сюита.

Уметь: находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; сравнение различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявление их своеобразия.


Урок 12. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

Развитие жанра – опера. Народные истоки русской профессиональной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору.

Особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы. Разновидности вокальных и инструментальных жанров, форм внутри оперы - (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль), а также исполнители (певцы, дирижёр, оркестр).

Основные понятия: Речитатив, хор, ансамбль. Музыкальный портрет.

Музыкальный материал:

«Садко». Опера-былина (фрагменты). Н.А. Римский-Корсаков.

Знать/понимать: особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы; знать разновидности вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы: увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль, а также исполнителей: певцы, дирижеры и т.д..

Уметь: творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в рисунке, участвовать в коллективной исполнительской деятельности, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки.


Урок 13. Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

Развитие жанра – балет. Формирование русской классической школы.

На основе имеющегося музыкально-слухового опыта учащихся продолжить знакомство с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; с именами лучших отечественных танцоров и хореографов. Балет - искусство синтетическое. В нем воедино переплетены различные виды искусства: литература, инструментально-симфоническая музыка, хореография, (танцоры-солисты, кордебалет- массовые сцены), драматическое и изобразительное искусство (театральное действие, костюмы, декорации).

Основные понятия: Образ танца. Развитие музыки. Симфоническое развитие.

Музыкальный материал:

«Щелкунчик». Балет- феерия (фрагменты). П. Чайковский.

«Спящая красавица». Балет (фрагменты). П. Чайковский.

Знать/понимать: имена лучших отечественных хореографов, танцоров, особенности балетного жанра, его специфику.

Уметь: участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти (вокализации основных тем, пластическом интонировании); наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа.


Урок 14. Музыка в театре, кино и на телевидении

Творчество отечественных композиторо-песенников, роль музыки в театре, кино и телевидении.

Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении. Музыка - неотъемлемая часть произведений киноискусства, которое существует на основе синтеза литературы, театра, изобразительного искусства и музыки. Киномузыка – одно из важнейших средств создания экранного образа реального события, которое специально инсценируется или воссоздается средствами мультипликации. Динамика развития кинообраза, быстрая смена действия в кино, короткое дыхание кинематографических фраз, свободное владение пространством и временем получили отражение и в музыке к фильмам.

Основные понятия: Литературный сценарий. Музыкальный фильм.

Музыкальный материал:

«Песня о Родине» из к/ф «Цирк». И. Дунаевский


«Песня о веселом ветре» из к/ф «Дети капитана Гранта». И. Дунаевский.

Знать/понимать: роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: театре, кино, телевидении.

Уметь: участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти (вокализации основных тем, пластическом интонировании); участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти.


Урок 15. Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с жанром мюзикл.

Особенности мюзикла, его истоки. Знакомство с мюзиклом «Кошки» Э.-Л. Уэббера, в основе либретто которого лежат стихи Т. Элиота. Жанры внутри самого мюзикла близки оперным номерам. Как и в опере, здесь сочетаются пение и танец, но, в отличие от оперы, все действующие лица, исполняя вокальные номера, постоянно находятся в движении.

Основные понятия: Речитатив. Ария. Хор.

Музыкальный материал:

«Кошки». Мюзикл (фрагменты). Э.-Л. Уэббер.

«Песенка о прекрасных вещах». Из мюзикла «Звуки музы­ки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерстайна, русский текст М. Подберезского.

Знать/понимать: особенности жанра – мюзикл. Выявления связей музыки с другими искусствами, историей и жизнью.

Уметь: творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом дви­жении, поэтическом слове, изобразительной деятельно­сти.


Урок 16. Мир композитора. Волшебная палочка дирижера.

Знакомство с творчеством региональных композиторов.

Выявление многосторонних связей музыки и литературы.

Музыкальный материал:

по выбору учителя.

Знать/понимать: взаимодействие музыки и литературы на основе специфики и общности жанров этих видов искусства; знать имена выдающихся русских и зарубежных компози­торов, приводить примеры их произведений.

Уметь: передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкаль­но-эстетической жизни класса, школы.


  1   2




Похожие:

Методические рекомендации для учителя под редакцией Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской. Изучение музыки направлено на достижение следующих целей iconМетодические рекомендации для учителя под редакцией Г. П сергеевой, Е. Д. Критской. Цель программы
Изучение предмета в основной школе «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям...
Методические рекомендации для учителя под редакцией Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской. Изучение музыки направлено на достижение следующих целей iconУчебник для 3 класса. Изучение информатики на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей
Горячев А. В. Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» /под редакцией А. А. Леонтьева
Методические рекомендации для учителя под редакцией Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской. Изучение музыки направлено на достижение следующих целей iconПояснительная записка изучение информатики в основной школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей
Методические рекомендации для учителя под редакцией Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской. Изучение музыки направлено на достижение следующих целей iconСтандарт начального общего образования по искусству музыка
Изучение музыки на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей
Методические рекомендации для учителя под редакцией Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской. Изучение музыки направлено на достижение следующих целей iconВ министерстве образования РФ
Изучение иностранного языка в основной школе направлено на достижение следующих целей
Методические рекомендации для учителя под редакцией Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской. Изучение музыки направлено на достижение следующих целей iconТехнология
Изучение технологии на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей
Методические рекомендации для учителя под редакцией Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской. Изучение музыки направлено на достижение следующих целей iconЭлективный курс формирование навыков
Изучение элективного курса в профильном классе направлено на достижение следующих целей
Методические рекомендации для учителя под редакцией Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской. Изучение музыки направлено на достижение следующих целей iconРабочая программа по литературному чтению для 2 класса с учетом фгос
Изучение литературного чтения в нач школе с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей
Методические рекомендации для учителя под редакцией Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской. Изучение музыки направлено на достижение следующих целей iconТребования к уровню подготовки выпускников
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено па достижение следующих целей
Методические рекомендации для учителя под редакцией Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской. Изучение музыки направлено на достижение следующих целей iconПрограмма для обучающихся 8 9 класс (105 часов) Обсуждена на Составитель: заседании методического Некрасова. А. М
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей
Методические рекомендации для учителя под редакцией Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской. Изучение музыки направлено на достижение следующих целей iconЦели программы : Изучение геометрии в 11 классе направлено на достижение следующих целей
Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др., составитель Бурмистрова Т. А. М.: Просвещение, 2008
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы