Программа духовно нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка icon

Программа духовно нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка



НазваниеПрограмма духовно нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка
Дата конвертации17.09.2013
Размер229.93 Kb.
ТипПрограмма
источник

2.3. Программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования


Пояснительная записка

Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный образовательный стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических особенностей региона, запросов семей и подразумевает конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования, традиционными религиозными организациями

^ Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания




Общие задачи по основным направлениям

духовно-нравственного развития и воспитания:



Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся содержит несколько разделов:

  • «Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования»;

  • «Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся»;

  • «Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования».

  • «Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования».

  • «Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся».

  • «Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования».


^ Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.



На основании национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно-нравственного развития и воспитания, приведённых в Концепции, а также с учётом «Требований к результатам освоения Основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом, общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования таковы:


В области личностной культуры


В области социальной культуры

В области семейной культуры

* формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала, непрерывного образования, самовоспитания, т.е. «становиться лучше»;


*формирование основ российской гражданской идентичности;


* формирование отношения к семье как основе российского общества;

* укрепление нравственности, внутренней установки личности поступать согласно своей совести;



*пробуждение веры в Россию, чувства ответственности за Отечество;

*формирование основ нравственного самосознания — осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;


* воспитание ценностного отношения к национальному языку и культуре;


* формирование нравственного смысла учения;

*формирование патриотизма и гражданской солидарности;



*формирование уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;



*формирование основ морали, укрепление позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

*развитие навыков сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;


*принятие базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;


*укрепление доверия к другим людям;


*формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

*развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

* формирование способности проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

*становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;


*формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;


*формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, к принятию ответственности за их результаты;


*формирование уважительного отношения к российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

* развитие трудолюбия,

преодоление трудностей, настойчивости в достижении результата;

*формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

*знакомство с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.


*осознание ценности жизни, противостояние действиям и влияниям, угрожающим жизни, духовной безопасности.



Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.


^ Формирование гражданских ценностей




* получение представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой — Гербом, Флагом Российской Федерации (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов);

* ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина через беседы, экскурсии, просмотра кинофильмов, путешествия по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания;

* ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России( беседы, сюжетно-ролевых игры, кинофильмы, творческие конкурсы, фестивали, праздники, экскурсии, путешествия, туристско-краеведческие экспедиции);

* знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным праздникам);

* знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (через участие в социальных проектах и мероприятиях);

* просмотр учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведение бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовка и проведение игр военно-патриотического содержания, конкурсы и спортивные соревнования, сюжетно-ролевые игры на местности, встречи с ветеранами и военнослужащими;

* получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми — представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников);

* участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.


^ Формирование нравственных ценностей



* получение представления о ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов (в процессе бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности);

* ознакомление по желанию обучающихся и с согласия родителей (законных представителей) с деятельностью традиционных религиозных организаций (путём проведения экскурсий в места богослужения, добровольного участия в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями);

* участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;

* ознакомление с правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознаванию хороших и плохих поступков (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков);

* усвоение опыта нравственных взаимоотношений в классе и школе (обучение дружной игре, взаимной поддержке, участие в коллективных играх);

* посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе;

* получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (беседы о семье, о родителях и прародителях);

* расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (проведение открытых семейных праздников, выполнение и презентации творческих проектов, проведения мероприятий, раскрывающих историю семьи, укрепляющих преемственность между поколениями).

^ Формирование социальных ценносте




* участие в экскурсиях по микрорайону, городу, знакомство с различными видами труда, профессиями в ходе экскурсий на предприятия, встречи с представителями разных профессий;

* участие в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»;

* получение первоначальных навыков сотрудничества, в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, через создание игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения праздников труда, ярмарок, конкурсов;

* приобретение опыта уважительного и творческого отношения к учебному труду через презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда;

* творческое применение знаний, полученных при изучении учебных предметов на практике в рамках предмета «Технология» разрабатывая и реализуя различные проекты;

* приобретение опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и учреждений дополнительного образования (занятие народными промыслами, работа в творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции в учебное и каникулярное время);

* приобретение умения и навыки самообслуживания в школе и дома;

* участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомство с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.


^ Формирование ценности здоровьесбережени



* приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, способах укрепления его (на уроках физической культуры, беседы, просмотр учебных фильмов, внеклассные мероприятия, встречи со спортсменами, тренерами, представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью);

* участие в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья;

* практическое освоение методов и форм физической культуры, простейших элементов спортивной подготовки (на уроках физической культуры, в спортивных секциях, при подготовке и проведении подвижных игр, туристических походов, спортивных соревнований);

* составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха;

* получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания (здоровьесберегающими формами досуговой деятельности в процессе бесед, просмотра учебных фильмов, игровых и тренинговых программ в системе взаимодействия школы и медицинских учреждений);

* получение представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, нравственного (душевного), психологического, психического и социально-психологического (здоровья семьи и коллектива образовательного учреждения) в ходе бесед с педагогами, психологами, медицинскими работниками образовательного учреждения, родителями (законными представителями);

* получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека (в рамках бесед с педагогами, психологами, медицинскими работниками, родителями (законными представителями).

^ Формирование экокультурных ценностей




* усвоение представлений об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой (в ходе бесед, просмотра учебных фильмов);

* получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсий, прогулок, туристических походов и путешествий по родному краю);

* получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т. д.), в деятельности школьных экологических центров, участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов;

* участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций;

* усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой (при поддержке родителей (законных представителей), расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе в экологической деятельности по месту жительства).


^ Формирование художественно-эстетических ценностей




* получение представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России (посредством встреч с представителями творческих профессий, экскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам);

* ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами (через систему экскурсионно-краеведческой деятельности, внеклассные мероприятия, включая шефство над памятниками культуры вблизи образовательного учреждения, посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок);

* обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в природе в разное время суток и года, в различную погоду; разучивание стихотворений, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах; обучение понимать красоту окружающего мира через художественные образы;

* обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой (участие в беседах «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас», беседах о прочитанных книгах, художественных фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх; обучение различать добро и зло, отличать красивое от безобразного, плохое от хорошего, созидательное от разрушительного);

* получение опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества (на уроках художественного труда и в системе учреждений дополнительного образования);

* участие в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ;

* получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека;

* участие в художественном оформлении помещений.


^ Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

на ступени начального общего образования.


Современные особенности развития и воспитания на ступени начального общего образования

Обучающиеся на этой ступени образования требуют особого педагогического внимания. С поступлением в школу у ребёнка осуществляется переход к учебной деятельности, освоение новой социальной позиции, новой роли ученика, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, начинается формирование у ребёнка положительного отношения к образованию, школе, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы его социального, гражданского поведения, характер трудовой, общественной, творческой деятельности.

Современный ребёнок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино, воспитательное и социализирующее воздействие нередко является доминирующим и порою негативным.

Уклад школьной жизни педагогически интегрирует основные виды и формы деятельности ребёнка: урочную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно полезную, трудовую, эстетическую, социально - коммуникативную и др. на основе базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, национальных духовных традиций народов России. Школе принадлежит ведущая роль в осуществлении духовно-нравственного развития и воспитания ребёнка.




^ Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям:

  • представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

  • представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации;

  • представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

  • представления о правах и обязанностях гражданина России;

  • интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

  • уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

  • ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

  • начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

  • элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

  • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России;

  • стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;

  • любовь к образовательному учреждению, своему городу, народу, России;

  • уважение к защитникам Родины;

  • умение отвечать за свои поступки;

  • негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

  • различение хороших и плохих поступков;

  • представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

  • представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

  • уважительное отношение к родителям, старшим, к сверстникам и младшим;

  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе;

  • бережное, гуманное отношение ко всему живому;

  • знание правил вежливого поведения, культуры речи, быть опрятным, чистым, аккуратным;

  • избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; признаваться в плохом поступке;

  • представления о негативном влиянии на состояние человека компьютерных игр, кино, телевизора;

  • отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  • представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

  • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

  • представления об основных профессиях;

  • ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

  • представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

  • навыки коллективной работы;

  • умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

  • умение соблюдать порядок на рабочем месте;

  • бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

  • отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

^ Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;

  • представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);

  • представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

  • понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

  • знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение режима дня;

  • интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

  • представления об оздоровительном влиянии природы на человека;

  • отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

  • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

  • ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

  • элементарный опыт природоохранительной деятельности;

  • бережное отношение к растениям и животным.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

  • представления о душевной и физической красоте человека;

  • формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

  • интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

  • интерес к занятиям художественным творчеством;

  • стремление к опрятному внешнему виду;

  • отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.

Духовно-нравственное развитие и воспитание осуществляется не только школой, но и семьёй, внешкольными учреждениями, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. Таким образом, важным условием эффективной реализации задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных субъектов при ведущей роли педагогического коллектива школы.

При разработке и осуществлении программы духовно-нравственного развития и воспитания школа взаимодействует, с традиционными религиозными организациями, общественными организациями и объединениями гражданско-патриотической, культурной, экологической направленности, детско-юношескими и молодёжными движениями, организациями, объединениями.

^ Формы взаимодействия:

  • участие представителей общественных организаций и объединений, а также традиционных религиозных организаций с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей) в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания;

  • реализация педагогической работы указанных организаций выше в рамках отдельных программ, согласованных с программой духовно-нравственного развития и воспитания и одобренных педагогическим советом и родительским комитетом школы;

  • проведение совместных мероприятий по направлениям духовно-нравственного развития и воспитания в школе.

^ Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся.

Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся — один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося. Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) рассматривается как одно из важнейших направлений реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания.


^ Принципы работы школы по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей).








^ Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечиваться достижение обучающимися:

  • воспитательных результатов — тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности;

  • эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата: развитие как личности, формирование компетентности, идентичности и прочее.


^ Воспитательные результаты и эффекты деятельности распределяются по трём уровням


^ Первый уровень результатов

Второй уровень результатов

Третий уровень результатов

*приобретение обучающимися социальных знаний;

*получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;

*получение опыта самостоятельного общественного действия.

*первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни.

*ценностное отношение к социальной реальности в целом.

^ Воспитательные эффекты:


Воспитательные эффекты:


Воспитательные эффекты:


Воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях

Приобретение опыта отношения к изучаемому.

Создание необходимых условий для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.



^ Воспитательные результаты духовно-нравственного развития и воспитания



^ Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

* ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

* представление об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

* первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

* опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

* опыт социальной и межкультурной коммуникации;

* представление о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.





^ Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.


* ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

* ценностное и творческое отношение к учебному труду;

* элементарные представления о различных профессиях;

* навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

* осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

* опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

* умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

* мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.





^ Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

* первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

* первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

* представление об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

* первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

* первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

* первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

* реализация эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.






^ Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

* ценностное отношение к природе;

* первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

* элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

* опыт участия в охране природы в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

* личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.





^ Формирование отношения к здоровью и здоровому образу жизни

* ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

* представление о взаимосвязи физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

* первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

* представление о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

* знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье.





^ Воспитание нравственных чувств и этического сознания

* начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

* нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

* уважительное отношение к традиционным религиям;

* неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

* способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

* уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

* знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.





Похожие:

Программа духовно нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка iconПрограмма духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка
Бучающихся на ступени начального общего образования разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального...
Программа духовно нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка iconОглавление Пояснительная записка Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования мкоу «Казанцевская средняя школа» Курьинского района Алтайского края Пояснительная записка
Уховно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального...
Программа духовно нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка iconПояснительная записка 4 Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 9
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 14
Программа духовно нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования пояснительная записка
Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников моу «Барабановская сош»
Программа духовно нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального...
Программа духовно нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка

Программа духовно нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка iconПояснительная записка. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка iconПрограмма «Духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования»
Новой про­граммы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на сту­пени начального общего образования мо школы – интерната...
Программа духовно нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка
И духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции умк «Школа России» с учетом методических разработок...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы