Реферат по литературе на тему: «Мотив сна в лирике поэтов 19-20 веков» icon

Реферат по литературе на тему: «Мотив сна в лирике поэтов 19-20 веков»



НазваниеРеферат по литературе на тему: «Мотив сна в лирике поэтов 19-20 веков»
Момотова Татьяна
Дата конвертации18.11.2012
Размер221.18 Kb.
ТипРеферат
источник

Муниципальное общеобразовательное

учреждение «Гимназия №1»


РЕФЕРАТ

по литературе на тему:

«Мотив сна в лирике поэтов 19-20 веков»


Автор:

ученица 9 «А» класса

Момотова Татьяна


Реферат допущен к защите

с предварительной отметкой 5 (пять)


Руководитель-консультант:

учитель русского языка и литературы

Вакалова Светлана Александровна


г. Новоалександровск, 2012


Оглавление

п/п

Раздел

Страницы

1

Оглавление

2

2

Введение

3

3

Сон как объект лингвистического исследования

4

4

Мотив сна в творчестве:







а) В. А. Жуковского

5




б) А.С.Пушкина

6




в) М.Ю.Лермонтова

8




г) Ф.И. Тютчева

9




д) Ф. Сологуба

10




е) М. Цветаевой

12

5

Заключение

13

6

Библиография

15



Введение.

В последние десятилетия в литературоведении возрос интерес к мотивному анализу, так как на примере отдельного мотива как мельчайшего смыслового элемента текста возможно выявление особенностей не только конкретного текста, но и всего творчества одного автора или определенного периода. В ходе исторического развития литературы отдельные темы и мотивы оказываются то на переднем плане литературного процесса, то на его периферии. Особый интерес представляет анализ тех мотивов, которые наиболее актуальны в каждую конкретную эпоху, несут наибольшую смысловую нагрузку. Мотив сна является одним из самых распространенных и устойчивых во всей мировой литературе, но в особенности в те периоды ее развития, которые характеризуются повышенным интересом к мистицизму, устремленностью к идеалу, находящемуся за пределами земной реальности, что свойственно, прежде всего, романтическому типу мышления. По мнению В.В. Ванслова, «резкое несоответствие мечты и жизни, в результате которого мечта остается нереализованной, а жизнь чуждой сладким грезам и возвышенным снам», представляет собой типичную особенность романтического искусства, хотя мотив сна присущ и другим направлениям.

Существует целый ряд исследований, посвященных мотиву сна и поэтике сновидения в русской литературе, например, работы Н. В. Кузьмичева, И.В. Страхова, А. М. Ремизова, М. Катц, А. Ходанен.

^ Обращение к данной теме обусловлено стремлением рассмотреть особенности семантики и структуры сновидений в творчестве писателей, и сводится к изучению развития концепции сновидения как литературного приема и определению функций сновидений для различных произведений.

^ Актуальность работы заключается в возросшем интересе в современном литературоведении к поэтике сновидений. Обращение к этой теме может быть объяснено многими характерными особенностями романтического мироощущения: свойственными ему религиозностью и интуитивизмом, склонностью к мистицизму, мировоззренческому дуализму, представлением о бессознательной природе творчества.

Целью реферата является изучение сновидений в творчестве Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Сологуба и Цветаевой. В связи с этим представляется необходимым целостный анализ сновидческих текстов, выявление их статуса в художественном мире авторов.

Для достижения цели ставились и решались следующие задачи:

  1. выявить значение понятия «сон» и художественных особенностей сновидческих текстов; проанализировать семантику и структуру литературных сновидений в творчестве поэтов;

  2. определить функции и место мотива сна в поэтике писателей;

  3. показать, какое значение имеет сон для характеристики персонажей, их внутреннего состояния в произведениях поэтов, соотнеся сны с композицией произведений.

Объектом исследования в предлагаемой работе стал один из самых распространенных мотивов русской литературы - мотив сна, и выбор этот далеко не случаен. Как отмечает В.П. Руднев, «мотив сна - один из самых устойчивых в мировой литературе», а, по мнению A.M. Ремизова, «редкое произведение русской литературы обходится без сна».

Материалом для исследования послужили поэтические произведения русских писателей, а также для сопоставлений, обобщений и выводов привлекались некоторые художественные произведения зарубежной литературы.


^ Сон как объект лингвистического исследования

Теоретической предпосылкой нашего исследования послужило наличие в литературоведении целого ряда определений понятия «мотив», основным признаком которого, по мнению большинства исследователей, являются его повторяемость в ряде произведений, простота и неразложимость, а также - вариативность в зависимости от контекста. В словаре С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой дано одно из значений слова «мотив»: «Проходящие через художественное произведение, творчество художника или через целое направление компоненты формы, элементы сюжета или темы, настроения».

Чтобы понять, что такое сон в физиологическом аспекте, обратимся к толковым словарям. В Толковом словаре В.И. Даля слово «сон» обозначает: «Состояние спящего; отдых тела, в забытьи чувств; противоположность: бдение, бодрость, явь».

Толковый словарь С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой дает следующее определение сна:

1. Наступающее через определенные промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха. При котором почти полностью прекращается работа сознания, снижаются реакции на внешние раздражители.

2. То, что снится, грезится спящему, сновидение.

В состоянии сна мы лишаемся «категории реальности»; сознание находится в плену сновидения и не имеет иной возможности, кроме как обитать среди построений собственного воображения. Содержание сна в первую очередь визуально. Во сне даже внешние стимулы – звуки, изменение температуры в комнате – воспринимаются как нечто, существующее в мире сновидения. Эта потеря связи с реальным миром имеет два важных следствия, подчеркивающих отличие состояния сна от состояния бодрствования. Во-первых, визуальные образы, слабые или мимолетные во время бодрствования, становятся во сне целыми сценами или картинами. В отличие от периода бодрствования, когда разнообразные события спорят между собой за наше внимание, во сне ничто не мешает на них сосредоточиться. Сновидения – чистейший пример способности психики концентрировать чувства в образы, образующие сюжетную структуру.

^ Мотив сна в творчестве В. А. Жуковского.

В. А. Жуковский – основоположник жанра баллады и родоначальник романтизма в русской литературе. Героем многих произведений Жуковского является мечтатель, все помыслы которого устремлены в идеальный мир. Часто у Жуковского, как и других романтиков, мы встречаем мотив сна. И это закономерно, потому что с ним связано двоемирие.

Эти особенности романтизма Жуковского можно рассмотреть на примере баллады «Светлана», которая имеет ту же структуру, что и баллада Бюргера «Ленора». «Светлана» отражает интерес к мистике, к фантастическому. Само заглавие знаменательно, оно несет в себе свет, создает определенное настроение, отнюдь не мрачное. С самого начала автор погружает нас в сказочный мир гаданий, ворожбы, и сам ритм стихотворения соответствуют заданной теме. Далее возникает мистический сюжет сна, который занимает центральное место в произведении. Именно мотив сна позволяет автору развернуть балладный сюжет: путешествие Светланы в гости к мертвецу, то есть сон является структурообразующим элементом сюжета. Светлана ждала своего жениха, а во сне она встречает его, но он мертвый. Постепенно автор нагнетает атмосферу страха. Светлане что-то чудится, видится кто-то с «яркими глазами» и этот «кто-то» зовет девушку в путь. Жуковский подробно описывает сцену скачки с мертвым женихом, все время усугубляя ощущение тревоги, страха. Этому способствует и определенный ряд образов: «Вдруг метелица кругом…», «черный вран», кричащий «печаль!», «темная даль». Сон оказывается лишь отражением страхов Светланы. За ним следует пробуждение, и все сразу меняется. Мир снова залит светом, девушка встречается со своим женихом, который возвращается к ней живым и здоровым.

Итак, основой сюжета является мистический сон главной героини - Светланы. И именно в этом заключена особенность композиции баллады. Сон - «страх» был навеян переживаниями за жениха, тревогой, что с ним может что-то случиться. Это характеризует Светлану, как любящую, верную девушку, которая тоскует по своему жениху. Она эмоциональна, чиста, непосредственна и искренна. В Светлане сочетается внешняя красота с внутренней. Девушка – «милая», «красавица». Она молода, открыта для любви и способна на глубокое чувство. Мир народной культуры оказал влияние на ее духовное развитие. В награду за истинную веру, за кротость и терпение Бог спасает девушку. Образ жениха Светланы тоже соответствует романтическим представлениям. Он красив, удал, добр. В произведении нам представлена антитеза - противопоставление добрых сил злым, сна - действительности. Причем грань между этими явлениями так слабо очерчена, что мы не сразу догадываемся о том, что происходит. И этот факт усиливает таинственное, мистическое восприятие произведения. Однако это оптимистическое произведение, которое кончается счастливой развязкой; ее фантастика снимается тем, что вмешательство потусторонних сил - явление мертвого жениха - оказывается сном. Конец баллады жизнерадостен. По мнению автора, человек не только должен проявлять покорность и смирение, он все же создан для счастья.

^ Мотив сна в творчестве А. С. Пушкина.

Мотив сна является неотъемлемой частью творчества А. С. Пушкина. Сон у Пушкина — особая действительность, «особое состояние души, сердца, надежды, воображения, равноценное тому забвению, когда дух живет своим собственным содержанием, открывая путь воспоминаниям, синтезирующим высшую правду». «Сон» в поэтической системе Пушкина оказывается символом, сигнализирующим о смене разных миров. Все возможные значения мотива сна при сопоставлении с состояниями творческого забвения образуют своеобразную иерархию: отрицательно маркированный сон-скука, сон-леность, сон-мечтанье, сон-вдохновенье. Таким образом, мотив сна приобретает неисчерпаемый смысл: он оказывается способным выразить универсальные категории, к которым приближается поэт. Мир за пределами земной реальности, мир фантазии, творчества, смерти и новой жизни - такова потенциальная семантика мотива, отдельные грани которого раскрываются в пушкинских текстах. И каждая реализация мотива в тексте ведет за собой ассоциативные цепочки значений, накопленных и аккумулированных этой мельчайшей семантической единицей в процессе ее развития. Должно быть, мир сна у Пушкина расположен где-то между границами дня и ночи. “...Я находился в том состоянии чувств и души, когда существенность, уступая место мечтаниям, сливается с ним в неясных видениях первосонья”, — так объясняет Петр Гринев вместе с автором природу своего сна. Мотив «сна» варьируется у Пушкина довольно широко, войдя во множество произведений. Сны видят Петр Гринев в “Капитанской дочке”, Руслан в поэме «Руслан и Людмила», Марья Гавриловна в “Метели”, Григорий Отрепьев в “Борисе Годунове” и т.п. Роман в стихах “Евгений Онегин” словно “объят снами”, настолько интенсивно живет в нем этот мотив. Многочисленные упоминания снов, употребленных в их прямом значении (“поздний сон”, “тяжкий сон”, “покойный сон” и др.) представляют собой лишь ту необходимую основу, на которой вырастает образ, с которой он оказывается связанным множеством нитей. Видения, возникающие на стыке дневной (рассудочной, трезвой, ясной) и ночной (интуитивной, спонтанной, темной, но наиболее истинной) действительности, часто настолько странны и невероятны, что слишком похожи на правду дневной жизни. Причем часто видения забегают вперед, предвосхищая события. Через неразличение сна и жизни в пушкинский роман входит одна из традиционных тем мировой литературы: “жизнь есть сон”.

Наибольшей степени концентрации достигает мотив в эпизоде “чудного сна” Татьяны, занимающем одно из важных мест в структуре романа «Евгений Онегин». Различные варианты мотива сна сливаются в нем как в фокусе. Сон Татьяны — один из наиболее загадочных эпизодов романа, что отмечалось многими исследователями. “Чудный сон” Татьяны близок к сну-грезе, видению: это сон святочный, вещий, который “ей сулит / Печальных много приключений”. Сюжетообразующие мотивы русской сказки (поток — препятствие, медведь, лес, избушка, шайка домовых, мотив “старшего, большого брата” — хозяина шайки, накрытый стол) появляются во сне Татьяны с той же очередностью и общим эмоциональным и стилистическим колоритом соответствуют русской сказке. Сон героини в «Евгении Онегине», прежде всего, мотивируется психологически, характеризуя также и другую сторону сознания Татьяны - ее связь с народной жизнью, фольклором. Сон заменяет у Пушкина подробный анализ психологического мира Татьяны, воплощая его в образах и мотивах народного искусства, народных представлений, фольклора. Таким образом, сон дает как бы формулу душевной культуры Татьяны: основа ее - народность, вторичное влияние — романы. Сон обрывается неожиданно — исчезает от “нестерпимого крика”, рвущего границу сказочного мира сна. Чудесно проявляться он начинает не сразу после пробуждения, а на именинах — мосье Трике поет Татьяне куплет: “Проснитесь, спящая красотка”. Этот призыв проснуться и оценить соответствие сна жизни звучит на границе между ними. Гости, съехавшиеся на праздник, удивительно напоминают адских созданий из сна, они настолько нелепы и смешны, что похожи на описания тех “домовых”. На этом пиру Онегин проявляет свою демоническую сущность: сердитый на весь мир, он решает “отмстить” Ленскому, а результатом является смерть Ленского от руки Онегина. При описании состояния героини и во сне, и на празднике (она равно чужая и там, и здесь) употребляются похожие эпитеты, а одна фраза (“Татьяна чуть жива”) повторяется дословно. Мотив преследования, бегства от чудовища (во сне — от медведя) — один из распространенных образов сновидений. Путь через лес, переход через реку по шаткому мосту можно интерпретировать как блуждание души в мире эмоций и преодоление границы между двумя жизненными этапами. Интересно, что своего любимого Евгения Татьяна видит предводителем пиршества нечисти — это можно понять и как гротескное изображение светского общества, и как намек на духовную опустошенность Евгения, его скептицизм и холодность, которые являются характеристиками «духа отрицанья».

Сон Онегина, начинающийся с видения убитого Ленского, как бы продолжает именно то место, на котором оборвался сон Татьяны (“... вдруг Евгений / Хватает длинный нож, и в миг / Повержен Ленский...”). Останавливает внимание композиционная связь уравновешивающих симметрических “опор” в романе — письма Татьяны и письма Онегина. И в том и в другом случае они предшествуют снам, хотя сон Онегина организован с достаточной степенью необязательности. Во снах Онегин и Татьяна не только прозревают свою жизнь, но и получают как бы сущностные ответы на свои письма. Можно заметить, что мотив “сна жизни” звучит на протяжении всего романа. Жизнь при этом так похожа на сон, что почти слилась с ним: “Как в страшном, непонятном сне, / Они друг другу в тишине / Готовят гибель хладнокровно...”. Наконец, сны в романе имеют и еще одно, может быть, наиболее естественное обличье — “снов поэзии”. Роман ориентирован на сон как детерминирующую знаковую систему, отчего и сам представляется видением “поэтического сна”.

^ Мотив сна в творчестве М. Ю. Лермонтова.

Попытке проанализировать состояние человека, находящегося между жизнью и смертью, представить читателю тему сна в форме потока сознания посвящено стихотворение Лермонтова «Сон». Это стихотворение имеет зеркальную композицию: сначала герой видит во сне героиню, а затем героиня, которую герой видит во сне, видит сон о нем. Таким образом, сюжет развернут два раза: сточки зрения героя и с точки зрения героини. В данном произведении сон выступает словно бы предтечей смерти. Сны героев несут в себе значение видения или предвидения происходящего где-то очень далеко, поэтому сон обретает новый смысл, становясь грезами утомленного сознания раненого человека. Трудно провести тонкую грань между реальностью и грезой человека, спящего «мертвым сном». Героиня произведения тоже находится и в реальности, и во сне. Персонажи, параллельно существующие, мысленно поддерживают друг с другом связь, один видит то, что происходит сейчас с другим, и наоборот.

И снилась ей долина Дагестана;

Знакомый труп лежал в долине той,

В его груди, дымясь, чернела рана,

И кровь лилась хладеющей струей.

Любовь является той силой, которая способна связать двух людей, она объединяет героев, именно поэтому они видят друг друга во сне. Лирические герои переживают друг о друге, и поэтому мысленно поддерживают связь между собой. Поэт был убежден, что любящие души соединяются и за пределами земного бытия. Пониманию содержания стихотворения способствует и кольцевая композиция. Форма стихотворения позволяет дойти до самой сути в понимании его смысла. В стихотворении почти нет возвышенной лексики, немногочисленные примеры таковой («хладеющий», «увенчанных», «младая») создают контраст между возвышенным и конкретным, сном и реальностью, а детальность описания – весьма зримую картину происходящего.

Сон в употреблении Лермонтова, имеющий сюжетообразующую функцию, может означать не только усыпление (сон в прямом смысле), но и мечту. Таким образом, слово «сон» в стихотворении имеет следующие значения: усыпление, смерть, мечта. Эти значения раскрывают смысл заглавия постепенно.

^ Мотив сна в творчестве Ф. И. Тютчева.

«В стихотворении Ф.И. Тютчева «Сон на море» как нельзя более выявляется способность сна замещать жизнь, а жизнь - выступать лишь переменной в функции реальности сновидческого механизма. Борьба между двумя бытиями, двумя запредельностями происходила внутри самого писателя. «Две запредельности жили во мне,/ И мной своевольно играли оне». Хаос мыслится поэтом как беспредельная ночная стихия. В этой стихии исчезают представления о пространстве и времени. Хаос сочетается с состоянием беспамятства, со сном. Во время бури на море человек находится во власти хаоса, то есть в состоянии сна.

Лирический герой произведения видит сон, в котором дает волю своей фантазии. Ф.И. Тютчев не жалеет выразительных составных эпитетов для характеристики этого чудесного сна («болезненно-яркий», «волшебно-немой»). Перед лирическим героем, словно в один миг проносится вся жизнь, лирическое чувство так возвышает и окрыляет его, что он сравнивает себя с богом. Вначале мир, увиденный сновидцем, безмолвен, но динамичен: "И сонмы кипели безмолвной толпы", а затем, после некоторой паузы, выраженной в тексте многозначительным троеточием, и вслед за признанием героем себя в роли демиурга, - мир теряет свою подвижность, хотя сохраняет качество светоносности, оппозиционное "гремящей тьме" первореальности. Однако в рамках того рассказа о сне, что передается в стихотворении, местом встречи двух реальностей является индивидуальное сознание самого героя.

На уровне подтекста можно отождествлять разбушевавшуюся стихию с реальными жизненными проблемами, а волшебный сон лирического героя — с идеальным миром, образ которого так явственно проступает в мечтах, но никогда не воплотится в реальности. Однако без него жизнь была бы лишь трудной обязанностью. Только в мечтах и снах человек может достичь, пусть краткого, счастья и гармонии. Сон противопоставлен как образ светлый и таинственный. Это легко узнаваемый мир поэтического творчества.

В момент творческого озарения мир словно застывает, перестает существовать в сознании художника его вечная суета. Поэт чувствует себя творцом, создателем своего шедевра. Поэтому его миссия столь ценна и возвышенна. Однако в последней строфе реальность вновь врывается в мир художника-творца своим хаотичным шумом. Антитеза мира творчества и реального соотносится в ней по звуковому принципу: «тишина» — «шум», «И в тихую область видений и снов / Врывалася пена ревущих валов».

Это стихотворение объемно и масштабно как по композиции художественного пространства, так и по философской глубине. Обычная жизнь времени, ее сиюминутные всплески хаотичны и преходящи. Творчество вечно, облачено в строгую гармоничную форму. И лишь оно дает человеку подлинное наслаждение и возможность почувствовать себя создателем и хозяином своей судьбы.

В стихотворении Тютчева "Сон на море" сознание, которое в обычном, дневном состоянии человека ясно и четко анализирует все действия, на время пребывания во сне затемнено и становится прозрачным.

^ Мотив сна в творчестве Ф. Сологуба.

В поэзии Ф. Сологуба концепция «жизнь как сон» принадлежит природе, как миру, погруженному в сон. «Сон» становится одним из характерных признаков окружающего мира природы, противопоставленный неприкаянности лирического героя. Прежде всего, это касается мира неорганической природы. Излюбленный эпитет у поэта по отношению к природному миру – «сонный» или «дремотный»: «дремотные поля» (в стихотворении «Я люблю весной фиалки…»), «дремотный сад» и «заснувшая беззвучно деревушка» («Какая тишина! Какою ленью дышит…»). «Сонное» состояние окружающего мира зачастую противопоставляется миру людей (и внутреннему миру героя) как состояние бесстрастное – страстному, покойное – беспокойному, безгрешное – греховному. Причем, «сон», атрибутированный природе, нередко приобретает самостоятельное бытие, прежде всего с помощью употребления слова «сон» в особой грамматической форме. Так, в стихотворении «Иду я влажным лугом…» покой природы противопоставлен бесприютности и неуспокоенности лирического героя:

Безмолвие ночное
^ С пленительными снами,
И небо голубое
С зелеными краями, –
Во всем покой и нега,
Лишь на сердце тревога.

В стихотворении Сологуба мотив сна редуцируется до желанного «сна» как отдыха после трудного пути.

Возможна и другая ситуация, когда созерцание жизни природы уподобляется сну, и в этом смысле наступает определенное примирение человека с природой. К примеру, стихотворение «Жизнь проходит в легких грезах…», начинаясь утверждением «Жизнь проходит в легких грезах, / Вся природа – тихий бред», завершается вопросом: «Но – зачем откинуть полог, / Если въявь как и во сне?». Другими словами, поэт усомневается в необходимости созерцания природы, если плоды этого созерцания мало отличаются от легких грез замкнувшегося в своих покоях человека, ведь эти грезы так же способны утешать и успокаивать его. В книге А. Шопенгауэра «Мир как воля и представление» дан следующий фрагмент: «Есть ли верное мерило для различения между сном и действительностью… Жизнь и сновидения – это страницы одной и той же книги»

В стихотворении «^ Проснувшися не рано…» :

Над озером Лугано
Дымился легкий сон.
От горных высей плыли
Туманы к облакам,
Как праздничные были,
Рассказанные снам.

Поэт не сразу разъясняет, что «легкий сон» – это туманы с гор, тем самым создает ощущение зыбкости реального мира. Тому же служит и образ «праздничных былей, рассказанных снам»: обыденная «земная» реальность словно преломляется в особой реальности сновидения, приобретая черты «творимой». Такое «претворение» окружающего мира примиряет с ним героя. Сон у Сологуба может напрямую становиться атрибутом города: тем самым снимается традиционная для поэта противопоставленность мира человека и враждебного ему мира природы, как, например, в стихотворении «Хорошо, когда так снежно…»

Эпитет «сонный» (и связанные с ними эпитеты «дремотный», «сонливый») применительно к природным образам, становится своего рода сигналом особой реальности – пограничной, наделенной своей «тайной», причастной «сказкам». Особый мир, связанный со сном, это мир звезд: созерцание их требует бодрствования, однако само восприятие звездного неба уподобляется поэтом сновидению: таким образом, антитетичные мотивы «бодрствования» и «сновидения» примиряются в типичном мотиве «грезы без сна».

В поздней лирике поэта возникают мотивы, необычные для его раннего творчества: сон природы противопоставляется бодрствованию героя, этот сон – состояние мертвенности, безжизненности, например, зимой: «Надоели, надоели / Эти белые снега, / Эта мертвая пустыня, / Эта дремлющая тишь!». («Снова саваны надели…») Не случайно в этом стихотворении 1921 года сон природы уподобляется смерти. Возможно, такое отношение ко сну объясняется воздействием на поэта не столько народно-поэтической традиции, нередко осмысляющей зиму как смерть природы, сколько постсимволистской тенденции. Не случайно в стихотворении сочетается, на первый взгляд, несочетаемое: герой, обращаясь к своей душе («Отчего ж, душа-рабыня, / Ты на волю не летишь?..»), определяет ей два противоположных пути, по сути уравненных между собой. С одной стороны, это путь «К буйным волнам океана, / К шумным стогнам городов, / На размах аэроплана, / В громыханье поездов»; с другой – «В край невинный, вечно вешний, / В Элизийские поля». Таким образом, парадоксально сталкиваются две традиции: уже ставшая историей традиция романтико-символистская – и еще не успевшая сложиться как нечто цельное и законченная традиция постсимволистского урбанизма.

^ Мотив сна в творчестве М. Цветаевой.

На протяжении всего творчества М. И. Цветаева часто обращается в своих произведениях к таким понятиям, как «сон». Марина Цветаева относилась к своим снам как к творчеству, для нее сновидения полны необычайного очарования, перед которым меркнет повседневность, не случайно «символы снов и художественного творчества Цветаевой имеют единую природу». Все ее творчество пронизывает идея поэта-сновидца, о том, что искусство – творческие сны поэта о себе и о мире. Цветаева записывала сны, пыталась их анализировать. Считая сны действием, творческим актом, Цветаева писала: «Я сню свои сны… Мне сон не снится, я его сню».

Содержание снов не могло не влиять на сюжеты произведений, творческий поиск которых продолжался и во сне. Так, некоторые стихотворения были написаны Цветаевой сразу после пробуждения, то есть пришли к ней во сне. Сон, по Цветаевой, - сфера, где совершаются высшие переживания души поэта. Сон был для нее одним из воплощений жизни и одновременно мистической связью между жизнью и смертью. Одна из ярких особенностей цветаевской поэзии - в ее сопряженности с жизненным контекстом, в автобиографичности большинства конкретных произведений. Ее лирическая героиня стремится к предельной искренности, к полному самораскрытию. Тема сложных путей самопознания и становится предметом лирической медитации в стихотворении «Сон».

Стихотворение построено как рассказ не о конкретном увиденном сне, а об отношениях между «спящим» сознанием и «бодрствующим» подсознанием: между тем, что человек знает или хочет знать о себе, и тем, о чем смутно догадывается; между тем, что он готов признать «своим» и тем, что страшится в себе разглядеть. По самому тону стихотворения можно судить о характере вызвавших его жизненных обстоятельств: это одна из глубоко личных драм, одна из «пороговых» ситуаций, когда человек подвергает мучительной переоценке представления о себе самом.

С точки зрения обычных представлений и согласно поэтической традиции, сон дарует душе отдых, врачует и смиряет, снимает противоречие между желаемым и возможным. Другая его «мифопоэтическая» функция - предсказание или пророчество, «подсказка» о ближайшем будущем. Сон в стихотворении Цветаевой наделяется иными качествами - ищейки, судебного исполнителя («сбирр») и разведчика («летчик над вражьей местностью»), возможно, этим она хочет показать, что сон оказывал на ее творчество огромное влияние. Идею стихотворения раскрывает уже первое метафорическое уподобление («с хищностью сыщика и следователя»). Расследование, проводимое «сном», не что иное, как свет собственной совести. Сон - это сфера самого тайного, самого сокровенного в душе, он отражает внутреннее и неразложимое «я» лирической героини. Сон-духовник разглашает «тайну исповеди» героини. Читателю предлагается картина происходящей на его глазах «борьбы со словом», попыток осмыслить процессы, таящиеся в глубине подсознания. Композиционная формула стихотворения подчинена поиску итоговой, самой точной и глубокой формулировки, которая позволила бы обозначить то, что воспринимается как невыразимое. Такой смысловой итог содержит самое ответственное уподобление, самую главную мысль. Он подготовлен резким ритмическим акцентом - переносом: «Где бы укрыться от вещих глаз/ собственных...»

В стихотворении взаимодействуют два ритмически и логически контрастных начала - упорядоченность и стихия, ясность и затемненность. Сознание требует гармонически сбалансированной, ясной формы, в то время как противостоящая ему стихия подсознания обнаруживает себя в нарушениях гармонии, композиционных смещениях.

Цветаева соотносит сон с законом и престолом, а значит, и с властью («А над стонами – сон./ Всем престолам – престол,/Всем законам – закон»). Здесь сон то, что стоит превыше всего для нее, он является главным актом, через который осуществляется ее творчество. Сон, по мнению Цветаевой, мудр и всемогущ. Творческий сон — средство абсолютной независимости в выражении тайной себя, обнаженность души, способ явить мысли и чувства через поэтические символы. Быть сонной — значит быть истинной с собой, душой, охваченной восторгом, исчезнуть в любимом, не быть в быту.

Спать! Потолок как короб

Снять! Синевой запить!

В постель иду как в прорубь:

Вас, - не себя топить!

Цветаева сравнивает постель с прорубью, с пропастью. Очевидно, что сны являются таким же источником идей, целых стихотворений.

Итак, интерпретировав некоторые стихотворения, мы выяснили, что сон для Цветаевой – это вовсе не физиологический процесс отдыха, а некий священный акт, путешествия души, сопоставимые с процессом творчества, в котором она абстрагируется от внешнего мира, погружаясь в иные духовные сферы.


Заключение.

Сон обладает различными функциями, например, по аналогии с «зеркалом» он выступает в текстомоделирующей функции, порождая зеркальную симметрию, принцип повтора и отражения, и тем самым позволяет интерпретировать сюжет на более высоком уровне смыслообразования. Сон непосредственно связан с воспоминаниями, памятью. Сны часто выступают в роли предупреждений. Сон - это как бы испытание героя на способность понять намек сна и изменить судьбу; то есть судьба дает некий шанс герою.

Исследуя мотив сна в творчестве Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Сологуба и Цветаевой, можно выделить ряд особенностей. Мотив этот достаточно распространенный и традиционный в русской литературе. Традиционные значения мотива обретают в творчестве писателей новое наполнение, выстраиваются в целостную систему. Ни один из смысловых оттенков здесь не утрачен, напротив, они обогащены дополнительными ассоциациями, могут взаимодействовать в пределах одного текста и порождать новые смыслы. Примечательно, однако, что при обилии уподоблений сна, у каждого писателя возникает собственная ассоциация с этим термином. Сон - «страх, переживание» у Жуковского в «Светлане», сон - «видение, предсказание» у Пушкина в «Евгении Онегине» и у Лермонтова в стихотворении «Сон», сон - «мечта, идеальный мир» в тютчевском стихотворении «Сон на море». Целым набором значений обогащается сон в творчестве Сологуба: сон - «мир природы», сон - «отдых», сон - «мертвенность, безжизненность», сон - «особый мир грез». Сон как «творчество, душа поэта» возникает в лирике М. Цветаевой. Каждое из этих значений раскрывает особенности направлений творчества писателей, выявляет духовный мир лирических героев и играет большую роль в композиции всего произведения.

Закончить бы хотелось словами знаменитого английского поэта Дж. Байрона: “Наша жизнь двойственна: сон имеет свой мир. Это грань между явлениями, которые неправильно называются смертью и жизнью”.


Библиография.

  1. Айзенштейн Е. Сны Марины Цветаевой. СПб., 2003.

  2. Дворяшина Н.А., Козикова Ю.Н. Мотивы и образы «сна» в жизни и творчестве М.И. Цветаевой.// М.И. Цветаева: судьба и творчество (Сб. науч.ст.). Сургут, 2003.
  3. ^

    Кузьмичева Н. В.Мотив «сна природы» в поэзии Ф. Сологуба


  4. М. Ю. Лермонтов: Подробный комментарий, учебный материал, интерпретации. – М.:Айрис-пресс,2006

  5. М.В.Лебедева «Мотив “сна” в романе А.С.Пушкина “Евгений Онегин”»

  6. Руднев В.П. Структурная поэтика и мотивный анализ// Даугава, 1990. - №1

  7. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка

  8. Слонимский А. Мастерство Пушкина. М., 1959. С. 129.

  9. Толковый словарь Даля. Словарь русского языка.

Интернет-ресурсы:

  1. Lit-Helper.ru «Мотив вещего сна в русской литературе»

  2. studbirga.info/ Анализ стихотворения «Сон» М. И. Цветаевой




Похожие:

Реферат по литературе на тему: «Мотив сна в лирике поэтов 19-20 веков» iconМотив сна и забвения в творчестве М. Ю. Лермонтова (по стихотворению «Сон»)
Это отражение способов ухода от безысходности и душевного состояния, ставшего приметой современной поэту эпохи. Попытке проанализировать...
Реферат по литературе на тему: «Мотив сна в лирике поэтов 19-20 веков» iconДуховные мотивы в лирике удомельских поэтов
Богом чистоте – в этом и есть предназначение духовной поэзии»,- писал Благочинный Удомельского округа игумен Аркадий (Губанов) в...
Реферат по литературе на тему: «Мотив сна в лирике поэтов 19-20 веков» iconУрок размышление Цель : раскрыть вечные темы искусства на примере творчества поэтов эпохи Ренессанса и композиторов XIX-XX веков; Задачи
Цель: раскрыть вечные темы искусства на примере творчества поэтов эпохи Ренессанса и композиторов XIX-XX веков
Реферат по литературе на тему: «Мотив сна в лирике поэтов 19-20 веков» iconПрезентация на тему: «Великая Отечественная война в лирике XX века». (Автор: Холодков Вячеслав, ученик 8 класса)
Тема урока: «Великая Отечественная война в лирике XX века»Великой Отечественной войне, воспитывать патриотические чувства, развивать...
Реферат по литературе на тему: «Мотив сна в лирике поэтов 19-20 веков» iconРеферат по литературе Тема: Выполнила Новак Алина Григорьевна Класс: 11 «А»
Её считали помощником, символом жизни, была олицетворением убегающего мгновения. В наши дни некоторые присущие мыши черты перенесены...
Реферат по литературе на тему: «Мотив сна в лирике поэтов 19-20 веков» iconВ русской литературе XX-XXI веков
Учебная программа факультативных занятий по русской литературе общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения...
Реферат по литературе на тему: «Мотив сна в лирике поэтов 19-20 веков» iconДокументи
1. /Мотив вина в литературе.docx
Реферат по литературе на тему: «Мотив сна в лирике поэтов 19-20 веков» iconКасьянова Алина Карелия, Олонецкий р-н, пос. Ильинский Научный руководитель – Либерцова Валентина Васильевна, учитель. «Основные темы и мотивы лирики Елены Николаевой»
Я заинтересовалась творчеством и решила написать реферат «Основные темы и мотивы лирики Елены Николаевой». Я считаю тему актуальной,...
Реферат по литературе на тему: «Мотив сна в лирике поэтов 19-20 веков» iconРеферат по литературе на тему: «Человек создан для счастья»
В судьбу кто-то верит, а кто-то нет. При совпадениях принято говорить: «Это судьба», или про неудачного человека иногда поговаривают...
Реферат по литературе на тему: «Мотив сна в лирике поэтов 19-20 веков» iconТема вольности в лирике Лермонтова
Так тема вольности, свободы долго не покидала русскую литературу. В конечном счете каждый творец стремится к свободе и размышляет...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы