Казурова Наталья Владимировна. Самостоятельная работа №1 (6 ч.) Тема icon

Казурова Наталья Владимировна. Самостоятельная работа №1 (6 ч.) Тема



НазваниеКазурова Наталья Владимировна. Самостоятельная работа №1 (6 ч.) Тема
Дата конвертации18.09.2013
Размер96.67 Kb.
ТипСамостоятельная работа
источник

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

«Организация проектной и исследовательской деятельности

младших школьников как условие реализации ООП ОУ

в рамках ФГОС»

Кафедральный инвариантный модуль

72 час.

Слушатель: Казурова Наталья Владимировна.

Самостоятельная работа № 1 (6 ч.)

Тема: «Духовно-нравственное развитие в проектной деятельности младших школьников».



Вопрос

Ответ

  1. 1

В чем состоит национальный воспитательный идеал, обоснованный в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России?

Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную,

осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и

культурных традициях российского народа.



  1. 2

Какие задачи развития, воспитания и социализации младших школьников решаются на этапе начального общего образования?

На этапе начального общего решаются следующие задачи воспитания и социализации младших школьников:

^ В области формирования личностной культуры:

• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности;

• укрепление нравственности;

• формирование основ морали;

• формирование основ нравственного самосознания личности (совести);

• принятие базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

• формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

• формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;

• осознание младшим школьником ценности человеческой жизни;

• формирование нравственного смысла учения.

^ В области формирования социальной культуры:

• формирование патриотизма и гражданской солидарности;

• укрепление доверия к другим людям;

• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

• формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям, религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

^ В области формирования семейной культуры:

• формирование отношения к семье как к основе российского общества;

• формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

• формирование представления о семейных ценностях.

  1. 3

Каковы цели организации проектной деятельности школьников?

  • Обеспечить личностное развитие в соответствии с индивидуальностью школьника и создать пространство для самореализации;

  • Сформировать готовность к продолжению образования;

  • Сформировать основы российской гражданской идентичности;

  • Приобщить к общекультурным ценностям и информационным технологиям;

  • Формирование здорового образа жизни, правил поведения в экстремальных ситуациях.

  1. 4

Какие педагогические проблемы решает проектная деятельность младших школьников?

  •  Позволяет вовлекать учащихся в творческую деятельность;

  • Пробуждает человека к самопознанию и одновременно создаёт условия внутренней активности личности;

  • Снимает интеллектуальное напряжение, вызванное нагрузкой на нервную систему активным обучением;

  • Является фактором общения, выводит учащихся на подлинное сотрудничество;

  • Процесс работы над проектом – это всегда пространство для самореализации её участников, для применения и проверки накопленного опыта.



  1. 5

Какие задачи воспитания и социализации решаются в процессе формирования проектной деятельности младших школьников?

  • Проектная деятельность в начальной школе призвана развивать интеллектуально-творческий потенциал личности ребёнка младшего школьного возраста;

  • Содействовать развитию творческой исследовательской активности учащихся;

  • Формировать у них представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности и стиле жизни;

  • Стимулировать у школьников интерес к фундаментальным и прикладным наукам;

  • Поддерживать стремление ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;

  • Развивать организационно-коммуникационные навыки; развивать познавательные способности и творческое воображение. 

  1. 6

Как развивается социальная компетентность младших школьников в проектной деятельности?

Задача современной школы – воспитывать и формировать универсальные знания, умения и навыки, которые помогут ученикам в дальнейшей жизни быть социально защищенными, добиться высокого качества жизни. Социальная гибкость и социальная мобильность станут результатом умений планирования, моделирования и проектирования своей жизни. Для достижения этой цели в современной педагогике существует множество инновационных технологий.

Одной из них является технология социального проектирования, которая позволяет развивать следующие умения и навыки школьников:

- Видение проблемы, ее значимости и актуальности для себя и для социума;

- Нахождение оптимальных способов ее решения, не противоречащих существующим социальным нормам;
- Освоение позитивных способов общения и взаимопомощи;
- Объективно оценивать свой личный вклад в коллективное дело;
- Понимать значимость и взаимодополняемость каждого участника проекта и его
конечного продукта для социума, а так же формировать социальные компетентности учащихся, развивать специфические умения и навыки (проектирования, прогнозирования, исследования, проблематизации и презентации).
Социальное проектирование помогает решить многие психологические проблемы становления личности ребенка, присвоения правил и норм поведения взрослого полноправного субъекта общества. Через проектную деятельность, социальное проектирование и формируется социальная компетентность школьника.
Очевидно, что социальные компетенции есть широкое и общее определение адекватного проявления социальной жизни человека в современном обществе. 

  1. 7

Какие виды проектной деятельности решают задачи воспитания гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам и обязанностям человека?

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, города.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Оно включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвуя в нём, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания.




Каковы социальные риски формирования проектной деятельности учащихся?

Возможности проектного метода огромны. На современном этапе методология метода проектов становится доминирующей во многих сферах жизнедеятельности. Наряду с этим, педагогу не следует упускать из виду и ряд трудностей:

1. ^ Риск перекоса (дисбаланса) в распределении ролей в совместном осуществлении различных видов проектов. Нередко библиотекари, даже не являясь инициаторами того или иного проекта, склонны принимать на себя значительный объем работы по его выполнению.

2. ^ Риск переоценки результата проекта и недооценки самого процесса работы над ним. Хотя проект – это всегда работа на результат, нельзя забывать, что это еще и целеустремленная деятельность, в ходе которой может родиться немало интересных идей и задумок. И даже если результат был оформлен не на очень высоком уровне, необходимо отметить достижения в деятельности проектанта, стимулировав его тем самым на дальнейшую исследовательскую работу и устранение допущенных ошибок.

3. ^ Риск превращения исследовательского проекта в простой реферат. Недопустимо создавать у детей представление о научной деятельности как о компиляции чужих мыслей. Проектант должен выработать и представить собственную точку зрения на источники информации, сделать самостоятельные выводы, предложить свои рекомендации. Для преодоления данного риска на всех этапах проектной работы необходимо стимулировать новаторскую и самостоятельную деятельность обучающегося, развивать способность анализировать, творчески перерабатывать имеющуюся информацию.



Как соотносятся профессиональная этика учителя и научная этика, как часть воспитательного результата проектной деятельности младших школьников?

Педагогическая этика - это составная часть этики, отражающая специфику функционирования морали  (нравственности)  в условиях целостного педагогического процесса, наука о разных нравственных аспектах деятельности учителя . Специфика педагогической этики обусловлена прежде всего тем, что педагог имеет дело с весьма хрупким, динамичным «объектом воздействия»  -  ребенком.  Отсюда повышенная деликатность,  тактичность, ответственность.

На педагога возложена ответственная миссия: не только  обучать  (развивать интеллектуальные способности, закладывать  определенные знания), но и воспитывать новое поколение. Потому важной составляющей профессиональной культуры современного  педагога, на мой взгляд, является его духовно-нравственная культура и этика.

К педагогической деятельности применимы все основные моральные понятия, однако отдельные понятия отражают такие черты педагогических воззрений, деятельности и отношений, которые выделяют педагогическую этику в относительно самостоятельный раздел этики. Среди этих категорий–профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет.

Учитель, допускающий грубость, произвол в обращении с детьми, оскорбляющий их достоинство, не может пользоваться авторитетом учащихся. Они, как правило, активно сопротивляются воздействию такого учителя даже тогда, когда он бывает прав.

Говоря о педагогической этике, нельзя не упомянуть о таком понятии, как педагогический такт.

Такт – это нравственное поведение. В числе основных составляющих элементов педагогического такта учителя можно назвать уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства, внимательность и чуткость по отношению к людям и т.д.

Основными элементами педагогического такта являются:

– требовательность и уважительность к воспитаннику;
– умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему;
– деловой тон общения;
– внимательность, чуткость педагога.

Профессиональный такт проявляется:

– во внешнем облике педагога;
– в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
– в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;
– в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся;
– в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
– в самокритичной оценке своего труда. Педагогический такт является важным компонентом нравственной культуры учителя.

 Педагогическая этика рассматривает нравственные отношения как совокупность общественных контактов и взаимных связей, возникающих у учителя с теми людьми и учреждениями, по отношению к которым он имеет профессиональные обязанности. На основании такого подхода целесообразнее всего рассматривать нравственные отношения в наиболее четко выделяющихся подсистемам: «учитель — ученики», «учитель — педагогический коллектив», «учитель — родители учащихся», «учитель — руководители школы».





Похожие:

Казурова Наталья Владимировна. Самостоятельная работа №1 (6 ч.) Тема iconКазурова Наталья Владимировна. Самостоятельная работа №2 (6 ч.) Тема
Тема: «Духовно-нравственное развитие в исследовательской деятельности младших школьников»
Казурова Наталья Владимировна. Самостоятельная работа №1 (6 ч.) Тема iconСамостоятельная работа №1 (6 ч.)
Тема: «Духовно-нравственное развитие в проектной деятельности младших школьников». Слушатель Титова Светлана Владимировна
Казурова Наталья Владимировна. Самостоятельная работа №1 (6 ч.) Тема iconСамостоятельная работа №1 (6 ч.) Слушатель Полякова Надежда Владимировна
Тема: «Духовно-нравственное развитие в проектной деятельности младших школьников»
Казурова Наталья Владимировна. Самостоятельная работа №1 (6 ч.) Тема iconСамостоятельная работа №1 (6 ч.) Слушатель курсов Ятимова Анна Владимировна
Тема: «Духовно-нравственное развитие в проектной деятельности младших школьников»
Казурова Наталья Владимировна. Самостоятельная работа №1 (6 ч.) Тема iconСамостоятельная работа №3 (6 ч.) Слушатель: Лахмоткина Наталья Ивановна
Тема: «Анализ образовательной программы проектной и исследовательской деятельности младших школьников»
Казурова Наталья Владимировна. Самостоятельная работа №1 (6 ч.) Тема iconСамостоятельная работа №2 (6 ч.) Слушатель: Такташова Наталья Ивановна, группа 26. 02 – 23. 05
Тема: «Духовно-нравственное развитие в исследовательской деятельности младших школьников»
Казурова Наталья Владимировна. Самостоятельная работа №1 (6 ч.) Тема iconСамостоятельная работа №1 (6 ч.) Слушатель Ефремова Ирина Владимировна г. Солнечногорск мкоу лицей
Тема: «Духовно-нравственное развитие в проектной деятельности младших школьников»
Казурова Наталья Владимировна. Самостоятельная работа №1 (6 ч.) Тема iconСамостоятельная работа №1 (6 ч.) Слушатель: Такташова Наталья Ивановна мбоу «сош №16» г. Сергиев Посад
Тема: «Духовно-нравственное развитие в проектной деятельности младших школьников»
Казурова Наталья Владимировна. Самостоятельная работа №1 (6 ч.) Тема iconСамостоятельная работа №1 (6 ч.) Тема: «Духовно-нравственное развитие в проектной деятельности младших школьников»
Бахарева Татьяна Владимировна учитель начальных классов г Сергиев Посад мбоу сош №11
Казурова Наталья Владимировна. Самостоятельная работа №1 (6 ч.) Тема iconСамостоятельная работа №1 (6 ч.) Тема: «Духовно-нравственное развитие в проектной деятельности младших школьников»
Слушатель курса Аботурова Наталья Александровна. Мбоу сош №19 с уиоп г. Сергиева Посада
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы