Горшкова Ольга Петровна педагог психолог ципр «Пирамидка» мбдоу дс комбинированного вида №56 зато александровск, т о. г. Полярный Развитие движений пальцев и кисти ребенка, как один из методов развития речи icon

Горшкова Ольга Петровна педагог психолог ципр «Пирамидка» мбдоу дс комбинированного вида №56 зато александровск, т о. г. Полярный Развитие движений пальцев и кисти ребенка, как один из методов развития речи



НазваниеГоршкова Ольга Петровна педагог психолог ципр «Пирамидка» мбдоу дс комбинированного вида №56 зато александровск, т о. г. Полярный Развитие движений пальцев и кисти ребенка, как один из методов развития речи
Дата конвертации05.06.2013
Размер79.47 Kb.
ТипДокументы
источник

Горшкова Ольга Петровна

педагог психолог ЦИПР «Пирамидка»

МБДОУ ДС комбинированного вида № 56

ЗАТО Александровск, т.о. г.Полярный


Развитие движений пальцев и кисти ребенка, как один из методов развития речи.

«Истоки способностей и дарований детей

находятся на кончиках пальцев».

В.А. Сухомлинский

Изучая анатомические отношения тела ребенка, ученые, невропатологи и дефектологи провели большое количество исследований в дошкольных учреждениях и пришли к заключению о том, что речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикуляционного аппарата, но и от движений пальцев рук. Кисть руки можно отнести к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисть руки можно считать еще одной речевой областью мозга. Выдающийся русский просветитель 17 века Н.И.Новиков еще в 1782 году утверждал, что натуральное побуждение к действованию над вещами у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего их умственного развития. Невропатолог и психиатр В.М.Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.

Английский психолог Д.Селли также придавал очень большое значение созидательной работе рук для развития мышления и речи детей. Тренировка пальцев рук сильно влияет на созревание речевой функции. В лаборатории высшей нервной деятельности ребенка в электрофизиологическом исследовании, проведенном Т.П.Хризман и М.И.Звонаревой, было обнаружено, что когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Причем движение пальцами правой руки вызывает активизацию левого полушария мозга, а движения пальцами левой руки- правого полушария мозга. Научные данные электрофизиологических исследований говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

В Китае специалисты утверждают, что игры с участием рук приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шариками. В Японии широко используются упражнения для ладоней грецкими орехами. Исследования М.М.Кольцовой доказали, что каждый палец имеет представительство в коре больших полушарий мозга. Она отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки, как орган речи - такой же как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция кисти руки есть еще одна речевая зона. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция « схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Выдающийся педагог - гуманист и философ Мария Монтессори сказала, что «рука человека - это вынесенный наружу мозг», поэтому в своей работе с детьми раннего возраста мы применяем различный пальчиковые игры, пальчиковый театр, массаж и пальчиковую гимнастику. На сегодняшний день существует множество пальчиковых игр, которые предназначены для детей разных возрастных групп: начиная от самых простых и заканчивая очень сложными играми.

Предлагаем некоторые приемы для развития мелкой моторики, которые мы применяем на своей практике:

1.Массаж. Такую тренировку следует начинать с самого раннего возраста, так как у грудного ребенка в самом начальном периоде жизни моторика является первым и единственным аспектом развития, который доступен объективному наблюдению. Нормальное развитие моторики свидетельствует о нормальном развитии ребенка. Специалисты из института им. Г.И. Турнера рекомендуют начинать работу по развитию моторики с 2-х месяцев. В этом возрасте рекомендуют следующие упражнения:

- потягивать пальчики малыша, как будто хотите их вытащить; движения должны быть очень легкими и нежными;

-осуществлять круговые движения пальчиком в отдельности, сначала в одну, а потом в другую сторону.

Также хорошо использовать мини-тренажеры. В качестве таких тренажеров можно использовать «мохнатые» шарики из латекса. До трех месяцев маленькие шарики диаметром 3-4 см вкладывайте в ладони ребенка. Когда ребенок засыпает, сжимая эти шарики, то его руки сохраняют правильную форму.

В 4-5 месяца используем для массажа крупные шарики. Изменяется и массаж: держа руки ребенка в своих руках, надо зажать мячик между его ладонями и покрутить. В 5-6 месяцев для укрепления мышц ладоней хорошо использовать упражнение «Причесывание»: руки малыша по очереди поднимаем вверх и плавно ими двигаем вдоль головы вперед и назад. В 6-7 месяцев к раннее выполняемым упражнениям добавляем прокатывание грецкого ореха по ладони ребенка. В 8-10 месяцев начинаем проводить активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев, проводим упражнения с хорошей амплитудой. Хорошо тренируют движения пальцев рук всем известные упражнения, созданные талантом нашей народной педагогики: «Ладушки», «Сорока - белобока». В этом возрасте рекомендуют использовать при проведении упражнений игрушки-пищалки.

^ Упражнение « Утенок»

Ребенку дать игрушку-пищалку. При проговаривании взрослым текста ребенок сжимает и разжимает в руке игрушку утенка.

Ты, утенок, не пищи

Лучше маму поищи.

^ Упражнение «Киска»

Ребенок сначала одной рукой, а затем другой делает расслабляющие движения, имитирующие поглаживающие движения

Киска, кисонька, кисуля!-

Позвала котенка (имя ребенка)

Не спеши домой, постой!-

И погладила рукой.

Предлагаю также описание массажа по методике О.Приходько:

Поглаживание внутренней и наружной поверхностей рук до локтя по направлению «от периферии к центру» - 6-8 раз.

Сгибание и разгибание взрослым всех пальцев руки ребенка одновременно. Спиралевидные движения пальцем по раскрытой ладони ребенка от ее середины до основания пальцев с переходом на движение по внутренней стороне большого пальца.

Точечные нажатия большим и указательным пальцами на середину каждой фаланги каждого пальца по направлению от его кончика к основанию в двух плоскостях: тыльно-ладонной и межпальцевой - все пальцы кисти массируются по очереди 1-2 раза.

Ласковое поглаживание взрослым каждой ручки ребенка по направлению «от периферии к центру»

2. Занятия с конструкторами очень благоприятно влияет на развитие рук. Желательно приобрести для малыша несколько разных видов конструкторов (чтобы принцип соединения деталей был различным)

3. Используем разнообразные виды мозаик с шестигранными пластинками, круглые, квадратные. Поначалу лучше использовать мозаики с выпуклыми деталями, затем плоские. Также можно подобрать наборы, различающиеся по размеру деталей.

4. Нанизывание бусин на шнурок. Подбираются крупные бусины с большими отверстиями и шнурок, малыша необходимо научить нанизывать бусины на шнурок. Учите брать бусины двумя пальцами или щепотью, другой рукой держать шнурок и продевать его в отверстие бусины. Помимо бусин можно использовать шарики, крупные пуговицы.

5. Шнуровка - это продергивание шнурка, в отверстие. Основа для шнуровки может быть выполнена из разных материалов - ткани, поролона, фанеры, в которых сделаны отверстия-дырочки. Основа для шнуровки может быть не плоской, а объемной; яблоки с дырочками, в которые проползает червячок; ботинок, который нужно зашнуровать.

6. Игры с использованием прищепок. Необходимо сначала показать малышу, следует нажимать на концы прищепки одновременно двумя пальцами. Если прикреплять прищепки к картонному кругу, то получится солнышко с лучами, а если изготовить силуэт ежа, то прищепки станут иголками ежика.

7. Выкладывание фигур из палочек. Предложить ребенку выложить из счетных палочек или палочек Кюизенера простые фигурки - квадрат, прямоугольник, треугольник, домик, грибок.


^ Пальчиковые игры:

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой гимнастики» стимулирует развитие речи, пространственного мышления, воображения. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берет малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребенок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Этапы разучивания игр:

  1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.

  2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребенка.

  3. Взрослый и ребенок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.

  4. Ребенок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.

  5. Ребенок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Рекомендации:

  1. Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в теплой воде или растерев ладони.

  2. Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.

  3. Пальчиковые игры с детьми до 1.5 лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев.

  4. Детям старше 1.5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.

  5. Используйте максимально выразительную мимику.



Пальчиковые игры:

  1. Игра «Ежик»

Показать детям, как изобразить ежика, собрав пальцы рук в замок.

Ежик маленький замерз (прижмите пальцы - ежик убрал иголки)

И в клубок свернулся.

Солнце ежика согрело - (выпрямите пальцы - ежик показал колючки)

Ежик развернулся.

^ 2.« Ловкие ручки»

Произносить слова и одновременно выполнять движения с мягкой губкой.

Эта ручка - правая (сожмите губку правой рукой)

Эта ручка - левая (переложите губку в левую руку и сожмите ее левой рукой)

Я на губку нажимаю (перекладывайте губку из руки в каждый раз ее сжимая)

Я зарядку делаю

  1. «Веселые ладошки»

Хлоп (хлопните в ладошки)

Раз (легко ударьте себя по коленям)

Еще (хлопните в ладоши)

Мы похлопаем сейчас (похлопайте в ладоши)

Шлепай, шлепай веселей! (Наклонитесь вперед, быстро в такт, шлепайте ладонями по ковру перед собой)

4^ . Игра « Часы»

(Перебираем пальчиками « бежим» от коленок до макушки)

Мышь полезла в первый раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: « Бом» (один хлопок над головой)

Мышь скатилась кувырком (руки « скатываются» на пол)

Мышь полезла второй раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: «Бом, бом» два хлопка

Мышь скатилась кувырком.

Мышь полезла в третий раз

Посмотреть который час.

Вдруг часы сказали: «Бом, бом, бом» три хлопка

Мышь скатилась кувырком.

^ 5 . «Кулачок»

Как сожму я кулачок (Сжимаем руку в кулак, ставим кулак большим

Да поставлю на бочок, пальцем вверх. Распрямлять кисть. Рука

Разожму ладошку, кладется на колено ладонью вниз)

Положу на ножку.

Таким образом, результативность занятий пальчиковой гимнастики зависит от того, чем еще занимается ребенок. Занятия по музыке, физической культуре, математике, лепке, аппликации, рисованию, игры в конструкторы и мозаики - все это способствует развитию мелкой моторики рук и повышает умственную деятельность ребенка, развивает его речевые способности.




Похожие:

Горшкова Ольга Петровна педагог психолог ципр «Пирамидка» мбдоу дс комбинированного вида №56 зато александровск, т о. г. Полярный Развитие движений пальцев и кисти ребенка, как один из методов развития речи iconПрактикум для родителей 24. 03. 2011
Известно, что около трети всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка...
Горшкова Ольга Петровна педагог психолог ципр «Пирамидка» мбдоу дс комбинированного вида №56 зато александровск, т о. г. Полярный Развитие движений пальцев и кисти ребенка, как один из методов развития речи iconЦентр диагностики и консультирования г о. Сызрани Как развивать мелкую моторику рук
Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны. Проведенные исследования...
Горшкова Ольга Петровна педагог психолог ципр «Пирамидка» мбдоу дс комбинированного вида №56 зато александровск, т о. г. Полярный Развитие движений пальцев и кисти ребенка, как один из методов развития речи iconМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 комбинированного вида «Берёзка» зато александровск
Апробация методики психолого-педагогического обследования развития детей раннего и дошкольного возраста Е. А. Стребелевой
Горшкова Ольга Петровна педагог психолог ципр «Пирамидка» мбдоу дс комбинированного вида №56 зато александровск, т о. г. Полярный Развитие движений пальцев и кисти ребенка, как один из методов развития речи iconМатериалы к семинару-практикуму «Влияние лепки на развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»
Ской психологии, логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития...
Горшкова Ольга Петровна педагог психолог ципр «Пирамидка» мбдоу дс комбинированного вида №56 зато александровск, т о. г. Полярный Развитие движений пальцев и кисти ребенка, как один из методов развития речи iconЖурнал регистрации поступления котировочных заявок
Предмет договора : поставка и установка уличных спортивных площадок (три) в зато александровск в городах Полярный, Снежногорск, Гаджиево;...
Горшкова Ольга Петровна педагог психолог ципр «Пирамидка» мбдоу дс комбинированного вида №56 зато александровск, т о. г. Полярный Развитие движений пальцев и кисти ребенка, как один из методов развития речи iconПротокол Открытого лично командного первенства, зато александровск по плаванию, посвященного памяти А. Б. Сычева. Время проведения: 03. 11. 13. Место проведения: фск «Каскад» г. Полярный
Открытого лично командного первенства, зато александровск по плаванию, посвященного памяти А. Б. Сычева
Горшкова Ольга Петровна педагог психолог ципр «Пирамидка» мбдоу дс комбинированного вида №56 зато александровск, т о. г. Полярный Развитие движений пальцев и кисти ребенка, как один из методов развития речи iconПротокол №4 от 28. 05. 2012 администрации зато александровск
«Детский сад №9 общеразвивающего вида «Березка» изменен вид муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский...
Горшкова Ольга Петровна педагог психолог ципр «Пирамидка» мбдоу дс комбинированного вида №56 зато александровск, т о. г. Полярный Развитие движений пальцев и кисти ребенка, как один из методов развития речи iconОплату труда и начисления на оплату работников мдоу
Зато александровск, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, утвержденного Постановлением администрации...
Горшкова Ольга Петровна педагог психолог ципр «Пирамидка» мбдоу дс комбинированного вида №56 зато александровск, т о. г. Полярный Развитие движений пальцев и кисти ребенка, как один из методов развития речи iconДоговор о сотрудничестве доу и родителей ( законных представителей) ребенка, посещающих Центр игровой поддержки ребенка
Центр игровой поддержки ребенка (далее ципр) в лице заведующего мдоу «Детский сад №57 «Родничок» комбинированного вида» Востриковой...
Горшкова Ольга Петровна педагог психолог ципр «Пирамидка» мбдоу дс комбинированного вида №56 зато александровск, т о. г. Полярный Развитие движений пальцев и кисти ребенка, как один из методов развития речи iconПресс-релиз по открытию дополнительных дошкольных групп
«Развитие дошкольного образования г. Кемерово» на 2011-2015гг состоялось открытие дополнительных дошкольных групп в мадоу №105 «Детский...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы