Слайд Сущность исследовательского подхода icon

Слайд Сущность исследовательского подхода



НазваниеСлайд Сущность исследовательского подхода
Дата конвертации19.09.2013
Размер141 Kb.
ТипДокументы
источник

Слайд-тема.

Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технологические умения. Изменения, которые происходят в современном обществе, требуют корректировки не только содержательных, но и методических и технологических аспектов образования. Акцент образовательной деятельности переносится на формирование у обучающихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия. Этим обусловлено распространение в школах метода проектов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности учащихся.

Исследовательский подход в обучении не является новым педагогическим явлением. В России идея его использования была впервые выдвинута во второй половине XVIII века, однако более 100 лет потребова­лось, чтобы она стала востребована педагогическим сообществом. Исследовательский подход в обуче­нии — это путь знакомства учащихся с методами на­учного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности. Каковы функции? Их несколько, и все они находятся в диалектическом взаимодействии.

^ Слайд – функции исследования.

К функциям ис­следовательского подхода в обучении относятся: вос­питание познавательного интереса; создание поло­жительной мотивации учения и образования; форми­рование глубоких, прочных и действенных знаний; раз­витие интеллектуальной сферы личности; формиро­вание умений и навыков самообразования, то есть формирование способов активной познавательной де­ятельности; развитие познавательной активности и самостоятельности.

^ Слайд - Сущность исследовательского подхода в обучении состоит:

а) во введении общих и частных методов научного ис­следования в процесс учебного познания на всех его этапах (от восприятия до применения на практике);

б) в организации учебной и внеучебной научно-обра­зовательной, поисково-творческой деятельности;

в) в актуализации внутрипредметных, межпредмет­ных и межцикловых связей;

г) в усложнении содержательной и совершенствова­нии процессуальной сторон познавательной деятель­ности;

д) в изменении характера взаимоотношений «учитель-ученик-коллектив учащихся» в сторону сотрудниче­ства.

Слайд – учебное исследование – это……

Рассмотрим учебное исследование как категорию деятельности, определив при этом учебно-исследовательскую деятельность как иерархическую, педагогически управляемую систему взаимодействий субъектов, направленную на познание окружающего мира, в результате которой происходит появление объективно или субъективно нового научного знания или нового качества уже известного знания и овладение обучающимся исследовательскими умениями. Учебно-исследовательская деятельность определенным образом нормируется; нормы деятельности задают принципы учебного исследования. Понимая под принципом «руководящую идею, основное правило, основное требование к деятельности», определим дополнительные принципы учебно-исследовательской деятельности:

^ Слайд принципы исследовательской деятельности.

- Принцип иерархичности: степень сформированности у ребенка исследовательских умений, а также условия проведения исследования может осуществляться на разных уровнях иерархии.
1. Операционном - учащийся выполняет в исследовании лишь отдельные технологические операции (подбор литературы, использование эмпирических методов исследования и т.д.); совпадая по своему содержанию отчасти с общеучебными, отчасти – с интеллектуальными, имеют как бы двойственный статус: они одновременно первый уровень исследовательских умений и необходимое условие их формирования, и элементарная операция в структуре учебно-исследовательской деятельности. В силу своей элементарности и некоторой дискретности эти умения в большей степени поддаются тренировке и алгоритмизации.
2. Тактическом - учащийся самостоятельно планирует и выполняет отдельные этапы исследования, успешно используя всю совокупность имеющихся средств и способов; формируемые на основе операционных умений, включают в себя ряд компонентов, обеспечивающих проведение отдельных этапов исследования.
3. Стратегическом - учащийся самостоятельно определяет место и цели собственной деятельности, выполняет самостоятельно полностью все исследование, ориентируясь во всей системе процесса решения прикладной научной проблемы. Надстраиваясь над комплексом операционных и тактических исследовательские умений, призваны обеспечить проведение конкретного исследования как целостного процесса. Стратегические умения в большей степени характеризуют общую культуру личности и в наименьшей степени поддаются алгоритмизации: они детерминированы психологическими свойствами личности, ее ценностными установками, нравственной позицией, духовным самоопределением, традициями культуры, сложившимся стилем научного мышления и т.д.
- Принцип самоорганизации учебно-исследовательской деятельности предполагает способность учащегося организовать свою деятельность как систему, самостоятельно планировать цель, содержание, этапы исследования, принимать решения и быть ответственным за них, критично оценивать результаты своих действий. Благодаря самоорганизующейся деятельности личность учащегося способна саморазвиваться посредством самонадстраивания, «выращивания из себя» новых структур сознания: критичности, мотивированности, рефлексии и т.д.
- Принцип сотрудничества учащегося и педагога. Этот принцип предполагает совместную деятельность двух субъектов: юного исследователя и руководителя над исследовательским объектом, в результате которой получают объективно или субъективно новое научное знание, или открывают новое качество уже известного научного знания. При этом также происходит не только прямая передача информации от субъекта-педагога (более информированного) - к субъекту-ученику, но возникает и обратная информационная связь: от ученика-исследователя к педагогу-руководителю. Подобный уровень сотворчества позволяет учащемуся выйти на функциональную позицию «коллега». Только при наличии подобного рода взаимоотношений, когда партнеры работают на равных и уважительно относятся к "научной" позиции друг друга, создается благоприятный психологический микроклимат, положительно влияющий на развитие индивидуальности ребенка и результаты его самореализации.
- Принцип продуктивности учебно-исследовательской деятельности, главным ориентиром которой должно быть личное образовательное приращение учащегося, складывающееся из его внутренних и внешних образовательных продуктов деятельности. В процессе создания внешнего продукта - исследовательской работы- у учащегося происходит формирование и развитие внутренних исследовательских умений и способностей.
- Принцип сочетания индивидуальной и групповой рефлексии. Исследовательская деятельность сопровождается ее рефлексивным осознанием учащимся как субъектом этой деятельности. Рефлексия – это процесс самопознания субъектом внутренних психологических актов и состояний, это «…направленность мышления на самое себя. Способность мыслить о том, как мыслю, знать, что знаю». Проводя исследование, учащийся оказывается в ситуации проектирования собственной предметной деятельности в избранной им области, сталкивается с необходимостью анализа последствий своей деятельности. Каждый достигнутый результат рождает этап рефлексии, имеющий следствием появление новых замыслов и творческих планов, которые, при постоянном общении с педагогом, конкретизируются в дальнейшем развитии проектов. Рефлексия - условие, необходимое для того, чтобы ученик видел схему организации собственной исследовательской деятельности, конструировал ее в соответствии со своими целями и программами, осознавал и усваивал способы ее проведения. Ученик не только проводит исследование, но и знает, как он это делает, становясь сам для себя объектом управления.
- Принцип индивидуализации предполагает создание условий для максимально свободной реализации заданных природой или приобретенных в индивидуальном опыте способностей и возможностей данного индивида, помощь в творческой самореализации, в жизненном самоопределении. При проведении исследования важно соотносить выбор темы, способов, темпов работы с индивидуальными способностями и интересами учащегося.
Рассмотренные принципы характеризуют способы осуществления учебного исследования на практике, тонко и мягко регулируя деятельность учителя и ученика в этом процессе. Эти принципы были положены в основу разработки авторской программы «Основы учебного исследования» по формированию исследовательских умений старшеклассников.

Содержательную основу исследовательского подхо­да в обучении составляет взаимосвязь между содержанием изучаемого материала, методами и форма­ми обучения, организационными формами учебной работы. Процессуальную основу его составляет на­учно-образовательная, поисково-творческая дея­тельность, способствующая организованному усвое­нию опыта творческой деятельности и творческому усвоению и применению знаний. Исследовательский подход в обучении помогает школьнику увидеть гармонические связи между раз­розненными явлениями и фактами, картину природы как связного целого.

^ Слайд – методы.

Ведущими в составе исследова­тельского подхода в обучении являются индуктивный и дедуктивный, эвристический и исследовательский методы; приемы и средства стимулирования учения, разработанные Г.И. Щукиной, Ю.К. Бабанским и их последователями; а также общедидактические при­емы: анализ и установление причинно-следственных связей; сравнение, обобщение и конкретизация; вы­движение гипотез; перенос знаний в новую ситуацию; поиск аналога для нового варианта решения пробле­мы, доказательства или опровержения гипотезы; пла­нирование исследования; оформление результатов проведенного исследования.

^ Слайд – приемы.

Прием сопоставления играет важную роль в процес­се усвоения новых понятий, фактов, явлений. В ди­дактике подчеркивается обязательность этого при­ема при решении задач исследовательского харак­тера, а также при выполнении исследовательских за­даний различных видов. Использование приема со­поставления изучаемого понятия, факта, явления, предмета с уже известным объектом дает возмож­ность построить самостоятельное исследование изу­чаемого факта, явления, понятия. Прием доказательства требует анализа явления и его причинно-следственных связей, сопоставления фактов и явлений; этот прием направлен на форми­рование у учащихся умений оценивать социально-по­литические явления в жизни общества. Практически на каждом уроке имеется возможность применения приема доказательства, когда учитель сообщает ин­формацию о факте или явлении, после чего предла­гает учащимся найти его причину, установить связь между причиной и следствием. Прием обобщения имеет немалое значение в ходе вы­полнения учащимися различных видов исследовательс­ких и творческих заданий. Творческий характер учебного познания при исследовательском подходе требует от школьника обобщения известных ему фактов, явлений и построения на этой основе цепи индуктивно-дедуктив­ных или дедуктивно-индуктивных рассуждений, позволя­ющих сформулировать правильный вывод. Одним из характерных признаков поисково-творческой деятельности, организацию которой предполагает ис­следовательский подход, является научное предвиде­ние, проявляющееся у школьника в умении увидеть про­блему; выдвинуть гипотезу ее решения, систематизи­ровать и обобщить данные и на этой основе сформули­ровать выводы, подтверждающие правомерность гипо­тезы или аргументированное опровержение ее. Прием выдвижения гипотез при исследовательс­ком подходе предполагает или доказательство гипо­тезы, или аргументированное обоснование ее непра­вомерности. Необходимость аргументированного опровержения выдвинутой ранее гипотезы требует от учащегося доказательства ее неправомерности, что способствует закреплению верных представлений об изучаемом явлении, активизации поисково-творчес­кой деятельности.

Поисковый путь учебного познания при исследова­тельском подходе в обучении невозможен, если у уча­щихся не будет сформирован прием переноса зна­ний в новую ситуацию.

Прием использования аналога направлен на груп­пировку и систематизацию изучаемых явлений и фак­тов и способствует более действенному анализу и установлению причинно-следственных связей, а так­же выдвижению гипотезы и аргументированному ее доказательству.

Методически верная организация обучения с приме­нением исследовательского подхода требует исполь­зования приема планирования. Всякого рода уче­ническое исследование включает ряд этапов, в числе которых обязательными являются следующие:

^ Слайд – этапы исследования.

1) определение темы исследования, ее формулировка, постановка задачи;

2) выделение вопросов, рассмотрение которых позволит достаточно полно раскрыть исследуемую проблему;

3) составление списка литературы, подлежащей обя­зательному изучению;

4) изучение литературы (конспектирование отдельных , положений, составление тезисов, аннотаций, рецензий);

5) сбор фактического материала.

Рекомендуется при организации ученических иссле­дований учитывать, что последний этап, то есть сбор фактического материала, имеет свои особенности при проведении исследования по предметам гумани­тарного и естественно-научного циклов, что обуслов­лено спецификой каждого предмета. Исследование по предметам естественно-научного цикла предполагает чаще всего проведение теорети­ческого или практического эксперимента.

Если у школьника не сформировано умение планиро­вать работу по проведению исследования, вряд ли мож­но говорить о результативности исследования и тем более нет смысла говорить о воспитывающем воздей­ствии поисково-творческой деятельности. Неоргани­зованность при проведении исследования, даже при положительном достижении его результатов (это иногда наблюдается на практике у учащихся со средним уров­нем познавательной самостоятельности), не оказы­вает должного педагогического воздействия на лич­ность школьника, а, наоборот, может способствовать закреплению негативных черт (небрежность, недобро­совестность, неаккуратность и т. п.). На завершающем этапе исследования от школьника требуется умение оформить результаты исследова­ния наглядно (в виде графиков, таблиц, рисунков, фотографий и т. д.) и литературно (изложить логичес­ки, в соответствии с планом, ход и результаты иссле­дования и представить его в виде доклада, реферата, альбома, сценария и т. п.). Поэтому необходимо за­ранее обучить их способам оформления результатов исследования.

Развитию у учащихся навыков исследовательской деятельности способствуют педагогические ситуа­ции. Поэтому в процессе обучения целесообразно чаще использовать такие ситуации, в которых школь­ник должен защищать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, факты, исполь­зовать способы приобретения знаний и опыта, побуж­дающие школьника задавать вопросы учителю, това­рищам, выяснять непонятное, углубляться в осмыс­ление знаний. Ситуациями такого рода могут быть ре­цензирования ответов товарищей, сочинений и других работ, что связано с экспертизой, советом, кор­рективами, с активным поиском главного. 'Методически верно поступает учитель, часто созда­ющий в обучении ситуации, когда от школьника требуется оказание помощи товарищу, объяснение ему непонятного. Максимальной активизации познава­тельной деятельности и практической реализации исследовательского подхода способствуют ситуации, которые предполагают выполнение заданий повы­шенной сложности, что требует от школьника"изуче­ния дополнительной литературы, научных источни­ков и проведения теоретического или практического исследования. В обучении необходимо чаще.ставить учащихся в ситуации свободного выбора заданий как творческого, так и репродуктивного характера. Дидактически оправдано побуждение учащихся к не­скольким способам решения поставленной задачи, вопроса; к обмену информацией между учащимися; к самопроверке, анализу и оценке собственных позна­вательных и практических работ 'В ходе выполнения заданий исследовательского ха­рактера от учащихся требуется умение системати­зировать и анализировать информацию, полученную из разнообразных источников, обобщить факты, яв­ления, делать выводы, используя сравнительную оценку изучаемых фактов, явлений и событий. При выполнении таких заданий учащиеся объясняют со­бытия и процессы с помощью теоретических знаний и устанавливают, какие факты требуют особого рас­смотрения; определяют направления и способы даль­нейшего изучения проблемы; высказывают и обосно­вывают предположения о возможном развитии того или иного процесса или явления. Применение методов научной деятельности в процес­се учебного познания ставит ученика на доступном для него уровне в положение, требующее не только усвоения готовых знаний, но самостоятельного ис­следования: познавательная деятельность школьни­ка приближается к исследовательской деятельности ученого. И пусть ребята не сделают новых открытий, но они повторят путь ученого: от выдвижения гипоте­зы до ее доказательства или опровержения. Субъек­тивная новизна ученического исследования не ума­ляет его значения для развития познавательных сил и формирования активной жизненной позиции школь­ника. Именно исследовательский подход в обучении делает учащихся творческими участниками процес­са познания, а не пассивными потребителями гото­вой информации.

При практической реализации исследовательского под­хода в обучении необходимо применять разнообразные формы учебной работы.

^ Слайд - формы учебной работы.

Индивидуальная работа пред­ставляет собой выполнение учебного задания каждым учеником самостоятельно, в соответствии со своими индивидуальными возможностями, без взаимодействия с другими учениками. В процессе выполнения индиви­дуальных работ у учащихся развивается самостоятель­ность, целеустремленность в учебно-познавательной деятельности и в решении учебно-практических задач; формируется ответственность, деловитость, готовность преодолевать трудности, потребность самостоятель­но пополнять знания, заниматься самообразованием, самовоспитанием; стремление целенаправленно пользоваться научно-популярной, общественно-поли­тической, художественной, справочной литературой, словарями, энциклопедиями; привычка систематичес­ки проверять результаты своей работы, трудовой и об­щественной деятельности.

Групповая учебная работа предполагает деление клас-сана несколько временных групп, бригад, звеньев, с учетом уровня знаний школьников в пределах изуча­емого материала, их индивидуально-психологических особенностей, интересов и характера взаимоотноше­ний в классе. Групповыми формами учебной работы могут быть оформление альбомов, рукописных жур­налов, социально-педагогических проектов, рефера­тов и реферативных сборников и другие. Коллективная учебная работа предполагает коллек­тивную познавательную деятельность школьников, организуемую под руководством учителя. Она позво­ляет реализовать воспитательные возможности дет­ского коллектива по активизации познавательной де­ятельности и способствует укреплению взаимоотно­шений между учащимися.

Фронтальная учебная работа предполагает одновре­менное выполнение общих заданий всеми учащими­ся класса. Она может быть устной и письменной, а также иметь различия по характеру познавательной деятельности учащихся — воспроизводящей или творческой. Специфика фронтальной работы при ис­следовательском подходе в обучении состоит в по­стоянном сочетании воспроизведения и творчества учащихся. При этом изменение уровня познаватель­ной самостоятельности всегда идет на фоне глубоко­го осмысления изучаемого явления или факта. Целе­сообразно в содержание самостоятельных и фрон­тальных работ включать анализ реальных жизненных ситуаций во всей их сложности и противоречивости. Доказано, что индивидуальные самостоятельные ра­боты занимают особое место в практической реали­зации исследовательского подхода в обучении: опе­режающие домашние задания невозможны без само­стоятельной индивидуальной работы учащихся. Ре­зультаты опережающих домашних заданий оформля­ются как доклады, рефераты, альбомы, рецензии, проекты, которые используются учащимися при вы­ступлениях на семинарах и диспутах. Исследовательский подход в обучении предпола­гает введение общих и частных методов научного познания в процесс учебного познания на всех его этапах: от восприятия до применения на практике.


У Василия Александровича Сухомлинского есть очень известные слова:


Слайд - « Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека – и ничто не может возвестить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, -в сфере мысли».


Эти слова очень актуальны и в настоящее время. Не секрет, что в последние годы всё заметнее спад интереса учащихся к школе. Это и понятно: ведь учитель перестал быть единственным источником знаний.

Для учителя географии ситуация осложняется тем, что на фоне других предметов география нередко проигрывает за счёт того, что школьники, особенно старшеклассники, изменяют своё отношение к изучаемым в школе предметам. Повышается их активность на уроках по профилирующим предметам тех учебных заведений, куда они решили поступать, и усиливается пассивность и безразличие к другим. Нередко к этим «другим» относится и география. Не исключение и Вязовская средняя общеобразовательная школа. За годы моей работы учителем географии, лишь четверо выпускников связали свою профессию с географией, трое успешно сдали один из вступительных экзаменов по географии в ВУЗы.

^ Слайд – главная цель - активизация познавательного интереса

Таким образом, основной задачей становится активизация познавательного интереса учащихся. Для того, чтобы не только географическая информация была интересна детям, но и процесс её получения применяю разнообразные приёмы и методы работы, в том числе и исследовательскую деятельность.

^ Слайд - Формы и методы исследования на уроках географии.

Исследовательская деятельность, организуемая учите­лем на уроке, оказывает самое прямое воздействие на внеклассную работу по предмету. Известно, что на уроке не всегда предоставляется возможность обстоятельно­го и углубленного осмысления фактов, явлений и зако­номерностей. Логическим продолжением урока или се­рии уроков по теме может стать какая-либо форма науч­но-образовательной, поисково-творческой деятельнос­ти во внеучебное время.

Слайд - Факультатив «Путь к успеху. Технология и местное сообщество»

Слайд – Цели факультатива

Слайд – этапы работы над проектом

Слайд – результаты работы проекты

Слайд – грамота

Слайд – использование проектов на уроках

Слайд – результаты анкетирования

Слайд - выводы




Похожие:

Слайд Сущность исследовательского подхода iconЗанятие Теоретические основы исследовательского подхода к обучению
Основные элементы образовательной программы, выстроенной в соответствии с идеей исследовательского обучения
Слайд Сущность исследовательского подхода iconСимволы Краснодарского края (Электронная презентация) 1(слайд) 1 июня – День символов Краснодарского края. 2(слайд)
День символов Краснодарского края. 2(слайд) герба 3(слайд) флага 4(слайд) гимна. 5(слайд) Герб Краснодарского края в основе имеет...
Слайд Сущность исследовательского подхода iconИсследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности функции исследовательского подхода в обучении
Введение общих и частных методов научного исследования в процесс учебного познания на всех его этапах
Слайд Сущность исследовательского подхода iconВопросы для проведения экзамена по курсу «по организации, нормировании и оплате труда»
Определите сущность и содержание комплексного подхода к управлению трудовыми процессами?
Слайд Сущность исследовательского подхода iconСлайд №3 Слайд №4
Речевые навыки нужно отрабатывать специально, опираясь на изученный грамматический материал, систематически, проявляя настойчивость....
Слайд Сущность исследовательского подхода iconГрани исследовательского таланта» Общие положения Конкурс научно-исследовательских работ педагогов «Грани исследовательского таланта»
Конкурс научно-исследовательских работ педагогов «Грани исследовательского таланта» (далее – Конкурс) проводится в соответствии с...
Слайд Сущность исследовательского подхода iconЛюкшова Вера Афанасьевна
Умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой, это нужно каждому человеку....
Слайд Сущность исследовательского подхода iconНосівська зош І –ііі ступенів №1 Підготувала І провела Музиченко Н. В
Навіть металеві речі ламаються в цих умовах, не витримують холодів. Лише на узбережжі цього суворого краю мешкають тварини, що харчуються...
Слайд Сущность исследовательского подхода iconПрограмма по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.
Либо предмета на более широкую область, может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только...
Слайд Сущность исследовательского подхода iconСлайд 1 Слайд 2
Создать презентацию по структуре школьного курса информатики и сохраните на рабочем столе в вашей папке под именем «Работа №3». Вид...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы