«От педагогики самоопределения к творческому саморазвитию личности…» icon

«От педагогики самоопределения к творческому саморазвитию личности…»



Название«От педагогики самоопределения к творческому саморазвитию личности…»
Дата конвертации24.12.2012
Размер139.34 Kb.
ТипДокументы
источник

«От педагогики самоопределения к творческому саморазвитию личности…»

(анализ реализации программы муниципальной экспериментальной площадки на базе МОУ «Уренгойская средняя общеобразовательная школа №1)


Волокитина А.С., директор МОУ «Уренгойская

средняя общеобразовательная школа №1


Вместе собираемся.

Вместе договариваемся.

Вместе настраиваемся.

Единым (да будет) ваш замысел,

Едиными – ваши сердца,

Единой (да будет ваша мысль),

Чтоб было у вас доброе дело.

Ригведа


Тема эксперимента: «Педагогика самоопределения: профильное обучение как средство индивидуально-ориентированной педагогики».


Мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором. Каждый пятый расскажет о своих заблуждениях, колебаниях в профессиональном самоопределении. Старшеклассника манят десятки профессий. Каковы они? Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств. В одном случае - это способность ладить с людьми, управлять и подчиняться, в другом – высокая культура движений, в третьем – острота наблюдений. Конечно, если тебе 15-17 лет, разобраться в таком разнообразии своих личностных качеств, способностей нелегко.

Сделать социально и глубоко личностный выбор в профессиональном самоопределении – задача не из простых и не из легких. Самостоятельный выбор профессии – это «второе рождение человека». Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.

Общество расширяет возможности жизненного самоопределения молодежи. Перед ней - возможности для приложения своих сил и способностей в самых различных областях деятельности на благо общества. Таким образом, профессиональная трудовая деятельность, которой предшествует правильный выбор, один из важнейших факторов, определяющих многое в жизни современного человека.

Педагогический коллектив на протяжении последних лет осуществляет целенаправленный поиск путей развития природосообразных особенностей, способностей и склонностей детей. Удаленность поселка Уренгой от центра и мегаполисов, отсутствие ВУЗов и других профессиональных учебных заведений на территории района, неблагоприятные социально-экономические и экологические условия, рост заболеваемости среди детей, отсутствие реальной возможности обеспечения чистоты педагогического жанра / создать классическую гимназию или лицей / - вот далеко не полный перечень тех причин, которые обусловили переход школы из режима функционирования в режим развития. С 1998г. в школе апробированы и используются инновационные формы организации образовательного процесса: модульная, разноуровневая и профильная. Анализируя сложившуюся в школе модель организации образовательного процесса, следует отметить, что она далеко не в полной мере позволяет учащимся реализовать свои индивидуальные способности и склонности.

В то же время жизнь заставляет искать новые пути развития учащихся, новые методы социально-трудовой адаптации старшеклассников к современным экономическим условиям, обеспечение прав учащихся на выбор, на индивидуализацию обучения, на пробы и ошибки как естественные элементы профессионального самоопределения.

Школа должна создать условия для практического жизненного самоопределения, для развертывания разных индивидуальных интересов старшеклассника в построении им своей профессиональной карьеры. Индивидуальные формы образования и самообразования дают возможность учащемуся выбрать наиболее оптимальный ритм учения, исходя из собственных психофизических особенностей и социокультурных интересов. Мы полагаем, что благодаря этому, у учащихся снизится вероятность возникновения конфликтных ситуаций как с преподавателями, так и с соучениками. Дети с иными особенностями развития смогут в полной мере удовлетворить собственные образовательные потребности, сформировать персональный познавательный стиль учения.

^ Объект исследования: Образовательный процесс в 9-11 классах

Предмет исследования: Содержание, формы и методы образовательного процесса, способствующие профессиональному самоопределению личности старшеклассника и максимально адекватные индивидуальным целям образования.

^ Цель эксперимента: формирование человека, способного к саморазвитию, самосовершенствованию, профессиональному самоопределению и самореализации.

Задачи:

1) Способствовать обеспечению равного доступа к полноценному образованию всех учащихся в соответствии с их природосообразными способностями и склонностями;

2) Создать условия для реализации принципа дифференциации в содержании обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями самостоятельного формирования школьниками индивидуальных образовательных программ развития;

3) Способствовать формированию персонального познавательного стиля ученика;

  1. Создать условия для достижения эффективных результатов в образовательном процессе с целью гармонизации отношений педагогов, учащихся и родителей.

Гипотеза:

Возможно развитие навыков самоопределения, самосовершенствования, самоактуализации и самореализации, направленных на развитие индивидуальности учащегося, если:

  • в основной школе дополнительно к базовому содержанию будет создана разветвленная сеть элективных курсов, направленных на формирование профессиональных компетенций учащихся;

  • в основной школе будет создана разветвленная система профориентационной работы;

  • наряду с традиционными формами обучения, будут использоваться инновационные технологии, направленные на формирование профессиональных интересов учащихся при обязательном сохранении и укреплении их здоровья: разноуровневое обучение, модульная, продуктивная и др.

  • на старшей ступени обучения дополнительно к базовому содержанию образования будут введены профилирующие дисциплины, сориентированные на природосообразные интересы, способности и склонности учащегося и развитие его творческого потенциала;

  • все участники образовательного процесса будут стремиться к гармонизации отношений.

^ Методы и конкретные методики исследования:

  • эмпирические: изучение тематической литературы, нормативно-правовых документов, анкетирование, тестирование, анализ результатов, изучение и обобщение опыта;

  • теоретические: моделирование, систематизация, сравнение

Сроки эксперимента: 01.09.2005 – 01.09.2010 г.г.

Актуальность темы эксперимента определена теми факторами, что выбор будущей профессии волнует не только одиннадцатиклассников. И в девятом классе ребята должны решить: куда идти дальше – в десятый класс, ПТУ, техникум? Становление планов на будущее составляет важнейшее содержание развития социальной взрослости в подростковом периоде. Существенным показателем социально-психологической зрелости подростка является именно его отношение к своему будущему. Определенность планов многое изменяет в подростке: появляется важнейший стержень личности – определенные цели, задачи, мотивы.

Для многих подростков время обучения в 8-9 классах – период интенсивных размышлений о будущем. Одни стараются перевести мечтания в действия, другие примеривают себя к разным вариантам будущего. Третьи думают о соответствии своих возможностей требованиям профессии, четвертые – собирают информацию о привлекающей профессии и учебном заведении, где ее получают. Подростки интересуются планами одноклассников, обсуждают сомнения, колебания, они отказываются от прежних мечтаний как от «детских». Многие склонны поддаваться влиянию авторитетных или более взрослых друзей. Периодически возникают споры и разногласия относительно разных профессий и того, где именно продолжать учение. Помочь подростку определиться в выборе профессии призвана психологическая служба школы. В учебный план 9-х классов введен элективный курс «Твой профессиональный выбор», призванный помочь ребятам определиться в профессиональном выборе, проанализировать свои индивидуальные качества и соотнести их с будущей профессией. Курс ведут педагоги – психологи школы.

Выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального самоопределения. На этом этапе ученики должны уже вполне реально сформировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности с учетом имеющегося психологического и психофизиологического ресурсов. В это время у учащихся формируется отношение к определенным профессиям, осуществляется выбор учебных предметов в соответствии с выбранной профессией. На осознанный выбор профессии и в дальнейшем профиля обучения направлена созданная в школе система элективных курсов и внеурочной досуговой деятельности. Выбор элективных курсов – свободный. Из предлагаемого количества учащийся выбирает 2 и посещает их в течение года.



Самоопределению школьников способствуют и инновационные модели организации учебного процесса, реализуемые в школе. ^ Модульная организация образовательного процесса введена с 6 по 8 классы с целью сохранения и укрепления здоровья детей, снижения многопредметности. Обучение по модульной технологии начинается с 6 класса. Суть модульной технологии состоит в том, что основные учебные дисциплины изучаются блоками в течение недели: первая неделя - блок гуманитарных дисциплин (история, русский язык, литература, иностранный язык), вторая неделя – блок математических и естественнонаучных дисциплин (математика, биология, физика , химия) .

Количество учебных часов по основным предметам удваивается, тем самым на практике реализуется метод «погружения», т.е. углубленного изучения учебных дисциплин. Обучение строится по модульному расписанию, предусматривающему сдвоенные уроки по основным предметам. Одним из преимуществ модульной организации образовательного процесса является то, что ученику приходится готовить домашние задания по двум- трем предметам в день.

^ Разноуровневое обучение введено в 9-х классах основной школы. Учащиеся могут выбрать: 1) уровень изучения интересующих их учебных предметов, исходя из индивидуальных способностей, склонностей и интересов: повышенный или общеобразовательный; 2) обучение организовано в моделях сводных групп. Суть разноуровневого обучения состоит в том, что для изучения важнейших учебных дисциплин, определяющих будущую профилизацию, вся классная параллель перегруппируется и образуется модель сводных групп по параллелям. Группы формируются по принципу категорийности:

1 категория – «опережения», в которую зачисляются учащиеся, проявившие высокие способности по предмету; 2 категория – «соответствия», комплектуется из учащихся, чей уровень подготовки соответствует нормативным требованиям, на которые сориентирована современная государственная программа. Дифференциация осуществляется только на добровольной основе с целью более качественно обучить всех учащихся, дать им возможность попробовать свои силы в изучении тех или иных дисциплин на повышенном уровне сложности. Возможны переходы учащихся из групп в группу по итогам триместров.

Успех профессионального выбора определяет такой важный психологический момент как «готовность» (эмоциональная, мотивационная) к приобретению той или иной профессии. Выбор профессии, осуществляемый человеком в результате анализа внутренних ресурсов и путем соотнесения их с требованиями профессии, является основой самоутверждения человека в обществе, одним из главных решений в жизни.

Как уже говорилось, профессиональное самоопределение начинается в детстве, а заканчивается в ранней юности. Человеческая личность чрезвычайно сложна. Она обладает как приобретенными при жизни качествами, так и биологическими свойствами, характеризующимися относительным постоянством (задатки, тип нервной системы и т.д.). Управление профориентацией только тогда научно, когда строится с учетом индивидуально-психологических особенностей учащихся.

При этом крайне важно проектировать возможности развития способностей в процессе обучения. Если учитель заметит определенную направленность профессиональных интересов учащегося, настойчивость и упорство, проявляемое им, то он обязан отразить это в характеристике и убедить воспитанника, что даже при небольших способностях он может достичь успеха. Хотя не всегда просто помочь юноше или девушке определить свое призвание. Разглядеть индивидуальность, помочь раскрыться способностям и склонностям ученика под силу учителю, классному руководителю.

^ Старшая школа - профильная. Профильное обучение введено с 2002 г. Апробированы и реализуются информационно-технологический, лингвистический, химико-биологический, социально-экономический, социально-гуманитарный профили. Разработан ряд элективных учебных предметов, направленных на их углублённое изучение. В рамках профильного обучения с 2002 г. организовано кадетское движение – оборонно-спортивный профиль. Реализуется программа военно-патриотического воспитания учащихся, целенаправленная подготовка к поступлению в военные училища и МЧС, службе в армии. Введены специальные дисциплины, хореография, вокал. Преподавательский состав, работающий в профильных классах, - учителя первой и высшей квалификационных категорий.

Профильное обучение в старшей школе является социальным заказом общества и определяет следующие цели:

  • повышение качества общего образования через специализированную расширенную подготовку учащихся в нескольких образовательных областях;

  • формирование у выпускников классов с профильной дифференциацией обучения физических, психических, интеллектуальных и социальных качеств личности, способствующих социализации в условиях современного общества;

  • равнодоступность к полноценному образованию различных категорий учащихся в соответствии с их природосообразными склонностями, интересами и потребностями.

Организация профильных классов осуществляется на основе выбора учащихся 9-х классов, изучения в течение ряда лет индивидуальных склонностей, профессиональных интересов и учебных достижений учащихся. Регулярно осуществляется социологический опрос учащихся с целью изучения выбора профиля. По данным опроса мотивацией к обучению в профильных классах служат следующие параметры:

    • Возможность подготовиться к поступлению в ВУЗ – 67% (10а-61%. 10б-75%; 10в-64%);

    • Хорошие учителя – 65% (10а-65%, 10б-73%, 10в-50%);

    • будущая профессия, которую уже выбрали – 66%,

    • желание продолжать обучение в конкретном профессиональном учебном заведении – 22%;

    • школьные предметы, которыми хотели бы углубленно заниматься – 27%.

С целью выявления степени адаптации к новой социально-педагогической ситуации обучения и для изучения уровня и характера тревожности в классах было проведено психологическое обследование. Его результаты таковы: во всех профильных десятых классах наблюдается благоприятный психологический фон, классные коллективы сформированы.

В 2005 г. в школе создан профцентр, целью которого является создание эффективной системы предпрофильной и профильной подготовки учащихся. К работе в профцентре привлекаются классные руководители, учителя-предметники, психолог, медицинский работник, библиотекарь школы, родители учащихся, учреждения дополнительного образования.

ЗАДАЧИ:

  • Создание информационно-методической базы для приобретения системного характера ведения профориентационной работы среди учащихся.

  • Профессиональное просвещение учащихся и их родителей.

  • Формирование у учащихся профессиональных интересов, способностей.

  • Подготовка к осознанному профессиональному самоопределению с учетом их

индивидуальных особенностей, потребностей региона в профессиональных кадрах.

  • Удовлетворение запросов, потребностей классных руководителей, учителей -

предметников в координации профориентационной деятельности, оказание им организационной и методической помощи.


^ СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

  • Изучение индивидуальных особенностей учащихся с использованием современных методов и средств.

  • Координация профориентационной работы классных руководителей, учителей –

предметников, руководителей кружков, секций, факультативов, учителей-технологов, психологов, оказание им организационной и методической помощи.

  • Организация встреч со специалистами, студентами и выпускниками профессиональных учебных заведений;

  • Подготовка:

  • информации о ВУЗах, ССУЗах;

  • профессиографическим описаниям основных массовых профессий;

  • справочной, научно-популярной и другой литературе о мире профессий.

  • Организация встреч со специалистами, студентами и выпускниками профессиональных учебных заведений.

  • Обеспечение хранения, пополнения и обновления методических материалов кабинета профориентации.

  • Оформление и постоянное обновление стенда кабинета по принципу доступности и наглядности;

  • Информирование учащихся и их родителей по вопросам профориентации.

  • Изучение социального заказа для формирования учебного плана школы и основных направлений деятельности педагогического коллектива.

Созданная в школе система профориентационной работы эффективна и действенна. Она отвечает интересам учащихся и социальному заказу со стороны родительской общественности




Что дает педагогическому коллективу и школе в целом активное участие в опытно-экспериментальной работе? Прежде всего, это – движение вперед, по пути развития, т.е.

  • практическая реализация идей модернизации российского образования через разработку и реализацию элективных курсов предпрофильной и профильной подготовки учащихся;

  • освоение новых современных образовательных технологий;

  • более пристальное, детальное изучение индивидуальных особенностей учащихся экспериментальных классов и построение индивидуальной траектории развития данных классных коллективов;

  • повышение профессионального мастерства;

  • систематизация педагогической деятельности;

  • личностная востребованность педагогов и их опыта.

За период работы в статусе экспериментальной площадки проведено 2 научно-практических семинара, где был обобщен опыт работы коллектива по данной проблеме: «Профилизация учебного процесса как способ построения образовательной реальности» (2006 г.), «Информатизация образовательного процесса как средство повышения его качества» (2008 г.).

64% педагогов представили на вышеуказанных семинарах открытые уроки, элективные курсы, внеурочные мероприятия. Опыт педагогического коллектива признан передовым и рекомендован к распространению в районе и округе. Методические разработки 28 учителей опубликованы в газете «Первое сентября». 26 учителей получили дипломы лауреатов Всероссийского конкурса исследовательских работ «Портфолио». Среди педагогов школы – лауреаты Всероссийского конкурса «Педагогические инновации». Коллектив награжден дипломом 1 степени Всероссийского конкурса «Современный урок».

Наиболее значимым достижением за данный период времени является Гранты Президента РФ и Главы Пуровского района за активную инновационную деятельность. Среди педагогов школы - 5 учителей награждены Грантом Президента РФ, 4 - Грантом Губернатора ЯНАО, 14- Грантом Главы района. В рамках реализации Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» школа вошла в число ста самых лучших и активных школ России.

Сформировано позитивное отношение учителей к непрерывному психолого-педагогическому образованию и самообразованию.

В течение учебного года каждый учитель работает над определенной темой самообразования, результаты работы учителей подводятся на педагогических чтениях в рамках методобъединений, педагогических советах, научно-практических семинарах разного уровня. Положительная мотивация участия в научно-исследовательской и самообразовательной работе объясняется осознанием детьми и взрослыми ее позитивного влияния на результаты собственной деятельности. Выбор тем исследования определяется как практической потребностью школы, так и отдельных учителей в ее разработке.

^ Итоги работы школы в статусе районной экспериментальной площадки:

  1. Сформированность устойчивых профессиональных интересов учащихся.

  2. Выбор учащимися учебных заведений в соответствии со своими природосообразными интересами и склонностями.

  3. Создание чёткой системы взаимодействия различных форм организации учебной и внеурочной деятельности, направленной на формирование устойчивых профессиональных интересов учащихся.

  4. Достижение учащимися предпрофессиональной компетенции в одной из областей знаний.

  5. Разработка и внедрение действенной системы стимулирования педагогических кадров.

  6. Публикации разработок учебных занятий во Всероссийском фестивале педагогических идей «Открытый урок»;

  7. Публикации работ школьников во Всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»;

  8. Публикации в ежегодном каталоге передового педагогического опыта «Лидеры образовательной сферы Пуровского района»;

  9. Представление опыта работы педагогов на заседаниях кустовых методических объединениях.

В рамках реализации Национальной инициативы «Новая школа», первоочередной задачей которой является создание таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире, педагогический коллектив школы продолжит ставшую уже традиционной экспериментальную деятельность. Педагогические инновации имеют смысл, только если в их основе ценность развития человека. Совместно с кафедрой инновационных технологий Тобольской социально-педагогической академии им. Д.И. Менделеева планируется открытие экспериментальной площадки на базе вышеуказанного вуза, определена тема эксперимента «Формирование информационной культуры субъектов образовательного процесса». Заключен договор о творческом сотрудничестве, в рамках которого планируется кураторство профессорско-преподавательским составом вуза внедрения государственных стандартов второго поколения, повышение на базе вуза квалификации педагогов школы, развитие творческого потенциала школьников. Впереди - новые планы, перспективы, поиски, решения. А это значит, что жизнь продолжается…




Похожие:

«От педагогики самоопределения к творческому саморазвитию личности…» iconГ. Канска Организаторы конференции
Формирование личности школьника, способной к творческому самовыражению и активной жизненной позиции
«От педагогики самоопределения к творческому саморазвитию личности…» iconАнализ по воспитательной работе
Главная цель школы развитие нравственной, гармоничной, физически здоровой личности, способной к творческому самоопределению
«От педагогики самоопределения к творческому саморазвитию личности…» iconИтоги реализации программы муниципальной экспериментальной площадки по теме «Педагогика самоопределения: профильное обучение как средство индивидуально-ориентированной педагогики»
Именно поэтому в настоящее время ставится задача широкого распространения в старших классах программ профильного обучения
«От педагогики самоопределения к творческому саморазвитию личности…» iconПубличный отчет моу алексеевской сош за 2010 – 2011 учебный год. С 2010 2011 учебного года работа школы осуществляется в соответствии с новой программой развития «Школа самоопределения и самореализации личности»
С 2010 2011 учебного года работа школы осуществляется в соответствии с новой программой развития «Школа самоопределения и самореализации...
«От педагогики самоопределения к творческому саморазвитию личности…» iconНовосибирск 2004
Теория и практика культурного самоопределения личности в полиязыковом образовательном пространстве
«От педагогики самоопределения к творческому саморазвитию личности…» iconВопросы для кандидатского экзамена специальность: 13. 00. 01 – Общая педагогика, история педагогики и образования
Педагогика как наука. История её развития. Система педагогических наук. Объект, предмет, основные категории педагогики. Функции,...
«От педагогики самоопределения к творческому саморазвитию личности…» iconПрограмма воспитания моу сош №2 «Я и мой мир»
Основная цель: максимальное развитие личности ученика, способной к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и...
«От педагогики самоопределения к творческому саморазвитию личности…» iconПрограмма воспитательной работы класса «От творческой личности к творческому коллективу»
Одной из важнейших проблем образования является воспитание подрастающего поколения, формирование гражданина своего Отечества
«От педагогики самоопределения к творческому саморазвитию личности…» iconПлан воспитательной работы
Гуманизация воспитательного процесса, выражающаяся в создании условий для общего развития личности, для побуждения её к самоанализу,...
«От педагогики самоопределения к творческому саморазвитию личности…» iconПрактикум «Это страшное слово наркомания»
Предоставление информации старшеклассникам о наркотических веществах с целью правильного самоопределения личности школьника
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы