Оценка качества образования через портфель достижений учащихся начальной школы Заграничная В. Н., директор моу «Пурпейская сош №2» icon

Оценка качества образования через портфель достижений учащихся начальной школы Заграничная В. Н., директор моу «Пурпейская сош №2»



НазваниеОценка качества образования через портфель достижений учащихся начальной школы Заграничная В. Н., директор моу «Пурпейская сош №2»
Дата конвертации25.12.2012
Размер86.5 Kb.
ТипДокументы
источник

Оценка качества образования через портфель достижений

учащихся начальной школы


Заграничная В.Н., директор МОУ «Пурпейская СОШ № 2»


Оптимальным способом организации накопительной системы оценки является портфель достижений обучающегося, понимаемый как сборник работ и результатов учащегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. При этом материалы портфеля достижений должны допускать проведение независимой внешней оценки, например, при проведении аттестации педагогов.

Портфель достижений может быть отнесён к разряду аутентичных (отвечающих задачам образования и рассматриваемых в реальном контексте) индивидуальных оценок, ориентированных на демонстрацию динамики образовательных достижений в широком образовательном контексте (в том числе в сфере освоения таких средств самоорганизации собственной учебной деятельности как самоконтроль, самооценка, рефлексия и т. д.).

Вашему вниманию предлагается образец портфеля достижений, который заполняется в нашей школе.

Это труд всех участников образовательного процесса (учащихся, учителей и родителей), так как самопознание и самореализация ребёнка возможны при включении их в специально организованную деятельность - ведение «портфолио». Содержание его помогает ребёнку осознать свои изменения и применить свои знания в творческой деятельности.

«^ Портфолио» отражает динамику становления элементов образовательного процесса (уровень обученности, воспитанности, развития, социализации).

Важно проследить, как в течение школьной жизни меняется ребёнок:

  • его отношение к обучению;

  • степень овладения ЗУН;

  • как постепенно меняется и обогащается внутренний мир ребёнка;

  • как складываются и меняются его отношения с ребятами и взрослыми.

Это должно быть интересно в первую очередь самому учащемуся, это демонстрация его успехов и временных неудач.

В большей степени портфолио отражает социализацию, которую мы понимаем как адаптацию ребёнка к реальной жизни через овладение разными сторонами социального опы­та, ценностными ориентациями (этика, культура, гуманные отношения, толерантность, адекватная самооценка). «Портфолио» выполняет много функций.

1. Диагностическая функция:

1.1. позволяет проследить личностный рост ребёнка, формирование у него умения учиться;

    1. даёт возможность узнать особенности эмоциональной жизни ученика и учитывать это в общении с детьми.

К. Д. Ушинский говорил, что если учитель хочет воспитывать человека во всех отно­шениях, то он должен знать его во всех отношениях. Это страницы:

  • Мой портрет.

  • Я познаю мир.

  • Мое школьное лето.

  • Моя семья.

  • Я о себе.

  • Мои достижения.

2. Контролирующая и оценивающая функция:

2.1. оценка учащимся своих достижений в учебной деятельности, причём эти стра­ницы помогают ребёнку реально осознать и зафиксировать свои успехи на шкале достиже­ний;

2.2. анализ своего учебного опыта, рефлексия (удовлетворяют результаты или нет, что нужно сделать, чтобы их улучшить). Это страницы:

Я читаю.

  • Математика.

  • Я закончил ... класс.

  • Мои достижения.

  • Олимпиадные работы.

3.Воспитательная функция.

3.1. воспитание в себе ученика, осознание своих знаний и незнаний;

3.2. определение ценностных ориентаций.

  • Лист самооценки.

  • Про меня...

Кроме того, заполняя эту страницу, ребенок пропускает через себя человеческие цен­ности, узнаёт значение слов, оценивающих человеческие качества.

С помощью этих страниц можно проследить адекватность самооценки. Есть страницы, на которых ребёнок делится своим социальным опытом:

  • «Я - зритель».

  • «Я узнаю город».

  • «Наши праздники».

4. Функция творческого развития.

Это самые интересные страницы, которые позволяют ученику проявить свои творче­ские способности.

  • Мои «шедеврики».

  • Буквы, цифры оживают.

  • Ребусы, кроссворды.

  • Стихи, сказки.

ПОРТФОЛИО «Я - КЛАССНИК» учащегося МОУ «Пурпейская СОШ №2»

Страницы портфолио включают в себя 5 основных разделов.

Разделы (что это значит для учителя)

Как называются страницы в «портфолио»

^ I. Диагностика личности

Мой портрет.

Это я!

Всё о себе...

Всё обо мне.

Моя семья

^ И. Диагностика успехов

По лестнице знаний.

Мои достижения.

Участие в конкурсах, олимпиадах.

Мои победы (и т. д.)

^ III. Социальная жизнь

Моя школьная жизнь:

Я узнаю город

Я - зритель

Наши праздники

^ IV. Самооценка личности

Я познаю мир.

Какой я?

Я о себе...

^ V. Детское творчество

Мои «шедеврики»

Технология формирования портфеля достижений и оценки вклада отдельных его составляющих в итоговую накопительную оценку:

1. Выборки детских работ — формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы образовательного учреждения (как её общеобразовательной составляющей, так и программы дополнительного образования). Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Примерами такого рода работ могут быть:

  • по русскому, родному языку и литературному чтению, иностранному языку — диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т. п.;

  • по математике — математические диктанты, оформленные результаты мини-исследований, записи решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, математические модели, аудиозаписи устных ответов (демонстрирующих навыки устного счёта, рассуждений, доказательств, выступлений, сообщений на математические темы), материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

  • по окружающему миру — дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований и мини-проектов, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

  • по предметам эстетического цикла — аудиозаписи, фото- и видео-изображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

  • по технологии — фото- и видео-изображения продуктов исполнительской деятельности, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

  • по физкультуре — видео-изображения примеров исполнительской деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.

2. Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т. п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов (выступающие и в роли учителя-предметника, и в роли классного руководителя), иные учителя-предметники, школьный психолог, организатор воспитательной работы и другие непосредственные участники образовательного процесса.

3. Материалы, характеризующие достижения обучающихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.

Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих и портфеля достижений в целом ведется с позиций достижения планируемых результатов с учётом основных результатов начального общего образования, устанавливаемых требованиями горсударственных образовательных стандартов.

«Портфолио» позволяет проследить свой личностный рост, помогает перейти к сотрудничеству с учителем, одноклассниками и вовлекает его в учебный процесс, способствует формиро­ванию у него умения учиться.

Страницы «портфолио» «рассказывают» учи­телю, родителям о чувствах, впечатлениях, страхах, предпочтениях, удачах и неудачах ученика. Это даёт возможность взрослым узнать особенности эмоциональной жизни ребёнка, его внутренние переживания, результаты творческой деятельности, трудности и радости.


Возможное решение:

1. Считать «Портфель достижений» обучающегося оптимальным способом организации накопительной системы оценки.

2. Оценку индивидуальных образовательных достижений вести «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение, что позволяет поощрять продвижения обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом «зоны ближайшего развития».

3. Достижения опорного уровня в этой системе оценки интерпретировать как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им требований стандарта и соотносить с оценкой «удовлетворительно» («зачет»).

По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов портфеля достижений, можно сделать выводы о:

  1. сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования в основной школе;

  2. сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

  3. индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности — мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой.




Похожие:

Оценка качества образования через портфель достижений учащихся начальной школы Заграничная В. Н., директор моу «Пурпейская сош №2» iconУтверждено Директор школы
«Портфолио» (портфель учебных индивидуальных достижений) – накопительная оценка индивидуальных достижений в разнообразных видах деятельности...
Оценка качества образования через портфель достижений учащихся начальной школы Заграничная В. Н., директор моу «Пурпейская сош №2» iconВ 4-х классах ( комплексная оценка достижений выпускников начальной школы), в 7-х, 8-х классах
В целях дальнейшего формирования муниципальной системы оценки качества образования, систематизации и обобщения знаний учащихся, повышения...
Оценка качества образования через портфель достижений учащихся начальной школы Заграничная В. Н., директор моу «Пурпейская сош №2» iconВ 4-х классах ( комплексная оценка достижений выпускников начальной школы), в 7-х, 8-х классах
В целях дальнейшего формирования муниципальной системы оценки качества образования, систематизации и обобщения знаний учащихся, повышения...
Оценка качества образования через портфель достижений учащихся начальной школы Заграничная В. Н., директор моу «Пурпейская сош №2» iconДокументи
1. /оценка достижений планируемых результатов в начальной школе/оценка достижений планируемых...
Оценка качества образования через портфель достижений учащихся начальной школы Заграничная В. Н., директор моу «Пурпейская сош №2» iconПоложение об учете качества индивидуальных образовательных достижений обучающихся мбоу сош №8
Настоящее положение об учете качества индивидуальных достижений учащихся определяет основания, порядок и критерии оценки достижений...
Оценка качества образования через портфель достижений учащихся начальной школы Заграничная В. Н., директор моу «Пурпейская сош №2» iconПротокол №3 от 18. 01. 2010г. Утверждаю приказ №3 от 18. 01. 2010г директор моу авиловской сош: С. В. Петров положение
Законом РФ «Об образовании» в редакции от 02. 02. 2011 №-2 фз, на основе, Методического письма Министерства общего и профессионального...
Оценка качества образования через портфель достижений учащихся начальной школы Заграничная В. Н., директор моу «Пурпейская сош №2» iconПортфель достижений учащихся моу «Лицей» за 2011-2012г г
Республиканский отборочный тур московского международного форума «Одаренные дети»
Оценка качества образования через портфель достижений учащихся начальной школы Заграничная В. Н., директор моу «Пурпейская сош №2» iconПоложение о системе оценки и учета внеучебных достижений учащихся муниципального общеобразовательного учреждения
Основанием для оценки и учета внеучебных достижений служит портфолио (портфель внеучебных достижений) учащихся
Оценка качества образования через портфель достижений учащихся начальной школы Заграничная В. Н., директор моу «Пурпейская сош №2» iconПрочитать портфель индивидуальных образовательных достижений формируется обучающимися при помощи
Портфель индивидуальных образовательных достижений формируется обучающимися при помощи родителей, педагогов, классных руководителей,...
Оценка качества образования через портфель достижений учащихся начальной школы Заграничная В. Н., директор моу «Пурпейская сош №2» iconПротокол №2 от 16. 03. 07 Директор моу «сош №1»
Интернет через ресурсы моу «сош №1» (далее Школа) учащимися, преподавателями и сотрудниками Школы
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы