Методические разработки уроков по русскому языку в 10 социально-гуманитарном классе Класс: 10 (социально-гуманитарный) icon

Методические разработки уроков по русскому языку в 10 социально-гуманитарном классе Класс: 10 (социально-гуманитарный)



НазваниеМетодические разработки уроков по русскому языку в 10 социально-гуманитарном классе Класс: 10 (социально-гуманитарный)
Дата конвертации25.12.2012
Размер238.38 Kb.
ТипМетодические разработки
источник
1. /Попова Л.Ю. Методические разработки уроков/Попова Л. Ю.Конспекты уроков.docМетодические разработки уроков по русскому языку в 10 социально-гуманитарном классе Класс: 10 (социально-гуманитарный)


Методические разработки уроков по русскому языку

в 10 социально-гуманитарном классе


Класс: 10 (социально-гуманитарный).

Педагог: Попова Любовь Юрьевна, учитель высшей квалификационной категории МОУ «Тарко - Салинская средняя общеобразовательная школа № 1».


Аннотация


Разработки уроков («Стилистические фигуры, изобразительно-выразительные средства языка. Стилистическая окраска слова (стилистические коннотации)», «Характеристика функционально-смысловых типов речи. Структура. Лингвостилистические особенности. Функция. Смысловая основа типа речи», «Контрольная работа по изученным темам») предназначены для учащихся 10 социально-гуманитарного класса. Данные разработки актуальны, так как создают условия для реализации творческих способностей учащихся, вырабатывает у них навыки анализа текста, развивают у школьников коммуникативную, лингвистическую, языковую и культуроведческую компетентность.

Учитываются особенности уровня подготовки учащихся. Отмечаются: научная обоснованность, педагогическая целесообразность, соответствие возрастным особенностям учащихся.

Подобные занятия повышают речевую и письменную грамотность, расширяют возможности социализации учащихся.


ТЕМА №1. Занятия 1-2


Стилистические фигуры, изобразительно-выразительные средства языка. Стилистическая окраска слова (стилистические коннотации)


Цели занятия: систематизация знаний о стилистических фигурах, изобразительно-выразительных средствах языка; совершенствование навыков стилистического анализа текста художественного и публицистического стилей речи.

Методы и приемы: изучение нового материала, практическая работа, работа с рецензией, работа с текстами по классификации образных средств языка с применением компьютерных технологий.

Тип занятия: изучение нового материала, обобщение изученного.

Оборудование: компьютер, раздаточный материал.

Ход занятия

  1. Организационный момент. Сообщение учащимся темы и целей занятия, актуальности изучаемой темы.

  2. Изучение нового материала. Работа на компьютере с презентацией.

Слово учителя:

- Для того чтобы правильно и грамотно проанализировать текст, нужно знать, какие языковые средства придают тексту выразительность, создают общую образность речи. Нужно уметь анализировать языковые особенности исходного текста, правильно классифицируя изобразительно-выразительные средства языка и определяя их функцию в тексте. Известно, что к изобразительно-выразительным средствам языка относятся тропы и стилистические фигуры.

ТРОП – употребление слова в переносном значении для характеристики какого-либо явления при помощи вторичных смысловых оттенков, присущих этому слову. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нам близкими в каком-либо отношении. Тропами являются эпитет, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, ирония, литота, аллегория, перифраз, олицетворение, сравнение.


ЭПИТЕТ – художественное определение предмета, явления; слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее какие-либо его свойства, качества или признаки, например:

Когда росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой… (Лермонтов)


МЕТАФОРА – скрытое сравнение, перенос свойств одного предмета на другой по сходству значений, например:

Я памятью живу с увядшими мечтами,

Виденья прежних лет толпятся предо мной,

И образ твой меж них, как месяц в час ночной

Между бродящими блистает облаками. (Лермонотов).


ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – разновидность метафоры – наделение неживой материи свойствами и качествами живой, например:

К ней прилегла в опочивальне ее сиделка – тишина (А.А.Блок).


МЕТОНИМИЯ – переименование предмета на основе сходства между предметом и материалом, из которого он изготовлен, например:

Там царь Кащей над златом чахнет… (Пушкин);

содержимым и содержащим, например:

Выпей рюмку! (Горький);


автором и его произведениями, например:

Белинского и Гоголя с базара понесут (Некрасов).


СИНЕКДОХА – разновидность метонимии – переименование предмета на основе количественного соотношения. Название части вместо целого, например:

Не боюся я Востока (вместо стран Востока)! –

Отвечал Казбек, -

Род людской там спит глубоко

Уж девятый век. (Лермонотов)

Указание частного (видового) вместо общего (родового) и наоборот, например:

Других Маяковских (вместо родственников), по-видимому, не имеется. (Маяковский)

Употребление единственного числа вместо множественного и наоборот, напрмер:

«Берегись! – сказал Казбеку

Седовласый Шат, -

Покорился человеку

Ты недаром, брат!» (Лермонтов)


Просто изменник устроил карнавал,

Выдумал для шума стрельбу и тир… (Маяковский)


СРАВНЕНИЕ – вид тропа, в котором одно явление или понятие поясняется путем сопоставления его с другим явлением, например:

Воздух так чист, как молитва ребенка.

И люди, как вольные птицы, живут беззаботно… (Лермонтов)


ПЕРИФРАЗ – замена слова или словосочетания оборотом, например:

Царь зверей (лев), страна восходящего солнца (Япония)

ГИПЕРБОЛА – образное преувеличение, например:

Сразу могла б поместиться в рот

Целая фаршированная тыква. (Маяковский)


ЛИТОТА – преуменьшение размеров, силы, значения предмета, явления, например:

Много ль человеку надо? – Клочок –

Небольшие штаны и что-нибудь из хлеба. (Маяковский)

АЛЛЕГОРИЯ – иносказательное изображение (например, изображение хитрости в образе лисы, коварства – в виде змеи).


ИРОНИЯ – троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки:

Отколе, умная, бредешь ты, голова. (И.А.Крылов)

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ


АЛОГИЗМ – стилистический прием намеренного нарушения логических связей в целях комизма, иронии.

Лев Саввич Турманов, дюжинный обыватель, имеющий капиталец,

Молодую жену и солидную плешь, как-то играл у приятеля в винт.

(Чехов)


АНАФОРА – единообразное начало одинаковых синтаксических конструкций в начале каждого параллельного ряда, например:

Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем,

Клянусь восторгом преступления

И вечной правды торжеством… (Лермонтов)


ЭПИФОРА – повтор одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда, например:

В синее небо ширя глаза – как восклицаешь: - Будет гроза!

На проходимца вскинувши бровь – как восклицаешь: - Будет любовь!

Сквозь равнодушья серые мхи – так восклицаю: - Будут стихи!

(Цветаева)


ОКСЮМОРОН - сочетание противоположных по смыслу понятий, например:

Сладкая боль, горячий снег, живой труп.


ПОВТОР – намеренный повтор слов в целях усиления эмоционального воздействия, например:

И стих безумный, стих печальный

В альбом твой бросил для тебя. (Лермонтов)


ИНВЕРСИЯ – непрямой порядок в предложении в стилистических целях, например:

Хвост он на всякий случай подобрал под себя. (Паустовский)


ГРАДАЦИЯ – расположение слов в порядке нарастания или убывания эмоционально-экспрессивного значения:

Бросьте!

Забудьте.

Плюньте

и на рифмы,

и на арии,

и на розовый куст,

и на прочие мелехлюндии

из арсеналов искусств. (Маяковский)


СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ – единообразное построение в стилистических целях нескольких соседних предложений или отрезков речи, например:

Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы. (Брюсов)


ПАРНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ОРДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ, например:


Он говорил громко и взволнованно, горячо и убедительно


УМОЛЧАНИЕ – намеренная прерывистость речи, например:

Прошел, час, два, три…Пора было ложиться спать…

(Паустовский)

ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ – использование односоставных назывных предложений в начале текста, например:

Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. (Блок)


РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – вопрос, не требующий ответа, например:

Сколько еще молчать? Как можно так себя вести?


РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ – обращение к предмету художественного изображения, например:

Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучали, и я с той поры все мечтаю об вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею! (Лермонтов)


ВОПРОС И ОТВЕТ НА НЕГО, например:

Что вижу я? Латинские стихи! (Пушкин)


КОМПОЗИЦИОННЫЙ СТЫК – повтор в начале нового предложения слов из предыдущего, обычно заканчивающих первое предложение, например:

елку кто-то срубил. Срубил не у корня, а забрал

юную пушистую верхушку (Тэсс)


АНТИТЕЗА – противопоставление предложений по значению, например:

Ленька потащил леску. Кот отчаянно упирался…

(Паустовский)


ОБРАЩЕНИЕ В НАЧАЛЕ ТЕКСТА, например:

Добрый папаша! К чему в обаянии

Умного Ваню держать? (Некрасов)


ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ – отрыв в стилистических целях от предложения его части и оформление ее как самостоятельного предложения, например:

И шел ты с женщиной – не отрекись. Я все заметила –

не говори.

Блондинка. Хрупкая. Ее костюм был черный. Английский.

(Северянин)

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, например:

И в глазах завяли маргаритки,

Как болотный гаснет огонек. (Есенин)


ЭЛЛИПСИС – контекстуальный пропуск элементов высказывания, например:

Слышится крик у соседней полосыньки,

Баба туда – растрепалися косыньки. (Некрасов)


МНОГОСОЮЗИЕ – намеренный повтор союзов, создающий единство перечисления, например:

И справа, и слева,

И сзади, и прямо

И красный и белый:

- Мама! (Цветаева)


БЕССОЮЗИЕ – намеренный пропуск соединительных союзов между членами предложения или предложениями, передающий стремительность, насыщенность впечатлениями:

Швед, русский – колет, рубит, режет, бой барабанный,

Клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье,

стон…(Лермонтов)


Таким образом, необходимо уметь находить образные средства в анализируемых текстах и уметь использовать в собственной речи.


  1. Закрепление изученного материала.


ЗАДАНИЕ. Прочитайте фрагмент рецензии, в котором анализируются языковые особенности текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.


Исходный текст (задания №1 - №5)


(1) Ушла, изморилась вконец поверженная апрелем зима. (2) Вот в тревожной темени родилось и двинулось всесветное, уже не слоистое, а тугое, плотное тепло, превращая себя в мощный и ровный ветер. (3) Дрогнули готовые распуститься дерева, сшиблись широкими лбами темнеющие в небесах облака. (4) Неяркая вешняя молния упала в лесную теплую мглу, и смело прокатился первый трескучий гром.

(5) Страшная тишина томится в лесу после этого грохота. (6) Ветер не дует, а давит сплошь, все замирает.

(7) Дождь прошипел в ночи обильно и коротко. (8) Везде в снующей, исчезающей темени сопит пахнущая корнями земля: это зашевелились в несметном числе травяные ростки, поднимая и распахивая прошлогодние листья, хвоинки и сгнивающие сучки.

(9) Утром золотые столбы испарений поднимаются в лесных прогалинах; словно добрые признаки, они безмолвно и быстро меняют свои исполинские контуры. (10) На березах еле слышно оживают ветки, от лопающихся почек они тоже меняются. (11) Солнце выходит очень быстро. (12) Яростно-новое, с неопределенными очертаниями, оно греет еще бледную, но густеющую с каждой минутой зелень березняка. (13) Птицы поют взахлеб, земля продолжает сопеть и попискивать, все поминутно меняет свой образ. (14) Везде в мире жизнь и свобода, и сердце сопереживает. (15) Да не будет конца свободе и радости!..

(По Белову)


№1. «В.Белов рисует яркую картину прихода весны, используя разнообразные средства языка. Весна для него – живое существо, которое развивается по своим законам, поэтому в тексте так много______(земля сопит, зашевелились ростки). Эмоциональность тексту придают_____(тревожная темень), _____(сшиблись широкими лбами темнеющие в небесах облака), ______ (золотые столбы испарений, словно добрые признаки)».

Список терминов:

  1. сравнительный оборот

  2. литота

  3. фразеологизм

  4. ирония

  5. метафора

  6. парцелляция

  7. олицетворение

  8. эпитет

  9. риторический вопрос

  10. восклицательные предложения


№2. «Пробуждение природы после долгой зимней спячки описывает В.Белов в своем тексте. Художественный стиль, используемый автором, определяет необыкновенную выразительность и образность текста. От строк веет весной, теплом, силой пробуждения. В первом предложении автор использует_____ , в третьем______, в тринадцатом_______, в четырнадцатом».

Список терминов:

  1. сравнительный оборот

  2. градация

  3. синтаксический параллелизм

  4. ирония

  5. метафора

  6. парное соединение однородных членов

  7. вопросно-ответная форма изложения

  8. экспрессивный повтор

  9. риторический вопрос

  10. восклицательные предложения


№3. «Создать картину пробуждающейся весны В.Белову помогают изобразительно-выразительные средства языка. Особую роль играют стилистические фигуры:____

(предложения 2, 6); ______ (предложения 7, 14);______(предложение 13);______ (предложения 1,2,3)».

Список терминов:

  1. инверсия

  2. литота

  3. антитеза

  4. ирония

  5. метафора

  6. парцелляция

  7. синтаксический параллелизм

  8. экспрессивный повтор

  9. риторический вопрос

  10. парное соединение однородных членов


№4. «Разнообразен синтаксический строй текста. Благодаря использованию_____(5, 11);_______(1, 7, 15); _______ сложных предложений(______) (4,14) и (______) (3,6,9,10,13) прозаический текст приобретает определенный ритм, что также способствует созданию художественного образа».

Список терминов:

  1. простых односоставных предложений

  2. простых двусоставных распространенных предложений

  3. простых двусоставных нераспространенных предложений

  4. простых предложений с однородными членами

  5. простых предложений с обособленными членами

  6. сложносочиненных предложений

  7. сложноподчиненных предложений

  8. бессоюзных сложных предложений

  9. сложных предложений с разными видами связи

  10. предложений с прямой речью


№5. «Основную мысль текста автор формулирует, используя_по _______ цели высказывания и______ по интонации предложение. Это не случайно! В целом в тексте используются______ по цели высказывания,_____ по интонации предложения».

Список терминов:

  1. вопросительное

  2. побудительное

  3. восклицательное

  4. повествовательное

  5. невосклицательное

ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЕ:

ЗАДАНИЯ

Верный ответ

1

7,8,5,1

2

2,5,3,6

3

3,10,7,1

4

2,4,6,8

5

2,3,4,5




  1. Итоги занятия.

  2. Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе по изученным темам.


Тема №2. Занятие 3.


Характеристика функционально-смысловых типов речи. Структура. Лингвостилистические особенности. Функция. Смысловая основа типа речи.


Цели занятия: углубление знаний о функционально-смысловых типах речи, структуре, лингвостилистических особенностях, функции, смысловой основе типов речи. Закрепление навыков анализа текстов разных стилей и типов речи, навыков анализа текста с разными типами речи в одном тексте.

Методы и приемы: углубление ранее изученного материала, анализ текстов; словесный, наглядный, практический. Применение компьютерных технологий.

Тип занятия: урок-исследование, стилистический эксперимент.

Оборудование: мультимедийная установка, таблица «Как определить тип речи (памятка).

Ход занятия

  1. Организационный момент. Сообщение темы занятия, знакомство с дополнительной литературой по данной теме, раздаточным материалом, таблицей.

  2. Проверка домашнего задания. Анализ образных средств языка в предложенном тексте (По Белову). Блиц-опрос по теме, изученной на предыдущем занятии «Изобразительно-выразительные средства языка, стилистические фигуры. Стилистическая окраска слова (стилистические коннотации).

  3. Изучение нового материала.

  4. Закрепление изученного материала.

  5. Итог занятия.

-Наша речь (тема, композиционное и языковое оформление и т.п.) зависит как от цели, мотива, обстоятельств общения, так и от описываемой ситуации. Все разнообразие содержания наших высказываний в конечном счете может быть сведено к трем видам:

  • мир в статике, воспринимаемый предметно, одномоментно;

  • мир в динамике, воспринимаемый в движении, во времени;

  • мир в причинно-следственных связях.

В первом случае высказывание реализуется в форме описания, во втором – в форме повествования; в третьем – в форме рассуждения.

Рассмотрим характерные черты этих функционально-смысловых типов речи.

(Учащиеся составляют конспект)


ОПИСАНИЕ


Описание - функционально-смысловой тип речи, заключающийся в изображении целого ряда признаков, явлений, предметов или событий, которые необходимо представить себе одновременно.

Мир в статике. К тексту можно задать вопрос - каков объект?

Основа описания – перечень, перечисление признаков, свойств предмета, явления. Цель описания состоит в том, чтобы читатель (слушатель) увидел предмет описания, представил его в своем сознании.

Структура описания:

  • общее представление о предмете;

  • перечень отличительных признаков предмета;

  • авторская оценка, вывод, заключение.

Основные виды описаний

Чаще всего говорят о научном, деловом и художественном описаниях. Научное, деловое описание – это описания, в которых дается перечень существенных признаков предмета, понятие о его свойствах. В описаниях научного характера главное – точность, логическая последовательность. Деловые описания – это инструкции, объявления… Художественное – описание, где преобладают изображения образов, впечатлений. Главное здесь – дать яркое представление о предмете, при этом вовсе не обязательно исчерпывающее, полное.

Функции описания

Описания могут быть портретными, пейзажными, событийными. Важная функция описания – создание образных картин: обстановки, атмосферы событий, что достигается нередко подбором ярких деталей, длинным перечислением их.

Лингвостилистические особенности описания

Связь между предложениями обычно параллельная. Вначале – первое предложение или абзац в качестве исходного пункта. Все остальные предложения по смыслу связаны с первым, конкретизируя его. Эти предложения между собой связаны менее тесно или вовсе не связаны грамматически. Каждое предложение относительно самостоятельно.

Свойственно единство видовременных форм глаголов-сказуемых. Глаголы чаще всего в форме несовершенного вида, чаще прошедшего времени, а для особой наглядности – в форме настоящего времени. В описании глаголы обозначают не последовательную смену событий, а одновременность происходящего. Если глаголы совершенного вида, то обычно со значением признака, а не активного действия. Характерен синтаксический параллелизм. Частотно употребление именных сказуемых, назывных и безличных предложений. В описании больше используются слова, обозначающие качества, свойства предметов. Широко используются синонимы, определения, неполные предложения.

Примером художественного описания может служить отрывок из рассказа И.А.Бунина «Антоновские яблоки». Работа с данным текстом. Необходимо доказать, что текст типа описания.

(В процессе совместного анализа текста с учащимися делаем вывод – текст типа речи описание)

Сад у тетки славился своей запущенностью, соловьями, горлинками и яблоками, а дом – крышей. Стоял он во главе двора, у самого сада, - ветки лип обнимали его, - был невелик и приземист, но казалось, что ему и веку не будет, - так основательно глядел он из-под своей необыкновенно высокой и толстой соломенной крыши, почерневшей и затвердевшей от времени. Мне его передний фасад представлялся всегда живым: точно старое лицо глядит из-под огромной шапки впадинами глаз, - окнами с перламутровыми от дождя и солнца стеклами. А по бокам этих глаз были крыльца, - два старых больших крыльца с колоннами. На фронтоне их всегда сидели сытые голуби, между тем как тысячи воробьев дождем пересыпались с крыши на крышу… И уютно чувствовал себя гость в этом гнезде под бирюзовым осенним небом.

М.Пришвин «Первый мороз». Работа с данным текстом. Необходимо доказать, что текст типа описания.

Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег первый мороз. Все было седое, но лужи не замерзали. Когда явилось солнце и разогрело, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из темного леса ветки елей, что на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли. Особенно хороша была сверкающая сверху донизу королева-сосна. Молодой собакой прыгала в груди моей радость.


ПОВЕСТВОВАНИЕ


Повествование – это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности.

Мир в динамике – рассказывается о действиях и событиях в определенной временной последовательности. Повествовательный текст развивается во времени, имеет сюжет, действующих лиц. К тексту можно задать вопрос – что произошло?

Основа повествования – рассказ о событиях, действиях, поступках. Повествовать – значит рассказывать о происходящем, сообщать о событиях в определенной последовательности.

Структура текста:

  1. Завязка – начало противоречия (конфликта), составляющего основу сюжета, исходный эпизод, момент, определяющий последовательное развертывание действия.

  2. Основная часть: развитие действия, кульминация – высшая точка напряжения в развитии действия.

  3. Развязка – исход событий, решение противоречий (конфликта).

Функции повествования разнообразны, связаны с индивидуальным стилем, жанром, предметом изображения.

Лингвостилистические особенности повествования

Связь между предложениями - цепная. Предложения максимально зависимы друг от друга, особенно рядом стоящие: связаны друг с другом на основе либо лексического повтора, либо с помощью указательных и других местоимений, либо синонимической замены.

Рассказ может вестись как от первого лица, так и от третьего.

Авторское повествование мы находим, например, в повести А.И.Куприна «Олеся». Работа с данным текстом. Необходимо доказать, что текст типа повествования.

(В процессе совместного анализа текста с учащимися делаем вывод – текст типа речи повествование)

Я однажды писал письмо и вдруг почувствовал, что кто-то стоит за моей спиной. Обернувшись, я увидел Ярмолу, подошедшего, как и всегда, беззвучно в своих мягких лаптях.

- Что тебе, Ярмола? – спросил я.

- Да вот удивляюсь, как вы пишете. Вот бы мне так…Нет, нет…не так, как вы, - смущенно заторопился он, видя, что я улыбаюсь. – Мне бы только мое фамилие…

-Зачем это тебе? – удивился я…-Для чего же тебе надо уметь писать фамилию?

А видите, какое дело, паныч, - ответил Ярмола необыкновенно мягко, - ни одного грамотного нет у нас в деревне. Когда гумагу какую надо подписать, или в волости дело, или что…никто не может…Староста печать только кладет, а сам не знает, что в ней напечатано…То хорошо было бы для всех, если бы кто умел расписаться.

Такая заботливость Ярмолы – заведомого браконьера, беспечного бродяги, с мнением которого никогда даже не подумал бы считаться сельский сход, - такая заботливость его об общественном интересе родного села почему-то растрогала меня. Я сам предложил давать ему уроки. И что же это была за тяжкая работа – все мои попытки выучить его сознательному чтению и письму.


РАССУЖДЕНИЕ


Рассуждение – словесное изложение, разъяснение какой-либо мысли; имеет целью выяснить какое-нибудь понятие; развить, доказать или опровергнуть какую-нибудь мысль.

Мир в причинно-следственных связях – излагаются причины явлений и событий. В целом доказывается или опровергается какой-либо тезис, делается вывод, обобщение. К тексту можно задать вопрос – почему?

Основа рассуждения - перечисление фактов, аргументов, обосновывающих вывод, к которому стремится привести читателя автор.

Структура рассуждения:

  • тезис – основная мысль.

  • доказательство (или опровержение) этой мысли, т.е. аргументы, сопровождающиеся примерами.

  • вывод, или заключение.

Основная сфера использования рассуждений – научная, научно-популярная речь. Однако широко встречается рассуждение и в художественной литературе, особенно в интеллектуальной, психологической прозе. Рассуждение может быть построено как доказательство истинности или, наоборот, ложности выдвинутого тезиса. В рассуждении могут быть все элементы (тезис, доказательство, вывод), а может отсутствовать вывод, который уже содержится в тезисе.

Лингвостилистические особенности рассуждения

В тексте между тезисом и аргументами, а также между отдельными аргументами устанавливается логическая и грамматическая связь. Все приводимые факты должны быть убедительными и подтверждающими выдвинутый тезис.

Связь между предложениями – смешанная. Характерно использование глаголов в форме настоящего или будущего времени, возможно, присутствие в тексте безличных глаголов или личных глаголов в безличной форме.

Примером рассуждения может служить отрывок из рассказа К.Г.Паустовского «Искусство видеть мир» (книга «Золотая роза»). Работа с текстом, необходимо доказать, что текст типа рассуждения.

(В процессе совместного анализа текста с учащимися делаем вывод – текст типа речи рассуждение)

Больше всего обогащает язык прозаика знание поэзии.

Поэзия обладает удивительным свойством. Она возвращает слову его первоначальную, девственную свежесть. Самые стертые, до конца «выговоренные» нами слова, начисто потерявшие для нас свои образные качества, живущие только как словесная скорлупа, в поэзии начинают сверкать, звенеть, благоухать!

Чем это объяснить, я не знаю. Предполагаю, что слово оживает в двух случаях.

Во-первых, когда ему возвращают его фонетическую (звуковую силу). А сделать это в певучей поэзии значительно легче, чем в прозе. Поэтому и в песне и в романсе слова действуют на нас сильнее, чем в обычной речи.

Во-вторых, даже стертое слово, поставленное в стихах в мелодический музыкальный ряд, как бы насыщается общей мелодией стиха и начинает звучать в гармонии со всеми остальными словами.

И наконец, поэзия богата аллитерациями. Это одно из ее драгоценных качеств. На аллитерацию имеет право и проза.

Но главное не в этом.

Главное в том, что проза, когда она достигает совершенства, является по существу, подлинной поэзией.


Учитель:

- Следует заметить, что рассмотренные типы речи редко встречаются в изолированном виде. Чаще всего в тексте фрагменты разных типов речи представлены в соединении, причем иногда в таком тесном, что трудно их отграничить. Рассмотрим отрывок из рассказа А.П.Чехова «Дом с мезонином».

Задание: Необходимо определить тип речи данного текста. Работа с текстом.

(Контекст начинается повествовательным предложением и сразу переходит в описание).


Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрел в какую-то незнакомую усадьбу. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Два ряда старых, тесно посаженных елей стояли как две сплошные стены, образуя мрачную красивую аллею.

(Далее снова следует повествование):

Я легко перелез через изгородь и пошел по этой аллее, скользя по еловым иглам, которые тут на вершок покрывали землю.


(Затем снова описание):

Было тихо, темно, и только высоко на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет и переливался радугой в сетях паука. Сильно, до духоты пахло хвоей.


  1. Работа по таблице «Как определить тип речи» (памятка), используем мультимедийную установку.


КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ТИП РЕЧИ (ПАМЯТКА)

  1. Функция речи (описание – описать; повествование – рассказать; рассуждение – доказать).

  2. Смысловая основа типа речи (одновременность явлений, признаков… - в описании; последовательность явлений, действий – в повествовании; причинно-следственная связь – в рассуждении).

  3. Характер сообщения (перечисление одновременных, постоянных признаков, явлений – в описании; сообщение об изменяющихся, сменяющих друг друга действий – в повествовании; сообщение в виде вывода, доказательства – в рассуждении).

  4. Характерные черты типа речи:

    • статичность – в описании;

    • динамизм – в повествовании;

    • наличие положения, которое нуждается в доказательстве.

  1. Языковые признаки:

    • глаголы в одной форме времени, определения… - в описании;

    • глаголы разных форм времени, наклонений… - в повествовании;

    • вводные слова, союзы, безличные глаголы… - в рассуждении.

  1. Описание ЧТО ТАКОЕ?

Повествование – ЧТО ПРОИСХОДИТ?

Рассуждение ТЕЗИС-ОБОСНОВАНИЕ-ВЫВОД



  1. Итог занятия. Обобщение изученного материала.

  2. Домашнее задание: определить тип речи текста (По Пескову).


Исходный текст для домашнего задания


(Текст типа повествования с элементами описания и рассуждения публицистического стиля речи).

Осенью лес молчит. Такая тишина. За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. В предчувствии холодов умолкли птицы. Ни звука. В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла. Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоточек.

Я долго шел по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. Дятел работал без устали. На заболевшей сосне виднелся узор его «долота». В бинокль было видно, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. Я спрятался за куст, любуясь работой. Дятел косился вниз, но продолжал работать. В эту минуту случилась история, к сожалению, очень нередкая. Из кустов орешника грянул выстрел – дробью сорвало источенную червями кору, и вместе с ней на желтую траву упала птица. Дятел не успел проглотить личинку - она так и осталась белеть в окровавленном клюве.

Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. Я не ругался, но парень почувствовал: встреча не сулила ничего хорошего. В довершение всего он не знал, что делать с птицей.

- Зачем?

-А просто так… Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман.

Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюбленных в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки? Кто должен научить их беречь и любить природу? Кто должен разъяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? Кто должен научить их радоваться прилету журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле?

(По Пескову)


Тема №3. Занятие 4


Контрольная работа.

Цель: контроль знаний учащихся.


Задание: произведите краткий комплексный анализ текста (тип речи, стиль, тема, идея, изобразительные средства языка, стилистические фигуры, связь между предложениями, лексика, морфология, синтаксис).


Текст

Исторические воспоминания и поэтические ассоциации – это и есть то, что больше всего «очеловечивает» природу в парках и садах, что составляет их суть и специфику. Парки ценны не только тем, что в них есть, но и тем, что было. Временная перспектива, которая открывается в них, не менее важна, чем перспектива зрительная. «Воспоминания в Царском Селе» - так назвал Пушкин лучшее из наиболее ранних своих стихотворений. Отношение к прошлому может быть двух родов: как к некоторому зрелищу, «театру», представлению, декорации, и как к документу. Первое отношение стремится воспроизвести прошлое, возродить его зрительный образ. Второе стремится сохранить прошлое, хотя бы в своих частичных остатках. Для первого в садово-парковом искусстве важно воссоздать зрительный образ парка или сада – таким, каким его видели в тот или иной момент его жизни. Для второго важно ощутить свидетельство времени, важна документальность. Первое говорит: «Таким он выглядел»; второе свидетельствует: «Этот тот самый, он был, может быть, не таким, но это доподлинно тот, это те липы, те садовые строения, те самые скульптуры». Второе отношение терпимее к первому, чем первое ко второму. Первое отношение к прошлому требует вырубить в аллее все старые деревья и насадить новые: «Так аллея выглядела». Второе отношение сложнее: сохранять все старые деревья, продлить им жизнь, и посадить к ним на места погибших молодые. Две-три старые дуплистые липы среди сотни молодых будут свидетельствовать: «Это та самая аллея. Вот они, старожилы».


Примерный ответ:

Краткий комплексный анализ текста

Тип речи – рассуждение.

Стиль – публицистический.

Тема: связь времен.

Идея: при реставрации памятников прошлого предпочтительнее сохранение, а не воссоздание заново их внешнего облика.

Композиция: основная мысль выражена в первом абзаце (мысль принципиально важная для автора), последующие рассуждения поясняют ее, что позволяет говорить о дедуктивном подходе; основная мысль текста строится на сопоставлении двух тематических образов (понятийность и образность дополняют друг друга), при этом авторская позиция остается главенствующей, что не позволяет говорить о полном диалогизме.

Изобразительные средства языка: 1) эпитеты (липы старые, дуплистые), 2) метафора (прошлое – театр, представление, декорация, документ), 3) олицетворение (живут все эпохи).

Стилистические фигуры: 1) параллелизм (Первое отношение стремится воспроизвести прошлое… Второе стремится сохранить прошлое… Для первого… важно воссоздать зрительный образ парка или сада… Для второго важно ощутить свидетельство времени, важна документальность); 2) антитеза (первое отношение – второе).

Лексика: 1) лексика общеупотребительная и иногда книжная (ассоциации, суть и специфика, временная перспектива…); 2) лексический повтор слова (сохранить, сохранить); 3) антонимы, в том числе контекстуальные (первое – второе; возродить, воспроизвести – сохранить); 4) синонимы, в том числе контекстуальные (воспроизвести, возродить, воссоздать, свидетельство времени, документальность); 5) повторы (те – тот, первый – второй).

Морфология: 1) использование отвлеченных существительных (воспоминания, ассоциации, специфика, зрелище, театр, представление …); 2) глаголы в форме настоящего времени (очеловечивает, открывается, стремится…).

Синтаксис: 1) однородные члены предложения (как к зрелищу, театру, представлению, декорации, и как к документу; стремится воспроизвести прошлое, возродить его зрительный образ; сохранять…деревья, продлить им жизнь и подсадить…); 2) однородные придаточные (…то, что больше всего очеловечивает природу в парках и садах, что составляет их суть и специфику); 3) присоединительные конструкции (Второе стремится сохранить прошлое, хотя бы в своих частичных остатках); 4) бессоюзные предложения, в которых последующие предложения раскрывают содержание предыдущего.

Связь предложений: сочетание цепной и параллельной. Средства цепной связи между предложениями: повтор (…в парках и садах – парки); местоимения (парки – в них). Пример параллельной связи: Первое отношение стремится…- Второе стремится…


Литература


  1. Арефьева С.А. Единый государственный экзамен по русскому языку. Учебно-методическое пособие. – Йошкар-Ола: МГПИ, 2006. – 87 с.

  2. Арефьева С.А.Рецензия как жанр школьного сочинения: пособие для учителя. – Йошкар-Ола: ЛИК ПРЕСС, 2002. – 40 с.

  3. Арефьева С.А. Сочинение-рассуждение. – Йошкар-Ола,2003.

  4. Арефьева С.А.. Синтактико-стилистическая подготовка учащихся к сочинениям разных типов: Монография. - М.: Прометей, 1998.

  5. Бельчиков Ю.А. Стилистика и культура речи. – М., 2002.

  6. Ермакова А.Г. Постижение тайны текста. – Чебоксары, 2001.

  7. Евлампиева Е.А. На ошибках учатся. Учебно-методическое пособие. – Чебоксары, 1998.

  8. Кожина М.Н. Стилистика русского языка: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – Изд. 3 – е. – М.: Просвещение, 1993.

  9. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б.. Секреты стилистики. – М, 2001.

  10. Демонстрационные варианты тестов ЕГЭ по русскому языку.

  11. Основы школьного речеведения / под редакцией профессора Т.А.Ладыженской. – Ч.1,2. – Москва – Тольятти, 2004.






Похожие:

Методические разработки уроков по русскому языку в 10 социально-гуманитарном классе Класс: 10 (социально-гуманитарный) iconДокументи
1. /Положение о профильном социально-гуманитарном классе.doc
Методические разработки уроков по русскому языку в 10 социально-гуманитарном классе Класс: 10 (социально-гуманитарный) iconУчебный план 10 класс. Социально-гуманитарный профиль

Методические разработки уроков по русскому языку в 10 социально-гуманитарном классе Класс: 10 (социально-гуманитарный) iconПлан комплектования 10-х классов общеобразовательных учреждений Центрального округа на 2013/2014 учебный год
Социально экономический, техническое предпринимательство; филологический/социально-гуманитарный/хэц
Методические разработки уроков по русскому языку в 10 социально-гуманитарном классе Класс: 10 (социально-гуманитарный) iconИтоги диагностических работ в 10 классе декабрь 2013 год Русский язык (социально-гуманитарный профиль)

Методические разработки уроков по русскому языку в 10 социально-гуманитарном классе Класс: 10 (социально-гуманитарный) iconПрограмма по русскому языку для 10-11 классов средней школы под редакцией А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой
Тематическое планирование по русскому языку для 11-го класса социально-гуманитарного профиля
Методические разработки уроков по русскому языку в 10 социально-гуманитарном классе Класс: 10 (социально-гуманитарный) iconТематическое планирование по русскому языку в 7 классе № Тема, раздел Количество часов
Календарно- тематическое планирование уроков по русскому языку в 7 классе по программе Ладыженской Т. А.(170 часов)
Методические разработки уроков по русскому языку в 10 социально-гуманитарном классе Класс: 10 (социально-гуманитарный) icon1 этап – заочный тур конкурса «Я хочу учиться в Губернаторском лицее»
«Губернаторский многопрофильный лицей-интернат для одаренных детей Оренбуржья» организует набор учащихся в 10-е классы на 2013-2014...
Методические разработки уроков по русскому языку в 10 социально-гуманитарном классе Класс: 10 (социально-гуманитарный) icon1) Социально- гуманитарный;(19 чел) 2)

Методические разработки уроков по русскому языку в 10 социально-гуманитарном классе Класс: 10 (социально-гуманитарный) iconКонтрольно-измерительные материалы для подготовки к гиа по русскому языку в 9 классе Пояснительная записка
Государственная итоговая аттестация по русскому языку в 9 классе состоит из трёх частей
Методические разработки уроков по русскому языку в 10 социально-гуманитарном классе Класс: 10 (социально-гуманитарный) iconПрограмма по русскому языку 10-11класс, 2008г. В. В. Бабайцева, А. Ю. Купалова, Е. И. Никитина
Программно-методическое обеспечение 10 а класса социально-гуманитарного профиля
Методические разработки уроков по русскому языку в 10 социально-гуманитарном классе Класс: 10 (социально-гуманитарный) iconУрок обществознания в профильном классе
Молодежь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы