Районная учебно- исследовательская конференция старшеклассников «Юность Поморья» icon

Районная учебно- исследовательская конференция старшеклассников «Юность Поморья»



НазваниеРайонная учебно- исследовательская конференция старшеклассников «Юность Поморья»
Дата конвертации20.09.2013
Размер163.87 Kb.
ТипИсследовательская работа
источник


Районная учебно- исследовательская конференция старшеклассников

«Юность Поморья»


Направление Искусство


Математик с душой художника.


Исследовательская работа



 

Выполнила ученица 6 класса муниципального образовательного учреждения «Общеобразовательная Илезская средняя школа»

Устьянского района

Петрова Юлия Дмитриевна 


 


Научный руководитель – учитель изобразительного искусства

муниципального образовательного учреждения «Общеобразовательная Илезская средняя школа»

Устьянского района 

Форманчук Людмила Витальевна



п. Октябрьский, 2011

Оглавление



Введение…………………………………………………………………………………….

3

Глава 1. Из истории развития художественных способностей М.В. Ломоносова……

4

Глава 2. Деятельность М.В. Ломоносова по изготовлению мозаики………………….

2.1. Изучение и изготовление смальты……………………………………………...

2.2. Открытие фабрики по изготовлению изделий из стекла……………………...



6


6


7

Глава 3. Взгляды современников и потомков на талант М.В. Ломоносова……………

10

Заключение…………………………………………………………………………………

11

Библиографический список……………………………………………………………

12

Приложение 1………………………………………………………………………………

Приложение 2

Приложение 3

13

14

15



Введение.

В 2011 году наша страна будет отмечать 300-летие великого человека, энциклопедиста, первого русского учёного-естествоиспытателя мирового значения. Это был человек, который, по мнению А.С. Пушкина, «… обнял все отрасли просвещения…»[7, 2] Михаил Васильевич был астрономом, приборостроителем, географом, металлургом, геологом, поэтом, основателем современного русского литературного языка, историком, поборником развития отечественного просвещения, науки и экономики, разработал проект Московского университета, открыл наличие атмосферы у планеты Венера, действительный член Академии наук и художеств, профессор химии. А сколько он совершил научных открытий для будущих поколений! Однако мало кто знает о том, что в душе этого человека помимо страсти к точным и естественным наукам еще жила и страсть к искусству. Две эти страсти неразрывны в его творчестве, что доказывают слова Ломоносова: «Науки художествам путь показывают; художества происхождение наук ускоряют. Обои общею пользою согласно служат». [2, 65] Поэтому целью нашей работы стало: исследование личности и деятельности М. В. Ломоносова с точки зрения его вклада в развитие художественного искусства в России.

Задачи:

1) изучить литературу по научной и практической деятельности М.В. Ломоносова;

2) выявить достижения М.В. Ломоносова в области искусства в России;

3) выявить уровень знаний разных поколений о М.В.Ломоносове.

4) раскрыть талант М.В. Ломоносова как художника его потомкам.

^ Методы исследования: анализ литературы по проблеме, опрос.

Объект исследования – научная и практическая деятельность М.В. Ломоносова

Предмет исследования – деятельность М.В. Ломоносова в области искусства.

Результаты, полученные в ходе исследования, могут использоваться учителями истории, МХК, изобразительного искусства, при изучении краеведческих программ и курсов, учениками для пополнения своих знаний о творчестве М.В. Ломоносова.


^ Глава 1. Из истории развития художественных способностей М.В. Ломоносова.

«В 1711 году, в эпоху, когда Пётр I совершал свои великие преобразования, родился человек, объединивший в своем творчестве науку и искусство, «будущий славный русский учёный, вития и поэт» — произошло это 19 ноября (8) в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангелогородской губернии в довольно зажиточной семье крестьянина-помора Василия Дорофеевича (1681—1741) и дочери просвирницы погоста Николаевских Матигор, Елены Ивановны (урождённой Сивковой) Ломоносовых. Историк, славист Владимир Иванович Ламанский пишет: «в целой России в начале XVIII века едва ли была какая иная область, кроме Двинской земли, с более благоприятной историческою почвою и более счастливыми местными условиями». [1]

Личность М. В. Ломоносова можно понять только представив природу, в окружении которой он вырос Здесь обретались потомки новгородцев, не знавшие крепостного права, «черносошные», государственные крестьяне, строгие в нравах, деятельные, независимые, «умевшие за себя постоять. М. В. Ломоносов начал помогать отцу с десяти лет. Они отправлялись на промыслы ранней весной и возвращались поздней осенью. Нередкие опасности плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разнообразными наблюдениями, которые нашли отражение в его научных интересах: «вопросы северного сияния, холода и тепла, морских путешествий, морского льда, отражения морской жизни на суше и т.д. Грамоте обучил Михайлу Ломоносова дьячок местной Дмитровской церкви С. Н. Сабельников. «Вратами учёности», по выражению Ломоносова для него делаются добытые им книги: «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, «Арифметика» Л. Ф. Магницкого, «Стихотворная Псалтырь» Симеона Полоцкого. В четырнадцать лет юный помор грамотно и чётко писал. [1] (Приложение №1)

В биографии детских и юношеских лет Ломоносова не встречается упоминаний о его изобразительной деятельности или склонности к рисованию.
^

Возникает вопрос: когда и в связи с чем Ломоносов открыл в себе желание заниматься искусством?

Оказывается, впервые систематические уроки рисования Ломоносов начал брать в Марбурге в период обучения в Марбургском университете с 1736 по 1739 г.г. Среди его рукописного наследия еще сохранились ученические рисунки, один из них изображает Каина. Однако подлинный талант Ломоносова-художника раскрылся в мозаичном искусстве.

Мозаика — древнее искусство составлять из цветных стеклянных сплавов (смальт) немеркнущие картины и портреты. [1] Несколько мозаичных работ привез в 1746 году из Рима граф М. Ил. Воронцов, в доме которого часто бывал Ломоносов. Среди них была и мозаичная картина «Плачущий апостол Петр» работы неизвестного ватиканского мастера, отличавшаяся богатством и разнообразием красочных оттенков. Ломоносова живо заинтересовала искусная работа итальянских мастеров, доведших свою смальтовую «палитру» до нескольких тысяч оттенков, что позволяло им виртуозно копировать масляную живопись. Ломоносов знал, что мозаика была известна еще в Киевской Руси, и он загорелся мыслью возродить это древнее искусство в нашей стране.
Приготовление смальт хранилось в строгой тайне итальянскими мозаичистами. Ломоносова-химика привлекала к себе задача раскрыть этот секрет и самостоятельно разработать рецептуру для получения смальт.


Художественный и практический интерес к мозаике, овладевший Ломоносовым, сочетался с давно волновавшими его вопросами теоретической физики и химии.
Ломоносов разрабатывал теорию цветов, исходя из своего понимания физической природы света. Он полагал, что белый свет состоит из трех основных цветов — красного, желтого и голубого. Он стал на эту точку зрения, потому, что хорошо видел, что на практике можно получать всё разнообразие цветов, исходя из трех основных. В этом мнении проявилась его натура художника, так как в живописи принято лишь три основных цвета: красный, синий и желтый, остальные получаются путем смешения.
«Живописцы, — писал Ломоносов, — употребляют цветы главные, прочие чрез смешение составляют; то в натуре ли положить можем большее число родов ефирной материи для цветов, нежели она требует и всегда к своим действиям самых простых и коротких путей ищет?» [4]
Разработанная Ломоносовым теория «трех цветов» имела большое значение для развития цветоведения. Установив трехмерность многообразия цветов, Ломоносов указывал пути для решения практических задач цветотехники, нашедшей в наше время широкое применение в цветной фотографии, печати, кино. Он трудился над созданием приборов для получения любых цветов через сложение или вычитание трех основных. Принципы этих приборов осуществлены в современных колориметрах. Работа по изобретению цветных прозрачных и непрозрачных стекол была для него одним из средств объяснения теории цветов, поэтому Ломоносов с энтузиазмом принялся за опыты.


Глава 2. Деятельность М.В. Ломоносова по изготовлению мозаики.

2.1. Изучение и изготовление смальты.

В течение трех лет, «оградясь философскою терпеливостью» [6, 205], шаг за шагом шел Ломоносов к своей цели. Пробы стеклянных масс следовали одна за другой. Ломоносов вел подробный журнал, в котором записывал по-латыни название и точный вес взятых материалов, способ плавки и полученные результаты.
Ломоносов увлечен своей работой и не щадил себя. В августе 1750 года он отправил И. И. Шувалову на дачу стихотворное послание, в котором о себе он пишет:

  Меж стен и при огне лишь только обращаюсь;
   Отрада вся, когда о лете я пишу;
   О лете я пишу, а им не наслаждаюсь,
   И радости в одном мечтании ищу... [6, 217]

Стихи эти верно характеризовали обстановку, в которой работал Ломоносов. В маленькой и тесной лаборатории ему негде было повернуться. От растираемых в мелкий порошок масс в воздухе висела стеной минеральная пыль. Закопченные своды лаборатории озарялись отблесками огней нескольких печей. Печи были разных типов, но все они нещадно чадили и дымили. Ломоносов проводил здесь целые дни, совершенно не щадя своего здоровья.
В довершение всего ему на каждом шагу мешает канцелярия. «За безделицею принужден я много раз в Канцелярию бегать и подьячим кланяться, чево я, право, весьма стыжусь…» [6], — жалуется он И. И. Шувалову в письме 15 августа 1751 года.
Но Ломоносова нельзя было остановить никакими трудностями, и, проделав в общем около четырех тысяч опытов, он, наконец, добился своего. Он открыл способ получать смальты любого цвета, глубоких и сочных тонов, разнообразнейших оттенков: «превосходное зеленое травяного цвета, весьма похожее на настоящий изумруд», «зеленое, приближающееся по цвету к аквамарину», «цвета печени», «очень похожее на превосходную бирюзу, но полупрозрачное», «превосходного мясного цвета», «цвета черной Печени», "бледнопурпурное", "золотое рубиновое"… и т. д. (до Ломоносова золотые рубины умели делать древние ассирийцы, еще при царе Ашшурбанипале, да один немецкий химик XVII века, скончавшийся в 1703 году, однако и после них не осталось никаких рецептов). Полученные опытные образцы Ломоносов хранил в особом ящике «для раскладывания сделанных в химической лаборатории стекол». Эта своеобразная «стеклотека» весьма пригодилась Ломоносову, когда он приступил к практическому использованию результатов своих изысканий.
Достигнув замечательных практических результатов, Ломоносов писал в феврале 1754 года Леонарду Эйлеру: «В течение трех лет я был весь погружен в физико-химические испытания, касающиеся учения о цветах. И труд мой оказался не бесплодным, так как кроме результатов, полученных мною при различных растворениях и осаждениях минералов, почти три тысячи опытов, дали не только огромный материал для истинной теории цветов, но и привели к тому, что я принялся за изготовление мозаик». Научные и практические результаты исследований Ломоносова произвели большое впечатление за границей. «То что Вы, славнейший муж, исследовали относительно наведения разных цветов на стекла, достойно Вас. Наши химики считают особенно важным это открытие», — писал ему из Берлина Леонард Эйлер 30 марта 1754 года.
Сверкающие, как самоцветы, смальты Ломоносова, были несравненно ярче и богаче по своим красочным возможностям итальянских. [5]

^ 2.2. Открытие фабрики по изготовлению изделий из стекла.

Но одною лишь химией дело не ограничилось. Ломоносов задумал открыть художественную мастерскую по изготовлению мозаичных картин. 17 декабря 1752 года Мануфактур-контора выдала Ломоносову на устройство фабрики беспроцентную ссуду 4000 рублей со сроком погашения в пять лет. Сохранилось правдоподобное предание о том, что Ломоносов в пору его увлечения стекольным делом носил камзол со стеклянными пуговицами, намеренно вызывая удивление окружающих. Его убежденность в пользе стекла, недооцененной людьми, выражалась различно. В конце 1752 года он написал дидактическую поэму «Письмо о пользе Стекла».

Неправо о вещах те думают, Шувалов,
Которые Стекло чтут ниже Минералов,
Приманчивым лучом блистающих в глаза.
Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса. [6]

Деньги, выданные Ломоносову Мануфактур-конторой, ничего еще не решали. Необходим был земельный участок и люди. Поэтому 16 апреля 1753 года последовало распоряжение Вотчинной конторы о выделении Ломоносову земель для постройки фабрики в Копорском уезде.

В феврале 1754 года фабрика была пущена на полную мощность. Всего на ломоносовской фабрике работало в разные годы от 30 до 40 человек. Фабрика производила различную стеклянную продукцию, которую предполагалось немедленно реализовывать, чтобы окупить затраты. Сначала это был бисер, стеклярус. Причем Ломоносов нашел способ производить «алый стеклярус», чего не могли добиться западноевропейские мастера. Со временем фабрика стала выпускать разнообразную стеклянную посуду и другую, необходимую в быту продукцию: кружки, стаканы, подносы, табакерки для нюхательного табака, чашки, штофы, чернильницы с песочницами, пуговицы, подвески к серьгам, бусы, литые столовые доски и т. п. Причем Ломоносов добился небывалого разнообразия цветовых оттенков при производстве всех этих изделий — до него на русских заводах изготовлялось лишь белое, синее и зеленое стекло.

Одним из главных достижений Усть-Рудицкой фабрики стало возрождение мозаичного искусства. Еще до постройки фабрики, 4 сентября 1752 года, Ломоносов преподнес Елизавете мозаичный образ Богоматери, который «с оказанием удовольствия был всемилостивейше принят». Пять с половиной месяцев Ломоносов собственноручно без помощи трудился над своим произведением.
Тогда-то Ломоносов и отобрал для себя учеников Матвея Васильева и Ефима Мельникова. Кроме того, он преподнес жене П. И. Шувалова еще одну свою мозаичную работу, на медной доске которой было вырезано: «Сей нерукотворный образ Христа Спасителя нашего по желанию сиятельнейшия графини Мавры Егорьевны Шуваловой в начинании опытов мозаичного художества в Санктпетербурге 1753 года».
После этих двух работ, ставших началом мозаичного художества, Ломоносов взялся за портрет Петра I, к концу 1755 года закончил его и поднес Сенату. Начиная строительство фабрики в Усть-Рудице, Ломоносов рассчитывал на большие государственные заказы. Он надеялся широко развернуть мозаичное искусство, готовить монументальные памятники, которые бы прославляли величие России, боевые подвиги и исторические свершения русского народа. Но правительственные заказы не поступали. Финансовое положение фабрики было тяжелым. Ее изделия не находили сбыта. Так, за два года и восемь месяцев доход фабрики составил 500 рублей, а на ее постройку и содержание было израсходовано более 9 тысяч рублей.
В 1758 году не отступая от своих замыслов, Ломоносов разработал проект художественного убранства внутренних стен Петропавловского собора мозаичными картинами, прославляющими Петра 1. Однако рассмотрение Ломоносовского проекта затянулось на несколько лет. С приходом к власти Екатерины 11 все труднее становилось ученому осуществлять свои художественные планы. Несмотря на многочисленные преграды в 1761 году он вместе с помощниками преступил к работе над картиной “Полтавская баталия”. Набор этой грандиозной мозаики проходил в мозаичной мастерской при доме Ломоносова. В середине 1764 года мозаика “Полтавская баталия” была закончена. Из других мозаичных картин петровского цикла Ломоносову не удалось создать ни одной. Причем картина «Азовское взятие» была уже начата набором, а еще к четырем — «Начало государевой службы в малолетстве», «Сообщение с иностранными», «Спасение из Риги», «Ангутская морская победа» — были сделаны подробные эскизы. Но этот замысел художника остался неосуществленным. [5]

В апреле 1764г. Ломоносов был единогласно избран членом Болонской Академии Наук. С его достижениями в области мозаичного искусства итальянских учёных познакомил М. И. Воронцов. Получив признание своих заслуг как незаурядного художника, Ломоносов был полон творческих планов и замыслов. Но напряжённая работа над "Полтавской баталией" наряду с огромной научной деятельностью в других областях окончательно подорвала его здоровье. Тяжелобольной Ломоносов сильно переживал за судьбу мозаичного дела в России. Тревога была ненапрасной. Вскоре после смерти Ломоносова проект убранства Петропавловского собора был отвергнут. Президент Академии художеств при Екатерине II И. И. Бецкой, «ведая мозаику», пришел к выводу, что сама идея убранства Петропавловского собора мозаичными украшениями порочна и что ломоносовским картинам «в том соборе быть неприлично». В 1768г. Усть-Рудицкая фабрика была закрыта. Так заглохло замечательное творческое начинание великого русского учёного, которому он отдал многие годы жизни. [4]

Отдавая дань художественному творчеству Ломоносова, высоко оценивая созданные им произведения мозаичного искусства, Академия художеств 10 октября 1763 года избрала его почетным членом.


^ Глава 3. Взгляды современников и потомков на талант М.В. Ломоносова.

Сейчас ломоносовские мозаики выставлены в лучших музеях страны — Эрмитаже, Государственном Русском музее, Государственном Историческом музее и др. «Полтавская баталия» украшает верхнюю площадку парадной лестницы главного здания Академии наук РФ в Санкт –Петербурге. (Приложение №2)

Мнения о даровании М. В. Ломоносова, как художника, были высказаны его потомком искусствоведом В.К. Макаровым и современников художником Я Штелиным. Макаров предоставляет оценку его творчества, в большей степени независимо, чем Я. Штелин. И если первый справедливо сравнивает ломоносовские мозаики с «монументальной мозаичной живописью нового времени», которая берёт своё начало как раз в масштабности и монументальности задуманного М. В. Ломоносовым, то второй — констатирует, что для эскизов, служивших воплощению в натуре, не нашлось достойных живописцев, роль мозаики сведена до имитации живописи, без осознания ценности её особенностей. В данном вопросе Штелин следовал вкусам своей эпохи и не мог быть беспристрастным арбитром.

Мы также провели опрос среди учащихся 5-6, 11-10 классов и учителей. (Приложение №3). Результаты опроса следующие:

-знают время и место рождения – 31 чел. ; затрудняются – 11 чел.

- на второй вопрос давали такие ответы: ученый, писатель, биолог, химик, наш земляк, выдающаяся личность, физик, помор, патриот, гений, астроном, математик, трудоголик.

- на третий вопрос ответили: в истории, литературе, мозаике -1чел., физике, химии, физике, астрономии, во всех областях, экономике, филологии, философии.

- на четвертый вопрос дали немного ответов: основал университет, открыл атмосферы у Венеры, поэтические оды, написал российскую грамматику, МКТ тепловых явлений, всеобщий естественный закон; не знают – 15 человек (учащиеся).

- и на пятый вопрос все ответили утвердительно: М.В. Ломоносов – это наша гордость!

Вывод: нужно отметить, что представления учащихся о М.В. Ломоносове в отличие от учителей довольно слабые. Многие ребята знают, что Ломоносов был нашим земляком, но затрудняются в определении его занятий и открытий и тем более не знают о Ломоносове, как о художнике. Поэтому наша работа будет в настоящее время актуальна.

Заключение.

Ломоносов стоял у истоков национальной науки. Ученый-энциклопедист и патриот, первый русский академик. Он оказал значительное влияние на развитие русской и мировой науки и культуры, был избран почетным членом Шведской и Болонской Академий наук. Заслуги Ломоносова в области геологии, минералогии, геофизики, физики, физической химии, химии огромны. Он был новатором во многих областях техники и технологии, в том числе и мозаики.

Не перестаем восхищаться, как человек, не имея ярко выраженных способностей к рисованию, испытывая только страстное увлечение искусством и наукой, смог создать настоящие мозаичные шедевры, не имея при этом ни образцов, ни техник. Современники нередко называли Ломоносова «изобретателем мозаики в России». Действительно, в русской мозаике XVIII века все было создано Ломоносовым, его передовыми научными знаниями, безошибочным художественным чутьем. Семь веков отделяют Ломоносовскую мастерскую от мозаик Киева. В этот долгий период времени наша страна не знала мозаичного искусства, забыла его. М.В. Ломоносов не только возродил мозаичное искусство в России, но и дополнил его новыми уникальными материалами. Набор в мозаиках Ломоносова производился ускоренным способом, им изобретенным. Во все подробности мозаичной техники Ломоносов внес усовершенствования, его опыты по изготовлению смальты опирались на им же открытые законы в области химии, физики, он опережал свое время. О мозаиках Ломоносов писал в «Слове о пользе химии» (1751) и в «Предложении о учреждении здесь мозаичного дела» (1752). Известны также его обращения к правительству, составленное им описание «Полтавской баталии». Об отдельных, набранных им самим картинах Ломоносов сообщал в Академическую канцелярию, Шуваловым, Воронцову. [3,7-8.10].
Даже если бы Ломоносов не создал ничего, кроме «Полтавской баталии» или такого шедевра мозаичного искусства, как портрет Елизаветы, даже в этом случае он обессмертил бы свое имя. Как и во всех других областях культуры, Ломоносов работал здесь, сознавая уникальность своего опыта, иными словами, работал на века, ибо то, что самобытно, — всегда ново, интересно и поучительно для потомков! [5]


^ Библиографический список.


1. Биография М. В. Ломоносова [Электронный ресурс] // Интернет-сайт Википедия:

www.wikipedia.org/wiki

2. Ломоносов М.В. Избранные философские сочинения [Электронный ресурс] // Интернет-сайт Ломоносов М.В.: www. virlib.eunnet.net/lithica/

3. Макаров В.К. Художественное наследие М.В. Ломоносова. Мозаики. : М., 1950 – 194с.
4. Основание мозаичного искусства. [Электронный ресурс] // Интернет-сайт

Мой Ломоносов : www.mvlomonosov.narod.ru/mozaika.html

5. О пользе преподавания «художеств». [Электронный ресурс] // Интернет-сайт Ломоносов М.В. :www.lomonosov.name/articles_25_53.html

6. Павлова Г.Е. Михайло Ломоносов: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. – М.: Современник, 1989. – 493 с.

7.Уткина Н.Ф. Ломоносов: к 275-летию со дня рождения. – М.: Мысль, 1986. – 224 с.


Приложение 1.

Юношеский почерк М. В. Ломоносова. 1725

 


Приложение №2.

Образцы мозаик М.В. Ломоносова.



Мозаичный портрет П. И. Шувалова. Мастерская М. Ломоносова. 1785. Эрмитаж




Портрет Петра I. Мозаика. Набрана М. В. Ломоносовым. 1754. Эрмитаж





«Полтавская баталия». Мозаика М. В. Ломоносова в здании Академии Наук. Санкт-Петербург. 1762—1764

Приложение №3.

Опрос по теме : «Научная деятельность М.В. Ломоносова».

Вопросы:

  1. Где и в какое время (век) родился М.В. Ломоносов?

  2. Кем, по-вашему, был Ломоносов?

  3. В какой области прославился Ломоносов?

  4. Какие открытия или труды Ломоносова вам известны?

  5. Как Вы считаете, является ли М.В. Ломоносов гордостью нашей страны?

5-6 класс.(16 чел.)

1) 14 ответили верно , 2- неверно

2) ученым -12 чел ., писателем, биологом, химиком, физиком.

3) история, литература, мозаика, физика, химия, физика, не знаю -11 чел.

4) университет – 6 чел., не знаю – 7 чел.

5) все 16 утвердительно


^ 10-11 класс. (17 чел.)

1) не знаю -2 , половина ответа -5 чел., 10 правильно.

2) писатель, ученый, наш земляк, великий ученый, биолог, химик, выдающаяся личность.

3) в физике, химии, математике, астрономии, литературе, русский язык, во все областях.

4) открыл университет – институт-4 чел., не помню-2 чел., не знаю-6 чел., привез картошку из-за границы,

5) да - 11 чел. конечно-2 чел., побольше таких людей!


Учителя (9чел.)

  1. 9 - правильно

  2. Патриот своей страны, талантливейший человек, гений, ученый, помор, великий человек, физик, химик, астроном, математик, трудоголик..

  3. Создавал мозаику, практически во всех, химия, физика, астрономия, первый учебник физики перевел с немецкого, филология, геология, философия, первый предприниматель, экономика.

  4. Открытие атмосферы у Венеры, поэтические оды, российская грамматика, МКТ тепловых явлений, мозаичное дело, Российская история, всеобщий естественный закон.

  5. ) да, безусловно, конечно, это наша гордость!





Похожие:

Районная учебно- исследовательская конференция старшеклассников «Юность Поморья» iconРайонная учебно – исследовательская конференция старшеклассников «Юность Поморья»
Выполнила ученица 10 класса муниципального образовательного учреждения «Общеобразовательная Илезская средняя школа»
Районная учебно- исследовательская конференция старшеклассников «Юность Поморья» iconПоложение о районной учебно-исследовательской конференции учащихся 9-11 классов «Юность Устьи»
Районная учебно-исследовательская конференция учащихся «Юность Устьи» (далее – конференция) проводится ежегодно в целях
Районная учебно- исследовательская конференция старшеклассников «Юность Поморья» iconИсследовательская работа на тему: " Удивительная симметрия" ученица 11г класса Юсупова Алия Фаритовна учитель математики
Районная научно-практическая конференция учебно-исследовательских работ старшеклассников
Районная учебно- исследовательская конференция старшеклассников «Юность Поморья» iconПоложение об окружной учебно-исследовательской конференции учащихся 5-11 классов «На пути к открытиям»
Окружная учебно-исследовательская конференция учащихся «Юность Устьи» (далее – конференция) проводится ежегодно в целях
Районная учебно- исследовательская конференция старшеклассников «Юность Поморья» iconПоложение о районной учебно-исследовательской конференции учащихся 5-8 классов «Я исследователь»
Районная учебно-исследовательская конференция учащихся «Я исследователь» (далее – конференция) проводится ежегодно в целях
Районная учебно- исследовательская конференция старшеклассников «Юность Поморья» iconXi открытая городская учебно-исследовательская конференция школьников «Юность Северодвинска»
Выполнение задачи а ознакомиться с литературой о животных вымерших по вине человека стр. 4
Районная учебно- исследовательская конференция старшеклассников «Юность Поморья» iconРайонная учебно-исследовательская конференция учащихся 5-8 классов «Я исследователь»
Образование и брак на Руси и в Западной Европе во времена Ярослава Мудрого
Районная учебно- исследовательская конференция старшеклассников «Юность Поморья» iconРаботы
Положением о научно-исследовательской конференции «Первый шаг в науку» 05. 2012 года проведена районная ученическая научно-исследовательская...
Районная учебно- исследовательская конференция старшеклассников «Юность Поморья» iconПлан работы округа на март 2013 года
Окружная учебно-исследовательская конференция "Юный исследователь" для 1-4 классов
Районная учебно- исследовательская конференция старшеклассников «Юность Поморья» iconПоложение о VII открытом региональном конкурсе «Наследие Поморья»
Целью Конкурса является активизация познавательного интереса к культурно-историческому наследию Поморья
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы