Рекомендации по проведению Всемирного дня ребенка в дошкольном образовательном учреждении icon

Рекомендации по проведению Всемирного дня ребенка в дошкольном образовательном учреждении



НазваниеРекомендации по проведению Всемирного дня ребенка в дошкольном образовательном учреждении
Дата конвертации21.09.2013
Размер77.68 Kb.
ТипДокументы
источник

Информационно-ресурсный центр дошкольного образования

Устьянский район, 2010 год


Рекомендации по проведению Всемирного дня ребенка

в дошкольном образовательном учреждении.


«Уважение к человеку – вот пробный камень.

     Если уважение к человеку будет заложено

в сердцах людей, они неизбежно придут

         к созданию  такой социальной, экономической,

     политической системы, которая сделает

     это уважение непреложным законом».

^ Антуан де Сент-Экзюпери


В 1954 году Генеральная Ассамблея ООН рекомендовала всем странам ввести в практику празднование Всемирного дня детей (Universal Children's Day) как дня мирового братства и взаимопонимания детей, посвященного деятельности, направленной на обеспечение

благополучия детей во всем мире.

ООН предложила правительствам праздновать этот день в любой из дней, который каждое из них признает целесообразным. 20 ноября знаменует день, в который Ассамблея приняла в 1959 году Декларацию прав ребенка, а в 1989 году — Конвенцию о правах ребенка.
Ежегодно одиннадцать миллионов детей умирают, не дожив до своего пятого дня рождения, еще десятки миллионов остаются физически или умственно больными, не имея возможности для взросления, жизни и развития.

Многие из этих смертей вызваны легко предотвращаемыми или легко излечиваемыми болезнями; другие — губительными последствиями нищеты, невежества, дискриминации и насилия. Все вместе эти причины приносят тяжелые утраты семьям, общинам, государствам и всему миру.

Не только в раннем детстве приходится сталкиваться с силами, угрожающими жизни и благосостоянию детей. Они становятся более незащищенными, поскольку зачастую лишены прав, в том числе права на образование, на участие в общественно-политической жизни, на защиту от нанесения вреда здоровью.

Конвенция о правах ребенка стала первым и основным документом, рассматривающим права ребенка на уровне международного права. Она провозгласила основополагающие личные, политические, гражданские, социальные и культурные права детей, которыми они обладают от рождения и до достижения совершеннолетия. В СССР Конвенция была ратифицирована в 1990 г.

Конвенция ввела ряд новых прав для детей:

- на выживание и развитие;

- на сохранение индивидуальности;

- на свободное выражение своих взглядов;

- на неучастие в военных действиях;

- на физическое и психологическое восстановление и социальную реинтеграцию жертв злоупотреблений и эксплуатации.

Для нашей страны проблема защиты прав ребенка имеет особую актуальность. С каждым годом растет число безнадзорных и беспризорных подростков. По приблизительным подсчетам, в нашей стране более 700 тысяч детей-сирот, 2 миллиона подростков неграмотны, более 6 миллионов несовершеннолетних находятся в социально неблагоприятных условиях.

  Обеспечение охраны прав детей – это не только глобальная проблема мирового сообщества. По рекомендации ЮНЕСКО (1974 г.) обучение правам человека, т. е. правовое воспитание, предлагается начинать  на дошкольном уровне. Конвенция о правах ребенка касается всех участников образовательного пространства и дошкольного образовательного учреждения – детей, педагогов, родителей. Положения Конвенции органично вошли в нормативно-правовое и организационное обеспечение системы дошкольного образования. На федеральном уровне они представлены в Конституции РФ, Семейном Кодексе РФ, Законе об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации, в Законе «Об образовании». В результате, система нормативного обеспечения прав детей в сфере образования включает четыре уровня – международный, федеральный, региональный и локальный, который соответствует уровню каждого детского сада.

Сегодня в отечественной дошкольной педагогике эта проблема только разрабатывается, вызывая интерес у исследователей и практиков  (Доронова Т.Н., Козлова С.А., Голубева Л.Г., Князева О.Л., Соловьева Е.В., Смагина Л.И., Соловей  С.А., Щеглова С.Н.). Отсутствие специальных пособий для воспитателей ДОУ заставляет обращаться к опыту учителей начальной школы, который может быть заимствован педагогами, работающими с детьми старшего дошкольного возраста  (Г.П.Давыдов, А.Ф.Никитин, З.К.Шнекендорф).

Для начала необходимо определиться с задачами, которые педагог ставит при знакомстве дошкольников с правами ребенка:

  • Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.

  • Развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и пр.).

  • Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.).

  • Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека.

  • Разъяснять общественные нормы и правила поведения.

Наиболее эффективной формой работы по правовому воспитанию дошкольников может быть курс «Права ребенка», начало изучения которого можно приурочить к Дню прав ребенка. Предпочтение должно отдаваться игровым формам работы, использованию различной наглядности, рисованию (сюжетно-ролевые игры; конкурсы; инсценировки; встречи с интересными людьми ("беседа у камина"); дискуссии (цикл мероприятий дискуссионного зала) и др.). Процесс познания правовой культуры находит выражение в разнообразных формах собственной деятельности детей: игровой, художественно-игровой, драматизаций, продуктивной, трудовой деятельности. Для знакомства с правами ребенка помогут хорошо знакомые произведения, среди которых могут быть изображены сказочные, антропоморфные животные (а не люди или их дети), которые соблюдают (а не нарушают!) права своих детенышей.

^ Как организовать этот день в ДОУ?

Каждое учреждение проводит этот день по своему плану: мероприятия с детьми, педагогами, родителями.


В этот день с детьми может быть проведена следующая работа: 

- занятия с детьми «Что я знаю о своих правах?»,

- игровые занятия со знакомыми сказочными героями в форме путешествий в Солнечный город с Незнайкой, в Изумрудный город с Элли;

- КВН "Неразлучные друзья - взрослые и дети";

- традиционные праздники - концерты "Бабушка любимая моя", "Вместе дружная семья";

- беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, познавательные и развивающие игры, - также совместная и самостоятельная деятельность, конкурсы, развлечения, организуемые с детьми;

- оформление альбома с детскими рисунками - «Что я знаю о своих правах»;

- праздники, спектакли, разнообразные и познавательные игры;

- День игры и игрушки;

- беседы;

- рисование на тему: «Моя семья», «Самый добрый человек»;

- и др.

Использовать разнообразные методы и приемы:

  • использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы);

  • решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком ... , если бы я поймал золотую рыбку... , если бы я вдруг превратился в ...;

  • дидактические игры: "Чьи права нарушены?", "Назови права героев", "Выбери право", "Кто больше?", "Назови - не ошибись!", "Я начну, а ты продолжи", "Спасите Чипполино", "Как исправить Бармалея?", "Помогите Буратино", "Найди ошибку и исправь", "Выбери нужный ответ", "Подбери пословицы к картинкам", "Какими правами пользовались персонажи?"

^ Не рекомендуется в работе с дошкольниками использовать без соответствующей адаптации учебно-методические пособия гражданско-правовому воспитанию, предназначенные для начальной школы.

^ Формирование основ правового сознания дошкольников нельзя сводить к простому заучиванию статей документов и отдельных прав и свобод человека. Следует на уровне понимания донести до детей ту информацию, которая помогла бы уберечь детей от насилия и несправедливости в первую очередь со стороны взрослых.

В данном вопросе просто необходима помощь родителей, тесное сотрудничество с семьей. Так различные формы работы с семьями воспитанников помогут реализовать поставленные задачи по правовому воспитанию дошкольников, дать азы правовой культуры маленьким гражданам в понятной и доступной для них форме, ведь дети верят в любовь и доброе отношение и очень надеется на защиту.

^ С родителями можно провести:

- групповые дискуссии «Наказывая, подумай: зачем?»;

- консультации психолога «Научите ребенка делать добро» и др.

- оформление рекомендаций по проблеме;

- организация информационных стендов в каждой  группе детского  сада «Правам ребенка посвящается» и др.

^ С педагогами:

- изучение документов, создание информационных стендов, деловые игры, проведение семинаров «Защита прав и правовое воспитание детей», педагогический мост «д\с – начальная школа», диспут «Положение детей в России», конференции и другие формы методической работы.


           Нормативной основой правового воспитания детей дошкольного возраста являются:  

  • Декларация прав ребенка (1959).

  • Конвенция ООН о правах ребенка (1989).

  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

  • Конституция Российской Федерации.

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании».

  • Семейный кодекс Российской Федерации.

  • Уголовный кодекс Российской Федерации.

  • Типовое положение дошкольного образовательного учреждения.

  • Устав учреждения.

  • И другие правовые акты Российской Федерации, касающиеся вопросов правового воспитания.

     Думается, что во всех звеньях педагогической деятельности надо следовать мудрым словам Л. Н. Толстого: « Все яснее и яснее вижу, что ключ ко всему – в воспитании, там развязка всего. Это самый длинный, но верный путь». 

     

      ЛИТЕРАТУРА: 

  1. Всеобщая декларация прав человека. – Екатеринбург.- 1995. 

  2. Как защитить ребенка (ответы и вопросы). – М.- 1995. 

  3. Конституция Российской Федерации. – М. - 1993. 

  4. Конвенция о правах ребенка. – Екатеринбург.-1995. 

  5. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М., 1994. 

  6. Семейный кодекс Российской Федерации. – М. , 1997. 

  7. Права ребенка: Основные международные документы, - М.: Дом, 1992. 

  8. Права ребенка: Сборник документов и статей. – М., 1992. 

  9. Борисова О. //Ребенок в детском саду.-  Правовое образование   дошкольников.- №4, С.77, 2002;

  10. Правовое воспитание дошкольников.- № 5. - С. 82, 2002. 

  11. Гражданское воспитание в дошкольном возрасте //Мир образования-. №2, - С.  , 1996. 

  12. Росс Кемпбелл. Как на самом деле любить детей. – М., 1992 

  13. Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и    детского сада: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений/        Ответственный  редактор Л. Е. Курнешова. – М.- Школьная книга.- 2002. 

  14. Никитин А. Ф. Права человека. – М., 1993.

  15. Пыжьянова Л. Права ребенка.//Ребенок в детском саду -. №3. – С. 62; №4. –С.52; №5, -С. 46.

  16. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений/ Автор-составитель: Е. В. Соловьева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, Н. Т. Степина. – М.: АРКТИ, 2003.С. 88 (Развитие и воспитание дошкольника). 

  17. Усачев А. Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых. – М., 1992 

  18. Шнекендорф З. К. Путеводитель по Конвенции о правах ребенка. – М. , 1998. 

  19. Яковлев Ю. Ваши права, дети. – М. , 1992. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Похожие:

Рекомендации по проведению Всемирного дня ребенка в дошкольном образовательном учреждении iconПояснительная записка в муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка — детский сад №34»
Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 12....
Рекомендации по проведению Всемирного дня ребенка в дошкольном образовательном учреждении iconПостановление 30. 03. 2012 №242 пгт Даровской Об утверждении Положения о порядке расчета и взимания родительской платы за содержание ребенка в муниципальных казенных образовательных учреждениях,
Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12....
Рекомендации по проведению Всемирного дня ребенка в дошкольном образовательном учреждении iconПостановление От 12 сентября 2008 г. №666 об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении правительство Российской Федерации постановляет: Утвердить прилагаемое Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении
Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. №677 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении"...
Рекомендации по проведению Всемирного дня ребенка в дошкольном образовательном учреждении iconПостановление От 12 сентября 2008 года n 666 Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении Правительство Российской Федерации постановляет: Утвердить прилагаемое Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении
Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 года n 677 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении"...
Рекомендации по проведению Всемирного дня ребенка в дошкольном образовательном учреждении iconПостановление От 12 сентября 2008 г. N 666 об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении правительство Российской Федерации постановляет: Утвердить прилагаемое Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении
Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 677 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном...
Рекомендации по проведению Всемирного дня ребенка в дошкольном образовательном учреждении iconПостановление От 12 сентября 2008 г. N 666 об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении правительство Российской Федерации постановляет: Утвердить прилагаемое Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении
Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 677 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном...
Рекомендации по проведению Всемирного дня ребенка в дошкольном образовательном учреждении iconПостановление От 12 сентября 2008 г. N 666 об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении правительство Российской Федерации постановляет: Утвердить прилагаемое Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении
Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 677 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном...
Рекомендации по проведению Всемирного дня ребенка в дошкольном образовательном учреждении iconРегламент по предоставлению муниципальной услуги «Выплата компенсации части родительской платы за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении» (прилагается)
Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выплата компенсации части родительской платы...
Рекомендации по проведению Всемирного дня ребенка в дошкольном образовательном учреждении iconУтверждаю: Приказ №52-ос от 01. 09. 2008 года
РФ, закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24. 07. 98 №124-фз, закона РФ «Об образовании», п. 5, ст. 18, Типового положения...
Рекомендации по проведению Всемирного дня ребенка в дошкольном образовательном учреждении iconКнига учета движении детей в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении д. Новофедоровка № п/п Ф. И. О. ребенка

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы