Приложение №2 Описание педагогического опыта работы icon

Приложение №2 Описание педагогического опыта работы



НазваниеПриложение №2 Описание педагогического опыта работы
Дата конвертации21.09.2013
Размер159.31 Kb.
ТипДокументы
источник

Гейбатова Тамара Николаевна

Приложение № 2

Описание педагогического опыта работы

1. Автор опыта – Гейбатова Тамара Николаевна, муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции», воспитатель, стаж работы 26 лет, телефон 8-921-296-046-1

2. Тема опыта: «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством изготовления поделок в технике оригами».

3. Условия возникновения опыта: низкий уровень развития речи и связанной с речью мелкой моторики рук у детей 5-7 лет у детей с общим недоразвитием речи (воспитанники старшей и подготовительной к школе группы для детей с тяжелыми нарушениями речи МБОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»). По результатам диагностики воспитанники старшей речевой группы в начале учебного года имеют уровень развития мелкой моторики 17-20%. В подготовительной группе он значительно выше и составляет на среднем уровне 60-70%. В результате коррекционной целенаправленной работы уровень ручной умелости повышается до нормы. Приложение № 1

4. Актуальность опыта. Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребенка является уровень развития его руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики. Низкий уровень «ручной умелости» задерживает полноценное развитие речи, что является основной задачей коррекционной работы в дошкольном воспитании и обучении детей с речевыми нарушениями. Незрелость моторных функций проявляется в скованности, неловкости движений пальцев и кистей рук.

Движения не четкие, недостаточно координированы. Это особенно заметно в выполнении бытовых манипуляций (застегивание и расстегивание пуговиц, шнуровка ботинок, завязывание бантов), а также в таких видах деятельности, как ручной труд, рисование, лепка, работа с мелкими деталями (мозаикой, конструктором). Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам, что нередко угнетает и раздражает их, делает неустойчивым эмоциональное состояние и, в конечном счете, влияет на успешность коррекционной работы. С другой стороны полноценное развитие движений – необходимый этап и условие мыслительной деятельности. Движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией, т.к. совершенствование движений рук ускоряет развитие речевого центра головного мозга и, следовательно, способствует умению говорить. Связь мелкой моторики с речью можно проследить на простом примере во время обследования детей. Мы просим ребенка показать один, два, три пальчика; выполнить наиболее простые упражнения: соединить указательный и большой пальцы руки. Дети, которые выполняют изолированные движения пальцев – дети с активной речью. Детям с плохой речью такие движения недоступны. Их пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются все вместе или, напротив, вялые и не могут выполнять изолированные движения. Таким образом, состояние речи ребенка можно определить по состоянию мелкой моторики. Мы приходим к выводу, что развития речи можно добиться тогда, когда движения пальцев станут свободными. Для успешного освоения Программы ребенок должен научиться активно и правильно пользоваться речью. Коррекционная речевая работа, в состав которой входит развитие мелкой моторики, должна обеспечить формирование у воспитанников важнейшего интегративного качества выпускника Центра «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и с детьми». Кроме того, развитая мелкая моторика – залог успешности будущей учебной деятельности по освоению родного языка и письменной речи.

5. Теоретическое обоснование опыта. Теоретическую базу опыта составили педагогические и психологические исследования, дающие возможность раскрыть состояние изучаемой проблемы. Сегодня ученые и педагоги единодушно признают, что между развитием кистей рук и общим развитием ребенка существует прямая связь. Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков Академии педагогических наук установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.

Английский психолог Д. Сели также придавал очень большое значение «созидательной работе рук» для развития мышления и речи детей.

В.А. Гиляровский отмечал, что «запоздалое развитие речи в свою очередь в большинстве случаев представляет частичное проявление общего недоразвития моторики»

Не только теоретические предположения, но и практические исследования подтверждают важность работы по развитию мелкой моторики.

М.М. Кольцова, доктор медицинских наук, профессор – физиолог, считает, что «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения « проекция руки есть еще одна речевая зона мозга». Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Так, Л.В. Фомина обследовала более 500 детей в различных детских учреждениях и обнаружила, что уровень развития речи у них всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук, с уровнем же развития общей моторики он совпадал не всегда.

На основе вышеприведенных высказываний ученых можно сделать вывод, что развитие осязания и мелкой моторики следует рассматривать как одно из составляющих базового уровня успешной коррекции речи и формирования первоначальных учебных навыков.

Для развития мелкой моторики разработаны комплексы игровых упражнений, отдельные методики с использованием различных материалов, мелких предметов, рисунков, графики (Борисенко М.Г. «Наши пальчики играют», Крупенчук О.Н. «Готовим руку к письму», «Пальчиковые игры», Узорова О.В., Нефедова Е.Н. «Пальчиковая гимнастика», ГолубкинаТ.С. «Чему учит клеточка», Бартковский А.И. «Готовимся к письму» и др.). В повседневной речевой работе педагоги Центра успешно используют эти методики. Упражнения на мелкую моторику обязательно включаются в содержание практически всех занятий с детьми. Вместе с тем, наблюдая за детьми и учитывая серьезность проблемы, мы пришли к выводу о необходимости введения в практику специально организованных занятий по развитию мелкой моторики. Кроме того нам хотелось, чтобы процесс развития мелкой моторики был бы не механической тренировкой руки ребенка, а имел разностороннюю направленность.

Для углубленной работы по развитию мелкой моторики мы решили использовать технику оригами.

Японское искусство оригами давно перешагнуло границы своей родины, получив широкое распространение во многих странах. Оригами – искусство складывание фигурок из бумаги.

Невозможно перечислить все достоинства оригами. Это искусство является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи. Ведь еще Сухомлинский В.А. говорил о том, что чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок.

Оригами дает для этого огромный простор – мелких движений не только много, они еще и разнообразны. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки. Ведь большинство из нас «однорукие»: мы почти все делаем правой рукой. Это приводит к непропорциональному развитию левого полушария мозга. Занятие оригами гармонизирует работу полушарий мозга, потому, что мы все делаем двумя руками.

Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания.

Вопрос объективной научной оценки результатов занятий оригами уже не первый год привлекает профессиональное внимание психологов и педагогов. Вот как, например, докладывает об экспериментальных психологических исследованиях влияния оригами на детей психолог С.Н.Дутко: « Психологическим обоснованием концепции развития детей посредством занятий оригами являются следующие положения: связь физического движения и общего психического развития; связь точного (мелкого) движения с развитием речемыслительных центров; связь целенаправленного психического развития ребенка с личностным ростом. Исходя из вышеизложенных положений, мы приходим к выводу, что … точные движения пальцев рук очень тесно связаны с развитием мышления».

На основании этого можно сказать, что с помощью систематических занятий оригами развиваются интенсивнее и на более высоком уровне следующие психические процессы: восприятие (целостность и структурность образа); внимание (концентрация и устойчивость); память (зрительная и кинестетическая); мышление (пространственное, креативное).

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования предполагает, на наш взгляд, недостаточный объем возможного использования бумаги как материала для конструирования. Хотя обучение складыванию бумажных фигурок в практике детского сада применяется давно (еще основоположник детского сада Фридрих Фребель отмечал позитивные моменты влияния таких занятий на маленьких детей), однако педагоги знакомят детей с оригами от случая к случаю. Отсутствует интеграция с другими методиками дошкольного образования, не всегда учитываются индивидуальные способности и особенности коллектива в целом.

6. Ведущая педагогическая идея опыта:

– развитие ручной умелости и совершенствование точных, сложнокоординированных движений кисти и пальцев рук, развитие речи детей;

- повышение уровня готовности к школьному обучению;

- развитие познавательных и коммуникативных умений и навыков.

Оригами – один из видов деятельности, которые интересны детям и развивают точность и координацию движений. Овладение детьми техникой оригами помогает им в преодолении трудностей развития речи и приводит, в комплексе с другими приемами воздействия, к качественным изменениям, то есть развитию ребенка.

Кроме того, нельзя недооценивать возможности оригами в воспитательном процессе.

Первое - это продуктивная деятельность, результат которой ребенок видит практически сразу. Это очень важно, так как у дошкольников долгое ожидание результата приводит к потере интереса.

Второе - это результат. Полученное изделие всегда может быть применено в качестве подарка, украшения, игрушки или дидактического материала. Изделия оригами интересны, красивы, развивают фантазию и творчество детей.

Третье - сам процесс изготовления бумажных фигурок способствует решению многих задач, личностного характера: трудолюбия, усидчивости, умения доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности.

Помимо влияния на развитие мелкой моторики занятия оригами способствуют и развитию психических процессов, таких как внимание, память, мышление, воображение.

Без внимания не возможно сложить изделие: ведь в оригами нужно точно выполнять действия, соблюдая определенную их последовательность. Поэтому ребенку необходимо сконцентрировать свое внимание на объяснении педагога. На занятиях дети запоминают названия заготовок и приемов; мыслят, когда отвечают на вопросы: Зачем? Почему? Как?

Развивают воображение, когда наблюдают и становятся участниками процесса перевоплощения бумажного листа.

Занятия оригами влияют и на формирования личностных качеств ребенка:

дисциплинированности (мешая другим, мешаешь сам себе); целеустремленности (начатое дело должно быть завершено); самостоятельности (каждый старается сделать свою фигурку сам); активности (работать с желанием, предлагать свои идеи); любознательности (нужно спрашивать о том, что интересно).

Оригами способствует развитию коммуникативных способностей: чувства причастности к общему делу, ответственности; умения договориться (выслушать других, высказать и доказать свое мнение); заботливости и доброжелательности (желание помочь соседу, умение предложить и правильно оказать помощь, никого при этом не обидеть).

Способствует оригами и решению некоторых социальных проблем: приучает детей к созидательной деятельности; заполняет досуг, отвлекая от праздного времяпровождения.

Таким образом «систематические занятия с ребенком оригами – гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению» (Тарабарина Т.И.).

7. Цель – повышение эффективности речевой коррекционной работы посредством развития мелкой моторики рук у детей 5-7 лет, имеющих общее недоразвитие речи через занятия оригами, подготовка руки к письму и снижение риска дезадаптации в новых социальных условиях.

Задачи:

  • Развивать мелкую моторику пальцев рук;

  • Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, воображения;

  • Совершенствовать речь и расширять кругозор детей;

  • Формировать личностные качества ребенка (дисциплинированность, целеустремленность самостоятельность, активность, любознательность, аккуратность, уверенность в своих силах и способностях, способность следовать устным инструкциям педагога);

  • Развивать коммуникативные умения и навыки (чувство причастности к общему делу, ответственность, умение договориться, заботливость и доброжелательность);

  • Способствовать решению социальных проблем (приучение детей к созидательной продуктивной деятельности, организации досуга, отвлечения от конфликтных ситуаций и т.д.)

Для успешной реализации программных задач в речевой группе необходимо тесное взаимодействие воспитателей и логопеда. С целью работы в едином направлении был разработан календарно – тематический план с опорой на лексические темы.

Занятия с детьми проводятся один раз в неделю продолжительностью 25-30 минут. Содержание их соответствует поставленным целям и задачам.

Структура каждого занятия: вводная часть (определение цели, мотивация); пальчиковая гимнастика; основная часть (выполнение работы – складывание фигурки из бумаги); просмотр работ, обсуждение, оценка результата, обыгрывание.

  1. Определение мотива и цели занятия проводится в форме загадки, стихотворения, беседы, вопроса, чтения литературных текстов.

2. Пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры.

Игры эти очень эмоциональные и увлекательны, не только развивают мелкую моторику, но и способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослого, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать свое внимание только на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. В начале обучения проводятся игры, в которых дети выполняют упражнения с легкими движениями: соединяют одноименные пальцы обеих рук или поочередно соединяют пальцы руки с большим пальцем. Упражнения сопровождаются чтением стихов. Затем проводятся упражнения, с помощью которых дети учатся поочередно разжимать пальцы рук из кулака. Это уже более сложные движения. Для совершенствования тонких движений пальцев рук с детьми проводятся различные игры с мелкими предметами, с карандашами, пробками и т.д.

3. Выполнение работы (складывание фигурки из бумаги)

Выполнение работы – это наиболее сложный этап. Он состоит из нескольких частей:

А) выбор цвета для создания своего образа (у детей обязательно должен быть выбор хотя бы из двух возможных вариантов цветов);

Б) работа с пооперационной картой (сначала обсуждение вместе с педагогом, рассказ о последовательности действий).

Как показывает опыт, у большинства дошкольников работа со схемами (а именно на работе со схемами построено большинство пособий с рекомендациями по изготовлению поделок в стиле оригами) вызывает значительные затруднения. Пооперационная карта, как и схема, показывает последовательность изготовления бумажной фигурки: какую геометрическую форму надо взять, с чего начать работу, что сделать потом и т.д. Испытывая трудности, на каком-то определенном этапе работы, ребенок может развернуть заготовку на пооперационной карте и по сгибам сложить ее вновь. Это значительно облегчает работу, и дети быстрее овладевают техникой складывания бумажных фигурок.

Хотя изготовление пооперационных карт занимает у педагога много времени, результат оправдывает затраты: детям с ними работать проще и интереснее.

Г) изготовление поделки

Д) работа с деталями (можно дорисовать фломастером, выполнить аппликацию)

Е) оформление работы (выбор фона)

4. Просмотр работ, обсуждение, оценка результата, обыгрывание.

Результатом занятия становятся коллективные или индивидуальные работы. Когда готова коллективная работа, обязательно нужно собрать всех детей, привлечь их внимание, чтобы они увидели конечный результат своих трудов, вспомнить, кто что делал и показать важность вклада каждого участника.

В каждой индивидуальной работе важно увидеть что – то интересное, неповторимое, отличающее ее от всех других и обратить на это внимание всех детей. («Этот щенок самый задумчивый, а этот самый веселый», «Этот цветок уже распустился, а этот еще в бутоне» и т.д.)

Все работы обязательно нужно показать другим детям, родителям, всем взрослым, работающим с детьми.

Учитывая, что на дошкольном этапе ведущей является игровая деятельность, нужно обязательно включить поделки детей в игры, например, гонки крейсеров, аэрошоу, прыжки и т.д. От полученной фигурки ребенку должно быть радостно! Именно тогда у него возникает желание заниматься дальше, продолжать занятия дома.

Ребенок должен получать радость от занятий, радость от того, что у него все получилось. Поэтому сложенные фигурки можно красить, украшать, оживлять любыми средствами. После раскрашивания каждая фигурка приобретает свой собственный неповторимый характер, даже если нарисованы только глаза и нос. Фигурка оживает. На занятиях дети начинают играть со своими раскрашенными изделиями. Начинаются диалоги фигурок: «Здравствуйте! Давай дружить! Что мы будем делать?». Ребята проговаривают эти реплики, они вступают в языковое общение друг с другом и со своими работами.

Единой методики преподавания оригами не существует. Существуют десятки различных приемов, но все, в конечном счете, зависит от способностей, таланта и личности педагога.

Методы: словесные, игровые, наглядные, словесно-наглядные.

Приемы: показ с проговариванием действий, устная инструкция, демонстрация пооперационной карты, игровые упражнения, пальчиковая гимнастика, речевые игры, рассматривание и обсуждение работ, вопросы и т.д.

Важно во время применения любого из приемов использовать правильную общепринятую терминологию. Даже при обучении детей младшего возраста нужно оперировать такими терминами как: угол, сторона, центр, линия, диагональ. В младшем возрасте эти понятия накапливаются в пассивном словаре, что в последующем облегчает раскрыть понятийную сторону терминов, их усвоение и умение применять в деятельности. Для создания мотиваций используются проблемные ситуации, игровые приемы. Складывание проводим в форме игры, опираясь на ассоциативное мышление. Например: сложили базовую форму «мороженое», а потом мороженое можно «слизнуть», немного опустив уголок. Сложили заготовку «книжка», а теперь ее можно «почитать». Получили базовую форму «блинчик», а теперь представим, что в серединку положили начинку, и поэтому края должны быть аккуратно завернуты, « чтобы не осталось щелей, и начинка не вытекла». При проглаживании сгибов пальчики превращаются в утюжки, которые сильно прижимают бумагу. Для создания творческой атмосферы применяем художественное слово, поэтический образ. Чтение стихов сочетается с движениями. Такие упражнения развивают общую и мелкую моторику, а также умение сочетать действия с речью. Стихотворный текст является ритмической основой для выполнения движений, а движения в свою очередь помогают малышу лучше запомнить текст самого стихотворения. Например, такие стихотворения: «Будем мы весну встречать», «Как животных нам назвать?», «В лесу» и т.д.

Перед занятием мы хвалим свои ручки (самомассаж ручек):

«Наши ручки непростые,

Наши ручки золотые,

Смышленые,

Ученые, Замечательные».

На начальных этапах, чтобы сделать процесс складывания интересным и понятным детям, «оживляем » квадратный лист бумаги. У нашего квадрата есть лицо, руки и ноги. Любая работа начинается с того, что квадрат ровно и правильно «становится» перед нами, т.е. дети кладут перед собой квадрат так, чтобы у него «руки», «ноги», «голова» были в правильном положении.

Для успешного овладения складыванием квадрата по диагонали используем следующие приемы:

- наш квадрат хлопает в ладоши;

- на углах квадрата, которые будут совмещены, рисуются бабочка и цветок (жук и листок). Ребенку предлагается аккуратно взять уголок, на котором изображена бабочка и «посадить» ее на цветок.

Складывание демонстрируется с помощью большого квадрата, который должен быть с одной стороны цветным, с другой – белым. Он должен быть хорошо виден всем детям. Стараемся всегда максимально точно и ясно комментировать все свои действия словами и никогда не говорить: «Просто делаем так, как я».

Всегда держим наготове большое количество приготовленных заранее квадратиков.

Изредка играем «в молчанку»: раздаются пооперационные карты, по которым дети сами, без комментариев педагога, должны сложить изделие. Познакомив ребят с очередной фигуркой, просим сложить ее с помощью словесных комментариев педагога. Такой прием развивает зрительную и мышечную память.

Иногда на занятии вводится задание, специально поправленное на развитие памяти, при этом дети предупреждаются заранее о предстоящей задаче и пытаются запомнить действия и порядок их выполнения, чтобы потом самостоятельно сложить фигурку.

Назначаются помощники из ребят, уже справившихся с работой: пусть они помогают соседям.

На занятиях стараемся создать атмосферу принятия ребенка, обеспечить ему постоянное внимание, признаем его право на самостоятельность, выбор, использую приемы и методы общепедагогического влияния (поощрения достижений ребенка, подтверждение его уникальности, закрепление веры в успех)

Занимаясь оригами с детьми, соблюдаем педагогические принципы:

- доступность (все фигурки складываем доступными для данного возраста способами, с учетом опыта детей)

- сочетание индивидуальных форм работы с коллективными;

- постепенное усложнение;

- системность (занятия опираются на освоенный материал, знакомые приемы закрепляем в новых темах);

-учет индивидуальных способностей и особенностей коллектива в целом;

-информационное сопровождение;

- интеграция с другими методиками дошкольного образования (ФЭМП – использование бумажных фигурок для счета, как количественного, так и порядкового)

Развитие речи:

- складывание фигурок домашних и диких животных, цветов, птиц, овощей в соответствии с лексическими темами;

- использование поделок при проведении индивидуальной работы с детьми, на занятиях логопеда (развитие речевого дыхания);

- театрализация: изготовление масок или фигурок персонажей и показ сказок «Теремок», «Колобок», «Лиса, заяц и петух», «Кот, петух и лиса» и другие. Создавая коллективные творческие работы, объединяем аппликацию, рисование и оригами, например «Новогодний хоровод», «Весенний день», «В открытом космосе» и т.д.

Средства обучения. Для занятий оригами необходимо:

- заранее приготовленные квадратики белой или цветной бумаги со стороной 10-15см;

- ножницы с тупыми концами;

- ручка, цветные карандаши или фломастеры;

- клей – карандаш, клееночки, салфетки;

- папка, куда можно складывать квадратики и сложенные на занятиях изделия;

- пооперационные карты.

Преобладающие виды деятельности – практическая, словесная, продуктивная.

8. Длительность работы над опытом – 3 года.

9. Диапазон опыта – система занятий.

10. Использование системы занятий по оригами для развития мелкой моторики рук дает хороший положительный эффект даже в случае тяжелых нарушений речи. В конце учебного года 50% детей старшей речевой группы имеют средний, а четвертая часть высокий уровень развития моторики. В подготовительной к школе группе 38% детей имеют средний, 62% - высокий уровень развития мелкой моторики.

Занятия оригами позволяют решать многие проблемы воспитания и развития детей. Они доступны детям, нравятся им, не сложны в организации и могут быть с успехом использованы для дополнительной работы с детьми. Занятия построены с учетом соблюдения дидактического принципа «от простого к сложному». Ребенок постепенно преодолевает трудности в обучении, что позволяет ему лучше раскрыться перед обществом.

Он получает практические навыки работы с бумагой, изготовления оригинальных поделок, которые можно подарить и с которыми можно играть. Развивая пальчиковую моторику, используя игровые приемы, сочетаемые с речью, мы тем самым способствуем решению важнейших коррекционных задач, формирования интегративных качеств выпускника дошкольного образовательного учреждения. Преимущества данного опыта заключаются в том, что занятия оригами могу проводиться с любой группой детей старшего дошкольного возраста, они эффективны, занимательны, решают широкий круг вопросов воспитания и обучения детей, не требуют больших затрат и специального оборудования.








Похожие:

Приложение №2 Описание педагогического опыта работы iconПонятие «диссеминация педагогического опыта». Субъекты и процессы диссеминации педагогического опыта
Понятие «диссеминация педагогического опыта». Субъекты и процессы диссеминации педагогического опыта Коптелов А. В., руководитель...
Приложение №2 Описание педагогического опыта работы iconПлан работы Школы передового педагогического опыта: на 2011 2012 учебный год
Заседание №1 «Организация деятельности Школы передового педагогического опыта в новом учебном году»
Приложение №2 Описание педагогического опыта работы iconОпыт работы Требования к описанию опыта работы Опыт должен содержать
На титульном листе указывается наименование органа управления образованием района, полное наименование учреждения образования, в...
Приложение №2 Описание педагогического опыта работы iconОписание педагогического опыта работы Тема: «Развитие коммуникативных компетенций учащихся через внеурочную деятельность»
В основе педагогики – система отношений, в основе всех личностных и профессиональных контактов людей – коммуникативная культура....
Приложение №2 Описание педагогического опыта работы iconАналитическая справка «Описание педагогического опыта»
Корчагина Светлана Николаевна Муниципальное общеобразовательное учреждение «Баклановская средняя общеобразовательная школа Сорочинского...
Приложение №2 Описание педагогического опыта работы iconДокументи
1. /Обощение опыта, технологии, концепции/Классификация педтехнологий.rtf
2.
Приложение №2 Описание педагогического опыта работы iconПриказ №344-а Об утверждении состава районного методического совета с целью координации методической работы в образовательных учреждениях, изучения и диссеминации инновационного педагогического опыта
...
Приложение №2 Описание педагогического опыта работы iconПротокол №03 от 3 ноября 2005 года положение о внесении актуального педагогического опыта
Настоящее положение определяет порядок внесения актуального педагогического опыта в областной банк данных
Приложение №2 Описание педагогического опыта работы iconОписание передового педагогического опыта по форме ипм по теме “ Развитие музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе вокально-хорового пения”
Грачева Наталья Вадимовна, музыкальный руководитель мдоу детский сад №4 “Ласточка”, г. Кувандык
Приложение №2 Описание педагогического опыта работы iconОписание инновационного педагогического опыта (ипо) Дяченко Наталья Эдуардовна учитель начальных классов
Муниципальное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении «Санаторная...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы