Л. В. Занкова светлана яковлева зарядка для ума, или Орфографические пятиминутки На урок icon

Л. В. Занкова светлана яковлева зарядка для ума, или Орфографические пятиминутки На урок



НазваниеЛ. В. Занкова светлана яковлева зарядка для ума, или Орфографические пятиминутки На урок
Л.В. ЗАНКОВА<> <> <> <> <> <> <> <> <> <> <>Светлана ЯКОВЛЕВА<>
Дата конвертации05.01.2013
Размер76 Kb.
ТипУрок
источник







СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВА

Светлана ЯКОВЛЕВА

Зарядка для ума,

или Орфографические пятиминутки

На уроках русского языка большая роль отводится языковому материалу. Если задания интересны ученику, успех в усвоении новых знаний гарантирован. Для учителя очень важно сформулировать и подать задания так, чтобы ребенок, отвечая на вопросы, и вспомнил уже изученное раннее, и самостоятельно сделал новые выводы.
Светлана ЯКОВЛЕВА, учитель школы № 1934 г. Москвы, предлагает ряд заданий для учащихся 2-го класса, которые вошли в Рабочую тетарадь к учебнику Н.В. Нечаевой "Русский язык".

1


  • Отгадай, кто резвится на лугу, и ты узнаешь, кто разбросал все слова.



^ Изограф развивает внимание, восприятие, воображение. Можно, как вариант, не только отгадать это слово, но и составить все возможные слова из букв изографа. (Автор изографов, предложеных в этой работе, М. Дадро.)

  • Прочитай.

Запиши эти предложения правильно.

Рыжухи, у, был, жеребенок.
Жеребенок, рыж_й, был.
Женя, его, Рыж_ком, звал.


  • Можно ли эти предложения назвать текстом?

  • Как лучше озаглавить этот текст? Выбери один вариант:

Жеребенок
Мальчик
Рыжуха
Рыжик

2


  • Выдели корни слов. Подчеркни только те пары слов, где слова родственные.

носовой – ноский
цветник – цветочек
пахнуть – запах
сладкий – вкусный
молоко – молочник
писк – пищать


  • В каких парах слова не являются родственниками, почему?

  • Подбери родственников к любому слову, у которого нет родственного слова.

Особое внимание детей стоит обратить на обоснование, почему слова носовойноский, сладкийвкусный не являются родственными.

3


  • Прочитай.

Если дат_ мышонку печен_е, он попросит м_л_ка. Нал_ешь ему м_л_ка – он захочет пит_ через соломинку. А когда все вып_ет, ему понадобится салфетка.

(Лаура Джоффе Нумерофф)

  • Можно ли сказать, что эти предложения связаны друг с другом по смыслу? Докажи.

  • Подчеркни слова-указатели, которыми автор заменил слово мышонок.

  • Выпиши слова с мягким знаком. На какие группы можно разделить эти слова?

  • Если в одной группе будет слово печенье, а в другой – все остальные, то по какому признаку разделены на группы эти слова?

4


  • Внимание, на каждой строчке "чужой"! Ты найдешь "чужаков", если выделишь корни в словах.

  • Вычеркни лишние слова.

– борец, борщ, борьба, побороть
– весенний, развеселить, весельчак, веселье
– носовой, нести, носилки, носильщик


  • Что ты можешь сказать про слова третьей строчки?

На уроке возник спор. Один второклассник сказал:
– Я думаю, что лишнее слово "нести", так как в корне -нес- гласный е.
Ему возразили:
– Это чередование гласного в корне, ведь в корне однокоренных слов может быть чередование звуков, поэтому здесь нет лишних слов – это опечатка.


  • Как ты думаешь, кто прав? Объясни.

5


  • Прочитай. Впиши слова.

    бор
    ветер
    клен
    с_венок


    Всю ночь кр_чал _____
    В таинственном ______
    И за окошком _______
    Качались на _________


    (Т.Белозеров)

  • Подумай, что надо сделать, чтобы правильно выбрать букву и вписать ее?

  • Есть ли среди этих слов проверочные слова? Если есть, то подчеркни их.

Кричать, крикливый, крик, тайник, тайна, окно, окошечко, окна, покачать, раскачал, качка, совы, сова, ветерок, ветреный.

  • Ты смог подобрать проверочные слова к каждому слову? Почему?

6


  • Давай поиграем!

Ученики второго класса придумали такую игру. Они взяли куклу и стали называть слова с безударными гласными в корне и подбирать к ним проверочные слова.

Гл_за – __________
к_са – ___________
сп_на – __________
щ_ка – ___________


  • Продолжи.

_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
г_л_ва – ______________________

  • Как выбрать те буквы, которые надо вписать?

  • Чем интересно последнее слово?

  • Когда ты подобрал проверочное слово, ты изменил форму слова или подобрал однокоренное слово?

  • Подчеркни те проверочные слова, которые не являются формой этого слова (являются однокорен-ными).

  • К каким словам ты подобрал несколько проверочных слов? Попробуй подобрать еще.

  • Укажи над каждым словом форму числа:

единственное число – ед. ч.,
множественное число – мн. ч.

7


  • Прочитай скороговорки. Расставь ударения.

В живом уголке жили ежи и ужи.
Волки рыщут, пищу ищут.

  • Выпиши слова с сочетаниями жи, ши, щу в два столбика: по правилу правописания гласного после шипящего и где нужны дополнительные знания.

  • В каком слове звуков больше, чем букв? Запиши это слово в форме единственного числа.

8


  • Прочитай, вставь пропущенные буквы, укажи род имен существительных. (Если затрудняешься, то загляни в словарь.)

с_п_ги, сах_р, Саша, с_рока, с_лдат, сирота, р_бота, п_льто, п_суда, ов_щи, м_тро, неряха

  • Есть ли здесь слова, над которыми ты не надписал род? Почему? Подчеркни эти слова. Можно ли узнать их род? Как?

В классе разгорелся спор. По мнению ребят, слова "Саша", "сирота" и "неряха" не такие, как остальные слова.
– Я думаю, это существительные в форме женского рода, – ответила Люда.
– Нет, мужского, – возразил Саша.
– Меня зовут Саша, я же не девочка! – гордо произнес он. – Хотя есть и девочки по имени Саша, – подумав, добавил он уже гораздо спокойнее.
– Вот видишь, тогда не только в форме мужского рода, – не унималась Люда. – Смотри: она, моя – Саша, она, моя – сирота, она, моя – неряха.
– Все-таки это женский род, – сделала вывод Люда.
– Странно, иногда мама мне говорит: "Ну какой ты неряха, сынок!" – удивленно произнес Петя...


  • Как ты думаешь, кто из них прав в своих рассуждениях? А на твой взгляд, как определить род этих существительных?

  • А ты знаешь другие такие интересные слова? Запиши их.

Вопросы, на которые отвечает ребенок, выполняя то или иное задание, побуждают его рассуждать. Они одновременно направлены как на вспоминание и воспроизведение материала, так и на анализ, классификацию, сравнение и обобщение... В одном задании содержится сразу несколько разных подпунктов, что позволяет не только решать несколько задач (орфографических, лексических, синтаксических...), но и рассмотреть языковой материал, используемый в задании с разных точек зрения. Важно помнить, что задания, которые не требуют при их выполнении от детей усилий воли, не помогут ребенку продвинуться вперед в своем развитии.

9


  • Отгадай загадки. Подчеркни имена прилагательные.

Коричневый, но не шокола_,
Б_ л_шой, но не под_емный кран,
Любит ме_, но не пч_ла,
Спит всю зиму, но не еж_.
Рыжа, но не м_рко _ка,
Длиннохвостая, но не к_рова,
Пуш_стая, но не ко_ка,
Хитрая, но не Баба-Яга.


  • Попробуй придумать свою загадку про зайца. Используй как можно больше прилагательных.

  • Подумай, какой заяц, с кем можно сравнить эти признаки.

  • Выбери или запиши его характерные признаки: робкий, длинноухий, серый, пушистый, маленький, трусливый, любит морковку или капусту, прыгает...

  • О чем можно придумать загадку, если известно, что этот предмет круглый, гла_кий, на вкус сла_кий, з_леный?

10


  • Прочитай.

Кит по грязи смело шлепал –
Папа сына кре_ко шлепал.
Кит обои отодрал –
Папа сына отодрал.
Кит песок в кастрюли всыпал –
Папа сыну сильно всыпал.
Двойку в школе получил –
Вновь от папы получил.
Как-то муха в суп попала,
И опять ему попало.
В суп сама она вл_тела!
Так за что же мне вл_тело?


(В.Лунин)

  • Что ты заметил? Подчеркни двумя чертами глаголы.

  • Подчеркни те слова, которые использованы в переносном смысле.

  • Какие действия выполнял папа? Как их можно назвать одним словом?

  • Прав ли папа? Правильно ли он воспитывает своего ребенка?

В работе со словами с непроверяемыми безударными гласными важно уделять внимание не только лексическому значению, но и зрительному образу слова, ассоциативному ряду. Рисунок позволяет акцентировать внимание ребенка на "опасных местах".

11


  • Проверь по словарю, правильно ли написаны выделенные слова. Поставь ударение в этих словах. Подчеркни их, если они написаны правильно.

В нашем клаcсе веселые и находчивые ребята. Девочки и мальчики сочинили такую игру: называют слово и с ним придумывают имя, фамилию и отчество. Например:



Овощ Овощевич Овощев



Огурец Огурцович Огурцов

  • А ты так сможешь?



Помидор _____________________



Морковна__________________



_____________________Огородов

  • Придумай свое предложение, используя эти слова. Подчеркни слова, обозначающие одушевленные предметы – желтым, а неодушевленные – синим.

  • Проверь, правильно ли написано предложение?

Мальчик Огуречик и девочка Морковка учятся в школе овощей.



  • Подчеркни слова, обозначающие предметы, одним цветом, а слова-действия – другим.

  • Есть ли здесь еще какие-ни-будь слова из других грамматических групп?

12


  • Расшифруй эти слова и запиши их.



Ответ: автомобиль.



Ответ: троллейбус.



Ответ: автобус.



Ответ: трамвай.

  • На какие группы можно разделить эти слова?

  • Определи, по какому принципу выбывают слова "Игра на убывание".

автобус, троллейбус, трамвай, автомобиль
– автобус, троллейбус, трамвай
– троллейбус, автобус

13


  • Расшифруй эти слова и запиши их.



Ответ: снегирь.



Ответ: сорока.



Ответ: воробей.



Ответ: ворона.

  • Укажи рядом со словом количество звуков и букв. Выдели орфограммы.

  • Выбери любую птичку и опиши ее. Попробуй придумать несколько высказываний, чтобы получился небольшой рассказ. Запиши его. Не забудь пропустить те орфограммы, в которых ты сомневаешься.

Для выполнения задания, в котором содержатся ошибки, ребенку непроизвольно приходится концентрировать свое внимание. Важно, чтобы он смог объяснить причину возникновения этих ошибок.

14


  • Читай и ошибки исправляй.

Но одним цыпленкин вася
Отличился, говорят:
Почему-то пишет Вася
Вместе все слова подряд.
Вместе "поляполетполе",
Вместе "любитлюбаград",
Вместе "папарад".


(Л.Барбас)

  • И сразу волнение в классе:
    Как же помочь можно Васе?

 













Похожие:

Л. В. Занкова светлана яковлева зарядка для ума, или Орфографические пятиминутки На урок iconДокументи
1. /Орфографические пятиминутки.doc
Л. В. Занкова светлана яковлева зарядка для ума, или Орфографические пятиминутки На урок iconУтренняя зарядка
Два понятия — утренняя зарядка и физическая тренировка. Утренняя зарядка преследует цель ускорить приведение организма в работоспособное...
Л. В. Занкова светлана яковлева зарядка для ума, или Орфографические пятиминутки На урок iconУрок Для 5-6 классов 00 15 встреча классного руководителя с учащимися 15 25 утренняя зарядка

Л. В. Занкова светлана яковлева зарядка для ума, или Орфографические пятиминутки На урок iconКонцепция системы общего развития Л. В. Занкова
Л. В. Занкова и его сотрудников уже в середине 20 века, когда они создавали новую дидактическую систему, направленную на общее развитие...
Л. В. Занкова светлана яковлева зарядка для ума, или Орфографические пятиминутки На урок iconСекция «Литературоведение» Образ коня в творчестве Николая Туроверова
Научный Яковлева Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей категории
Л. В. Занкова светлана яковлева зарядка для ума, или Орфографические пятиминутки На урок iconУрок по теме «Органы чувств» Урок разработан слушателями курсов повышения квалификации в фнмц им. Л. В, Занкова
Урок разработан слушателями курсов повышения квалификации в фнмц им. Л. В, Занкова
Л. В. Занкова светлана яковлева зарядка для ума, или Орфографические пятиминутки На урок iconПравила для руководства ума
Целью научных занятий должно быть направление ума таким образом, чтобы он мог выносить твердые и истинные суждения обо всех тех вещах,...
Л. В. Занкова светлана яковлева зарядка для ума, или Орфографические пятиминутки На урок iconОрфографические ошибки как проявление
Особую категорию стойких специфических ошибок письма, проявляющихся в неспособности освоить орфографические навыки, несмотря на знание...
Л. В. Занкова светлана яковлева зарядка для ума, или Орфографические пятиминутки На урок iconСоздание развивающей среды, способствующей саморазвитию личности. Наша школа успешна, потому что мы никогда не стремились создать «школу ума»
Наша школа успешна, потому что мы никогда не стремились создать «школу ума», или «школу знаний», главным для нас было, есть и будет...
Л. В. Занкова светлана яковлева зарядка для ума, или Орфографические пятиминутки На урок iconУрок по теме: «Христос и Его Крест» Урок
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы