Принципы организации урока исследования в контексте психологической структуры исследовательской деятельности icon

Принципы организации урока исследования в контексте психологической структуры исследовательской деятельности



НазваниеПринципы организации урока исследования в контексте психологической структуры исследовательской деятельности
Дата конвертации27.12.2013
Размер78.24 Kb.
ТипДокументы
источник

Принципы организации урока – исследования в контексте психологической структуры исследовательской деятельности.

Возросший в последнее время интерес к исследовательскому обучению вполне оправдан и объясним с позиции целей и задач современного образования, призванного воспитывать в ученике творчество и инициативу, самостоятельность и ответственность. Исследовательская деятельность – одна из немногих, которая и в самом деле создает благоприятные условия для развития учащихся названных личностных качеств. Но только в том случае, если она не подменяется никакими псевдоисследовательскими процедурами, а представляет собой подлинное, полноценное исследование с точки зрения его психологического содержания и структуры. Следовательно, для того, чтобы освоить технологию организации учебного исследования, педагогу необходимо хорошо представлять себе структуру исследовательской деятельности.

У всякой деятельности есть свой объект – то, а что направлена деятельность, и субъект – тот, кто ее осуществляет. Быть субъектом деятельности – значит, самостоятельно определять ее цели и задачи, направлять свои усилия на их достижение, самому не только осуществлять, но и контролировать, регулировать процесс деятельности и, наконец, оценивать продукт и результат. Если принять во внимание, что субъектом учебного исследования должен быть ученик, то становится очевидной недопустимость подмены его собственной мыслительной активности навязыванием ему учебных проблем, жестоких предписаний-инструкций о том, что и как делать, или готовых, «правильных» ответов на вопросы.

Отсюда вытекает первый принцип организации учебного исследования – принцип субъектности. Ученик выступает в учебном исследовании как субъект, т.е. как активно, осознанно, избирательно, ответственно, самостоятельно действующий. Задача учителя – создать условия для осуществления самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, обеспечивая при этом понимание каждым из них ее мыслей и целей, возможность выбора способов действий и решений, развитие способности к самоконтролю и самооценке.

Предпосылкой всякой деятельности является та или иная потребность. В основе исследовательской деятельности лежит познавательная потребность – потребность в новых знаниях, которые, в свою очередь, помогают человеку адекватно ориентироваться в окружающем его мире и разумно его преобразовывать.

Однако эта потребность в знаниях актуализируется не всегда, а только в определенных жизненных ситуациях. Иными словами, в мире существует огромное количество вещей, непознанных тем или иным индивидом, неизвестных ему. Но человек проходит мимо них, не оставляя ни взгляда, ни мысленного взора. И лишь иногда, в определенные моменты жизни, некоторые из этих вещей вдруг становятся предметом его пристального внимания. Происходит это в так называемой проблемной ситуации, которая характеризуется в психологии как «содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность индивида или группы». Иными словами, у человека есть намерение осуществить какую-то деятельность и достичь какой-то цели, о на пути к ней возникает препятствие в виде нехватки знаний или опыта, необходимых для осуществления и завершения этой деятельности. Возникает противоречие между «хочу (нужно, важно, интересно) что-то сделать» и «не могу, ибо не знаю, что, как и почему».

Таким образом, источником исследовательской деятельности, механизмом его запуска является проблемная ситуация и содержащееся в ней противоречие, на решение которого и направлены усилия исследователя.

Осознание субъектом этого противоречия знаменует момент «встречи» с проблемой, которая «приводит к переживанию состояния интеллектуального затруднения» и «к появлению потребности в новых знаниях, в том неизвестном, которое позволило бы разрешить возникшее противоречие».

Важно обратить внимание на то, что противоречие и проблема не заданы исследователю кем-то из вне, а возникают в ходе его собственной жизнедеятельности, являются его собственным интеллектуальным затруднением.

Сказанное позволяет сформулировать второй принцип организации исследовательского обучения – принцип проблемности. Самостоятельный поиск и построение новых знаний невозможны при отсутствии у ученика потребности в них. В рамках урока такая потребность актуализируется в специально созданной учителем проблемной ситуации. При этом категорически исключается предъявление «готовых» проблем, которые могут оказаться неинтересными для ученика и не вызовут у него исследовательского «аппетита».

Специфика любого вида деятельности определяется содержательной характеристикой ее объекта и предмета, продукта и результата.

Объектом исследовательской деятельности может быть все, что есть во внешнем, материальном, или внутреннем, духовном мире человека: любые объекты, явления, процессы.

Предметом деятельности исследователя является не весь исследуемый объект, а лишь та его часть (отдельные элементы, свойства, функции, структура и т.д.), которая составляет неизвестное в нем.

В самом деле, какая нужда изучать уже известное! Но с другой стороны, как же неизвестное может стать предметом исследования? Для того чтобы исследовать неизвестное, человек должен уже что-то знать о нем. Первое, что он узнает о неизвестном,- это знание о существования неизвестного, знание о своем незнании. Осознание субъектом своего незнания и есть не что иное, как проблема, которая предстает перед ним «в форме вопроса, заданного самому себе и являющегося начальным звеном мыслительного взаимодействия субъекта с объектом».

Таким образом, мы можем констатировать, что проблема, имеющая форму вопроса к самому себе,- это и есть предмет исследовательской деятельности. И это значит, что если у ученика не родился интересующий его вопрос, ответ на который ему важно найти здесь и сейчас, сама эта деятельность теряет всякий смысл, поскольку беспредметна и бесцельна.

Из сказанного вытекает следующий принцип организации исследовательского обучения – принцип личностной значимости проблемы исследования. Эффективность созданной учителем проблемной ситуации определяется наличием у учащихся интереса к предмету познания, который в свою очередь проявляется в рождении собственных вопросов ученика об объекте познания либо в озадаченности теми вопросами, которые были заданы другими собеседниками – участниками проблемной ситуации. Нет значимой для ученика проблемы, не возникает собственных вопросов или сомнений – нет нужды проводить исследование, решать проблему.

Важной характеристикой исследовательской деятельности является способ получения результата, т.е. решения проблемы. В учебном процессе решение проблемы, или поиск ответа на возникший вопрос, может осуществляться двумя путями: либо получение знаний в готовом виде из достоверного источника информации, либо путем самостоятельного их построения. Последний способ предусматривает использование собственно исследовательских методов получения знаний. Школьная практика проведения учебных исследований грешит, однако, тем, что учитель поменяет роль ученика – исследователя на роль лаборанта, помощника учителя.

Это и определяет выделение следующего принципа исследовательского обучения – принцип поиска. Ученик в процессе исследования самостоятельно, с помощью разных доступных ему методов собирает факты, которые помогают ему построить новое знание – собственное описание или объяснение изучаемых объектов, явлений, процессов. Учитель не в коей мере не подменяет процесс самостоятельного поиска наводящими подсказками, прямыми инструкциями. Он лишь помогает в выборе методов исследования, подготовке соответствующего оборудования и материала.

Философский словарь определяет содержание всякой человеческой деятельсноти как целесообразное изменение и преобразование объекта деятельности в ее продукт. При этом преобразованию подлежит не весь объект как таковой, а лишь те его параметры (свойства, признаки и т.д.), которые и определяются как предмет деятельности.

Следовательно, если предметом исследовательской деятельности являются непознанные стороны объекта, то ее продуктом являются новые знания о них. То, что было неизвестным, загадочно-таинственным в начале пути познания, становится вполне понятным и объяснимым в конце. Иными словами, происходит преобразование вопроса в ответ, незнания – в знание, что и составляет цель и сущность процесса исследования. Благодаря этому разрешается возникшее в проблемной ситуации противоречие и вытекающая из него проблема исследования, что, в свою очередь, является результатом исследовательской деятельсноти.

Продукт и результат исследовательской деятельности далеко не всегда отличаются однозначностью, предсказуемостью. Как в истории науки, так и в учебном классе возможны разные точки зрения или оценки, различные интерпретации одних и тех фактов, наконец, ситуации тупика или заблуждения. Однако учителю не следует торопиться с помощью с «соломинкой для утопающего» и, конечно, запрещается требовать однозначности ответов на проблемные вопросы.

Этим и определяется содержание пятого принципа – принципа нелинейности процесса исследования. Суть его в том, что процесс исследования развертывается с учетом многообразия причин и условий изучаемого действия, события, факта или явления, вариативности его последствий, а значит, принципиальной невозможности до конца просчитать и исчерпывающе объяснить исследуемый объект. Это, в том числе, означает и свободу ученика в выборе маршрутов движения к истине, признание множественности самих истин.

Для того, чтобы исследовательское обучение обеспечивало решение педагогических задач, связанных с развитием личностных качеств обучаемых, необходимо обеспечить осознание субъектом познания как процесса, так и результата собственной деятельности.

В соответствии с принципом рефлексивности процесс учебного исследования с необходимостью предполагает осуществление каждым учеником на различных этапах урока регулярной рефлексии, которое обеспечивает осмысленное движение ученика по пути саморазвития, самостоятельную оценку собственных усилий в решении проблемы, размышление над достигнутым результатом, определение новых проблем и перспектив их решения.

Обобщим сказанное о структуре исследовательской деятельности и принципах ее организации в учебном процессе в виде таблицы:



Исследовательская деятельность в учебном процессе

Структурные элементы

Принципы исследовательского обучения

Субъект

Ученик в роли исследователя

Принцип субъективности

Предпосылка

Познавательная потребность

Принцип проблемности исследовательского обучения

Источник

Проблемная ситуация

Цель

Получение нового знания, необходимого для решения проблемы

Объект

Факт, процесс, явление событие реальной действительности

Принцип личностной значимости проблемы исследования

Предмет

Неизвестное в объекте = проблема =вопрос

Процесс

Преобразование вопроса в ответ, незнания в знание

принцип нелинейности процесса исследования

Способ

Применение исследовательских методов познания

Принцип поиска

Результат

Решение проблемы

Принцип рефлексивности

Продукт

Новое знание об объекте познания



Предложенный взгляд на содержание и структуру исследовательской деятельности позволяет определить и основные этапы урока-исследования. Первый из них – мотивационный – направлен на организацию встречи с проблемой, формулировании исследовательского вопроса и определение направления и границ поиска. Второй – этап построения знаний – представляет собой реализацию исследовательских процедур, обобщение полученных данных и построение объяснения. Третий – рефлексивный – предусматривает осознание пройденного пути, самооценку полученного результата деятельности, а также самоанализ тех изменений, которые произошли с самим учеником как субъектом учения. О содержании каждого этапа урока и приемах его организации мы продолжим разговор в следующих номерах журнала.


Литература:

  1. Психология. Словарь / Под общей ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.:Политиздат, 1990.

  2. Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989.




Похожие:

Принципы организации урока исследования в контексте психологической структуры исследовательской деятельности iconУсловия успешного осуществления проектного обучения
Обучение учащихся умениям исследовательской деятельности; раскрытие сути исследования как формы познания (проблема, цель, гипотеза,...
Принципы организации урока исследования в контексте психологической структуры исследовательской деятельности iconУрок природоведения 5 класс. Тема урока исследования: «Живое и неживое под микроскопом»
Цель урока: формирование навыков исследовательской работы через самостоятельное приготовление микропрепаратов
Принципы организации урока исследования в контексте психологической структуры исследовательской деятельности iconЦель: внедрение проектного метода в образовательный процесс как одного из средств организации самостоятельной научно – исследовательской деятельности учащихся и роста профессионального мастерства педагогов
Проанализировать научно – педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования
Принципы организации урока исследования в контексте психологической структуры исследовательской деятельности iconИсследование по теме «Растворение физико-химический процесс.» По дидактической цели это урок изучения нового материала, по содержанию элементов исследовательской деятельности урок «Образец исследования»
По дидактической цели это урок изучения нового материала, по содержанию элементов исследовательской деятельности – урок «Образец...
Принципы организации урока исследования в контексте психологической структуры исследовательской деятельности iconРганизационный проект конференции «Педагогики Понимания», в контексте организации понимающей деятельности» 02. 2012
Организационный проект конференции «Педагогики Понимания», в контексте организации понимающей деятельности» 02. 2012
Принципы организации урока исследования в контексте психологической структуры исследовательской деятельности iconПротокол № От 2011г
Поэтому в современной школе возрастает значимость подготовки ребенка к самостоятельной исследовательской деятельности. Значительное...
Принципы организации урока исследования в контексте психологической структуры исследовательской деятельности icon«Организация исследовательской деятельности учащихся в школе» Цель: формирование исследовательской и проектной деятельности обучающихся
Познакомить педагогов с задачами, формами и этапами исследовательской и проектной деятельности школьников
Принципы организации урока исследования в контексте психологической структуры исследовательской деятельности iconПлан работы моау «гимназия №1 имени романенко ю. В.» По организации научно-исследовательской деятельности учащихся на 2012-2013 учебный год
Утверждение планов организации и руководства научно-исследовательской деятельностью учащихся
Принципы организации урока исследования в контексте психологической структуры исследовательской деятельности iconДоклад Новые условия организации и ведения бизнеса требуют внедрения принципиально новых способов маркетинговой политики, изменения взглядов на сущность и содержание маркетинговой деятельности для обеспечения эффективной деятельности предприятия в целом.
...
Принципы организации урока исследования в контексте психологической структуры исследовательской деятельности iconТема: «Развитие творческих способностей обучающихся через организацию исследовательской деятельности на уроках математики»
Организацию исследовательской деятельности обучающихся предлагаю рассмотреть на примере двух уроков: урока алгебры в 8 классе и уроке...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы