Применение медиаресурсов в учебном процессе icon

Применение медиаресурсов в учебном процессе



НазваниеПрименение медиаресурсов в учебном процессе
Дата конвертации21.09.2012
Размер65.49 Kb.
ТипДокументы
источник

Применение медиаресурсов в учебном процессе


Процесс информатизации системы образования не сводится только к процессу ее оснащения компьютерами. Без соответствующих программно-методических средств использование компьютера в аудитории просто невозможно. Сегодня образовательный процесс должен изменить характер труда ученика, учителя и их взаимоотношений.

Учебные материалы нового поколения призваны:

  • активизировать самостоятельную учебную деятельность школьника, изменив характер его работы;

  • изменить позицию и характер деятельности учителя. Он престает быть «оракулом», единственным источником знаний, его занятие – организация индивидуального учения каждого подопечного

Если раньше основным источником знаний для ученика была книга, а учебный процесс обеспечивался информацией, в основном с помощью школьных и городских библиотек, то нынешнее развитие информационных и коммуникационных технологий и электроники позволяет использовать не только печатные издания (книги, журналы, брошюры и т.п.), но и мультимедийные образовательные ресурсы: аудиокассеты, видеокассеты, электронные образовательные издания, учебные пособия, представленные на СD-RОМ дисках или других цифровых носителях информации. Широкие возможности информационного обеспечения учебного процесса предоставляют компьютерные сети: Интернет, городские и локальные сети.

Создание учебных материалов нового поколения в рамках проекта «Информатизации системы образования» (ИСО) осуществляется в трех направлениях:

- разработка инновационных учебно-методических комплексов, включающих в себя цифровые ресурсы. Это комплекс «бумажных» учебников, рабочих тетрадей, электронных средств, методик для учителя, тестов;

- формирование комплектов цифровых ресурсов к уже существующим учебникам, активно использующимся в школе;

- создание общенациональной коллекции цифровых образовательных ресурсов.

Что же такое цифровые образовательные ресурсы (ЦОР)?

Набор ЦОР – это необходимые для организации учебного процесса и представленные в цифровой форме ресурсы, а именно: фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, ролевые игры, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, отобранные в соответствии с содержанием конкретного учебника, «привязанные» к поурочному планированию и снабженные необходимыми методическими рекомендациями.


^ Способы использования наборов ЦОР в учебном процессе.

Наборы ЦОР, подготовленные к учебникам, активно используются «здесь и сейчас». Поэтому включенные в них цифровые ресурсы спроектированы так, чтобы можно было начинать их использование без большой перестройки существующей на сегодня «традиционной» организации учебного процесса, а также рассчитаны на типовое компьютерное оборудование, имеющееся сегодня в школах: автоматизированное место учителя (компьютер, проектор, принтер) и компьютерный класс.

Почти все потребности традиционного урока, который чаще всего – урок комбинированного типа, можно условно свести к следующим:

  • предъявление информации;

  • закрепление и отработка навыков путем различного рода практических занятий;

  • контроль и аттестация учебных достижений;

Цифровые образовательные ресурсы, включенные в набор к конкретному учебнику, как минимум, способны обеспечить все 3 группы потребностей, так как авторы и разработчики уделили большее внимание и различным демонстрационным материалам, и практическим заданиям, и тестовым заданиям, проверяемым автоматически.

Демонстрационные материалы представлены во всех без исключения наборах ЦОР; эти материалы проще всего встраиваются в традиционную структуру урока; преимущества от их использования очевидны.

Типы таких ресурсов:

  • Плакаты (слайды). Такие плакаты могут содержать определения, правила, формулировки теоремы или формулы с иллюстрациями к ним, различные изображения (например, портреты, репродукции, фотографии), а также схемы, таблицы, тексты. Слайды рассчитаны на показ с большого экрана через проектор, а также ими можно пользоваться при индивидуальной работе и распечатывать.

  • Плакаты-иллюстрации. Переведенные в цифровой формат, они будут удобны для частого применения и учителю (на его основе можно подготовить качественный видеоряд для демонстрации на уроке), и ученику (можно не просто выучить материал параграфа, но подготовить собственную презентацию с использованием дополнительных материалов набора).

  • Плакаты-схемы. Такие и подобные им плакаты можно демонстрировать по ходу объяснения материала, можно распечатать и поместить на стенд «Сегодня на уроке» или раздать ученикам в качестве опорного конспекта.

  • Плакаты-задания. Изучение самой сложной темы станет проще и вызовет у школьников живой интерес, если при ее изучении опираться на подборку вопросов и заданий, сопровождаемых красочными рисунками.

  • Интерактивные плакаты, интерактивные правила, интерактивные схемы, интерактивные рисунки. В них информация предъявляется не сразу, она «разворачивается» в зависимости от управляющих воздействий пользователя. Благодаря этой особенности учитель получает дополнительные возможности при объяснении нового материала: можно акцентировать внимание школьников на информации, более значимой на данном этапе объяснения; можно задать ученикам вопрос и сразу же проверить ответ, вызвав его на экран.

Интерактивные правила позволяют не просто формулировать правила, но последовательно подводить учеников к их самостоятельной формулировке.

Интерактивная схема может служить и в качестве опорного конспекта при первичном обобщении и закреплении нового материала, и при ответе у «доски».

  • Плакаты с музыкальным сопровождением. Это не просто музыкальные фрагменты, соответствующие запросам школы, но нечто более интересное – плакаты, несущие еще и дополнительную демонстрационную, эмоциональную и воспитательную нагрузку.

  • Презентации – последовательность нескольких слайдов или серии чертежей с подписями, поддерживающие объяснение материала. Презентации реализованы в нескольких форматах: слайд-шоу, динамические чертежи (просмотр через браузер), раскрывающиеся по шагам с помощью системы кнопок; «опорные конспекты» (формат flash) и др. Общим для всех этих форматов является наличие простой системы навигации в виде виртуальных кнопок, позволяющих переходить от кадра к кадру; в некоторых ресурсах реализован переход к кадрам в произвольном порядке. Наличие навигации позволяет учителю проводить показ в режиме диалога – обсуждая с классом, например, причину, по которой возможно появившееся на экране утверждение, а затем продемонстрировать «каноническое» его обоснование.

  • Видеоролики (анимации) с дикторским и музыкальным сопровождением.

  • Видеоролики-лекции. В них реализуются более широкие возможности, которые полностью заменяют соответствующий раздел учебника и даже до какой-то степени заменяют учителя, излагающего этот фрагмент. Роль дикторского сопровождения чрезвычайно велика при изучении материала учеником самостоятельно, дистанционно и при повторении материала.

  • Вопросы для коллективного обсуждения, задания, задания-конструкторы, тренажеры, интерактивные дидактические игры, задачи, тестовые задания, контрольные работы. Все это представляет собой сектор самостоятельной учебной работы учащихся за счет использования активно-деятельностных форм обучения.

Таким образом, методика работы с медиаресурсами может быть следующей:

    1. Демонстрация продукта во время урока с использованием мультимедийного проектора. При этом возможно построить урок на данном продукте целиком, так и привлечь отдельные его кадры для иллюстрации и проработки каких-то ключевых моментов. При демонстрации возможно сопровождение собственными комментариями или комментариями диктора. Возможна также организация эвристической беседы с опорой на кадры.

    2. Самостоятельная работа учащихся на персональных компьютерах.

    3. Использование учащимися материалов медиаресурсов в подготовке докладов и сообщений по теме как опорной схемы и иллюстративного сообщения.

    4. Предлагаемые материалы можно использовать для создания и разработки собственных цифровых ресурсов по теме. Учитель может создавать собственные проекты и мультимедийные уроки по избранным темам.

    5. Содержание ЦОР возможно использовать в качестве источника для экспорта графических файлов, на основе которых можно, к примеру, разрабатывать собственные коллекции раздаточных материалов. Причем, используя тот же графический редактор, можно на основе выбранного кадра разрабатывать собственные материалы.

^ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Базовой составляющей проекта «Информатизация системы образования» (ИСО) стала работа по созданию Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), доступ к которой открыт через сеть Интернет для учителей и учащихся, родителей и администраторов образования. Коллекция, по мнению разработчиков, должна стать своего рода электронным аналогом Российской государственной библиотеки, в которой каждый пользователь сможет найти самый разнообразный материал по интересующей его теме – тексты и иллюстрации, звуковые файлы и видеофрагменты. Уже больше года Коллекция работает в текстовом режиме в сети Интернет по адресу http: //school-collection.edu.ru/.

Все наборы ЦОР повышают эффективность учебного процесса за счёт внесения разнообразия на разных этапах урока. Дают богатый дополнительный материал для подготовки к уроку учителю и учащимся. Позволяют показать некоторые процессы в динамике (видеофрагменты, анимация). В итоге каждый учитель сможет получить дидактические материалы к каждому уроку вместе с методическими рекомендациями по их использованию, ориентированными на создание условий для достижения учениками новых образовательных результатов.


Подготовила методист медиатеки ИМЦ г. Амурска Тарантаева Т. Н.

Использованы «Учебные материалы нового поколения в проекте «Информатизация системы образования» (ИСО). – М.: Локус-Пресс, 2008.

Серебренникова Г. В. О назначении и месте ЦОР «Заповедники Хабаровского края в учебном процессе/ Методические рекомендации.- Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2008.




Похожие:

Применение медиаресурсов в учебном процессе iconПрименение медиаресурсов в учебном процессе
Без соответствующих программно-методических средств использование компьютера в аудитории просто невозможно. Сегодня образовательный...
Применение медиаресурсов в учебном процессе iconПояснительная записка компьютер как техническое средство обучения начинает более широко применяться в учебном процессе. Его применение повышает у учащихся мотивацию к обучению.
Его применение повышает у учащихся мотивацию к обучению. Научившись работать с универсальными компьютерными программами, учащиеся...
Применение медиаресурсов в учебном процессе icon«Современные образовательные технологии и их значение в учебно – воспитательном процессе»
Раскрыть сущность понятия педагогическая технология и его практическое применение в учебном процессе
Применение медиаресурсов в учебном процессе iconТема педсовета
Раскрыть сущность понятия образовательная технология и его практическое применение в учебном процессе
Применение медиаресурсов в учебном процессе iconМ. В. Моу аннинская сош №6. В современное время всё чаще поднимается вопрос о применении информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Я считаю, что применение данных технологий на урок
Применение информационных и коммуникационных технологий в преподавании английского языка
Применение медиаресурсов в учебном процессе icon«Исследование проблемы личностно-ориентированного обучения»
Предметом исследования являются условия формирования активности личности в учебном процессе и технологии обучения, ориентированные...
Применение медиаресурсов в учебном процессе iconИнформация о проведении областного семинара по теме: «Возможности использования интерактивной доски в учебном процессе»
Целью семинара было повышение уровня профессиональной компетентности учителя английского языка по проблеме использования икт в учебном...
Применение медиаресурсов в учебном процессе iconСписок учебников для использования в учебном процессе на 2012 2013 учебный год (Приложение 1). Назначить ответственным за сохранность и использование учебников библиотекаря Гольтман Е. А
Об утверждении перечня учебников для использования в учебном процессе в 2012-2013 учебном году
Применение медиаресурсов в учебном процессе iconПрименение здоровьесберегающих технологий в воспитательно – образовательном процессе д/с «Солнышко»

Применение медиаресурсов в учебном процессе iconСписок учебников моу «Толмачёвская средняя школа», используемых в учебном процессе в 2013-2014 учебном году
Составлен на основе федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы