Тулинова Н. М. Воспитатель высшей категории мбдоу «Детский сад№12 комбинированного вида» г. Сосновый Бор Формирование ценностного отношения дошкольников к дружбе в процессе игровой деятельности icon

Тулинова Н. М. Воспитатель высшей категории мбдоу «Детский сад№12 комбинированного вида» г. Сосновый Бор Формирование ценностного отношения дошкольников к дружбе в процессе игровой деятельности



НазваниеТулинова Н. М. Воспитатель высшей категории мбдоу «Детский сад№12 комбинированного вида» г. Сосновый Бор Формирование ценностного отношения дошкольников к дружбе в процессе игровой деятельности
Дата конвертации22.09.2013
Размер69.29 Kb.
ТипДокументы
источник

Тулинова Н.М.

Воспитатель высшей категории

МБДОУ «Детский сад№12

комбинированного вида» г. Сосновый Бор

Формирование ценностного отношения дошкольников к дружбе

в процессе игровой деятельности.

«Научись любить и понимать людей

и рядом с тобой всегда будут друзья»

Никакие материальные блага не могут сделать человека счастливым. Часто тот, кто окружил себя комфортом, - одинок, испытывает чувство усталости и неудовлетворенности жизнью. Только в общении с окружающими людьми человек находит себя. Общение во всех его аспектах крайне важно для взаимопонимания, предупреждения серьезных конфликтов и успешного разрешения их в случае возникновения.

У маленьких детей общение, как правило, тесно переплетено с игрой, исследованием предметов, рисованием. В нашей группе создаются игровые ситуации, стимулирующие активность детей, побуждающие их к сближению друг с другом, с окружающими взрослыми. Общение со сверстниками играет очень важную роль в социальном развитии ребенка. С друзьями ребенок учится взаимному доверию и уважению, общению на равных, всему тому, чему родители не могут его научить.

Группа детского сада – это первое социальное объединение детей. Через общение я учу детей видеть и слышать друг друга, формирую понятия: «я и другой», «мы разные». Неоценимую помощь в этой работе мне оказывают разнообразные игры и упражнения (описание игр – в приложении №1).

Например, игра - беседа «Кто мы?» показывает отличие конкретного человека от всех других людей. Упражнения: «Спиной друг к другу», «Что не так» вырабатывают у детей умение выделять особенности внешности другого человека, тренируя зрительную память.

Игра – драматизация «Мишка – отгадайчик» учит терпеливо ожидать, общаться в игровой ситуации.

Подвижная игра «Дружные ребята» развивает умение работать в паре, учит доверять партнеру, дает детям понять необходимость проявления заботы и внимания друг к другу.

Занятия по теме дружба формируют понятие «друг», учат оценивать чувства, поступки других, объяснять свои суждения.

Так, благодаря играм и упражнениям формируются позитивные эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, окружающему миру, сверстникам и взрослым людям.


Приложение


Дидактическая игра «Мы разные»

Цель игры: развивать внимание, наблюдательность, умение различать индивидуальные особенности других детей.

Дидактический материал — картинки, на которых изо­бражены птицы, рыбы, звери; принадлежности для рисования.

Ход игры. Дети вместе с педагогом встают в круг. По же­ланию вызывается один из детей. Педагог, выступающий в роли ведущего, задает вопросы:

— Кто из нас самый высокий?

— Кто из нас самый маленький?

— У кого самые темные (светлые) волосы?

— У кого на голове есть бант (два банта)?

— У кого на одежде есть пуговицы?

— У кого в одежде присутствует красный (синий, зеленый и пр.) цвет?

— У кого из детей одинаковая обувь? И т. п.

Педагог, подводя итоги, говорит детям о том, что они смог­ли убедиться в наличии у каждого из них чего-то такого, чего нет у других, и объясняет им понятие «разные». Он говорит, что все люди и животные отличаются друг от друга разными признаками, один из которых — цвет глаз. Педагог показы­вает детям картинки птиц, рыб и зверей, предлагает сказать, какие у них глаза, затем дети определяют цвет глаз друг у друга, рисуют и раскрашивают нужным цветом глаза на изо­бражении.

Затем педагог в доступной форме рассказывает детям о глазах человека: какого цвета они бывают, какое настро­ение выражают, для чего нужно смотреть в глаза друг дру­гу, что в них можно увидеть, какие глаза бывают у мамы, когда она устала, радуется, смеется, как и почему мы пла­чем.

На следующем занятии тема игры может быть продолжена, но уже с рассмотрением значения носа, рта, ушей и др.

Например, педагог читает стихотворение:

^ Шлеп, шлеп! Дальше

На лужайке Носа своего

Шлепаются в грязь Они не видят

Зазнайки, Ничего.

Педагог спрашивает у детей, какие по форме бывают носы (показывает картинки носов у разных животных: короткий и длинный, веселый и унылый, с горбинкой и т.п.), предлагает на схеме «лицо» нарисовать детям свой нос.

Далее дети выясняют, для чего нужен нос (не только для определения запахов и вдыхания воздуха, но и в общении). Какой нос у зазнайки? Почему плохо «задирать свой нос?» Педагог уточняет также гигиенические требования к уходу за носом и необходимость всегда иметь с собой чистый носовой платок.


Игра-беседа «Кто мы?»

Цель игры: воспитывать у ребенка интерес к собственной личности (я мальчик, мне три года и т. п.), дает детям понятие о различных родственных отношениях в семье (я сын, внук и т. п.); показывает отличие конкретного человека от других людей (в имени, возрасте, поле и пр.).

Ход игры. Педагог показывает детям любую хорошо знакомую им куклу или игрушку. Малыши узнают ее, радуются. Кукла здоровается с педагогом, называет свое имя. В ответ педагог на­зывает себя по имени и отчеству. Далее кукла знакомится с тремя-четырьмя детьми (по их желанию). Воспитатель подсказывает ре­бенку, что надо сказать в том или в другом случае («Очень при­ятно. Меня зовут Машенька», «Я — Митя» и т.п.).

Педагог сообщает детям о том, что их гость хочет выяснить их знания о самих себе. Куклу, например, интересует, кому сколько лет, кто девочка, а кто мальчик, кто сынок, а кто дочка, кто внук, а кто внучка, кто похож на маму, а кто — на папу.

Педагог предлагает детям ответить на различные вопросы гостя. Получив согласие детей, педагог усаживает куклу так, чтобы все малыши хорошо ее видели. Поясняет: «Здесь ей все слышно и всех видно».

Педагог подходит к ребенку, беседует с ним. «Дима, ответь, пожалуйста, — обращается он к малышу, — ты девочка или мальчик?» Оценивает ответ ребенка, одобряет попытки детей принять участие в этой сценке.

В зависимости от возраста детей педагог задает им более легкие или сложные вопросы, при необходимости повторяет не­которые из них несколько раз («Ты мальчик? Девочка? Тебе сколько лет?»).

Вопросы к старшим детям могут быть разнообразнее и слож­нее («Ты внук или внучка? А чья ты внучка?»). Следует хва­лить детей и за краткие ответы («Я бабушкина и дедушкина внучка»), и за развернутые («Я внучка бабушки Оли, бабушки Саши, дедушки Коли»).

Кукла благодарит детей за приятно проведенное с ними время. Прощается с малышами. «До свидания! Всего тебе добро­го! Приходи к нам еще!» — вслед за педагогом повторяют дети (хором и по одному).


Упражнение «Спиной друг к другу»

Цель игры: выработать умение выделять характер­ные особенности во внешности другого человека.

Ход упражнения. Дети разбиваются на пары, и вста­ют спиной друг к другу. Педагог предлагает им на минутку развернуться и посмотреть друг на друга. Затем тому, кто самый смелый в паре, необходимо описать внешность его парт­нера — какие у того волосы, глаза, нос, одежда и т. п. В конце игры педагог отмечает лучших игроков, которые смогли запо­мнить и назвать наибольшее число деталей внешности и одежды партнера по игре.

Педагог вместе с детьми обсуждает на примере 1—2 пар иг­рающих, чем они отличаются друг от друга и чем похожи.


Упражнение «Что не так»

Цель. Упражнение тренирует зрительную внимательность и память, учит уделять внимание деталям своей внешности.

Ход упражнения. Педагог делит детей на две команды: мальчиков и девочек. В роли отгадчиков может выступать вна­чале команда мальчиков. Педагог договаривается с девочками о каких-то изменениях в деталях одежды и прически (спущен­ная на глаза челка, небрежно убранные волосы, развязанный бант, разная обувь на ногах, неправильные или сзади застегну­тые пуговицы, разного цвета носки или гольфы и пр.). Девочки вместе с педагогом предлагают мальчикам отгадать, что изме­нилось в их внешности.

Затем команды меняются ролями.


Игра-драматизация «Мишка-отгадчик»

Цель. Игра учит детей умению узнавать друг друга, терпе­ливо ожидать и правильно общаться в игровой ситуации.

Дидактический материал — большая мягкая игрушка Мишка, платок для завязывания глаз.

Ход игры. Дети сидят полукругом. Вместе с детьми сидит педагог. Перед ним свободный стул. Педагог берет большого Мишку.

Педагог. Ребята, наш Мишка вас всех хорошо знает и лю­бит. Если ему завязать глаза и дотронуться до него, он все равно отгадает, кто это был. Вот посмотрите. (Обращается к Мишке.) Садись, Мишенька (сажает Мишку на стул), и по­кажи, как ты умеешь отгадывать. Покажешь? (Наклоняется к Мишке, делая вид, что слушает ответ).

^ Мишка. Да, да, покажу (педагог говорит за Мишку низким голосом).

Педагог (говорит обычным голосом). Хорошо! Я пригото­вила платочек. Вот он. Сейчас я тебе, Мишенька, завяжу глаза. (Завязывает.) Вот так! Хорошо я завязала? Тебе ничего не видно? (Наклоняется, как бы проверяет, хорошо ли завязаны глаза.)

^ Мишка. Нет, ничего не вижу.

Педагог. Теперь кто-нибудь подойдет сюда и возьмет Мишку за лапу. Вот так. (Показывает и обращается к ребенку, не называя его по имени.) Подойди ты, возьми Мишку за лапу. А теперь садись на свое место.

Миша, тебе надо отгадать, кто брал тебя за лапу. Я развяжу тебе глаза. Пойди поищи, кто это был.

Развязывает платочек, берет Мишку под мышки, опускает его со стула на пол и ведет к детям так, чтобы Мишка пере­ступал по полу с ноги на ногу. Мишка подходит к ребенку, сидящему с краю первого ряда, останавливается около него, как бы думает, не он ли брал его за лапу.

Мишка. Нет, не тот.

(Резко поворачивается и подходит к другому ребенку. Так продолжается до тех пор, пока Мишка не подойдет к ребенку, который держал его за лапу. Мишка останавливается около него и бросается ему в объятия).

Педагог. Правильно отгадал Мишка?

Педагог предлагает всем похлопать ему.

Затем игра возобновляется. Мишка может пройти мимо ре­бенка, которого он ищет, и подойти к следующему. После этого Мишка, как бы поняв свою ошибку, быстро возвращается об­ратно.


Использованная литература:

  1. Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина «Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для детей и педагогов» - Ярославль: Академия развития, 2006

  2. Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.Нилова "Азбука общения"   - Детство-Пресс - Санкт-Петербург,  2008




Похожие:

Тулинова Н. М. Воспитатель высшей категории мбдоу «Детский сад№12 комбинированного вида» г. Сосновый Бор Формирование ценностного отношения дошкольников к дружбе в процессе игровой деятельности iconДоклад мбдоу №32 «Детский сад комбинированного вида» за 2010-2011 учебный год
Ательное учреждение №32 «Детский сад компенсирующего вида». С 17 июля 2010 года детский сад стал именоваться мдоу №32 «Детский сад...
Тулинова Н. М. Воспитатель высшей категории мбдоу «Детский сад№12 комбинированного вида» г. Сосновый Бор Формирование ценностного отношения дошкольников к дружбе в процессе игровой деятельности iconОтдел образования
«Пусть всегда будет солнце». В конкурсе приняли участие мбдоу «Детский сад №1 «Светлячок», мбдоу «Детский сад №2 «Родничок», мбдоу...
Тулинова Н. М. Воспитатель высшей категории мбдоу «Детский сад№12 комбинированного вида» г. Сосновый Бор Формирование ценностного отношения дошкольников к дружбе в процессе игровой деятельности iconПоложение о Совете педагогов
«Детский сад комбинированного вида №5» (далее – мбдоу) в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольном...
Тулинова Н. М. Воспитатель высшей категории мбдоу «Детский сад№12 комбинированного вида» г. Сосновый Бор Формирование ценностного отношения дошкольников к дружбе в процессе игровой деятельности iconПресс-релиз по открытию дополнительных дошкольных групп
«Развитие дошкольного образования г. Кемерово» на 2011-2015гг состоялось открытие дополнительных дошкольных групп в мадоу №105 «Детский...
Тулинова Н. М. Воспитатель высшей категории мбдоу «Детский сад№12 комбинированного вида» г. Сосновый Бор Формирование ценностного отношения дошкольников к дружбе в процессе игровой деятельности iconМбдоу «Краснослободский детский сад комбинированного вида «Солнышко» Краснослободского муниципального района Республики Мордовия Справка
Мбдоу «Краснослободский детский сад комбинированного вида «Солнышко» продолжает свою деятельность в 2011-2012 учебном году
Тулинова Н. М. Воспитатель высшей категории мбдоу «Детский сад№12 комбинированного вида» г. Сосновый Бор Формирование ценностного отношения дошкольников к дружбе в процессе игровой деятельности iconМбдоу «Краснослободский детский сад комбинированного вида «Солнышко» Примерное десятидневное меню на летне-осенний период для детей
Заведующая по Краснослободскому, Атюрьевскому, мбдоу «Краснослободский Ельниковскому, Темниковскому, детский сад Теньгушевскому районам...
Тулинова Н. М. Воспитатель высшей категории мбдоу «Детский сад№12 комбинированного вида» г. Сосновый Бор Формирование ценностного отношения дошкольников к дружбе в процессе игровой деятельности icon«День радости» Составила инструктор по фк: Романова Л. В. Сосновый Бор 2010 Цели и задачи
«Детский сад №1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей»
Тулинова Н. М. Воспитатель высшей категории мбдоу «Детский сад№12 комбинированного вида» г. Сосновый Бор Формирование ценностного отношения дошкольников к дружбе в процессе игровой деятельности iconПубличный доклад о деятельности мбдоу «Детский сад №1 общеразвивающего вида»
Полное наименование учреждения: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 общеразвивающего вида...
Тулинова Н. М. Воспитатель высшей категории мбдоу «Детский сад№12 комбинированного вида» г. Сосновый Бор Формирование ценностного отношения дошкольников к дружбе в процессе игровой деятельности iconМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №4 «Детский сад комбинированного вида «Колокольчик»
С целью устранения выявленных нарушений, согласно Предписания №714/1/1-5 от 13. 09. 2013 года, в мбдоу №4 «Детский сад комбинированного...
Тулинова Н. М. Воспитатель высшей категории мбдоу «Детский сад№12 комбинированного вида» г. Сосновый Бор Формирование ценностного отношения дошкольников к дружбе в процессе игровой деятельности iconМбдоу «Детский сад комбинированного вида №38» (мбдоу «Детский сад №38») Сведения об администрации доу (заведующий, заместитель заведующей по ВиМР)

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы