Урок по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». (8 класс) Тема: Русское чиновничество в сатирическом изображении icon

Урок по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». (8 класс) Тема: Русское чиновничество в сатирическом изображении



НазваниеУрок по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». (8 класс) Тема: Русское чиновничество в сатирическом изображении
Дата конвертации30.09.2013
Размер76.38 Kb.
ТипУрок
источник

Урок по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». (8 класс)

Тема: Русское чиновничество в сатирическом изображении

Н.В.Гоголя.

Цель урока:

  1. Побудить учащихся к самостоятельному анализу образов чиновников

и внимательного прочтения деталей гоголевского произведения.

2. Воспитывать любовь к Родине, к месту, где живёшь.

  1. Воспитывать желание бороться со всем дурным в России.

  2. Раскрыть пороки помещичье – чиновнической системы России 30-годов 19 века

  3. Провести параллель преступных действий чиновников в комедии

и в реальной современной жизни, основываясь на фактах.


^ Оборудование к уроку:

Портрет Н.В. Гоголя, портреты чиновников, иллюстрации к произведению.

Формы работы: чтение по ролям, ответы на вопросы, работа с учебником, словарная работа, беседа

^ Методы: исследовательский, репродуктивный.


Ход урока.

1.Оргмомент. Учитель: Пожелания учащимся быть активными, выражать свою точку зрения по обсуждаемым вопросам.

^ 2.Работа с эпиграфом комедии.( эпиграф написан на доске)


На зеркало неча пенять, коли рожа крива


- Как вы ребята, понимаете смысл эпиграфа?


-А что говорил Гоголь ?


«В « Ревизоре» я решил собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал… и за одним разом посмеяться над всем».

^ 3 Знакомство с чиновниками города.

Учитель:

Прежде, чем ответить над какими пороками хотел посмеяться автор, познакомимся с чиновниками города N, в котором правит городничий Сквозник – Дмухановский, а правосудие вершит судья Ляпкин – Тяпкин, больницами же ведает Артемий Филиппович Земляника, а больных исцеляет лекарь, который по - русски не знает ни слова и т.д. (портреты всех чиновников вывешены на стенде « Сегодня на уроке»)

4. Учитель :

Большое значение в раскрытии преступной деятельности чиновников играет построение произведения. Определим композицию. (запись на доске)

Экспозиция –

Завязка –

Развитие действия –

Кульминация –

Развязка –

Учитель:


- В чем мастерство писателя в построении произведения?


Удивительное мастерство Гоголя в том, что он придумал такую завязку (обращаемся к учебнику и перечитываем текст, который является завязкой комедии), которая сразу же привела в движение всех действующих лиц. Каждый из героев, встревоженный известием о приезде ревизора, ведет себя в соответствии со своим характером и своими преступлениями. Давайте же вспомним, кто первый сообщил городничему, что в трактире – ревизор, истинно ревизор.

5 Сценка: ( за столом сидят все чиновники и появляются Бобчинский и Добчинский. Они сообщают, что ревизор в городе.)






Добчинский:

- Он и денег не платит и не едет. Кому же быть, как не ему? И подорожная прописана в Саратов

Бобчинский:

- Он, он, ей-богу он... Такой наблюдательный: все обсмотрел. Увидел, что мы с Петром-то Ивановичем ели семгу... так он и в тарелки к нам заглянул. Меня так и проняло страхом.

7. Учитель:

По совершенно непонятной причине убеждают чиновников, что ревизор в городе! Страх сковал всех чиновников.

- Почему? Какие грехи, какие преступления числятся за ними?

^ 6. Индивидуальные задания:

Работа с текстом комедии (учащиеся зачитывают текст).


- Чего боится Артемий Филиппович? (в больницах не лечат, больные походят на кузнецов, ходят в грязных колпаках, дорогих лекарств не употребляют, « человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет»)


- А как обстоит дело с образованием? («не приведи Бог служить по ученой части»).


- Чего боится уездный судья? (берет взятки, заседатель вечно пьяный, в присутственных местах сторожа развели гусей с маленькими гусятами, которые так и шныряют между ног и т.д.).


- Кто нарушает закон тайной переписки ? Почмейстер Шпекин «…Этому не учите, это я делаю не то чтоб из предосторожности, а больше из любопытства, смерть люблю узнать, что есть нового на свете»

7.Учитель:

Фронтальная беседа:

- А какие ещё преступления творятся в городе? (Учащиеся рассказывают и о других преступлениях).

8.Вывод

Комедия “Ревизор” представляет собой глубоко реалистическое произведение, в котором нашли отражение пороки помещичье-чиновной системы России тридцатых годов XIX века. Важное место в системе персонажей комедии занимают чиновники, населяющие уездный город. Это собирательный, обобщенный образ, выведенный сатирически, ибо включает в себя все отрицательное в политической системе России того времени. Гоголь задумал обобщить в задуманной комедии наиболее яркие пороки современного ему государственного правления (пошлость, угодничество, чинопочитание, беспринципность, взятничество, лживость, авантюризм, равнодушное отношение к своим служебным обязанностям)

Автор своей комедией утвердил новую мысль в русской литературе -не исполнители, а сами законы, весь уклад существующего строя виноваты в том, о чем поведало произведение великого мастера.

Так, Городничий оправдывает свои грехи словами: “Не я первый, не я последний, все так поступают».

Главное место среди чиновников уездного города отведено Городничему - Антону Антоновичу Сквознику-Дмухановскому. Гоголь дал существенные характеристики каждого из главных действующих лиц комедии. Так, автор характеризует Городничего: “Хоть и взяточник, но ведет себя солидно”. Более того, вершит страшный беспредел, пользуясь служебным положением. Купцы жалуются на городничего, говоря: «Именины его бывают на Антона, и уже, кажись, всего нанесешь, ни в чем не нуждаешься. Нет, ему еще подавай: говорит, и на Онуфрия его именины. Что делать? и на Онуфрия несешь»

Кроме того, у него нет сострадания к простому народу. Он беспринципен, лжив

Он порожден средой, ею же и воспитан. Городничий — образ всей государственной власти современной Гоголю России. Он знает, что грешен, ходит в церковь, думает, что в вере тверд, помышляет когда-нибудь покаяться. Но велик для него соблазн не пропустить того, “что плывет в руки”. С приездом ревизора, обманывая сам себя, он питает надежду попасть в генералы. Наделяя героя естественными слабостями, автор делает его более человечным и тем возвышает над остальными персонажами пьесы. В момент прозрения он бросает в лицо чиновникам и в зал: “Ничего не вижу: вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего...”, “Чему смеетесь? Над собой смеетесь!..”

Не менее грешен во взятках судья Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин. Он занят собой и своим умом, и безбожник только потому, что на этом поприще есть простор “выказать себя”. Он имеет огромную страсть к псовой охоте. О культурном уровне персонажа мы можем судить по замечанию автора: “Человек, прочитавший пять или шесть книг и потому несколько вольнодумен”. Коллежский асессор говорит, “как старинные часы, которые прежде шипят, а потом бьют”.

К главным героям относится и надворный советник Земляника. Для большей типизации Гоголь нарушает обычную структуру правления уездного города. Должность Земляники - попечитель богоугодных заведений -была только в губернских городах, а не в описываемом автором уездном городе. Это человек толстый, “но плут тонкий”. Он помышляет только о том, как бы показать себя. Очень хорошо свою деятельность характеризует он сам: «С тех пор, как я принял начальство, может быть, вам покажется даже невероятным, - все, как мухи, выздоравливают. Больной не успеет войти в лазарет, как уже здоров».

Так, смотритель училищ Лука Лукич Хлопов, титулярный советник, “напуган частыми ревизовками и выговорами неизвестно за что”, “очень услужлив и суетлив”.

Должность надворного советника и почтмейстера занимает Иван Кузьмич Шпекин. Это простодушный до наивности и глупости человек, смотрящий на жизнь как на собрание интересных историй, которые он прочитывает в распечатываемых им письмах.

Среди чиновников уездного города видное место занимает Иван Александрович Хлестаков, мелкий чиновник из Петербурга, который следует в свою деревню по вызову отца. Это глупый, легкомысленный коллежский регистратор, “лет двадцати трех”, “как говорят, без царя в голове”. Слова из уст этого молодого человека “вылетают совершенно неожиданно”.

Значительным лицом он стал благодаря всеобщей силе страха, охватившей чиновников перед расплатой за содеянные грехи. Он мастерски лжет и сам верит в свое вранье, желая покрасоваться перед благодушно внимающими ему уездными чиновниками. Сам Гоголь считал роль Хлестакова наиболее сложной в комедии.

К числу чиновников уездного города можно отнести и второстепенных персонажей комедии. Это почетные граждане, отставные чиновники: Коробкин, Люлюков, Растаковский.

Для образов чиновников, сатирически выведенных в “Ревизоре”, характерны общие, типические черты. Это и дух семейственности (все чиновники связаны круговой порукой), и взяточничество (“Смотри, не по чину берешь”), в отношении которого существует строгая субординация, и отношение к государственной службе как к возможности поживиться за чужой счет, и невыполнение своих прямых обязанностей. Для всех чиновников характерно праздное времяпрепровождение, невежество, невысокий культурный уровень, чувство страха перед вышестоящими, пренебрежительное отношение к народу. Положение человека в обществе определяется чином.

^ 9.Работа со средствами изобразительности, которые автор использовал для создания сатирических образов чиновников.

Учитель:

- Какие средства изобразительности использует гоголь?

При описании мира взяточников и казнокрадов Гоголь использовал различные средства создания образов чиновников. Например, авторские ремарки, речевая характеристика персонажей, поступки героев, письма Андрея Ивановича Чмыхова, в которых со всей полнотой раскрывается образ Городничего, письма Хлестакова к Тряпичкину. Смысловую характеристику содержат и фамилии персонажей пьесы: Хлестаков, Сквозник-Дмухановский, Земляника.

- Есть ли в комедии положительные герои?


В своей комедии Гоголь не вывел ни одного положительного лица. Единственным положительным героем комедии является смех, с помощью которого автор обличает и высмеивает мир казнокрадов, лишенных совести и всякой ответственности.

Образы чиновников, представленные в комедии Н. В. Гоголя, играют важную роль в раскрытии идейно-художественного замысла автора. С их помощью драматург обличает не только чиновничество уездного города, но и всю бюрократическую систему России.

Хочется вам жить в таком городе, ребята? А как вам живётся в нашей губернии? (Учащиеся рассказывают о современной жизни, зачитывают выдержки из газет (индивидуальное задание).

10.^ Итоговая викторина.


- Почему чиновники « …сосульку, тряпку приняли за важного человека?»


- Есть ли в комедии положительный герой?


- Испытывает ли автор чувство радости от того, что показал истинное лицо русского чиновничества 30-х годов 19 века?


- Какое чувство испытывает Гоголь?


^ 11. Заключительное слово учителя:


В 1846 году, спустя 10 лет, Гоголь написал статью «Развязка « Ревизора». Послушайте, пожалуйста, отрывок.

…Что ни говори, но страшен тот ревизор, который ждёт нас у дверей гроба. Будто не знаете, кто этот ревизор? Что прикидываться! Ревизор этот – наша проснувшаяся совесть, которая заставит нас вдруг и разом взглянуть во все глаза на самих себя. Перед этим ревизором никто не укроется…Лучше же сделать ревизовку всему, что ни есть в нас, в начале жизни, а не в конце её.

12. Письменный ответ на вопрос:


- Как вы понимаете эти слова? (через 5 – 6 минут заслушиваем ответы)


13. Учитель:

Оцени урок:

Круг-«5»

Четырехугольник- «4»

Треугольник –« 3»


Самооценка.

Оцени свою работу на уроке

Круг-«5»

Четырехугольник- «4»

Треугольник –« 3»

14. Домашнее задание.

Анализ немой сцены. Написать завершение комедии.




Похожие:

Урок по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». (8 класс) Тема: Русское чиновничество в сатирическом изображении iconУрок по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Последняя встреча с чиновниками города N
...
Урок по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». (8 класс) Тема: Русское чиновничество в сатирическом изображении iconЖизнь уездного городка в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Эпоха, отраженная Н. В. Гоголем в комедии «Ревизор» ― это 30 е гг. XIX в., время царствования Николая I
Драматург настолько глубоко обобщил факты действительности, что сюжет комедии вышел далеко за пределы конкретного места и времени....
Урок по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». (8 класс) Тема: Русское чиновничество в сатирическом изображении iconХлестаков ― главный герой комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» имеет своеобразный характер драматургического конфликта
А после получения денег и приглашения приехать в дом к городничему начинает входить в роль любезного и просвещенного гостя, которого...
Урок по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». (8 класс) Тема: Русское чиновничество в сатирическом изображении iconХлестаков и хлестаковщина в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Огромное художественное достоинство комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» заключается в типичности ее образов
«тип многого разбросанного в разных русских характерах… Всякий хоть на минуту … делался или делается Хлестаковым. И ловкий гвардейский...
Урок по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». (8 класс) Тема: Русское чиновничество в сатирическом изображении iconСмысл немой сцены в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Немой сцене в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» предшествует развязка сюжета, читается письмо Хлестакова, и становится ясным самообман чиновников
«остаются просто столбами». Важно, что характер персонажа и поведение во время действий также отразились в его позе, например, Бобчинский...
Урок по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». (8 класс) Тема: Русское чиновничество в сатирическом изображении iconМетодическая разработка по литературе «О чем говорит немая сцена?» (Опыт интегрированного и философского прочтения последней сцены комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
Опыт интегрированного и философского прочтения последней сцены комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Урок по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». (8 класс) Тема: Русское чиновничество в сатирическом изображении iconЧто такое хлестаковщина? (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
Более 160 лет прошло с тех пор, однако комедия «Ревизор» не утратила актуальности своего звучания и сегодня. Не нужно далеко ходить...
Урок по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». (8 класс) Тема: Русское чиновничество в сатирическом изображении iconАнализ сцены вранья в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» ( действие III, явление VI) Особенностью гоголевской комедии «Ревизор» является то, что она имеет «миражную интригу», т е
«Ревизор» является то, что она имеет «миражную интригу», т е чиновники ведут борьбу против призрака, сотворенного их нечистой совестью...
Урок по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». (8 класс) Тема: Русское чиновничество в сатирическом изображении iconОсобенности композиции в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Свою комедию «Ревизор» Н. В
Свою комедию «Ревизор» Н. В. Гоголь построил на сюжетной основе бытового анекдота, где по самозванству или по случайному недоразумению...
Урок по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». (8 класс) Тема: Русское чиновничество в сатирическом изображении iconАнализ сцены дачи взятки в комедии Н. В
Анализ сцены дачи взятки в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (действие IV, явления iii―IV)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы