Г. Р. Державин Учитель: Сегодня мы проводим урок развития речи, урок исследование. Посмотрите на тему урока, на эпиграф. О чем мы будем говорить на уроке? icon

Г. Р. Державин Учитель: Сегодня мы проводим урок развития речи, урок исследование. Посмотрите на тему урока, на эпиграф. О чем мы будем говорить на уроке?



НазваниеГ. Р. Державин Учитель: Сегодня мы проводим урок развития речи, урок исследование. Посмотрите на тему урока, на эпиграф. О чем мы будем говорить на уроке?
Дата конвертации30.09.2013
Размер110.27 Kb.
ТипУрок
источник

«Наш дар бессмертный – речь»: русские поэты о языке и речи (для учащихся 9-х классов )


Жанр урока: урок-исследование.


Цели урока:

формировать представление о русском языке как о духовной, нравственной и культурной ценности народа;

побудить девятиклассников к размышлениям о роли слова в жизни человека и общества;

повторить материал о многообразии функций языка и речи, о средствах речевой экспрессивности;

воспитывать ценностное отношение к русскому языку.


Основные методы:

эвристическая беседа;

коммуникативный;

частично- поисковый.


Оборудование: тексты известных русских поэтов о языке, портреты И.А. Бунина, А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой, А.А. Фета.

Ход урока

I. Организационный момент

...человек чрез слово всемогущ;

Язык всем знаниям и всей природе ключ;

Во слове всех существ содержится картина,

Сообществ слово всех и действиев пружина.

Г.Р. Державин


Учитель: Сегодня мы проводим урок развития речи, урок - исследование. Посмотрите на тему урока, на эпиграф. О чем мы будем говорить на уроке?


Ученики: На уроке мы будем говорить о слове, о функциях языка и речи, проследим их в текстах известных русских поэтов.

II. Разминка


Работа по группам: I группа - теоретики, II группа – практики (исследователи).


Учитель: Что такое слово?


Теоретики: Слово – единица языка, служащая для названия отдельного понятия.


Слово – наиболее конкретная единица языка.


Слово – исключительная способность человека выражать свои мысли и чувства, дар говорить.


Практики: Анализ стихотворений И.А. Бунина «В лесу, в горе, родник, живой и звонкий…», «Родник» (В глуши лесной, в глуши зелёной…)

Работа с текстом стихотворения « В лесу, в горе, родник, живой и звонкий…».

Индивидуальная работа со «Словарём живого великорусского языка» В. И. Даля:


голубец – могильный памятник, срубом, с крышей, будкой, домиком; зовут так и всякий памятник, особенно крест с кровелькой; корец – корчик – ковш для черпания воды, кваса.


Учитель: Как называются эти слова?


Теоретики: Эти слова называются диалектными. Они употребляются жителями той или иной местности.

Составление синквейна («смыслового треугольника»).


Учитель: Нужно сконцентрировать содержание анализируемого текста до нескольких наиболее важных слов:.

сущ.

прил. прил.

глаг. глаг. глаг.

предложение

Практики:

родник

живой звонкий

не люблю люблю любуюсь

Родник – символ святой и вечной Руси

Работа с текстом стихотворения « Родник».


Составление «ассоциативного дерева» (кл`астер ) слова родник .


Учитель: Поместим в центре поля слово родник, рядом его синонимы ключ и источник, а от них все приобретаемые в контекстах «приращения» смысла и символические значения.


Учитель: Чем больше ассоциаций вызывает у вас слово, чем больше ассоциаций с другими словами и понятиями вы сможете установить, тем глубже вы постигаете текст, в котором «живёт», находится это слово. Ведь слово – очень значимая единица языка. Слово – это основа языка и речи.

III . Вступительная беседа


Учитель: Что такое язык? Что такое речь? Как связаны между собой эти понятия? В каких случаях термины «язык» и «речь» выступают как синонимы?


Теоретики: Язык – исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.


Речь – способность говорить, говорение. Эти понятия связаны между собой, они могут выступать как синонимы: одно из значений слова язык – речь, способность говорить, а одно из значений слова речь – это звучащий язык.


Учитель: Какую функцию выполняет язык в человеческом обществе?


Теоретики: Язык служит для общения друг с другом, является средством связи между людьми, то есть выполняет коммуникативную функцию.


Учитель: Обратите внимание на этимологию слова коммуникация.


Индивидуальная работа с этимологическим, толковым словарями.


Теоретики: Слово коммуникация произошло от французского communication (< лат. communication « сообщение., передача»). Одно из значений слова коммуникация – сообщение, общение. Язык также является средством сообщения информации, поэтому язык выполняет информативную функцию.


Учитель: Да, это важнейшие функции языка, однако « работа» языка в обществе заключается не только в том, что при его помощи люди передают друг другу различные сведения.


Известно большое количество стихотворений, прозаических произведений, различных высказываний, посвящённых русскому языку. Сегодня мы обратимся к поэтическим текстам, авторы которых размышляют о роли языка в жизни человека и общества.

IV. Работа с текстом стихотворения И. А. Бунина «Слово», 1915


Учитель: Обратимся к цитате, которая стала темой сегодняшнего урока. Кому принадлежат эти слова ?


Практики: Эти слова из стихотворения И. А. Бунина «Слово».


Учитель: Почему Бунин назвал речь «даром бессмертным»? Попытаемся найти ответ на этот вопрос в стихотворении «Слово».


(Подготовленный ученик выразительно читает стихотворение И. А.Бунина «Слово»).


Учитель: О чём это стихотворение?


Практики: Стихотворение И. А. Бунина посвящено слову.


Учитель: Какие понятия противопоставляются в первой строфе?


Практики: В первой строфе противопоставляются понятия жизнь – смерть.


Учитель: Какие образы ассоциируются с понятием смерти?


Практики: С понятием смерти ассоциируются следующие образы: гробницы, мумии, кости, древняя тьма, мировой погост, дни злобы и страданья.


Учитель: А какие образы ассоциируются с понятием жизни?


Практики: С понятием жизни ассоциируются образы: слово, письмена, достоянье, дар бессмертный – речь.


Учитель: Какая функция языка здесь подразумевается, осмысливается автором?


Практики: Язык является хранителем культурно-исторической памяти человечества. В стихотворении Бунин говорит о том, что всё, составлявшее материальный мир, умерло.


Издавна человечество стремилось сохранить память о людях и событиях, однако ни специально построенные гробницы, ни предметы древних цивилизаций, найденные археологами, не несут столько информации, сколько заключено в слове, дошедшем до нас из глубины веков. Недаром поэт пишет слово Письмена с заглавной буквы. Сам язык является бесценным хранителем информации об истории народа, его культуре. Сберечь язык означает для И. Бунина сохранить историческую память народа.

V. Работа с текстом стихотворения А.А. Ахматовой «Мужество», 1942


Учитель: Мысль о том, что в годы народных бедствий нужно постараться сберечь язык, звучит в стихотворении А. А. Ахматовой «Мужество», написанном в феврале 1942 года, когда страна вела тяжёлую войну с фашистскими захватчиками.


(Подготовленный ученик выразительно читает стихотворение А. А. Ахматовой «Мужество»).


Учитель: О чём это стихотворение?


Практики: Это стихотворение тоже о великом русском слове, о русской речи.


Учитель: Какова интонация стихотворения?


Практики: Интонация стихотворения торжественная.


Учитель: Как автор достигает в стихотворении торжественной интонации?


Практики: Автор в стихотворении создаёт торжественную интонацию, используя различные средства речевой выразительности (лексические повторы: час мужества – мужество, русская речь – русское слово; синтаксический параллелизм: Не страшно под пулями мёртвыми лечь,/ Не горько остаться без крова ..., полисиндетон: И внукам дадим, и от плена спасём … и др.). При помощи этих средств экспрессии передаётся оценка.


Родной язык будет сохранён и передан внукам.


Учитель: Почему А. А. Ахматова считает, что должно быть передано именно такое наследство, - разве не важнее сохранить для последующих поколений «кров», да и вообще материальные ценности? И почему язык будет спасён от плена?


Практики: Спасти от пленения можно человека, но не слово.


Учитель: Совершенно верно, но какой необычный образ возникает в стихотворении?


Практики: В стихотворении, с одной стороны, слово – это именно русский язык, а с другой – слово выступает своеобразным метонимическим обозначением народа.


Учитель: Какой приём в художественной речи мы называем метонимией?


Теоретики: Метонимия – замена одного слова другим на основании смежности двух предметов, понятий. Например: город шумел – шумели люди на улицах города. Такой перенос возможен, потому что все эти люди – жители города.


Практики: Анна Андреевна Ахматова тоже использует этот приём. Сохранить великое русское слово означает для Ахматовой сохранить саму нацию, поскольку язык выступает здесь как символ нации.


Учитель: Мы уже раньше говорили об этой функции языка, учёные-лингвисты выделяют так называемую этническую функцию языка: язык для этноса (народа) является объединяющим фактором, знаком национально-культурной идентичности.

VI. Работа с текстом стихотворения А.А. Фета «Я пришёл к тебе с приветом…»


Учитель: Мы с вами отметили, что язык является не только средством непосредственного общения, но и средством хранения и передачи культурно-исторической информации, фактором, способствующим сохранению этнической самобытности. Однако и в повседневной жизни роль языка не исчерпывается одной только передачей информации.


В стихотворении «Я пришёл к тебе с приветом…» лирический герой А. Фета обращается к возлюбленной.


(Подготовленный ученик выразительно читает стихотворение А. А. Фета «Я пришёл к тебе с приветом …» ).


Учитель: Можно ли считать, что главной целью слова лирического героя является сообщение, передача адресату информации (например, о том, какие изменения произошли в природе)?


Практики: Нет, нам понятно, что говорящий повествует не о внешнем мире, а о своём внутреннем состоянии, чувствах, эмоциях.


Учитель: Какая функция языка реализована в этом стихотворении?


Практики: В этом поэтическом тексте реализована экспрессивная функция речи – функция передачи чувств и эмоций пишущего.


Учитель: Что такое экспрессивность?


Теоретики: Экспрессивность (экспрессия) – выразительность, сила проявления чувств, переживаний, эмоций.


Учитель: В языке существует богатый арсенал средств, предназначенных именно для выполнения экспрессивной функции. Что помогает автору текста передать состояние взволнованности, эмоциональной приподнятости, восторга?


Практики: Экспрессивность тексту придают лексические повторы (лес проснулся – весь проснулся, веткой каждой – каждой птицей); параллельные конструкции, акцентированные анафорой (Рассказать, что солнце встало, / Рассказать, что лес проснулся, / Рассказать, что с той же страстью, как вчера, пришёл я снова, / Рассказать, что отовсюду на меня весельем веет /; использование лексики, обозначающей эмоциональное состояние ( страсть, счастье, веселье, песня ).

VII. Работа с текстом стихотворения М.И. Цветаевой «Диалог Гамлета с совестью»


Учитель: В стихотворении М. И. Цветаевой передаётся не совсем обычная беседа.


(Подготовленный ученик выразительно читает стихотворение М. И. Цветаевой «Диалог Гамлета с совестью»).


Учитель: Что такое параллелизм?


Теоретики: Параллелизм (от греческого – рядом идущий) – одинаковое синтаксическое построение соседских предложений или отрезков речи.


Учитель: Что такое анафора?


Теоретики: Анафора (греч. anaphora – «вынесение вверх») – стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (здесь повторение одних и тех же слов – анафора лексическая, бывает звуковая (повторение одних и тех же сочетаний звуков), бывает морфемная (повторение одних и тех же морфем или частей сложных слов), например, у М. Ю. Лермонтова:

Черноглазую девицу,

Черногривого коня.


Учитель: В чём необычность этого разговора?


Практики: Необычность разговора заключается в том, что герой беседует сам с собой, поскольку совесть – это одно из проявлений внутреннего мира человека.


Учитель: Стихотворение М. И. Цветаевой представлено в форме диалога. Как вы думаете, почему?


Практики: Форма диалога передаёт внутренние сомнения, спор с самим собой. Реплики совести отражают нравственные мучения Гамлета, который скорбит об утрате и обвиняет себя в смерти Офелии – обвиняет в том, что недостаточно любил. Реплики «самого» Гамлета свидетельствуют о подсознательном стремлении оправдать себя – тем, что всё-таки любил. Напряжённость спора акцентируется союзами противопоставления (но, всё ж), повторами (повторяется начало реплик ).


Учитель: Какие реплики говорят о смятении чувств Гамлета?


Практики: О смятении чувств Гамлета говорят реплики, которые настойчиво повторяются (Но я её любил), но становятся всё короче, а также двойной вопросительный знак в конце выражает недоумение Гамлета, любил ли он Офелию по-настоящему.


Учитель: Такой внутренний диалог, анализ собственных чувств и мыслей ( рефл`ексия ) есть проявление духовной жизни человека и, по мнению психологов, средство самосовершенствования личности .


Таким образом, речь для человека – это и средство разговора с самим собой, инструмент рефлексии. А как же называется функция языка и речи, реализуемая в этом тексте?


Практики: Функция языка и речи, реализуемая в стихотворении М. И. Цветаевой «Диалог Гамлета с совестью», называется рефлексивной.

VIII. Самостоятельная исследовательская работа со стихотворными текстами о языке и речи, специально подготовленными учащимися к уроку

IX.Обобщение итогов наблюдений в виде таблицы « Функции языка и речи», в которой раскрывается сущность названных на уроке функцийФункции языка и речи

Коммуникативная функция Язык – средство связи между людьми

Информативная функция Язык – средство сообщения информации

Культурно-историческая функция Язык – хранитель исторической памяти народа

Этническая функция Язык для этноса (народа) – объединяющий фактор, знак национально-культурной идентичности

Экспрессивная функция Язык служит для передачи чувств и эмоций

Рефлексивная функция Речь для человека – это исредство разговора с самим собой, инструмент рефлексии


X. Рефлексия. «Заверши тезис»

Сегодня на уроке я узнала …

Самым интересным для меня было …

Для себя я возьму …

XI. Домашнее задание: написать сочинение в жанре эссе «Русские поэты о слове»

XII. Подведение итогов урока. Выставление оценок


Учитель: Наш сегодняшний разговор о языке и речи хочу завершить словами великого русского писателя И. С. Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками … Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса!»




Похожие:

Г. Р. Державин Учитель: Сегодня мы проводим урок развития речи, урок исследование. Посмотрите на тему урока, на эпиграф. О чем мы будем говорить на уроке? iconЛебедева Юлия Александровна, учитель начальных классов 1 кв категории Пед стаж 16 лет п. Новоорск ноябрь 2011 Тема урок
Всё верно! Но посмотрите, ребята, одна группа живой природы отсутствует. А именно о ней мы будем говорить сегодня на уроке. Подумайте...
Г. Р. Державин Учитель: Сегодня мы проводим урок развития речи, урок исследование. Посмотрите на тему урока, на эпиграф. О чем мы будем говорить на уроке? iconТема: «Урок духовно-нравственного выбора с элементами дифференцированного обучения. Добро и зло в устном народном творчестве» Чтобы поверить в добро
Сегодня у нас не совсем обычный урок «Урок духовно-нравственного выбора». Добро и зло в устном народном творчестве. Как вы думаете,...
Г. Р. Державин Учитель: Сегодня мы проводим урок развития речи, урок исследование. Посмотрите на тему урока, на эпиграф. О чем мы будем говорить на уроке? iconУрок по немецкому языку «Lieb die Tiere!» 3 класс. Учитель: Васильева Юлия Геннадьевна. Цели
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы будем с вами читать, говорить и играть
Г. Р. Державин Учитель: Сегодня мы проводим урок развития речи, урок исследование. Посмотрите на тему урока, на эпиграф. О чем мы будем говорить на уроке? iconУчебник на странице Внимательно рассмотрим иллюстрацию. ( Учитель зачитывает стихотворение ) Оглянись вокруг, дружок! Видишь реку, лес, лужок
А теперь каждый сядет так, как ему удобно будет работать на уроке. Ребята! Сегодня у нас с Вами необычный урок – урок-знакомство....
Г. Р. Державин Учитель: Сегодня мы проводим урок развития речи, урок исследование. Посмотрите на тему урока, на эпиграф. О чем мы будем говорить на уроке? iconЦели и задачи урока
Сегодня урок необычный, этот урок будем проводить вместе Николаем Анатольевичем учителем музыки
Г. Р. Державин Учитель: Сегодня мы проводим урок развития речи, урок исследование. Посмотрите на тему урока, на эпиграф. О чем мы будем говорить на уроке? iconСочинение по картине Федора Павловича Решетникова «Опять двойка»
А чем мы будем заниматься на уроке (мы будем учиться правильно говорить и писать)
Г. Р. Державин Учитель: Сегодня мы проводим урок развития речи, урок исследование. Посмотрите на тему урока, на эпиграф. О чем мы будем говорить на уроке? iconКонспект урока по обучению грамоте. 1 класс Школа XXI век. Учитель Кузьмина Людмила Степановна. Тип урока: урок игра На тему: Знакомство с буквой «ы». Письмо буквы «ы»
К вам на урок пришла мышка Пых-Пых. Сегодня она вместе с вами отправится в путешествие
Г. Р. Державин Учитель: Сегодня мы проводим урок развития речи, урок исследование. Посмотрите на тему урока, на эпиграф. О чем мы будем говорить на уроке? iconТема урока: «kann das wetter im sommer auch sclecht sein?»
Сегодня на уроке мы немного поиграем, узнаем, что летом погода бывает тоже плохой, будем изучать очень важную и сложную грамматическую...
Г. Р. Державин Учитель: Сегодня мы проводим урок развития речи, урок исследование. Посмотрите на тему урока, на эпиграф. О чем мы будем говорить на уроке? iconУрок русского языка в 4 классе
Посмотрите на тему сегодняшнего урока. Исходя из темы, сформулируйте цель и задачи урока
Г. Р. Державин Учитель: Сегодня мы проводим урок развития речи, урок исследование. Посмотрите на тему урока, на эпиграф. О чем мы будем говорить на уроке? iconТема: Урок развития речи. Урок
Тема: Урок развития речи. Урок концерт. Времена года в поэзии, живописи, музыке
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы