Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через использование личностно ориентированного подхода. Рябых Татьяна Николаевна учитель  icon

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через использование личностно ориентированного подхода. Рябых Татьяна Николаевна учитель



НазваниеАктивизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через использование личностно ориентированного подхода. Рябых Татьяна Николаевна учитель
страница1/3
Дата конвертации01.10.2013
Размер0.51 Mb.
ТипУрок
источник
  1   2   3


Отдел образования, физической культуры и спорта управления образования, молодежной политики, физической культуры и спорта

администрации Красненского района Белгородской области


Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через использование личностно ориентированного подхода.


Рябых Татьяна Николаевна

учитель биологии

Муниципального общеобразовательного учреждения «Сетищенская основная общеобразовательная школа» Красненского района

Белгородской области


2011г


Содержание:


Информация об опыте…………………………………………………………..3


Технология опыта………………………………………………………………..9


Результативность опыта……………………………………………………….15


Библиографический список……………………………………………………17


Приложение к опыту……………………………………………………………18


Раздел I

Информация об опыте.


^ 1.1. Условие возникновения и становления опыта.

Условия возникновения опыта продиктованы тем, что многолетний анализ причин равнодушного отношения учащихся к предмету заставляет апробировать новые методики, искать более приемлемые технологии, чтобы обучить учеников биологии.

Важно научить школьников самостоятельно добывать знания, направлять их поиск, т.е. осуществлять мотивационное управление их учением.

Урок остается по-прежнему основной и главной формой организации учебного процесса. Эта фраза уже стала традиционной. Но ее нельзя понимать упрощенно и однобоко, так как обычный школьный урок дает вдумчивому учителю безграничные возможности для творчества. В настоящее время учителя сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности учащихся на уроке, нежеланием работать самостоятельно, да и просто учиться. Среди причин того, что дети теряют интерес к знаниям и занятиям, безусловно, надо назвать однообразие уроков. Отсутствие повседневного поиска приводит к шаблону в преподавании, а это проявление постоянства разрушает и убивает интерес, особенно детский.

Становление опыта осуществлялось в условиях сельской школы с небольшой численностью учащихся. В реальной жизни довольно часто приходится сталкиваться с невысоким уровнем мотивации познавательной деятельности учащихся на уроках. Поэтому в своей практике преподавания учитель ищет пути повышения мотивации познавательной деятельности.

Одним из важнейших условий возникновения данного опыта явился переход от традиционного обучения к личностно ориентированному, в основе которого лежит индивидуально-личностный принцип, определяющий положение ребенка как активного субъекта в учебно-воспитательном процессе.

Автор опыта считает, что традиционная организация образовательного процесса, ориентированная на передачу готовых знаний, мало развивает творческие способности школьников, познавательный интерес, не побуждает их к активному участию в формировании системы знаний, ценностных ориентаций, коммуникативной компетентности.

Началом работы по теме опыта стало проведение диагностики по определению исходного уровня мотивации познавательной, творческой деятельности учащихся. Результаты диагностики показали, что у 50% учащихся низкий уровень мотивации к познавательной, творческой деятельности.

В ходе анализа результатов диагностики определилась необходимость активизации творческой деятельности как необходимое условие самореализации личности учащегося.


^ 1.2. Актуальность опыта.

Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия, настойчиво продвигаясь к намеченной цели.

Чем вызваны творческие поиски учителей, что побудило к ним? Причин несколько.

1. Безразличие учащихся, падение престижа образования и знаний, в том числе и биологических.

2. Недостаточная материальная база: из-за отсутствия во многих школах необходимого оборудования, преподавание, там превратилось в «меловое» и поэтому неинтересное.

3. Непригодность ряда традиционно применяемых приемов обучения для нынешнего контингента учащихся

4. Среди учащихся ныне много слабо подготовленных (неблагополучные и неполные семьи), а для успешного обучения их нужны особые приемы.

Как пробудить у ученика желание учиться, а если оно есть, то как развить познавательную активность? Как говорил Пойа Д. «Где есть желание, найдется путь»[4]. Учитель видит свою задачу в создании оптимальных условий для развития познавательной активности учащихся при изучении биологии.

Актуальность темы опыта автор видит в том, что, активизируя познавательную, творческую деятельность учащихся при личностно ориентированном подходе, учитель создаёт условия для самореализации личности учащегося.

Ориентируясь на формирование творческой личности обучающегося, способной к самоопределению и свободному развитию, учитель способствует выявлению и созданию психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, необходимых для полного раскрытия творческого потенциала учащихся, обеспечения их самовыражения на рефлексивной основе.

Одним из возможных способов решения задачи является создание в образовательной среде условий, способствующих творческой самореализации учащихся.

Наряду с этим выявляется противоречие между ориентацией нового содержания образования на развитие познавательной активности каждого учащегося и традиционными методами и приемами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний и умений.


^ 1.3 Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых условий, способствующих повышению мотивации творческой, познавательной деятельности школьников через использование технологии личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе.


^ 1.4. Длительность работы над опытом

Работа по теме опыта велась в течение 3 лет:

I этап – начальный – сентябрь - ноябрь 2008г.

II этап – основной - 2008-2010 г.

III этап – заключительный - 2011 г.

Начальный период предполагал обнаружение и формулирование проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня мотивации творческой, познавательной деятельности учащихся.

На основном этапе была проведена работа по активизации познавательной деятельности учащихся, что создало условия для творческой самореализации личности.

Диагностика на заключительном этапе доказала успешность выбранной для решения обозначенной проблемы.


^ 1.5. Диапазон опыта

Диапазон опыта охватывает систему «урок – внеклассная работа», что позволяет охватить образовательный процесс по биологии.


^ 1.6. Теоретическая база опыта.

В основе педагогического опыта лежат идеи Л.С. Выготского, И. С. Якиманской, Г. К. Селевко, О.С. Газмана, а также Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, давших этим идеям жизнь в новых технологиях обучения в школе.

По мнению И. С. Якиманской «Каждому ребенку для развития и самореализации нужна образовательная среда, включающая:

- представление ученику свободы выбора способов выполнения учебных знаний;

- использование нетрадиционных форм групповых и индивидуальных занятий в целях активизации творчества детей;

- создание условий для творчества в самостоятельной и коллективной деятельности;

- постоянное внимание педагога к анализу и оценке индивидуальных способов учебной работы, побуждающих ученика к созданию им не только результата, но и процесса своей работы;

- особую подготовку учителя к систематическому осуществлению такой работы на уроке, в ходе организации индивидуальных занятий;

- разработку и использование индивидуальных программ обучения, моделирующих исследовательское мышление» [9].

При конструировании темы опыта учителем были использованы следующие понятия: технология, способ, мотивация, познавательная деятельность. В толковом словаре русского языка под редакцией С.И. Ожегова данные понятия трактуются следующим образом:

  1. Технология – совокупность методов и процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства;

  2. Способ – действие или система действий, применяемых при исполнении какой-нибудь работы, при осуществлении чего-либо;

  3. Активизация – побуждение к активности, усиление деятельности, оживление;

  4. Познавательная деятельность - деятельность способствующая познанию, расширению знаний.

  5. Самореализация – это «раскрытие человеческой природы» (О.С. Газман). Процесс самореализации включает постановку обучающимися перед собой цели, владение способами её достижения, реализацию принятых намерений.

Основные характеристики личностно ориентированного подхода по мнению И. С. Якиманской [9].

Первая характеристика заключается в приоритетности личностно – смысловой сферы обучающегося в процессе обучения. Это означает, что приоритетным в разработке содержания обучения на всех его уровнях должен стать такой его компонент, как ценностные отношения учащихся, мотивы их деятельности.

Ориентация на личностно – смысловую сферу реальна в школьной практике, если в процессе обучения обеспечивается: поддержка индивидуальности ребенка; создание условий для удовлетворения образовательных, культурных потребностей учащихся, для выбора содержаний и направлений получения образования; содействие в развитии способов самореализации личности; поошряющий, стимулирующий характер взаимодействия преподавателя и учащихся.

Вторая характеристика - включение личностного опыта ребенка в образовательный процесс. Развитие личности в образовательном процессе идет через постоянное обогащение, преобразование, рост и качественное изменение субъектного опыта и связанных с ним личностного смысла от утилитарно-прагматических (житейских), императивных до ценностных (философских). Задача учителя заключается в том, чтобы личный опыт учащихся включить в общую структуру содержания учебного занятия и неко­торым образом регулировать его развитие, а также использовать как фактор изучения программного материала.

Учителю необходимо стимулировать учащихся к актуализации их субъектного опыта, создавать условия для согласования его с общественным опытом. Школьник в этой ситуаций перестраивает прежние представления, генерирует новые знания, выходя за границы субъектного опыта. И.С. Якиманская подчеркивает, что «основный замысел личностно-орнентированного урока состоит в том, чтобы согласовать его с задавае­мым, переводя в социально значимое содержание (т.е. «окультурить»), и тем самым добиться личностного усвоения этого содержания» [8].

Третья характеристика - культивирование уникального опыта ребенка. Нужно всячески выделять и поддерживать точность и тонкость жизненных наблюдений учащихся, практически исключая комментарии типа: «ошибочный ответ», «неправильный ответ», «неточное наблюдение» и т.п.

Более того, необходимо признать, что ребенок имеет право на ошибку. А это значит, что в образовательном процессе должны присутствовать ситуации, обеспечивающие возможность ребенку свободно ошибаться. В этой связи весьма уместны следующие слова учителя: «прекрасная ошибка», «неслучайная ошибка», «ошибка, которая ведет нас к истине», «спасибо, твое мнение дает нам пищу для размышлений» и др.

Четвертая характеристика - признание ценности совместного опыта, ценности взаимодействия. Любая идея, которая рождается на учебном занятии диалогична по своему происхождению.

Пятая характеристика - построение образовательного процесса на основе учета психо-физиологических особенностей учащихся.

На первый взгляд, кажется, что такой подход невозможно реализовать в практической деятельности. Однако современная образовательная практика имеет немало таких примеров, даже в рамках традиционного знаниево- ориентированного обучения. Так, готовясь к уроку учитель подбирает разнообразный дидактический материал, исходя из учебных возможностей учащихся (прежде всего, уровня усвоения знаний), индивидуального темпа работы. Однако, по мнению И.С. Якиманской, для реализации личносто ориентированного подхода важно подбирать дидактический материал с учетом индивидуальных способов (словесного, знако-символического, рисуночного и др.) проработки учебной информации [7].

Шестая характеристика - переориентация процесса образования на постановку и решение самими школьниками конкретных учебных задач (познавательных, исследовательских, преобразующих, проективных и др.).

Анализ практической деятельности учителей показывает, что, как правило, цели деятельности учащихся определяются и формулируются самим педагогом. Но при таком подходе отсутствует самое главное - цель деятельности самого ученика. А такая деятельность, как известно, не может быть успешной. Но в то же время, как отмечает Д.Г. Левитес, эта цель не может возникнуть у ученика автоматически (как только прозвенит звонок) - она должна быть выращена и осознана учеником с помощью учителя [7].

Седьмая характеристика - изменение позиции педагоги информатора (контролера) на позицию координатора.

Анализ практической работы учителей показывает, что ими традиционно реализуется позиция субъекта управления деятельностью учащихся, в то время как для школьников чаще всего характерна позиция исполнителей, объектов воздействий педагогов. При таком взаимодействии, когда лидирующие функции в обучении остаются за учителем, ученик в основном работает по образцам, алгоритмам. Проблема, таким образом, состоит в том, чтобы создать необходимые условия для становления ученика как субъекта деятельности. Для этого следует организовать такое взаимодействие в системе «учитель - ученик», в котором школьник осуществляет самоуправление учением.

Учитель должен выступать как организатор процесса и создатель условий для раскрытия, реализации и развития потенциала ребенка.


^ 1.7. Новизна опыта

Новизна опыта заключается в создании системы применения форм, методов и средств, нацеленных на активизацию познавательной деятельности учащихся в учебно-воспитательном процессе с использованием личностно ориентированного подхода.


Раздел II

Технология описания опыта.

^ Цель опыта: создание необходимых условий для активизации познавательной деятельности через использование личностно ориентированного подхода в обучении.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

  • введение в педагогическую практику такой организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяла бы ученику активизировать свою познавательную деятельность;

  • использование наряду с традиционными формами активных форм учебных занятий;

  • создание условий для приобретения учащимися проектировочных и исследовательских умений, необходимых для дальнейшего образования;

  • использование разнообразных способов и приёмов, направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся.

Традиционные технологии обучения представля­ют собой технологии, построенные на основе объяс­нительно-иллюстративного способа обучения, приме­няемые по традиции, часто неосмысленно, по образ­цу. В основе этих технологий — информирование, про­свещение учащихся и организация их репродуктив­ных действий с целью выработки у школьников обще­учебных умений и навыков.

Личностно ориентированное обучение — способ организации обучения, в процессе которого обеспе­чивается всемерный учет возможностей и способно­стей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей. Цель такого обучения — создание условий для обес­печения собственной учебной деятельности обучаю­щихся, учета и развития индивидуальных особеннос­тей школьников.

Организация учебно-воспитательного процесса основанного на технологии личностно ориентированного подхода требует нового подхода к организации учебного занятия.

^ На этапе проверки домашнего задания и актуализации знаний учащихся учитель использует разноуровневые тесты, проблемные вопросы, информационно — коммуникационные технологии. Кубик Блума используется для сильных учеников, которые могут правильно сформулировать вопрос и правильно на него дать ответ.

Приёмы, способствующие развитию познавательного интереса на этапе восприятия знаний и активизирующие деятельность учащихся:

-^ Прием новизн, предполагающий включение в учебный материал интересных фактов, сведений. Например, один гектар леса в течение года очищает 18 миллионов кубометров воздуха! Сколько цветков посещают пчёлы? Пчела посещает в среднем 12 цветков в минуту, 720 цветков в час, 7200 цветков за 10 часов своего рабочего дня. Даже сравнительно слабая пчелиная семья может отправить в поле до 10 тысяч рабочих пчёл. Если принять условие, что все они будут собирать только нектар, то посетят они не менее 72 миллионов цветков в день. Показателем познавательного интереса в этом случае является особое эмоциональное воздействие, наступившая тишина, которая свидетельствует о заинтересованности только что услышанным. Сведения о количестве посещенных пчёлами цветков вызывает не только удивление, но и восхищение.

- ^ Прием семантизации, в основе которого лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слова, названия.

Мать-и-мачеха. Русский народ дал этому цветку меткое название. Возьмите в руки листок растения. Нежный пушок, которым покрыты листья с нижней стороны, ласково прикасается к вашей руке, словно мать приголубила. А дотронешься до верхней стороны листа - холодно, мачеха.

- ^ Прием значимости изучаемого материала, при котором создаётся установка на необходимость изучения материала в связи с его биологической, хозяйственной ценностью, практической значимостью для учащихся. Например, леса называют «зелеными лёгкими» планеты. Ученые подсчитали, что при нынешних темпах вырубки леса будут уничтожены на 40%, а через 100 лет они будут вырублены полностью. Вырубка лесов влечет за собой исчезновение сотен тысяч животных и растений, изменение климата

и многие другие бедствия. Но не рубить лес нельзя, он нужен для многих целей. Какой выход предлагаете вы из сложившейся ситуации?

Данный прием заставляет учащихся почувствовать не только значимость материала, но и причастность к явлению. Стимуляция познавательных интересов с использованием приема значимости материала актуальна как для младших подростков, так и для старших школьников. Однако занимательность и яркость изложения должны быть не самоцелью, а всецело подчинены возбуждению мыслительной активности учащихся. Автор опыта убедился, что подобный подход к изложению нового материала укрепляет у учащихся интерес к учению, повышает любознательность и пытливость в осмыслении изучаемых вопросов. На уроке создается своеобразная психологическая «ситуация ожидания» (установка), когда учащиеся положительно настраивают себя на восприятие новых знаний и стремятся к глубокому усвоению изучаемого материала.

^ При закреплении изученного материала учитель использует разнообразные методы и приемы работы: работа по алгоритму, самостоятельная работа с учебником, информационными ресурсами, работа в парах переменного состава, работа по тестам, работа в группах, индивидуальная работа, взаимопроверка, самопроверка, дифференцированное домашнее задание, специальные задания, памятки по работе, тренировочные упражнения.

^ Средства обучения – это связующее звено между учителем и учеником, которое наряду с методами и организационными формами работы способствует успешной реализации намеченной цели. В своей работе учитель использует учебно-методический комплект, разработанный авторами программы В.В. Пасечником, В.М. Пакуловой, В.В. Латюшиным, Р.Д. Машем, в который входят методические рекомендации и рабочие тетради на печатной основе.

В своей работе учитель использует разнообразные формы организации работы: традиционный урок, урок-исследование, урок-практикум, деловые игры, урок-конференция. Организует учебный процесс по принципу проблемности, чтобы отношение учащихся к возникающим проблемам было вдумчивым и осмысленным, стремится к совместным с учащимися новым открытиям. Дети сами высказывают массу гипотез и предлагают разные варианты объяснений увиденного. Здесь анализируются полученные результаты, объясняется их сущность, причинность и раскрываются ответы на возникшие вопросы. (Приложение №1).

^ Имитационное моделирование способствует развитию познавательной активности школьников. Все дидактические игры, используемые учителем на уроке можно разделить на четыре основные группы:

1. Игры-упражнения - они занимают 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Например, 5 класс, тема «Введение», используется игра «Распредели по своим местам» (домики с надписью «организмы» и «неживая природа», перечень наименований, которые, необходимо распределить: дом, вода, кукуруза, камень, бабочка, роза, воздух, медведь.)

9 класс, тема «Обобщающий урок «Молекулярный уровень»», используется игра «Назови лишнее»:

1) ДНК, белки, крахмал, глюкоза;

2) РНК, аденин, дезоксирибоза, остаток фосфорной кислоты;

3) мальтоза, глюкоза, сахароза, лактоза.

9 класс, тема «Обобщающий урок «Молекулярный уровень»», используется игра «Ты мне, я тебе»:

Учитель: «Белок – полимер, а его мономер…учащийся – аминокислота»;

Учитель: «Моносахарид – мономер, а его полимер…учащийся – полисахариды».

8 класс, тема «Значение и строение органов дыхания», используется игра «Назови соседей»:

…трахея… (до трахеи гортань, после неё бронхи и так далее по строению).

5 класс, тема «Обобщающий урок по теме «Вселенная»», используется игра «Угадай слово»:

1) Как назвать одним словом скопление звёзд? (на доске прямоугольник, разделенный на 9 клеточек)

С о з в е з д и е

2) Прибор для рассматривания звёзд?

Т е л е с к о п

3) Прибор для определения сторон света?

К о м п а с

5 класс, тема «Строение организмов», игра «Соотнеси»:

Орган покровная

Ткань лист

Клетка амёба

Организм клетка лука

Учащимся предлагается соединить линиями понятия, связанные логически.

^ Игра «Назови по описанию», учащимся предлагается описание какого-либо организма, а он должен угадать о ком идёт речь или учащиеся сами придумывают описание растения или животного для класса, а другие учащиеся должны угадать о ком идёт речь.

2. Игры-путешествия - они служат для углубления, осмысления, закрепления материала. Например, построение некоторых уроков как игр-путешествий.

3. Сюжетно-ролевые игры - они служат для инсценировки воображаемых ситуаций учащимися, где учащиеся играют определённые роли. Например, построение некоторых внеклассных мероприятий подобным образом.

4. Игры-соревнования - существенной особенностью таких игр являются наличие соревновательной борьбы между командами и сотрудничества внутри команд. Например, 6 класс, тема «Видоизменение корней», класс делится на команды, используется игра «Брейн-ринг»:

  1. Как называются утолщённые боковые или придаточные корни у георгина и чистяка, выполняющие запасающую функцию?

  2. Как называются наземные корни, которыми растение прикрепляется к опоре?

  3. Как называются утолщённые корни моркови и свеклы, в которых откладываются питательные вещества?

  4. Как называются корни, обеспечивающие воздухом болотные растения?

  5. Как называются корни, способные поглощать воду из воздуха?

  6. Как называются корни, способствующие опоре растению?

(Приложение №2).

^ Элементы развивающего обучени построены на учете индивидуальных способностей школьников и направлены на развитие познавательной активности.

Развивающими функциями обладает целый ряд форм обучения: нетрадиционные уроки – например, урок-путешествие (приложение №3), урок-экскурсия, урок-викторина, урок-КВН, использование на уроках биологических диктантов, различных тестовых заданий,(приложение №4) заполнение таблиц, составление схем, подготовка рисунков, составление информационных роликов, мини-лекций, использование компьютерных

заданий, конкурсы сочинений, отчётов и стихов, а также разнообразные формы внеурочной работы по предмету (Приложение №5, №6).

На многих уроках учитель использует индивидуальные способности школьников для подготовки информации о неизвестном, новом в дополнение к рассказу учителя - небольшие сообщения на 2-3 минуты. Это может быть и интересная короткая презентация, рисунок с устным рассказом ученика, небольшая анимация, информационные ролики.


^ На обобщающих уроках учитель использует презентации, подготовленные учащимися - это 5-7 минутные лекции, проводимые самими учениками. Эти приёмы работы с учащимися позволяют активизировать их мышление, заинтересовать как слушателей, так и лекторов, информаторов при их подготовке, и толкают ребят на обучение эффективно работать самостоятельно, а не впустую для себя и класса, развивают речь и память ребят. Такая форма работы приносит и немалую пользу учителю-предметнику, так как идёт накопление интересного материала в электронном виде, который легко применить в последующие годы работы.

Необходимость развивать творческое мышление школьников и активизировать их познавательную деятельность в ходе изучения биологии ориентирует педагога на использование в своей работе проблемных вопросов и задач, вызывающих, как правило, большой интерес у учащихся. При этом в педагогическом отношении более важным оказывается не быстрое получение однозначного правильного ответа (если такой имеется), а сам процесс поиска, имеющий ярко выраженный развивающий характер. (Приложение №7).

Например, учащимся с разным уровнем подготовленности предлагаются задачи различного уровня сложности [ 3 ]:

Задача 1. Существует гипотеза о том, что дальнейшее историческое развитие челове­ка приведет к значительному увеличению объема его черепной коробки.

На каких аргументах основывается это предположение? Согласны ли вы с этой гипотезой или нет? Дайте обоснованный ответ.

Задача 2. Представьте, что шейные и поясничные позвонки у человека поменялись местами...

К каким последствиям это могло бы привести? Какие проблемы возникли бы у человека?

Задача 3. Один человек, наклонившись, легко дотянулся кончиками паль­цев до носков своих ботинок. Другой испытуемый при всем желании сделать этого не смог.

В чем причины указанных различий между людьми?

Задача 4. Двое людей поспорили, кто из них сможет дольше простоять на одном месте.

От каких индивидуальных особенностей скелета могут зависеть победа или поражение в этом споре? Является ли допустимым самостоятельное проведение таких экспериментов? Почему вы так думаете?

Задача 5. Два человека поскользнулись на льду и упали. Один из них сломал ногу, а другой отделался ушибом. Предположим, что сила удара при падении и его направление были одинаковыми.

Можно ли предположить возраст этих людей? Ответ обоснуйте.

Во всех классах на различных этапах урока применяются информационно - коммуникационные технологии. Так, при изучении нового материала в 9 классе по теме «Лизосомы. Митохондрии. Пластиды», учитель использует диск «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007 (DVD)». (Приложение №8 ).

С целью развития познавательной активности учащихся часто проводятся экскурсии в осенний лес, на водоемы и луга, где вместе с детьми знакомимся с обитателями этих мест, представителями флоры и фауны, определяем по атласам и определителям растения, грибы, насекомых, птиц. В школе имеется Зимний сад, в котором много комнатных цветов. Все это дает возможность для постановки опытов, наблюдений, исследовательской деятельности, что в свою очередь способствует развитию познавательной активности учащихся. После проведения экскурсии учащиеся готовят отчеты в различной форме: рисунки, презентации, стихи, сочинения и т. д., в зависимости от своих способностей.

Автор опыта считает, что необходимо мотивировать учащихся к учебной познавательной деятельности на уроке, создать благоприятный психологический климат, что вызовет положительные эмоции, определяющие позитивное воздействие на духовное и физическое здоровье и ученика, и учителя, ведь только человек, здоровый физически и духовно, может быть самодостаточной, творческой личностью, способной развиваться.


На каждом из уроков автора опыта ученик делает для себя маленькое открытие, и вместе с учителем радуются: учитель– от того, что они смогли, сделали, открыли, что заражаются духом искателя; учащиеся – потому что смогли, сделали. Учитель считает важным сделать так, чтобы ребенок не ушел с урока равнодушным. Педагогическим кредо учителя стали слова «Ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь».


  1   2   3




Похожие:

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через использование личностно ориентированного подхода. Рябых Татьяна Николаевна учитель  iconРазвитие познавательной активности учащихся через применение различных форм личностно-ориентированного обучения на уроках биологии

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через использование личностно ориентированного подхода. Рябых Татьяна Николаевна учитель  iconАктивизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики и во внеурочное время через использование элементов развивающего обучения
Автор опыта: Крайняя Лариса Анатольевна, учитель физики моу «Уразовская средняя общеобразовательная школа №1 имени Ф. Энгельса» Валуйского...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через использование личностно ориентированного подхода. Рябых Татьяна Николаевна учитель  iconАктивизация познавательной деятельности на уроках географии через использование икт добрый день, я рада нашей встрече. Разрешите представить педагогический проект
Добрый день, я рада нашей встрече. Разрешите представить педагогический проект «Активизация познавательной деятельности на уроках...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через использование личностно ориентированного подхода. Рябых Татьяна Николаевна учитель  icon1. Тема опыта, Ф. И. О., территория, школа, уровень квалификации
Активизация познавательной деятельности учащихся через использование игровых форм обучения
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через использование личностно ориентированного подхода. Рябых Татьяна Николаевна учитель  iconКукина Галина Александровна Активизация познавательного интереса учащихся на урок
Активизация познавательного интереса учащихся на уроках химии через использование элементов новых педагогических технологий
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через использование личностно ориентированного подхода. Рябых Татьяна Николаевна учитель  iconТема самообразования: «Активизация познавательной деятельности младших школьников»
Активизация познавательной деятельности учащихся одна из актуальных проблем на современном уровнеразвития педагогической теории и...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через использование личностно ориентированного подхода. Рябых Татьяна Николаевна учитель  iconДоклад «Активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроках черчения»
Активизация учебно-познавательной деятельности способствует формированию личности человека, который умеет творчески решать задачи,...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через использование личностно ориентированного подхода. Рябых Татьяна Николаевна учитель  iconВикторова Татьяна Ивановна. П л а н вступление 3-4 > Формирование познавательного интереса на урок
Формирование, развитие и активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через использование личностно ориентированного подхода. Рябых Татьяна Николаевна учитель  iconАктивизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы на основе компетентностного подхода

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через использование личностно ориентированного подхода. Рябых Татьяна Николаевна учитель  iconОбобщение и распространение педагогического опыта на муниципальном и (или) региональном уровне
Вует в работе семинаров, педсоветов. Обобщила опыт по проблемам: развитие процессов понимания на уроках химии, использование интерактивных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы