Консультация для педагогов «Формы работы по экспериментальной деятельности»: Цель работы icon

Консультация для педагогов «Формы работы по экспериментальной деятельности»: Цель работы



НазваниеКонсультация для педагогов «Формы работы по экспериментальной деятельности»: Цель работы
Дата конвертации01.10.2013
Размер95.87 Kb.
ТипДокументы
источник

Консультация для педагогов

«Формы работы по экспериментальной деятельности»:


Цель работы:  развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в  поисково – исследовательской деятельности.

Задачи:

Обогащение и уточнение представлений детей о неживой природе через элементарное экспериментирование.

Формирование у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов.

Развитие у детей познавательных способностей:  мыслительных способностей анализ, классификация, сравнение, обобщение;

 способов познания путем сенсорного анализа.

Развитие ребенка в социально-личностном направлении:

развитие коммуникативности;

совершенствование самостоятельности, наблюдательности;

 развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.


-Опыты, исследования;

- Игры-экспериментирования,  с разными материалами

- Рассматривание, обследование, наблюдение.

- Решение занимательных задач, проблемных ситуаций.

- Создание символов, схем, чертежей, моделей, макетов, алгоритмов (в уголке природы, лаборатории «Почемучка» и др.

- Просмотр познавательных мультфильмов, видеофильмов, детских телепередач с последующим обсуждением.

- Рассматривание иллюстраций, фотографий в познавательных книгах и детских иллюстрированных энциклопедиях.

- Создание тематических альбомов, коллажей, стенгазет, например, «Знаете ли вы?», «Этот удивительный мир диких животных» и др.

- Оформление тематических выставок, например, «Предметы, которые нас удивили», «Игрушки наших дедушек и бабушек» и др.

- Оформление уголка природы.

- Создание коллекций (гербарии, минералы, марки и др.)

- Ведение «Копилки вопросов» (в том числе запись с помощью рисунков, символов).

- Дидактические игры, интеллектуальные развивающие игры

- Сюжетно-ролевые, режиссерские игры-путешествия, например, «Путешествие в Африку», «Путешествие на батискафе», «Космическое путешествие» и др.

- Поисково-исследовательские проекты, например, «Красная книга Самарской области», «Лекарственные растения моего края», «Путешествие в прошлое вещей», «Птицы – жители нашего села» и др.


^ Принципы составления опыта:

Принцип научности:

-  предполагает подкрепление всех средств познания  научно-обоснованными и   практически апробированными методиками;

-  содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии    и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике     дошкольного образования.

Принцип целостности:

     - основывается на комплексном принципе построения непрерывности и  

        непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;

     - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности        педагогов, детей и родителей.

Принцип систематичности и последовательности:

     - обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач         развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;

     - предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям        применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;

    - формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных

       повторений.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

     - предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства,

       обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-       дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;

      - обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт,         создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности           ребенка.

Принцип доступности:

     - предполагает построение процесса обучения  дошкольников на адекватных         возрасту формах работы с детьми;

    - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности

       взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

Принцип активного обучения:

     - предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской         деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое         путем решения доступных проблемных задач;

    - обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников,      способствующих развитию  у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

Принцип креативности:

    - предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее       сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать      и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных      задач и проблемных ситуаций.

Принцип результативности:

    - предусматривает получение положительного результата проводимой работы

В работе по организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников целесообразно использовать комплекс разнообразных форм и методов. Их выбор определяется возрастными возможностями, а также характером воспитательно-образовательных задач. Необходимо помнить, что у ребенка должна быть возможность выразить свои впечатления в игре, изобразительной деятельности, слове. Тогда происходит закрепление впечатлений, постепенно дети начинают ощущать связь природы с жизнью, с собой.

       В процессе организации опытно-экспериментальной деятельности предполагается решение следующих задач:

  1. формирование способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей;

  2. включение детей в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

  3. обогащение наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей);

  4. расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности, поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

      Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.

        В группе создаются уголки экспериментирования, оборудование которой использовалось на занятиях.


Основным оборудованием в уголке являются: 

  1. приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;

  2. разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);

  3. природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.;

  4. утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;

  5. технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;

  6. разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;

  7. красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

  8. медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;

  9. прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.

При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования: 

  1. безопасность для жизни и здоровья детей;

  2. достаточность;

  3. доступность расположения.


Алгоритм организации детского экспериментирования сформировался следующим образом: 

  1. ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить;

  2. предлагает различные варианты ее решения;

  3. проверяет эти возможные решения, исходя из данных;

  4. делает выводы.

                В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.
      Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ. Например, при ознакомлении детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни человека могут быть использованы следующие методические приемы:

  1. наблюдение на прогулке за движением облаков;

  2. эксперимент «Какая сила у ветра?»;

  3. для закрепления представлений о движении теплого и холодного воздуха игра «Разный ветер» (холодный, теплый);

  4. чтение и обсуждение отрывка из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»;

  5. решение экологических задач, например: «Света с мамой гуляли по улице и любовались облаками. Вдруг Света закричала: «Мама, на крыше этого двухэтажного дома вырос одуванчик! Кто его там посадил?»;

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация необходимо убеждать родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.


     ^ Организация совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми и родителями

Коллектив детского сада и родители должны стать единомышленниками в решении поставленных задач развития поисково-исследовательской деятельности  детей. С целью выявления отношения родителей к поисково-исследовательской активности детей проведен мониторинг. По результатам анкетирования сделан вывод, что их заинтересовала данная проблема, потому что они с удовольствием заполняли предложенные анкеты. Качественный анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к детскому экспериментированию и понимают его значимость в развитии ребенка и подготовке его к школе. Наибольшее затруднение вызвали вопросы об  организации и руководстве детских опытов. Родители отмечали занятость на работе, и нехватку времени на экспериментальную деятельность с детьми.

Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей необходимо реализовывать в следующих формах: провести родительские собрания в традиционной и нетрадиционной форме, оформить серии наглядной информации для родителей, провести индивидуальные и групповые консультации. Необходимо подобрать  познавательную литературу: энциклопедии «Все обо всем» (А. Ликум), «Что есть что», «Сто тысяч почему» (М. Ильин), «Что такое, Кто такой» (А.Г.Алексин и др.), стихи, пословицы, загадки  и т.д. Тематическая подборка книг должна соответствовать изучаемым объектам, и располагаться в специально оформленном литературном центре, где кроме книг подобраны  картины, иллюстрации, познавательные игры.


^ Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью

уровни

Отношение к экспериментальн.деятельности

Целеполагание

Планирование

Реализация

Рефлексия

Высокий

Познавательное отношение устойчиво.

Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач.

Самостоятельно видит проблему.

Активно высказывает предположения.

Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами

Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением.

Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности.

В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Доводит начатое дело до конца.

Формулирует в речи: достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последователь-ные, причинные связи. Делает выводы.

Средний

В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес

Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого)

Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым

Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы.

Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам.

Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.


^ Список используемой литературы:

  1. Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома.- Ярославль: Академия развития, 2009. – 112с.: ил. – (Детский сад: день за днем. В помощь воспитателям и родителям).

  2. Дыбина О.В. , Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Ребенок в  мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с,- (Программа развития).

  3. Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.

  4. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших  дошкольников/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2002. №1

  1. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.

  2. Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.

  3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2003. – 64с.

  4. Поддьяков Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников // Ж. Вопросы психологии. 1985. №2.

  5. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей // Дошкольное воспитание. 2005. №1.

  6. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 128с.



     Старший воспитатель: Гайсина Р.М.




Похожие:

Консультация для педагогов «Формы работы по экспериментальной деятельности»: Цель работы iconАнализ организационного устройства экспериментальной площадки: Тема экспериментальной работы гоу сош №698 – «Содержание и формы организации научно-исследовательской деятельности учащихся в условиях непрерывной профилизации»
Тема экспериментальной работы гоу сош №698 – «Содержание и формы организации научно-исследовательской деятельности учащихся в условиях...
Консультация для педагогов «Формы работы по экспериментальной деятельности»: Цель работы iconПлан работы методического объединения на 2012-2013 уч г. Направление деятельности Цель Прогнозируемый результат Сроки Формы
Выработка единых представлений о перспективах работы над методической темой школы
Консультация для педагогов «Формы работы по экспериментальной деятельности»: Цель работы iconПлан совместной работы иро и муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2 городского округа Красноуфимск на 2012 год по теме «Организация внеурочной деятельности в условиях перехода на фгос ноо» Цель работы
...
Консультация для педагогов «Формы работы по экспериментальной деятельности»: Цель работы iconФормы и методы работы педагогов с семьей ученика
При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагогов...
Консультация для педагогов «Формы работы по экспериментальной деятельности»: Цель работы iconЦель семинара: Определение перспективных направлений развития образовательно-воспитательной среды школы на основе обобщения и распространения опыта экспериментальной работы и инновационной деятельности по введению фгос ООО. Задачи семинара
«Развитие образовательной и воспитательной среды образовательного учреждения посредством экспериментальной и инновационной деятельности...
Консультация для педагогов «Формы работы по экспериментальной деятельности»: Цель работы iconЦель семинара: Представление опыта работы школы в рамках экспериментальной программы по организации внеурочной деятельности в рамках реализации фгос ООО. Задача
С промежуточными результатами работы по организации внеурочной деятельности в 5-х классах в рамках реализации фгос ООО
Консультация для педагогов «Формы работы по экспериментальной деятельности»: Цель работы iconОтчет мбоу-сош р п. Советское об итогах опытно-экспериментальной работы за I полугодие 2012-2013 учебного года
«Об организации в 2012-2013 учебном году опытно-экспериментальной работы в образовательных учреждениях Советского района», приказа...
Консультация для педагогов «Формы работы по экспериментальной деятельности»: Цель работы iconАктивные формы методической работы с педагогическими кадрами
Поэтому в методической работе надо выбрать те формы и методы работы, которые, в конечном итоге, будут содействовать созданию коллектива...
Консультация для педагогов «Формы работы по экспериментальной деятельности»: Цель работы iconПлан работы округа на октябрь 2011 года
Групповая консультация для аттестующихся учителей «Анализ собственной педагогической деятельности»
Консультация для педагогов «Формы работы по экспериментальной деятельности»: Цель работы iconПланирование методической работы в моку долдыканской сош на 2012/2013 учебный год
Основная цель деятельности школьной методической службы: создание условий для профессионального роста педагогов
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы