1 Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Труд» icon

1 Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Труд»



Название1 Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Труд»
Дата конвертации07.01.2014
Размер154.84 Kb.
ТипДокументы
источник

1.3.5.Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Труд»

направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:

- развитие трудовой деятельности;

- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

- формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.


Во второй младшей группе

содержание образовательной области „Труд" направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следую­щих задач:

^ Развитие трудовой деятельности

1. Продолжать воспитывать желание участвовать в трудовой деятельности.

Самообслуживание.

1.Развивать умение детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т.п.).

2.Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.

^ Хозяйственно-бытовой труд.

1.Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений: готовить материалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр.), после игры убирать на место игрушки, стро­ительный материал.

2.Приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке дет­ского сада.

3.Во второй половине года начинать формировать у детей умения, необхо­димые при дежурстве по столовой: помогать накрывать стол к обеду (раскладывать ложки, расставлять хлебницы (без хлеба), тарелки, чашки и т.п.).

Труд в природе.

1.Воспитывать желание участвовать в уходе за растерями и животными в уголке природы и на участке.

2.Формировать умение обращать внимание на изменения, произошедшие со знакомыми растениями (зацвела сирень, появились плоды на яблоне и т.д.).

3.Приучать с помощью взрослого кормить рыб, птиц, поливать комнатные растения, растения на грядках, сажать лук, собирать овощи, расчищать дорожки от снега, счищать снег со скамеек.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам

  1. Формировать положительное отношение к труду взрослых.

  2. Воспитывать желание принимать участие в посильном труде, умение. преодолевать небольшие трудности.

  3. Продолжать воспитывать уважение к людям знакомых профессий.

  4. Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отно­шение к результатам их труда.

  5. Формировать бережное отношение к собственным поделкам и поделкам сверстников. Побуждать рассказывать о них.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека

  1. Воспитывать интерес к жизни и труду взрослых.

  2. Продолжать знакомить с трудом близких взрослых.

  3. Рассказывать детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощ­ник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель), расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда.


В средней группе

содержание образовательной области „Труд" направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:

  • развитие трудовой деятельности;

  • воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других лю­дей и его результатам;

  • формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обще­стве и жизни каждого человека».

^ Развитие трудовой деятельности

Самообслуживание.

  1. Совершенствовать умение самостоятельно одеваться, раздеваться. Приучать аккуратно складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить ее в порядок (чистить, просушивать.

  2. Воспитывать стремление быть всегда аккуратными, опрятными.

  3. Формировать умение самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его после окончания занятий рисованием, лепкой, аппликацией (мыть баночки, кисти, протирать стол и т.д.).

^ Хозяйственно-бытовой труд.

  1. Приучать детей самостоятельно поддер­живать порядок в групповой комнате и на участке детского сада: убирая на место строительный материал, игрушки; помогать воспитателю поп склеивать книги, коробки.

  2. В весенний и осенний периоды приучать детей вместе с воспитателем убирать на участке мусор, в зимний период расчищать снег.

  3. Формировать умение самостоятельно выполнять обязанности дежур­ных по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, ставить салфетницы, раскладывать столовые прибор (ложки, вилки, ножи).

^ Труд в природе.

  1. Закреплять умение поливать растения, кормить рыб, мыть поилки, наливать в них воду, класть корм в кормушки (при участи воспитателя).

  2. Приобщать детей к работе по выращиванию зелени для корма птицам в зимнее время. Привлекать к подкормке зимующих птиц.

  3. Приучать детей к работе на огороде и в цветнике (посев семян, поливка, сбор урожая).

  4. Формировать стремление помогать воспитателю приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование (очищать, просуши­вать, относить в отведенное место).

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам

  1. Воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться.

  2. Развивать умение выполнять индивидуальные и коллективные поруче­ния.

  3. Формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распре­делении коллективной работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания.

  4. Формировать предпосылки ответственного отношения к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).

  5. Разъяснять детям значимость их труда. Поощрять инициативу в оказа­нии помощи товарищам, взрослым.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека

  1. Продолжать расширять представления о труде взрослых, о разных про­фессиях.

  2. Продолжать знакомить детей с профессиями (шофер, почтальон, прода­вец, врач).

  3. Формировать интерес к профессиям родителей, подчеркивать значи­мость их труда.


В старшей группе

содержание образовательной области „Труд" направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следую­щих задач:

  • развитие трудовой деятельности;

  • воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других лю­дей и его результатам;

  • формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обще­стве и жизни каждого человека».

^ Развитие трудовой деятельности

  1. Воспитывать у детей желание участвовать в совместной трудовой де­ятельности. Формировать необходимые умения и навыки в разных видах труда. Воспитывать самостоятельность.

  2. Развивать умение доводить начатое дело до конца. Развивать творчест­во и инициативу при выполнении различных видов труда.

  3. Знакомить с наиболее экономными приемами работы. Воспитывав культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материала» и инструментам.

Самообслуживание.

  1. Вырабатывать привычку правильно чистить зубы, умываться, по мере необходимости мыть руки.

  2. Совершенствовать умение одеваться и раздеваться, не отвлекаясь, аккуратно складывать в шкаф одежду, сушить мокрые вещи, ухаживать без напоминаний за обувью (мыть, протирать, чистить, убирать на место).

  3. Закреплять умение замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде.

  4. Формировать привычку бережно относиться к личным вещам и веща» сверстников.

  5. Развивать у детей желание помогать друг другу.



Хозяйственно-бытовой труд.

  1. Продолжать закреплять умение детей помогать взрослым поддерживать порядок в группе: протирать игрушки, строительный материал и т. п.

  2. Формировать умение наводить порядок на участке детского сада: под­метать и очищать дорожки от мусора, зимой - от снега; поливать песок в песочнице.

  3. Приучать убирать постель после сна; добросовестно выполнять обязан­ности дежурных по столовой: сервировать стол, приводить его в порядок после еды.

  4. Вырабатывать привычку самостоятельно раскладывать подготовлен­ные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, ро­зетки для красок, палитру, протирать столы.

^ Труд в природе.

  1. Закреплять умение выполнять различные поручения, связанные с уходом за животными и растениями уголка природы; выполнять обязанности дежурного в уголке природы (поливать комнатные растения, рыхлить почву и т.д.).

  2. Осенью привлекать детей к уборке овощей на огороде, сбору семян, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы.

  3. Зимой привлекать детей к сгребанию снега к стволам деревьев и кус­тарникам, выращиванию вместе со взрослыми зеленого корма для птиц и животных (обитателей уголка природы), посадке корнеплодов, помощи взрослым в создании фигур и построек из снега.

  4. Весной привлекать детей к посеву семян овощей, цветов, высадке рас­сады; летом - к рыхлению почвы, поливке грядок и клумб.

Ручной труд.

  1. Совершенствовать умение работать с бумагой: сгибать лист вчетверо в разных направлениях; работать по готовой выкройке (ша­почка, лодочка, домик, кошелек).

  2. Закреплять умение создавать из бумаги объемные фигуры: делить квадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам (домик, корзинка, кубик). Продолжать закреплять умение делать игрушки, сувениры из природ­ного материала (шишки, ветки, ягоды) и других материалов (катушки, проволока в цветной обмотке, пустые коробки и др.), прочно соединяя части.

  3. Формировать умение самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых игр (флажки, сумочки, шапочки, салфетки и др.); сувениры для водителей, сотрудников детского сада, украшения на елку.

  4. Привлекать детей к изготовлению пособий для занятий и самостояльной деятельности (коробки, счетный материал), ремонту книг, настольно-печатных игр.

  5. Закреплять умение экономно и рационально расходовать материалы.

^ Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам

Формировать ответственность за выполнение трудовых поручений. Подводить к оценке результата своей работы (с помощью взрослого).

^ Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека

  1. Продолжать расширять представления детей о труде взрослых. Показывать результаты труда, его общественную значимость. Учить береж­но относиться к тому, что сделано руками человека.

  2. Рассказывать о профессиях воспитателя, учителя, врача, строителя, работников сельского хозяйства, транспорта, торговли, связи др.; о важности «значимости их труда. Прививать чувство благодарности к людям за их труд.

  3. Объяснить, что для облегчения труда используется разнообразная техника.

  4. Знакомить детей с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства. Показывать результаты их труда: картины, книги, ноты, предметы декоративного искусства.

  5. Развивать желание вместе со взрослыми и с их помощью выполнять носильные трудовые поручения.


В подготовительной группе

содержание образовательной области „Труд" направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следую­щих задач:

  • развитие трудовой деятельности;

  • воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других лю­дей и его результатам;

  • формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обще­стве и жизни каждого человека».

^ Развитие трудовой деятельности

Воспитывать потребность трудиться.

Самообслуживание.

  1. Закреплять умение самостоятельно и быстро оде­ваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, сушить при необходимости мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, про­тирать, чистить).

  2. Приучать относить после еды и аккуратно складывать в раковину посуду.

  3. Закреплять умение замечать и устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично сообщать товарищу о необходимости что-то поправить в костюме, прическе.

  4. Закреплять умение самостоятельно и своевременно готовить материа­лы и пособия к занятию, без напоминания убирать свое рабочее место.

^ Хозяйственно-бытовой труд.

  1. Закреплять умение поддерживать поря­док в группе и на участке: протирать и мыть игрушки, строительный мате­риал, вместе с воспитателем ремонтировать книги, игрушки (в том числе книги и игрушки воспитанников младших групп).

  2. Продолжать закреплять умение самостоятельно наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой - от снега; поливать песок в песочнице; украшать участок к праздникам.

  3. Закреплять умение самостоятельно, быстро и красиво убирать постель после сна.

  4. Приучать добросовестно выполнять обязанности дежурных по столо­вой: полностью сервировать столы и вытирать их после еды, подметать пол.

Труд в природе.

  1. Воспитывать трудолюбие, наблюдательность, береж­ное отношение к окружающей природе.

  2. Закреплять умение самостоятельно и ответственно выполнять обязаннос­ти дежурного в уголке природы: поливать комнатные растения, рыхлить поч­ву, мыть кормушки, готовить корм рыбам, птицам, морским свинкам и т.п.

  3. Осенью привлекать детей к уборке овощей с огорода, сбору семян, вы­капыванию луковиц, клубней цветов, перекапыванию грядок, пересажива­нию цветущих растений из грунта в уголок природы.

  4. Зимой привлекать к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарникам, выращиванию зеленого корма для птиц и животных (обитателей уголка природы), посадке корнеплодов, выращиванию с помощью воспитателя цветов к праздникам.

  5. Весной привлекать детей к перекапыванию земли на огороде и в цвет­нике, к посеву семян (овощей, цветов), высадке рассады.

  6. Летом привлекать к участию в рыхлении почвы, прополке и окучива­нии, поливе грядок и клумб.

^ Ручной труд

Работа с бумагой и картоном.

  1. Закреплять умение складывать бумагу пря­моугольной, квадратной, круглой формы в разных направлениях (пилотка); использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона; создавать игрушки-забавы (мишка-физкультурник, клюющий петушок ..)

  2. Формировать умение создавать предметы из полосок цветной бумаги (коврик, дорожка, закладка), подбирать цвета и их оттенки при изготовле­нии игрушек, сувениров, деталей костюмов и украшений к праздникам.

  3. Формировать умение использовать образец. Учить детей создавать объем­ные игрушки в технике оригами.

^ Работа с тканью.

  1. Формировать умение вдевать нитку в иголку, завязы­вать узелок; пришивать пуговицу, вешалку; шить простейшие изделия (ме­шочек для семян, фартучек для кукол, игольница) швом «вперед иголку».

  2. Закреплять умение делать аппликацию, используя кусочки ткани разнооб­разной фактуры (шелк для бабочки, байка для зайчика и т.д.), наносить кон­тур с помощью мелка и вырезать в соответствии с задуманным сюжетом.

^ Работа с природным материалом.

  1. Закреплять умение создавать фигуры людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек, травы, веток, корней и других материалов, передавать выразительность образа, создавать общие композиции («Лесная поляна», «Сказочные герои»).

  2. В процессе работы развивать фантазию, воображение.

  3. Закреплять уме­ние аккуратно и экономно использовать материалы.

  4. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам

  5. Приучать детей старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы.

  6. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, радоваться результатам коллективного труда.

^ Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека

  1. Расширять представления детей о труде взрослых, о значении их труда взрослых для общества. Воспитывать уважение к людям труда.

  2. Продолжать развивать интерес к различным профессиям, в частности, «профессиям родителей и месту их работы.

  3. Продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со специфи­кой родного города (поселка).

интеграции области «Труд»

По задачам и содержанию психолого - педагогической работы

^ По средствам организации и оптимизации образовательного процесса

«Физическая культура» (развитие физических качеств ребенка в процессе освоения разных видов труда, формирование навыков по уходу за физкультурным инвентарем и спортивной одеждой).

«Социализация» (формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте развития детского труда и представлений о труде взрослых).

«Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности).

«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе трудовой деятельности, знакомства с трудом взрослых).

«Познание» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых, детей).

«Физическая культура» (использование спортивных игр и упражнений для реализации задач образовательной области «Труд»).

«Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для формирования ценностных представлений, связанных с трудовой деятельностью взрослых и детей).

«Музыка», «Художественное творчество» (использование музыкальных произведений, продуктивной деятельности детей для обогащения содержания области «Труд»).




^ Перечень программ, технологий, пособий

Перечень программ и технологий

Программы:

1. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет ./ Т.С.Комарова, Л.В.Куцакова, Л.Ю.Павлова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

2. Дошкольник и рукотворный мир. Пед.технология. / М.В.Крулехт. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.

3.Занятия с дошкольниками по конструированию и ручному труду. Авторская программа. / Л.В. Куцакова. – М.: Совершенство,1999.

4. Программа «Юный эколог» / Николаева С.Н. // В кн.: Юный эколог: Программа

и условия ее реализации в дошкольном учреждении. – М., 1998.

Перечень пособий

1. Буре,Р.С. Г.Н. Година. Учите детей трудиться. / -М., 1983.

2. Буре,Р.С. Дошкольник и труд. Учебно-методическое пособие. / – СПб.: Детство-Пресс, 2004.

3. Воспитание дошкольника в труде. / Под ред. В.Г. Нечаевой. – М.: Просвещение, 1983.

4. Сергеева Д.В.Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. Учебное пособие для пед.институтов. / – М.: Просвещение, 1987.

5. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребёнка- дошкольника. / – М.: Владос, 2003.

6. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Пособие для воспитателей /

– М: Просвещение, 1990

7.Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд: Пособие для педагогов и родителей. –М., 2007

8. Ребёнок за столом. Методическое пособие. Глава »Дежурство». / В.Г.Алямовская и др. – М: Сфера, 2005.

9. Дыбина О.Б.Рукотворный мир. Сценарии игр-занятий для дошкольников. /- М: Сфера, 2001.

10. Чудесные поделки из бумаги. Книга для воспитателей детского сада. / З.А. Богатеева. – М.: Просвещение, 1992.

11. Конструирование из природного материала. / Л.А. Парамонова. – М: Карапуз.

12.Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир.-М.:Мозаика-Синтез, 2008.


Формы, приемы организации воспитательно-образовательного процесса по образовательной области «Труд»

^ Режимные моменты

Совместная

деятельность с педагогом

Самостоятельная

деятельность детей

Совместная

деятельность с семьей

Создание ситуаций, вызывающих желание трудиться и побуждающих детей к:

- проявлению трудовых навыков,

- оказанию помощи сверстнику и взрослому,

- проявлению заботливого отношения к природе.

Дидактические и развивающие игры.

Трудовые поручения.

Самостоятельное планирование трудовой деятельности.

- показ,

- объяснение,

- обучение,

- наблюдение,

- напоминание,

- самообслуживание

- обучение, напоминание, беседы,

- рассказывание потешек,

- разыгрывание игровых ситуаций,

- упражнение, объяснение, наблюдение,

- поручения, совместный труд,

- чтение книг и рассматривание иллюстраций познавательного характера о труде взрослых,

- тематические досуги и праздники,

- просмотр видеофильмов, диафильмов,

- продуктивная деятельность,

- экскурсии

- рассказ, - потешки,

- напоминание

- просмотр видеофильмов, диафильмов

- рассматривание иллюстраций,

- сюжетно-ролевые игры,

- продуктивная деятельность,

- поручения, дежурство,

- совместный труд детей,

- творческие задания,

- ведение календаря природы,

- тематические досуги

- беседы,

- личный пример,

- показ,

- напоминание,

- объяснение,

- совместный труд детей и взрослых,

- конкурсы,

-творческие задания,

- выставки





Похожие:

1 Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Труд» iconОсновная общеобразовательная программа
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Физическая культура»
1 Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Труд» icon1 Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Коммуникация»
Направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение...
1 Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Труд» icon1 Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей
Содержание образовательной области "Физическая культура" направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного...
1 Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Труд» iconСодержание пояснительная записка часть 1 (ин
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей
1 Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Труд» iconСодержание Обязательная часть Программы
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей
1 Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Труд» iconСодержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей

1 Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Труд» iconСистема мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей основной образовательной программы дошкольного образования...
1 Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Труд» iconПротокол № «01»
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей стр. 10
1 Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Труд» iconОсновная общеобразовательная программа
Содержание психолого – педагогической работы по освоению образовательных областей
1 Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Труд» iconОсновная общеобразовательная программа
Содержание психолого – педагогической работы по освоению образовательных областей
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы