Использование икт ресурсов на уроках окружающего мира. Учитель начальных классов: Колонтаенко Виктория Владимировна Содержание icon

Использование икт ресурсов на уроках окружающего мира. Учитель начальных классов: Колонтаенко Виктория Владимировна Содержание



НазваниеИспользование икт ресурсов на уроках окружающего мира. Учитель начальных классов: Колонтаенко Виктория Владимировна Содержание
Дата конвертации02.10.2013
Размер92.51 Kb.
ТипДокументы
источник



Использование ИКТ ресурсов на уроках окружающего мира.


Учитель начальных классов: Колонтаенко Виктория Владимировна


Содержание

стр

  1. Актуальность применения ИКТ 2-3

  2. Цели и задачи применения ИКТ в начальном образовании. 4

  3. Практическое применение 5-7

  4. Заключение 8

  5. Использованная литература 9



1.Актуальность применения ИКТ

Итак, прекрасная пора детства! Ребёнок, впервые переступил порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной среде:  он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками преподавания и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются: игровая деятельность;


  1. создание положительных эмоциональных ситуаций;

  2. работа в парах;

  3. проблемное обучение.



В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности. Часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер. Использование ИКТ позволяет в значительной степени оптимизировать процесс обучения. В начальной школе игра остается ведущим видом деятельности. Играя, ученики осваивают и закрепляют сложные понятия, умения и навыки непроизвольно. На обычном уроке учитель затрачивает много сил на поддержание дисциплины и концентрации внимания учеников, в игре же эти процессы естественны. Работа за компьютером – основное средство безболезненного постепенного перехода от привычной игровой к новой, более сложной учебно-познавательной деятельности.

Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе и правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного  поведения в окружающей природной и социальной среде.    Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в развитии и воспитании личности.

 Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем сам подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-целостному постижению окружающего мира.

^

2. Цели и задачи применения ИКТ в начальном образовании.


Использование компьютерных технологий на уроках окружающего мира позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные. Качество обучения – это то, для чего я работаю. С помощью компьютерных технологий решаю следующие задачи:

  • Постоянное самообразование и повышение педагогического мастерства, так как нахожусь в постоянном поиске.

  • Формирование “новой грамотности”, предполагающей высокую самостоятельность учащихся в работе с информацией.

  • Внедрение индивидуализации образования за счёт дифференцированного подхода. Это касается учащихся с трудностями в обучении, требующих особых форм предъявления материала, а также одарённых детей.

  • Изменение форм и методов учебной деятельности.

  • Интеграция урочной и внеурочной деятельности.

^

3. Практическое применение.


Изучая новую технологию, у меня появилось много вопросов:

  • На каких уроках целесообразно использовать ИКТ?

  • Какие электронные образовательные ресурсы можно использовать при подготовке к урокам?

  • Не окажет ли отрицательное влияние на здоровье детей применение ИКТ?

  • Сколько времени на уроке можно использовать проектор и экран?

  • На каких этапах урока необходимо применять ИКТ?

Чтобы ответить на все эти вопросы, необходимо было время.

Расскажу, в какой последовательности я строила свою работу по созданию мультимедиа урока. Этапы работы можно выделить следующие:

  • Поиск наглядности, аудио – и видеоматериалов в соответствии с темой урока.

  • Знакомство с содержанием урока и выстраивание материалов в нужной последовательности в программе  PowerPoint.

  • Вставка текстовой информации, таблиц, схем.

  • Оформление слайдов, анимация.

Очень важным было выяснить, на каких этапах урока можно использовать данный вид технологии:

  • Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала (анимация, видео, звук)

  • Этап усвоения новых знаний (послайдовое изложение материала, таблицы, схемы, анимация)

  • Этап закрепления новых знаний (тесты, вопросы, упражнения, задания различного характера).

  Формы использования компьютера в качестве обучающего средства различны. Это и работа всем классом, и группами, и индивидуальная работа.

Использование ИКТ не вредит здоровью детей в том случае, если учитель будет:

  • учитывать возрастные особенности и интересы детей,

  • контролировать непрерывное время работы с экраном и проектором (2 класс – 10 мин, 3 класс – 15 мин, 4 класс – 20 мин),

  • чередовать виды и формы работы, следить за темпом работы (не должен  быть быстрым, навязанным),

  • исключать всякое принуждение  и подавление желаний ребенка.

Мой кабинет оснащён следующим оборудованием:

  • компьютер;

  • мультимедийный проектор;

  • доска.

Я учу детей по учебнику Н.Я Дмитриева «Окружающий мир». В нём много интересных иллюстраций, помогающих привлечь внимание детей к наиболее важным моментам изучения каждой темы. На уроках предлагается широко использовать наглядный материал. Я решила подготовить наглядный материал на компьютере и дать возможность персонажам учебника двигаться с помощью мышки. “Ожившие” картинки помогают ребятам лучше усвоить новый материал и повышают интерес к предмету. В моей методической копилке есть немало слайд-презентаций для уроков окружающего мира. Помимо созданных самостоятельно материалов электронных уроков использую на уроках электронно-учебные пособия. Одно из них – “Мир природы. Наглядное пособие по естествознанию младших школьников”. Оно охватывает ряд наиболее интересных тем об окружающем нас мире, его разнообразии, изменчивости и неповторимости. Пособие с помощью наглядных анимаций, динамических рисунков, схем и таблиц, красочных фотографий помогает ребёнку понять таинственные законы природы. Все материалы сопровождаются дикторским комментарием, что делает работу с ними интересной и познавательной. Другой мультимедийный учебник, который я использую на уроках – “Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир”. С его помощью я помогаю детям не только познакомиться с окружающим миром, но знакомлю с правилами безопасного взаимодействия с ним. Учебный материал представлен в игровой форме, наиболее подходящей для детского восприятия. Многочисленные задания, которые ученик выполняет, общаясь с анимированным персонажем, позволяют ему не только легко и прочно усвоить материал школьной программы, но и развить внимание и логическое мышление. Учебники содержат весь образовательный материал предмета “Окружающий мир” начальной школы. Изучению времён года помогает обучающая программа “Мультипликационные времена года с тётушкой Совой”. В ней, помимо изучения нового материала, ребята смогут почитать видеокнижку А. Валевского о всех 12-ти месяцах, с помощью караоке спеть полюбившиеся песни. Физминутка не исключение в интеллектуальном развитии учащихся. Своеобразный структурный этап урока представляет собой универсальное упражнение, в котором физическая нагрузка сочетается с умственной деятельностью. Так, например, в качестве физминутки может быть использована игра "Испорченный телефон", которая, в первую очередь, направлена на развитие кратковременной памяти и слухового восприятия, снимает статическое напряжение мышц, накопленное в ходе изучения нового материала. Применяется такая игра при закреплении новых понятий, правил, которые необходимо запомнить. Суть игры заключается в безошибочной передаче определения по цепочке от одного ребёнка другому. Учитель шёпотом проговаривает ребёнку, сидящему за первой партой, необходимую фразу, ребёнок поворачивается к сидящему за ним ученику и повторяет услышанное. Последний учащийся, получив информацию, встаёт и вслух озвучивает её, либо записывает на листочке и отдаёт учителю. Победившим считается тот ряд, в котором наиболее точно передали определение. Пример фразы: Почва - это верхний плодородный слой земной коры. Таким образом, мы видим, что использование тематических физминуток на уроках окружающего мира не только активизирует двигательную активность и улучшает работоспособность учащихся, стимулирует мыслительные функции, но и является эффективным средством закрепления знаний учащихся. В движении дети лучше запоминают изученный материал, поскольку в ходе выполнения физминуток активизируется межполушарное взаимодействие, развиваются межполушарные связи, синхронизируется работа полушарий. Конечно, использование ИКТ на каждом уроке достаточно сложно и трудоёмко, так как возрастает роль и ответственность учителя. Всегда приходится находиться в поиске приёмов и средств организации учебно-познавательной деятельности учащихся так, чтобы урок был максимально информативным, продуктивным, а главное – незабываемым.

  1. Заключение.


Диагностика мотивации учебной деятельности и уровня комфортности на уроках показала, что наибольший интерес у детей вызывают уроки, на которых я использовала ИКТ. Применение компьютера на разных этапах обучения позволяет довести время активной работы учеников на уроке до 75-80% времени урока, вместо обычных 15-20%.. Анализируя опыт использования ИКТ на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование ИКТ позволяет:

  • Активизировать познавательную деятельность учащихся

  • Проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне

  • Обеспечить высокую степень дифференциации обучения

  • Повысить объём выполняемой на уроке работы

  • Усовершенствовать контроль знаний

  • Рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока

  • Формировать навыки исследовательской деятельности

  • Обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам

Проверочные и контрольные работы по окружающему миру показывают положительную динамику усвоения знаний, общего уровня информированности. Качество обучения по предмету последние 2 года составляет 100%.. Работа по внедрению новой технологии позволила мне повысить собственную информационную компетентность, так как я: научилась структурировать объемный материал;

  • работать с различными источниками информации;

  • обрабатывать информацию и представлять ее в доступной для детей форме;

  • научилась сочетать новую технологию с другими методами, формами и приемами работы;

В заключение хочется сказать одно: мои ребята очень разные, они отличаются по способностям, интересам, но их роднит одно: любовь к родному краю, стремление лучше узнать его, которые привито детям благодаря использованию на уроках окружающего мира компьютерных технологий. А всё это напрямую влияет на качество знаний учеников.


5. Методическая литература

1. «Информационные технологии на уроках в начальной школе». Составитель: О.В.Рыбьякова. Издательство Учитель. Волгоград 2008г.

2. Научно-методический журнал «Начальная школа» 2009г. - №2.

3. Апатова Н.В. Информационные технологии в начальном образовании. – М., 1994.

4. Вильямс и др. Компьютеры в школе. – М., 1998.

5. Материалы открытых Интернет-источников.

6. Электронная детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.

7. Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 1-4 кл.

8. Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире. Наглядное пособие по естествознанию для младших школьников. – Новый диск.

9. Мультипликационные времена года с тетушкой Совой. Обучающая программа для детей от 2-х до 7-ми лет.




Похожие:

Использование икт ресурсов на уроках окружающего мира. Учитель начальных классов: Колонтаенко Виктория Владимировна Содержание iconЩербина Ольга Владимировна учитель начальных классов Тема опыта: Формирование универсальных учебных действий младших школьников на урок
Тема опыта: «Формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира»
Использование икт ресурсов на уроках окружающего мира. Учитель начальных классов: Колонтаенко Виктория Владимировна Содержание iconРайонный отдел образования Администрации Уренского муниципального района Нижегородской области Любимцева Ирина Владимировна учитель начальных классов моу усош №1 Урень 2010 Пояснительная записка
Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша
Использование икт ресурсов на уроках окружающего мира. Учитель начальных классов: Колонтаенко Виктория Владимировна Содержание iconПрограмма "Волшебная кисть" по изобразительному искусству для учащихся начальных классов
Использование интегрированного обучения для развития художественного восприятия окружающего мира
Использование икт ресурсов на уроках окружающего мира. Учитель начальных классов: Колонтаенко Виктория Владимировна Содержание iconИспользование икт в преподавании предметов начальной школы. Учитель начальных классов Доценко Е. Т., Моу «Частоозерская средняя общеобразовательная школа»
...
Использование икт ресурсов на уроках окружающего мира. Учитель начальных классов: Колонтаенко Виктория Владимировна Содержание iconКалининой Любови Николаевны г. Удомля 2012 План. I обоснование выбора темы. Цели из задачи. II реализация целей: изучение курса окружающего мира по учебник
Активизация познавательной деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках окружающего мира
Использование икт ресурсов на уроках окружающего мира. Учитель начальных классов: Колонтаенко Виктория Владимировна Содержание iconЗанимательный материал на уроках математике 2 класс Подготовила: учитель начальных классов школы №34 Кузнецова О. А
Содержание. Учитель выставляет для каждого ряда (команды) на подставку доски карточки, иллюстрирующие числа вида
Использование икт ресурсов на уроках окружающего мира. Учитель начальных классов: Колонтаенко Виктория Владимировна Содержание iconПервые шаги Авторы-составители: Кабышева В. И., учитель начальных классов Кузьминых Н. И учитель начальных классов Юрга, 2011 содержание
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Использование икт ресурсов на уроках окружающего мира. Учитель начальных классов: Колонтаенко Виктория Владимировна Содержание iconДоклад по теме: «Использование икт на уроках истории и обществознания»
Основная идея: повышение мотивации и качества знаний учащихся через использование икт на уроках истории и обществознания
Использование икт ресурсов на уроках окружающего мира. Учитель начальных классов: Колонтаенко Виктория Владимировна Содержание iconСтатья «Использование икт на уроках русского языка и литературы»
Работаю по этой теме второй год. Изучила теоретический материал, познакомилась с эор, размещенных на двух федеральных Интернет-порталах:...
Использование икт ресурсов на уроках окружающего мира. Учитель начальных классов: Колонтаенко Виктория Владимировна Содержание iconОтзыв Соколовой Елены Васильевны, учителя начальных классов
Учащиеся моего класса Разуков Владислав и Верхаланцев Владислав увлекаются биологией, географией, историей, читают много гниг о растениях,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы