Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка icon

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка



НазваниеПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка
страница1/4
Дата конвертации07.01.2014
Размер0.51 Mb.
ТипПрограмма
источник
  1   2   3   4

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Пояснительная записка

Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон «Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, Концепция УМК «Школа России».

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Данная программа позволяет выстроить совокупную деятельность школы, которая реализуется в трех сферах: в процессе обучения (урочная деятельность) - во внекласс­ной работе (внеурочная деятельность) - и во внеучебных мероприятиях (внешкольная деятель­ность).

^ Цель программы: создать социально-педагогические условия для воспитания, развития и становления личности младшего школьника способного сознательно выстраивать отношение к себе, своей семье, обществу, государству, Отечеству, миру в целом на основе принятых моральных норм и нравствен­ных идеалов.

Задачи:

         Формирование способности к непрерывному образованию, самовоспитанию и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше».

         Создание общешкольной атмосферы любви, взаимопонимания и взаимопомощи.

         Развитие активного культурного сознания и нравственного поведения детей.

         Формирование личности, уважающей историю своего народа, способную к толерантному взаимодействию с окружающей действительностью.

         Ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей, укрепление авторитета семьи

Программа реализуется школой в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы:

         Сельская библиотека

         Сельский Дом культуры


Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся содержит шесть разделов.

1.              Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников

2.              Основные направления духовно-нравственного развития учащихся младших классов

3.              Содержание духовно-нравственного развития учащихся начальной школы

4.              Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию учащихся

5.              Планируемые результаты духовно-нравственного развития учащихся

6.              Критерии эффективности функционирования Программы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Основные понятия:

Социализация — усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений.

Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

^ I.          Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. На его основе в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обоснован «портрет выпускника начальной школы» и сформулирована основная цель нравственного развития и воспитания личности младшего школьника.

^ Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления личностных характеристик выпускника начальной школы, а именно:

         умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;

         владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;

         обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);

         любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

         любящий свою семью, свой край и свою Родину;

         уважающий и принимающий ценности общества;

         готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

         выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

^ Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования определены на основе национального воспитательного идеала, приведенного в Концепции, а также с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом:



^ В области формирования личностной культуры

В области формирования социальной культуры

В области формирования семейной культуры

 реализация творческого потециала во всех видах деятельности;

 формирование основ нравственного самосознания личности (совести)

 способность младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

 принятие обучающимся базовых национальных ценностей; национальных и этнических духовных традиций;

 формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

 формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию;

 развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата

  формирование основ российской гражданской идентичности;

  формирование патриотизма и гражданской солидарности;

  формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России;

  развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

  развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;

  становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;


  формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

  формирование представления о семейных ценностях;

  знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи


^ Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности:

         патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

         социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

         гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

         семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

         труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

         наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

         традиционные российские религии (культурологические представления о религиозных идеалах);

         искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

         природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

         человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

^ Портрет будущего выпускника – гражданина России

         Уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними.

         Любознательный, интересующийся, активно познающий мир

         Владеющий основами умения учиться.

         Любящий родной край и свою страну, не разделяющий мир на чужих и своих.

         Уважающий и принимающий ценности семьи и общества.

         Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой.

         Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение, принимающий решения с учётом позиций всех участников, умеющий дружить и сотрудничать.

         Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

^ II.        Основные направления духовно – нравственного развития обучающихся начальных классов.

Для решения поставленных данной Программой задач определены приоритетные направления:





Направления

Базовые нравственные ценности

1

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

2

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства 3человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике

3

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие

4

Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое

5

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание

6

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве



III.        ^ Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся

Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, в котором данные ценности будут реализовываться в практической жизнедеятельности:

         в содержании и построении уроков;

         в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;

         в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;

         в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла;

         в личном примере ученикам.


Главные принципы содержания общественно-активной школы учитывают полисубъектность современного воспитания и социализации школьника. Поэтому накопленный опыт позволяет сделать такой уклад жизни обучающегося, который организован педагогическим коллективом школы при активном и согласованном участии иных субъектов воспитания и социализации.

Социально открытое пространство нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:

^ Принцип ориентации на идеал. Идеалы служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, обеспечивают возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации.

^ Принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. На начальной ступени таким примером является нравственный пример педагога – нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам

^ Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми.

^ Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Целесообразные партнерские отношения с другими субъектами ,СМИ дают возможность согласовать цели, задачи и ценности программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

^ Принцип индивидуально-личностного развития. Для успешной социализации и самоопределения личности младшего школьника необходима педагогическая поддержка, развития способностей, таланта каждого ребенка.

^ Принцип интегративности. Интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную.

^ Принцип социальной востребованности воспитания. Соединение духовно-нравственного развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами позволяет преодолевать изоляцию детства, обеспечивают полноценное социальное созревание младших школьников.

Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик с помощью следующих инструментов:

УМК «Школа России»

В содержание системы учебников «Школа России» воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий эффективно реализовывать целевые установки, заложенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Важнейшая задача российской школы — становление российской гражданской идентичности обучающихся, в комплексе учебников «Школа России» реализуется различными средствами.

Во-первых, отбор содержания учебного материала осуществлен с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных предметов системы учебников «Школа России» в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.

Учитывая особенности предметных областей учебного плана начального общего образования ФГОС и возрастные психологические особенности младших школьников, одной из важнейших задач является развитие у ребенка интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного и культурного величия. Т.е. во-вторых, содержание учебников наполнено родиноведческими и краеведческими знаниями.

В третьих, поликультурность содержания системы учебников «Школа России» носит сквозной характер. Она обеспечивается в каждой предметной линии, с учетом предметной специфики и отражает многообразие и единство национальных культур народов России, содействуя формированию у обучающихся толерантности, способности к межнациональному и межконфессиональному диалогу, знакомству с культурами народов других стран мира. В этой связи, важное место в системе учебников «Школа России» занимает курс «Основы религиозных культур и светской этики». Курс органично интегрирован в систему учебников «Школа России» для решения задачи формирования у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Создание среды школьного пространства

В школе организованы подпространства, позволяющие учащимся:

        изучать символы российской государственности и символы родного края (экскурсии в школьный музей, использование на уроках и во внеурочное время информационных продуктов ); общенациональные, муниципальные и школьные праздники (совместные с родителями и местным Домом культуры); историю, культурные традиции, достижения учащихся и педагогов школы (традиционные праздники, которые являются традиционными для всего села);

        традиции школы


^ Календарь традиционных школьных дел и праздников


Время проведения

Тема мероприятия

Сентябрь

1 сентября – День знаний; День здоровья.

Октябрь

Осенний бал; поздравление ко дню старшего поколения.

Ноябрь

День народного единства; День матери

Декабрь

Новогодний праздник.

Январь

Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья».

Февраль

Праздник, посвященный Дню защитника Отечества.

Март

Праздник мам;

Апрель

День юмора;

Май

«Вахта памяти» у памятника нашим землякам; праздник «Последний звонок»; праздник «Шаг в будущее»



        осваивать культуру общения и взаимодействия с другими учащимися и педагогами; ценности здорового образа жизни (информационные стенды: «Безопасность дорожного движения», «По пожарной безопасности», «По противодействию терроризму», использование спортзала для организации игр на переменах или после уроков; спортивная площадка);

        демонстрировать опыт нравственных отношений в урочной и внеурочной деятельности.

        в рамках духовно-нравственного воспитания и развития в соответствии с требованиями ФГОС и Концепции организуется внеурочная деятельность
  1   2   3   4




Похожие:

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка iconПрограмма духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка
Бучающихся на ступени начального общего образования разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка iconОглавление Пояснительная записка Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования мкоу «Казанцевская средняя школа» Курьинского района Алтайского края Пояснительная записка
Уховно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка iconПояснительная записка 4 Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 9
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 14
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования пояснительная записка
Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников моу «Барабановская сош»
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка iconПояснительная записка. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка iconПрограмма духовно нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка
Программа духовно нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка iconПрограмма «Духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования»
Новой про­граммы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на сту­пени начального общего образования мо школы – интерната...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка
И духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции умк «Школа России» с учетом методических разработок...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы