Программа курса «обществознание» для 6-7 классов основной школы icon

Программа курса «обществознание» для 6-7 классов основной школы



НазваниеПрограмма курса «обществознание» для 6-7 классов основной школы
страница1/2
И.В. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
Дата конвертации03.02.2013
Размер422.98 Kb.
ТипПрограмма курса
источник
  1   2

ПРОГРАММА КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» ДЛЯ 6-7 КЛАССОВ

ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Авторы: Козленко С.И., Бенку И.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Обществознание» для 6-7 классов органически входят в пред­мет, изучаемый с б по 11 класс. Обществознание в основной школе является относительно завершенной системой знаний. Оно дает наиболее общие пред­ставления о человеке и обществе, разностороннюю характеристику совре­менного российского общества, конкретные знания о социальных нормах и знания прикладного характера, необходимые для выполнения основных со­циальных ролей.

Его содержание обеспечивает преемственность между основной и средней школами. Целый ряд теоретических положений изучаются в нем на пропедевтическом уровне, без введения строгих научных формулировок, ко­торые нередко заменяются описаниями признаков рассматриваемых явлений и процессов.

Для основной школы конструируется обществоведческое содержание, учитывающее социальный статус, дееспособность, возможности и интересы подростка, вступающего в возраст выбора перспективы в области профес­сиональной деятельности.

Курс «Обществознания» основной школы делится на два органически единых, но имеющих свою специфику концентра: 6-7 и 8-9 классы.

Программа, раскрывающая целя, задачи, содержание и формы работы в 6-7 классах по обществознанию, ориентирована на реализацию Стандарта основного общего образования по предмету.

Важнейшими целями изучения курса в данных школьных параллелях

являются:

- создание условий для развития личности подростка в период его социального взросления, формирования ее познавательных интересов, крити­ческого

мышления в процессе восприятия социальной информации, определе­ния собственной жизненной позиции;

  • воспитание у подростков общероссийской идентичности, патриотиз­ма, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам;

  • освоение учащимися на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации;

  • овладение обучающимися умениями познавательной, коммуникатив­ной, практической деятельности в рамках основных социальных ролей, ха­рактерных для подросткового возраста;

  • формирование у подростков опыта применения полученных знаний
    для решения типичных задач в области социальных отношений.

Курс «Обществознания» в 6-7 классах опирается па элементарные об­ществоведческие знания, полученные учащимися при изучении в начальной школе предмета «Окружающий мир», межпредметные связи, в основе кото­рых обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература», «География», «Мировая художественная культура». Особое значение в дан­ном перечислении придается предмету «История». Курс «Обществознания» в 6-7 классах, выстраиваемый на основе данной программы, предполагает ши­рокое использование исторических экскурсов, позволяющих проследить изу­чаемые явления через их зарождение, развитие и современное состояние.

Конкретность раскрытия многих вопросов курса, его практико-ориентированный характер делают принципиально важным активное исполь­зование регионального компонента Обществознания.

Основным содержанием курса в 6 классе является:

  • знакомство учащихся на базе полученных ранее исторических представлений с сущностью общества, его происхождением и развитием, историческими ступенями, которые прошло человечество;

  • раскрытие взаимосвязи человека, общества и природы;

  • ознакомление учащихся с сущностью и основными проявлениями че­тырех сфер общественной жизни: экономической, социальной, политико-правовой и духовной;

  • показ места ребенка в современном обществе, его взаимоотношений с
    родителями, друзьями, сверстниками, педагогами.

В 7 классе в основе содержания курса — раскрытие различных сторон жизни подростка. Подобный подход применен, учитывая, что школьники, которые будут изучать данный курс, подошли к черте границы между детством и подростковым миром, и им особенно важно получить поддержку в по­нимании проблем, с которыми они сталкиваются в условиях переживаемого переходного возраста.

Содержание курса в 7 классе показывает жизнь подростка во всей ее многогранности. В ходе изучения обществознания в этом классе учащиеся узнают:

- сущность и задачи подросткового возраста, те трудности, которые
подростки переживают, проходя его;

  • психологический портрет личности;

  • самооценку подростка;

  • образ жизни подростка;

  • взаимоотношение подростка с законом;

  • социальную и жилую среду подростка.

Новое содержание обществоведческого образования, ориентированное на цели, сформулированные в Стандарте, предполагает изменение форм обу­чения, внедрение в практику приемов и методов, максимально соответст­вующих возрастным я личностным особенностям учащихся, получающих общеобразовательную подготовку, позволяющую осуществлять разнообраз­ную социально одобряемую деятельность в современном российском обще­стве

В 6-7 классах важно использовать доступные для учащихся формы и приемы работы для:

  • обучения учащихся умению получать социальную информацию из
    разнообразных источников;

  • формирования умения решать познавательные и практические зада­чи, отражающие типичные жизненные ситуации;

  • обучения давать оценку собственным действиям и действиям других
    людей с точки зрения нравственности и нрава.

Одним из направлений на пути решения названных выше задач являет­ся проведение системы практикумов, материал для которых заложен в учеб­нике и в СМИ.

Курс «Обществознание» для 6—7 классов рассчитан на 68 часов (1 час в неделю; 34 часа за учебный год).

Распределение часов по разделам является примерным. Учебные часы, предложенные для текущего и итогового повторения и обобщения, исполь­зуются педагогом по своему усмотрению, в т.ч. для организаций уроков-практикумов, занятий по составлению мини социальных ученических проек­тов и др.


^ ПРОГРАММА КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

6 класс (34 часа)

Раздел I. Общество и человек (6 часов)


Тема 1. Что такое общество?

Понятие «общество». Общество как исторический результат естествен­но складывающихся взаимоотношений людей. Общественная жизнь. Роль общества и общественной жизни в становлении человека. Изменение содер­жания понятия «общество» на протяжении человеческой истории. Соотно­шение понятий «страна», «государство» и «общество». Разнообразие значе­ний понятия «общество».

Общество - целостный социальный организм. Четыре главные сферы общественной жизни: экономическая, политическая., социальная, духовная Содержание каждой из сфер общественной жизни. Взаимосвязь сфер общественной жизни, их постоянное изменение и развитие.

^ Основные понятия темы: общество; общественная жизнь; страна; государство; сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная, духовная.


^ Тема 2. Происхождение и развитие человека

Способность к прогрессу как отличительная черта человека. Роль коллективной трудовой деятельности в выделении человека из животного мира его превращении в существо общественное, социальное. Человек - биосоциальное существо.

Совершенствование орудий труда. Появление речи. Развитие мышле­ния человека. Изменение форм объединения древних людей. Переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. Появление ремесла кш результат разделения труда. Превращение культуры во вторую среду существования человека.

^ Основное понятие темы: человек - биосоциальное существо.


Тема 3. Исторические ступени развития общества

Выделение ступеней развития общества по способу добывания средств существования и форм хозяйствования. Общество охотников и собирателей Общество огородничества как переходная форма хозяйствования от добывания готовых природных продуктов к выращиванию продуктов окультуренных. Общество земледельцев и скотоводов. Аграрное общество. Индустриальное общество. Информационное (постиндустриальное) общество. Социальный процесс.

^ Основные понятия темы: аграрное общество; индустриальное общество; информационное (постиндустриальное) общество; социальный процесс


Тема 4. Современное общество

Современное производство. Научно-техническая революция. Совре­менные средства транспорта и связи. Информационная революция. Глобаль­ная компьютерная сеть - Интернет. Состав современного общества. Мегапо­лисы - символы нашего времени.

Мировое сообщество. Проблемы современного общества.

^ Основные понятия темы: научно-техническая революция; информа­ционная революция; Интернет; мировое сообщество.


Тема 5. Человечество как сумма поколений

Поколение. Взаимоотношение поколений в разные исторические эпохи. Предки, современники и потомки. Культура. Культурная память поколений. Материальная и духовная культура. Культурное наследие.

^ Основные понятия темы: поколение; культура; культурное наследие.

Тема 6. Человек, общество, природа

Взаимосвязь и взаимодействие человека, общества и природы. Биосфе­ра. Изменение взаимодействия человека, общества и природы в различные исторические эпохи. Экологический кризис. Планетарный масштаб совре­менного экологического кризиса.

^ Основные понятия темы: биосфера; экология; экологический кризис; охрана природы.


Раздел II. Экономическая сфера общества (6 часов)


Тема 7. Что такое экономика?

Происхождение понятия «экономика». Сущность экономики. Эконо­мика как главное условие и основной источник обеспечения жизни и дея­тельности людей. Потребности. Блага. Производство. Ограниченность ресур­сов. Невосполнимые ресурсы. Экономика как способ рациональной органи­зации хозяйственной деятельности. Организация производства. Затраты про­изводства. Производитель. Потребитель.

^ Основные понятия темы: экономика; потребности; блага; производ­ство; затраты производства; производитель; потребитель.


Тема 8. Рынок

Рынок как система экономических отношений, связанных с обменом товаров и услуг между продавцами и покупателями. Торговля. Зависимость рыночной цены от количества произведенных товаров и спроса на них. День­ги как всеобщее средство обмена. Роль денег для измерения рыночной стои­мости различных товаров и услуг. Деньги как средство платежа. Банки.

^ Основные понятия темы: рынок; обмен; рыночная цена; деньги; банк; вклад.


Тема 9. Что такое предпринимательство и бизнес?

Предпринимательство. Предприниматель. Бизнес; его разновидности: производственный, финансовый, страховой; крупный, средний, мелкий. Наи­более распространенные формы организации бизнеса: единоличное предпри­ятие; товарищество; акционерное общество. Фирма. Условия успешного биз­неса. Этапы организации бизнеса. Капитал.

^ Основные понятия темы: предпринимательство; бизнес; фирма; капитал.


Тема 10. Домашнее хозяйство

Домашнее хозяйство семьи. Семейная экономика. Семейный бюджет. Доходы и расходы. Основные источники семейного бюджета. Обязательные и произвольные расходы. Сбалансированный семейный бюджет. Дефицит бюджета.

Неравенство доходов семей. Прожиточный минимум. Малоимущие се­мьи и государственная социальная помощь.

^ Основные понятия темы: домашнее хозяйство; семейный бюджет; доходы; расходы; прожиточный минимум; государственная социальная по­мощь.


Тема 11. Экономическая деятельность подростков

Труд детей в разные исторические эпохи. Современная «молодежная экономика». Российское законодательство об экономической деятельности несовершеннолетних. Распространение ответственности родителей за дейст­вия своих несовершеннолетних детей в экономической сфере.

Проблема карманных денег подростков. Личный бюджет подростка.

^ Основные понятия темы: молодежная экономика; карманные деньги.


Тема 12. Труд с точки зрения закона

Право на труд. Всеобщая декларация прав человека о праве на труд. Положения Конституции Российской Федерации о том, что труд граждан яв­ляется свободным. Сущность безработицы. Гарантии государства защиты от безработицы.

Регулятор трудовой деятельности - Трудовой кодекс Российской Феде­рации. Начальный возраст трудоустройства. Особые условия заключения трудового договора с несовершеннолетним. Трудовая книжка. Права и обя­занности работника и работодателя. Условия расторжения трудового догово­ра.

Продолжительность рабочего времени. Право на отдых. Пенсионный возраст.

Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних.

^ Основные понятия темы: право на труд; безработица; работодатель; работник; трудовой договор; трудовая книжка; заработная плата; пенсия.


Раздел III. Социальная сфера общества (3 часа)


Тема 13. Социальная структура общества

Общество как система. Социальные группы: малые и большие. Соци­альное неравенство. Богатые. Бедные. Средний класс зажиточных людей. Крайняя бедность — нищета.

^ Основные понятия темы: социальная группа; малая группа; большая группа; социальное неравенство.


Тема 14. Семья

Семья - малая социальная группа. Функции семьи в обществе. Созда­ние семьи. Семейные отношения. Брак как форма отношений между мужчи­ной и женщиной, одобряемая обществом. Законодательная охрана брака и семьи. Двухпоколенные и многопоколенные семьи.

^ Основные понятия темы: семья; брак


Тема 15. Правила в нормы поведения в обществе

Социальные нормы. Привычки. Обычаи и традиции. Манеры поведе­ния. Этикет. Обряд. Нравы как особо оберегаемые, высокочтимые обществом массовые образцы действий. Табу. Ценности. Религиозные нормы. Правовые нормы.

^ Основные понятия темы: социальные нормы; обычаи; традиции; эти­кет; обряд; нравы; ценности; нравственность.


Раздел IV. Политика и право (5 часов)


Тема 16. Государство и граждане

Государство - фундамент политической сферы общества. Функции государства. История возникновения ранних государств. Развитие государств в различные исторические эпохи.

Демократические и недемократические государства. Монархия. Рес­публика. Главные признаки государства: единая территория; суверенитет; аппарат управления; налоги; наличие законов; гражданство или подданство.

Гражданство и граждане. Федеральный закон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации». Паспорт. Государственные симво­лы: Государственный герб; Государственный флаг; Государственный гимн.

Государственные символы современной России. Государственный язык. Светский характер Российского государства.

^ Основные понятия темы: государство; демократические государства; недемократические государства; монархия; республика; гражданство; граж­данин; паспорт; государственные символы.


Тема 17. Право на службе человека

Право. Различные источники выражения права. Нормативные право­вые акты. Юридический закон как нормативный правовой, имеющий особую юридическую силу. Постановления. Договор. Юридическая ответственность. Преступления. Уголовная ответственность за преступления.

^ Основные понятия темы: право; юридический закон; юридическая ответственность; преступления.


Тема 18. Конституция — Основной закон страны

Конституция как главный закон государства. История возникновения и развития Конституции. Конституция Российской Федерации 1993 года. Кон­ституция — закон прямого действия. Структура современной Конституции Российской Федерации. Государственное устройство России. Президент РФ -глава государства. Федеральные собрания (Совет Федерации, Государствен­ная Дума) - Парламент России. Депутаты. Правительство Российской Феде­рации - высший орган системы исполнительной власти. Принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной). Местное самоуправ­ление:

^ Основные понятия темы: Конституция; президент; депутаты; разде­ление властей.


Тема 19. Право и правопорядок

Законность. Закон един для всех. Правопорядок. Органы охраны пра­вопорядка, их структура и функции: органы внутренних дел, суды, прокура­тура. Адвокат.

^ Основные понятия темы: законность; правопорядок.


Тема 20. Как защититься от несправедливости

Суд и правосудие. Суды общей юрисдикции (районные, городские или областные, мировые). Арбитражные суды. Конституционный суд. Способы защиты от несправедливости. Запрещение самосуда.

^ Основное понятие темы: правосудие.


Раздел V. Духовная сфера общества (3 часа)

:

Тема 21. Наука и образование

Сущность науки. Зарождение науки. Условное деление наук на естест­венные, общественные, гуманитарные и технические. Сферы и методы ис­следования общественных наук. Образование, его значение в жизни людей. Функции образования. Самообразование. Самовоспитание. Право на получе­ние образования как одно из конституционных прав граждан Российской Фе­дерации.

^ Основные понятия темы: наука, общественные науки; образование; самообразование; знание.

Тема 22. Мораль

Мораль как норма, регулирующая поведение человека в обществе. Со­отношение морали и права. Общественное мнение людей. Нравственные цен­ности. Влияние религии на нравственность человека.

^ Основные понятия темы: мораль; моральный поступок; аморальный поступок.


Тема 23. Идеал и ценности

Идеал как образец, высшая цель стремлений. Материалисты и идеали­сты. Общечеловеческие ценности. Конфликт ценностей. Три этапа нравст­венного развития человека: 1) человек не совершает дурных поступков из-за страха наказания; 2) не совершает их, поскольку дорожит мнением членов

группы, Б которой находится; 3) поведение человека определяется принци­пами, которыми он руководствуется независимо от мнения группы.

^ Основные понятия темы: идеал; идеалист; идеализация.


Раздел VI. Ребенок в обществе (4 часа)


Тема 24. Ребенок в семье

Детство: сущность, хронологические рамки, стадии. Отношение к де­тям в разные исторические эпохи. Воспитание детей у разных народов. Вос­питание в разные исторические периоды.

^ Основное понятие темы: детство.


Тема 25. Взаимоотношения детей и родителей

Роль семьи в формировании личности ребенка. Четыре основных мето­да воспитания - решения принимаются: 1) исключительно родителями; 2) со­вместно родителями и детьми; 3) на основе последнего слова подростка; 4) то родителями, то детьми, а иногда совместно.

Конфликты между детьми и родителями: причины, пути решения.

^ Основные понятия темы: дети; родители

Тема 26. Ребенок в школе

История школьного обучения. Современная школа. Три ступени школы Российской Федерации: начальное общее образование., основное общее обра­зование, среднее (полное) образование. Общедоступность и бесплатность по­лучения гражданами России общего среднего образования. Обязательность получения основного общего девятилетнего образования. Роль школы в вос­питании детей.

^ Основные понятия темы: общедоступность и бесплатность получе­ния образования; обязательность получения образования.


Тема 27. Друзья и ровесники

Дружба. Отношения дружбы. Верность.

^ Основные понятия темы: дружба; верность.


Текущее и итоговое повторение и обобщение (7 часов)


Примерное планирование курса «Обществознание» в 6 классе



















п/п ;

Название раздела, темы


Кол-во часов

Параграф учебника







^ Раздел I. Общество и человек

7 часов







1

Что такое общество?

1
1

1




2

Происхождение и развитие человека

1

2




3

Исторические ступени развития общества

1

3




4

Современное общество

1

4




5

|

Человечество как сумма поколений

1

5




6

Человек, общество, природа

1

6







Повторительно-обобщающий урок

1










^ Раздел II. Экономическая сфера общества

7







8

Что такое экономика?

1

7




9

Рынок

1

i

8




10

Что такое предпринимательство и бизнес?

1

9




11

Домашнее хозяйство

1

10




12

Экономическая деятельность подростка

1

11




13

E

Труд с точки зрения закона

1

12




14

Повторительно-обобщающий урок

1










^ Раздел III. Социальная сфера общества

4







15

Социальная структура общества

1

13




16

Семья

1

14




17

Правила и нормы поведения в обществе

1

15




18

Повторительно-обобщающий урок

1

























Раздел IV. Политика и право

6







19

Государство и граждане

1

16




20

Право на службе человека

1

17




21

Конституция — Основной закон страны

1

18

з -1^* !




22

Право и правопорядок

1

19




23

Как защититься от несправедливости

1

20

1 "" 1




24

Повторительно-обобщающий урок

1









^ Раздел V. Духовная сфера общества

4






25

Наука и образование

1

21

! ^^




26

Мораль

1

22




27

Идеал и ценности

1

23




28
|

Повторительно-обобщающий урок

1










^ Раздел VI. Ребенок в обществе

5







29

Ребенок в семье

1

24




30

Взаимоотношения детей и родителей

1

25




31

Ребенок в школе

1

26




32

Друзья и ровесники

1

27




33

Повторительно-обобщающий урок

1







34

Итоговое повторение

1









Итого

34 часа
























^ ПРОГРАММА КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

7 класс (34 часа)


Раздел I. Личность подростка (9 часов)


  1   2




Похожие:

Программа курса «обществознание» для 6-7 классов основной школы iconПрограмма учебного курса Новая история
Настоящая программа обеспечивает изучение курса «Новой ис­тории» с рубежа xv—xvi вв до начала XX в. (1500—1900) для учащихся 7 —...
Программа курса «обществознание» для 6-7 классов основной школы iconПрограмма курса химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) Пояснительная записка
Программа базового курса химии 10-11 классов отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием...
Программа курса «обществознание» для 6-7 классов основной школы iconПояснительная записка в разработке Рабочей программы по информатике и икт 8-9 классов использованы «Программы для образовательных учреждений 2-11 классы Программа базового курса «Информатика и икт»
Икт 8-9 классов использованы «Программы для образовательных учреждений 2-11 классы (Программа базового курса «Информатика и икт»...
Программа курса «обществознание» для 6-7 классов основной школы iconРабочая программа по информатике и икт для 6-7 классов (уровень освоения программы: базовый) для 8-9 классов
Босовой Л. Л. «Программа курса информатики и икт для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» изданной в сборнике «Программы...
Программа курса «обществознание» для 6-7 классов основной школы iconПрограмма курса по английскому языку 5-9 классы Учитель Лаптева М. А. Программа курса по английскому языку
Программа курса предназначена для 5-9 классов общеобразовательных учреждений и составлена в соответствии с требованиями федерального...
Программа курса «обществознание» для 6-7 классов основной школы iconРабочая программа по информатике и икт для 6,7 классов (уровень освоения программы: базовый)
Босовой Л. Л. «Программа курса информатики и икт для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» изданной в сборнике «Программы...
Программа курса «обществознание» для 6-7 классов основной школы iconПрограмма курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 1-4 классов образовательных учреждений
Рабочая программа составлена на основе программы для начальных классов, примерного содержания программы по обж для 1-4 классов, авторы...
Программа курса «обществознание» для 6-7 классов основной школы iconРабочая программа курса по выбору по информатике и икт для учащихся 5-6 классов
Рабочая программа курса по выбору по информатике составлена на основе авторской программы «Информатика и икт. Учебная программа и...
Программа курса «обществознание» для 6-7 классов основной школы iconПрограмма курса по английскому языку 2-4 классы Учитель Лаптева М. А. Карталы 2012-2013 пояснительная записка
Программа курса предназначена для 2-4 классов общеобразовательных учреждений и составлена в соответствии с требованиями федерального...
Программа курса «обществознание» для 6-7 классов основной школы iconСборник тестовых заданий для подготовки к итоговой аттестации за курс основной школы. Содержание
Охватывают весь курс «Обществознание» основной школы и разработаны в соответствии с нормативными документами, определяющими предметное...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы