Муниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа n 21» города Энгельса Саратовской области icon

Муниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа n 21» города Энгельса Саратовской области



НазваниеМуниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа n 21» города Энгельса Саратовской области
Дата конвертации28.12.2013
Размер231.72 Kb.
ТипПротокол
источник



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА N 21»

города Энгельса Саратовской области



«Согласовано»

Руководитель МО учителей информатики

___________ /Г.Г. Емельянцева/

Протокол №___от «__»___2009г.


«Согласовано»

Заместитель директора
по УВР МОУ «СОШ № 21»

___________ /М.Н. Дёгтева/

«__»____________2009г.


«Согласовано»

Директор МОУ «СОШ № 21»

___________ /О.Ф.Квасова/

Приказ № ___ от «__»____2009 г.




^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Никифоровой Светланы Юрьевны,
учителя информатики высшей категории

по предмету «Информатика и ИКТ»

8 класс, базовый уровень, первый год обучения


Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «__»_______2009 г.


Энгельс


2009 - 2010 учебный год
^

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Настоящая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования Рос­сии от 09.03.04. № 1312) и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 8–х классов в течение 35 учебных часов по I часу в неделю и в IX классе - 68 учебных часов по 2 часа в неделю. Про­грамма соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.

^ Общая характеристика учебного предмета.

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процес­сов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необ­ходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы вы­ступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информацион­ная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков ис­пользования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовы­вать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планиро­вать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Цели:

^ Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8-9 классах направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об инфор­мации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помо­щью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее ре­зультаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих спо­собностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной инфор­мации;

выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, даль­нейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.


^ Основные задачи программы:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;

  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;

  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

  • сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.

Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить уча­щихся с современными информационными технологиями.

Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональ­ных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечива­ется изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными табли­цами. СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуника­ций.

Преподавание ведется по учебнику, вошедшему в Федеральный перечень учебников, допущенных Министерством образования и науки РФ к использованию в 2007-2008 учебном году: Быкадоров Ю.А. Информатика и ИКТ.8 класс. — М.: ДРОФА, 2007.

Программа предусматривает проведение 2-ух контрольных работ; 17-ти практических работ на компьютере и 3-ёх работ практикума (проектов).


^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


№п/п

Разделы

Кол-во часов


недели

всего

теория

практика



Информация и информационные процессы

4

2

2

1-4



Компьютер как универсальное устройство обработки информации

5

2

3

5-8



Технологии обработки текстовой информации

13

6

7

9-22



Технологии обработки графической информации

4

2

2

23-26



Мультимедийные технологии

9

4

5

27-35




За год

35

16

19






^ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



урока по п/п

Дата

Тема урока / форма занятия

Корректировка

номер недели

№ урока в теме

теория

практика

 

 

 

 

 

^ 1.Информация и информационные процессы (4 часа.)

 

1

1

1

Информатика. Информация

Инструктаж по БОТ (Инструкция № 9)

 

2

2

2

Информационные процессы

 Выделение основных информационных процессов в обществе, в природе, в технике

 

3

3

3

Количество информации. Единицы измерения количества информации

Решение задач на расчет кол-ва информации




4

4

4

Алфавитный подход к определению количества информации

ПР №1 "Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора»















^ 2.Компьютер как универсальное устройство обработки информации (5 часов)

 

5






5

1

Назначение и устройство компьютера

ПР №2 "Сборка компьютера из блоков"

 

6






6

2

Программный принцип работы компьютера.

Программное обеспечение 

 

7






7

3

Операционные системы, их функции.

ПР №3. Изучение элементов интерфейса операционной системы Windows XP

 

8

8

4

Данные и программы. Файлы и файловая система.

ПР №4. Планирование собственного информационного пространства




9

9

5

Контрольная работа №1 (тест) на тему: "Информация и компьютер"







 




 

^ 3.Обработка текстовой информации (13 часов)

 

10




10




1

Редактирование и форматирование текста 

ПР №5 "Изучение клавиатуры"

 

11




11




2

Создание и простейшее редактирование документов

Вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов

 

12




12




3

Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы.

ПР №6 "Создание простейшего документа в MS Word"

 

13




13




4

Параметры шрифта, абзаца. Колонтитулы

ПР №7 "Форматирование документа"

 

14




14




5

 Формулы и символы

ПР №8 "Вставка формул и специальных символов"

 

15




15




6

Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки. Проверка орфографии

Настройка проверки орфографии

 

16




16




7

Списки 

ПР №9 "Создание и форматирование списков"

 

17




17




8

Форматирование таблиц 

ПР №10 " Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными"

 

18




18




9

Гипертекст.

 Создание закладок и ссылок




19




19




10

Компьютерные словари и системы перевода текстов

ПР №11 "Перевод текста с использованием системы машинного перевода Promt"




20




20




11

Системы оптического распознавания текста

ПР №12 "Сканирование и распознавание документа"




21




21




12

Создание документов с помощью мастеров и шаблонов

Практикум. Работа №I

"Создание реферата на заданную тему" (учебный проект).




22




22




13







 

-

 

^ 4.Обработка графической информации (4 часа)

 

23




23




1

Растровая и векторная графика. Пиксель. Рисунки и фотографии. Форматы графических файлов.

Знакомство с редактором Paint 

 

24




24




2

Инструменты растровых графических редакторов

ПР №13 "Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора Paint"

 

25




25




3

Инструменты векторных графических редакторов. Графические примитивы.

ПР №14 "Создание изображения с помощью инструментов векторного графического редактора, встроенного в Word"

 

26




26




4

Практикум: работа II «Создание открытки на заданную тему» (учебный проект).

 




 

 

 

^ 5. Мультимедийные технологии (8 час)

 

27




27




1

Компьютерные презентации.

Интерфейс программы Power Point 

 

28




28




2

Дизайн презентации и макеты слайдов.

ПР №15 "Создание презентации с использованием готовых шаблонов"

 

29




29




3

Технические приемы записи звуковой и видео информации.

ПР №16 "Вставка объектов в презентацию"

 

30




30




4

Использование простых анимационных графических объектов

ПР №17 "Настройка анимации и показа"

 

31




31




5

 

Практикум: работа III «Устное выступление с применением презентационной техники»
(защита проекта)

 

32




32




6

 

33




33




7

Обработка текста, графики и мультимедиа (Подготовка к контрольной работе №2)

 

34




34




8

Контрольная работа (тест) №2 по теме:"Обработка текста, графики и мультимедиа"

 

35




35







Работа над ошибками

Обобщающий урок «Компьютерные технологии»







Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;

  • групповые;

  • индивидуально-групповые;

  • фронтальные;

  • практикумы.

Формы контроля ЗУН (ов);

  • наблюдение;

  • беседа;

  • индивидуальный опрос;

  • фронтальный опрос;

  • опрос в парах;

  • контрольная работа;

  • тестирование;

  • практикум.


^ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА


Информация и информационные процессы (4 часа)

Информация. Информационные объекты различных видов.

Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации.

Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.

Роль информации в жизни людей.

Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.


Практические работы:

  1. Перевод единиц измерения количества информации с помощью программы Калькулятор.


^ Компьютер как универсальное устройство обработки информации (5 часов)

Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка ОС компьютера.

Данные и программы. Файлы и файловая система.

Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).


Практические работы:

  1. Сборка компьютера из блоков.

  2. Изучение элементов интерфейса операционной системы Windows XP.

  3. Планирование собственного информационного пространства: создание папок в соответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях.


^ Обработка текстовой информации (13 часов)

Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы.

Проверка правописания.

Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат).

Параметры шрифта, параметры абзаца.

Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов.

Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки.

Гипертекст. Создание закладок и ссылок.

Распознавание текста.

Компьютерные словари и системы перевода текстов.

Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа.


Практические работы:

  1. Изучение клавиатуры.

  2. Создание простейшего текстового документа в MS Word.

  3. Форматирование текстового документа (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц).

  4. Вставка в документ формул.

  5. Создание и форматирование списков.

  6. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

  7. Перевод текста с использованием системы машинного перевода Promt.

  8. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.


Практикум: работа I «Создание реферата на заданную тему».

    Планирование текста, создание оглавления.

    Поиск необходимой информации в общешкольной базе данных, на внешних носителях (компакт-дисках), в библиотеке бумажных и нецифровых носителей. Поиск информации в Интернет.

Ввод текста, форматирование текста с использованием заданного стиля, включение в документ таблиц, графиков, изображений.


^ Обработка графической информации (4 часа)

Растровая и векторная графика.

Интерфейс графических редакторов.

Рисунки и фотографии.

Форматы графических файлов.


Практические работы:

  1. Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора Paint.

  2. Создание изображения с помощью инструментов векторного графического редактора, встроенного в MS Word.






    Практикум: работа II «Создание открытки на заданную тему»

    Создание графического объекта с использованием готовых фрагментов в цифровом виде.

    Создания изображений с помощью инструментов графического редактора (растрового и векторного).

    Ввод изображений с использованием сканера, цифрового фотоаппарата.


^ Мультимедийные технологии (8 час)

Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.

Звуки и видеоизображения.

    Технические приемы записи звуковой и видео информации.

Использование простых анимационных графических объектов.


Практические работы:

  1. Создание презентации с использованием готовых шаблонов.

  2. Вставка объектов в презентацию

  3. Настойка анимации и показа презентации.

Практикум: работа III «Устное выступление с применением презентационной техники».

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать/понимать:

  • сущность понятия «информация», ее основные виды;

  • вилы информационных процессов; примеры источников и приемников информации:

  • особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;

  • единицы измерения количества и скорости передачи информации:

  • программный принцип работы компьютера;

  • основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий.


^ Учащиеся должны уметь:

• определять количество информации, используя алфавитный подход к измерению информации;

• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности:

• оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, не­обходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

• создавать информационные объекты, в том числе:

  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку правописания: использовать в тексте таблицы, изображения:

  • создавать рисунки, графические представления реального объекта, в частности, в про­цессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

  • создавать презентации на основе шаблонов;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);

  • следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий:

использовать приобретенные знания п умения в практической деятельности к повседнев­ной жизни для:

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллек­ций информационных объектов:

^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Аппаратные средства.


  1. Компьютер.

  2. Проектор.

  3. Принтер.

  4. Модем ASDL.

  5. Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса.

  6. Сканер.

  7. Web-камера.

  8. Локальная вычислительная сеть.


Программные средства.


  1. Операционная система Windows ХР.

  2. Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0.

  3. Программа-архиватор WinRar.

  4. Клавиатурный тренажер.

  5. Интегрированное офисное приложение МS Office 2003.

  6. Программа-переводчик.

  7. Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0 Sprint.

  8. Мультимедиа проигрыватель.

  9. Система программирования TurboPascal.



^ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИИ

Источники информации, использованные при составлении программы:


Содержание и структура образовательных программ ОУ, рабочих программ педагогов. Методическое пособие/ Е.В. Губанова – Министерство образования Саратовской области; ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». – Саратов, 2008. – 84 с.


Источники информации для учащихся:


  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ, 2004.


Источники информации для учителя:


  1. Быкадоров Ю.А. Информатика и ИКТ. 8 класс . — М.: ДРОФА, 2007.

  2. Задачник-практикум по информатике в 2 ч. / И. Семакин. Г.. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2005.

  3. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2007. – 176 с: ил.

  4. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2007. – 176 с: ил.

  5. Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)

  6. Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект базового курса. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

  7. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. М.: — Лаборатория Базовых Знаний, 2000.

  8. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ, 2004.






Похожие:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа n 21» города Энгельса Саратовской области iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа n 21» города Энгельса Саратовской области
Н. д угриновича, И. Г. Семакина и Ю. А. Быкадоров, что позволяет осуществлять личностно ориентированное обучение на основе индивидуальных...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа n 21» города Энгельса Саратовской области iconI. Общее положения Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Ершова Саратовской области»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Ершова Саратовской области», именуемая в дальнейшем...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа n 21» города Энгельса Саратовской области iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа n 21» города Энгельса Саратовской области
Икт. В настоящее время, преимущественно за счет регионального и школьного компонентов, выстроена многоуровневая структура предмета...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа n 21» города Энгельса Саратовской области iconДиагностическая карта мониторинга качества введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в общеобразовательных учреждениях Саратовской области
Наименование общеобразовательного учреждения (в соответствии с учредительными документами) Муниципальное общеобразовательное учреждение...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа n 21» города Энгельса Саратовской области icon+Муниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа n 21» города Энгельса Саратовской области
Преподавание ведется по учебнику, допущенному Министерством образования и науки РФ для использования по базовому курсу в 2009-2010...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа n 21» города Энгельса Саратовской области iconОбразец оформления рабочей программы педагога муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7 г. Балашова Саратовской области»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7 г. Балашова Саратовской области»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа n 21» города Энгельса Саратовской области iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа n 21» города Энгельса Саратовской области
«Информатика и икт» на базовом уровне. Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа n 21» города Энгельса Саратовской области iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Учебный Ершовского района Саратовской области» Разработка внеклассного мероприятия по теме "Подросток и закон" для учащихся 10-11 классов
...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа n 21» города Энгельса Саратовской области iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12» города Энгельса
Настоящая программа ориентирована на первую ступень общего образования (начальное общее образование – 1-4 классы) муниципального...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа n 21» города Энгельса Саратовской области iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12» города Энгельса
Настоящая программа ориентирована на первую ступень общего образования (начальное общее образование – 1-4 классы) муниципального...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа n 21» города Энгельса Саратовской области iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12 г. Балашова Саратовской области»
Полное название образовательного учреждения муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12 г....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы