Муниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа n 21» города Энгельса Саратовской области icon

Муниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа n 21» города Энгельса Саратовской области



НазваниеМуниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа n 21» города Энгельса Саратовской области
Дата конвертации28.12.2013
Размер147.04 Kb.
ТипПротокол
источник


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА N 21»

города Энгельса Саратовской области



«Согласовано»

Руководитель МО учителей информатики

___________ /Г.Г. Емельянцева/

Протокол №___от «__»___2010г.


«Согласовано»

Заместитель директора
по УВР МОУ «СОШ № 21»

___________ /М.Н. Дёгтева/

«__»____________2010г.


«Согласовано»

Директор МОУ «СОШ № 21»

___________ /О.Ф.Квасова/

Приказ № ___ от «__»____2010 г.




^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Никифоровой Светланы Юрьевны,
учителя информатики высшей категории,

по предмету «Информатика и ИКТ»

5 класс, базовый уровень, первый год обучения


Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «__»_______2010 г.


Энгельс


2010 - 2011 учебный год
^

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ. В настоящее время, преимущественно за счет регионального и школьного компонентов, выстроена многоуровневая структура предмета «Информатика и ИКТ», предполагающая его непрерывное изучение во II–XI классах.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ изучение предмета «Информатика и ИКТ» предполагается в VII-IX классах, но, за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения, его изучение рекомендуется как в начальной школе, так и в V-VII классах.

В основу курса информатики и ИКТ для V-VII классов положены следующие идеи:

  • целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном непрерывного курса информатики и ИКТ. В рамках данной ступени подготовки начинается/продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в VII–IX (основной курс) и X-XI (профильные курсы) классах;

  • научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых);

  • практическая направленность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на формирование у школьников умений и навыков, которые в современных условиях становятся необходимыми не только на уроках информатики, но и в учебной деятельности по другим предметам, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в повседневной жизни, в дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его;

  • дидактическая спираль как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием, предполагающее учет имеющегося опыта обучаемых; затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах;

  • развивающее обучение – обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы и т.д.

Настоящая программа составлена для 5 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года, примерной программы (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень), опубликованной в сборнике программ для общеобразовательных учреждений («Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005) и на основе авторской программы Босовой Л.Л.

Программа рассчитана на 35 часов за учебный год (по 1ч в неделю).


Изучение информатики и ИКТ в V-VII классах направлено на достижение следующих целей:

  • формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;

  • формирование у учащихся навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;

  • формирование у школьников представления об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества;

  • пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;

  • развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Преподавание ведется по УМК, вошедшему в региональный перечень учебников, допущенных Министерством образования и наукиСаратовской области к использованию в 2010-2011 учебном году: Босова Л.Л.. Информатика и ИКТ. 5 класс. — М.: БИНОМ, 2007.

Программа предусматривает проведение 16-ти практических работ на компьютере.


^ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Номер урока

Теоретический материал

Технологический материал

Компьютерный практикум

Корректировка

1– 2

Введение. §1.1. Информация.

§2.1. Как устроен компьютер. §2.2. Техника безопасности и организация рабочего места

Работа с клавиатурным тренажером




3

§1.2. Действия с информацией.

§2.2. Ввод информации в память компьютера. Группы клавиш.

Работа 1. Знакомство с клавиатурой.




4

§1.3. Хранение информации.


§2.2. Ввод информации в память компьютера. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Работа с клавиатурным тренажером.




5

§1.4. Носители информации.

§2.3. Рабочий стол.

Работа с клавиатурным тренажером.




6

§1.5. Передача информации.

§2.4. Управление компьютером с помощью мыши

Работа 2. Осваиваем мышь.




7

§1.6. Кодирование информации.

§2.5. Главное меню. Запуск программ.

Работа 3. Запуск программ. Основные элементы окна.




8-9

§1.6. В мире кодов.

§2.6. Управление компьютером с помощью меню.

Работа 4. Управление компьютером с помощью меню.




10

§1.7. Формы представления информации.

§2.7. Программы и файлы.

Работа 5. Выполнение вычислений с помощью программы Калькулятор.




11 – 12

§1.8. Метод координат.

§2.7. Программы и файлы.

Работа 5. Выполнение вычислений с помощью программы Калькулятор.




13 – 14

§1.9. Текст как форма представления информации.

§2.8. Текстовый редактор и текстовый процессор.

Работа 6. Ввод текста.




15 – 16

§1.9. Текст как форма представления информации.

§2.8. Основные объекты текстового документа.

Работа 7. Редактирование текста.




17-18

§1.10. Табличная форма представления информации.

§2.8. Этапы подготовки документа на компьютере.

Работа 8. Форматирование текста.




19-20

§1.11. Наглядные формы представления информации.

§2.9. Компьютерная графика. Графические редакторы.

Работа 9. Знакомство с инструментами рисования графического редактора.




21

§1.12. Обработка информации.

§2.9. Компьютерная графика. Устройства ввода графической информации.

Работа 10. Раскраска.




22-23

§1.13. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации.

§2.8. Подготовка текстовых документов.

§2.9. Компьютерная графика.

Работа 11. Пригласительный билет.




24

§1.13. Изменение формы представления информации. Кодирование как изменение формы представления информации.

§2.8. Подготовка текстовых документов.

§2.9. Компьютерная графика.

Работа 12. Создание комбинированных документов.




25 – 26

§1.14. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам.

§2.8. Подготовка текстовых документов.

§2.9. Компьютерная графика.

Работа 14. Работа с фрагментами рисунка.




27 – 28

§1.14. Получение новой информации. Преобразование информации путем рассуждений.

§2.10. Создание движущихся изображений.

Работа 15. Анимация.




29-30

§1.14. Получение новой информации. Разработка плана действий и его запись.

§2.10. Создание движущихся изображений.

Работа 15. Анимация.




31-32

Повторение главы I «Человек, информация, компьютер»

§2.10. Создание движущихся изображений.

Работа 16. Анимация. Сюжет на свободную тему.




33-35

Резерв учебного времени




Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;

  • групповые;

  • индивидуально-групповые;

  • фронтальные;

  • практикумы.

Формы контроля ЗУНов;

  • наблюдение;

  • беседа;

  • индивидуальный опрос;

  • фронтальный опрос;

  • опрос в парах;

  • контрольная работа;

  • тестирование;

  • практикум.



^ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА


1. Введение (2 ч)

Информация и информатика. Знакомство с учебником.


2. Компьютер для начинающих (15 ч)

Как устроен компьютер. Что умеет компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. История латинской раскладки клавиатуры. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Как работает мышь. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.


Компьютерный практикум

Практическая работа №1. Знакомство с клавиатурой.

Практическая работа №2. Освоение мыши.

Практическая работа №3. Запуск программ. Основные элементы окна программы.

Практическая работа №4. Управление компьютером с помощью меню.

Практическая работа №5. Выполнение вычислений с помощью приложения Калькулятор.

Клавиатурный тренажер.


^ 3. Информация вокруг нас (17 ч)

Действия с информацией.

Хранение информации. Носители информации. Как хранили информацию раньше. Носители информации, созданные в XX веке. Сколько информации может хранить лазерный диск.

Передача информации. Как передавали информацию в прошлом. Научные открытия и средства передачи информации.

В мире кодов. Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. От текста к рисунку, от рисунка к схеме.

^ Компьютерный практикум

Клавиатурный тренажер.

Координатный тренажер.

Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.


^ 4. Информационные технологии (17 ч)

Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Основные объекты текстового документа. Этапы подготовки документа на компьютере. О шрифтах. Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройства ввода графической информации. Как формируется изображение на экране монитора.

Компьютерный практикум

Практическая работа №6. Ввод текста.

Практическая работа №7. Редактирование текста.

Практическая работа №8. Форматирование текста.

Практическая работа №9. Знакомство с инструментами рисования графического редактора.

Практическая работа №10. Раскраска.

Практическая работа №11. Пригласительный билет

Практическая работа №12. Создание комбинированных документов.


^ 5. Информация вокруг нас. Продолжение (12 ч)

Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления информации.

Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме. Создание движущихся изображений.

^ Компьютерный практикум

Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.

Практическая работа №13. Работа с фрагментами рисунка.

Практическая работа №14. Анимация.

Практическая работа №15. Анимация. Сюжет на свободную тему.


^ 6. Повторение изученного (7 ч)

Коллективная работа над проектом «История письменности» (или аналогичным по объему).

Выполнение и представление индивидуальных творческих работ (текст, рисунок, комбинированный документ, анимация).


Необходимые общеучебные умения, навыки (ОУУН):


  • способность к самосовершенствованию;

  • коммуникативная, социально – трудовая компетенция;

  • информационно – технологическая компетенция;

  • ценностно – смысловая компетенция;

  • ценностно-рефлексивная компетенция;

  • информационно-технологическая компетенция;

  • коммуникативная компетенция;

  • учебно-познавательная компетенция;

  • общекультурная компетенция.



^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАщихся

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Программа призвана сформировать: умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата), элементарными навыками прогнозирования. В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график); передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), объяснение изученных материалов на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичного выступления. В области рефлексивной деятельности: объективное оценивание своих учебных достижений; навыки организации и участия в коллективной деятельности (проектной, исследовательской), постановка общей цели и определение средств ее достижения, отстаивать свою позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды.


Учащиеся должны:

  • Понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;

  • Различать виды информации по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

  • Приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

  • Приводить примеры информационных носителей;

  • Иметь представление о способах кодирование информации;

  • Уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;

  • Определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;

  • Различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;

  • Запускать программы из меню Пуск;

  • Уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;

  • Вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

  • Уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;

  • Уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;

  • Уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;

  • Знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебно-методический комплект по информатике и ИКТ (VI класс) Л.Л. Босовой


  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.

  6. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  7. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.


^ ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ ИКТ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Аппаратные средства.


  1. Компьютер

  2. Проектор

  3. Принтер

  4. Модем ASDL

  5. Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса.

  6. Локальная вычислительная сеть.


Программные средства.


  1. Операционная система Windows ХР/Linux.

  2. Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0

  3. Программа-архиватор WinRar.

  4. Клавиатурный тренажер.

  5. Интегрированное офисное приложение МS Office 2003/Open Office.

  6. Мультимедиа проигрыватель.


^ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

Источники информации, использованные при составлении программы:


Содержание и структура образовательных программ ОУ, рабочих программ педагогов. Методическое пособие/ Е.В. Губанова – Министерство образования Саратовской области; ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». – Саратов, 2008. – 84 с.


Источники информации для учащихся:

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Источники информации для учителя:

  1. Л. Босова, А Босова Уроки информатики в 5 – 6 классах М:- «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2004.-256с.

  2. http://metodist.lbz/ru/avt_mastersaya_BosovaLL.html.






Похожие:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа n 21» города Энгельса Саратовской области iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа n 21» города Энгельса Саратовской области
Н. д угриновича, И. Г. Семакина и Ю. А. Быкадоров, что позволяет осуществлять личностно ориентированное обучение на основе индивидуальных...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа n 21» города Энгельса Саратовской области iconI. Общее положения Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Ершова Саратовской области»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Ершова Саратовской области», именуемая в дальнейшем...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа n 21» города Энгельса Саратовской области iconДиагностическая карта мониторинга качества введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в общеобразовательных учреждениях Саратовской области
Наименование общеобразовательного учреждения (в соответствии с учредительными документами) Муниципальное общеобразовательное учреждение...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа n 21» города Энгельса Саратовской области icon+Муниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа n 21» города Энгельса Саратовской области
Преподавание ведется по учебнику, допущенному Министерством образования и науки РФ для использования по базовому курсу в 2009-2010...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа n 21» города Энгельса Саратовской области iconОбразец оформления рабочей программы педагога муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7 г. Балашова Саратовской области»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7 г. Балашова Саратовской области»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа n 21» города Энгельса Саратовской области iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа n 21» города Энгельса Саратовской области
«Информатика и икт» на базовом уровне. Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа n 21» города Энгельса Саратовской области iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Учебный Ершовского района Саратовской области» Разработка внеклассного мероприятия по теме "Подросток и закон" для учащихся 10-11 классов
...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа n 21» города Энгельса Саратовской области iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12» города Энгельса
Настоящая программа ориентирована на первую ступень общего образования (начальное общее образование – 1-4 классы) муниципального...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа n 21» города Энгельса Саратовской области iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12» города Энгельса
Настоящая программа ориентирована на первую ступень общего образования (начальное общее образование – 1-4 классы) муниципального...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа n 21» города Энгельса Саратовской области iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12 г. Балашова Саратовской области»
Полное название образовательного учреждения муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12 г....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы