Урок экологии в 6 классе по теме: Виртуальная экскурсия «Экологические группы растений по отношению к воде» Пояснительная записка icon

Урок экологии в 6 классе по теме: Виртуальная экскурсия «Экологические группы растений по отношению к воде» Пояснительная записка



НазваниеУрок экологии в 6 классе по теме: Виртуальная экскурсия «Экологические группы растений по отношению к воде» Пояснительная записка
Дата конвертации25.11.2012
Размер48.63 Kb.
ТипУрок
источник


Урок экологии в 6 классе по теме:

Виртуальная экскурсия

«Экологические группы растений

по отношению к воде»


Пояснительная записка


Урок изучения нового материала проводится в 6 классе по курсу «Экология растений», во II четверти. Данный курс «Экология растений» разработан на основе региональной программы для общеобразовательных учреждений Саратовской области,2005.

Продолжительность изучения темы – 1 урок.

Учебно-методический комплект: А.М.Былова, Н.И. Шорина. Экология растений: Пособие для учащихся 6 класса общеобразовательной школы, рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.

Оборудование: персональный компьютер, подключенный к сети Интернет, проектор, экран.


^ Цели урока:

- сформировать у учащихся представление о взаимодействии растений с водой,

как приспосабливаются разные виды растений к условиям окружающей среды.


^ Задачи урока:


- показать зависимость приспособлений у растений к различным условиям увлажнения,

- продемонстрировать видовое разнообразие групп растений.


^ Структура урока:


I. Организационный момент (1-2 мин)


II. Актуализация знаний ( 3 - 4 мин)


Ребята, давайте вспомним, почему растения увядают и что происходит в клетках листа?

Ответ: В жаркий день растения испаряют много воды, объем вакуолей уменьшается, оболочки клеток теряют упругость. Листья повисают , так происходит завядание растения.


На что расходуют воду растения?

^ Ответ: на испарение


Какое значение имеет испарение воды для растений?

Ответ: Испарение воды способствует охлаждению растения А также, что бы создать постоянный ток воды от корневых волосков до всех надземных органов растения, что поддерживает все жизненно важные процессы в растении.


^ III. Изучение нового материала. (30 мин)

Каждому виду необходимо определенное количество воды. Болотные растения не могут расти в лесу и в сухих степях. Если мы подойдем к берегу озера или реки, то увидим пышно разросшуюся прибрежную растительность. А, если совершим путешествие в пустыню, то заметим в лучшем случае, скудную картину одиноко стоящих кустарничков.

Сегодня мы совершим виртуальную экскурсию , благодаря которой познакомимся с экологическими группами растений по отношению к воде.

^ Классификация групп:

1. Гидатофиты – растения, полностью погруженные в воду.

Надо вспомнить, что «фитон» в переводе с греческого языка означает «растение».


(Учитель открывает заранее одну из заготовленных вкладок свободной энциклопедии)

http://ru.wikipedia.org/wiki/Гидатофиты

(У учителя есть возможность рукой или указкой указывать на нужную строчку или фотографию .)

Обитание в водной среде обусловило особые черты организации водных растений: значительное увеличение поверхности тела в сравнении с его массой, что облегчает поглощение необходимых количеств кислорода и других газов, которых в воде содержится меньше, чем в воздухе. Увеличение поверхности растения достигается развитием больших тонких листьев (рдесты), расчленением листовой пластинки на тонкие нитевидные участки (уруть, роголистники, водные лютики). (По мере рассказа учитель нажимает на ссылки, обозначенные голубым цветом на веб-странице, и таким образом, переходит на веб-страницу с каждым указанным растением. При этом , двойным щелчком по изображению, учитель увеличивает растение для обозрения обучающихся).

Такие листья полнее используют свет. Характерною особенностью гидатофитов является крайняя слабость их стеблей и листьев, опадающих по изъятии из воды. Будучи целиком погружены в текучую или стоячую воду, поддерживающую их со всех сторон, они не нуждаются в твёрдых элементах своей ткани.

(Учитель спускается по веб-странице вниз до раздела «Семейства», и здесь, выделяя каждое из них, для обучающихся открывается галерея разнообразных гидатофитов )

Семейства

Наядовые (Najadaceae)

Взморниковые (Zosteraceae)

Рдестовые (Potamogetonaceae)

Кувшинковые, или Водяные лилии (Nymphaeaceae)

Сланоягодниковые (Haloragaceae)

Пузырчатковые (Lentibulariaceae)

Роголистниковые (Ceratophyllaceae)

(Учитель попутно объясняет материал, указывая на особенности строения листьев)


2. Гидрофиты – земноводные растения. Нижняя их часть погружена в воду. Эти растения занимают промежуточное положение между водными растениями и влаголюбивыми.


(На этой же веб-странице, где и гидрофиты, только значительно ниже учитель находит эту группу)

Яркий пример – Стрелолист обыкновенный. (На веб-странице учитель выделяет фото справа).

(На странице 46 с помощью рисунка 27 учитель объясняет особенности строения Стрелолиста. Затем также, как и в предыдущий раз, демонстрирует разнообразие данной группы растений )

Семейства

Частуховые (Alismataceae)

Ситниковидные (Juncaginaceae)

Водокрасовые (Hydrocharitaceae)


IV. Динамическая пауза – ФИЗМИНУТКА

Раз - подняться, подтянуться

Два - согнуться, разогнуться

Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре - ноги шире.

Пять - руками помахать

Шесть - за стол тихонько сесть.


3. Гигрофиты-растения, обитающие в местах с высокой влажностью воздуха или почвы. Это многие прибрежные растения , растения болот, сырых лугов, тенистых сырых лесов.


http://ru.wikipedia.org/wiki/Гигрофиты


(Учитель аналогично предыдущим группам рассказывает о гигрофитах, особенностях строения и т.д.)


4. Мезофиты- наземные растения, приспособленные к более или менее достаточным, но не избыточным увлажнением.


http://ru.wikipedia.org/wiki/Мезофиты


(Учитель объясняет широкое распространение мезофитов, особенности строения. Здесь же на веб-странице в тексте открывает ссылки на растения:

«….(примеры растений — разнообразные виды из родов полевица, тимофеевка, ромашка, клевер, золотарник и др.). Помимо луговых трав, в умеренном поясе к мезофитам относятся большинство лесных трав (ландыш, медуница и др.) и листопадные деревья и кустарники (например, бук, сирень, лещина)».


5. Ксерофиты- растения сухих местообитаний, способные переносить продолжительную засуху («засухоустойчивые»).


У ксерофитов можно выделить две подгруппы склерофиты и суккуленты - растения, имеющие специальные ткани для запаса воды.


http://ru.wikipedia.org/wiki/Склерофиты.

(После разъяснения группы склерофитов, отправляемся по ссылке. Действия аналогичны предыдущим

http://ru.wikipedia.org/wiki/Суккуленты )


(Учитель поясняет характеристики данной группы растений. По названиям растений голубого цвета так же все совершают экскурсию, рассматривая увеличенные изображения кактусов, эчеверии, литопсов, алоэ, хавортии.)


V. Закрепление пройденного материала (3-4 мин).


Приложение. Презентация Microsoft Power Point.


VI. Выставление оценок .

VII. Домашнее задание : §§16-19, читать, устно отвечать на вопросы.

Источники

http://ru.wikipedia.org/wiki/

http://ecology-portal.ru/





Похожие:

Урок экологии в 6 классе по теме: Виртуальная экскурсия «Экологические группы растений по отношению к воде» Пояснительная записка iconУрок по теме «Многообразие птиц и их экологические группы» Раздел IV
Iii. Модельный урок по теме «Многообразие птиц и их экологические группы»
Урок экологии в 6 классе по теме: Виртуальная экскурсия «Экологические группы растений по отношению к воде» Пояснительная записка iconЯзык словами силен, или тайны русского слова Урок-экскурсия для систематизации и обобщения знаний по теме «Причастие»
Урок-экскурсия для систематизации и обобщения знаний по теме «Причастие» в 6 классе
Урок экологии в 6 классе по теме: Виртуальная экскурсия «Экологические группы растений по отношению к воде» Пояснительная записка iconВидовой состав лекарственных растений местной флоры
Изучить основные группы лекарственных растений, их биолого-экологические особенности лекарственные свойства
Урок экологии в 6 классе по теме: Виртуальная экскурсия «Экологические группы растений по отношению к воде» Пояснительная записка iconПрограмма по экологии предусматривает изучение в 6 классе раздела «Введение в экологию растений»
Тематическое планирование составлено по программам курса «Экология растений» 6 кл. (авт. И. М. Швец). Изучение курса учащимися осуществляется...
Урок экологии в 6 классе по теме: Виртуальная экскурсия «Экологические группы растений по отношению к воде» Пояснительная записка iconУрок экологии (10 класс) по теме: «Человек. Среда. Здоровье»
Тема урока: Экология человека. Здоровье как категория экологии (учитель географии и экологии Кемпф А. П.)
Урок экологии в 6 классе по теме: Виртуальная экскурсия «Экологические группы растений по отношению к воде» Пояснительная записка iconМукина Светлана Геннадьевна пояснительная записка
Проблемы экологии и охраны окружающей среды в целом по всеобщему признанию стали для человека самыми актуальными, после проблем ядерной...
Урок экологии в 6 классе по теме: Виртуальная экскурсия «Экологические группы растений по отношению к воде» Пояснительная записка iconПорожденность. Виртуальная реальность продуцируется активностью какой-либо другой реальности, внешней по отношению к ней. Актуальность
Ба­зо­вой идеей, на которой строится виртуалистика, является идея виртуального существования (виртуальной реальности). Что такое...
Урок экологии в 6 классе по теме: Виртуальная экскурсия «Экологические группы растений по отношению к воде» Пояснительная записка iconУрок биологии в 6 классе «Фотосинтез» Задачи: Углублять и расширять представления о питании растений
Листья растений своеобразная лаборатория, в которой на свету образуются органические вещества
Урок экологии в 6 классе по теме: Виртуальная экскурсия «Экологические группы растений по отношению к воде» Пояснительная записка iconОсновные понятия экологии Экологические факторы Экология популяций
Предмет и задачи экологии. Организм и надорганизменные системы: популяции, сообщества, экосистемы как объекты экологии. Биоэкология...
Урок экологии в 6 классе по теме: Виртуальная экскурсия «Экологические группы растений по отношению к воде» Пояснительная записка iconУрок в 5-6 классе. Многообразие культурных растений
Декоративные культуры; муляжи овощей и фруктов, гербарии культурных растений, продукты переработки технических растений (крахмал,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы