Программа коррекционной работы icon

Программа коррекционной работы



НазваниеПрограмма коррекционной работы
Дата конвертации14.11.2012
Размер266.76 Kb.
ТипПрограмма
источник

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ


Программа коррекционной работы МОУ «СОШ № 5» согласно Стандарта направлена на освоение основной образовательной программы начального общего образования со следующими категориями обучающихся:

1. имеющими справки городской медико-психолого-педагогической комиссии об индивидуальном подходе в обучении по различным учебным предметам;

2. с ограниченными возможностями здоровья (физическое или психическое).

Программа коррекционной работы должна обеспечивает:

- выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи таким детям;

- возможность освоения детьми с ОВЗ Образовательной программы и их

интеграции в образовательном учреждении.

^ Программа коррекционной работы содержит:

- перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных

коррекционных мероприятий;

- систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса школы, а также описание специальных условий обучения и воспитания таких детей.

- механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных

мероприятий учителей и других специалистов в области в области коррекционной педагогики;

- планируемые результаты коррекционной работы.

Программа коррекционной работы позволяет реализовать личностно-

ориентированный подход через медико-психолого-педагогическое сопровождение ребенка, способствующее достижению учащимся с ОВЗ стандарта образования. Она имеет подчиненную, вспомогательную функцию по отношению к Образовательной программе, уточняется и корректируется в процессе работы.

Предметом проектирования программы коррекционной работы является создание комплекса условий (средств, механизмов) для повышения эффективности обучения ивоспитания детей с ОВЗ.

К числу основных условий относятся:

1. введение системы регулярного, углубленного, комплексного и разностороннего изучения детей в процессе различных видов деятельности на уроке, во внеурочное время, в семье;

2. интеграция полученных в ходе медицинского, психологического и

педагогического изучения ребенка данных, объединяемых в симптомокомплексы;

3. разработка и реализация педагогических технологий (диагностико-

информационных, обучающе-образовательных, коррекционных, реабилитационных);

4. объединение усилий педагогов, медицинских и социальных работников в

оказании всесторонней помощи и поддержки детям с ОВЗ;

5. расширение перечня педагогических, психотерапевтических, социальных и

правовых услуг детям и родителям;

6. развитие системы отношений в направлении педагог-ребенок-родитель-

медицинские работники.

Практическая работа по реализации программы коррекционной работы предполагает:

1. повышение уровня медико-психолого-педагогической компетентности

психологов, педагогов, родителей;

2. разработку новых педагогических технологий, учитывающих

особенности детей с ОВЗ; координацию деятельности медицинских и образовательных учреждений по осуществлению комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения.

Программа коррекционной работы обеспечивает педагогам возможность

оптимального применения методов и приемов коррекционно-развивающей работы с учетом индивидуально-типологических особенностей детей.

Теоретико-методологическими основаниями программы коррекционной работы является взаимосвязь трёх подходов:

- нейропсихологического, выявляющего причины, лежащие в основе школьных трудностей;

- комплексного, обеспечивающего учет медико-психолого-педагогических знаний о ребёнке;

- междисциплинарного, позволяющего осуществлять совместно-распределённую деятельность специалистов, сопровождающих развитие ребенка, отражающую, с одной стороны, специфику решения задач коррекции нарушенного развития детей конкретным содержанием профессиональной работы медицинских работников, педагогов и психологов, а с другой – интеграцию действий формирующегося коллективного субъекта

этого процесса (от осознания необходимости совместных действий к развитому сотрудничеству).

^ Структура и содержание программы коррекционной работы

Программа включает в себя пять модулей: концептуальный, диагностико-

консультативный, коррекционно-развивающий, лечебно-профилактический, социально- педагогический.

Концептуальный модуль раскрывает сущность медико-психолого-педагогического сопровождения, его цели, задачи, содержание и формы соорганизации субъектов сопровождения.

Диагностико-консультативный модуль составляют программы изучения ребенка различными специалистами (педагогами, психологами, медицинскими работниками, педагогами-дефектологами) и консультативная деятельность.

Коррекционно-развивающиий модуль на основе диагностических данных

обеспечивает создание педагогических условий для ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуально-типологическими особенностями.

Лечебно-профилактический модуль предполагает проведение лечебно-

профилактических мероприятий; соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима дня, питания ребенка, осуществление индивидуальных лечебно-профилактических действий.

Социально-педагогический модуль нацелен на повышение уровня

профессионального образования педагогов; организацию социально-педагогической помощи детям и их родителям.

Рассмотрим содержание каждого модуля:

Концептуальный модуль

В программе коррекционной работы медико- психолого -педагогическое

сопровождение понимается как сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого.

В основе сопровождения лежит единство четырёх функций:

-диагностика сущности возникшей проблемы;

-информация о сути проблемы и путях её решения;

-консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы;

-помощь на этапе реализации плана решения.

Основными принципами сопровождения ребёнка в школе являются: рекомендательный характер советов сопровождающего; приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ребёнка»); непрерывность сопровождения;

мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения.

Основная цель сопровождения оказание помощи в решении проблем. Задачи сопровождения: правильный выбор образовательного маршрута; преодоление затруднений в учёбе; решение личностных проблем развития ребёнка; формирование здорового образа жизни.

Организационно-управленческой формой сопровождения является медико-

психолого-педагогический консилиум. Его главные задачи: защита прав и интересов ребёнка; массовая диагностика по проблемам развития; выявление групп детей, требующих внимания специалистов; консультирование всех участников образовательного процесса.

^ Диагностико-консультативный модуль

В данном модуле разрабатывается программа изучения ребенка различными специалистами (см. таблицу). Педагог устанавливает усвоенный детьми объем знаний, умений, навыков; выявляет трудности, которые испытывают они в обучении, и условия, при которых эти трудности могут быть преодолены. Педагог отмечает особенности личности, адекватность поведения в различных ситуациях. В сложных случаях, когда педагог не может сам объяснить причину и добиться желаемых результатов, он обращается к специалистам (психологу, дефектологу, психоневрологу).

В содержание исследования ребенка психологом входит следующее:

1. Сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей. Важно получить факты жалоб, с которыми обращаются. При этом необходимо учитывать сами проявления, а не квалификацию их родителями, педагогами или самими детьми.

2. Изучение истории развития ребёнка. Подробный анализ собирает и анализирует врач. Психолог выявляет обстоятельства, которые могли повлиять на развитие ребенка (внутриутробные поражения, родовые травмы, тяжелые заболевания в первые месяцы и годы жизни). Имеют значение наследственность (психические заболевания или некоторые конституциональные черты); семья, среда, в которой живет ребёнок (социально неблагополучная, ранняя депривация). Необходимо знать характер воспитания ребенка (чрезмерная опека, отсутствие внимания к нему и другие).

3. Изучение работ ребёнка (тетради, рисунки, поделки и т. п.).

4. Непосредственное обследование ребёнка. Беседа с целью уточнения мотивации, запаса представлений об окружающем мире, уровня развития речи.

5. Выявление и раскрытие причин и характера тех или иных особенностей

психического развития детей.

6. Анализ материалов обследования. Психолог анализирует все полученные о

ребенке сведения и данные собственного обследования, выявляются его резервные возможности. В сложных дифференциально-диагностических случаях проводятся повторные обследования.

7. Выработка рекомендаций по обучению и воспитанию. Составление индивидуальных образовательных маршрутов медико-психолого-педагогического сопровождения.

В каждом конкретном случае определяются ведущие направления в работе с ребенком. Для одних детей на первый план выступает ликвидация пробелов в знаниях учебного материала; для других – формирование произвольной деятельности, выработка навыка самоконтроля; для третьих необходимы специальные занятия по развитию моторики и т.д.

Эти рекомендации психолог обсуждает с учителем, медицинским работником и родителями, осуществляя постоянное взаимодействие. Составляется комплексный план оказания ребенку медико-психолого-педагогической помощи с указанием этапов и методов коррекционной работы. Обращается внимание на предупреждение физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок, проведение своевременных лечебно- оздоровительных мероприятий.

Программа медико-психолого-педагогического изучения ребёнка

Изучение

ребенка

Содержание работы

Где и кем выполняется

работа

Медицинское


Выявление состояния физического и психического здоровья. Изучение медицинской документации: история развития ребенка, здоровье родителей, как протекала беременность, роды.

Физическое состояние учащегося. Изменения в физическом развитии (рост, вес и т. д.). Нарушения движений (скованность, расторможенность, параличи, парезы, стереотипные и навязчивые движения).

Утомляемость. Состояние анализаторов.

Школьный медицинский работник, педагог.

Наблюдения во время занятий, в

перемены, во время игр и т. д.(педагог). Обследование ребенка врачом. Беседа врача с родителями.

Психолого-

логопедическое


Обследование актуального уровня психического и речевого развития, определение зоны ближайшего развития.

Внимание: устойчивость, переключаемость с одного вида деятельности на другой, объем, работоспособность.

Мышление: визуальное (линейное, структурное);

понятийное (интуитивное, логическое); абстрактное, речевое, образное.

Память: зрительная, слуховая, моторная, смешанная.

Быстрота и прочность запоминания. Индивидуальные особенности. Моторика. Речь.


Наблюдение за ребенком на занятиях и во внеурочное время.(учитель).

Специальный эксперимент.

(психолог).

Беседы с ребенком, с родителями.

Наблюдения за речью ребенка на занятиях и в свободное время.

Изучение письменных работ(учитель). Специальный

эксперимент (логопед).

Социально-

педагогическое


Семья ребенка. Состав семьи. Условия воспитания.

Умение учиться. Организованность, выполнение требований педагогов, самостоятельная работа, самоконтроль. Трудности в овладении новым материалом.

Мотивы учебной деятельности. Прилежание, отношение к отметке, похвале или порицанию учителя, воспитателя.

Эмоционально-волевая сфера. Преобладание настроения ребенка. Наличие аффективных вспышек. Способность к волевому усилию, внушаемость, проявления негативизма.

Особенности личности. интересы, потребности, идеалы, убеждения. Наличие чувства долга и ответственности.

Соблюдение правил поведения в обществе, школе, дома.

Взаимоотношения с коллективом: роль в коллективе, симпатии, дружба с детьми, отношение к младшим и старшим товарищам. Нарушения в поведении:

гиперактивность, замкнутость, аутистические проявления, обидчивость, эгоизм. Поведение. Уровень притязаний и самооценка.

Посещение семьи ребенка.

(учитель, соц. педагог).

Наблюдения во время занятий.

Изучение работ ученика (педагог).

Анкетирование по выявлению

школьных трудностей (учитель).

Беседа с родителями и учителями-

предметниками.

Специальный эксперимент (педагог, психолог).

Анкета для родителей и учителей.

Наблюдение за ребёнком в различных видах деятельности.



^ Коррекционно-развивающий модуль

Содержание и формы коррекционной работы учителя:

- наблюдение за учениками в учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);

- поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным

психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями;

- составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ОВЗ при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребёнка;

- составление индивидуального маршрута сопровождения учащегося (вместе с психологом и учителями-предметниками), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы;

- контроль успеваемости и поведения учащихся в классе;

- формирование микроклимата в классе, способствующего тому, чтобы каждый учащийся с ОВЗ чувствовал себя в школе комфортно;

- ведение документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за

учащимися и др.);

- организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие.

Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение

следующих условий:

- формирование УУД на всех этапах учебного процесса;

- обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению

характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять;

- побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой

деятельностью детей;

- установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;

- использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;

- максимальное использование сохранных анализаторов ребенка;

- разделение деятельность на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;

- использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти,

восприятия.

Еще одним условием успешного обучения детей с ОВЗ является организация

групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу, и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для учащихся с ОВЗ.

Цель коррекционно-развивающих занятий – коррекция недостатков

познавательной и эмоционально-личностной сферы детей средствами изучаемого программного материала.

Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях:

- создание условий для развития сохранных функций;

- формирование положительной мотивации к обучению;

- повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;

- коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферы;

- формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;

- воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.

Занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего

обучения:

Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.

Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух аспектах.

Началу коррекционной работы должен предшествовать этап комплексного

диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития (совместно с психологом).

Реализация коррекционно-развивающей работы требует от педагога

постоянного контроля динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка. Такой контроль позволяет вовремя вносить коррективы в коррекционно-развивающую работу.

Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения

коррекционной работы через активизацию деятельности каждого ученика, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.

Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития.

Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых возникают какие-либо препятствия. Их преодоление способствует развитию учащихся, раскрытию возможностей и способностей. Каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.

Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения таким образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса обработки информации, следовательно - механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.

Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.

Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления педагогом и психологом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия оказываются за пределами максимальной нагрузки обучающихся.

Занятия ведутся индивидуально или в маленьких группах, укомплектованных на основе сходства корригируемых недостатков.

^ Коррекционно - развивающие занятия

Тема занятия

Дата проведения

^ ЗУН (прогнозированный результат)

пред.

факт.

Развитие пространственных представлений через умение ориентироваться на плоскости листа.

Развитие мелкой моторики рук посредством тренировки пальцев рук.

Развитие механической памяти посредством разучивания чистоговорок.

Развитие логического мышления посредством завершения логических цепочек

Развитие мышц лица посредством логопедической гимнастики.

Работа над развитием правильной дикции посредством громкого четкого произношения ряда звуков, слогов, слов.

Упражнения по развитию голоса посредством удлинения произнесения звуков, усиления голоса, ослабления голоса.

Формирование каллиграфического навыка путем написания прописных и строчных букв и соединение их в слоги.

Развитие восприятия через узнавание формы, размера, цвета предмета.

Развитие зрительного восприятия и мышления через заполнение пробелов в таблицах.

Развитие целостного восприятия через постановку на место недостающих фрагментов картинки.

Развитие мелкой моторики рук, механической памяти, устной речи посредством пальчиковой гимнастики (инсценировки).

Развитие мышц лица и речевого слуха посредством артикуляционной гимнастики.

Развитие фонематического слуха через выделение определённого звука, слога.

Развитие фонематического слуха путём узнавания и выделения гласного звука.

Развитие фонематического слуха через узнавание и выделение согласного звука.

Развитие устной речи через умение составлять предложения по картинкам.

Развитие устной речи посредством правильного построения ответа на вопрос учителя.

Развитие зрительной памяти посредством запоминания ряда букв, цифр, предметов, расположенных в определённом порядке.

Развитие внимания посредством нахождения отличий между картинками.

Развитие устойчивости внимания через нахождение и выделение определённых букв, цифр, слов.

Развитие логической памяти посредством ассоциативного запоминания слов.

Развитие слуховой памяти, внимания и речи через воспроизведение прочитанного текста.

Развитие логического мышления посредством исправления ошибок изображенных на картинках.

Развитие точности, прочности и скорости запоминания посредством письма по памяти.

Развитие воображения, мышления посредством решения простых задач на сложение и вычитание.

Развитие умения дифференцировать слова и предметы.

Развитие умения дифференцировать примеры.

Развитие логического мышления через умение рассуждать, правильно отвечать на вопросы учителя.

Развитие навыка чтения всех типов слогов русского языка на материале слогов – слов.

Развитие плавного послогового чтения слов с постепенным усложнением слоговой структуры на основе зрительного слогоделения.

Увеличение объема зрительного восприятия в процессе использования чтения столбиков слогов и слов способом наращивания.

Развитие зрительного восприятия посредством рассматривания серии связанных единым сюжетом картинок.

Формирование пространственных представлений посредством закрепления понятий: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.

Развитие объема кратковременной памяти посредством написания зрительных диктантов.

Развитие выразительности чтения посредством соблюдения знаков препинания при чтении.

Развитие способности устанавливать причинно – следственные связи через рассматривание картинок и расположение их в необходимой смысловой последовательности.

Развитие фонематического слуха посредством письма под диктовку простых по слоговой структуре слов.

Развивать мышление через умение применять правило о переместительном свойстве сложения на практике.

Развитие мелкой моторики рук посредством сгибания бумаги.

Развитие переключения внимания посредством чтения короткого текста и иллюстрирования его.

Развитие зрительной памяти посредством воспроизведения данных учителем узоров, слов, цифр.

Увеличение объёма зрительного восприятия в процессе использования чтения столбиков слогов и слов способом наращивания.

Развитие восприятия выразительности речи посредством чтения коротких стихотворений громко, тихо, шёпотом.

Развитие логического мышления посредством решения логических задач.

Развитие слухового внимания посредством игр: «Съедобное, не съедобное», «Наоборот (отрицание)».

Развитие долговременной памяти посредством воспроизведения ряда знаков, рисунков.

Развитие активности и внимания через устный счёт с элементами игры.

Развитие навыка самоконтроля через проверку выполненной работы.

Развитие логического мышления посредством решения логических примеров (математический квадрат).

Развитие памяти, слухового внимания посредством написания геометрических и знаковых диктантов.

Развитие фонематического слуха посредством письма под диктовку простых предложений.

Развитие мышления посредством умения группировать предметы по определённым признакам.

Развитие мышления и фонематического слуха через умение применять правило при письме под диктовку слов со слогами: жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Формировать навык самостоятельности через самостоятельное решение примеров.

Развивать умение учащихся комментировать свои действия при выполнении аппликации.

Развивать активность мыслительной деятельности через решение примеров в два действия.

Развитие зрительной памяти и внимания посредством написания графических диктантов (точечных).

Развитие навыка взаимоконтроля через проверку работы соседа.

Развитие памяти через воспроизведение словесного материала услышанного на уроке.

Развитие речи и восприятия формы, величины, цвета через сравнение предметов.

Развитее речи и способности выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения.

Развитие мышления посредством классификации предметов (изображений), слов.

Развитие мышления и слухового восприятия посредством отгадывания загадок.

Развитие фонематического слуха через письмо под диктовку простых по структуре предложений.

Развитие речи, воображения, мышления через составление задач по картинке и их решение.

Развитие речи и мышления через умение сравнивать числа.

Развитие активности и интереса к урокам математики через решение тестовых заданий.

Развитие устной и письменной речи через умение составлять предложения из данных вразбивку слов с последующей их записью.

Развитие мышления через умение применять правило на практике о написании имен собственных.







Уметь

ориентироваться

на плоскости

листа.


Знать упражнения

и тексты

пальчиковых и

логопедических

гимнастик.


Уметь писать

каллиграфическим почерком.


Уметь различать

предметы по

форме, цвету,

размеру.


Уметь выделять в словах гласные,

согласные звуки.


Уметь запоминать и воспроизводить

ряд букв, цифр,

предметов

расположенных в определенном

порядке.


Уметь писать по

памяти короткие

предложения.


Уметь находить

правильное

решение задачи.


Уметь читать

плавно по слогам.


Уметь располагать

картинки в

необходимой

смысловой

последователь ности.


Уметь писать под диктовку слова.


Уметь

воспроизводить узор показанный

учителем.


Уметь решать

логические

задачи.


Уметь проверять

свою работу.


Уметь писать

геометрические и знаковые

диктанты.


Уметь

самостоятельно решать примеры.


Уметь

комментировать свои действия.


Уметь

воспроизводить

прочитанное по вопросам учителя и самостоятельно.


Уметь составлять

предложения.


Работа с целым классом или с большим числом детей на этих занятиях не допускается. Учащиеся, удовлетворительно усваивающие учебный материал в ходе фронтальной работы, к индивидуальным занятиям не привлекаются, помощь оказывается ученикам, испытывающим особые затруднения в обучении.

Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к

воспитанию и развитию ребенка. В связи с этим, работа в часы индивидуальных и групповых занятий должна быть ориентирована на общее развитие, а не на тренировку отдельных психических процессов или способностей учащихся. Планируется не столько достижение отдельного результата (например: выучить таблицу умножения), сколько создание условий для развития ребенка.

^ Учет индивидуальных занятий осуществляется в журнале Учёта посещаемости коррекционных занятий.

На одной стороне заполняется список всех учащихся класса, фиксируются даты занятий и присутствующие ученики, на другой – содержание (тема) занятия с каждым учеником (группой) в отдельности (с указанием фамилии или порядкового номера по списку). Запись в журнале оформлена следующим образом:



п/п

Список учащихся

Месяц (декабрь)

Что пройдено


Что задано на дом













1






















2






















3






















4























Организация коррекционных занятий исходит из возможностей ребенка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания увеличивается пропорционально возрастающим возможностям ребенка.

Изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать сроки, этапы и основные направления коррекционной работы.

Дети, успешно справляющиеся с программой, освобождаются от посещения коррекционно-развивающих занятий по решению школьного медико-психолого-педагогического консилиума.

По мере выявления индивидуальных пробелов в развитии и обучении детей с ОВЗ проектируется программа коррекционной работы в последующие годы обучения.

^ Лечебно-профилактический модуль

Модуль предполагает проведение контроля за соблюдением санитарно-

гигиенических норм, режимом дня, питанием ребенка, специальные коррекционные занятия лечебной физкультурой, посещение бассейна, специальные игры с музыкальным сопровождением, игры с перевоплощением, особые приемы психотерапевтической работы при прослушивании сказок, рисовании, использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности, организованный отдых на переменах .


^ Социально-педагогический модуль


1. Повышение профессиональной компетентности педагога.

Педагог должен быть знаком с особенностями развития данной неоднородной группы детей. Это необходимо для того, чтобы иметь возможность разобраться в комплексе проблем, грамотно поставить вопрос перед психологами- консультантами правильно интерпретировать их рекомендации, координировать работу учителей- предметников и родителей, вести коррекционные занятия с учениками, имеющие нарушения. Педагог под руководством психолога может провести диагностику, используя несложные методики.


2. Психотерапевтическая работа с семьей .

Цель - повышения уровня родительской компетентности и активизация роли родителей в воспитании и обучении ребёнка. Проводится на индивидуальных консультациях специалистами, родительских собраниях.


^ Направления и задачи коррекционной работы

Направления


Задачи работы

Содержание и формы

работы

Ожидаемые

результаты

Диагностическое


Повышение

компетентности

педагогов по проблеме

исследования.

Диагностика

школьных трудностей

обучающихся.

Дифференциация

детей по уровню и

типу их психического

развития


Реализация спецкурса

для педагогов.

Изучение

индивидуальных карт

медико-психолого-

педагогической

диагностики

Анкетирование,

беседа, тестирование,

наблюдение.


Характеристика

образовательной ситуации в школе.

Диагностические портреты

детей (карты медико-

психолого-педагогической

диагностики,

диагностические карты

школьных трудностей).

Характеристика

дифференцированных групп учащихся

Проектное

Проектирование

образовательных

маршрутов на основе

данных

диагностического

исследования.


Консультирование

учителей при

разработке

индивидуальных

образовательных

маршрутов

сопровождения и

коррекции.

Индивидуальные карты

медико-психолого-

педагогического

сопровождения ребёнка с ОВЗ.


Аналитическое


Обсуждение

возможных вариантов

решения проблемы,

построение прогнозов

эффективности

программ

коррекционной

работы.

Медико-психолого-

педагогический

консилиум.


План заседаний медико-

психолого-педагогического

консилиума школы.



На третьем этапе – технологическом - осуществляется практическая

реализация программы коррекционной работы.

На основе индивидуальных карт медико-психолого-педагогической диагностики и карт медико-психолого-педагогического сопровождения определяются функции и содержание деятельности учителей начальных классов, родителей, учителя физкультуры, медицинских работников.

Четвёртый этап - заключительный (аналитико-обобщающий) - включает в себя итоговую диагностику, совместный анализ результатов коррекционной работы, рефлексию.

Результатом коррекционной работы является достижение ребёнком с ОВЗ

планируемых результатов освоения Образовательной программы.




Похожие:

Программа коррекционной работы iconПрограмма коррекционной работы Введение
Программа коррекционной работы — это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении...
Программа коррекционной работы iconПрограмма коррекционной работы Введение
Программа коррекционной работы — это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении...
Программа коррекционной работы iconПрограмма коррекционной работы моу «Средняя общеобразовательная школа №1»
Программа коррекционной работы — это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении...
Программа коррекционной работы iconПрограмма коррекционной работы
Программа коррекционной работы — это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении...
Программа коррекционной работы iconПрограмма коррекционной работы
Программа коррекционной работы — это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении...
Программа коррекционной работы iconПрограмма коррекционной работы пояснительная записка
Программа коррекционной работы направлена на создание системы по организации обучения и воспитания в образовательном учреждении детей...
Программа коррекционной работы iconПрограмма коррекционной работы направлена на
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного...
Программа коррекционной работы iconПрограмма коррекционной работы 1-4 классы
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного...
Программа коррекционной работы iconПрограмма коррекционной работы Пояснительная записка
Программа коррекционной работы направлена на разрешение ряда проблем, возникающих при обучении и воспитании младших школьников в...
Программа коррекционной работы iconПрограмма коррекционной работы Пояснительная записка
Программа коррекционной работы направлена на разрешение ряда проблем, возникающих при обучении и воспитании младших школьников в...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы