Развитие творчества учащихся на занятиях ансамбля музыкальных инструментов из опыта работы учителя музыки высшей категории моу «сош №58» icon

Развитие творчества учащихся на занятиях ансамбля музыкальных инструментов из опыта работы учителя музыки высшей категории моу «сош №58»



НазваниеРазвитие творчества учащихся на занятиях ансамбля музыкальных инструментов из опыта работы учителя музыки высшей категории моу «сош №58»
Дата конвертации10.11.2012
Размер204.57 Kb.
ТипДокументы
источник

Развитие творчества учащихся на занятиях ансамбля музыкальных инструментов

(из опыта работы учителя музыки высшей категории МОУ «СОШ № 58» г. Магнитогорска Петрова В.В.)


В повседневной работе учителя часто путаются понятия:

  • Учебная работа на уроке;

  • Деятельность учащихся;

  • Творчество.

Безусловно, все они взаимосвязаны. Элементы любого вида деятельности можно встретить на любом этапе урока.

Учебной работой пронизаны все уроки. Именно она является, на мой взгляд, основой для изучения многих предметов школьной программы. Деятельность характерна для многих из них. А вот творчество ученика на уроке встречается, не так часто как хотелось бы. И, тем не менее, именно творчество должно стать основой урока музыки, так как музыкальное искусство в школе не для того, чтобы его изучать, а для того, чтобы с его помощью воспитывать и развивать ребят. А развитие человека вне творческой деятельности просто невозможно.

Так что же такое творчество?

На мой взгляд, оно начинается в тот момент, когда ребёнок поставлен в ситуацию выбора: он может сделать так или как – то иначе, но обязательное условие: решение как поступить, должно быть только за ним.

Только на первый взгляд, кажется, что роль учителя невелика, на самом деле в создании условий для творческой деятельности роль учителя первостепенна. Только педагог высокой квалификации способен целенаправленно создавать такие ситуации, в которых ученику комфортно, и он без особых проблем, но с большим желанием занимается творчеством на уроке. Учитель должен стать как бы посредником между учеником и творческой деятельностью. Он должен умело спровоцировать ситуацию, побуждающую ученика выполнить те или иные действия, выбрать из них самые оптимальные, принять решение.

Роль ученика, его деятельность, хотя и является производной от деятельности учителя, но она тоже очень важна, так как творческий процесс не может быть односторонним на первом этапе.

Итак, мы приходим к пониманию, что творческий процесс на первом этапе двусторонний, зависит в равной степени от учителя и ученика, взаимосвязан с тем и другим. Если представить цепочку действий по развитию творчества, то получится следующее:

  • Деятельность учителя;

  • Обоснование деятельности для ребят;

  • Совместная деятельность учителя и учащихся;

  • Создание учителем ситуации выбора;

  • Выбор ученика;

  • Самостоятельная творческая деятельность ученика.

Творчество – это созидательный процесс и его итогом может стать что–то красивое, совершенное, интересное. Если этого не происходит, то и творчества как такового тоже нет.

Методики, применяемые учителями музыки 10-15 лет назад, к сожалению, опирались в лучшем случае на деятельность с элементами творчества. Иначе при авторитарной педагогике и быть не могло, так как от учителя требовалось, чтобы он умел достигать какого- либо результата: чистота интонирования, многоголосное пение, качество звукообразования, ансамбль звучания и многое другое. Заметьте, что на первом месте оказывались технические навыки. Ребёнок становится при такой системе исполнителем чьей-то воли: здесь сыграй вот так, а здесь сделай вот это. Ученик превращается из объекта развития и воспитания в средство для достижения цели. А цель была - занять призовое место в смотре, конкурсе. О каком творчестве могла идти речь? Основой работы учителя музыки становились методики, основанные на «натаскивании» ребят, где главным элементом работы становился тренинг.


После смерти немецкого композитора и педагога К.Орфа (1895-1982) осталась педагогическая концепция, которую сейчас развивают его ученики и последователи.

Её принципами являются:

  • Соединение музыки, движения, слова, рисунка;

  • Дифференцированная работа в группе: учиться от другого, учиться с другим;

  • Игра;

  • Развитие креативности;

  • Центральный принцип – импровизация;

  • Использование элементарных инструментов.

Чтобы понять весь смысл учения Орфа, необходимо знать о двух направлениях в музыкальной педагогике, которые выделял В. Каневский:

  1. Детская педагогика;

  2. Искусство и сцена.


Каждое из этих направлений развивается по своим законам:


Детская педагогика

Искусство и сцена

Главное - процесс

Главное - результат

Ориентация на развлечение

Ориентация на преодоление трудностей

Состояние важнее, чем внешняя форма

Внешняя форма важнее всего (сцена!)

Жанры: народное действо

Жанры: концерт, спектакль, постановка

Учитель всё время поддерживает

Учитель часто критикует и требует

Никакой оценки (все рады, это главное)

Постоянная оценка

Интеграция музыки, движения, слова

Разделение и спецификация предметов

Вседоступность, «любительство» (в хорошем смысле)

Профессионализм


Эпиграфом к занятиям классного оркестра хорошо подойдут слова из китайской пословицы:

«Скажи мне и я забуду,

Покажи мне и я запомню,

Вовлеки меня и я пойму».


В основе работы у Орфа лежит:

^ Интегративная музыкальная деятельность:

Собственно музыкальная (пение , игра на муз. инструментах, слушание музыки, движение

В классном оркестре происходит интегративное музыкальное воспитание, так как на занятиях соединяются различные виды деятельности.

Музыкальная деятельность:

Пение:

  • Сочинение попевок, мелодий;

  • Мелодизация текстов и ритмов.

Игра на музыкальных инструментах:

  • Русские народные инструменты;

  • Ударные инструменты;

  • Штабшпили.

  • От исполнения метра и ритма до исполнения сопровождения;

  • Импровизация и сочинение в свободном метре (аметрум).

Слушание музыки:

Слушание другого человека;

Запись и прослушивание собственного исполнения;

Приглашение исполнителей в класс;

Посещение концертов;

Прослушивание дисков с выдающимися исполнителями.

Движение:

Ритмические движения;

Выразительная пластика;

Движение как активное слушание музыки;

Пантомима;

Простые танцы (народные или массовые).

Рисование:

Рисование под музыку, как создание образа;

Рисование как активное слушание музыки;

Графика (нотная графика, знаковая графика (как партитура).

Поэзия:

Сочинение собственных текстов:

Рифмы как набор рифмованных слов или образов;

Текстирование рифмы когда рифмы может и не быть (хайку – трёхстрочные стихи, сёнки – пятистрочные стихи);

^ Использование театральных элементов:

Инсценировка сюжетов;

Сочинение музыкально-театральной пьесы. Что даёт применение интегративной музыкально-творческой деятельности на занятиях инструментального ансамбля?


  • Из содержания учебных занятий уходит малопривлекательный процесс разучивания произведения по фразам;

  • В содержание урока добавляется творчество, основу которого составляет импровизационная деятельность учащихся;

  • Возможность задействовать в работе весь класс (что для общеобразовательной школы является немаловажным);

  • Происходит естественная дифференциация деятельности ребят, так как каждый находит своё посильное участие в творческом процессе;

  • Восприятие художественного образа идёт глубже, ярче и шире;

  • Задействуются все возможные центры восприятия: слух, зрение, опорно - двигательный аппарат и даже органы обоняния;

  • Намного возрастает процент активной практической деятельности ребят на уроке;

  • Повышается двигательная активность учащихся на уроке;

  • Происходит комплексное развитие детей.

Развиваются:

  • Импровизационные способности ребят;

  • Пластика;

  • Мимика;
    Умение широко воспринимать художественный образ;

  • Исполнительские способности детей;

  • Творческое воображение;

  • Способность принимать своё собственное решение (ученик постоянно стоит перед выбором «А как сделаешь ты?»);

Какие ещё появляются возможности?

  • Постоянно происходит процесс самовыражения ребёнка;

  • Появляются новые возможности для совершенствования воспитательного процесса;

  • Ученик из объекта воспитания и развития превращается в субъект;

Особенно хочется остановиться на роли учителя в этом процессе: его главная задача – направить деятельностный процесс в нужное русло, а потом лишь корректировать его.


«Класс- оркестр»


Проблема дефицита времени, отведённого школьной программой для занятий музыкой (1 час в неделю) и необходимость развития творческого начала в детях делают особо значимой внеклассную работу по предмету. Формы осуществления этой внеурочной деятельности удивительно многообразны, но я хочу остановиться на одной – музицирование на простейших музыкальных инструментах.

В своё время великий музыкант- педагог Д.Кабалевский выдвинул тезис «Каждый класс – хор». И конечно на первом месте у него было не создание на базе каждого класса настоящего профессионального хора, а привлечение к музыкально- творческой деятельности абсолютного большинства ребят общеобразовательной школы.

Если переосмыслить методику венгерского педагога и композитора ^ Вероники Коэн для занятий с инструментальным ансамблем, то мы поймём, что и здесь открывается широкий простор для творческой деятельности учителя и ученика.

Идея создания на базе класса инструментального коллектива для меня была уже не нова, так как уже добрый десяток лет я работал с ребятами разного возраста и понял, что этот принцип срабатывает на обоюдную пользу учителю и ученику.

Работать в этом направлении я начал в далёкие 70-е годы, когда в школах города появились музыкальные Орф-инструменты. Сам ездил в город Киров для получения и доставки этих инструментов в город. В школе появились новенькие инструменты, которые привлекали внимание всех учащихся. Меня сразу привлекла доступность этих инструментов детям разного возраста и необычность звучания.

Всё началось стихийно… в классе, где я собирал эти инструменты, делали уборку мальчики 7 класса. Они и стали первыми (и постоянными) участниками моего инструментального ансамбля. С ними я и прошёл все этапы становления коллектива и развития интереса ребят к музицированию. Удивил меня и интерес именно мальчиков (7 класс достаточно проблемно привлечь куда- либо). Но я понял ещё и то, что многое будет зависеть от нескольких первых занятий, которые надо очень тщательно готовить.

Для себя я выделил несколько этапов в этой работе:

1 этап – ознакомительный уже миновал. Ребята заинтересовались внешним видом, звучанием, доступностью игры (я им разрешил «поиграть» на них).

2 этап – самый важный, в основе которого лежит «принцип мгновенного успеха» (так я назвал его для себя), который не только заинтересовывает, но и окрыляет ребят. На самом деле: сколько времени надо для того, чтобы юный музыкант дал первый свой концерт, да ещё не один, а в ансамбле с другими исполнителями. Для этого необходимо минимум год кропотливо заниматься несколько раз в неделю плюс теория музыки, сольфеджио, муз. литература, занятия дома. Не потому ли происходит массовый отсев учащихся в музыкальной школе, несмотря на то, что берут туда не всех подряд, а учитывая способности и желание ребёнка. Уход из музыкальной школы означает, что у ребёнка навсегда убито желание музицировать.

Учитывая психологию детей (особенно младшего школьного возраста) я предлагаю принципиально иной путь – помочь ребятам мгновенно овладеть простыми способами игры на инструменте для создания музыкального образа здесь и сейчас, а не через год и не через месяц. Подчёркиваю, что речь идёт не о профессиональном владении инструментом, а об использовании музыкальных инструментов в развитии детей. То есть, ставится принципиально другая цель, нежели в музыкальной школе или профессиональном оркестре. Не овладение техническими навыками игры, а элементарное самовыражение в процессе создания образа, что очень важно для развития личности. Хочу отметить, что 2 этап длится всего… 30 минут.

3 этап- это элементарное создание музыкального образа. На первых порах очень помогает изобразительность в музыке. Именно изобразительные возможности музыки ближе всего детям, им на начальном этапе интереснее что - либо изобразить (топот копыт, стук колёс, звон весенней капели и т. д.). При этом необходимо помнить, что выразительность в музыке - самое важное её качество, в ней состоит специфика музыкального искусства. И помня об этом надо постоянно стремиться к выразительности через изобразительность.

4 этап – осознание музыкального образа как главного и необходимого условия создания и существования музыки, а средств музыкальной выразительности как закономерности музыкального языка, их важности для создания музыкального образа.

Формулировки (что такое темп, динамика, ритм, тембр, лад и др.) на первом этапе не играют существенной роли и поэтому их лучше не давать. При этом важно, чтобы ребята поняли – темп, динамика, ритм, лад, тембр, регистр бывают разными и от этого зависит очень многое (настроение, эмоции, мысли). Легче всего это даётся при составлении исполнительского плана: как надо играть, если мы изображаем как несётся во весь опор конница, идут солдаты, едет поезд, идёт дождь, кричит кукушка. Вот тут – то и начинается творческий процесс. С помощью руководителя дети предлагают (вот что важно) свои варианты исполнения и учителю необходимо бережно относиться к этим предложениям, а если что – то противоречит образу, то в доступной форме объяснить, не навязывая своего мнения, в чём ребёнок неправ. В этот момент у учителя должна быть исключительно корректирующая роль.

5 этап – осознанное создание музыкального образа через исполнение.

Ещё раз отмечаю, что данная методика разрабатывалась с учётом специфики общеобразовательной школы, где ставятся совершенно отличные от музыкальной школы задачи: вспомним слова Сухомлинского «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего человека». В общеобразовательной школе профессиональные навыки, исполнительская техника, изучение теории музыки не берут верх над созданием условий для творческого развития и самовыражения ребят.


^ Что необходимо сделать для создания классного оркестра:


  1. Создать инструментальную базу.

Каждый ребёнок должен быть обеспечен индивидуальным инструментом.

Они изготавливаются из подручного материала (скорлупа грецкого ореха, банки из – под чипсов, коробочки (деревянные и пластиковые), деревянные ложки, другие).

Инструменты должны быть разными по звучанию, по способу извлечения звука, своим возможностям. При их изготовлении необходимо помнить об эстетике звука (корыто тоже звучит, но использовать его в оркестре не надо).

  1. Учителю необходимо освоить методику работы с детским оркестром музыкальных инструментов. Существенно поможет здесь книга «Уроки музыки. Система обучения К.Орфа» Т.Э. Тютюнниковой.- М. ООО «Фирма «Издательство АСТ», ООО «Издательство «Астрель», 2000.

  2. Продумать организационные моменты, которые помогут избежать пустого времяпровождения.

  3. Подготовить несколько музыкальных произведений для ребят, чтобы они могли выбрать понравившееся.

  4. Продумать партитуру исполнения музыки, роль каждого инструмента в ней.


С чего же начать? Надо сразу объяснить ребятам, что такое оркестр, ансамбль, что главное при игре в оркестре или ансамбле – это слаженность звучания. Ребята вместе с учителем слушают звучание оркестра и ансамбля. В самом начале работы (первые занятия) можно использовать игру «на своих музыкальных инструментах», которые есть у каждого человека (хлопки, притопы, цоканье, щёлканье и. т. д.). Учитель играет на инструменте какую – либо популярную мелодию и предлагает учащимся выбрать самим тот инструмент, на котором они будут играть. Но играть ведь можно по-разному и учитель сразу же выделяет тех ребят, которые играют слаженно, слушают других, не торопятся и не замедляют свою игру. Но самое главное – это увидеть тех ребят, которые нашли своё оригинальное решение игры, показать их всему классу, сыграв с ними отдельно.

^ Первые занятия классного оркестра рекомендую начинать с деловой игры. Вы говорите ребятам, что они не маленькие дети, а взрослые музыканты оркестра.

Как ведут себя музыканты на сцене? (покажите это)

Как выходит дирижёр. Что он делает? (изобразите его)

Что делают музыканты, когда дирижёр поднимает дирижёрскую палочку? (давайте покажем это).

Можно поиграть с ребятами на воображаемых музыкальных инструментах (возьмите в руки тот инструмент, который вам нравится, «поиграйте на нём»).

Эта деловая игра помогает ребятам понять многое: почему нельзя играть, когда тебе хочется. Почему надо играть слаженно, слушать других музыкантов. Кроме того прививаются навыки элементарной сценической культуры.

Следующий этап – это создание инструментального парка, изготовление инструментов из подручного материала. Создавать свои инструменты – это очень увлекательный процесс. Надо обратить внимание ребят, что звучать могут почти все предметы, окружающие нас, но эти звучания разные (звучит и корыто, но его в оркестр не берут, так как есть другие предметы, которые звучат более благозвучно). Инструменты, кроме хорошего звучания должны и выглядеть эффектно, они должны быть удобны для игры, их звучание должно вписываться в общее звучание оркестра.

Пока инструменты появились не у всех можно сочетать игру на изготовленных ребятами инструментах и хлопки, притопы, цоканье, щёлканье. Обычно в кабинете музыки инструментов всем не хватает. А это является необходимым условием для начала работы, так как пассивное участие ребёнка не устроит – ему необходимо действовать. Великолепным пособием для учителя музыки при изготовлении музыкальных инструментов станет презентация Д.А. Рытова «Мастерим музыкальные инструменты своими руками», где достаточно подробно рассказывается о способах изготовления различных инструментов и показывается их внешний вид.

Я выделяю следующие этапы работы с классным оркестром:

  • Организационный

Выбор классного коллектива;

Изготовление муз. инструментов своими руками;

Нулевой срез (какими навыками, знаниями и умениями обладает каждый участник оркестра).

  • Мотивационный

Необходимо обосновать для ребёнка, что даст ему игра на инструменте. В идеале надо начинать с родителей ( учитель выступает на родительском собрании, рассказывая какие возможности для ребёнка есть в инструментальном музицировании)

  • Обучающий

Обучение некоторым приёмам игры (одной палочкой, двумя поочерёдно, двумя вместе);

Как надо правильно держать палочки;

Как добиться хорошего звука и т.д.

  • Поисковый

Выбор инструмента и репертуара для игры.

  • Игровой

Это собственно то, к чему ребёнок и стремится.

  • Концертный

Любая деятельность должна заканчиваться демонстрацией мастерства, умений и навыков, приобретённых во время репетиций. Для классного оркестра это прежде всего концертные выступления (перед младшими классами, перед учителями, родителями, выпускниками, в микрорайоне, перед ветеранами войны и труда, шефами на производстве и.т.д.)

  • Творческий

Необходимо подвести ученика к самостоятельному решению какой-либо ситуации:

Какие инструменты взять для создания того или иного образа;

Как играть;

Как держать, как двигаться и т.д.


Учителю важно осознавать, что в процессе работы с классным оркестром развиваются:

Ритмический, мелодический и гармонический слух;

Навыки элементарной композиции и импровизации;

Эстетический вкус;

Умение реально оценивать свои возможности и возможности других людей. Самооценка;

Коммуникативные навыки ребёнка.

Отдельно надо остановиться на воспитательных возможностях коллективного музицирования:

прежде всего, воспитывается чувство коллективизма, преодоление эгоизма;

умение считаться с мнением других людей;

соблюдать законы общежития;

чувство взаимопомощи;

Чувство ответственности;

Трудолюбие;

Воспитывается сценическая культура.


Очень важным этапом является подведение итогов работы:

Учителю необходимо вести индивидуальный план работы с каждым участником оркестра.


Все эти этапы тесно связаны между собой и ведут к формированию разносторонне развитой, творческой личности, способной взаимодействовать с другими людьми, понимать и создавать высокохудожественные музыкальные образы.


Как работать над образом в классном оркестре?


Самой большой трудностью для учителя становится то, что все учащиеся хотят играть сразу. Руководитель классного оркестра должен использовать коллективные формы работы: на индивидуальную работу, особенно в самом начале, времени не будет.

Прежде всего, выбирается какой – либо образ, который можно без труда изобразить в звуках.


^ Образ Весны.

С чем у нас ассоциируется Весна?

Прежде всего – это звон капели, журчание ручейков, тёплое солнце, проталинки, первая трава, набухающие почки, пение птиц (это говорят дети);

^ Роль учителя – подтолкнуть, направить действия ребят, спровоцировать ситуацию выбора (это основа для детского творчества), чтобы ребёнок размышлял, сопоставлял, делал свой выбор, а не следовал слепо указаниям учителя.

^ Что из всего этого можно изобразить звуками?

Капельки, а ведь они разные, какие капельки ты будешь играть? (редкие, подчёркиваю, что выбор ученик сделал сам);

^ Выбери себе инструмент, на котором ты будешь их играть (выбирает через сравнение звучания разных инструментов, способа игры на них, своего желания, но если он выбор сделал не в пользу образа, моя задача направить, подсказать);

^ Сейчас нам нужен фундамент, на котором мы и будем строить свою музыку

Даю метр и называю клавиши С-Е-G, на которых мы будем играть (это необходимо, чтобы наша музыка не превратилась в кокафонию)

Клавиши можно играть в какой угодно комбинации, можно вместе или отдельно, можно одну или несколько (это вы решаете сами)

Играем. В этот момент ребёнок начинает импровизировать (вот, где полёт творческой фантазии, воображения ребят);

^ Какие инструменты ещё можно использовать? (треугольник, румбу, тарелку, маракасы, шумовые). Важно, чтобы при выборе инструмента, ребёнок мог пояснить, что он будет изображать (а может и выражать) своим исполнением.

Высшим пилотажем является такая ситуация, когда ребёнок сам изобретает инструмент, исходя из образа.

Примером этого может служить «звучащая клавиша», которую изобрёл Рома, ученик 3 класса), когда мы создавали образ часов.


«Часы»

В повседневной жизни ребята с ними встречаются постоянно, но задача учителя сделать этот образ необычным. Начинаем беседу с ребятами о том, что характерно для этого образа?что можно звуками изобразить в часах.

Тиканье,

стрелки идут: часовая медленно, минутная – быстрее, секундная – быстро.

Настенные часы бьют, отмечая каждый час.

Мы вместе с детьми уже определили главные партии будущего произведения:

Минутные стрелки;

Секундные стрелки;

Бой часов;

Кукушка в часах.

Минутные: (играют полкласса), как играть, на чём играть, чем играть дети решают сами:


! ! ! ! ! ! ! !


Секундные: (играют полкласса) как играть, на чём играть, чем играть дети решают сами:


! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! !


Что ещё есть в часах такого, что можно изобразить?

- это их бой

Какой инструмент может хорошо показать бой часов?

- металлофон

Какой из них подойдёт лучше?

- металлофон-альт

Почему?

Сравниваем звучание трёх инструментов (металлофон-альт, металлофон-сопрано и клоккен-шпиль).

Могут быть разные варианты

Попутно я люблю «подбрасывать» детям очередную проблему:

Давайте изобразим злые часы;

Давайте изобразим «хулиганистые часы», ленивые часы, шустрые, суетливые и т.д.

Это повод вновь заняться творческой работой.

Интересен такой способ: я задаю детям вопрос – а можно ли часы изобразить без звука? Минутные стрелки, секундные стрелки. Потом идёт усложнение: надо изобразить часы без звука, без использования рук, головы, ног, и в конце - без движения тела (самые находчивые показывают глазами).


«Паровоз»


Современным ребятам он малоизвестен, т. к. в жизни они его не видели, поэтому я напоминаю им о том, что памятник первому паровозу стоит у вокзала. Вспоминаем фильмы и мультфильмы, где ребята могли встретить этот образ.

У. – что можно изобразить в паровозе?

Р. – как звучит гудок, как пыхтит паровоз, выпуская пар, как он набирает ход, как стучат колёса, руками можно показать как работают маховики паровоза, как пассажиры покачиваются в вагонах, изобразить как машинист дёргает ручку гудка.

У. –давайте изобразим гудок, но вы начинаете звучать только когда я дёрну ручку вниз

(я показываю – ребята «гудят»)

Какими звуками мы можем изобразить пыхтение паровоза? («ш-ш-ш», «чух», «ч-ч-ч» или «пых» как предложат ребята);

У. – руками изобразим как работают маховики паровоза (показываю);

Играем

У. – а теперь и руками и со звуком (например «чух»)

Играем

Делимся на группы:

1 ряд (или группа) – гудок

2 ряд – «пых» или «чух» медленно, (впоследствии это будем играть на маракасах)

3 ряд – «пых» или «чух» в 2 раза быстрее (впоследствии это будем играть на)

4 ряд – стук колёс по рельсам.

5 группа – на металлофонах или колокольчиках (глоккен-шпили)

6 группа – на маракасах

  1. группа – на румбах.

Вместе с ребятами составляется исполнительский план будущего произведения:

Что будет сначала, когда начнётся движение;

Сколько остановок будет делать наш паровоз;

Как он будет останавливаться?;

Какое настроение у пассажиров?

Как можно передать это настроение?


«Щелкунчик» (мышиное нашествие)


Несколько слов о сказке Гофмана, об образе мышей, какую роль выполняет этот образ в сказке (зло). В новогоднюю ночь злой мышиный король со своим войском появляется на ёлке, чтобы испортить детям праздник. Ребятам предлагаю найти изобразительные моменты появления мышей, инструменты, которые что-либо могут изобразить:

Так появляются:

Коробочка (тиканье часов) - 1 часть;

Треугольник и клавиша (бой часов) -2 часть;

Трение ладошками (возня мышей) - 3 часть;

Пальчиками по столу, смятой бумагой (скребутся мыши) – 4 часть;

Трещотка (грызут что-либо) – 5 часть.

Учителю необходимо лишь напоминать об образе и задать метр (он является дирижёром классного оркестра).


«Марш деревянных солдатиков»

В «Детском альбоме» у Чайковского этот марш без вступления, а мы решили дописать. Почему? Прежде чем пойти солдаты должны построиться, а как они узнают, когда надо бежать и строиться? (мнения ребят – звучит труба, играет барабан)

Ещё какие инструменты можно использовать? (выбор ребят). Они обычно называют много инструментов, а мы остановимся сегодня на металлофонах и глоккен-шпилях.

Задаём основу: гармония – C-F-A;

Играю метр.

Как можно разнообразить нашу музыку? (мнения ребят):

  • 1 раз громко – потом тихо (как эхо);

  • Сначала мет-ны, потом глоккен-шпили, потом ксилофоны;

  • Сначала 1 инструмент, потом два и так постепенно добавлять инструменты.

  • Потом идёт бой барабана

Потом пошёл сам марш (сначала тихо, потом чуть громче, потом громко и постепенно затихая). Что мы этим показали?


^ Образ Весны.

С чем у нас ассоциируется Весна?

Прежде всего – это звон капели, журчание ручейков, тёплое солнце, проталинки, первая трава, набухающие почки, пение птиц (это говорят дети);

^ Роль учителя – подтолкнуть, направить действия ребят, спровоцировать ситуацию выбора (это основа для детского творчества), чтобы ребёнок размышлял, сопоставлял, делал свой выбор, а не следовал слепо указаниям учителя.

^ Что из всего этого можно изобразить звуками?

Капельки, а ведь они разные, какие капельки ты будешь играть? (редкие, подчёркиваю, что выбор ученик сделал сам);

^ Выбери себе инструмент, на котором ты будешь их играть (выбирает через сравнение звучания разных инструментов, способа игры на них, своего желания, но если он выбор сделал не в пользу образа, моя задача направить, подсказать);

^ Сейчас нам нужен фундамент, на котором мы и будем строить свою музыку

Даю метр и называю клавиши С-Е-G, на которых мы будем играть (это необходимо, чтобы наша музыка не превратилась в кокафонию)

Клавиши можно играть в какой угодно комбинации, можно вместе или отдельно, можно одну или несколько (это вы решаете сами)

Играем. В этот момент ребёнок начинает импровизировать (вот, где полёт творческой фантазии, воображения ребят);


^ Какие инструменты ещё можно использовать? (треугольник, румбу, тарелку, маракасы, шумовые). Важно, чтобы при выборе инструмента, ребёнок мог пояснить, что он будет изображать (а может и выражать) своим исполнением.

Высшим пилотажем является такая ситуация, когда ребёнок сам изобретает инструмент, исходя из образа.

Примером этого может служить «звучащая клавиша», которую изобрёл Рома, ученик 3 класса), когда мы создавали образ часов.


Примерный перечень музыкальных образов для классного оркестра:


Дождик (грустный, радостный, надоедливый);

Часы (добрые, злые, прикольные);

Кукушка (беспечная);

Паровоз (отправляется, едет, останавливается);

Деревянная лошадка (цокот копыт, веселье, танец);

Солнечный зайчик (прыжки, весёлый, светлый);

Рыбка (плеск воды, плывёт, играет);

Водоросли (вода, плавность, качаются, таинственный подводный мир);

Соловей (поёт, летит, поёт, летит, поёт);

Баба – Яга (страшная, бежит, прыгает в ступу, летит, все боятся);

Тройка (топот копыт, звон бубенцов, скольжение саней, восторг);

Мышка (быстрая, юркая, маленькая, пищит, шуршит, грызёт);

Марш деревянных солдатиков (сигнал трубы, чёткие шаги, команды, смелость);

Петухи (прыжки, крик, драчуны, воинственность);

Куры (кудахчут «ко-ко-ко-ко»), клюют пшено, ищут червячка);

Черепаха (медленно ползёт, плавно, мудрая);

Конница (топот копыт, издалека, ближе, рядом с нами, постепенно удаляются);

Ручеёк (звонкий весёлый, быстрый,звенящий);
Ночь (мерцают звёздочки, тихо, таинственно, все спят, светит луна);

Утро (тишина, постепенное пробуждение, восход солнца, естественные звуки природы, пение птиц, распускаются цветочки);

Вечер (постепенное наступление тишины, колыбельная, заход солнца);

Змея (извилистая линия мелодии, шипение, угроза, высокие восточные звуки, покачивание);

Колыбельная (тишина, спокойная, ласковая мелодия, укачивание);

Медведь (низкие, тяжёлые звуки, рычание, неуклюже идёт, остановился, снова пошёл, рядом бежит медвежонок);

На коньках (скольжение, радость, плавность, размеренность);


В заключение я хотел бы сказать, что надо не натаскивать ребят под надуманные стандарты, а воспитывать и развивать их во всех возможных направлениях и сделать это основным направлением деятельности учителя музыки. А что касается стандартов, то он должен быть один – хороший человек, способный решать актуальные задачи современного общества.


Петров В.В. Методист центра повышения квалификации и методической работы г. Магнитогорска, учитель музыки МОУ «СОШ № 58»




Похожие:

Развитие творчества учащихся на занятиях ансамбля музыкальных инструментов из опыта работы учителя музыки высшей категории моу «сош №58» iconИспользование музейных технологий в патриотическом воспитании учащихся из опыта работы учителя высшей категории Локтионовой Г. Н. Моу «сош с. Березово»
И здесь, на мой взгляд, одним из важных средств решения этих задач, является работа школьного музея
Развитие творчества учащихся на занятиях ансамбля музыкальных инструментов из опыта работы учителя музыки высшей категории моу «сош №58» iconОтчет учителя музыки высшей категории Леонида Николаевича Думитреску
Осенняя музыкальная гостиная творческий отчет учителя музыки высшей категории Леонида Николаевича Думитреску
Развитие творчества учащихся на занятиях ансамбля музыкальных инструментов из опыта работы учителя музыки высшей категории моу «сош №58» iconРазвитие музыкально-эстетической культуры у школьников
Из опыта работы Лель Ирины Мечиславовны, учителя музыки моу «Гимназия г. Раменское»
Развитие творчества учащихся на занятиях ансамбля музыкальных инструментов из опыта работы учителя музыки высшей категории моу «сош №58» iconПедагог мбоу дод црт высшей категории Т. Н. Ковалева Формирование личности воспитанника, средствами народной музыки (17-летний опыт ансамбля ложкарей «Былина» црт)
Формирование личности воспитанника, средствами народной музыки (17-летний опыт ансамбля ложкарей «Былина» црт)
Развитие творчества учащихся на занятиях ансамбля музыкальных инструментов из опыта работы учителя музыки высшей категории моу «сош №58» iconСуховой Раисы Владимировны учителя истории и обществознания 1 квалификационной категории мобу «Кулагинская сош»
Обобщение опыта Суховой Раисы Владимировны учителя истории и обществознания 1 квалификационной категории мобу «Кулагинская сош»,...
Развитие творчества учащихся на занятиях ансамбля музыкальных инструментов из опыта работы учителя музыки высшей категории моу «сош №58» iconОбобщение опыта работы учителя высшей квалификационной категории моу «Стародрожжановская средняя общеобразовательная школа№1» Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан Сибгатуллиной Фариды Асхатовны
Года работы в школе. Невольно начинаешь подводить определённые итоги своей педагогической деятельности
Развитие творчества учащихся на занятиях ансамбля музыкальных инструментов из опыта работы учителя музыки высшей категории моу «сош №58» icon«Поле чудес» на внеклассных занятиях по математике в 5-х классах Учитель математики высшей категории моу т-с сош №2 Балахнина Т. Д
Наиболее массовой формой работы с учащимися, проявляющими интерес к математике, является внеклассная работа
Развитие творчества учащихся на занятиях ансамбля музыкальных инструментов из опыта работы учителя музыки высшей категории моу «сош №58» iconУрок музыки в 1 классе. Тема: Музыкальные инструменты
Цель: сформировать у учащихся осознанное представление о классификации народных музыкальных инструментов, вызвать интерес общения...
Развитие творчества учащихся на занятиях ансамбля музыкальных инструментов из опыта работы учителя музыки высшей категории моу «сош №58» iconТестирование как одна из форм контроля
Из опыта работы Пегусовой Риты Вячеславовны, учителя математики высшей квалификационной категории
Развитие творчества учащихся на занятиях ансамбля музыкальных инструментов из опыта работы учителя музыки высшей категории моу «сош №58» iconИсследовательская работа по литературе с учащимися старших классов Из опыта работы учителя русского языка и литературы высшей категории
Обсуждение выбранной темы, постановка цели, задачи и основные направления работы
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы