Анализ Составление плана. 5 класс Прочитайте текст. Д. Н. Ушаков возглавил в 1928 год icon

Анализ Составление плана. 5 класс Прочитайте текст. Д. Н. Ушаков возглавил в 1928 год



НазваниеАнализ Составление плана. 5 класс Прочитайте текст. Д. Н. Ушаков возглавил в 1928 год
Дата конвертации03.10.2013
Размер228.87 Kb.
ТипДокументы
источник

Текст и его анализ

Составление плана. 5 класс

1. Прочитайте текст.

Д.Н.Ушаков возглавил в 1928 году небольшую группу языковедов, которая создала четырёхтомный «Толковый словарь русского языка», чаше и проще называемой словарём Ушакова. Первый его том вышел в 1935 году, последний – в начале 1941 года.

В словаре объяснены значения 85289 слов …

Это первый советский толковый словарь.

Словарь Ушакова тепло встретили. Он быстро стал популярным. Как-то Ушаков шёл домой по Сивцеву Вражку. Его увидели двое школьников. Один из них громко сказал: «Гляди, Ушаков идёт!» А другой возразил: «Ты что, Ушаков – это словарь…»

(Э.Ханпира.)

2. Что вы узнали о словаре Ушакова? Расскажите.

3. Озаглавьте текст.

4. Какие части можно выделить здесь? Как их озаглавить?

5. Какие словари русского языка вы знаете?

6. Подумайте, зачем приводится здесь разговор мальчиков. Какую мысль помогает он выразить?


Текст и его анализ

Составление плана. 6 класс

1. Прочитайте текст.

В Болгарии то и дело можно увидеть магазинную вывеску «Хранителни стоки». Буквально это означает консервы, продукты, которые могут долго храниться.

Я и раньше замечал, что в родственных русскому языку языках иногда слова (многие слова) звучат более первозданно, чем на русском. «Крестословица» вместо «кроссворд»; если болгарин скажет «идите направо», это значит, что надо идти прямо (наше дело правое, то есть правильное, прямое), а «направо» по-болгарски будет «дясно», от десницы (десница – правая рука).

И вот теперь, оказывается, вместо нашего, заимствованного «консервировать», «консервы», у болгар «хранить», «хранителни стоки». Но ведь это означает, что слово «консерватор» не более чем хранитель, охранитель, сохранитель и вовсе не должно нести того отрицательного оттенка, который мы ему придаём.

(В.Солоухин. Камешки на ладони.)

2. Какие русские и болгарские слова сравнивает автор? Какой вывод делает из этого сравнения?

3. Что говорит писатель о слове «консерватор»? Согласны ли вы с его оценкой?

4. Из каких частей состоит заимствованное из английского языка слово «кроссворд»? Как переводятся на русский язык эти части?

5. Озаглавьте текст. Составьте план.

6. Напишите изложение.


Текст и его анализ

1. Прочитайте текст.

В каждом языке есть множество слов, заимствованных из других языков. Много их и в нашем родном языке. Тюркские, немецкие, английские, французские слова в большинстве случаев уже и не воспринимаются у нас как чужие: башлык, башка, таган, вестибюль, футбол, гол, рейд, циркуль, сувенир, круиз, билет, метро… сотни тысяч слов.

Иногда получаются курьёзы (опять-таки французское словечко), наиболее известные из них: шваль, шаромыжник, шалеть (ты что, ошалел, что ли?). Первые два остались у нас от нашествия Наполеона. Шваль – лошадь. Отступающие французы питались дохлыми лошадьми. Слово «шваль» произносилось ими, надо полагать, часто, а у русских крестьян, слышавших это, связывалось в сознании с дохлятиной. Отсюда и шваль. Когда же голодные и оборванные отступающие солдаты просили поесть у тех же русских крестьян, они обращались к ним «шер ами» – «дорогой друг». Отсюда легко допустимо: «Ну, Марья, гляди, опять эти шаромыжники (шер амижники) идут…» Слово «шалеть» пришло, вероятно, через барские усадьбы, жители которых (господа) все говорили по-французски.

Мужики опять же подслушивали: «шалер» – жара… «Шалер» да «шалер», а потом у кого-то и выскочило: «Ты что, ошалел?»

(В.Солоухин. Камешки на ладони.)

2. Из первого абзаца выпишите слова, перечисляемые автором. Определите их происхождение. В нужных случаях обращайтесь к словарю иностранных слов.

3. Расскажите о происхождении слова «шваль».

4. Расскажите о происхождении слова «шаромыжник».

5. Расскажите о значении и происхождении слова «шалеть».

6. Вспомните ещё слова, о происхождении вам известно.

7. Напишите мини-сочинение на тему «Это интересно» (из истории русских слов»). Используйте примеры из этого текста, привлекайте и другие материалы.


Текст и его анализ

1. Прочитайте текст.

Несколько лет назад я возвратился на родину, купил избу в Овсянке, в родном переулке.

В огороде своём я насадил лес и дикие цветы, пытаясь, как все современные люди, приладить природу к себе.

Неохотно приживаются дикие лесные цветы в огороде. Садил, садил орхидеи-венерины башмачки, – прижились они в одном месте, возле стены избушки, растут вяло, цветут уныло. Стародубы под берёзой в тени забора прижились. Весной цвели таёжные цветы густо, сочно. Я склонился над пышной зеленью стародубов, надеясь уловить таинственный запах дремучей тайги. В детстве этот запах тревожил меня, как прикосновение к тайне. От цветка всё ещё веяло древностью. Из древности той вышли мы все из того, что было до нас. И запах древнего таёжного цветка волнует, как весточка из прошлого.

(По В.Астафьеву.)

2. А какие цветы растут в ваших родных краях?

3. Какие из растений, упоминаемых в тексте, знакомы вам?

4. Это отрывок из автобиографической повести В.П.Астафьева «Последний поклон»(Виктор Петрович Астафьев – известный современный русский писатель. Он родом из Сибири, из Красноярского края, из деревни Овсянка. О родных местах писатель с нежностью вспоминал во многих своих произведениях.). В ней автор просто и непринуждённо рассказывает о своём детстве, о близких людях. Найдите в тексте «приметы» разговорной речи.

5. Какова основная мысль текста? Как его можно озаглавить?

6. Напишите изложение.


Композиция текста

1. Прочитайте текст.

Символ вечности

Деревенский дом Пушкина вскоре после смерти поэта дал приют вдове и детям-сиротам. Но он был уже настолько старым и ветхим, что жить в нём было невесело, его все покинули.

И вот в дом въехали другие жильцы. Над камином в кабинете Пушкина устроилась сова, в самом же камине поселилось семейство хомяков… Все они жили здесь, пока старый дом совсем не развалился и на его месте не стали строить новый.

Сто и ещё много лет прошло после смерти Пушкина, но и теперь сова навещает место, где он жил. Каждый год осенью, когда усадьба и роща Михайловского пустеют, она лунными ночами прилетают к дому поэта, садится между двух белёных труб, на коньке высокой кровли, и громко плачет. Именно плачет. Это подметил ещё Пушкин, когда писал:

То ли сон воображенья

Иль плач совы…

В старину русские люди называли сову «сирин – птица вещая». А древние греки и римляне считали её символом вечности. Сова в Михайловском и есть символ вечности великого Пушкина.

(С.Гейченко.)

2. Озаглавьте каждую часть. Полученный план запишите. Перескажите по этому плану текст.

3. Расскажите, как построено произведение.

4. Определите тему и основную мысль текста.

5. Объясните смысл названия. Произведение названо по его теме или по основной мысли?

6. Прямые или переносные значения имеют выделенные слова? Участвуют ли они в соединении частей текста в единое целое? Докажите свою мысль.


^ Композиция текста

1. Прочитайте текст.

Самая известная из гигантских пород собак – доги. Не отстают от догов и знаменитые ирландские волкодавы.

Но общепризнанный великан собачьего мира – коммодор. Средний рост собаки этой породы – восемьдесят сантиметров, но встречаются экземпляры и больше метра. А вообще комодоры берут не ростом, а массой. Внешне они похожи на белых медведей, и даже четырёхмесячные щенки ростом с взрослую овчарку!

Но главное достоинство коммодора – их удивительная шуба: тонкие белые шнуры порой доходят до самой земли.

Работу для себя эти собаки находят сами – могут и за детьми присматривать, и дом охранять, а уж злоумышленнику точно не поздоровится.

2. О чём говорится в тексте? Какова его тема?

3. 2. Озаглавьте каждую часть. Полученный план запишите. Перескажите по этому плану текст.

4. Найдите слова и выражения разговорной речи. Объясните их роль в тексте.


Текст. Функциональные типы речи. Функциональные стили

1. Спишите текст.

Аркадий Иванович подбежал к толпе мальчиков и девочек, схватил за руки и галопом помчался вокруг ёлки. Полы его сюртука развевались. Бегая, он прихватил ещё двоих, потом Никиту, Лилию, Виктора, и, наконец, все дети закружились хороводом вокруг ёлки.

(А.Н.Толстой)

2. Подчеркните глаголы, определите их наклонение, время, вид. Какие действия они выражают: те, которые совершаются одновременно, или те, которые следуют одно за другим?

3. Расскажите о смысловых отношениях между предложениями.

4. Докажите, что перед вами текст.

5. Определите стиль и функциональный тип речи. Объясните ответ.


Текст. Функциональные типы речи. Функциональные стили

1. Спишите текст.

Вот уж снег последний в поле тает,

Тёплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

(А.К.Толстой)

2. Подчеркните глаголы, определите их морфологические признаки.

3. Какие действия обозначают глаголы: те, которые происходят одновременно, или те, которые следуют друг за другом?

4. Какой тип речи – описание или повествование? Объясните ответ, указав на речевые признаки текста.

5. Найдите образное выражение. Докажите, что это метафора.


Текст. Функциональные типы речи. Функциональные стили

1. Спишите текст.

Снег в лесу потемнел. Сначала на нём выступила облетевшая за зиму коричневая хвоя. Потом появилось много сухих сучьев, их наломало бурей ещё в декабре, потом зажелтели прошлогодние палые листья, проступили проталины, и на краю последних сугробов зацвели первые цветы мать – и – мачехи.

(К.Г.Паустовский)

2. Подчеркните глаголы, определите их морфологические признаки.

3. Какими речевыми средствами выражается значение последовательности совершающихся действий?

4. Найдите глаголы, обозначающие начало действия. Как это значение в них выражено?

5. Докажите, что эти предложения являются текстом.

6. Определите функциональный тип речи. Объясните свой ответ.


Текст. Функциональные типы речи. Функциональные стили

1. Внимательно прочитайте текст.

Каждое орудие приносит наивысшую пользу в руках того, кто его как можно глубже изучил, кто им владел как мастер. А мастерски владеть любым из них – стамеской или кистью художника, крошечным чертёжным пером – это значит до тонкостей узнать, как они устроены, из каких частей состоят, как работают и в чём изменяются во время работы, какого обращения с собой требуют.

Из всех орудий язык – самое удивительное и сложное…

(Л.Успенский)

2. К какому стилю речи относится текст?

3. Какой функциональный тип речи здесь использован? Укажите его речевые признаки.

4. Закончите текст.


Текст. Функциональные типы речи. Функциональные стили

1. Спишите текст.

Широкий двор был весь покрыт сияющим, белым, мягким снегом. Синели на нём глубокие человечьи и частые собачьи следы. Каретник, сараи и скотные дворы стояли приземистые, покрытые белыми шапками. Как стеклянные, бежали следы полозьев от дома через весь двор.

(По А.Н.Толстому)

2. Можно ли эту группу предложений считать текстом? Объясните ответ.

3. Какие из этих предложений зависимые по смыслу и какие независимые? Укажите признаки зависимости.

4. Определите смысловые отношения между предложениями.

5. Подчеркните глаголы, определите их наклонение, время, вид. Объясните употребление этих глагольных форм в тексте.

6. Какой это тип речи? Укажите его признаки.


Текст. Функциональные типы речи. Функциональные стили

1. Спишите текст.

Почтенный замок был построен,

Как замки строиться должны:

Отменно прочен и спокоен,

Во вкусе умной старины.

Везде высокие покои,

В гостиной штофные обои,

Царей портреты на стенах,

И печи в пёстрых изразцах.

(А.Пушкин)

2. Докажите, что это описание. Какой это вид описания?

3. Определите «данное» и «новое».

4. Объясните, подобрав синонимы, значения слов покои, изразцы (изразец).

5. Найдите устаревшие слова, объясните их значения, подберите современные синонимы.

6. Найдите образные выражения. Какова их роль в тексте?


Целостный анализ текста

1. Прочитайте внимательно.

Давнее

Всё мне мерещится поле с гречихою,

В маленьком доме сирень на окне,

Ясное-ясное, тихое-тихое

Летнее утро мерещится мне.


Мне вспоминается кляча чубарая,

Аист на крыше, скирды на гумне,

Тёмная-тёмная, старая-старая

Церковка наша мерещится мне.


Чудится мне, будто песню печальную

Мать надо мною поёт в полусне,

Узкая-узкая, дальняя-дальняя

В поле дорога мерещится мне.


Где ж этот дом с оторвавшейся ставнею,

Комната с пёстрым ковром на стене?

Милое-милое, давнее-давнее

Детство моё вспоминается мне.

(Д.Кудрин)

2. Каковы тема и основная мысль стихотворения?

3. Назовите основные объекты описания. Что их объединяет?

4. Каково отношение автора к изображаемому? Как оно выражено?

5. Найдите в каждом четверостишии (строфе) звуковые повторы в конце строк (рифму). Произнесите отдельно созвучную часть в каждой паре. Определите вид рифмовки (смежная, перекрёстная, опоясывающая).

6. Найдите лексические повторы. Выпишите слова, повторяющиеся: а) в каждой отдельной строчке; б) в стихотворении в целом.

7. Прочитайте третью и четвёртую строки первой строфы. Найдите предложения, которые так же (или очень похоже) построены. Это синтаксические повторы.

8. Передайте значение выражений ясное-ясное, тихое-тихое другими словами. Сравните: узкая-узкая – очень узкая; давнее-давнее – очень давнее.

Какие из этих выражений более характерны для разговорной речи? Объясните, с какой целью использованы сдвоенные прилагательные в этом стихотворении.

9. На примере этого текста расскажите о роли речевых повторов.


^ Целостный анализ текста

1. Прочитайте внимательно.

Осень

Веют осенние ветры Странник, стоящий на холме,

В мрачной дубраве; Взором унылым

С шумом на землю валятся Смотрит на бледную осень,

Жёлтые листья. Томно вздыхая.


Поле и сад опустели; Странник печальный, утешься!

Сетуют холмы; ^ Вянет природа

Пение в рощах умолкло – Только на малое время;

Скрылися птички. Всё оживится.


Поздние гуси станицей Всё обновится весною;

К югу стремятся, С гордой улыбкой

Плавным полётом несяся Снова природа восстанет

В горних пределах. В брачной одежде.


Вьются седые туманы ^ Смертный, ах! вянет навеки!

В тихой долине; Старец весною

С дымом в деревне мешаясь, Чувствует хладную зиму

К небу восходят. Ветхия жизни.

(Н.Карамзин)

2. Найдите слова, значение которых вы не знаете. Понятны ли вам эти слова? Что помогает догадаться об их значении?

3.Найдите слова, которые сейчас имеют: а) другое произношение или ударение; б) другое значение.

4. Что в речи стихотворения говорит о том, что оно написано давно, в конце XVIII века?

5. Расскажите о звучании стихотворения: использована ли в нём рифма, какой здесь ритм. Обратите внимание на длину стихотворных строк.

6. Каковы тема и основная мысль стихотворения? Какое оно выражает настроение?

7. Помните ли вы другие стихотворения об осени? Кто их написал? Какие из них и почему вам особенно нравятся?


Целостный анализ текста

1. Прочитайте внимательно.

«В знак доброго начинания и нового столетнего века в царствующем граде Москве … по большим и проезжим улицам, знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от дерев и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых… и чтоб поспело ныне будущего генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению генваря по 7-ый день того же 1700 года».

(Из Указа Петра I 20 декабря 1699 года.)

2. Какова тема этого текста?

3. Этот текст литературный или нелитературный (диалектный, просторечный)? Объясните ответ.

4. К какому функциональному стилю относится текст? Назовите его стилевые признаки.

5. Это текст указа. Какие речевые явления (слова, формы слов) говорят о жанре текста?

6. Найдите речевые явления (слова, формы слов, их расположение, построение предложений), которые говорят о времени создания текста.

7. На примере текста расскажите об изменениях в нашем языке.

8. Как бы звучал этот указ, если бы был издан в наше время? Составьте текст.

9. Вспомните, как праздновали Новый год на Руси раньше, до указа Петра I. Расскажите об этом.


Целостный анализ текста

1. Прочитайте внимательно.


Осень! Летит по дорогам

Осени стужа и стон!

Каркает около стога

Стая озябших ворон.

Скользкой неровной тропою

В зарослях пасмурных ив

Лошадь идёт с водопоя,

Голову вниз опустив.

Мелкий, дремотный, без меры,

Словно из множества сит,

Дождик знобящий и серый

Всё моросит, моросит…

Жнивы, деревья и стены

В мокрых сетях полутьмы

Словно бы ждут перемены –

Чистой, весёлой зимы!

2. Какое настроение выражено в стихотворении? Какие слова, сочетания слов его выражают?

3. О чём это стихотворение (какова его тема)? Какова его основная мысль?

4. Что выражено здесь повтором дождик …всё моросит, моросит?

5. Найдите эпитеты, метафоры, сравнения?

6. Стихотворение начинается и заканчивается восклицательными предложениями. Какие чувства выражены в начале и в конце стихотворения?

7. Докажите, что речь стихотворения выразительная.

8. Какова композиция стихотворения?


Целостный анализ текста

1. Прочитайте внимательно.

Улетают, улетели…

Скоро белые метели

Снег подымут от земли,

Улетают, улетели,

улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще,

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет –

Улетает, улетел!

Лист качается узорный

В синей луже на воде,

Ходит грач с грачихой чёрной

В огороде, по гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетели, улетели,

улетели и грачи.

(Е.Благинина)

2. Какое настроение выражено в стихотворении? Какими словами и выражениями?

3. Каковы тема и основная мысль стихотворения?

4. Сколько здесь получается повтора: а) лексического; б) морфологического; в) синтаксического? Выпишите их.

5. Какую роль играют повторы? Что они выражают?

6. Что обозначает здесь слово «полощет»? Подберите к нему синонимы.

7. Как вы понимаете выражение осыпаясь, пожелтели солнца редкие лучи? Можно ли считать его образным? В прямом или переносном значении употреблены выделенные слова?


^ Целостный анализ текста

1. Спишите.

Стоял в лесу дуб. Толстый-претолстый, старый-престарый.

Прилетел Дятел пёстрый, шапка красная, носом тук-постук – выстукал, выслушал и давай дырку долбить. Долбил-долбил, долбил-долбил – выдолбил глубокое дупло. Летом в нём прожил, детей вывел и улетел.

(В.Бианки)

2. Какие слова и выражения характерны для разговорной речи? Какова их роль в тексте?

3. Подчеркните все случаи повтора – лексического, морфологического и синтаксического. Объясните их роль в тексте.

4. Сделайте морфемный анализ выделенных слов. Объясните значение приставки вы -. Почему использовано сразу несколько глаголов с этой приставкой?

5. Это начало более крупного текста. Текст какого жанра может так начинаться – рассказ или сказка? Придумайте продолжение.


^ Целостный анализ текста

1. Прочитайте внимательно.

Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел. Только через неделю удалось наконец установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста.

Это был кот, потерявший всякую совесть, кот – бродяга и бандит. Звали его за глаза Ворюгой.

Он воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Однажды он даже разрыл в чулане жестяную банку с червями. Их он не съел, но на разрытую банку сбежались куры и склевали весь наш запас червей.

Объевшиеся куры лежали на солнце и стонали. Мы ходили около них и ругались, но рыбная ловля всё равно была сорвана.

(К.Паустовский)

2. Как относится автор к своему герою? Какие слова и предложения помогают понять это отношение?

3. Как можно озаглавить текст?

4. Докажите, что это текст художественного стиля: охарактеризуйте речевую ситуацию, укажите основные стилевые черты, средства создания выразительности.

5. Найдите лексические повторы, объясните их роль.

6. Может быть, вы читали этот рассказ Паустовского? Вспомните, что случилось дальше. Расскажите.


Целостный анализ текста

1. Прочитайте внимательно.

На рябине, что росла у забора, неведомо откуда появилась белка. Распушив хвост, она сидела в развилке ствола и глядела на почерневшие гроздья, которые качались под ветром на тонких ветвях.

Белка побежала по стволу и повисла на ветке, качнулась – перепрыгнула через забор. Она держала во рту гроздь рябины.

Быстро пробежала по забору, а потом спряталась за столбик, выставив наружу только свой пышный, воздушный хвост.

2. Какова тема этого текста?

3. Озаглавьте текст по его теме.

4. К какому функциональному стилю относится текст? Объясните ответ: определите речевую ситуацию, задачи общения и языковые средства.

5. Какой тип речи здесь преобладает? Укажите его признаки.

6. Выпишите глаголы, определите их морфологические признаки, объясните их роль в тексте.

7. Объясните значение слов пышный, воздушный (хвост). Подберите к ним синонимы.


Целостный анализ текста

1. Прочитайте внимательно.

Однажды возле ледостава облетела село весть, будто возле моста, в полынье, плавают гуси и не улетают.

Всей оравой прибежали мы на реку и сразу увидели гусей.

Полынья сделалась совсем маленькой. Там, где вода выбуривала тугим змеиным клубком и кипела так, словно её подогревали снизу громадным костром, ещё оставалось тёмное, яростное окно. И в этом окне металось по кругу ошалевшая, усталая и голодная стайка гусей. Чуть впереди плавала дородная гусыня и время от времени тревожно вскрикивала. Иногда она подплывала к хрупкому припаю, врезалась в него грудью, пыталась выбраться на лёд и вывести весь табун.

Внезапно одного гуся отделило течением от стайки, подхватило и понесло к краю полыньи. Он поворачивается навстречу струе грудью, пытался одолеть течение, но его тащило и тащило. А когда пригнало ко льду, он закричал отчаянно. Мать бросилась на крик, ударяя крыльями по воде, но молодого гуся притеснило к краю льда, свалило на бок, и он беленьким комочком мелькнул под припаем, как под стеклом, и исчез навсегда.

Гусыня кричала долго и с такой печалью, что у нас спины коробило.

(По В.Астафьеву)

2. Определите тему текста и его основную мысль.

3. Придумайте название. Можно предложить разные варианты.

4. Прочитайте третий абзац. Представили вы то, о чём рассказал автор? Какие слова и выражения помогают словно увидеть происходящее? Как называется речь, которая словно изображает то, о чём говорится?

5. Найдите в этом абзаце сравнения. Как они выражены? Какую роль играют в тексте?

6. Какой тип речи использован в этом абзаце? Объясните ответ.

7. Почитайте четвёртый абзац. Какие слова и обороты выражают отношение автора к трагическому событию и создают эмоциональность речи?

8. Какой тип речи использован в этом абзаце?

9. Докажите, что это текст художественный?

10. Придумайте продолжение текста – как ребятам удалось спасти гусей.

11. Подумайте, как могли попасть домашние гуси в полынью. Расскажите.


Целостный анализ текста

1. Спишите.

В июле

В полях созрел ячмень,

Он радует меня!

Брожу я целый день

По волнам ячменя.

Смеётся мне июль,

Кивают мне поля,

И облако – как тюль,

И солнце жжёт, паля.

(И.Северянин)

2. Определите функциональный тип речи. Укажите признаки, по которым вы его узнали.

3. Подчеркните слова с переносным значением. Какой приём они помогают создать?

4. Найдите явное сравнение и скрытое (метафору).

5. Найдите глаголы, определите их морфологические признаки. Объясните употребление форм времени.

6. Стихотворение называется «В июле». Оно так названо по теме или по основной мысли?


Целостный анализ текста

1. Прочитайте внимательно.

Пока я дремал, набежавший ветер расслоил тучи. И к длинной, в полнеба, щели прильнул немигающий глаз солнца, будто желая подсмотреть: стоит ему завтра сиять или спрятаться ещё на денёк? Вверху же висела радуга – огромная, расцвеченная пёстрыми лентами арка.

Я никогда не видел радуги поздней осенью. А такой пышной и праздничной, как эта, не приходилось видеть даже летом.

(По Е.Носову)

2. К какому функциональному стилю относится текст? Ответ мотивируйте.

3. Смогли вы представить то, о чём рассказал автор? Какие приёмы он использовал, чтобы мы словно увидели изображённое?

4. Выразительна ли речь данного текста? Укажите средства выразительности.

5. Найдите слова и выражения разговорной речи. Какова их роль?

6. Озаглавьте текст. Постарайтесь дать заглавие интересное, яркое.


Целостный анализ текста

1. Прочитайте внимательно.

Листобой

Ночью задул листобой – холодный октябрьский ветер. Он пришёл с севера, из тундры, уже прихваченный льдом, с берегов Печоры.

Листобой завывал в печной трубе, шевелил на крыше осиновую щепу, бил, трепал деревья, и слышно было, как покорно шелестели они, сбрасывая листья.

Раскрытая форточка билась о раму, скрипела ржавыми петлями. С порывами ветра в комнату летели листья берёзы, растущей под окном.

К утру берёза эта уже была раскрыта настежь. Сквозь ветки её текли и текли холодные струи листобоя, чётко обозначенные в сером небе битым порхающим листом.

Паутина, растянутая в ёлочках строгим пауком-крестовиком, была полна берёзовых листьев. Сам хозяин её уже скрылся куда-то, а она всё набухала листьями, повисая, как сеть, полная лещей.

(Ю.Коваль)

2. К какому функциональному стилю относится текст? Укажите его стилевые признаки.

3. Какие типы речи (описание, повествование, рассуждение) есть в тексте, какой из них преобладает? Объясните ответ, указав речевые признаки каждого типа речи.

4. Раскрытая форточка билась о раму – берёза была раскрыта настежь. Определите морфологические и синтаксические различия выделенных слов. Определите их лексические значения. В чём вы видите их различия? Объясните ответ.

5. Выпишите слова с переносным значением. Подумайте, почему их так много. Какова их роль в тексте?

6. Найдите слова и выражения, которые помогают воспринимать листобой как живое существо. Определите вид тропа.

7. Деревья …покорно шелестели; строгий паук-крестовик. Какой приём здесь использован?

8. Понравился ли вам текст? Напишите о нём краткий отзыв.




Похожие:

Анализ Составление плана. 5 класс Прочитайте текст. Д. Н. Ушаков возглавил в 1928 год iconЭкзаменационные вопросы по английскому языку 9 класс билет прочитайте текст "a dangerous Place" и ответьте на вопросы к тексту: What is this text about?
Прочитайте текст “Robin Hood” и выскажитесь по проблеме, затронутой в тексте. Аргументируйте Вашу точку зрения
Анализ Составление плана. 5 класс Прочитайте текст. Д. Н. Ушаков возглавил в 1928 год iconПлан заседаний актива доо «патриот»
Начало учебного года. Организационное собрание. Составление списков новичков Объединения. Составления примерного плана работы на...
Анализ Составление плана. 5 класс Прочитайте текст. Д. Н. Ушаков возглавил в 1928 год iconАнализ текста. Прочитайте текст и определите его тему и основную мысль. Что хотел передать нам
Прочитайте текст и определите его тему и основную мысль. Что хотел передать нам
Анализ Составление плана. 5 класс Прочитайте текст. Д. Н. Ушаков возглавил в 1928 год iconI. Деятельность образовательного учреждения в 2011-2012 учебном году
Составление календарного плана работы на учебный год; составление комплексной целевой программы по реализации задач на 2011-2012...
Анализ Составление плана. 5 класс Прочитайте текст. Д. Н. Ушаков возглавил в 1928 год iconПамятка по литературе. 2 Класс
Прочитайте текст, заметьте слова и выражения, при чтении которых допущены ошибки
Анализ Составление плана. 5 класс Прочитайте текст. Д. Н. Ушаков возглавил в 1928 год iconБилеты по английскому языку 9 класс Билет №1
Прочитайте текст и выскажитесь по проблеме, затронутой в тексте. Аргументируйте вашу точку зрения
Анализ Составление плана. 5 класс Прочитайте текст. Д. Н. Ушаков возглавил в 1928 год iconПамятка по работе с текстом. Обществознание
Внимательно прочитайте текст первый раз, затем прочитайте вопросы 1 и 2, выделите в тексте фрагменты, в которых содержится информация...
Анализ Составление плана. 5 класс Прочитайте текст. Д. Н. Ушаков возглавил в 1928 год iconЗадание 1 Прочитайте текст. Преобразуйте слова, напечатанные заглавными буквами после номеров 1 – 7
Прочитайте текст. Преобразуйте слова, напечатанные заглавными буквами после номеров 1 – 7 так, чтобы они грамматически и лексически...
Анализ Составление плана. 5 класс Прочитайте текст. Д. Н. Ушаков возглавил в 1928 год iconТесты по русскому языку. 8 класс 8 класс. Тест №1 Прочитайте текст и выполните задания А1 А4 и В1 В6
Той осенью Левитан особенно увлёкся пастелью. (2) Эти, казалось бы, такие неподатливые и хрупкие мелки в его руках становились послушными....
Анализ Составление плана. 5 класс Прочитайте текст. Д. Н. Ушаков возглавил в 1928 год iconДиректор мбоу казачинской сош
Анализ выполнения входных контрольных работ по предметам русский язык и математика 4, 9, 11 классы, составление плана ликвидации...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы